МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
подготовленного проекта. В преподавании технического английского также эффективен метод проектов, например подготовка доклада об эффективности и экологичности определенного вида энергии. Можно активировать студентов, обсудив возможности строительства атомной электростанции или проблему захоронения отходов в своем регионе. Доказала свою эффективность для самостоятельного изучения языков лицензионная программа REWARD. Принцип организации языкового материала по заданной теме предполагает его всестороннюю проработку: лексика, проговаривание, оценивание произношения, отработка грамматического материала на упражнениях той же тематики, аудирование, говорение. Можно проследить как определенный тематический «кусочек» отрабатывается на всех уровнях: грамматика, лексика, чтение, слушание, говорение. Эффективны методы промежуточного контроля знания -тестирования он лайн и в программах IST system и, конечно, работа со студентами дистанционно на площадках Moodle. Материалы интернета дают возможность подбора видеоролика любой тематики и любого уровня сложности, равно как и материалов для работы в аудитории.
На современном этапе уже единодушно признается всеми, что ценность преподавателя, неносителя языка, выше по сравнению с преподавателем, носителем языка. Иностранцу трудно понять различия в языковой концептуализации, свойственные нашему мышлению и нашему языку.
© Лутфуллина Г.Ф., 2016
УДК 80
А.А. Одноралова
Студентка 2 курса магистратуры Институт иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ПЕЙЗАЖ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИЙ В АНГЛИЙСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается пейзаж как тип художественного текста, обладающий большим эмотивным потенциалом; а также на примере англоязычного романа исследуется репрезентация эмоций на различных уровнях пейзажных средств художественной выразительности.
Ключевые слова Эмоция, эмотивность, пейзаж.
Литературные тексты выступают ведущим типом источников, документирующим процессы развития эмоционально-чувственного опыта и художественно-эстетической культуры. Это заставляет поставить вопрос о порядке, принципах и методологии проведения исследований форм и средств презентации эмоций в литературном языке.
В ходе более детального исследования форм и средств репрезентации эмоций в литературных текстах эффективным является применение категории эмотивности. О.Е. Филимонова определяет эмотивность как полистатусную когнитивную категорию, которая имеет категориальный статус на разных уровнях языковой системы и в речи - фонетическо-фонологическом, лексическом, а также на уровне предложения и текста. Как фонологическая категория эмотивность отчетливо проявляется в интонации; на лексическом уровне - в существовании лексем-наименований эмоций и специфической эмотивной и экспрессивной лексики и лексики, описывающей эмоции; на уровне предложения категория эмотивности проявляется в существовании эмотивных структур; на уровне текста - в структурно-семантической организации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
высказывания, существовании специфических эмотивных единиц текста, лингвостилистической выразительности. Таким образом, исследование принципов и конкретных средств реализации эмотивности в художественном тексте требует анализа различных групп и уровней выразительных средств [5, с.61].
Отдельным направлением исследований современной эмотивной лингвистики выступает сравнительное изучение статуса, типа и особенностей функционирования эмотивных единиц в текстах различной жанровой принадлежности [5, с.45]. В рамках данного направления актуальной задачей является исследование форм и средств репрезентации эмоций в пейзажных текстах. Пейзаж как тип литературного текста обладает огромным эмотивным потенциалом, и в историко-литературном процессе занимает особое место как средство репрезентации эмоций.
В ходе исследования пейзажных средств репрезентации эмоций необходимо обратить внимание на то, что на реализацию пейзажного концепта оказывают воздействие культурно-исторические, национально-региональные и индивидуальные факторы.
Действие культурно-исторических факторов проявляется в том, что интерес к пейзажу как эффективному и значимому средству репрезентации эмоций активно проявляется в определённые исторические периоды. Так в истории западноевропейской литературы подчёркнутое внимание к эмотивной и экспрессивно-оценочной роли пейзажа активно проявляется с конца XVIII столетия и продолжает развиваться в XVIII-XIX веках.
Обращаясь к региональным особенностям историко-литературного процесса, следует отметить тяготение классических и современных английских авторов к широкому пониманию эмоционально-чувственного опыта, его значения в интеллектуальной активности и нравственном самоопределении; апелляцию британской эстетики к понятию «внутреннего чувства» в ходе интерпретации художественно-эстетических и жизненных явлений. Английская проза, отличающаяся устойчивостью реалистических тенденций, проявляющихся в реконструкции природного контекста изображаемых событий, тонком применении пейзажных средств, глубокой психологической мотивировке поведения персонажей, многомерным и целостным раскрытием значимости переживаний в мотивировке поведения [3, с.37].
В английской литературе пейзаж играет исключительно важную роль, будучи постоянным объектом изображения и отдельной темой. Выдающиеся художественные качества английской романной прозы во многом определяются мастерством, точностью, яркой и острой выразительностью в использовании пейзажных средств.
В английском романе рассматриваемого периода запечатлены характерные элементы британского ландшафта: морское побережье, холмы, долины, вересковые пустоши. Особую роль при этом играют характерные атмосферные явления: туманность, неопределённость очертаний наделяют происходящие события особой призрачностью и таинственностью. Пейзажные тексты английских авторов выступают ценнейшим источником изучения локального своеобразия английской природы с топографической точностью.
Английские писатели XIX - XX веков последовательным образом изображают и представляют особую красоту родного пейзажа, который становится источником особого эмоционального и порой даже мистического опыта [7, с.7]. Характерной особенностью британской художественно-эстетической культуры является тяготение к тому, чтобы видеть именно в природе «ни с чем не сравнимый источник радости и утешения» [1, с. 274].
Пейзаж в тексте английского романа, выступая средством характеристики эмоционального состояния персонажей, играет ведущую роль в конструировании и развитии действия, выражении идейно-содержательной основы произведения.
Исследователями подчёркивается, что великие тексты английской литературы XVIII - XX веков являются результатом подробного наблюдения за человеком и природой, что приводит к развитию устойчивого интереса к точному изображению индивидуальной эмоциональной жизни в созвучии с изображением природы. Эмотивная насыщенность пейзажных деталей и описаний в английском романе позволяет прослеживать возникновение, динамику, трансформацию эмоциональных состояний. Пейзаж как средство презентации мыслей-эмоций характеризует психологическое состояние героя и служит
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
пробуждению читательской эмпатии. При этом в текстах представлены различные типы литературных пейзажей, соответствующих различным психологическим состояниям персонажей.
В этом отношении многие тексты английских писателей можно было бы охарактеризовать как «портрет в пейзаже», что является ведущим и популярным жанром в истории английского искусства [4, с.44]. Таким образом, в английском романе XIX - XX веков пейзаж играет важнейшую роль в определении условий и направленности действий героев и выступает неотъемлемым средством реализации художественной идеи. Таким образом, в английской романной прозе пейзаж выполняет антропоцентрическую функцию, которая заметным образом доминирует над хронотипической. Данный процесс становится заметным в английских прозаических текстах XVIII столетия и станет явно выраженным в романах XIX - XX веков.
Пейзажные описания в текстах английского романа XIX- XX веков «не только раскрывают представления человека об окружающем пространстве, позволяют проследить индивидуально-авторское восприятие окружающего пространства, но также обнаруживают свойства...соединять с ним отдельные этапы и события жизни, определяя.конечный облик текстового построения» [2, с.4]
В исследованиях реализации пейзажного концепта в английском романе отмечается также значение гендерного фактора использовании авторами пейзажных средств репрезентации эмоций. В этом отношении исключительный интерес представляют пейзажные тексты в произведениях английских писательниц конца XVIII - XIX веков: Джейн Остин, Шарлотты Бронте, Эмилии Бронте, Джордж Элиот, Дафны Дюморье, Айрис Мердок и других. Пейзажные средства репрезентации широкого спектра эмоций в их произведениях отличаются тонкой детализацией, символизмом, яркой образностью, подробным отображением повседневного жизненного уклада.
Репрезентация эмоций посредством пейзажа в английской литературе выступает средством формирования и выражения индивидуального творческого стиля, что проявляется в общем эмотивном плане произведения, включая, его эмотивный тон, окраску, контекст, фон, смысл, а также обращении к определённой группе языковых средств. Как отмечается в работах по текстолингвистике эмоций, «эмотивная компетенция автора художественного произведения предстаёт, с одной стороны, как процесс отражения национально-культурных реалий, а , с другой стороны, в качестве способности автора использовать систему разноуровневых эмотивных средств данного языка и стилистических приёмов для отражения в тексте своей индивидуальной эстетической концепции и эмоциональной картины мира» [6, с. 186].
В целом характеризуя особенности пейзажной репрезентации эмоций в английском романе XIX-XX веков, следует подчеркнуть, что её значение заключается в подробном и многоплановом воспроизведении пейзажной среды, раскрытии роли эмоционально-чувственных явлений и процессов в судьбе героев.
Исследования значения пейзажа в репрезентации эмоций в английской романной прозе XIX-XX веков выступает важным средством развития эмотивной компетентности, выступающей неотъемлемым компонентом системы профессиональной подготовки филологов.
Список использованной литературы:
1.Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 304 с.
2.Луценко Р.С. Концепт «пейзаж» в структуре английского прозаического текста. Иваново, 2007. - 22 с.
3.Мишина И.В. Эстетические ориентиры британской художественной культуры // Британия и британцы в художественной культуре. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2013. - С. 36-37
4.Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 320 с.
5.Филимонова О.Е. Эмоциология текста: анализ репрезентации эмоций в английском тексте: Учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
6.Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. - 416 с.
7.Drabble M. Writer's Britain: Landscape in Literature. London: Thames and Hudson, 1979
© Одноралова А.А., 2016