УДК 7.034
DOI: 10.24412/2686-7443-2024-1/2-120-130
Сясина Татьяна Сергеевна, заведующий сектором «Собственная дача». Государственный музей-заповедник «Петергоф». Россия, Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Разводная, д. 2, 198516. [email protected]
Макашова Елена Алексеевна, хранитель музейных предметов (в экспозиции). Государственный музей-заповедник «Петергоф». Россия, Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Разводная, д. 2, 198516. [email protected]
Syasina, Tatyana Sergeevna, head of "Sobstvennaya dacha" department. State Museum-Reserve "Peterhof". 2 Razvodnaya str., Peterhof, 198516 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]
Makashova, Elena Alekseevna, curator. State Museum-Reserve "Peterhof'. 2 Razvodnaya str., Peterhof, 198516 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]
ПАВИЛЬОН КАТАЛЬНОЙ ГОРКИ В ОРАНИЕНБАУМЕ: ПРИНЦИПЫ РЕСТАВРАЦИИ И МУЗЕЕФИКАЦИИ
THE ROLLER COASTER PAVILION IN ORANIENBAUM: RESTORATION AND MUSEUMFICATION PRINCIPLES
Аннотация. Статья посвящена реставрации, музеефикации и созданию экспозиции Павильона Катальной горки в Ораниенбауме. В работе освещены проблемы, с которыми пришлось столкнуться при создании проекта приспособления памятника, основные принципы, методики и современные технологии реставрации, проанализированы исторические источники и иконографический материал. Отдельное внимание уделено формированию интерьерных экспозиций, в том числе - Фарфорового кабинета.
Ключевые слова: Ораниенбаум, Павильон Катальной горки, Антонио Ринальди, реставрация, музеефикация, экспозиция, рококо, температурно-влажностный режим, реставрационные методики, Фарфоровый кабинет.
Abstract. The article deals with restoration, museumfication and exhibition principles of the Roller Coaster Pavilion in Oranienbaum. It fully covers the main problems of the project creation, principles, methods and modern technologies of restoration. In addition, it describes the construction of the interior exhibitions, including the Porcelain Room.
Keywords: Oranienbaum, Roller Coaster Pavilion, Antonio Rinaldi, restoration, preservation, museumification, rococo, temperature and humidity control, restoration procedures, Porcelain Room.
Павильон Катальной горки - часть грандиозного увеселительного комплекса, возведенного в Ораниенбауме по проекту Антонио Ринальди. Призванные удивлять и развлекать, Катальные горы с Павильоном являлись архитектурной доминантой дворцово-паркового ансамбля «Собственная дача» - первой резиденции, построенной императрицей Екатериной II в России. Создание такого «аттракциона» восходило к популярной еще во времена императрицы Анны Иоанновны традиции зимнего катания с ледяных гор. Во второй половине XVIII века по чертежам инженера А.К. Нартова был сконструирован непосредственно сам механизм машины для катания и последующего подъема колясок катальных гор - в Царском селе и в Ораниенбауме. Строительство горы в Царском селе было осуществлено по проекту Ф. Растрелли в 1753 - 1757 годах для императрицы Елизаветы Петровны. Чуть позже, в 1757 - 1774 годах, по заказу великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II, зодчим А. Ринальди была возведена Катальная гора в Ораниенбауме1.
Благодаря дошедшим до нас альбому А. Ринальди [2] и аксонометрическим планам 1775 года, выполненным французским картографом и графиком П. А. де Сент-Илером [1; 19], можно представить весь масштаб и грандиозность задуманного в Ораниенбауме. «Гора для полетов», как это сооружение называли в то время2, была летней и кроме скатов включала в себя крытую колоннаду высотой 6,5 метров, по которой можно было совершать прогулки не только внутри, но и на террасах. С верхних галерей перед гуляющими открывалась впечатляющая перспектива (длина горы была
более 530 метров), несущиеся с ошеломляющей скоростью тележки и великолепный сад с его лабиринтами, павильонами и беседками. Горы и галереи были разобраны в середине XIX века, а изящный трехэтажный павильон, созданный как неотъемлемая часть горы, сохранился до нашего времени.
Парадные интерьеры, предназначенные для торжественных приемов, - Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, а также лестница и Вестибюль -сохранили как общий художественный замысел, так и отделку 1760-1770-х годов. В оформлении этих залов принимали участие ведущие итальянские мастера, работавшие в то время в России. Это живописцы Серафино Бароцци и Стефано Торелли, штукатурных дел мастера Гаэтано Спинелли и Альберто Джани. Полы Круглого зала, Вестибюля и Штукатурного кабинета облицованы стюком3. В настоящее время Павильон - единственный в России памятник архитектуры XVIII века, сохранивший отделку полов искусственным мрамором.
Настоящей жемчужиной среди этих интерьеров по праву можно назвать созданный по задумке Екатерины Фарфоровый или «Обезьяний» кабинет. На полочках-консолях в виде фигурок экзотичных для того времени обезьян и «заморских» птиц располагались сорок фарфоровых групп, в аллегорической форме прославляющих победу в Русско-турецкой войне и императрицу Екатерину II -вдохновительницу триумфа. Фигуры были выполнены специально для этого интерьера на Мейсенской фарфоровой мануфактуре по моделям И.И. Кендлера и М.В. Асье в 17721775 годах [20, с. 58]. Во второй половине XIX века фигуры
Илл. 1. Павильон Катальной горки. Восточный фасад. Фотография авторов.
были перевезены в Большой Ораниенбаумский дворец, а Павильон последующими владельцами стал использоваться для камерного времяпрепровождения. Несмотря на многочисленные поновления XIX века, период забвения 1920-1930-х гг., войну и тяжелое состояние в послевоенное время в павильоне сохранилось не только первоначальное архитектурно-пространственное решение, но и общий авторский замысел отделки интерьеров.
Музей в Павильоне Катальной горки после продолжительных реставрационных работ был открыт в 1959 году [8, л. 42], но в 2009 году в связи с тяжелым состоянием художественной отделки экспозицию пришлось закрыть. В течение последующего десятилетнего периода консервации перед сотрудниками встала главная задача: определиться с концепцией музеефикации и приспособления павильона под нужды музея, а также разработать методики борьбы с первопричинами разрушений. Восстановление памятника мирового значения требовало исключительного подхода при выполнении консервационно-реставрационных работ с использованием новейших материалов и современных технологий.
В первую очередь, были составлены исторические справки по интерьерам и по реставрации павильона, проведенной в 1950-х гг., а также в 1995-2002 гг. На основании полученных данных о состоянии сохранности первоначальной отделки, подробного анализа иконографического материала было принято решение ориентироваться при музеефикации объекта на XVIII столетие. В результате в 2015 году ООО «Архитектурно-реставрационной мастерской «Рест» (главный архитектор проекта В.Д. Голуб) при участии главного
архитектора ГМЗ «Петергоф» С.А. Павлова и научных сотрудников музея был разработан проект реставрации павильона. Работы в павильоне Катальной горки проводились подрядной организацией АО «Ренессанс-Реставрация» в течение трех лет, с 2019 по 2022 годы.
Приспособление памятника под нужды современного музея
Здание XVIII века, парадные залы которого не были электрифицированы и оснащены сигнализацией и видеонаблюдением, не отвечало требованиям современного музея. Из-за отсутствия отопления оно сильно страдало от сезонных перепадов температуры и влажности.
Для сохранения исторической отделки и правильной эксплуатации Павильона были разработаны отдельные проекты охранной, пожарной сигнализаций, видеонаблюдения и электроснабжения. Также необходимо было создать систему «управляемого климата». Сложная многоярусная конструкция памятника и подлинная отделка интерьеров не позволяли установить водяное отопление, а работа вентиляционного отопительного оборудования повлияла бы на сохранность искусственного мрамора XVIII столетия4. Главным примером был Китайский дворец, который в ходе реставрационных работ с 2009 года позально был введен в режим электрического консервационного отопления с последующим плавным повышением температуры до необходимых значений. Здесь с помощью специальной компьютерной программы Siemens Desigo Insight можно регулировать значения температуры в зависимости от погодных условий, а также осуществлять круглосуточный мониторинг показаний датчиков температуры и влажности.
Илл. 2. П.А. де Сент-Илер. Аксонометрический чертеж Катальной горы в Ораниенбауме. 1774-1779. Чернила, бумага, тушь, картон, акварель, ткань. ГМЗ «Петергоф».
В Павильоне Катальной горки система климат-контроля была устроена по схожему принципу с приспособлением под конкретные нужды объекта. Сейчас в залах первого и второго этажей в зимний сезон устанавливаются переносные электрические конвекторы, управляемые с компьютера, и увлажнители, а в теплое время года - осушители. Климат цокольного этажа, где наиболее остро стоял вопрос повышенной влажности, поддерживается круглогодично с помощью электрического теплого пола с возможностью точной регулировки температуры. Кроме того, в функционал компьютерной программы была включена вентиляция с управлением отдельно по этажам, что особенно важно для цокольного этажа, где затруднено проветривание.
Для организации «управляемого климата» было необходимо произвести ремонт водоотведения и водосливной системы, созданных в XVIII-XIX веках, включая отмостку,
а также замену оконных и дверных заполнений. В отличие от Китайского дворца, где в XIX веке для утепления была установлена вторая нитка остекления и ставни, в Павильоне Катальной горки оформление проемов в тот период не претерпело изменений, но в годы Великой Отечественной войны исторические окна-двери были полностью утрачены. В связи с этим, чтобы не повредить живописные откосы, было принято решение воссоздать одинарные деревянные окна-двери с исторической расстекловкой XVIII века [3], но при этом для сохранения тепла и защиты от солнца установить однокамерные стеклопакеты с защитой от ультрафиолетовых лучей. Аналогом для воссоздания утраченных5 шпингалетов, петель и ручек послужила оригинальная фурнитура Китайского дворца, выполненная по рисункам А. Ринальди6.
Благодаря плавному введению здания в режим отопления с поддержанием температуры в первую зиму
Илл. 3. Кухня. Вид на восточную стену. 2023. Фотография авторов.
Илл. 4. Круглый зал. Вид на северную часть интерьера. 2023. Фотография авторов. Илл. 5. Штукатурный кабинет. Вид на северо-восточный угол. 2023. Фотография авторов.
реставрационных работ на уровне не выше 140 С, во вторую -15-160 С, удалось не только избежать изменений сохранности исторической отделки, но и постепенно высушить стены, благодаря чему показания относительной влажности воздуха составили 55-65% (в отсутствие отопления влажность в холодное время года достигала 80-95%). В настоящее время в Павильоне налажен стабильный круглосуточный и круглогодичный температурно-влажностный режим, при котором ^ составляет 17-180, ОВВ - 55-60%, что соответствует требованиям музейной инструкции. Это позволило впервые в истории открыть музей для посещения зимой.
Музеефикация, реставрация и принципы создания экспозиции
В ходе разработки концепции музеефикации будущая экспозиция была поделена на три зоны (по этажам) с формированием нового маршрута прохода посетителей7. Вход в музей был организован в цокольном этаже, в обширных помещениях которого в XVIII веке располагался т.н. «погреб» для хранения продуктов и вина. Именно здесь стало возможным оборудовать гардероб, туалеты, билетную кассу и служебные помещения, а также лестницу на I этаж Павильона на месте бывшего подъемного механизма (не сохранился). В центральном зале площадью 115 м2 размещена вводная экспозиция, повествующая не только о бытовании памятника, но и о несохранившейся Катальной горе. Стены экспозиционного пространства, полностью расчищенные в ходе реставрации от позднего штукатурного слоя, демонстрируют прекрасный образец кирпичной кладки XVIII в.
Иначе ситуация обстояла с реставрацией служебных комнат екатерининского периода - Кухни и Буфетной, расположенных на первом этаже. Историческая отделка такого рода бытовых помещений всегда имеет большие утраты. До нашего времени сохранился первоначальный пол, выложенный лещадными плитами8, и вытяжной колпак печи в Кухне. Сами печи были разобраны в середине XX века (предположительно, в 1940-е гг.)9. Благодаря иконографическим описаниям [18, л. 62 об.; 10, с. 41; 16, лл. 4-7; 6, л. 30], раскрытию в ходе натурных исследований сохранившихся дымоходов и следам поздней реставрации (после разбора печей) в раскладке плит лещадного пола стало возможным установить размер печей и реконструировать их на историческом месте. Кроме того, удалось обосновать первоначальное колористическое решение Кухни и Буфетной. В самом раннем упоминании, относящемся ко второй половине XIX в. [18, л. 62 об.], во всех помещениях зафиксирован белый цвет стен. Однако в ходе расчисток были обнаружены первоначальные колера: светло-зеленый в Кухне и желтовато-бежевый в Буфетной, - которые были воссозданы. Анализ описей посуды [17], а также исторических изображений подобных помещений позволил организовать предметный поиск и закупку недостающей кухонной утвари. Благодаря содействию Центра подводных исследований Русского географического общества экспозиция пополнилась редкими предметами быта XVIII в. Впервые за период существования в Павильоне музея была воссоздана обстановка хозяйственных комнат того времени.
В парадных залах, сохранивших во многом первоначальный облик, в 1950-х гг. была проведена комплексная реставрация под руководством М.М. Плотникова, в результате которой были воссозданы значительные утраты отделки10. Однако технические возможности и реставрационные методы того времени не позволили выполнить все поставленные задачи. Сегодня, благодаря проведенным тщательным натурным исследованиям: послойным расчисткам, химическому анализу найденных пигментов, составленным картограммам раскладки цветов, а также новым разработанным методикам реставрации, -удалось не только приблизиться к первоначальному облику Павильона, но и сохранить, связав воедино, все произошедшие за годы бытования изменения.
К началу реставрационных работ наилучшая сохранность из декоративного оформления XVIII века была зафиксирована у пола из искусственного мрамора11. В
Круглом зале, Штукатурном кабинете, а также на верхней и промежуточной площадках Парадной лестницы отделка подобного рода сохранилась на 90 % всей площади12. Вследствие этого реставраторами были применены консервационные методы без значительных внедрений в памятник. Крупные незакрепленные фрагменты были вновь установлены на места, трещины замастикованы, а незначительные утраты восполнены. В ходе работ поверхности пола удалось вернуть характерную зеркальную гладкость.
В 1950-е гг. при шлифовке пола исторический слой искусственного мрамора, изначально неоднородный по толщине, был дополнительно уменьшен [8, лл. 29-30]. В связи с этим прочность, присущая данному материалу, стала недостаточной для постоянной эксплуатации в условиях работы музея. Опыт по защите исторического напольного покрытия с возможностью его демонстрации имелся у ГМЗ «Царское Село»: силами ООО «Царскосельская янтарная мастерская» был разработан проект стеклянного настила для паркета Лионского зала Екатерининского дворца. Этой же мастерской совместно со службой главного архитектора ГМЗ «Петергоф» был реализован новый проект с учетом особенностей Павильона Катальной горки, который позволил обеспечить сохранность уникального пола.
Одной из основных задач в ходе реставрации стало определение колеров XVIII века. Благодаря послойным расчисткам были установлены первоначальные цвета не только интерьеров, но и фасада здания13. В XVIII столетии цвет визуально объединял интерьер парадной лестницы и обходные галереи Павильона, поэтому найденный внутри исторический голубой колер был утвержден как основной цвет фасадов памятника.
На момент начала работ отделка Штукатурного кабинета (наименование XVIII века) представляла собой симбиоз XVIII и XIX веков. Колористическое решение стен соответствовало названию XIX столетия, когда интерьер именовался Белым кабинетом, а о первоначальном облике свидетельствовали только подлинные камин и пол из искусственного мрамора холодных оттенков нежно-бирюзового и жемчужно-розового. В ходе послойных расчисток потолка и стен был обнаружен один из этих цветов. На нижней панели северной стены сохранились остатки штукатурной накрывки с пигментом бирюзового более глубокого оттенка, который также присутствовал в рисунке пола, но в качестве акцента, а не основного цвета. Анализ композиции рисунка пола, а также опыт реставрации Штукатурного покоя в Китайском дворце (со сходной отделкой и лучшей сохранностью) позволили определиться с чередованием колеров в окраске, составить исторически обоснованную картограмму цветового соотношения и восстановить первоначальные цвета отделки интерьера.
Одни и те же оттенки в декоре стен и потолка в сочетании с гладкой, почти зеркальной фактурой пола словно поддерживают невесомость тончайшей намазной лепки Альберто Джани, сподвижника Антонио Ринальди. Всё это создает совершенно особый целостный облик интерьера, наполненного воздухом и звенящей свежестью, присущими стилю рококо.
В отличие от почти монохромной отделки Штукатурного кабинета, главным художественным элементом Круглого зала являются орнаментальные росписи Серафино Бароцци. В наибольшей степени оригинальная живопись сохранилась на плафоне купольного свода и стенах, а на падугах потолка значительная часть росписи была утрачена вместе со штукатурным слоем и воссоздана в 1950-е гг. Расчистки, произведенные на сохранившейся северо-западной части падуги, на границе с новым штукатурным слоем, показали наличие более ранней живописи аналогичного рисунка [9].
За время своего бытования в силу различных причин14 росписи на стенах потеряли насыщенность красок и четкость линий. Данная проблема не была решена в 1950-е гг. В настоящее время реставрация сохранившейся авторской живописи подразумевала разработку новой методики, в которую входило укрепление, микологическая обработка и
Илл. 9. Схема расстановки фигур в Фарфоровом кабинете. Южная и северная стены. Автор схемы Е.А. Макашова.
Илл. 10. Схема расстановки фигур в Фарфоровом кабинете. Западная и восточная стены. Автор схемы Е.А. Макашова.
воссоздание в технике лессировки нечитаемых фрагментов росписи. Для этого была изучена подлинная живопись Серафино Бароцци в Китайском дворце в Передней, Будуаре и Кабинете Павла, составлены кальки и разработаны эскизы каждого элемента в картоне.
По схожей методике проходила реставрация живописной отделки дверей Круглого зала, изначально выполненной также Серафино Бароцци и воссозданной в 1950-е гг. по проекту И.Н. Бенуа на основе сохранившихся черно-белых фотографий [13, л. 255]. В наши дни стало возможным приблизить цветовую гамму дверей к первоначальной благодаря находке, сделанной в 2015 г. в Китайском дворце. На южной стене интерьера «Будуар» при проводимом демонтаже деревянных панно были обнаружены две створки двери с позолотой и живописью, выполненной Серафино Бароцци
[21, с. 137]. Нетронутая реставрацией оригинальная отделка стала образцом для подбора колеров цветочных композиций воссозданных дверей Павильона Катальной горки. Работы были выполнены в технике лессировки без внесения изменений в основной рисунок, воссозданный ранее.
Предметных описей обстановки Павильона на XVIII век не сохранилось, однако подробный анализ камер-фурьерских журналов [11, с. 414; 12, с. 515], ведомостей замены портьер и обивки мебели [7, лл. 41-42] и счетов оплаты [23, лл. 37-38] позволил определиться с концепцией создания интерьерной экспозиции. На свое историческое место возвращены фонарь «бронзовый со стеклами» в Круглом зале, стол-консоль в Штукатурном кабинете. Ломберные столики, жардиньерки, плетеные буковые кресла из исторической коллекции Ораниенбаума, установленные в интерьеры, соответствуют
описаниям предметов, упомянутых в документах XVIII века. В Круглом зале, где в 1770-е гг. проводились приемы и торжественные обеды15, установлен круглый стол с опускными полами16, иллюстрирующий накрытие стола, характерное для второй половины XVIII в. Тканое убранство интерьеров было воссоздано в соответствии с описаниями [7, лл. 41-42], иконографией [25, 27, 28] и басонными изделиями эпохи рококо17.
Восстановление исторического облика Фарфорового кабинета
Фарфоровый кабинет - жемчужина русского декоративного искусства XVIII века, неотъемлемую часть убранства которого составляли 40 фарфоровых фигур. Они были исполнены по заказу Екатерины II на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в 1772-1775 гг. по моделям И.И. Кендлера и М.В. Асье18. Установленные на полочках-консолях, форма которых повторяла форму постаментов фарфоровых групп, они создавали аллегорическую картину богатства России, ее триумфальных побед в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг., развития торговли, процветания искусств и наук. Белоснежная лепка подчеркивала белизну и изящество фарфора, цвет стен вторил цветам надглазурной росписи фигур, которые композиционно словно продолжали рисунок причудливой росписи. Эффект фарфоровой шкатулки дополнял пол, расписанный «наподобие фарфора» [10, с. 17]. Это сочетание художественной отделки и предметов декоративно-прикладного искусства было настолько гармоничным, что название кабинета просуществовало ровно столько, сколько простояли на полочках скульптуры. Во второй половине XIX в., когда они были вывезены из Павильона, а интерьеры подновлены [10, с. 33-37], за комнатой закрепилось наименование «Обезьяний кабинет» - по фигуркам четырех обезьянок, лепных консолей, поддерживающих полочки.
Фарфоровый кабинет подвергся значительным повреждениям в 1930-е - 1940-е гг. Во время аренды Павильона ленинградской областной конторой «Заготзерно» и за годы войны лепное убранство стен и потолка серьезно пострадало, а рисунок живописного пола был утрачен [15, с. 113]. Результатом послевоенных реставрационных работ стало восстановление колористического решения на вторую половину XIX в.: фисташковый цвет в качестве основного на стенах и потолке и сиреневый - в обрамлении. Нетронутыми остались плафон XVIII в. с изображением парящих амуров, выполненный в нежно-лиловой цветовой гамме, и оригинальная орнаментальная живопись стен и потолка.
Цвета XVIII века, найденные в ходе натурных исследований в 2019-2020 гг., позволили восстановить первоначальный облик интерьера, где помимо серо-голубого основного фона и нежно-лилового в обрамлении присутствовал также сине-голубой цвет в окраске лепных украшений. Низкий рельеф и проработанность деталей лепки, выполненной в намазной технике, сделали необходимым использование двух оттенков голубого в окраске: общий тон стен интерьера лег в основу фона, а более интенсивный, обнаруженный в ходе расчисток, был использован на выступающих частях декора. Подобный прием, подчеркивающий легкость, объем и полупрозрачность ажурной лепки, имитирующий природную игру света, был использован художником-декоратором Серафино Бароцци при живописном оформлении стен и потолка. Найденные исторические цвета фоновой отделки стен позволили вернуть оригинальное колористическое решение и полу при его повторном воссоздании20.
Для окончательного восстановления облика Фарфорового кабинета необходимо было также обосновать расстановку фарфоровых групп по стенам и воссоздать для них недостающие полочки. Эта задача была осложнена не только отсутствием сведений о том, как они стояли в XVIII в., но и наличием всего 26 из 40 фигур.
Утрата предметов коллекции произошла в мае 1917 г., когда группы «Большого русского заказа» находились в кладовых Большого дворца в Ораниенбауме, где революционно настроенные
матросы учинили погром и похитили значительную часть собрания. Управляющий ораниенбаумскими дворцами А.К. Соколовский написал заявление в городскую милицию [14, с. 100-101]. Сохранились лишь 4 целые группы - «Боевой слон I», «Виктория II», «Юнона и Ирида», «Судоходство» - и части еще 10 скульптур21. Позднее несколько похищенных фигур поступили в Государственный Эрмитаж (6 целых и части еще 2 скульптур)22.
Эта утрата стала не только трагическим событием в истории ораниенбаумских музейных коллекций, но и основной причиной, по которой во время реставрации 1950-х гг. Фарфоровому кабинету не удалось вернуть первоначальный облик. Из-за отсутствия подавляющего большинства фарфоровых фигур было невозможно воссоздать утраченные в годы войны полочки-консоли в прежних размерах. Даже передача в 1957 г. 21 группы «Большого Русского заказа», выполненных по старым формам в XIX - начале XX вв. на Мейсенской мануфактуре, и 4 нерасписанных скульптур XVIII в.23 не решила эту проблему. Большое количество пустующих мест, неточные размеры воссозданных полочек [8, л. 35], а также 8 не восстановленных полок делали невозможной на тот момент исторически обоснованную расстановку фигур. Для заполнения всех полочек фигурами и придания Фарфоровому кабинету экспозиционного вида группы размещались бессистемно, с использованием повторений одних и тех же скульптур XVIII и XIX вв., а также сохранившихся частей утраченных групп.
Работа над воссозданием расстановки была начата с составления подробной исторической справки по интерьеру и его коллекции фарфора. Параллельно велся поиск и последующая закупка недостающих фигур. Неоценимую помощь в приобретении групп оказал фонд «Друзья ГМЗ "Петергоф"», благодаря которому коллекция музея пополнилась 5 фарфоровыми скульптурами: «Живопись», «Арифметика», «Парки», «Музыка», «Геометрия» - повторениями XIX в., выполненных на Мейсенской мануфактуре по старым формам. Это позволило не только сократить количество пустующих мест на стенах, но и определиться с точными размерами для воссоздания утраченных полочек. Настоящим чудом стало обнаружение и последующее возращение в Павильон Катальной горки оригинальной фигуры XVIII века «Боевой слон II», похищенной в числе других в 1917 г.24
С постаментов всех фигур были сняты шаблоны для сопоставления с размерами и формой существующих полочек в интерьере. Благодаря этому удалось установить необходимое соответствие и заполнить 32 из 40 мест. Выяснилось, что размеры большинства воссозданных в послевоенное время полок значительно уступают фарфоровым группам, и для безопасного размещения скульптур на стенах был разработан проект специальных деревянных накладок на полки. Они выполнялись отдельно для каждой фарфоровой фигуры согласно снятому шаблону, а рисунок профиля определялся индивидуально для каждой полочки. Практически невидимые в интерьере, данные накладки позволили расставить группы на их исторические места в соответствии с требованиями музейной инструкции.
На настоящий момент не обнаружено сведений о том, в каком порядке скульптуры стояли на полочках в XVIII веке - только то, что они прибыли в Ораниенбаум в 1776 г. и были «расставлены по местам» [7, л. 132]. Однако, поскольку фигуры «Большого русского заказа» аллегорические и посвящены одной теме - прославлению Российского государства и лично Екатерины II, - объединение их в композицию какой-либо стены, очевидно, должно было носить тематический характер. Среди 40 фарфоровых групп - 30 парных скульптур, образующих 15 пар с одинаковой формой постамента. Их расположение строго симметрично относительно друг друга. При этом композиционно северная и южная стена зеркальны, так же как северный и южный простенки западной стены. Таким образом, если место установки для каждой конкретной группы можно определить точно благодаря форме основания, то дальнейшая привязка всей композиции к какой-либо стене, как правило, условна.
Помимо сопоставления форм полочек с формами постаментов групп, аллегорических мифологических
связок и наличия среди фигур 15 пар, учитывалась также высота каждой фарфоровой группы, ее композиция и индивидуальные особенности. Так, например, 4 нижние полочки простенков западной стены отличаются от остальных, так же, как и фигуры, на них размещенные. Эти полочки с соответствующими им лепными декоративными консолями являются нижней границей живописной композиции, обрамленной позолоченной профилированной тягой. Таким образом, штукатурная тяга как бы упирается в плоскость полки, создавая рельеф на поверхности стены над ней. В постаменте фарфоровых групп, предназначенных для этих полочек, есть выемка для профиля тяги, позволяющая поставить фигуру вплотную к стене. Сопоставляя эту особенность с архивными данными, согласно которым отделка Фарфорового кабинета была завершена задолго до того, как на Мейсенской мануфактуре приступили к выполнению фарфоровых групп25, можно с уверенностью утверждать, что постаменты фигур делались в соответствии с шаблонами полок, очевидно, отправленными на мануфактуру при заказе. Это предположение подтверждается данными из рабочего журнала И.И. Кендлера: при описании фигуры «Сатурн» он упоминает, что постамент исполнен «в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его форме» [29, с. 214]. Возможно, работа в архиве Мейсенской мануфактуры позволила бы пролить свет на обстоятельства, сопутствовавшие изготовлению «Большого русского заказа».
Центральными в композиции северной и южной стен являются главные в коллекции и наибольшие по размеру парные фигуры «Триумф Амфитриты» и «Нептун и Фетида», ярко и мощно прославляющие триумф России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. - получение контроля над Черным морем. Амфитрита, несомненно, - аллегорическое изображение Екатерины II, владычицы Черного моря. Оригинальная скульптура по модели И.И. Кендлера включала в себя фигуры амуров, держащих слоги «CA-THA-RI-NA». Нептун олицетворяет собой, очевидно, военную мощь России на море. Данные скульптуры определяют характер каждой из композиций.
Южная стена, в центре которой находится группа «Триумф Амфитриты», повествует о процветании Российской империи под властью Екатерины II: фигуры «Феб Аполлон» и аллегорические парные группы «Скульптура» и «Живопись», «Музыка» и «Поэзия» олицетворяют развитие искусств. «Днепр» и «Волга» символизируют богатство русских рек и торговых путей, по ним пролегающих. В оригинальных фигурах XVIII в. на одном из бочонков присутствовало изображение герба Российской империи, а на веслах речных божеств - также монограмма «C II».
С этой безмятежной картиной мирной жизни, созидательного женского начала контрастирует динамичная композиция скульптур северной стены. Центральной группе «Нептун и Фетида», где владыка морей простирает свою длань над волнами, соответствуют фигуры двух ориентальных Боевых слонов с воинами в античных доспехах, «Сила» (Омфала) в львиной шкуре, у ног которой сидит побежденный турок, и «Геркулес», всходящий на погребальный костер, символизирующий, возможно, поверженную Великую Порту [26, с. 47]. Интереснейшей группой является «Луна» (Диана), парная «Аполлону». Именно под таким названием она фигурирует в рабочем журнале И.И. Кендлера [29, с. 211]. Венец в виде полумесяца на ее лбу и полумесяц в руках путто, вероятно, - отсылка к Османской империи. «Луной» неоднократно именовал Турцию в своих произведениях Г.Р. Державин26. В связи с этим можно предположить, что фигуры «Аполлон» и «Луна» образуют пару не только как дети богини Лето, но и символически - как олицетворения Солнца и Тьмы, дня и ночи, России и Турции.
Западная стена Фарфорового кабинета разделена дверным порталом на два симметричных простенка: северный и южный. Композиционным центром здесь являются консоли, расположенные одна над другой. По форме на верхнюю полочку подходят парные фигуры «Венера» и «Марс», нижней полочке соответствуют «Меркурий» и «Сатурн».
Ансамбль простенка над камином тематически соотнесен с композицией смежной с ним южной стены. Покровителю торговли Меркурию в колеснице, влекомой упряжкой воронов, вторят парные фигуры «Торговля» и «Судоходство», олицетворяющие новые возможности, открывшиеся после получения Россией контроля над Чёрным морем. Группа «Торговля» включает в себя еще одно изображение бога торговли Меркурия, который пишет на мраморной доске по-французски: «Победа, одержанная над турецким флотом при Чесме»27 и при этом попирает ногой турецкий тюрбан. Прекрасная Венера окружена целым пантеоном женских божеств. Это группы «Юнона и Ирида», «Ирена», богиня мира с опущенным факелом в руке, и «Пруденция» (в различных источниках также «Наука» или «Мудрость»), олицетворение добродетели и благоразумия.
Второй простенок объединен тематически с северной стеной. Именно здесь наиболее ярко представлено воинственное мужское начало. Марс, облаченный в богатые доспехи, Беллона, богиня войны, входившая в свиту Марса, покровитель кузнечного дела Вулкан с огромным щитом, две «Виктории», группы с военными трофеями, доспехами, знаменами и оружием, продолжают собой тему победоносных сражений и доблести. Парные скульптуры «Астрея» и «Юстиция» аллегорически воплощают законность и праведность войны. Астрея, богиня справедливости, держит копье и щит, на котором изображена голова Медузы Горгоны «в знак победы над теми, кто восстал против божественной мудрости» [29, с. 212], у Юстиции, богини правосудия, в руках весы и скипетр.
Важнейшими в аллегорическом плане являются группы, размещенные над входом. Это громовержец Юпитер, возвышающийся над всеми скульптурами Фарфорового кабинета как царь божественного пантеона, и парные фигуры «Аполлон и Пифон», аллегорически воспевающая победу света над тьмой, и «Парки». Последняя - одна из наиболее интересных с точки зрения аллегории. Автор скульптуры И.И. Кендлер, описывая ее в своем рабочем журнале, поясняет, что Сатурн выхватывает ножницы у Атропос, готовящейся перерезать нить жизни, «дабы жизнь Царицы [Екатерины II] продолжалась как можно дольше» [29, с. 216].
Смысл, вложенный в аллегории античных божеств, исполненных с таким мастерством, делает Фарфоровый кабинет не только прекрасным примером интерьера эпохи рококо, но и олицетворением образа великой державы -Российской империи. При содействии Государственного Эрмитажа удалось дополнить исторический облик кабинета группами XVIII века: «Сила», «Торговля», «Ирена», «Венера». Восстановление кабинета имело исключительное значение при реставрации Павильона Катальной горки.
Благодаря комплексному подходу, включающему в себя, помимо художественного анализа и исследования архивных документов, скрупулезное сопоставление форм и размеров декоративных элементов при разработке проектных решений, стало возможным возродить первоначальный облик интерьера и тем самым приблизиться к пониманию авторского художественного замысла.
Разработка единой концепции музеефикации и реставрации при слаженной работе архитектурного, реставрационного, фондового и экспозиционного отделов музея совместно с подрядной организацией АО «Ренессанс-Реставрация», авторским надзором ООО «РИЕДЕР» и КГИОП позволила восстановить Павильон Катальной горки - уникальный памятник искусства XVIII века. Несмотря на непростые условия бытования памятника и невосполнимые утраты предметов исторической коллекции, в Павильоне был создан интерьерный музей екатерининской эпохи, технически отвечающий всем современным требованиям.
Примечания:
1 Традиционно в литературе, посвященной Ораниенбауму, датой начала строительства Катальной горы обозначен l762 г. Однако в одной из редакций «Записок» Екатерины II строящаяся Катальная гора упоминается в записях за l757 г. [4, c. l73].
2 Именно так называет Катальную гору в Ораниенбауме путешественник Уильям Кокс, опубликовавший свои путевые заметки в Лондоне в l784-l787 гг. [цит. по: 4, c. l77].
3 Стюк или стукко (итал. Stucco) — тонкий сорт штукатурки, искусственный мрамор, приготовляемый из смеси гипса (алебастра) с красителями и иными наполнителями.
4 Эта проблема стояла и перед реставраторами l95o^ гг. При ограниченных технических возможностях того времени было принято компромиссное решение: в l952 г. батареи водяного отопления были установлены только на первом этаже Павильона. Однако опыт показал, что при неотапливаемом втором этаже это плохо влияет на сохранность отделки парадных интерьеров. Батареи были демонтированы в l957 г., и с этого момента здание вновь не отапливалось [8, л. 8].
5 Дверная и оконная фурнитура Павильона Катальной горки была утрачена в l92o^ - l93o^ гг., за исключением одного накладного замка, который в настоящее время экспонируется на своем историческом месте - двери Штукатурного кабинета.
6 По фотографиям конца XIX — начала XX века было установлено, что фурнитура Китайского дворца и Павильона Катальной горки была выполнена по одному рисунку, что косвенно подтверждают архивные данные.
7 Цокольный этаж до 2o22 года не был включен в экспозиционный маршрут.
8 Лещадные плиты - каменные плиты из известняка, применяющиеся для верхнего настила пола.
9 Последнее упоминание о существующих печах относится к l94o г. [6, л. 3o].
10 Во всех интерьерах были восстановлены несохранившиеся двери и фурнитура. В Круглом зале были заново написаны фрагменты росписей падуг (худ.-рест. А.В. Трескин, Т.А. Гиппиус, А.А. Бобылев), которые составили около половины всей площади потолка, а также один из трех десюдепортов с изображением Амфитриты (худ.-рест. А.В. Трескин). В Фарфоровом кабинете по проекту М.М. Плотникова заново был написан пол (худ.-рест. Л.А. Любимов), воссоздан камин и утраченные лепные кронштейны полочек благодаря резным копиям фигурок обезьян, выполненным скульптором Б.М. Микешиным в начале XX в. (в настоящий момент они приобретены музеем и экспонируются в цокольном этаже). На Парадной лестнице и в Штукатурном кабинете значительных поновлений не было, однако и там пришлось прибегать к воссозданию отдельных несохранившихся фрагментов [l5].
11 В интерьерах Китайского дворца в Ораниенбауме (арх. А. Ринальди, конец ^o-х - l768 гг.) полы изначально также были выполнены из искусственного мрамора, однако по прошествии менее чем lo лет были заменены на паркетные в том же рисунке, сохранившиеся до наших дней [4, с. l57].
12 В Вестибюле первого этажа, где также была отделка пола искусственным мрамором, пол был практически полностью утрачен и воссоздан в l95o^ гг. [8, л. l7].
13 На литографии l8l2 г. [3] и в сметах на ремонт l785 г. [lo, c. 24] зафиксирован голубой цвет фасадов Павильона. Однако штукатурный слой снаружи не сохранился, поэтому сложно было установить точный оттенок колера.
14 В конце ^o-х - l93o^ гг. Павильон сдавался в аренду различным организациям, в том числе - ленинградской областной конторе «Заготзерно», использовавшей здание под зернохранилище. Испарения дезинсекционных составов, которыми обрабатывали зерно, нанесли большой урон всей отделке, в особенности - росписям стен Круглого зала [5, л. 35].
15 «Потом, в том же круглом зале, на горах, был обеденный стол ... за разными круглыми 4-мя столами по билетам» [ll, c. 4l4].
16 Из коллекции Петергофа.
17 Из частной коллекции Е.Л. Горох.
18 Т.н. «Большой русский заказ» - последний крупный заказ, выполненный по моделям И.И. Кендлера.
19 За основу были взяты нижние слои из найденных во время расчисток в l95o^ гг. Эти же цвета были зафиксированы в описании Фарфорового кабинета А.И. Успенского (l9l3 г.) [22, c. l52].
20 К началу реставрационных работ живописная отделка пола, выполненная в l95o^ гг., имела сильные разрушения, главными из которых были повсеместные утраты и расслоения красочного слоя. При этом основа пола - дубовые доски XVIII в. - и паркет по фризу и в откосах окон полностью сохранились. Фрагмент росписи с наилучшей сохранностью был законсервирован, а исторический деревянный пол подвергся серьезной реставрации. Роспись пола была вновь воссоздана по прежнему рисунку.
21 Части фигур «Триумф Амфитриты», «Нептун и Фетида», «Меркурий», «Венера», «Марс», «Луна» («Диана»), «Феб Аполлон», «Днепр», «Боевой слон II», «Суд Париса».
22 В коллекции Государственного Эрмитажа находятся группы «Торговля», «Сила», «Беллона», «Ирена», «Архитектура», «Поэзия», а также части фигур «Венера» и «Сатурн». Интересно, что фигура «Венера» оказалась разделена: ее левая половина с фигурой богини в колеснице хранится в Эрмитаже, правая половина с упряжкой лебедей и голубей - в Ораниенбауме.
23 Фигуры, которые из-за брака при обжиге не были расписаны и отправлены в Россию, но хранились на Мейсенской мануфактуре и после Великой Отечественной войны были переданы в музей Ломоносовского (бывшего Императорского) фарфорового завода, а оттуда - в Ораниенбаум [2o, с. 234-235].
24 Группа была приобретена музеем из частной коллекции. Фрагменты фигуры - хобот, задняя нога, фигура погонщика и подставка, отбитые во время кражи l9l7 г., - находились на протяжении более loo лет в фондохранилище. Во время реставрации эти недостающие элементы были приклеены по месту утрат фарфоровой скульптуры. В настоящее время «Боевой слон II» экспонируется в Фарфоровом кабинете на своем историческом месте.
25 Отделка кабинета была завершена во второй половине l76o^ гг., в то время как работа над Большим русским заказом началась в ноябре l772 г. [lo, c. l6, l8; 29, s. 2o4].
26 Произведения «На взятие Измаила», «Водопад», «Осень во время осады Очакова» и др.
27 Фр. «Victoire remportée sur la flotte Turque à Chesme».
Список литературы:
1. Аксонометрический чертеж Ораниенбаума // Государственный музей истории Санкт-Петербурга. I-A 584-к.
2. Антонини, Карло (Antonini, Carlo, ок. l74o-l82l), по рисунку Ринальди, Антонио (Rinaldi, Antonio, ок. l7lo-l794). Pianta generale, ed elevazione delle fabriche esistenti nel nuovo giardino di Oraniembaum eseguite per ordine di S. M. Catarina II. Imperatrice di tutte le Russie. Roma, l796. Альбом гравированных чертежей // Государственный музей-заповедник «Петергоф». ОДМП l-ик -
3. Вид павильона Катальной горы, оптического телеграфа и Александровской оранжереи. Литография. l8l2 // Государственный музей-заповедник «Гатчина». ГДМ 498-XI.
4. Горбатенко С.Б. Архитектура Ораниенбаума. Западная дистанция Петергофской дороги. СПб.: Историческая иллюстрация, 2ol4. 43l с.
5. Договоры, акты, заявления об аренде павильона Катальной горки «Заготзерно». 3l.o5.l935 - июнь l94o // Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. 23. Оп. l. Д. 35. 4l л.
6. Документы об аренде павильона Катальной горки Ленинградской областной конторой «Заготзерно» (акты состояния, акты приема, возврата, смета на частичный ремонт). 01.08.1932 - 22.09.1940 // Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. 23. Оп. 1. Д. 31. 61 л.
7. Елисеева В.В. Выписки об Ораниенбауме из материалов Московского архива Древних актов. Автограф. 1949 // Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. 23. Оп. 2. Д. 51. 141 л.
8. Елисеева В.В. Справка-отчет «Реставрация павильона Катальной горки». 1960 // Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. 23. Оп. 2. Д. 142. 42 л.
9. Исследование пигментов и связующего красочных слоев росписей «Катальной горки» методом рентгенфлуоресцентного анализа и ИК-Фурье спектроскопии. Отдел технологических исследований Государственного Русского музея. 2020. 30 с.
10. Казанков А. А., Яковлева Г. Г. Павильон Катальной горки. ГМЗ «Ораниенбаум». Корректировка проекта реставрации. Т. 5. Историческая справка. СПб.: НИИ «Спецпроектреставрация», 2003. 78 с.
11. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1774 года. СПб., 1864. 696 с.
12. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1777 года. СПб., 1880. 1008 с.
13. Текущая переписка по павильону Катальной горки. 1946 - 1959 // КГИОП. П. 616-13. П-1639. 272 л.
14. Кочерова Е.И. Коллекции Ораниенбаумских дворцов в 1827-1918 гг. // Ораниенбаум. Век XIX... По материалам выставки «Осколки зеркала». К 150-летию Мекленбург-Стрелицкого дома в России. СПб.: ГМЗ «Ораниенбаум», 2006. С. 94-103.
15. Макашова ЕА. Послевоенная реставрация павильона Катальной горки // Век реставрации пригородных дворцов. Трагедия и триумф: Сб. ст. по материалам науч.-практич. конф. ГМЗ «Петергоф». СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2019. C. 109-129.
16. Опись вещей, находящихся в павильоне Катальной горки в Ораниенбауме. 1928-1929 // Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. 23. Оп. 5. Д. 32. 18 л.
17. Опись медной, железной и прочей посуды Двора Государыни Великой княгини Екатерины Михайловны. 1874 // РГИА. Ф. 533. Оп. 1. Д. 527. (информация предоставлена Е.М. Григорович).
18. Опись павильона Катальной горы. 1873 // РГИА. Ф. 533. Оп. 1. Д. 523. Лл. 62-65.
19. Сент-Илер, Пьер Антуан де (Saint-Hilaire, Pierre-Antoine de, ?-1780), при участии И. Кондакова и Р. Хабарова. Élévation perspective de la Salle ronde, fort exhaussée, à la tête de la double Colonnade entre laquelle sont les montagnes ou les glissoires à carioles roulantes, dans les jardins d'Oraniembaum, l'une des Maison de plaisance de la Cour Impériale de Russie = Аксонометрический чертеж павильона Катальной горки (...). Лист 8 // Государственный музей-заповедник «Петергоф». ОДМП 39-ик.
20. Суркова Т.О. История бытования Фарфорового кабинета Катальной горки // 300 лет Петергофской дороге. 300 лет Ораниенбауму. История. Реставрация. Музеефикация: сб. ст. по материалам науч.-практич. конф. ГМЗ «Петергоф». СПб.: Издательство «Европейский дом», 2012. С. 231-236.
21. Сясина Т.С. Новые материалы по исследованию декоративной отделки Будуара и Кабинета Павла Китайского дворца // Е.Р. Дашкова и ее время в культурном пространстве России и Европы: Сб. науч. ст. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2016. С. 135-140.
22. Успенский А. Императорские дворцы. Т. 2. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1913. 586 с.
23. Эльзенгр ЗЛ. Коллекция мебели Китайского дворца-музея. 1960-1961 // Архив ГМЗ «Петергоф». Ф. 23. Оп. 2. Д. 146. 82 л.
25. Эльман И., Моро Ж. Изысканный ужин. 1781. Гравюра. // Государственный музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина. Г-64060. URL: https://collection.pushkinmuseum.art/entity/OBJECT/173141 (дата обращения 02.06.2023)
26. Berling К. Die Meissner Porzellangruppen in Oranienbaum, Dresden: Verlag & Druck von C. Heinrich, 1914. 56 s., 33 t.
27. Dequevauviller, F., Lavreince, N. L'Assemblée - Au Salon. 1783-1784. Engraving // Victoria and Albert Museum, London. E.365-2013. URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O1261651/lassembl%C3%A9e—au-salon-print-fran%C3%A7ois-dequevauviller/ (дата обращения 02.06.2023).
28. Taraval, L.G. Wall Elevation for an Antechamber or Salon. 1785. Drawing // Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum, NYC. 18171125. URL: https://collection.cooperhewitt.org/objects/18171125/ (дата обращения 02.06.2023).
29. Pietsch U. Die Arbeitsberichte des Meissener Porzellanmodelleurs Johann Joachim Kaendler 1706-1775. Leipzig: Edition Leipzig, 2002. 224 s.
References:
Berling, К. (2014) Die Meissner Porzellangruppen in Oranienbaum. Dresden: Verlag & Druck von C. Heinrich. (in German) Gorbatenko, S.B. (2014) Arhitektura Oranienbauma. Zapadnaja distancija Petergofskoj dorogi [Architecture of Oranienbaum. West distance of the Peterhof road]. Saint Petersburg: Historical Illustration Publ. (in Russian)
Kazankov, A.A. and Yakovleva, G.G. (2003) Pavil'on Katal'noj gorki. GMZ "Oranienbaum". Korrektirovka proekta restavracii. T. 5. Istoricheskaya spravka. [The Roller Coaster Pavilion. The State Museum Reserve "Oranienbaum". Adjustment of the restoration project. V. 5. Historical research]. St. Petersburg: «Specproektrestavraciya» research institute. (in Russian)
Kocherova, E.I. (2006) 'Collections of Oranienbaum palaces in 1827-1918', in Oranienbaum. Vek XIX... Po materialam vystavki «Oskolki zerkala». K 150-letiju Meklenburg-Strelickogo doma v Rossii. [Oranienbaum, XIX cent. Following the Exhibition "Pieces of Mirror". For the 150th anniversary of Mecklenburg-Strelitz family in Russia]. St. Petersburg: Oranienbaum State Museum-Reserve Publ. (in Russian) Makashova, E.A. (2019) 'Restoration of the Roller Coaster Pavilion after World War II', in Vek restavraciiprigorodnyh dvorcov. Tragedija i triumf: Sbornik statejpo materialam nauchno-prakticheskoj konferencii GMZ «Petergof» [The century of restoration of suburban palaces. Tragedy and triumph. Collection of articles following the scientific conference of the State Museum Reserve "Peterhof']. St. Petersburg: Peterhof State Museum-Reserve Publ. (in Russian)
Pietsch, U. (2002) Die Arbeitsberichte des Meissener Porzellanmodelleurs Johann Joachim Kaendler 1706-1775. Leipzig: Edition Leipzig (in German)
Sjasina, T.S. (2016) 'New materials on the research of the decoration of the Boudoir and Paul's Study in the Chinese Palace', in E.R. Dashkova i ee vremja v kul'turnom prostranstve Rossii i Evropy: Sbornik nauchnyh statej [E.R. Dashkova and her era in Russian and European culture. Collection of scientific articles]. Moscow: E.R. Dashkova Moscow State Institute Publ. (in Russian)
Surkova, T.O. (2011) 'History of the Porcelain Study of the Roller Coaster Pavilion', in 300 let Petergofskoj doroge. 300 let Oranienbaumu. Istorija. Restavracija. Muzeefikacija: sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii GMZ «Petergof» [300 Years of the Peterhof Road. 300 Years of Oranienbaum. History. Restoration. Museumfication. Collection of articles following the scientific conference of the State Museum Reserve "Peterhof"]. St. Petersburg: European House Publ. (in Russian) Uspenskij, A.I. (1913) Imperatorskie dvorcy [Imperialpalaces]. Moscow: A.I. Snegireva Publ. (in Russian)