НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
УДК 398.8.
ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
О.И. АЛЕКСЕЕВА
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается народная песня как вневременное явление, ключевое звено народной художественной культуры. Феномен песни представлен как полисоциальное, поли-стадиальное образование.
Ключевые слова: песенный фольклор, народная художественная культура, феномен, социокультурный.
В настоящее время мы отмечаем качественно новый взгляд на феномен русской народной песни, выступающий нормативно-ценностным, духовным кодом его создателей, носителей и трансляторов, позволяющий рассматривать ее структуросоставляющим компонентом в решении мировоззренческих и морально-этических проблем современного мира. Ввиду этого осмысление народной песни как художественной энциклопедии трудовой и социальной жизни народа, его быта, психологии и идеологии невозможно вне целостного погружения в фольклор, который, на наш взгляд, представляет собой традиционную для этноса бытовую художественноутилитарную деятельность и ее результат, отразившие философско-эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуни-
кации и проявляющееся в основном в устной форме и бесконечной множественности индивидуально-личностных его вариантов.
Будучи вневременным ядром постоянно изменяющейся народной художественной культуры, фольклор предстает в виде сложного комплекса духовных и материальных, художественно-эстетических и нехудожественных явлений, текстов, словесно-музыкальных образцов. Как специфический, универсальный код, аккумулирующий социокультурный опыт этноса, его неповторимую историю (в том числе историю культуры) и повторяющиеся биологические циклы в круговороте времен года, фольклор и его жанры, в частности, возможно всесторонне осмыслить лишь в контексте стройной терминологической концепции, основанной на парадигматическом ряде (вертикальной плоскости) «культура - народная художественная культура - фольклор
- народное музыкальное (песенное) творчество - народная песня».
Национальная неповторимость, этнокультурная идентичность воплощаются в фольклоре, который мы воспринимаем (учитывая некоторую терминологическую неустойчивость этого понятия, изначально означавшего «folk-lore» - «народная мудрость»), благодаря открытиям представителей отечественной фольклористики как искусство устной бесписьменной традиции того или иного этноса, как «коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности. К формам фольклора наряду с другими относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектура и другие виды искусства. Фольклор (в более широком смысле) - традиционная народная культура»1.
Столь широкое понимание фольклора требует ряда существенных оговорок ввиду того, что в качестве однопорядковых названы явления, имеющие разное содержание.
Учитывая позиции мировой науки в толковании фольклора, следует оговаривать ее особый предмет в российской фольклористике, так как фольклор - это развивающееся полисоциальное и полистадиальное образование, внутри которого происходят постоянное расслоение, процесс зарождения - отмирания форм, жанров, течений, появляются вторичные формы, а также формы фольклорной китч-культуры. Налицо все большее усложнение архитектоники фольклора за счет развития творчества маргинальных и мелких социальных групп. Иначе говоря, «речь идет об утверждении нового взгляда на фольклор как на бытовую утилитарно-эстетическую систему, функционирующую в условиях динамично протекающих культурно-национальных процессов»2.
Сложное синкретическое синтетическое духовно-материальное явление -фольклор представлен множеством составляющих: фольклором песенным, инструментальным, хореографическим, обрядовым, устно-поэтическим, драматическим, декоративно-прикладным творчеством, народным зодчеством, народной игрушкой. Осмысление фольклора как целостной системы различных видов и жанров народного творчества дает основание подойти к анализу понятия «народное песенное творчество» как особого рода словесно-музыкального искусства, охватывающего разнообразные по своему идейно-эмоциональному содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально-поэтические произведения устной традиции, созданные и исполняемые различными социальными группами общества (кресть-
1 Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993. - С.27.
2 Каргин А.С. Народная художественная культура: курс лекций: учеб. пособие. - М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. - С. 201.
янами, рабочими, ремесленниками, военнослужилыми людьми, охотниками на промыслах, солдатами и матросами, представителями интеллигенции), каждая из которых имеет свое специфическое «лицо», свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность.
Свое наиболее яркое и полное выражение народное музыкальное творчество, воплотившее черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к происходящим историческим событиям, нашло в гармоничном единстве слова и мелодии, в собственно песенном творчестве, представленном словесно-музыкальными произведениями разных жанров, среди которых «песни, эпические сказы, причитания, трудовые припевки, частушки»3, большинству из которых традиционно присущи глубина и значительность содержания, яркое национальное своеобразие поэтического и музыкального языка, высокое совершенство художественной формы.
Песня - феномен культуры, сотворенный человеком и природой, «необычный, исключительный факт, явление, данное нам в опыте, чувственном познании»4. Термин «wolkslied» (народная песня) в сборниках «Голоса народов мира в песнях» (1778) и «Народные песни» (1779) впервые ввел немецкий поэт, философ, историк и критик Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), указав на прямую связь песни с музыкой природы, историческим прошлым, отметив, что литературный компонент песни позволяет проследить всю культуру народа.
Выступая как культурологическая парадигма: «дисциплинарная матрица» (Г. Кун), «модель», песня интегрирует ценностные идеалы, нормы и образцы жизнедеятельности посредством бинарных вербальных концептов: слова и звука, - формирующих, в конечном счете, мировоззрение человека, его эстетическую, нравственную, духовную, художественную сферы в контексте этноса и цивилизации.
В аспекте парадигмального как образцового народная песня предстает как уникальное, феноменальное явление, трактуемое нами как редкое, исключительное, «образование души нашего народа»5, концепт художественной культуры и культуры цивилизации вообще. Как и большинство новых научных понятий, «концепт» вы-ступаетсегодня как термин многозначный, воспринимаемый как «многомерный сгусток смысла», «смысловой квант бытия», «ген культуры»6, «сгусток культуры в сознании человека»7, наконец, Универсалия, «духовная сущность», способная обеспечить связь между <...> подчас полярными идеями <...> Божественного и человеческого»8, отмеченная предельным напряжением, направленностью на постижение смысла веры, добродетели, любви, смерти, бессмертия, добра, зла, истины, лжи, свободы, ответственности, достоинства, чести, совести, счастья, созданная человеком для понимания самого себя и своего места в этносе (этнокультурный концепт) и шире (культурный концепт).
Выступая как синтез материального начала, формы и духовного начала, содержания, песня бытует и сохраняется благодаря своему содержанию, запечатлеваю-
3
Попова Т.В. О песнях наших дней. - М.: Знание, 1969. - С. 5.
4 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд. 4-е. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 1408.
5 Рерих Н.К.Держава света. - М.:Эксмо, 2002. - С. 63.
6 Лапин В.А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии музыкальных традиций): очерки и этюды. - М.: Моск. гос. фольклор. центр «Рус. песня», 1995. - С. 59.
7 Степанов Ю.С. Семиотика. - М.: Наука, 1971. - С.40.
8 Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). - 3-е изд. - Paris: YMCA - Press, 1991. -С. 277.
щему духовные ценности: общественные представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, смысле истории и назначении человека, - понятия «жизненной философии», обеспечивающие стабильность и преемственность духовной культуры этноса. Безусловно, в этом контексте народная песня предстает единицей обыденного философского (преимущественно этического) сознания, культурно значимым, аксиологически окрашенным и мировоззренчески ориентированным словесно-музыкальным феноменом народной художественной культуры.
Анализ трудов русских философов Х1Х-ХХ веков: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Вл.С. Соловьева; исследователей народного искусства: А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева; научные изыскания В.Я. Проппа, Б.М. и Ю.М. Соколовых, Д.К. Зеленина, М.М. Бахтина, Э.В. Померанцевой-Минц, Н.И. Толстого и др., -позволяет утверждать, что народная песня - как наиболее яркий и доступный вид фольклора - в аспекте народного искусства, кладезя народного опыта и мудрости, всегда была отражением ведущих канонов бытия русского человека, воплощением его заповедных надежд и раздумий. Русская народная песня, запечатленная в слове и звуке, стройная, целостная, самодостаточная и художественная парадигма нравственно-ценностных категорий, этнокультурно окрашенная, составляет базис духовной жизни русского человека, превращаясь в этнокультурный концепт.
Нельзя не согласиться с мнением Ф.И. Буслаева, писавшего: «Никто не скажет, когда и кто сочинил такую-то песню. Она вылилась целою массой, каждый, кто ее поет, как будто считает ее за собственное сочинение. Нигде не являлся народ таким единым лицом, как в этих звуках души своей, следовательно, ни в чем этак не высказывает своего характера»9. Подтверждение этой мысли находим у Б. Асафьева, утверждавшего, что песня - живая, говорящая, звучащая о прошедшем летопись. Актуальность интереса к песне как к вневременному этнокультурному феномену Н.В. Гоголь когда-то объяснил следующим образом: «Если историк захочет узнать верный быт, стихии, характеры, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне: история народа разоблачится перед ним в ясном величии, когда он обратится к песне»10.
В связи с этой многовековой традицией погружения в культуру этноса мы вправе рассматривать песню как полифункциональную культурологическую парадигму, созданную благодаря синтезу правдивого человеческого чувства и звукозодче-ства, синкретизму слова, музыки, а также танца, ритуальности. Прослеживая эволюцию песенного фольклора с древних времен до настоящего времени, можно выделить несколько основных периодов, конкретно-исторические процессы которых (социальные, политические, экономические, культурные) существенно влияли на судьбу русской народной песни.
Русская народная песня имеет не только конкретно-исторический, но и социально-стратификационный характер, ибо в ее создании, становлении и развитии участвовали и участвуют все социальные группы и слои общества, которые имеют определенные точки включения в эту созидательную деятельность. Следовательно, народ-
9 Кузина Т.Р. Занимательная педагогика народов России. - М.: Школа Пресс, 2001. - 142 с. - (Б-ка журн. «Воспитание школьников». Вып. 24). - С.71.
10 Гоголь Н.В. Петербургские записки, 1836 // Гоголь Н.В. Собрание сочинений : в 7 т. - М., 1986. - Т.
6. - С.162
ная песня всегда обретает конкретный социально-культурный контекст, ареал, панораму и формы бытования, определенную «валентность», специфические закономерности и механизмы развития и функционирования.
Зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, песня неуклонно развивалась, эволюционировала в лоне народной художественной культуры, в тесной связи с языком народа, его мышлением, историей, бытом, что неизменно находило отражение и в напевах, и в текстах песен:
Городом я шла зарею,
Ко двору пришла тучею, к воротам - бурею,
Ударила в ворота золотой стрелою.
Пустила по двору сильный дождь,
Сама я плыла уткою,
Во новые ворота лебедкою,
На крыльцо я взошла павою,
Во высок терем девушкой...
(село Выезжее, Ивнянский район).
А потому-то так справедливо утверждение Л.В. Кулаковского: «песни, созданные народом, отнюдь не примитив, но результат весьма длительной эволюции, мно-
112
гих тысячелетий непрерывного развития» . В контексте таких подходов рассматривать народную песню необходимо в этнической, историко-стадиальной многослой-ности ее пластов и жанров как целостную картину жанровой природы, сущности, содержания, функций, морфологии, формы бытования, с одной стороны, и с другой -как этнокультурное, этнохудожественное, социальное явление, феномен народной художественной культуры этноса.
В песенном творчестве русского народа до настоящего времени сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это особого рода трудовые припевки, сопровождающие некоторые виды наиболее тяжелых артельных работ, не имеющие развитого словесно-музыкального текста, основанные на традиционных трудовых возгласах. Именно такие припевки дают нам представление и о древнейшей песенной традиции, имеющей форму напевно интонируемого речевого выкрика, призыва-возгласа, призыва-восклицания. Более того, с течением времени из таких простейших трудовых возгласов и небольших трудовых припевок песенного типа формировались мелодически и поэтически весьма развитые трудовые песни, как, например, «Дубинушка», «Во всю-то ночь мы темную» и др.
К числу древнейших по происхождению песен восточных славян относятся и различные виды земледельческих песен годового круга (так называемых «календарных»), исполняемых в определенное время года, иногда даже в строго определенное число. Главная тема в песенном творчестве древних восточных славян - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависела успешность труда:
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, тепло летечко!»
11 Кулаковский Л.В. Песня, ее язык, структура, судьбы: на материале русской и украинской народной, советской массовой песни. - М.: Сов. композитор, 1962. - С.5
Научные изыскания культурологов, этнографов, искусствоведов дают основание утверждать, что первоначально архаическая песня, отразившая коллективное бессознательное, стала впоследствии ярким, поэтическим воплощением «языческой романтики» (Б.А. Рыбаков), мировоззрения человека дохристианского космоса, подчиненного законам земледельческого цикла и зависимого от многочисленной плеяды богов славянской мифологии и прочих существ ритуальной праздничной обрядности:
Вселиственнай мой венок,
Ой, дид-Ладо, мой венок.
(из семицкой песни);
Катилось зерно По столу!..
Ой, Ладо, Ладо!..
Прикатилось зерно,
К голубю.
Ой, Ладо, Ладо...
(из подблюдной песни);
... Мороза, Мороза,
Ходи до нас вечерять.
Да только не морозь ягнят, телят И маленьких ребят.
(из песни обряда «гукания Мороза»);
Таким образом, основой русской традиционной песенной культуры уже в архаический период становится мифология (что не противоречит общеевропейским канонам объяснения синкретичной природы поэзии, всего художественного творчества).
Уже в прафольклорный период песня является неотъемлемым, гармоничным истоком зарождающейся культуры, подтверждение чему находим в отразившей легендарную историю древних славян (при всей неоднозначности ее аутентичности) «Велесовой Книге».
В результате глубочайшего проникновения человека в таинство окружающего мира, единения человека и природы Мать - Сыра Земля, Вода, Небо, Солнце, Огонь, Ветер, Конь, Дерево (как воплощения судьбоносных сил) и другие стихии, предметы, животные, растения и по сей день сохраняемы в песнях:
. И да расступися, расступися,
Мать - Сыра Земля...
Да встань-подымися,
Родимая матушка...
... Ой, не рано, не рано на заре,
Ой, да ясная солнушка, да играя,
Ясная солнушка, ох, играя,
Да Иванушка коника, ой, седлая...
... А съехала Татьянушка со двора,
Да сломила березушку со верха.
Остается березушка без верха,
Остается моя мамушка без меня.
О глубинных мифологических истоках песен свидетельствует традиционное обращение в словесно-музыкальных произведениях к Ладу, Ладе, Леле - покровителям мира, благополучия, любви, процветания.
Постепенно, рожденная мифом, «чудесной в словах данной личностной историей» (А.Ф. Лосев), песня, помимо заклинательно-магической функции, начала выполнять и другие: познавательную, выразительную, художественную, апеллятивную, контактоустанавливающую, - которые, в итоге, снискали самой песне доминирующую роль среди других жанров народного художественного творчества, а ее исполнителям (как мифологическим героям: античному Орфею, силой пения усмирявшему диких зверей и переносившему горы, древнеславянскому Велесу, научившему людей высокому искусству поэзии), - а также вещим птицам: Сирину, Алконосту, Гамаюну, Диву - отражение в памятниках народной словесности.
Огромное значение в развитии русской народной песни, период, когда древняя земледельческая поэзия приобретает дуалистические основы, соединяющие мирское и светское, языческое и христианское, нашедшие продолжение в формировании нового полирегионального образования - архаического фольклора, органично воплотившего в себе культуру языческого мира и новую религиозную идеологию, которые, в частности, нашли отражение в ряде архаичных песенных жанров. Так, к примеру, в колядках приход Коляды, Овсеня (мифологических персонажей) сопровождается шествием трех «братцев»: Рождества Христова, Василя Косарецкого, Крещенья Христова) - христианских образов.
Образцы зафиксированных в регионе архаичных песен-пожеланий также свидетельствуют о наличии в них элементов языческой и православной культуры:
А дай, Бог, тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
В традиции «сеять из рукава» зерна овса, ржи, пшеницы, гречихи в «Красный» угол избы (под образа) под обрядовые песни: «Со скотом, с животом, со пшеничкой и овсом», «Торох, торох, зароди, Бог, горох, жичку, пшеничку, ячмень, гречичку»; похлестывать для здоровья освященной вербной веточкой детей: «Верба-хлест! Бей до слез! Вставай, умывайся, красным коком разговляйся»; в выпечке обрядовых лестничек, подбрасывании их в поле вверх, под песенку: «Дай, нам, Боже, много тоже ржи, пшаницы, конопицы!»; в «окликании» Егория холодного, почитаемого в народе как хранителя домашних животных: «На нас, христиан, оглянись, скотинушку обереги от стужи холодной и зверя лютого», - просматриваются свидетельства близости в народной поэтике языческих божеств и святых христианского пантеона.
Резюмируя вышеизложенное, мы можем констатировать, что в начале второго тысячелетия в бурной круговерти европейской истории столкнулись полиэтнические и полирелигиозные системы Древнего мира. В этом столкновении происходило не только их смешение. Более сильная и развитая христианская культура ассимилировала культуру языческого мира. Однако она и сама растворилась в языческом космосе, создав яркую, противоречивую этнокультурную художественную систему
Каждая последующая эпоха вносила определенные перемены в жизнь русского человека, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на русскую народную песню. Облик ее существенно менялся, отмирали и зарождались новые жанры песенного фольклора, обогащался музыкально-поэтический язык песни, расширялся круг сюжетов, поэтических образов, музыкально-выразительных средств, менялись формы бытования фольклорной песни. Народное песенное творчество наполнялось новым содержанием.
Таким образом, русская народная песня - активно развивающийся полисоци-альный и полистадиальный феномен, представляющий собой сложный комплекс духовных и материальных явлений, бытия человека, народа, этноса, государства, это самодостаточная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая определенными возможностями и средствами влияния на бытие человека, обще-
ство, государство, ввиду чего на протяжении длительного исторического периода остается наиболее мощной и целостной полифункциональной мировоззренческой, культурологической парадигмой.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). - 3-е изд. - Paris: YMCA
- Press, 1991. - 453 с.
2. Гоголь Н.В. Петербургские записки, 1836 // Гоголь Н.В. Собрание сочинений : в 7 т. -М., 1986. - Т. 6. - С. 160-172.
3. Каргин А.С. Народная художественная культура: курс лекций: учеб. пособие. - М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. - 288 с.
4. Кузина Т.Р. Занимательная педагогика народов России. - М.: Школа Пресс, 2001. -142 с. - (Б-ка журн. «Воспитание школьников». Вып. 24).
5. Кулаковский Л.В. Песня, ее язык, структура, судьбы: на материале русской и украинской народной, советской массовой песни. - М.: Сов. композитор, 1962. - 342 с.: нот.
6. Лапин В.А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии музыкальных традиций): очерки и этюды. - М.: Моск. гос. фольклор. центр «Рус. песня», 1995.
- 200 с.
7. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993. - 630 с.
8. Попова Т.В. О песнях наших дней. - М.: Знание, 1969. - 80 с
9. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд. 4-е. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.: ил.
10. Рерих Н.К.Держава света. - М.:Эксмо,2002. - 848 с.
11. Степанов Ю.С. Семиотика. - М.: Наука, 1971. - 167 с.
SONG FOLKLORE AS SOCIOCULTURUL THE PHENOMENON OF NATIONAL ART CULTURE
O.I.ALEKSEEVA
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
In given article the national song as the timeless phenomenon, a key link of national art culture is considered. The song phenomenon is presented as polysocial, It is a lot of epoch formation.
Key words: song folklore, national art culture, a phenomenon.