УДК 001
Т. Ф. Берестова
д-р пед. наук, проф. Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
А. В. СОКОЛОВ В РЕТРОСПЕКТИВЕ МОЕЙ ЖИЗНИ К 85-летию ученого
Писать об А. В. Соколове для меня нетрудно, и, главное, я это делаю с большим удовольствием. Все, что я писала о нем, пронизано моим глубоким уважением и особым теплым отношением к этому удивительному человеку, к этой многогранной личности. Представленная статья - не исключение, но в этот раз я решила усложнить задачу: свои умозаключения и выводы попытаюсь сделать более убедительными, снабдить их доказательствами, найти им подтверждения в документальных источниках. Надеюсь, что благодаря таким подходам в этом материале появится не только новизна, но и научная значимость. Итак, все по порядку...
В 1981 г. меня пригласили работать в ЧГИК, и я на кафедре библиографии начала свою преподавательскую деятельность. В этом же году меня отправили на факультет повышения квалификации (ФПК) Московского государственного института культуры (МГИК). В те годы повышение квалификации было делом не формальным, а хорошо организованным учеб-
ным процессом. По специальной программе нам читали лекции самые известные профессора из МГИК и ЛГИК, причем мы не только слушали лекции, но и обсуждали новые монографии, иногда занятия проходили с использованием интерактивных форм обучения. Среди лекторов были С. А. Трубников, Ю. С. Зубов, А. Я. Черняк, Ю. Н. Столяров и А. В. Соколов. Уже тогда я отметила особую манеру общения А. В. Соколова с аудиторией - это был неспешный разговор, очень уважительный, полностью исключающий менторские нотки, с искренним интересом к мнению слушателей. К началу моего знакомства с А. В. Соколовым он проработал в Ленинградском институте культуре уже 20 лет, с 1967 г. возглавлял кафедру научной информации, впоследствии получившую имя кафедры информатики. Кафедра научной информации ЛГИК в те годы была единственной в своем роде, и только в 1970-е гг. подобные кафедры стали открываться в вузах культуры. Но справедливости ради надо сказать, кафедры других вузов культуры были далеки от амбициозных научных задач, которые стремились решать в ЛГИК, например, они взялись за разработку теории информационного поиска и за создание дескрип-торных информационно-поисковых систем (ИПС). У нас, слушателей ФПК МГИК начала 1980-х гг., представление о том, чему учат студентов преподаватели ленинградской кафедры, все еще оставалось весьма смутным, и, конечно, выступления А. В. Соколова были для нас интересны, но мне тогда думалось, что тематика научных изысканий, которыми занимается он и его коллеги, до нас, преподавателей периферийных вузов, «дойдет» очень и очень не скоро. Связано это было с тем, что большинство учеб-
161
ных дисциплин вузов культуры были ориентированы на изложение библиотечной науки, спрофилированной на массовые библиотеки, и лишь некоторое внимание уделялось универсальным библиотекам, и те, и другие курировались Министерством культуры СССР, а в 1980-е гг. в этих библиотеках задачи информатизации вообще не ставились. Но, готовя эту статью, я вновь прочла материалы, которые были представлены А. В. Соколовым в серии «Ретроспектива-» (их к настоящему времени вышло уже четыре сборника), и узнала, что «...в узком кругу на кафедре научной информации ЛГИК мы иногда задумывались: зачем будущим библиотекарям детских, сельских и районных библиотек надлежит изучать структуру и свойства научной информации и закономерности научно-информационной деятельности, если им не суждено трудиться в сфере науки? И через какое-то время преподаватели кафедры информатики ЛГИК нашли выход, они посчитали, что должно произойти "перерастание теории научной информации в теорию социальной информации"»9. В начале 1980-х гг. теория социальной информатики только формировалась, и затем ее основы были изложены в материалах диссертационных исследований преподавателей кафедры информатики ЛГИК. Впоследствии эти материалы были использованы для разработки теории социальных коммуникаций, и, по моим наблюдениям, теория социальных коммуникаций, созданная в ЛГИК, и сегодня широко известна и востребована далеко за пределами библиотечно-библиографического сообщества.
Однако вернемся к кафедре информатики ЛГИК, организатором которой был А. В. Соколов. Надо сознаться, что реально дерзость научных поисков, которые велись на кафедре научной информации ЛГИК, я смогла понять значительно позже, когда прошел не один год после моего пребывания на ФПК МГИК. Результаты этой научно-исследовательской работы до сих пор не утратили своей ценности. Особо надо сказать о методологическом значении теории социальной информации. Впер-
9 Соколов А. В. Ретроспектива-60. Санкт-Петербург: Независимая гуманитарная академия, 1994. С. 46.
вые библиотечно-библиографическому сообществу была представлена метатеория, не примитивно, а научно-обоснованно показавшая включенность библиотековедения, биб-лиографоведения в системы наук об обществе, раскрывшая объективные основания взаимосвязей библиотечной практики с другими сферами деятельности, существующими в системе «информация - потребитель». Сейчас наука о социально-документальных коммуникациях обогащена уже несколькими метатеориями, разработка одной из них инициирована и мной, но я понимаю, что вряд ли бы возникло «Информационное ресурсоведе-ние», если бы метатеоретические подходы не были разработаны А. В. Соколовым в 1980-е и последующие годы10. Конечно, достичь таких весомых результатов по изучению инфосферы, которые были получены коллективом кафедры информатики, можно было только благодаря личностным и профессиональным качествам лидера этого научного сообщества А. В. Соколова.
Отдельные факты биографии А. В. Соколова выделяют его среди блистательных исследователей библиотечно-библиографической сферы, сформировавшихся в 1970-1980-е гг. В то время среди выдающихся ученых, работавших в Московском и Ленинградском вузах, было немало выпускников библиотечных факультетов, но некоторые пришли в библиотечную сферу, имея философское, филологическое, историческое образование. Все это определенным образом сказывалось на их научной деятельности и обогащало библиотековедение и библиографоведение за счет привлечения знаний из других наук. Как и сейчас, в те годы научные библиотековедческие кадры за редким исключением были чистыми гуманитариями. И среди ученых, и среди практиков, работавших в библиотеках или библиографических службах, не хватало людей с хорошим техническим образованием. А между тем на Западе в эти годы уже осваивали компьютерную тех-
10 Соколов А. В. Ретроспектива-80: сб. науч. тр. Т. I. Библио-течно-информационная школа. Гл. 3. Метатеоретические обобщения. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2014. С. 116-225.
162
нику, и наши коллеги - библиотекари США и Западной Европы - учились понимать технику и работать на ней. В СССР в то время задачи по информатизации библиотечного дела и трансформации учебных дисциплин в учреждениях среднего и высшего образования вообще не ставились. Радикальные попытки преобразовать библиотечное образование были предприняты только в начале XXI в., и их реализация связана с внедрением Государственного образовательного стандарта по специальности 052700 Библиотечно-информационная деятельность, утвержденного в феврале 2003 г. Итак, понимание важности внедрения новых технологий в библиотечном сообществе России вызревало постепенно, и во многом это определялось развитием научно-технических библиотек и государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ). Под влиянием этих тенденций стали происходить изменения в библиотечно-библиографическом образовании. В начале XXI в. в нашей стране к решению амбициозных задач, связанных с революционными преобразованиями в сфере образования, оказался готов только авангард научного корпуса, а в сфере образования, ориентированного на область документальных коммуникаций, в число самых «продвинутых» входили библиотековеды и библиографоведы, и среди них особое место занимали те ученые, которые имели технико-технологическую подготовку. А. В. Соколов - один из немногих ученых библиотечно-библиографической направленности, имевший инженерно-техническую базовую подготовку, он - дважды инженер: окончил машиностроительный факультет Военно-механического института и радиотехнический факультет Северо-Западного политехнического института. До прихода в ЛГИК А. В. Соколов работал в легендарном танковом конструкторском бюро Ж. Я. Котина и затем в ОН-ТИ НИИ радиоэлектроники.
Конечно, то, что в прошлом А. В. Соколов занимался конструкторскими работами и возглавлял такое редкое для начала 1960-х гг. структурное подразделение НИИ, каковым являлся ОНТИ, во многом объясняет направ-
ленность его научных изысканий. Однако все, кто знаком с ним лично, кто изучал его научные работы, удивляются не его познаниям в сфере технических наук (что при его базовом образовании само собой разумеется), а его широкому кругозору, свободной ориентации в проблемах таких наук, как философия, история, литература. Я думаю, по складу своего ума А. В. Соколов - Гуманитарий, но гуманитарий особого рода, Гуманитарий, которому подвластны и строгие математические формулы, и технические расчеты. Отличительной стороной А. В. Соколова, даже в бытность работы в должности инженера-конструктора, была его страстная влюбленность в Книгу. И сегодня он ставит Книгу во главу развития цивилизации, в ней он видит оружие против вульгарного прагматизма и технократизма, Книгу он считает носителем великих идей гуманизма и основным орудием культуры и просветительской деятельности.
Безусловно, эти особенности личности А. В. Соколова закладывались в детстве - он родился в интеллигентной ленинградской семье -под влиянием отца-большевика, участника Октябрьской революции, впоследствии трудившегося в финансовой сфере и при этом не испорченного ежедневным общением с денежным потоком. Думаю, что под влиянием отца, человека, испытывавшего «презрение к жадному накопительству и приобретательству»11, формировалось бескорыстие Аркадия Васильевича. Наверное, тогда скромный быт его семьи, типичный для советских интеллигентов, заложил у Аркадия Васильевича его чрезвычайную скромность и некоторое пренебрежение комфортными изысками. Мать нашего героя имела высшее библиотечное образование. Она много лет была методистом ЦГБ им. Маяковского г. Ленинграда, а в 1951 г. стала директором Ленинградского библиотечного техникума, где проработала более 10 лет. Безусловно, появление «трепетного отношения к книге» у Аркадия Васильевича формировалось под влиянием его родителей, а последующая работа в ЛГИК спо-
11Соколов А. В. Ретроспектива-60. Санкт-Петербург: Независимая гуманитарная академия, 1994. С. 5.
163
собствовала развитию восторженного отношения к книге и литературе. ЛГИК - вуз особенный, в нем литературные таланты и поклонение художественной литературе - характерная черта очень многих педагогов. Когда я познакомилась с некоторыми преподавателями этого института культуры, то подумала, как органично чувствовал себя Аркадий Васильевич среди этих людей, как естественно для него было сочинять лирические, романтические, иногда и ироничные вирши о своем вузе и о своих коллегах, о тех, с кем он работал, о тех, с кем общался на научном поприще. Да, он - Литературоцен-трист, он - носитель литературоцентристского мировоззрения. Он много писал о литературо-центризме, присущем библиотековедческим и библиографоведческим концепциям начала ХХ в., отыскивал черты литературоцентризма, характеризуя российскую и советскую интелли-генцию12. А. В. Соколов в своих научных публикациях широко использует средства поэзии и художественные образы, заимствованные из литературы народов России и мира. Он - редкий ученый, который очень сложные теоретические работы предваряет поэтическими эпиграфами, использует поэтические цитаты для обоснования своих мыслей, убедительности текста. Красоту научных текстов он видит не только в стройности теории, ее логичности, что соответствует эпистемологическим постулатам, но и в привлечении богатых возможностей русского языка, его лингвистических достоинств и выразительных средств для изложения сухих и абстрактных истин. Для того, чтобы сделать такую оценку особенностей научного стиля А.
B. Соколова, достаточно познакомиться с материалами и результатами исследования постсоветского библиотечного сообщества, которое он проводил в 2001 г. В процессе изучения профессионального библиотечного сообщества им была создана психодиагностическая методика тестирования уровня интеллигентности у студентов библиотечного факультета, и благодаря этой методике представлена «...пассионарно-этическая типизация личностей, состоящая из
12 Соколов А. В. Ретроспектива-60. С.4-5.
трех типов: ЖАННА - активный альтруист, типичный интеллигент; КЛЕОПАТРА - активный эгоист, типичный интеллектуал; ПЕНЕЛОПА -пассивный конформист, тяготеющий к массовой культуре»13. Описывая результаты изучения представителей библиотечного сообщества, он нарушил все ранее существовавшие каноны описания результатов социологических исследований и при этом дал объективную картину, отражающую социально-психологические типы библиотекарей-практиков и студентов библиотечного факультета СПбГУКИ. Для тех, кто обращался к научному отчету и статьям, отражающим результаты исследования, читать обобщающие материалы было чрезвычайно интересно, научный текст «расцвечивался» живыми красками, он был понятен и библиотековедам, и библиотекарям, более того соответствовал образному типу мышления, характерного для женщин, коих было большинство среди обладателей библиотечной профессии.
Когда в конце 80-х и начале 90-х гг. прошлого столетия проводилось всероссийское исследование «Библиотечная профессия: состояние и перспективы»14 кафедра библиографии ЧГИК стала одной из баз для него. Для организации сбора статистического материала и проведения опросов библиотекарей и студентов А. В. Соколов приезжал в Челябинск, и тогда реально стали складываться наши деловые контакты. Я в те годы преподавала, руководила кафедрой и готовилась к защите кандидатской диссертации. Когда наступило время ее защиты, для меня полной неожиданностью стало получение отзыва от А. В. Соколова на автореферат диссертации, а вместе с отзывом Аркадий Васильевич подарил мне стихотворение с пожеланием покорить «Олимп, не снимая сандалий»15. До этих
13Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1 (225). С. 115-123; Соколов А. В. Ретро-спектива-80. С. 366-374.
14 Соколов А. В. Библиотечная профессия: программа исследования // Совет. библиотековедение. 1988. № 2. С. 18-10; Соколов А. В. Библиотечная профессия: программа исслед. // Ретро-спектива-60. Санкт-Петербург, 1994. С. 260-267.
15Берестова Татьяна Федоровна: к 60-летию со дня рождения: биобиблиогр. указ. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Т. Н. Моковая, Е. С. Казанцева, Ю. Н. Трегу-
164
фактов моей биографии я и предположить не могла, что мои скромные научные успехи могли быть интересны САМОМУ А. В. Соколову. После защиты диссертации мы неоднократно встречались на конференциях, но это были обычные контакты, характерные для подобных мероприятий, выделю только одну конференцию - сессия ИФЛА в Москве в 1991 г. Столь важное событие для библиотекарей СССР, участниками которого была и я, и А. В. Соколов, оказалось сопряженным по времени с днями августовского путча 1991 г., все участники конференции понимали, что они стали свидетелями исторического события, на мероприятии была особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаний, тревогой за тех, кто был втянут в баталии на улицах Москвы, - все это объединяло и сближало участников.
После распада СССР наступил период резкого снижения активности межбиблиотечных и научных контактов. Но, несмотря на эту неблагоприятную для развития библиотечной науки ситуацию, в те годы появились новые направления научных исследований. И вот в это время мы, не сговариваясь с А. В. Соколовым, обратились к теме «Библиотека и рынок». Моя статья с таким названием была опубликована в журнале Библиография1, а потом под влиянием этих перестроечных настроений я занялась разработкой новых подходов к организации работы библиотек2. Многое из того, что тогда казалось очень важным и очень правильным, было отброшено временем и складывающимися жесткими условиями деятельности библиотек в новой России. Аркадий Васильевич понимал измене-
бова. Челябинск, 2007. 84 с.: фот. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы). С. 69.
1 Матвеева (Берестова) Т. Ф. Библиотеки и рынок// Совет. библиография. 1991. № 4. С. 3-13.
2 Матвеева (Берестова) Т. Ф. Заработная плата библиографов по результатам труда: проблемы и возможности// Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. № 4. С. 18-24; Матвеева (Берестова) Т. Ф. Библиотеки и библиографические службы на пути к рынку //Формирование систем библиографического обслуживания в регионе: межвуз. сб. науч. тр. / ЧГИИК. Челябинск, 1991. С. 3648; Берестова Т. Ф. Профессиональное сознание библиотекаря и вступление в рынок // В практику библиотек. Тюмень, 1994. Вып. 3. С. 27-36; Берестова Т. Ф. Информационная деятельность библиотеки: вопросы организации и управления // В практику библиотек. Тюмень, 1995. Вып. 9. С. 33-42.
ния, происходящие в 1990-е и последующие годы, гораздо глубже меня, он написал ряд статей, объясняющих многие катаклизмы, происходящие в библиотечной отрасли, и уже в то время давал негативные прогнозы на будущее для библиотечного дела3. Значительная часть того, что было увидено, описано и спрогнозировано им в те годы, оказалось горькой правдой библиотечной действительности постсоветской России, в среде библиотекарей-практиков и библиотековедов-ученых осознание социальных метаморфоз, произошедших в конце прошлого века и начале нынешнего, идет до сих пор.
Одна из отличительных черт А. В. Соколова - его честность, эта черта характера проявилась не только в статьях перестроечного и постперестроечного периода, которые я уже упомянула, но и в открытой критике идей Информационного общества4, в сомнениях по поводу эффективности и правомерности использования информационного подхода в биб-лиографоведческих и библиотековедческих исследованиях5. Наверное, делать неприятные предсказания легче в опосредованной форме в виде научных публикаций, гораздо труднее говорить горькую правду о тех или иных намечающихся тенденциях, глядя прямо в глаза человеку, зная, что, возможно, события, о которых говоришь, могут разрушить или деформировать его жизнь. Во времена перестройки, в конце 1980-х гг. я наблюдала такую ситуацию: А. В. Соколов приехал в Челябинск вести агитацию за вступление библиотек в создававшуюся тогда профессиональную библиотечную ассоциацию. На встрече с библио-
3Соколов А. В. Библиотеки и рыночная экономика // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. № 10. С. 3-9; Соколов А. В. Пути преодоления кризиса // Библиотекарь. 1990. № 11. С. 35-41; Соколов А. В. Самоуправление библиотек в условиях рыночной экономики // Организационные основы деятельности библиотек в новых условиях: сб. науч. тр. / ГИБ. Ленинград, 1991. Вып. 1. С. 10; Соколов А. В. Библиотечный синдром недугов нашей культуры // Нева. 1997. № 12. С. 171-173.
4Соколов А. В. Волшебник информационного города : рецензия // Библиография. 2001. № 2. С. 101-105.
5 Соколов А. В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестн. Всесоюз. о-ва специалистов информатики и вычислит. техники. 1990. № 3. С. 45-51; Соколов А. В. О Ю. Н. Столярове и «Сущности информации» // Столяров Ю. Н. Сущность информации. Москва: ГПНТБ России, 2000. С. 3-4.
165
течной общественностью заведующая одной из профсоюзных библиотек задала вопрос о том, что может новая организация дать профсоюзной библиотеке. На это вопрос А. В. Соколов дал честный ответ. Он сказал, что в условиях рынка и перевода предприятий на хозрасчетный способ существования скорее всего не удастся сохранить такой тип библиотеки, как профсоюзная, и в этой ситуации вряд ли профессиональная библиотечная ассоциация, которая будет существовать как добровольное общественное образование, сможет защитить профсоюзную библиотеку. Эту трагическую правду он говорил очень мягко, даже виновато, было ясно, что говорить ему нелегко, но и в этой ситуации он был честен.
Первое десятилетие нового века - годы разрушения советской библиотечной системы, но в конце концов и они закончились. Потери были велики, а я их ощущала очень остро, во-первых, потому что государство стремилось сбросить с себя заботу о высшем образовании, и, во-вторых, именно в эти годы я была деканом информационно-библиотечного факультета ЧГИК. Мне пришлось во многом по собственной инициативе при минимальной поддержке ректората заниматься перестройкой работы факультета, вводить новые специальности, которые позволяли сохранять преподавательские кадры и обеспечивать приток абитуриентов на факультет. В это очень непростое постперестроечное время разоренная библиотечная практика поставила новые задачи перед библиотечно-библиографической наукой. А. В. Соколов откликался на эти проблемы1. А я в тот период занималась реформированием ИБФ и «дозревала» до того, чтобы взяться за написание докторской диссертации. Тему диссертации я выбрала очень актуальную «Общедоступная библиотека как часть единого информационного пространства: теоретико-методологические ос-
1 Соколов А. В. Ретроспектива-80. С. 279-297; Соколов А. В. Уроки библиотечного демократического движения в России // Науч. и техн. б-ки. 2006. № 4. С. 5-17; Соколов А. В. К вопросу о библиотечном кретинизме // Науч. и техн. б-ки. 2004. № 2. С. 144160; Соколов А. В. Возможна ли самоокупаемость публичных библиотек в условиях рыночной экономики? // Библиотековедение. 2004. № 2. С. 16-17; Соколов А. В. Почему банкиры богаты, а библиотекари бедны? // Школьная б-ка. 2008. № 6/7. С. 147-150.
нования», стать моим научным консультантом попросила Ю. Н. Столярова. В эти годы я даже опасалась А. В. Соколова, так как он дискутировал с О. П. Коршуновым (моим руководителем по кандидатской диссертации) по вопросу информационного подхода2, до меня доходили слухи о его неприятии термина информационное пространство и о его соответствующем отношении к государственным документам, посвященным Информационному обществу и информационному пространству. Вступить с ним в дискуссию я не могла, у нас были слишком разные «весовые категории», но, главное, пока, кроме интуитивного неприятия некоторых его высказываний, мне противопоставить было нечего. После написания диссертации у меня появилась собственная научная позиция: я обосновала правомерность признания словосочетания информационное пространство в качестве работающего термина, а не метафоры, за счет использования общенаучных методологических подходов, раскрыла генезис, эволюцию, структуру информационного пространства, тем самым разрушив трактовку понятия и феномена информационное пространство только с технократических позиций. А именно такое понимание феномена информационное пространство в то время монопольно владело умами не только многих власть имущих, но и многих, входивших в число «научной братии». Все мои открытия получили отражение в моей диссертации, книгах и публикациях. По-видимому, проделанная работа показалась убедительной не только диссертационному совету МГИК и ВАК, но и А. В. Соколову, поскольку в статье «Научные маршруты Т. Ф. Берестовой» он положительно оценил ре-
3
зультаты моих научных поисков .
Но вернемся к хронологии моей жизни... Итак, освободившись от руководства информационно-библиотечным факультетом, я ушла в докторантский отпуск и усиленно прораба-
2 Соколов А. В. «Информационные очки» как методологический инструмент // Энергия: экономика, техника, экология. 2007. № 6. С. 74-79; Соколов А. В. Ретроспектива-80. С. 209-429.
3Соколов А. В. Научные маршруты Т. Ф. Берестовой: информационное библиографоведение, библиографическая информатика, информационное ресурсоведение // Библиография. 2018. № 3. С. 73-90.
166
тывала очень широкий круг литературы, необходимый для создания собственной концепции. Именно я тогда начала глубоко вникать в идеи А. В. Соколова и стала использовать результаты его изысканий для проведения собственного исследования. В конце концов диссертация была написана и в список использованной литературы вошло 13 публикаций А. В. Соколова1. Конечно, при подготовке исследования был прочитан значительно более широкий круг его произведений, и теперь я по-настоящему смогла оценить размах мысли ученого и масштабы его личности. Как и при прошлой моей защите, А. В. Соколов по собственной инициативе прислал отзыв на автореферат моей диссертации и новое стихотво-
2
рение, посвященное моим успехам .
Через очень короткое время после защиты я становлюсь проректором по науке в нашем вузе. Ректор ЧГАКИ (ныне ЧГИК) В. Я. Руша-нин сразу же при моем назначении сказал, что очень заинтересован в привлечении внимания к академии со стороны признанных ученых из
1 Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 1996. 320 с.; Соколов А. В. Вехи и альтернативы русской библиографии // Библиография. 2001. № 6. С. 3-23; Соколов А. В. Информационный подход к документальной коммуникации: учеб пособие для студентов библ. фак. Л.: ЛГИК, 1988. 85 с.; Соколов А. В. Коммуникационные потребности: учеб. пособие для бакалавров образования. Краснодар: КГАК, 1996. 162 с.; Соколов А. В. Коэволюция информационных технологий и библиотечного сознания (к вопросу о трансформации книжной культуры в экранную культуру) // Сетевое взаимодействие библиотек: материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 17-18 мая 1999 г.) / Центр информ. ресурсов; Америк. центр; Немец. культурный центр им. Гете; Франц. центр; Рос. нац. б-ка; Рос. библ. ассоц. СПб., 2000. С. 37- 42; Соколов А. В. Мир общественного знания. Читатель. Библиотекарь // Отраслевая библиотечно-библиографическая подготовка студентов. Проблемы совершенствования: сб. науч. тр. / М-во культуры РСФСР; Ленингр. гос. ин-т культуры. Л.: ЛГИК, 1986. С. 6-34; Соколов А. В. Обоюдоострый принцип партийности // Совет. библиография. 1990. № 1. С. 44-54; Соколов А. В. Общее и специальное в современном библиотековедении // Науч. и техн. б-ки СССР. 1981. № 3. С. 3-14; Соколов А. В. Пути преодоления кризиса // Библиотекарь. 1990. № 1. С. 35-42; Соколов А. В. Ретроспектива-60: тр. проф. А. В. Соколова для библиотекарей и информатиков / Петерб. библ. о-во; науч. ред. С. А. Басов. СПб., 1994. 464 с.; Соколов А. В. Ретроспектива-70: биобиблиогр. отчет / Петерб. библ. о-во; науч. ред. С. А. Басов. СПб., 2004. 464 с.; Соколов А. В. Сущность и явления информационных потребностей // Универсальная научная библиотека в регионе: перспективы развития: сб. науч. тр. Л., 1991. С. 90-101; Соколов А. В. Теория формирования библиотечных фондов: тенденции развития // Науч. и техн. б-ки СССР. 1982. № 2. С. 3-7.
2Берестова Татьяна Федоровна: к 60-летию со дня рождения: биобиблиогр. указ. С. 69.
профильных для нашего вуза отраслей знания, а очень скоро поставил передо мной вполне конкретные задачи:
1. Открыть диссертационные советы по профильным для нашего вуза специальностям.
2. Вывести журнал «Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств» в число признанных научных журналов нашей отрасли (затем задача конкретизировалась - изданию необходимо было войти в перечень ВАК).
Так, с самых первых дней своего про-ректорства я искала возможности пригласить в наш вуз самых маститых, самых именитых ученых. Для решения этой задачи я начала переговоры с Ю. Н. Столяровым. Он обозначил тему, которую поддержит и для обсуждения которой поможет собрать цвет библиотечной науки. Это тема звучала так: «Место наук документально-коммуникационного цикла в классификаторе научных специальностей». Для проведения дискуссии по этому вопросу в Челябинск съехались представители библиотек и вузов культуры из Новосибирска, Самары, Улан-Удэ, Казани, Уфы, Перми. Прилетел и десант из Москвы и Санкт-Петербурга: Ю. Н. Столяров, А. В. Соколов, Р. С. Гиляревский. Обсуждение протекало очень живо, выступления были весьма интересны. Результаты этой научной дискуссии были представлены в таких библиотековедческих изданиях, как Библиосфера, Научно-техническая ин-формация3. Именно тогда благодаря проведению круглого стола по одной из самых сложных и самых «болезненных» тем библиотечно-библио-графической науки заметка о ЧГАКИ впервые появилась в газете «Поиск»4, издании весьма авторитетном во властных и научных структурах. Конечно, прибывших светил библиотечной наук во время их нахождения в ЧГАКИ мы «экс-
3Берестова Т. Ф. Статус наук документально-коммуникационного цикла в общей системе знаний: круглый стол, состоявшийся в Челябинской государственной академии культуры и искусств 3 октября 2006 г. // Библиосфера. 2006. № 4. С. 56; Берестова Т. Ф Статус наук документально-коммуникационного цикла в общей системе знаний. (Круглый стол) // Науч.-техн. информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2006. № 12. С. 28-30.
4Берестова Т. Побуждение к чтению // Поиск. 2007. № 1 (919), 12 янв. С. 2.
167
плуатировали по полной». Каждый из них не только встречался с преподавателями кафедр информационно-библиотечного факультета, но и читал студентам лекции, затем вошедшие в сборник «Библиотеки и музеи - гаранты цивилизованности общества»1. И круглый стол, и лекции воспринимались в вузе как очень важное событие, которое должно быть отражено в истории ЧГАКИ. Во время проведения круглого стола и лекций осуществлялась видеозапись, и для первых лет XXI в. в условиях вуза культуры такая форма фиксации проводимых мероприятий была весьма экзотической.
Решать задачи, поставленные передо мной ректором, я могла только с помощью моих глубоко почитаемых коллег. Я попросила войти в редакционный совет Вестника ЧГАКИ Ю. Н. Столярова и А. В. Соколова, они дали такое согласие и стали активно сотрудничать с журналом. Коль сегодня речь идет о А. В. Соколове, то скажу, что благодаря ему, с его подачи или при его непосредственном участии журнал провел три дискуссии: о детерминистских законах и закономерностях, действующих в документально-коммуникационной сфере, о ноосфере, о проблемах развития философии информации. Темы дискуссий были интересны и в них приняли участие не только практики-библиотекари, библиотековеды, библиографоведы, но и философы, культурологи, ученые, занимающиеся проблемами СКД. Были опубликованы материалы А. В. Соколова, Ю. Н. Столярова, А. Д. Ур -сула, А. Я. Флиера, К. К. Колина, Т. Ф. Берестовой, И. С. Пилко, Е. И. Полтавской, Ю. В. Гу-шул, О. Н. Павловой, И. Г. Морозковой, А. С. Окуневой, И. В. Линкевичус. В Вестнике ЧГАКИ (с 2016 - Вестник культуры и искусств)
в 2007-2018 гг. А. В. Соколов опубликовал 13 статей2.
1 Библиотеки и музеи - гаранты цивилизованности общества [сб. лекций] / ЧГАКИ; сост. Т. Ф. Берестова; отв. за вып. М. В. Лукина. Челябинск, 2007. С. 6-38 (к- 40-летию ЧГАКИ).
2Соколов А. В. Исаак Моргенштерн - библиограф, интеллигент, гуманист // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2008. № 1 (13). С. 90-91; Соколов А. В. «Этический вкладыш» к вузовскому диплому // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2008. № 2 (14). С. 22-30; Соколов А. В. Детерминизм и деонтология в документной коммуникационной системе (постановка проблемы) // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искус-
Безусловно, участие в журнале самых видных ученых - библиотековедов, культурологов, философов - привлекало к нему внимание, его показатели росли. Среди журналов вузов культуры, согласно данным РИНЦ, наш Вестник занимал ведущие позиции и даже успешно конкурировал с крупными журналами, обладавшими гораздо большими кадровыми, финансовыми и материально-техническими возможностями. В мои задачи как заместителя главного редактора входило курирование журнала «Вестник ЧГАКИ», но как проректор по НИР я несла ответственность и за редакционную, и за издательскую деятельность вуза, которая в те годы была ограничена одним направлением - обеспечением учебного процесса ЧГИК. Когда я вступила в должность проректора по науке, то для себя и сотрудников научного отдела сформулировала задачу -повысить финансово-коммерческие показатели деятельности нашего издательства. Для реализации этого направления надо было совершенствовать редакторский и издательский процессы, а также активизировать деятельность отдела распространения издательской продукции. Фактором, определяющим успех в этом направлении, конечно, было издание книг, которые могли быть востребованы внешними читателями/покупателями, связан-
ств. 2008. № 4 (16). С. 6-34; Соколов А. В. Хронотипы и реальности // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. № 3 (19). С. 69-85; Соколов А. В. Законы, закономерности, заповеди в документологии (завершение дискуссии) // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2010. № 3 (23).С. 20-24; Соколов А. В. Вопрошая будущее... Размышления над монографией И. Д. Тузовского «Светлое завтра?» // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2010. № 4 (24). С. 74-77; Соколов А. В. Гуманизм и библиотеки: к постановке проблемы // Вестник Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств. 2011. № 3 (27). С. 6-8; Соколов А. В. Челябинск - город библиотечной науки: неравнодушный взгляд из Северной столицы // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2012. № 2 (30). С. 7-9; Соколов А. В. Информатизация и гуманизация как ориентиры библиотечной политики // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2013. № 2 (34). С. 7-22; Соколов А. В. Интернет глазами студентов-гуманитариев / А. В. Соколов, Т. Ф. Берестова // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2013. № 4 (36). С. 7-14; Соколов А. В. Философия информации на страницах «Вестника ЧГАКИ» (начало) // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 175-181; Соколов А. В. Философия информации на страницах «Вестника ЧГАКИ» (окончание) // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2014. - № 3 (39). С. 177-183; Соколов А. В. Вестники ноосферы в вузах культуры // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). С. 179-184.
168
ными со сферой культуры. Так родилась идея издавать и переиздавать научные труды и учебные пособия, выдающихся ученых - философов, библиотековедов, библиографоведов и культурологов. Для реализации этой задумки к работе с нашим издательством я привлекала несколько виднейших ученых - А. Д. Урсула, К. К. Колина, Ю. Н. Столярова и др. А. В. Соколов в этом ряду был один из самых первых. В настоящее время Аркадий Васильевич опубликовал в издательстве ЧГИК четыре книги1. Все они пользуются спросом, их хорошо покупают и отдельные потребители, и библиотеки вузов культуры, и мы уже неоднократно допечатывали тиражи этих изданий.
Особое внимание уделю работе «Философия информации». Это книга была переиздана в
нашем вузе, а я посвятила этому фундаменталь-
2
ному научному труду свою рецензию , позднее
3
перепечатанную еще в нескольких изданиях . Вообще жанр рецензий - не очень характерен для меня, в моем списке публикаций их очень немного, но самые значительные из них связаны с именем и научными произведениями А. В. Со-колова4. Думаю, что решение написать рецензию на очень важные для библиотековедения и биб-
'Соколов А. В. Мифология и онтология русской интеллигенции: учеб. пособие / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2007. 51 с.; Соколов А. В. Философия информации: учеб. пособие / Челяб. гос. акад. культуры и искусств, НОЦ «Информационное общество». Челябинск, 2011. 454 с.; Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации: сб. науч. тр. [Электронный ресурс] / А. В. Соколов, П. Б. Уваров, Т. Ф. Берестова, Ю. В. Гушул, И. Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2011. 237 с. CD-ROM; Соколов А. В., Берестова Т. Ф. Парадигмы библиографоведения: книга, документ, ресурс. Очерки о прошлом и будущем библиографической науки / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2014. 489 с.
2 Берестова Т. Ф. Рефлексия по поводу книги А. В. Соколова «Философия информации» // Науч. и техн. б-ки. 2011. № 6. С. 95-108.
3Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации: сб. науч. тр. [Электронный ресурс] / А. В. Соколов, П. Б. Уваров, Т. Ф. Берестова, Ю. В. Гушул, И. Д. Тузовский; Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2011. 237 с. CD-ROM; Соколов А. В. Философия информации: учеб. пособие. С.429-443.
4 Берестова Т. Ф. О раскрытых и нераскрытых тайнах биб-
лиографической науки: рец. на кн.: Соколов А. В., Фокеев В. А.
Библиографоведение: terra incognita: диалог о библиографиче-
ской науке// Библиография. 2011. № 1. C. 51-58; Берестова Т. Ф. О законах и закономерностях в информационной и документально-коммуникационных сферах: (отклик на статью А. В. Соколова) // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. № 1 (17). С. 15-20.
лиографоведения, но очень непростые для восприятия и осознания произведения А. В. Соколова для меня было чрезвычайно полезно -написание рецензии заставило меня погрузиться в круг научных интересов ученого, более глубоко никнуть в его идеи, приблизиться к пониманию методологии, которую он использует в своих научных изысканиях. Тщательная и глубокая проработка текстов указанных книг сыграла свою роль не только в моем дальнейшем научном творчестве, но и позволила широко использовать идеи и тексты А. В. Соколова в преподавательской деятельности. Своим студентам и аспирантам я много рассказываю о своих учителях - О. П. Коршунове, И. Г. Моргенштерне, Ю. Н. Столярове и особое место среди этих гигантов библиотечно-библиографической мысли занимает А. В. Соколов.
Не могу не сказать о заслугах А. В. Соколова, связанных с открытием и функционированием диссовета по специальности 05.25.03. Этот диссовет был открыт в 2008 г. Мы тщательно готовили первое заседание, на котором прошла защита кандидатской диссертации О. Д. Опариной5. В качестве оппонента выступил А. В. Соколов. Я уже тогда понимала: его авторитет был нам необходим для формирования авторитета диссовета у научной библиотековедческой общественности. Практика привлечения А. В. Соколова к работе диссовета была не единичной: как оппонент он активно поддержал защиту С. В. Кокориной6 Е. И. Пол-тавской7. Члены диссовета выражали мне удовлетворенность состоявшимися защитами и благодарили за предоставленные возможности
5Опарина О. Д. Социокультурная динамика библиотеки классического университета: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / науч. рук.: Т. Д. Рубанова [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусств]. Челябинск, 2008. 197 с.: ил., табл.
6Кокорина С. В. Общедоступные библиотеки в процессе формирования культуры межнационального взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / науч. рук. Т. Ф. Берестова [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусств]. Челябинск, 2015. 26 с.
7Полтавская Е. И. Схематизация научных категорий - методологическая основа общей теории библиотековедения, библио-графоведения и книговедения: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусств]. Челябинск, 2015. 51 с.
169
познакомиться и пообщаться со столь разносторонним и обаятельным человеком.
Когда пришло время передать свои функции проректора по науке более молодым, я глубоко окунулась в научную деятельность. А. В. Соколов привлек меня к написанию монографии «Парадигмы библиографоведения: книга, документ, ресурс», совместная работа над книгой была для меня хорошей школой, по его инициативе я дважды готовила доклады на Международный библиографический конгресс1 на темы: Генетические основания интеграции библио-графоведения и информатики; Информационное ресурсоведение и ресурсоцентристская парадигма библиографоведения. Работа над второй темой стала началом разработки нового научного направления, названного мной «Информационное ресурсоведение».
Конечно, мои контакты с А. В. Соколовым и его контакты с нашим вузом как в зеркале отразились в библиометрических показателях, и благодаря сервисам РИНЦ их можно зримо (цифрово) увидеть. При написании этой юбилейной статьи я опиралась на эти библио-метрические показатели, далее, представляя библиометрические показатели, в основном заимствованные из базы РИНЦ, мне гораздо удобнее писать о себе в третьем лице.
Согласно данным еЬШгагу, в базе РИНЦ отражено 383 публикации А. В. Соколова и 107 публикаций Т. Ф. Берестовой. Но по подсчетам самих ученых цифры иные. Еще в октябре 2012 г. сам А. В. Соколов пишет: «Мой персональный библиографический список насчитывал более 570 названий, в том числе 30 учебных пособий и монографий объемом от пяти до двадцати пяти печатных листов и около 400 проблемных статей и выступлений на солидных форумах». На сегодня А. В. Соколов опубликовал 720 научных книг,
1 Берестова Т. Ф. Генетические основания интеграции библиографоведения и информатики // Труды Международного библиографического конгресса / Рос. нац. б-ка. С.-Петербург, 2012. С. 81-93; Берестова Т. Ф Информационное ресурсоведение и ресурсоцентристская парадигма биб-лиографоведения // Общетеоретические и футурологические проблемы библиографии. Библиографическая запись как основа формирования библиографических ресурсов: материалы II Международного библиографического конгресса (Москва, 6-8 октября 2015 г.). Москва, 2015. С. 47-63.
статей, учебных изданий, у Т. Ф. Берестовой в индивидуальный список изданий включено более 170 публикаций. О чем говорят эти цифры? О том, что пока база РИНЦ - не очень надежный инструмент оценки деятельности ученых, она не обладает необходимой полнотой, очень часто не может оперативно отразить изменения в документальном потоке, а потому и количество публикаций ученого, и количество ссылок на его работы - пока очень условные показатели его деятельности. Но, несмотря на эти недостатки, данные из базы РИНЦ могут показать динамику издательского процесса, основные направления исследований, проводимых ученым, данные РИНЦ фиксируют возникновение и развитие взаимосвязей между учеными, дают представления о взаимном использовании их трудов. Понимая значение сведений, предоставляемых РИНЦ, научная общественность и управленческие органы науки и вузов России в настоящее время активно используют эти сервисы, а потому и мы обратимся к данным сведениям, чтобы наглядно проиллюстрировать связи А. В. Соколова с ЧГИК, с журналом, издаваемым челябинским вузом культуры, и с автором данной статьи. Так, работая со списком публикаций, авторы которых ссылались на А. В. Соколова (4696 записей), поражаешься, насколько его идеи, его произведения востребованы, насколько они оказались интересными и полезными ученым разной отраслевой направленности (среди них философы, культурологи, социологи, историки, филологи, лингвисты, правоведы, политологи, библиотековеды, библиографо-веды, книговеды, информатики, педагоги «всех мастей», работающие в сфере социально-культурной деятельности, физической культуры, в школах, вузах, системах дополнительного образования). С удовольствием отметим: в этом списке очень много публикаций преподавателей самых разных кафедр ЧГИК. Библиометрия ссылок РИНЦ показывает, что вхождение идей А. В. Соколова в умы и сердца преподавателей института уже состоялось достаточно давно, более десяти лет назад. Есть доказательство и того, что у А. В. Соколова особое отношение к нашему вузу: А. В. Соколов в своих публикациях упоминал Челябинский государственный институт культу-
170
ры 139 раз (Санкт-Петербургский государственный институт культуры - 134 раза). Среди журналов, наиболее активно цитируемых А. В. Соколовым, Вестник культуры и искусств стоит на 2-м месте (на статьи из нашего журнала к моменту опубликования данного материала А. В. Соколов сослался 65 раз). Данные цифры объективно отражают прочность деловых и научных связей, которые удалось ЧГИК сформировать с одним из самых выдающихся ученых нашего времени. Убедительные доказательства этого утверждения находим и в списке книг А. В. Соколова, изданных в ЧГИК, и в уже приведенной библиометрии из базы РИНЦ, и в показателях, о которых речь будет еще впереди. А. В. Соколов очень часто привлекает к совместной работе российских ученых. В списке его публикаций, выполненных в соавторстве, на первом месте стоят работы, подготовленные совместно с С. А. Басовым (Российская национальная библиотека), на втором - совместные публикации с В. П. Леоновым (Библиотека Российской академии наук), на третьем - работы, изданные вместе с Т. Ф. Берестовой.
На 383 публикации А. В. Соколова, представленные в библиометрических показателях РИНЦ, разные авторы ссылались 4696 раз. Т. Ф. Берестова в 47 своих работах (статьях, пособиях, диссертации, монографии) обращалась к произведениям А. В. Соколова 154 раза. На работы Т. Ф. Берестовой в базе РИНЦ представлено 683 ссылки, благодаря этим данным можно установить, что первая ссылка Т. Ф. Берестовой на работы А. В. Соколова зафиксирована РИНЦ в 2004 г., чаще всего Т. Ф. Берестова цитирует книгу «Философия информации». Безусловно, приведенные данные показывают значимость трудов А. В. Соколова для исследовательской деятельности Т. Ф. Берестовой.
Количество обращений А. В. Соколова к работам Т. Ф. Берестовой, на первый взгляд, весьма скромное (36 ссылок), но, если сопоставлять с обращениями А. В. Соколова к работам других ученых, то эти цифры неплохи. Достигнутые показатели весьма почетны для ученого, работающего далеко от столиц и не имеющего возможности ежедневно контакти-
ровать с теми, кто сегодня признан лидерами библиотечно-библиографической науки. Для Т. Ф. Берестовой обращения А. В. Соколова к ее работам выполняют роль экспертной оценки ее научных изысканий, этот показатель добавляет ей уверенности в том, что тематика и уровень разработки научных проблем, способы отражения полученных результатов в библио-течно-библиографической и информатической периодике признаются авторитетным коллегой, а это значит, что движение по этим научным направлениям можно продолжать.
Заканчивая статью об А. В. Соколове, я вновь сменю стиль. Я писала о нем уже не раз1, и многое было сказано ранее. Сегодня я захотела показать, как моя жизнь связана с этим человеком, как благодаря ему и его идеям формировалась моя научно-исследовательская биография, как его помощь позволила мне успешно реализовать себя в преподавательской, организационно-научной и управленческой деятельности. Представление о моих деловых и научных связях с этим человеком демонстрирует все вышесказанное, но я ощущаю и большую личностную близость с ним, я восхищаюсь не только его умом и талантами, но и его умением следовать нравственным и этическим идеалам, принципам чистой науки, которым он не изменяет ни в научной, преподавательской деятельности, ни в межличностных контактах. Я не могу не сказать о его бескорыстии, о его готовности откликаться на все просьбы и предложения, если они связаны с библиотечно-библиографической наукой и проблемами библиотечной практики, библиотечного образования и библиотечной журналистики. Мне кажется, я имею право написать, что А. В. Соколов вплетен, интегрирован в жизнь мою и моего вуза, он уже сейчас вошел в ретроспективу моей жизни, и я верю, сформировавшиеся тенденции не будут утрачены в дальнейшем.
1 Берестова Т. Ф. Знакомое, почти родное имя (Об А. В. Соколове) // Соколов А. В. Ретроспектива-75. Санкт-Петербург: БАН, 2009. 393-395; Берестова Т. Ф. Retro- и регспективы науки (полушутливо и очень серьезно о дорогом для меня человеке) // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2014. № 1 (37). С. 179-182.
171