немецкой культуры, но не собиравшихся отказываться от своего еврейского происхождения. Именно наличие политической программы, а не сам характер деятельности определял степень политичности той или иной организации. Постепенно, начиная с 60-х годов XIX в. идея культурного боге-мизма трансформировалась в идею политического присоединения евреев к чешскому национальному движению, ознаменовав собой новый этап в истории чешского еврейского национального движения.
Н.И. Нечаева
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Положение русинского национального меньшинства в межвоенной Чехословакии (1919—1939 гг.) в современной историографии
В докладе рассмотрены современные точки зрения на вопрос о русинском национальном меньшинстве в межвоенной Чехословакии. Сделана попытка систематизировать современную историографию с акцентом на работах славянских авторов: собраны и проанализированы монографии и статьи на русском, украинском, словацком, чешском языках, показана динамика развития и дана их оценка. Привлечены также и некоторые англоязычные сочинения, относящиеся к теме доклада. Имеется краткая историческая справка, дабы ввести читателя в курс дела, поскольку и сегодня, несмотря на ряд интересных работ, русинский вопрос остаётся одним из наименее изученных в истории славянских народов. Также даётся отсылка к современным авторам, которые занимаются не конкретно чехословацкими русинами межвоенного времени, а в общем русинским национальным вопросом.
Д.И. Никифоров
(Государственный академический гуманитарный университет гуманитарных наук)
Петр Карагеоргиевич в Боснийском восстании 1875—1878 гг.
Темой доклада является малоизученный в отечественной историографии период из жизни сербского короля Петра Карагеоргиевича, связанный с его участием в боснийско-герцеговинском восстании 18751878 гг. Летом 1875 г. Петр Карагеоргиевич сформировал чету на территории Боснии и начал активную партизанскую деятельность под псевдонимом «Петр Мрконич». Докладчик рассматривает причины, побудившие Петра Карагеоргиевича участвовать в восстании, злоключения, с которыми столкнулся в Боснии княжич, а также причины, вынудившие Петра покинуть восстание. К зиме 1875 г. Петр оказался в центре политических интриг сербского правительства и князя Милана Обреновича, которые считали, что Петр стремится сам возглавить Сербское княжество. Наследник династии Карагеоргиевичей столкнулся с оппозиционными настроениями всех видных деятелей повстанческого движения Боснии, которые были не согласны с его
участием в восстании, кроме того, он так и не смог приспособиться к реалиям четнического движения. В результате, в 1876 г. его пути с восставшими окончательно разошлись.
Б.С. Новосельцев
(Институт славяноведения РАН)
Второй советско-югославский конфликт: от кризиса к нормализации (1956—1962 гг.)
Известный югославский ученый и дипломат Лео Матес сравнил советско-югославские отношения с игрушкой йо-йо, постоянно двигающейся вверх-вниз: от конфликта к нормализации и снова к конфликту. На диалог двух стран одновременно оказывали свое влияние ряд интегративных и дезинтегративных факторов, поэтому отношения между Москвой и Белградом не отличались стабильностью. С одной стороны, общая социалистическая идеология, близкие позиции в международных отношениях, взаимный интерес к торговле и экономическому сотрудничеству подталкивали советских и югославских лидеров навстречу друг другу. С другой стороны, противоположные взгляды на природу взаимоотношений между социалистическими государствами и партиями были постоянной причиной разногласий. Если югославы добивались равноправия, невмешательства в свои внутренние дела и взаимовыгодного сотрудничества, а советские кредиты рассматривали как жест доброй воли, то конечной целью советских лидеров было возвращение Югославии в социалистический лагерь, а равноправию они предпочитали беспрекословное исполнение своих директив и рекомендаций. Наглядной иллюстрацией парадоксальности этой ситуации являются изменения в советско-югославских отношениях во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов.
Е.И. Поздняков
(Институт славяноведения РАН)
Югославянская идея во взглядах южнославянских солдат-добровольцев в России в годы Первой мировой войны
Среди представителей югославянских народов, призванных в ряды австро-венгерской армии, дезертирство на Восточном фронте приобрело широкий размах в самом начале Первой мировой войны. Уже к лету 1915 г. это привело к скоплению в России значительного числа военнопленных -представителей этих народностей. После поражения сербских войск в 1916 г. особую важность получил вопрос их организации, который тут же взяли в свои руки русское и сербское правительства. Весной 1916 г. были сформированы 1-ая и 2-ая сербские добровольческие дивизии, а из них -образован Сербский добровольческий корпус (в мае 1917 г. переименован в Добровольческий корпус сербов, хорватов и словенцев). Первоначальная агитация имела относительный успех: в корпус активно вступали сербы, а процент хорватов и словенцев был незначителен. Несмотря на то, что в