Девяткина Г. Н.
ПЕСНИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА
Первую империалистическую войну по праву называют самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые знал мир до 1914 г. В Первой мировой, поистине «Великой» войне, приняли участие 62 страны из 73 существовавших тогда стран мира. Она унесла с собой более 21 миллиона военных и мирных жителей. Но память о ней сохранилась не только в связи с количеством участников, числом погибших или выживших. Она памятна нашему народу ещё и потому, что сохраняет образцы патриотизма и преданности Отечеству наших предков, пусть даже и обманутых в их надеждах и чаяниях. Русский офицер царской России — прежде всего интеллигент, человек высокого мужества и верности присяге. Образ русского солдата неразрывно связан с богатырской силой и удалью, преданностью идеалам любви и жертвенности во имя спасения родной земли. Для русского человека-воина все эти понятия объединены идеей соборности и воцерковлённости, как объединяющих начал русской нации.
В современной России нередко эту войну ещё называют «забытой». Но никогда не исчезнут из нашей памяти страницы Первой мировой войны, если мы будем изучать и анализировать свою историческую сопричастность к её прошлому для осмысления настоящего и будущего. Отзвуком этой далёкой войны в наше время является творческая деятельность многочисленных исследователей-историков, практика Всероссийского исторического общества, активно участвующего в обнародовании многочисленных документов, проведении массо-
вых мероприятий в разных городах страны, посвящённых юбилейным торжествам, связанным с этой войной, проведение мемориальных выставок и др. Следует подчеркнуть, что память о Первой мировой войне сохраняется и в песенной культуре нашего народа. Сохранённое песенное наследие этого исторического периода является сегодня способом приобщения молодёжи к забытому историческому прошлому, способом духовно-нравственного, а значит и патриотического её воспитания. Изучение и воспроизведение музыкальных произведений, связанных с Первой мировой войной, не позволяет современным поколениям забыть исторические события прошлого России, в том числе и трагический период Первой мировой. Налицо настоящий феномен возникшего почти через 100 лет эха «великой войны». Это тем более важно, что сегодня особенно остро осознаются проблемы, связанные с патриотическим и духовно-нравственным воспитанием российской молодёжи, особенно мальчиков и юношей, будущих защитников Отечества, будущих управленцев и руководителей отечественного производства. Чувство патриотизма было во все времена одним из главных объединяющих факторов и на сегодняшний день является одной из важнейших остро востребованных нравственных ценностей в российском обществе. Любовь к Родине включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах.
Противоречивая окружающая социальная среда несёт в себе слишком много негативного
47
и отрицательно влияет на становление молодого человека как личности. Перед засильем телевидения, фактически пропагандирующего с экрана жёсткость, грубость и развращённость трудно устоять ещё неокрепшим в нравственно-духовном отношении молодым людям. В наше неспокойное время молодёжь России стоит перед выбором формирования своего образа жизни. Наркомания, детский алкоголизм и проституция, потребительское отношение общества к окружающей жизни — вот неполный перечень негатива, влияющего на наших детей, а значит на будущее России. В этой ситуации важно привлечь внимание общественности к проблеме формирования духовного мира подростков, к проблеме утраты молодым поколением России такого понятия, как патриот Отечества. Именно это понятие включает в себя всеобъемлющую силу сопереживания и сопричастности к историческому прошлому, настоящему и будущему Родины.
Одной из форм решения данной проблемы может стать привлечение детей и подростков в хоровые коллективы мальчиков и как продолжение — рождение хоров юношей — единомышленников, воспитанных на репертуаре старших поколений, раскрывающих в своём исполнительском деле собственное понимание истории и жизни родного края. Объединение мальчиков и подростков в одну команду, которая дисциплинирует и учит быть ответственным за своих товарищей и весь коллектив — один из способов формирования чувства коллективизма. Уже само рождение творческого музыкального коллектива мальчиков и юношей — одна из ступеней решения назревшей проблемы нравственного воспитания.
Что могут дать подобные коллективы зрителю для приобщения его к историческим событиям, в том числе и событиям, связанным с Первой мировой войной? В первую очередь — это изучение и исполнение песен наших отцов, с которыми они шли в бой за Отчество. Неоцени-48 мую пользу несёт и изучение и исполнение песнопений духовного содержания, без которых теряется смысл маршей Преображенского и Николаевского полков царской России, теряют смысл гимн царской России, а зачастую и канты, солдатские и патриотические песни. В этих песнях собрана вся история русского народа, со своими радостями и горестями. Особенно важно глубо-
кое изучение и исполнение духовных песнопений, которые дают толчок к пониманию назначения человека в культурном социуме прошлого, к пониманию и оценке исторических событий Первой мировой войны.
Музыкальная культура русского народа формировалась в ходе освоения лучших исполнительских традиций хора Патриарших певчих и Синодального хора. Искусство хорового пения на Руси с древности основывалось на идеях соборности как оплоте Православной Церкви 1.
Примером вовлечения современного подрастающего поколения в процесс приобщения к ценностям духовной культуры прошлого, песенному творчеству времён Первой мировой войны может служить практика работы с молодёжными хорами мальчиков и юношей в Образцовом хоре «Ладья» детской музыкальной школы № 4 г. Тольятти. Известно, что до Октябрьской революции для исполнения церковных песнопений во время Богослужения в хор допускались только мальчики и мужчины.
Как известно, культурный уровень человека закладывается в детстве. От этого зависит культура и будущее государства. Хоровое пение является одним из ведущих приоритетов, направленных на духовное формирование личности. Характерная черта русской культуры проявляется в стремлении к пению вместе — хором. Русские хоры ставили перед собой не только просветительские, но и воспитательные цели. Участие в хоровых коллективах воспитывало и воспитывает не только самих хористов, обогащая их в духовно-нравственном, историческом, музыкальном отношении, но и многочисленных слушателей-жителей разных городов разных стран, где, например, хор мальчиков и юношей г. Тольятти выступал и продолжает выступать с концертами. Русская народная, православная церковная музыка в исполнении Образцового хора «Ладья» детской музыкальной школы № 4 г. Тольятти звучали в разных городах нашей страны, в городах Италии, Австрии, Германии, Франции, Чехии.
В любом городе России, где имеется хотя бы малейший интерес и неравнодушие к духовному состоянию современного общества, необ-
1 Никольский А. О церковности духовной музыки // Хоровое регентское дело. 1909. № 11. С. 263-269.
ходимо вложить в детей и подростков частицу памяти о событиях Первой мировой войны, как назидание настоящему и будущему России, в том числе, и через песенное творчество.
Литература
Скрипачева И. А. Город как культурная система. Тольятти, 2009.
Лушников И. Д. Современная русская школа. Вологда, 1996.
Выршиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. М.,1990.
Иванова С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России. Ставрополь, 2003.
Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2003.
Свешников А. Сб. статей / Ред. К. Птица. М., 1979.
49