Научная статья на тему 'Петербургский интеллигент-книжник (к 75-летию А. В. Соколова)'

Петербургский интеллигент-книжник (к 75-летию А. В. Соколова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петербургский интеллигент-книжник (к 75-летию А. В. Соколова)»

ЮБИЛЕИ

А. В. Штолер

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ-КНИЖНИК (к 75-летию А. В. Соколова)

Закрепление за определенной сферой изысканий статуса самостоятельной научной дисциплины предлагает реализацию науковедческих (обозначение уникальной объектно-предметной области, методологии, концепций, теорий) и институциональных (создание научных обществ, школ, периодических и продолжающихся изданий, исследовательских групп, коллективов, организаций) условий. В немалой степени данное обстоятельство есть следствие признания результатов научного поиска ученых, чьи идеи, работы и позиции не только приняты научным сообществом, но и задают в перспективе исследовательскую программу.

Подтверждением тому может служить оригинальный сборник научных работ профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Аркадия Васильевича Соколова «Ретроспектива-75» (2009). Книга, написанная в жанре биобиблиографического «отчета», хронологически продолжает сборники «Ретроспектива-60» (1994) и «Ретроспектива-70» (2004). Новое издание, приуроченное к 75-летнему юбилею автора, представляет результаты его творческой деятельности за 2004-2008 гг.

Во вступлении, представленном в форме диалога автора с научным редактором, А. В. Соколов объясняет сокращение глубины ретроспекции собственного творческого отчета до 5-ти лет в связи с возрастающей «плотностью» времени («:... пятилетка профессора в семидесятилетнем возрасте стоит не

меньше, чем десять лет сорокалетнего доцента»). Наверное, это было бы слишком простым объяснением для человека, избравшего столь высокий темп научной, творческой, педагогической, общественной (можно сказать, семантически и инструментально социально-коммуникационной) деятельности в качестве одной из составляющих личностного кредо.

Для иллюстрации данного тезиса обозначим «объективированные» этапы творческого пути ученого и педагога: 1958 г. - после окончания Ленинградского военно-механического института -инженер-конструктор на Кировском заводе; 1961 г. - после окончания заочного отделения Политехнического института -начальник лаборатории автоматизации информационных процессов отдела научно-технической информации научноисследовательского института радиоэлектроники; 1965 г. - заочная аспирантура Ленинградского библиотечного института; 1967 г. - защита кандидатской диссертации; 1978 г. - защита докторской диссертации. В 1967 г. А. В. Соколов возглавил впервые созданную в системе библиотечного образования кафедру научной информации, которой руководил в течение 17-ти лет.

За почти полувековой период Аркадием Васильевичем опубликовано более 450-ти научных, учебных, публицистических работ (в том числе и на иностранных языках: английском, испанском, немецком, чешском и др.). Под его руководством защищено более четырех десятков кандидатских и докторских

70

диссертаций, проведено свыше ста научных исследований по заказам крупнейших библиотек и информационных центров страны.

Безусловно, ученые степени, звания, регалии, должности могут и должны служить формальными свидетельствами статуса ученого, признания результатов его научной работы в профессиональном сообществе. Но очевидно, что суть исследовательской деятельности заключена, в первую очередь, в создании нового знания. Пытаться однозначно определить предметную область научных интересов А. В. Соколова задача чрезвычайно сложная, поскольку интегративный, междисциплинарный подход -несомненная отличительная черта деятельности исследователя.

Вторжение Соколова-информатика в библиотечно-библиографическую сферу, по воспоминаниям современников, оценивалось как «подрыв», в первую очередь идеологических, основ. Усилиями А. В. Соколова, его коллег и учеников, преподающих дисциплину «Научная информация» и исследующих проблемы создания и функционирования информационно-поисковых систем, автоматизацию библиографического поиска, был утвержден информационный подход в качестве базового в интерпретации библиотечно-библиографических явлений, организации и осуществлении соответствующих процессов.

Проникновение в библиотечную сферу стало для исследователя одним из источников пересмотра базовых принципов и позиций в информатике. Ограничение предметного поля информатики только сферой бытования научной информации побудило А. В. Соколова к декларированию необходимости разработки теории социальной информации (социальной информатики), предметом

изучения которой должны стать многообразные информационные процессы.

Интерпретация информации как смысла, извлекаемого субъектом из сообщения (данных, сведений), обусловило признание ученым за этим феноменом только статуса субъективной сущности. Данный тезис стал отправной точкой построения А. В. Соколовым теории (в одном из первых определений, метатеории) социальных коммуникаций, описывающей социально-коммуника-

ционные процессы как процессы движения смыслов в социальном пространстве и времени. Разработка этой теории позволила на абстрактном уровне обозначить сущность и назначение социальнодокументационных институтов, формирующих один из контуров (подсистем) системы социальных коммуникаций.

Спектр оценок теоретических построений и позиций А. В. Соколова в научном сообществе был чрезвычайно широк: от неприятия тезиса о субъективности информации, до нормативного закрепления курса «Социальные коммуникации» в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по специальности 07.12.01 Библиотечноинформационная деятельность.

Теория социальных коммуникаций стала своеобразной платформой дальнейшей экспансии научных интересов А. В. Соколова. Обращение к культурологической проблематике - своего рода продолжение коммуникативного подхода исследователя, поскольку культура не только формирует внешнюю среду (метасистему) функционирования системы социальных коммуникаций, но и является источником генерации, трансляции и интерпретации социальных смыслов. Пристальное внимание к феномену интеллигенции вообще и к судьбе русской

интеллигенции в частности, формирование новой дисциплины - интеллигенто-ведения - также возможно (безусловно, с определенной долей упрощения) анализировать сквозь призму социальнокоммуникационных позиций ученого. Интеллигенция может рассматриваться в качестве инициатора и адресата коммуникационных процессов, интеллигентность как социокультурный феномен -выступать в качестве фактора, задающего направленность и интенсивность социально-коммуникативной активности личности.

Особое место в сфере научных интересов ученого занимают проблемы библиотечной социологии. В 1987-1990 гг. по инициативе и под руководством А. В. Соколова было проведено масштабное исследование «Библиотечная профессия», которое не только заложило эмпирическую базу социологического изучения профессионального сообщества, но и позволило диагностировать его «:болезни», обозначить стратегии их лечения. Шквал критики вызвал предложение кардиналь-

ной перестройки и реорганизации содержания библиотечного образования (вплоть до признания недействительными дипломов о высшем образовании вузов культуры). Идеи отказа от сугубо репродуктивной, вспомогательной позиции библиотекаря, претворения в его работе творческого начала, гуманизациии библиотечной сферы и профессии как таковой реализовывались в общественной деятельности А. В. Соколова. Он явился одним из инициаторов создания в 1990 г. Ленинградского (впоследствии Петербургского) библиотечного общества, став его первым председателем, а с апреля 2004 г. - почетным президентом.

Поздравляя Аркадия Васильевича Соколова с 75-летием, выражая пожелания крепкого здоровья, новых «выходов» за границы привычного, достойных учеников и оппонентов, должно согласиться с его коллегами и учениками, обозначившими статус юбиляра в профессиональном сообществе почетным титулом - «петербургский интеллигент-книжник».

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.