УДК 911.5(470.51) Л. Р. Терентьева
ПЕЙЗАЖНЫЕ комплексы УДМУРТИИ
Приводится типизация пейзажных комплексов Удмуртии, основанная на сравнении подходов для определения эстетической ценности ландшафтов.
Ключевые слова: культурный ландшафт, пейзажный комплекс, пейзаж, композиция пейзажа.
В последние годы предметом повышенного интереса в географической науке стал «культурный ландшафт», привлекающий внимание не только как предмет изучения, но и как понятие, имеющее три определения.
В традициях русской географической науки оно означает «хороший» антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.
Местность, которая в течение длительного исторического периода являлась местом обитания определенной группы людей - носителей специфических культурных ценностей.
Это ландшафт, в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от поколения к поколению в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта [2].
В работах А. Г. Исаченко (2003), В. Л. Каганского (2008) Е. Ю. Колбовско-го (2006), Ф. Н. Милькова (1973), В. А. Николаева (2003) и др., посвященных культурному ландшафту, разрабатываются научно-географические подходы к его изучению [3; 4; 5; 6; 7].
Эти научно-географические подходы имеют много общего. Большинство известных подходов обязательно включают следующие аспекты:
- сопоставление культурного и природного ландшафта;
- культурный ландшафт как единство природных и культурных компонентов;
_Л. Р. Терентьева
- существенная зависимость человеческой деятельности от природной основы;
- активное взаимодействие человеческой деятельности и природной среды;
- существенное преобразование этой деятельностью природного ландшафта,
- пространственная структура культурного ландшафта,
- наличие функций культурного ландшафта в культуре.
В то же время ряд аспектов присущ только некоторым подходам, и среди них такие, как:
- эстетический (эстетика и дизайн ландшафта);
- этический;
- синтетически-ценностный (сотворчество человека и природы).
Общность набора подходов для рассмотрения ландшафта важна - это атрибут
единства ландшафта как научного предмета, но из этого не следует единство ответов. Наиболее разительны расхождения по вопросам: какой именно компонент культурного ландшафта является ведущим - природный или антропогенный, и всякое ли антропогенное воздействие является фактором, формирующим культурный ландшафт [4].
Все аспекты могут иметь разные варианты, трактоваться и пониматься по-разному, поэтому и подходы разнообразны, что затрудняет их систематизацию.
В нашем случае мы рассматриваем культурный ландшафт как эстетический элемент окружающей среды с его ценностями, образами, эстетикой, дизайном, так как только культурный ландшафт может быть предметом дизайна и эстетического восприятия, и тогда на первый план выходят такие понятия, как «эстетика ландшафта», «пейзаж» и «пейзажный комплекс».
В основе эстетического восприятия ландшафта лежит чувственный акт его постижения ( в нем участвуют и зрение, и слух, и обоняние, и осязание), то есть это сложный процесс, в котором сочетаются сенсорные способности как врожденные, интуитивные, так и приобретенные личностью в ходе воспитания, образования и социального развития.
Эстетическое восприятие по отношению к ландшафту выполняет как познавательную, так и оценочную функцию, которая осуществляется через созерцание. Пейзаж - не только внешний облик ландшафта или вид местности, но прежде всего художественный облик природы, тесно связанный с такими понятиями, как красота и гармония [7].
Эстетика ландшафта зародилась и развивается в рамках научного ланд-шафтоведения, где все компоненты ландшафта подлежат систематизации, классификации и, наконец, картированию. Для этого разрабатываются разнообразные оценочные приемы, в том числе и для эстетической оценки ландшафтов и пейзажей, и пейзажных комплексов Удмуртии [1; 8]. Нами тоже была предпринята попытка эстетически оценить ландшафты Удмуртии, чтобы затем перейти к выделению непосредственно пейзажей и пейзажных комплексов.
На первом этапе были выбраны критерии, которые изначально анализируют проявление в ландшафте объективных критериев эстетичности, кроющихся в его физических характеристиках. На втором этапе получены количественные
Пейзажные комплексы Удмуртии_
характеристики, доказывающие эстетическую привлекательность ландшафта. Для этого использовалась топографическая карта Удмуртии масштаба 1: 200 000, программы MapInfo Professional 9.0 и ArcView GIS 3.2a, в которых велись расчеты и создавались тематические карты.
Наиболее значимыми в формировании облика ландшафта являются рельеф и растительность. Причем рельеф - это ведущий компонент, определяющий основные черты ландшафта. Он воспринимается как ядро композиции. В предлагаемой классификации большее внимание уделено этим двум компонентам. Водные объекты имеют локальное распространение, достаточно редки и однозначно повышают эстетические свойства ландшафта.
На основе объективных признаков были выделены следующие критерии оценки:
Для рельефа:
1) общий характер рельефа территории и господствующий тип форм рельефа;
2) морфометрия - количественные характеристики рельефа:
- абсолютные высоты (максимум и минимум);
- расчлененность вертикальная и горизонтальная. Увеличение расчлененности в целом повышает аттрактивность поверхности.
- крутизна склонов - уклоны земной поверхности определяют величину горизонтального и вертикального углов восприятия пейзажей.
- экспозиция склонов, именно от этого фактора зависит степень открытости горизонта, (а следовательно, и освещенность ландшафта), условия увлажнения, дренажа и т.д.
3) наличие уникальных форм рельефа - повышают эстетические свойства ландшафта.
Для растительности:
1) коэффициент залесенности и длина опушки на 1 кв. км. Надо отметить, что чистолесные ландшафты обычно менее привлекательны, чем частично залесенные, поэтому был введен такой показатель, как отношение длины опушки к площади территории;
2) породный состав (видоразнообразие). Породный состав леса имеет значение для его эстетической ценности лишь в ближней перспективе; в дальней же - породный состав леса теряет свое значение и основную роль уже играют очертания леса и площадь, которую он занимает.
Для водных объектов. С позиций эстетической роли водных объектов в пейзаже значение имеют:
- размер (лучше не очень большой, чтобы охватить его взглядом);
- удаленность от наблюдателя (чем ближе, тем лучше);
- очертания берегов;
- характер течения и т.д.
Антропогенная деятельность:
1) хозяйственная деятельность человека (обилие поселков, с/х земель);
2) памятная деятельность человека (наличие исторических мест, мест обрядов, охраняемых территорий).
_Л. Р. Терентьева
И, наконец, ландшафтное разнообразие - определяет многообразие зрительных образов и контрастность (непохожесть друг на друга) ландшафтов, которая в свою очередь определяется высокой концентрацией типологически разных ландшафтов на относительно небольшой территории.
Сравнив полученные результаты с уже имеющимися [1; 8], мы пришли к выводу, что для выделения типов пейзажных комплексов наряду с вышеназванными критериями необходимо учитывать чувственный аспект, и здесь на первый план должны выйти элементы пейзажной композиции, способствующие чувственному восприятию окружающей природы и передающие эмоциональность пейзажа. К композиционным составляющим пейзажей относятся элементы пейзажа, пейзажные сюжеты, собственно пейзажи и пейзажные мотивы. По сложности композиционного устройства различаются пейзажи односюжетные, двухсюжетные, трехсюжетные и многосюжетные. Композиции, в свою очередь, подразделяются по глубине видовой перспективы: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная. Кроме того, пейзаж может быть заполнен композиционными акцентами - узлами (горная вершина, храм и т.п.), осями (река, дорога и т.п.), кулисами (ветви деревьев, склоны гор и т.п.). Большое значение для созерцания пейзажа имеет выбор точки его обзора (пейзажный подступ), дающей определенный ракурс обозрения, глубину и объемность пейзажной перспективы. Структурированное соотношение элементов и акцентов пейзажной композиции и разнообразие точек пейзажного обзора должны лечь в основу решения проблемы эмоциональности пейзажа.
С учетом вышесказанного, можно заключить, что на территории Удмуртии выделяются следующие типы и подтипы пейзажных комплексов:
1) речные береговые и придолинные:
- береговые крупных рек,
- придолинные полосы средних и малых рек;
2) холмистые:
- останцово-холмистые,
- грядово-холмистые,
- долинно-холмистые.
Для данных пейзажных комплексов характерны преобладание многосюжетных пейзажей объемной и глубинно-пространственной перспективы, а также пейзажные подступы секторного и панорамного обзора средней и дальней перспективы. Названные комплексы имеют уникальную особенность - «эффект обратной перспективы»: компоненты ландшафта могут быть как композиционным элементом, так и пейзажным подступом (точкой пейзажного обзора);
3) равнинно-лесные:
- лесные опушки,
- лесные пущи,
- лесистые речные;
4) равнинно-сельскохозяйственные.
Для данных пейзажных комплексов характерно преобладание односюжет-ных и двухсюжетных пейзажей с фронтальной перспективой, а также пейзажные подступы узкого и секторного обзора ближайшей и средней перспективы.
Пейзажные комплексы Удмуртии_
Однако нельзя упускать из виду, что пейзаж связан прежде всего субъективным восприятием, мотивированным воспитанием индивида, традициями социальной общности, социальным статусом, возрастом и, наконец, готовностью к психо-эмоциональному переживанию природы. Это задача дальнейшей работы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Беляева С. А., Стурман В. И. Ландшафты Удмуртии, их эстетическая ценность и потенциал эколого-экономической конфликтности // Вест. Удм. ун-та. Сер. Науки о земле. 2006. № 11. С. 15-29.
2. Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. 2001. № 1. С. 7-14.
3. Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. 2003. Т. 135. № 1. С. 5-16.
4. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: НЛО, 2001.
5. Колбовский Е. Ю. Ландшафтоведение: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: ИЦ «Академия», 2006. 480 с.
6. Мильков А. Г. Человек и ландшафт: очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973. 224 с.
7. Николаев В. А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн ландшафта: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 176 с.
8. Саранча М. А. Потенциал и организация развития туристско-рекреационной деятельности в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 195 с.
Поступила в редакцию 17.01.2012
L. R. Terentyeva
Scenary complexes of Udmurtia
Some types of scenary complexes of Udmurtia are gevin in the article. It's based a the comparison methods of ethsetic value of some landscapes.
Keywords: cultural landscape, scenary complex, scenary composition.
Терентьева Любовь Раисовна,
кандидат географических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
г. Ижевск E-mail: [email protected]
Terentyeva Lyubov Raisovna,
Candidate of Science (Geography), associate professor,
Udmurt State University Izhevsk
E-mail: [email protected]