Научная статья на тему 'ПЕЙЗАЖИ ХРИСТИАНА ВИЛЬГЕЛЬМА ЭРНСТА ДИТРИХА ИЗ ПЕТЕРГОФСКОГО ПАВИЛЬОНА «ЭРМИТАЖ». К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ'

ПЕЙЗАЖИ ХРИСТИАНА ВИЛЬГЕЛЬМА ЭРНСТА ДИТРИХА ИЗ ПЕТЕРГОФСКОГО ПАВИЛЬОНА «ЭРМИТАЖ». К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVIII век / Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих / немецкая живопись XVIII века / пейзаж / история коллекционирования / Екатерина II / Иоганн Эрнст Гоцковский / Петергоф / павильон Эрмитаж / реставрация масляной живописи. / 18th century / Christian Wilhelm Ernst Dietrich / German painting of the 18th century / landscape / history of collecting / Catherine II / Johann Ernst Gotzkowsky / Peterhof / Hermitage Pavilion / restoration of the oil painting.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Якобсон Мария Владимировна, Марченко Елена Константиновна

Исследование посвящено происхождению, истории бытования и реставрации парных пейзажей немецкого художника Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха. До 1764 года они входили в многочисленную группу произведений, приобретенных Иоганном Эрнстом Гоцковским для прусского короля Фридриха II. В дальнейшем картины были проданы русской императрице Екатерине II и легли в основу коллекции Эрмитажа. В статье рассмотрены вопросы, связанные с методикой реставрации, в результате которой были выявлены старые маркировки, позволившие идентифицировать рассматриваемые произведения с записями в старых инвентарях Эрмитажа и дворцов Петергофа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Якобсон Мария Владимировна, Марченко Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO LANDSCAPES BY CHRISTIAN WILHELM ERNST DIETRICH FROM THE HERMITAGE PAVILION IN PETERHOF. ON THE ISSUE OF EXISTENCE AND RESTORATION

The paper examines provenance, history and restoration of two original landscape compositions by an 18th-century German painter Christian Wilhelm Ernst Dietrich. Until 1764 they were a part of a large group of works acquired by Johann Ernst Gotzkowski for the Prussian King Frederick II. Subsequently, the paintings were sold to the Russian Empress Catherine II and formed the basis of the Hermitage collection. The article sheds light on issues of restoration methodology, which revealed old markings thus making it possible to identify the works in question with entries in the old inventories of the Hermitage and the Peterhof palaces.

Текст научной работы на тему «ПЕЙЗАЖИ ХРИСТИАНА ВИЛЬГЕЛЬМА ЭРНСТА ДИТРИХА ИЗ ПЕТЕРГОФСКОГО ПАВИЛЬОНА «ЭРМИТАЖ». К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ»

УДК 75.03; 75.025

DOI: 10.24412/2686-7443-2024-1/2-131-136

Якобсон Мария Владимировна, хранитель музейных предметов фонда «Живопись». ГМЗ «Петергоф». Россия, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Разводная, д. 2, 198516. [email protected]. ORCID 0000-0002-8886-9768

Марченко Елена Константиновна, заведующий сектором реставрации живописи и графики, художник-реставратор I категории. ГМЗ «Петергоф». Россия, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Разводная, д. 2, 198516. [email protected]

Jakobson, Marija Vladimirovna, curator of the painting collection. Peterhof State Museum-Reserve, 2 Razvodnaya str., 198516 Peterhof, St. Petersburg, Russian Federation. [email protected]. ORCID 0000-0002-8886-9768

Marchenko, Elena Konstantinovna, head ofthe Painting and Graphic Works Restoration Department, restorer of the 1st category. Peterhof State Museum-Reserve, 2 Razvodnaya str., 198516 Peterhof, St. Petersburg, Russian Federation. [email protected]

ПЕЙЗАЖИ ХРИСТИАНА ВИЛЬГЕЛЬМА ЭРНСТА ДИТРИХА ИЗ ПЕТЕРГОФСКОГО ПАВИЛЬОНА «ЭРМИТАЖ». К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ

TWO LANDSCAPES BY CHRISTIAN WILHELM ERNST DIETRICH FROM THE HERMITAGE PAVILION IN PETERHOF. ON THE ISSUE OF EXISTENCE AND RESTORATION

Аннотация. Исследование посвящено происхождению, истории бытования и реставрации парных пейзажей немецкого художника Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха. До 1764 года они входили в многочисленную группу произведений, приобретенных Иоганном Эрнстом Гоцковским для прусского короля Фридриха II. В дальнейшем картины были проданы русской императрице Екатерине II и легли в основу коллекции Эрмитажа. В статье рассмотрены вопросы, связанные с методикой реставрации, в результате которой были выявлены старые маркировки, позволившие идентифицировать рассматриваемые произведения с записями в старых инвентарях Эрмитажа и дворцов Петергофа.

Ключевые слова: XVIII век, Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих, немецкая живопись XVIII века, пейзаж, история коллекционирования, Екатерина II, Иоганн Эрнст Гоцковский, Петергоф, павильон Эрмитаж, реставрация масляной живописи.

Abstract. The paper examines provenance, history and restoration of two original landscape compositions by an 18th-century German painter Christian Wilhelm Ernst Dietrich. Until 1764 they were a part of a large group of works acquired by Johann Ernst Gotzkowski for the Prussian King Frederick II. Subsequently, the paintings were sold to the Russian Empress Catherine II and formed the basis of the Hermitage collection. The article sheds light on issues of restoration methodology, which revealed old markings thus making it possible to identify the works in question with entries in the old inventories of the Hermitage and the Peterhof palaces.

Keywords: 18th century, Christian Wilhelm Ernst Dietrich, German painting of the 18th century, landscape; history of collecting, Catherine II, Johann Ernst Gotzkowsky, Peterhof, Hermitage pavilion, restoration of the oil painting.

Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих (Christian Wilhelm Ernst Dietrich, 1712-1774) — Ernst Dietrich, 1712—1774) — немецкий живописец, автор композиций на религиозные и исторические сюжеты, пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен. Родился в семье потомственных живописцев. Его дед, Иоганн Эрнст Ренч, служил придворным художником при Веймарском дворе, а отец - Иоганн Георг Дитрих - был миниатюристом при дворе рейхсфюрстов Шварцбург-Рудольштадтских [15, c. 11; 18, p. 259]. Первоначальное художественное образование Дитрих получил в мастерской своего отца, в 1724 году в возрасте 12 лет переехал в Дрезден, где продолжил обучение под руководством пейзажиста Иоганна Александра Тиле. В его мастерской начинающий живописец познакомился с выдающимся итальянским художником Бернардо Белотто. Многообещающие способности Дитриха обратили на себя внимание саксонского курфюрста Августа Сильного, который доверил попечение о завершении его образования своему министру графу Г. фон Брюлю [11, c. 7]. Последний направил молодого живописца в поездку в Нидерланды и Италию с целью ознакомления с лучшими художественными собраниями. Копируя произведения наиболее почитаемых в то время мастеров, Рембрандта, Тициана, Адриана ван Остаде,

Себастьяно Риччи, Антуана Ватто, Сальватора Розы, Дитрих добился непревзойденной точности в имитации их манеры, чем снискал всеевропейскую известность. Наибольшее влияние на формирование собственной живописной манеры Дитриха оказало знакомство с пейзажами итальянских мастеров. По словам искусствоведа М. П. Гарловой, в Италии он «овладел мастерством композиции, освоил решение пространственных задач, технику передачи атмосферных эффектов и создания настроения с помощью самых скупых художественных средств» [15, с. 15]. Вернувшись в Дрезден, Дитрих получил должность придворного живописца. В 1748 году был назначен директором Дрезденской картинной галереи, также выполнял работы по реставрации произведений из коллекции саксонского курфюрста, короля польского Августа III, что позволяло более детально изучить технику старых мастеров, в особенности -голландцев.

Работы Дитриха, созданные под влиянием голландских мастеров XVII века, впоследствии получили высокую оценку знатоков и любителей искусства, считавших его картины наглядным проявлением принципа Христиана Людвига фон Хагедорна, который заключался не в том, чтобы брать из голландской живописи все самое лучшее —

Илл. 3. Снимок видимой люминесценции под воздействием УФ-лучей картины «Горный пейзаж с замком». ГМЗ «Петергоф», Инв. № ПДМП 606-ж.

Илл. 2. Х. В. Э. Дитрих. Горный пейзаж с замком, середина XVIII в. ГМЗ «Петергоф», Инв. № ПДМП 606-ж.

Илл. 4. Фрагмент реставрационной наставки на картине «Горный пейзаж с замком». ГМЗ «Петергоф», Инв. № ПДМП 605-ж.

умение создавать загадочную светотень, точность в деталях, близость к натуре — но, отринув грубость композиции, резкие контрасты освещения и темный колорит, создавать совершенные произведения [12, с. 17].

Живописное наследие Х. В. Э. Дитриха обширно. Среди его работ встречаются картины, написанные в историческом, мифологическом, бытовом жанрах, художником создана целая галерея портретов и так называемых «голов», однако более всего его живописный талант проявился в пейзаже. Не случайно И. И. Винкельман называл Дитриха «Рафаэлем в пейзаже» [17, с. 2339].

Пейзажи из коллекции петергофского павильона «Эрмитаж»1 (илл. 1, 2) выполнены в изящной, тонкой манере, гладкими сплавленными мазками. Подробно прописаны детали кряжистых валунов, прозрачная падающая вода, нежные оттенки зелени, гармонично переходящие друг в друга. Небольшие фигурки изображенных персонажей подчеркивают величие горных утесов, покрытых лиственным лесом, помогают прочувствовать глубину окружающего их пространства. Каждая группа — миниатюрный сюжет, взывающий к фантазии зрителя. О чем беседуют мужчина и женщина, уединившиеся на фоне журчащего водопада? Каков улов рыбаков, сидящих на каменном мысу? Обе композиции Дитриха, расположенные в рядом в шпалерной развеске петергофского Эрмитажа и объединенные изображением романтической горной местности, находят продолжение друг в друге, продлевая неспешное повествование.

Предположительно, при их создании художник вдохновлялся творчеством голландского живописца Филипса Ваувермана (Wouwerman, Philips, 1619—1668), картины которого мог видеть в собрании Дрезденской картинной галереи. Мотив отвесной скалы, покрытой густым лесом, с расположенным на вершине романтическим замком, встречавшийся в творчестве Ваувермана, созвучен рассматриваемым композициям из петергофской коллекции. Также в процессе исследования было установлено, что Дитрих, имитируя живописную манеру голландского художника, использовал традиционные для XVIII века средства: свинцовые белила, берлинскую лазурь, неаполитанскую желтую.

Ранняя история картин связана с именем берлинского негоцианта Иоганна Эрнста Гоцковского (Gotzkowsky, Johann Ernst, 1710-1775). Во второй половине 1750-х годов он собирал коллекцию живописи по поручению Фридриха II. Пейзажи Дитриха вошли в группу, насчитывавшую более 300 произведений западноевропейских художников, которые прусский король не смог выкупить из-за финансовых трудностей, вызванных Семилетней войной. В результате коллекция была предложена императрице Екатерине II. В 1764 году многочисленное собрание, включавшее имена таких крупных мастеров, как Рафаэль, Гвидо Рени, Рубенс, Ван Дейк, Франс Халс, Якоб Йорданс и др., поступило в Санкт-Петербург и легло в основу императорской коллекции Эрмитажа.

Первое упоминание пейзажей Дитриха в источниках было обнаружено в описи картин И. Э. Гоцковского, составленной Матиасом Эстеррайхом. Под №№ 4502 и 4513 сделана следующая запись: «Два очень изысканных пейзажа» [13, с. 434; 14, с. 430]. Предположение об их принадлежности Гоцковскому было выдвинуто ранее К. В. Малиновским [13, с. 434] и Е. В. Рис [16, s. 233], однако только сейчас можно об этом говорить утвердительно - в процессе реставрации в левых нижних углах под слоем старых записей были выявлены указанные номера.

Дальнейшая история бытования пейзажей прослеживается по каталогам эрмитажных картин Миниха (№№ 1391-1392)4 [1, л. 401] и Ф.И. Лабенского (№№ 2478-2479)5 [2, л. 23 об.]. На протяжении сорока пяти лет они находились в галерее Императорского Эрмитажа пока картины не отправили в 1809 году в Петергоф в составе 117 полотен, предназначенных для восстановления шпалерной развески павильона «Эрмитаж», уничтоженной пожаром 1808 года. В «Реестре живописным картинам, взятым из кладовых Эрмитажа и помещенным в Приморском Эрмитаже...» пейзажи указаны под №№ 36-376: «36. Дитрих. Пейзаж с водопадом.

Выш 5 3/4 верш. Шир 7 У4 верш. на холсте. 37. Дитрих. Пейзаж, украшенный фигурами. Выш 5 / верш. Шир 7 У4 верш. на холсте» [3, л. 24 об]. Приведенные сведения дублируются в «Реестре картинам, находящимся в разных Петергофских дворцах, как-то: в Голландских домиках, в Марлинском Дворце, в Эрмитаже и в Верхнем дворце», составленном Францем Ивановичем Лабенским не ранее 1809 года [5, л. 14]. Следующая инвентарная запись о картинах Дитриха была сделана в 1861 году в «Описи Эрмитажным картинам, находящимся в Петергофе в Приморском Эрмитаже» (№№ 458-459)7 [4, л. 3].

В 1918 году дворцы и парки Петергофа были музеефицированы, а в 1926 году была проведена первая инвентаризация, в результате которой предметам присвоили новые инвентарные номера - 58-Э и 59-Э [6, л. 12, 12 об]. В годы Второй Мировой войны картины эвакуировали в Новосибирск. После освобождения Петродворца от немецкой оккупации в 1944 году, павильон «Эрмитаж» стал первым музеем, распахнувшим свои двери для посетителей. Но парные пейзажи Дитриха были возвращены на историческое место в шпалерную развеску павильона «Эрмитаж» вместе с другими произведениями только в 1956 году.

В 2021 году началась масштабная реконструкция павильона «Эрмитаж», и картины передали в реставрационные мастерские музея для прохождения комплексной реставрации8. В ходе визуального осмотра было зафиксировано следующее состояние сохранности: картины дублированы на холст полотняного плетения, тыльная сторона дублировочного холста покрыта неравномерным плотным слоем пигмента - суриком. Холсты натянуты на старые реставрационные подрамники. На планках подрамников и дублировочных холстов с тыльной стороны прослеживаются хранительские номера и надписи. Авторские кромки отсутствуют. Однако по периметру картин кромка среза авторского холста не видна - торцы срезов ровные, виден грунт светлого оттенка. Это позволило выдвинуть предположение о том, что реставрационный холст не дублировочный, а переводной.

По живописной поверхности прослеживался приподнятый кракелюр мелкой и средней сетки, на углах -диагональный. На изображении неба, на участках светлого тона, видны многочисленные очаги сседания красочного слоя, на участках с присутствием темных пигментов - разрывы красочного слоя. Живописный слой сильно потерт, особенно пострадало изображение деревьев на фоне неба. По периметру просматривались мелкие утраты красочного слоя и грунта. На поверхности картин с лицевой стороны была видна плотная, пожелтевшая неравномерная мутная лаковая пленка, сильно искажавшая авторский колорит. Потемневшие, изменившиеся в цвете и тоне записи, перекрывали значительные области изображения.

Перед началом реставрации были проведены исследования пигментов методом рентгенфлуоресцентного анализа, фотофиксация в прямом и боковом свете, в УФ-лучах, микрохимические исследования лаковых слоев.

В процессе исследования поверхности красочного слоя парных картин в видимой люминесценции под воздействием УФ-лучей установлено, что изображение покрыто плотным слоем неравномерно светящегося лака с активной степенью свечения люминесценции зеленоватого оттенка. Выявлены реставрационные тонировки и записи разного качества, имеющие к тому же разновременной характер: самые поздние, лежащие поверх лаковой пленки, выглядели черными по тону и цвету. Разновременные записи, находящиеся между слоями, в свете видимой люминесценции смотрелись почти идентичными остальной живописной поверхности. Записи различались между собой по цвету, технике наложения пигментов и фактуре.

Наиболее выраженные записи были выявлены на изображении неба на картине под инв. № ПДМП 606-ж. Выполненные поверх поздних подгрунтовок, они имели слишком холодный тон, отличающийся от основного тона авторской живописи. На фотографии, сделанной в УФ-лучах, записи видны благодаря характерному темному цвету, что

позволяет отнести их ко времени последней реставрации (илл. 3).

Рентгенфлуоресцентный анализ образцов зеленого и желтого цвета позволил установить в их составе смальту, неаполитанскую желтую, а также киноварь [8, с. 7-8]. Наличие смесевых пигментов при создании зеленых оттенков косвенно указывает на немецких живописцев XVIII века, которые в этом заметно уступали мастерам голландской школы XVII века, достигавших потрясающих колористических результатов путем сложного оптического смешения синих и коричневых пигментов [12, с. 174]. В процессе реставрации дополнительно проводились микрохимические исследования лаковых слоев, показавшие, что в состав покрывного лака входят: смесь канифоли с мастиксом [8, с. 6]; верхний реставрационный слой — даммара [7, с. 6]. После проведения исследования разработана методика утоньшения и выравнивания сильно пожелтевшей лаковой пленки, удаления разновременных потемневших записей и поздних тонировок.

В процессе регенерации разновременных слоев покрывного лака удалось устранить участки разложения и помутнения, при этом усилился эффект его неравномерности. На следующем этапе было проведено утоньшение и выравнивание лака по всей поверхности двух картин с одновременным удалением поздних, плотно проложенных записей и тонировок, лежащих на лаковом покрытии и широко перекрывающих авторскую живопись.

После удаления многочисленных, хаотично разбросанных записей на изображении неба на картине под инв. № ПДМП 606-ж было установлено, что под ними находятся жесткие перелевкаски, перекрывающие уровень авторского красочного слоя. После их удаления стало очевидно, что утраты авторской живописи незначительны. Плотность нанесения краски, а также участки с перелевкасками на изображении неба, возможно, обуславливалось «замятостью» авторской живописи, неровной поверхностью подлинника и наличием мелких утрат и осыпей красочного слоя и грунта, возникших в результате механического повреждения.

Продолжая работы по удалению поздних записей на изображении пейзажа второго плана, а также в нижнем левом углу на изображении растительности, обнаружились следы воздействия химических реактивов, спровоцировавших размытость красочных слоев, возникших, вероятно, при переводе картины со старого холста на новый. Известно, что в середине XVIII века художники практиковали этот реставрационный метод, позволявший продлить жизнь памятников с обветшавшей или поврежденной основой. Наиболее ярким примером является перевод с дерева на медь эрмитажной картины Л.К. Кранаха Младшего «Христос и блудница»9, осуществленный Л.К. Пфандцельтом в 1768 году [10, с. 67]. В процессе перевода могли использовать агрессивные химические составы, «пережигавшие» авторский холст [9, с. 55]. Характер повреждений красочного слоя пейзажей Дитриха дает основания предположить, что и в данном случае использовались химические составы. При исследовании грунта с помощью стереоскопического микроскопа МБС-10 было определено, что нижележащий

объемный слой — переводной масляный грунт белого цвета с волокнами серпянки; на нем лежит плотный слой темно-серого цвета; следующий слой болюсного оттенка — авторский грунт. Также были обнаружены следы красной сигнальной краски (киновари) на обеих картинах, которые дают основание для выдвинутого ранее предположения о том, что тонкий реставрационный холст, покрытый с тыльной стороны суриком, является переводным, а не дублировочным.

При удалении сильно потемневших записей по нижнему краю картины под инв. № ПДМП 605-ж была обнаружена надставка (10 мм), пристыкованная к авторской живописи, по которой была выполнена живопись значительно темнее авторского колорита и отличающая по манере письма. Визуальный осмотр показал, что надставка неправильной формы являлась фрагментом другого полотна (илл. 4). При этом на второй картине надставка отсутствует. Эта находка стала причиной поисков ответа на вопрос о времени ее возникновения, так как в старых каталогах (Гоцковского, Миниха и Лабенского) размеры картин идентичны. Точный ответ нам неизвестен, но можно предположить, что за 45-летний период нахождения в Эрмитаже они могли получить повреждения от воздействия влаги, плесени, в результате чего и возникла необходимость перевода на новую основу, а в случае с пейзажем (инв. № ПДМП 605-ж) — еще и установки небольшой надставки. Вероятнее всего, эти реставрационные мероприятия выполнены в период подготовки картин к размещению в шпалерной развеске петергофского павильона «Эрмитаж» в 1809 году. Дело в том, что аналогичная практика восполнения утрат холста отмечена также на картине Д. Тенирса «Пейзаж с замком у реки» (Инв. № ПДМП 655-ж), на которой в процессе реставрации была обнаружена заплата, фигурно вырезанная из другой картины. Учитывая время создания, хорошую связь с авторским и дублировочным холстами, реставрационным советом ГМЗ «Петергоф» было принято решение надставку оставить.

В результате удаления плотно проложенных записей и поздних потемневших тонировок, выявилась более светлая, гармоничная светотеневая моделировка пейзажа, переданная красками на основе охр, зеленого, голубого пигментов, умбры и свинцовых белил. Кроме того, в нижних углах пейзажей были обнаружены старые инвентарные номера: на картине (Инв. № ПДМП 605-ж) они оказались в лучшей сохранности, тогда как на втором полотне (Инв. № ПДМП 606-ж) прослеживались попытки их удаления химическими реактивами, и только после этого номера затонировали. Поскольку старые маркировки являются важным признаком бытования произведений, они были сохранены на лицевой стороне красочного слоя.

Реставрация картин была окончена осенью 2022 года. Летом 2023 года обновленный павильон «Эрмитаж» открыл свои двери перед посетителями. Парные пейзажи Х. В. Э. Дитриха, вызывавшие восхищенные отзывы знатоков XVIII века («Это произведение написано с большим умом и вкусом»)10, возвращены на свое историческое место на южной стене петергофского павильона, и сегодня доставляют удовольствие ценителям живописи вновь раскрытым изысканным авторским колоритом.

Примечания:

1 Х.В.Э. Дитрих. Горный пейзаж с замком, середина XVIII в. (Инв. № ПДМП 605-ж - холст, масло; 25,0 х 32,0 см; Инв. № ПДМП 606-ж - холст, масло; 26,0 х 32,0 см; ГМЗ «Петергоф»).

2 Номеру соответствует картина с инв. № ПДМП 606-ж.

3 Номеру соответствует картина с инв. № ПДМП 605-ж.

4 N.° 1391. Chrétien Guillaume Dietrich. Païsage et Chute d'eau. Il est orné de plusieurs figures et dans le lointain parait un Chateau Sur une montagne. Ce morceau est peint avec beaucoup d'intelligence et de goût. Sur toile. H.t 5 3/4. V. L. 7 У4. V. Pend.t du N.° 1392; N.° 1392. Chrétien Guillaume Dietrich. Païsage orné de Figures. On y voit une Chute d'eau, plusieurs figures, un troupeau de moutons et au pied d'une montagne, une maison de paysan. Il n'est pas moins joli que son pendant. Sur toile. H .t 5 /. V. Large 7 У4. V. Pend.t du N.° 1391 [1, л. 401].

5 № 2478. Дидрих. Пейзаж с водопадом. Выш: 5 / верш.; шир. 7 У4 верш.; № 2479. Дидрих. Пейзаж. Украшен фигурами. Выш: 5 /4 верш.; шир. 7 У4 верш. Запись на полях: «В Петергоф[ском] Эрмитаже 20 ноября 1809» [2, л. 23, 23об].

6 Номера выявлены под записями в левых нижних углах картин.

7 Номера, выполненные красной краской, также обнаружены во время реставрации в правых нижних углах картин.

8 Реставрационные работы проведены заведующим сектором реставрации живописи и графики, художником-реставратором I категории ГМЗ «Петергоф» Е. К. Марченко.

9 Государственный Эрмитаж, Инв. № ГЭ 3673.

10 Фр. - Ce morceau est peint avec beaucoup d'intelligence et de goût [1, л. 401]. Список литературы:

1. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. I. Оп. VI а. Д. 85. Catalogue raisonné des Tableaux qui se trouvent dans les galeries, Salions et Cabinets du Palais Impérial de S.t Petersbourg, commencé en 1773 et continué jusqu'en 1783.

2.Архив Государственного Эрмитажа. Ф. I. Оп. 6 А. Д. 87. Т. 2. Каталог картинам, хранящемся в Императорской галерее Эрмитажа, в Таврическом и Мраморном дворцах. 1797.

3. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. I. Оп. 2. Д. 2. Опись 117 картинам, поступившим в Петергофский Эрмитаж для его убранства после пожара 1808 г. 1809.

4. Архив ГМЗ «Петергоф». ПДМП 6153-ар. Опись эрмитажным картинам, находящимся в Приморском Эрмитаже. 1861.

5. Архив ГМЗ «Петергоф». ПДМП 7194-ар. Опись картин, находящихся в Голландском домике, дворце Марли, дворце Эрмитаж и Большом петергофском дворце. 1889-1918.

6. Архив ГМЗ «Петергоф». ПДМП 7630-ар. Опись вещей, находящихся в павильоне Эрмитаж в Петергофе. 1926.

7. Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. Р 20. Оп. 1. Ч. 3. Паспорт реставрации (краткая форма) памятника истории и культуры (движимого). ГМЗ «Петергоф». ПДМП 605-ж. 2021. 16 стр.

8. Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. Р 20. Оп. 1. Ч. 3. Паспорт реставрации (краткая форма) памятника истории и культуры (движимого). ГМЗ «Петергоф». ПДМП 606-ж. 2021. 16 стр.

9. Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов. Л. : «Художник РСФСР», 1989. 160 с.

10. Георги И.Г. Эрмитаж Ея Императорскаго Величества / И.Г. Георги; коммент. под ред. М.О. Дединкина // Эрмитаж Ея Импе-раторскаго Величества: каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. 318 с.

11. Знакомое неизвестное: Живопись Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии, Швеции XV - начала XIX века из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина: каталог выставки. М.: Издательство ГМИИ им. Пушкина. 2010. 40 с.

12. Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии (вопросы стиля и технологии). М.: Институт Наследия. 2002. 258 с.

13. МалиновскийК.В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. СПб.: Крига, 2012. 534 с.

14. Первый каталог картинной галереи Эрмитажа. Т.1. Ч. I (№1-651) / авт. ст. С.О. Андросов., М.Ф. Коршунова., Е.В. Рис. СПб.: Издательство ГЭ. 2018. 472 с.

15. Художник всех школ. Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих: каталог выставки / М.П. Гарлова, А.О. Ларионов, С.С. Орехов. СПб.: Издательство ГЭ. 2012. 148 с.

16. Ris E. Eremitage aus Berlin. Die Gemäldesammlung von Johann Ernst Gotzkowsky als Grundstock der Bildergalerie der russischen Zarin Katharina II. in St. Petersburg: PhD Thesis. Freie Universität Berlin. 2016. Bd.1. 294 S.

17. Schniewind-MichelР. C.W.E. Dietrich — Ein Raphael der Landschaftsmalerei // Weltkunst. Bd. 59. № 17. 1989.

18. Thieme U., Becker F. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Bd. 9. Leipzig: E. A. Seemann, 1913. 618 p.

References:

Aleshin, A.B. (1989) Restavratsiia stankovoi maslianoi zhivopisi v Rossii. Razvitie printsipov i metodov [Restoration of Easel Oil Painting in Russia. Development of Principles and Methods]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ. (in Russian)

Androsov, S.O., Korshunova, M.F., Ris, E.V. (2018) Pervyj katalog kartinnoj galerei Jermitazha. Tom.1. Chast' I (№1-651) [The First Catalog of the Hermitage Art Gallery. Vol.1. Part I (No. 1-651)]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian) Dedinkin, M. O., Men'shikova, M. L. (2014) Ermitazh Eia Imperatorskago Velichestva. Katalog vystavki [The Hermitage of Her Imperial Majesty. Exhibition Catalog]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian)

Garlova, M.P., Larionov, A.O., Orehov, S.S. (2012) Hudozhnik vseh shkol. Hristian Vil'gel'm Jernst Ditrih. Katalog vystavki [Artist of All Schools. Christian Wilhelm Ernst Dietrich. Exhibition Catalog]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian) Maksimova, T. V. (2002) Gollandskie zhivopiscy XVII veka i ih nemeckie imitatory v XVIII stoletii (voprosy stilja i tehnologii) [Dutch Painters of the 17th Century and Their German Imitators in the 18th Century (Questions of Style and Technology)]. Moscow: Russian Heritage Institute Publ. (in Russian)

Malinovskij, K. V. (2012) Istorija kollekcionirovanija zhivopisi v Sankt-Peterburge v XVIII veke [The History of Collecting Paintings in St. Petersburg in the 18th Century]. Saint Petersburg: Kriga Publ. (in Russian)

Ris, E. (2016) 'Eremitage aus Berlin. Die Gemäldesammlung von Johann Ernst Gotzkowsky als Grundstock der Bildergalerie der russischen Zarin Katharina II. in St. Petersburg': PhD Thesis. Freie Universität Berlin. 1 Band. (in German)

Savinskaja, L.Ju. (2010) Znakomoe neizvestnoe: Zhivopis'Germanii, Avstrii, Shvejcarii, Danii,Norvegii, ShveciiXV — nachalaXIXveka iz fondov GMII im. A.S. Pushkina. Katalog vystavki [The Familiar Unknown: Paintings of Germany, Austria, Switzerland, Denmark, Norway, Sweden of the 15th — early 19th century from the Funds of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Exhibition Catalog]. Moscow: The Pushkin State Museum of Fine Arts Publ. (in Russian)

Schniewind-Michel, Р. (1989) 'C.W.E. Dietrich — Ein Raphael der Landschaftsmalerei', Weltkunst, 17 (59). (in German)

Thieme, U., Becker, F. (1913) Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, Bd. 9. Leipzig: E. A.

Seemann (in German)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.