Научная статья на тему 'ПЕЙЗАЖ КАК АТРИБУТ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ РАСУЛА ГАМЗАТОВА'

ПЕЙЗАЖ КАК АТРИБУТ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ РАСУЛА ГАМЗАТОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
424
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агаева З. А.

В статье исследуется функция пейзажа, роль природы в раннем творчестве Р. Гамзатова, а также художественное своеобразие "природного" языка поэта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕЙЗАЖ КАК АТРИБУТ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ РАСУЛА ГАМЗАТОВА»

УДК 894.612.4-1 Гамзатов: 7.047

Пейзаж как атрибут национального мировосприятия в раннем творчестве Расула Гамзатова

З.А. Агаева

Расул Гамзатов явился новатором в развитии пейзажной лирики в дагестанской поэзии. Одушевление природы с помощью метафорического языка, сравнения, поэтические параллелизмы из мира природы - всё это составляло достоинство горской лирики и в полной мере представлено в творчестве Гамзатова, но фольклорная традиция в его поэзии наполняется новым содержанием: одушевление переходит в размышление, мысль соединяется с изображением, с природой, обретая неведомую до сих пор пластику, зрительность, живописность воссоздания. Этим достигается единство душевного состояния человека и картин природы. Сам Гамзатов пишет: «Текут многочисленные реки и ручейки, то широкие, то узкие, то шумные, то спокойные. Различна их глубина, но все они берут начало из горных родников. Реки порой мутнеют, ручейки пересыхают, не дойдя до моря, но вечные и чистые воды горных родников не могут помутнеть. Сколько бы из них ни пили, они не иссякают.

Народные песни - это горные родники, откуда берут начало ручейки и реки, сливающиеся в бурное море поэзии. И я завидую тем нынешним и будущим певцам моей страны, которые прибавляли к песням своего народа хоть одну свою песню» [1].

Расулу Гамзатову изначальные народные представления о природе служили отправными точками, которые помогли ему выстроить свой поэтический мир. Пейзаж нередко воссоздается им по законам народной поэтики, но «психологическое» наполнение пейзажа проходит уже по законам собственного творчества. Обычные для лирики «психологические параллелизмы» играют в творчестве Гамзатова меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Очень часто он придает объектам природы свой смысл и свою индивидуальную лирическую окраску.

В одной из анкет на вопрос, кто его учителя в поэзии и за что он им благодарен, Р. Гамзатов ответил: «Три учителя в поэзии. Сейчас, сегодня, я это чувствую особенно. Если бы я это понял раньше!

Первый учитель - природа. Природа - вечный свидетель. Горы молчаливы, тихи, будто через пять минут они умрут. А люди суетятся, будто бы им ещё пять тысяч лет жить.

Тот, кто переводит язык природы на человеческий язык, тот поэт. Лучше природы нет живописца, музыканта, художника и архитектора. Поэзия состоит из мелодий и красок, данных природой, но становится поэзией, если она подчинена смыслу, имеет рациональное зерно. Поэт хорош тогда, когда он становится частью природы. Хотя бы листом дерева. Природа вечна, погода изменчива. И нельзя по погоде стихи писать.

Второй учитель - опыт собственной жизни. Собственные огорчения, радости, потрясения.

Третий учитель - гениальность веков. Этот третий учитель готов учить всех, но без первых двух мало что может» [2].

Можно сказать, что перед нами кредо поэта: именно природа имеет для него первостепенное значение, она для него ядро собственной поэзии, именно в её язык он обволакивает свои чувства, мысли, чаяния. Природа - высший суд, лучший мудрец. Природа - то, что создало, родило поэзию Гамзатова. Природу впитал маленький Расул с молоком матери, природой дышал, природой мыслил, с природой советовался, природе доверял и на природу надеялся:

«Скажи, зачем с горами и лесами Ты говоришь, о странный человек?» «Полезны всем беседы с мудрецами, Всё повидавшими за долгий век» («Скажи, зачем...»).

Гамзатов смотрит на природу ясно и просто, наблюдает умно и тонко, он не подмечает ничего необыкновенного. Для него человек - маленький и неотторжимый от природы объект:

По-другому написано в книгах, А по мне состоит человек Из смещения солнечных бликов, Шума птиц и шептания рек, Смены рос и туманных спиралей,

Пенья трав и молчания далей. («Снова птицы меня разбудили»)

Уже в этих стихах мы видим, что природа у Гамзатова становится основным критерием оценки и изображения человека. Природа у поэта вызывает вдохновение, волнующие чувства. Она дарит ему все свои звуки, краски, музыку ручьев и рек, симфонии леса, зеленые ковры полей, шатры гор, бездонные кувшины синего воздуха. В гамзатовских пейзажах нет обнаженного, отвлеченного от предметности чувства. Его пейзаж эмоционален. И национален. За природой или в самой природе мы зримо ощущаем родину поэта. Лирика, воспевающая красоту родной земли, родных гор и трав, родников и водопадов становится основной в творчестве дагестанского поэта и превращается в гимн своей республике.

«Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии, - писал А.С. Пушкин. В его определении «климат» стоит на первом месте. Если образ правления и вера изменчивые, исторически подвижные черты народного лица, или «физиономии», как говорит Пушкин, то климат, ландшафт, флора и фауна накладывают на неё родовой отпечаток», - пишет М.Н. Эпштейн [3], цитируя слова А.С. Пушкина, который, по его мнению, под словом «климат» разумел природу. Для Р. Гамзатова природа тоже исток, отправная точка его творчества.

Чувство природы в поэзии издавна сливалось с чувством родины. И поэзия Р. Гамзатова, раскрывая целый мир мыслей и чувств поэта, прежде всего выражает его кровную связь с родной землей. Нравственная сила его поэзии в том, что он сын своей матери-земли, своей родины. По мнению Г. Д. Гачева, «первое очевидное, что определяет лицо народа, - это природа, среди которой он вырастает и совершает историю. Она - фактор постоянно действующий. Здесь коренится и образный арсенал литературы, обычно очень стабильный» [4]. Образный арсенал поэзии Гамзатова - это прекрасный мир природы Дагестана.

Уже в ранние произведения Гамзатов активно вводит пейзажную символику. Стихотворение «Земля моя» посвящено родине поэта, пейзаж здесь становится как бы символом родины. Стихотворение проникнуто огромной любовью к родине. Герой сроднился с родной природой, она для него часть жизни. Природа принимает его в объятия как мать. Это сравнение природы с матерью является лейтмотивом в лирике Гамзатова. Природа - и мать, и заступница, и собеседница, и мудрая советчица. Целый веер неожиданных и прекрасных сравнений, метафор мы встречаем в стихотворении: герой заснул среди гор, «как на груди матери»; «ветвями раскинулся» дуб над его изголовьем, как над люлькою внука; «родники опьяняют» героя чистотой, как очи любимой; приветствуют героя «седовласые, как почтенные старики», горы. Здесь же любимые его облака, долины, реки, потоки, камни:

Бесноватой реки В этой песне душа,

Я гортанное слышу наречье - В этой песне слова человечьи,

Это песня потока, Наизусть эту песню

По камням летящего с гор. Я знаю с младенческих пор.

Образы детства, образы природы, среди которой рос маленький Расул, пройдут через всё творчество поэта. Они будут наполняться новыми чувствами и мыслями, будут по-разному осмысливаться, но благодаря им Гамзатов создаст то, что мы назовем народным, национальным образом природы.

Поэт с детства впитал неповторимый запах гор, с детства привык общаться с природой как с другом. Природа для него живое и близкое существо. Одушевление природы обусловлено традициями горской поэзии, но Гамзатов вносит в пейзажную лирику совершенно новый лирический окрас, новый для всей поэзии Дагестана. Природа у Гамзатова дышит, живет, меняется, и в центре вселенной поэта - человек и его любовь к родине:

Как мне дорог всегда Познакомил

Ты, надоблачный край мой орлиный, С народной былиной,

Что учил меня жить Дал мне звонкую песню

Родного отца моего.

И, любя, не жалел ничего

Дал мне мужество ты,

Таким образом, мы можем сказать, что уже в раннем творчестве видно, что природа в его поэзии будет играть большую роль. Уже здесь природная символика начала выполнять главную художественную функцию в поэтическом творчестве Р. Гамзатова: восприятие родины через природу, нерасторжимую связь человека со своими корнями.

Поэзия находит в природе не только свои ритмы и строфы, но прежде всего тот дух естественности, которым сама природа дышит. И поэтому природа входит в само существо поэзии, которая отличается тем, что она - обнаженное естество. Именно в природе поэты находят самый чистый источник вдохновения. Особенно тесная связь существует между поэзией и национальной природой. Как знать, может Р. Гамзатов не состоялся бы как великий национальный поэт Дагестана, если бы так не воспел родную природу. Она для него - перо, которым он пишет свои стихи, она - краски и звуки его стихов.

В ранних стихах Гамзатов прост и открыт, еще нет той философской обнаженности и изящества в использовании природных мотивов, которые будут наблюдаться в его более поздней поэзии.

Стихотворение «Гуниб» начинается пейзажной картиной селения, которое прославило себя в самых больших исторических сражениях. Этот пейзаж открывает миру родину Гамзатова. Гуниб не просто селение - это символ гордости и мужества маленького народа. Пейзаж у поэта так же благороден, как и люди, которые здесь живут:

Подо мной аул,

Где всегда на зеленой равнине, Словно солнечный свет, Мне цветы обжигают глаза.

Я дышу высотой.

Облака мне ложатся на плечи.

Слышу вздохи Койсу -Ледяной усмиренной реки

Пейзаж реалистичен, это не экзотическая заставка. Гуниб для поэта - это прежде всего природа. И видится нам маленький мальчик Расул, обнимающийся с тополем, здоровающийся с горами, влезающий на деревья, бегающий по стремительным кручам и беззаботно бродящий по ущельям. Он дома, его дом - природа. Герой Гамзатова сам как элемент этого пейзажа. Память детства для него - это эхо в горах, орлы над ущельем.

Возвращение домой - это возвращение в детство, к родным сердцу горам и долинам:

Назову твое имя -Я слышу в нем сад соловьиный. Пусть тебя, мой Гуниб, Стороною обходит беда,

Пусть любуется солнце На долы твои и вершины, Отраженье которых Ношу в моем сердце всегда

Здесь появляется вовсе не характерное для Гамзатова восточное сравнение с соловьиным садом, но оно оправдано восторженным настроением поэта.

Называя А.С. Пушкина своим учителем в поэзии, Р. Гамзатов перенял у него трезвую простоту, безыскусность и строгую реалистичность прежде всего в изображении природы. Пушкинское видение и воссоздание природы явилось образцом для Гамзатова в его творчестве.

Для Гамзатова, как и для Пушкина, растворение природы во внутреннем мире человека не характерно. Стихия природы и стихия человека присутствуют, раскрываясь друг через друга. И в сравнениях природа не теряет свою зримость и пластичность. А природа - тот пластилин в руках поэта, из которого он лепит один большой образ - образ своего Дагестана.

Р. Гамзатов в своих произведениях, следуя традициям народной литературы, часто использует метод обращения к природе. Природа, судья и вершитель, может ответить на все вопросы. В стихотворении «Аварская Койсу» поэт разговаривает с рекой, которая одушевляется, и бег её автор сравнивает с судьбой народа. Соприкосновение с природой рождает в человеке думы о тайнах и красоте, величии и гармонии мироздания. Судьба человека переплетается с природной жизнью, бурный и гордый нрав реки и характер жителей гор - это вековое взаимовлияние и вековое сроднение:

И я одного не пойму до сих пор,

Повадки и сущность твою разгадав:

Взяла ли ты характер у жителей гор,

Иль жители гор переняли твой нрав?

Природа здесь - символ общей истории и судьбы народа.

Конкретно-чувственное ощущение жизни в поэзии Р. Гамзатова проходит через поэтическую подробность, через обыденную деталь, через присутствие человека. Жизнь природы и жизнь людей в самых её обыденных, традиционных проявлениях - основа поэтического освоения мира Гамзатовым:

Дом родной мой - выси гор.

Он дороже мне всего.

Неба синего простор -

Крыша дома моего («Песня чабана»).

В стихотворениях Р. Гамзатова не прослеживается сложность диалектики взаимоотношений человека с природой. Его герой соседствует с природой, общается, живет одной жизнью и в одной плоскости, любит её. Любовь поэта и природы взаимная и кажется, что сама природа придумала для поэта этот особый поэтический природный язык параллелей.

Перекрещивание, смешение различных чувств, когда осязаемое видится, а видимое осязается, создает атмосферу интимного общения с природой, и природа, завладев чувствами, тревожит человеческую мысль.

Если обобщить, функция пейзажа в раннем творчестве Гамзатова довольно проста: природа - это не храм для поклонений, природа - это дом человека, его бытие. В этом доме человек обычен. Он земной, чувствующий, любящий. Через пейзажные образы, детали проступают его жизненные принципы, сердечные привязанности. Читая стихи Гамзатова, задумываешь-

ся о том, какую большую роль сыграла родная природа в жизни поэта, как отзывалась в душе, преломлялась, и он, как малая крупинка, как часть её, не может мыслить иначе, чем её категориями.

Литература

1. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Кн. первая и вторая. - Махачкала: Дагуч-педгиз, 1985.

2. Киреева А.Б. Классики пишут сегодня. Разговор о поэзии. - М.: Советский писатель, 1989.

3. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник Вселенной. - М.: Высшая школа, 1990.

4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Наука, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.