I. R. Kulmagambetov, F. N. Nurmanbetova, Sh. S. Kaliyeva
INCREASE OF MOTIVATION OF STUDENTS AND TEACHERS FOR ACHIEVEMENT OF HIGH RESULTS IN EDUCATIONAL PROCESS
The study of international practice of motivation of teachers and Kazakhstan experience has shown that satisfaction of work results, the opportunity of improvement of professional skills, realization of research potential, involvement into school social life, and recognition of achievements of teachers by higher school leaders and by the government are the basis of motivational core of qualitative activities. At present time all conditions for increasing of motivation of students and teachers for achievement of high results are created in Kazakhstan.
I. Р. K^MaFaM6eTOB, ф. н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева
ОКЫТУ УРД1С1НДЕГ1 ЖОРАРРЫ Н6ТИЖЕЛЕРГЕ ЖЕТУДЕ ОКУШЫЛАР МЕН ОЦЫТУШЫЛАРДЬЩ МОТИВАЦИЯСЫН ЖОРАРЛАТУ
Окытушыларды мотивациялау тэжiрибесiн зерттеуде шетел елдерiнде, сонымен катар бiздiк респуб-ликамызда вздер^ч ечбектер^ч нэтижеамен канараттану, кэсiптiлiгiн жорарлату мYмкiндiгi, сонымен 6ip-ге рылыми-зерттеу потенциалын кке асыру, жорарры оку орныныч когамдык вмiрiне араласу, жорарры оку орныныч басшылырымен жэне мемлекетпен жетiстiктердi мойындау окытушыныч сапалы кызмет^ч моти-вациялык ядросыныч негiзi болып табылатындырын кврсетедг Kазiргi уакытта бiздiч республикамызда мемлекет жэне жорарры оку орныныч дечгейшде жорарры нэтижелерге жетуде окушылардыч, сонымен бiрге окытушылардыч мотивациясын жорарлату Yшiн барлык жардайлар жасалуда.
И. Р. Кулмагамбетов, И. М. Риклефс, В. П. Риклефс
ПЕРВЫЕ ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Деканат факультета общей медицины, учебно-клинический центр Карагандинской государственной медицинской академии
Государственная политика в области образования направлена на создание условий равной доступности качественного общего среднего образования всем категориям населения Республики Казахстан [1].
Под качеством высшего образования понимают:
а) сбалансированное соответствие высшего образования многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам);
б) системную совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств высшего образования.
Факторы, влияющие на качество высшего образования, можно разделить на две группы. К I группе относятся факторы, зависящие от общей политики государства в области образования -качество государственных стандартов, содержание типовых программ дисциплин, уровень и качество довузовской подготовки абитуриентов, квалификация педагогических кадров, материальная база образовательного учреждения, социальная защищенность сотрудников и студентов, внешние экономические условия. Ко II группе можно отнести факторы, которые создает само высшее учебное заведение, организуя эффективную систему управления и контроля всей образовательной деятельности учебных и вспомога-
тельных подразделений. Такими факторами являются: мотивация студентов к лучшей учебе, контроль за освоением практических навыков студентами, активное внедрение в учебный процесс информационных средств и технологий, организация самостоятельной работы студентов на кафедрах и во внеаудиторное время, наличие и подготовка резерва научно-педагогических кадров из числа молодых ученых и другие [2].
В целом формирование специалиста-врача требует как сбалансированной политики государства в области высшего образования вообще и медицинского в частности, так и усилий вуза, направленных на оптимальную организацию учебной деятельности и эффективной системы управления.
Новые государственные общеобязательные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования, принятые в Республике Казахстан в 2006 г. и внедряемые в учебный процесс медицинских вузов с сентября 2007 г., направлены на улучшение качества высшего образования и призваны увеличить мобильность выпускников в условиях быстро меняющихся экономических, социальных и иных условий их будущей профессиональной деятельности.
В Республике Казахстан введено единое национальное тестирование (ЕНТ) выпускников средних школ. Независимый итоговый контроль должен способствовать объективизации показателей, оценивающих учебные достижения выпускников.
Целью работы явилось выяснение зависимости итогового рейтинга первокурсников от бал -ла ЕНТ, типа общеобразовательной школы, а также Государственного общеобязательного стандарта высшего медицинского образования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для изучения зависимости итогового рейтинга студентов первого курса от балла Единого
национального тестирования или комплексного тестирования абитуриента (КТА) была проведена статистическая обработка массива данных о сдаче итогового контроля студентами набора 2006 г. (423 чел.) и 2007 г. (460 чел.). Статистическая обработка данных проводилась с использованием метода множественного сравнения.
Для анализа уровня подготовленности выпускников различных регионов Казахстана к обучению в медицинском вузе все поступившие в КГМА абитуриенты 2006 и 2007 гг. были разделены на 4 группы: получавшие среднее образование в Северо-Казахстанской, Кустанайской, Акмолинской, Павлодарской областях - регион «Север»; в Южно-Казахстанской, Кызылординской, Алматинской области - регион «Юг»; в Карагандинской области - регион «Центр»; в Восточно-Казахстанской области - регион «Восток». Студенты, поступившие на обучение в КГМА из Западно-Казахстанской, Атырауской, Актюбинской и Мангистауской областей, были единичными, поэтому регион «Запад» не оценивался.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Известно, что одним из факторов, который должен влиять на учебные достижения студентов, - это качество довузовской подготовки абитуриентов, что должно выражаться средним значением балла ЕНТ абитуриента и итогового рейтинга после окончания первого курса.
Анализ средней величины балла ЕНТ среди студентов, поступивших на обучение в Карагандинскую государственную медицинскую академию в 2006 и 2007 гг., показал, что если в 2006 г. имели место достоверные различия названного балла между выпускниками сельских и городских средних школ, то в 2007 г. такие различия отсутствовали (значения ЕНТ в процентах - 2006 г. -69,91±0,60 и 71,92±0,62 (р<0,05), в 2007 -72,91±0,73 и 73,42±0,70).
Анализ среднего балла ЕНТ студентов, прибывших из разных регионов Казахстана, показал, что достоверно более высокие значения среднего балла ЕНТ были у студентов, прибывших на обучение в КГМА в 2006 г. и 2007 гг. из сельских школ южного региона. Среди выпускников городских школ такая тенденция имеет место
лишь в 2007 г. (табл. 1).
Следовало ожидать, что высокий средний балл ЕНТ, который отражает уровень школьных успехов, приведет к тому, что выпускники школ с высоким баллом ЕНТ добьются больших успехов в обучении, чем студенты, исходно имевшие более низкие баллы. Роль влияния ряда факторов, обеспечивающих качество усвоения образовательных программ ГОСО 2006, можно проанализировать на основании связи школьных достижений и итогов обучения на первом курсе, в сравнении с аналогичными параметрами успеваемости студентов-первокурсников, обучавшихся в вузе.
Анализ образовательных программ 1 курса ГОСО 2003 с изменениями и дополнениями 2005 г и ГОСО 2006 выявил ряд существенных различий, которые должны отразиться на трудоемкости обучения и скорей всего на рейтингах успеваемости студентов первого курса.
Образовательная программа первого курса, представленная в ГОСО 2006, из 1 620 ч общей нагрузки 50,0% отводит на изучение социально-гуманитарных наук (языки - иностранный, казахский или русский; история Казахстана, политология, основы права, основы экономической теории), естественнонаучные дисциплины (экология, информатика, химия, медицинская биофизика) составляют всего 23,3%, базовые дисциплины (молекулярная биология и генетика, анатомия -1, основы психологии, введение в клинику - 1, коммуникативные навыки - 1) - 26,7%. Распределение по выделенным блокам дисциплин по ГОСО 2003 на первом курсе было иным: социально-гуманитарные дисциплины - 20,7%, ЕСтественно-научные - 44,8%, базовые (общепрофессиональные) - 34,4%.
Для оценки уровня освоения образовательных программ 1 курса по стандартам 2003 г. с изменениями и дополнениями 2005 г. и по новому образовательному стандарту выбраны дисциплины, ведущиеся на первом курсе по обоим анализируемым стандартам, - химия, информатика, а также оценены достижения по вновь введенным дисциплинам стандарта 2006 г. - коммуникативным навыкам - 1, медицинской биофизике, молекулярной биологии и генетики. Освоение
Таблица 1.
Средние значения ЕНТ (в процентах) студентов КГМА, поступивших из сельских и городских школ различных регионов Казахстана
Регион Выпускники сельских школ Выпускники городских школ
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
Юг 72,91±0,94 78,48±1,10 74,93±1,50 78,55±2,25
Север 67,64±0,92# 69,64±0,80# 71,70±1,08* 72,55±1,55#
Восток 73,33±1,35 68,12±2,03# 70,33±2,84 72,38±0,97#
Центр 67,25±0,95# 69,64±1,43# 71,48±0,87* 72,41±1,16#
Всего 69,97±0,61 72,94±0,65 71,92±0,61* 73,43±0,81
# достоверные различия по сравнению с выпускниками школ Южного региона (р<0,05);
* достоверные различия между выпускниками сельских и городских школ (р<0,05)
уровня всей образовательной программы студентами первого курса набора 2006 и 2007 гг. оценено по значениям среднего суммарного рейтинга успеваемости.
При сравнении результатов экзаменов по дисциплине химия, полученными студентами в 2007-2008 учебном году и в 2006-2007 г., средний рейтинг дисциплин органическая химия и неорганическая, физколоидная химия показал, что вне зависимости от стандарта средний рейтинг выше у студентов, окончивших городские школы 75,82±0,45%, у сельских школ 72,95±0,45% в 2006-2007 учебном году. Снижение рейтинга до 68,91±0,79 в 2007-2008 учебном году отмечено для выпускников сельских школ
Рассматривая зависимость итогового рейтинга по химии от региона Казахстана, можно отметить, что лучших результатов добились выпускники школ северного и восточного регионов Казахстана, наиболее низкий рейтинг имели выпускники сельских школ южного и центрального регионов (табл. 2).
Несмотря на всеобщую компьютеризацию школ Казахстана и совпадению многих разделов типовых программ среднего и высшего медицинского образования, даже после изучения информатики в течение 100 ч по ГОСО 2003 и 135 ч по ГОСО 2006 сохраняется существенная разница итогового рейтинга дисциплины студентов, окон-
чивших сельскую школу, по сравнению со студентами, окончившими различные городские школы. Данная разница носит достоверный характер, и в 2006-2007 учебном году средний рейтинг по информатике студентов-выпускников средних сельских школ составлял 69,90±0,43%, в 2007-2008 учебном году - 68,92±0,66%, студентов-выпускников городских средних школ -75,22±0,52% и 76,67±0,78% соответственно
Рассматривая зависимость итогового рейтинга по информатике от региона Казахстана, можно отметить, что лучших результатов добились выпускники школ северного и центрального регионов Казахстана, наиболее низкий рейтинг имели выпускники сельских школ южного, восточного (2006 г.) и центрального (2007 г.) регионов (табл. 3).
Введение нового Государственного образовательного стандарта, несмотря на одинаковый балл ЕНТ, привело к незначительному снижению итогового рейтинга у студентов-выпускников средних школ южного региона, по сравнению с итогами по данной дисциплине в 2006-2007 учебном году.
Введение новых дисциплин в ГОСО 2006, таких, как: молекулярная биология и медицинская генетика, медицинская биофизика, коммуникативные навыки - 1, введение в клинику - 1 -выявило ряд проблем в освоении части из них.
По дисциплинам введение в клинику - 1, коммуникативные навыки отмечен высокий рей-
Таблица 2.
Итоговый рейтинг по дисциплине химия студентов первого курса, поступивших в КГМА из школ разных регионов Казахстана
Регион Выпускники сельских школ Выпускники городских школ
2006 год 2007 год 2006 год 2007 год
Юг 71,51±0,57 64,91±1,40$ 76,31±1,50 74,59±1,65
Север 73,90±0,81# 71,88±0,92# 77,22±1,08#* 73,88±1,60$
Восток 73,44±2,04 73,29±1,36# 74,40±3,00 75,34±1,47
Центр 73,90±1,14# 66,96±0,65$ 74,93±0,87 74,97±1,65*
Всего 72,94±0,73 68,12±0,59$ 75,82±0,61* 74,70±0,90
# достоверные различия по сравнению с выпускниками школ Южного региона (р<0,05);
* достоверные различия между выпускниками сельских и городских школ (р<0,05);
$ достоверные различия между выпускниками соответствующих школ 2006 и 2007 (р<0,05)
Таблица 3.
Итоговый рейтинг по дисциплине «информатика» студентов первого курса, поступивших в КГМА
из школ разных регионов Казахстана
Регион Выпускники сельских школ Выпускники городских школ
2006 год 2007 год 2006 год 2007 год
Юг 67,70±0,68 62,56±1,04 71,31±1,44* 71,73±1,78
Север 71,96±0,64# 73,49±0,65# 76,39±1,08#* 75,40±2,15
Восток 66,88±2,13 72,71±1,67# 72,50±2,55 76,35±1,44
Центр 70,90±1,04# 69,13± 1,65 75,92±0,76* 79,32±0,94$
Всего 69,80±0,43 66,63±0,59 75,22±0,52* 73,53± 1,01
# достоверные различия по сравнению с выпускниками школ Южного региона (р<0,05);
* достоверные различия между выпускниками сельских и городских школ (р<0,05);
$ достоверные различия между выпускниками соответствующих школ 2006 и 2007 (р<0,05)
У студентов, прибывших из сельских районов ЮКО и имевших исходно самый высокий балл ЕНТ, после первого года обучения итоговый рейтинг, напротив, имел минимальные значения (табл. 6).
Анализируя общий рейтинг успеваемости студентов I курса набора 2007 г. и студентов I курса набора 2006 г. (табл. 6), необходимо отметить, что вне зависимости от действующего образовательного стандарта, средний итоговый рейтинг студентов после первого года обучения выше, чем рейтинг ЕНТ. Существенных различий между суммарным итоговым рейтингом студентов первого курса 2006-2007 учебного года и аналогичной группой студентов 2007-2008 учебного года нет. Но процент повышения, по сравнению с рейтингом ЕНТ в 2007-2008 г., ниже, чем в 20062007 учебном году, особенно в группе студентов, окончивших средние школы в южных областях Казахстана.
Проведенный анализ динамики средних
Таблица 4.
Средние значения итогового рейтинга по дисциплинам
Дисциплина Регион Казахстан Южный Северный Восточный Центральный
Введение в клинику-1 Село 83,85±0,49 78,99±1,03 86,97±0,35* 86,36±1,98* 85,98±1,15*
Город 86,45±0,62 83,47±1,31 87,12±0,78 88,23±0,92 86,20±1,02
Коммуникативные навыки-1 Село 81,19±0,68 76,78±1,59 83,89±0,42* 84,73±1,13* 83,96±1,81*
Город 84,46±0,40 82,27±1,30& 84,00±0,77 85,12±0,83 85,29±0,54
* достоверные различия с южным регионом Казахстана; & достоверные различия между селом и городом
Таблица 5.
Средние значения итогового рейтинга по дисциплинам
Дисциплина Регион Казахстан Южный Северный Восточный Центральный
Молекулярная биология и медицинская генетика Село 69,17±0,84 65,01±1,67 72,29±0,83* 73,83±2,20 66,01±4,62
Город 74,23±1,08& 73,94±1,94& 73,02±2,30 75,39±1,60 74,62±1,91&
Медицинская биофизика Село 66,63±0,78 64,64±1,06 68,45±1,07* 66,37±2,33 64,62±5,50
Город 73,53±1,02 71,81±1,64& 73,19±2,36& 69,59±4,14 75,64±1,14&
* достоверные различия с южным регионом Казахстана; & достоверные различия между селом и городом
Таблица 6.
Средние значения общего итогового рейтинга студентов, обучавшихся по Г0С0-2003 и Г0С0-2006
Учебный год Значение рейтингов в % Регион Казахстан Южный Северный Восточный Центральный
20062007 ЕНТ Село 69,90±0,59 67,60±0,91 73,00±2,34 67,20±1,61 67,20±1,61
Итоговый рейтинг 75,81±0,29* 74,59±0,40* 76,95±0,49 74,59±1,35* 76,25±0,67*
ЕНТ Город 71,91±0,60 74,91±1,48 71,70±0,94 70,33±3,36 71,47±0,74
Итоговый рейтинг 79,48±0,39* 77,88±0,83* 80,37±0,69* 76,92±2,09* 79,62±0,57*
20072008 ЕНТ Село 72,94±0,58 78,5±0,97 69,25±0,70 71,39±3,39 64,79±4,53*
Итоговый рейтинг 75,73±0,49 73,37±0,95* 77,33±0,51* 77,62±1,28* 75,41±2,66*
ЕНТ Город 73,42±0,71 78,55±1,98 72,55±1,35 72,38±1,73 72,38±1,01
Итоговый рейтинг 79,47±0,59* 79,46±1,07 78,81±1,21* 79,11±1,09* 79,93±1,02*
* достоверные различия между ЕНТ и итоговым рейтингом первого курса
тинг как в общем, так и среди студентов, прибывших из разных регионов Казахстана (табл. 4).
Иная ситуация складывается при освоении таких дисциплин, как молекулярная биология и генетика и медицинская биофизика (табл. 5). Анализ типовых программ данных дисциплин показал, что для успешного их освоения необходимы базовые знания по химии, физике. Тот факт, что обе эти дисциплины не входят в число дисциплин, сдаваемых в ходе единого национального тестирования, в средних школах, по видимому, не уделялось должного внимания на их изучение, хотя при анализе типовых программ среднего общего образования отмечается достаточно глубокий уровень изучения химии и физики в старших классах средней школы.
Для оценки уровня освоения образовательной программы 1 курса по направлению медицина проведен анализ зависимости суммарного итогового рейтинга студентов от места постоянного проживания (табл. 6).
показателей успеваемости после первого курса вызвал необходимость выявления особенностей взаимосвязи между баллом ЕНТ, суммарным итоговым рейтингом, разницей ЕНТ (%) и суммарного рейтинга, а также рейтингом по отдельным дисциплинам первого курса в зависимости от региона постоянного проживания.
Анализ корреляционных плеяд, отражающих зависимость между итогами единого национального тестирования или комплексного тестирования абитуриента, средним баллом аттестата и показателями, оценивающими уровень усвоения обаразовательной программы (суммарный итоговый рейтинг студента, итоговые рейтинги ряда дисциплин) показывает, что:
• успеваемость в вузе выпускников сельских средних школ 2006 г. никак не связана с интегральными показателями школьной успеваемости (рис. 1).
• успеваемость в вузе выпускников сельских школ 2007 г. связана только со средним баллом аттестата (чем выше средний балл, тем выше итоговый сумарный рейтинг студента (г>0,05) и не связана с баллом ЕНТ. Зависимости успеваемости по отдельным предметам от уровня успе-
2006 г 2007 г
Выпускники сельских школ
2006 г
1. Балл ЕНТ
2. Средний балл аттестата
3. Неорганическая химия
4. Органическая химия
5. Информация
6. Физика
7. Математика
8. Медицинская биология и генетика
9. История Казахстана
10. Нормальная анатомия
11. Рейтинг в %
Приведен рейтинг
ваемости в школе не выявлено. В данной группе студентов нет зависимости между средним баллом аттестата и баллом ЕНТ (рис. 1). Отсутствие таких зависимостей в корреляционных плеядах параметров успеваемости студентов выпускников сельских школ может быть следствием необоснованных школьных оценок, недостаточно высоким качеством среднего образования в сельских регионах.
• в группе студентов - выпускников городских школ, отмечается более четкая зависимость уровня освоения образовательной программы первого курса от среднего балла аттестата, связь между итоговой успеваемостью по отдельным дисциплинам на первом курсе и баллом ЕНТ выражена меньше (рис. 1). У студентов-выпускников городских школ 2007 г., отмечены положительные коррелятивные связи (r>0,05) между средним баллом аттестата и уровнем успеваемости по дисциплинам химия, молекулярная биология, история Казахстана, анатомия, а также итоговым суммарным рейтингом и GPA. В 2006 г. отсутствовала зависимость уровня усвоения истории Казахстана, анатомии от балла ЕНТ и среднего балла аттестата.
2006 г 2007 г
Выпускники городских школ
суммарные показатели
2007 г
1. Балл ЕНТ
2. Средний балл аттестата
3. Химия
4. Информатика
5. Медицинская биофизика
6. Молекулярная биология и медицинская генетика
7. История Казахстана
8. Анатомия-1;
9. Рейтинг в %
10. GPA-2007-2008
дисциплин в %
-г>0,5 --г<-0,5
-г>0,7 = = = г<-0,7
г>0,9 ■ ■ ■ г<-0,9
Рис. 1. Корреляционные плеяды параметров успеваемости на первом курсе и интегральных параметров успеваемости
в средней школе
Таким образом, основываясь на значениях среднего балла ЕНТ абитуриентов, поступивших на 1 курс, «качество» студентов первокурсников выше, чем в 2006 г. Кроме того, проведенный анализ показал, что в 2007 г. сгладилась разница в среднем балле ЕНТ абитуриентов, поступивших на обучение в КГМА из сельских и городских общеобразовательных школ. Все эти изменения в «качестве» абитуриента мало сказалась на уровне освоения образовательных программ в вузе.
Освоение программ по ряду естественнонаучных и базовых дисциплин проходило менее успешно, чем в 2006-2007 учебных годах, когда обучение проводилось на основании ГОСО 2003 г.
Наиболее выраженное снижение показателей среднего рейтинга отмечено по дисциплине химия, особенно среди студентов выпускников сельских средних общеобразовательных школ.
При анализе программы средней школы по дисциплине химия выявлено, что все вопросы неорганической химии, общей химии и часть вопросов по органической химии освещаются в программе средней школы, и следовательно, данная дисциплина не должна вызывать проблем у студентов-первокурсников. Но химия не является дисциплиной ЕНТ для поступления на специальность «Общая медицина» и, следовательно, ей не уделяется должного внимания со стороны обучающихся, особенно в 10-11 классах.
Типовой рабочий план ГОСО 2006 г. отводит на изучение химии 90 часов. Типовой рабочий план ГОСО 2003 с изменениями и дополнениями 2005 г. отводит на изучение этой дисциплины 234 ч, но типовая программа по химии ГОСО 2006 содержит фактически все разделы типовой программы ГОСО 2003. В результате разработан-
ные рабочие программы оказались перегруженными, изучается много разделов по неорганической химии, знание которых не столь значительно для дальнейшего или параллельного изучения биохимии, молекулярной биологии, медицинской биофизики.
Анализ типовых программ по дисциплинам молекулярная биология и медицинская генетика, медицинская биофизика показывает, что для успешного их освоения необходимы базовые знания по химии, физике. Обе эти дисциплины не входят в число дисциплин, сдаваемых в ходе единого национального тестирования. В результате в средних школах, по-видимому, не уделялось должного внимания на их изучение, хотя при анализе типовых программ среднего общего образования отмечается достаточно глубокий планируемый уровень изучения химии и физики в старших классах средней школы.
ВЫВОДЫ
1. Необходимо изменить систему поступления в медицинский вуз - ввести собеседование по химии и физике, или данные дисциплины ввести в ЕНТ.
2. Провести анализ типовых программ по химии, медицинской биофизике, молекулярной биологии и генетике с целью их оптимизации для преподавания на первом курсе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан, 24 апреля 2006 года №317.
2. Шкарин В. Внутривузовское управление качеством обучения /В. Шкарин, Г. Буланов // Высшее образование в России. - 2002. - №5 -С. 68 - 72.
I. R. Kulmagambetov, I. M. RIklefs, V. P. Riklefs
FIRST RESULTS AND PROBLEMS OF IMPLEMENTING INTO EDUCATIONAL PROCESS OF STATE OBLIGATORY STANDARDS OF HIGHER MEDICAL EDUCATION
The authors represent the analysis of learning efficiency of students of the first year of KSMA depending on the initial level of knowledge (results of Common National Testing) and the type of high school. The article also represents the results of the comparative analysis of effectiveness of educational program comprehension depending on its organization (State obligatory standards of education of 2003 and 2006). The authors suggest the necessity of initial testing of knowledge in chemistry and physics during the entrance exams, as well as the optimization of educational programs in chemistry, medical biophysics, molecular biology and genetics.
I. Р. K^MaFaM6eTOB, И. М. Риклефс, В. П. Риклефс
ЖОРАРЫ МЕДИЦИНАЛЬЩ Б1Л1М БЕРУДЩ МЕМЛЕКЕТТ1К ЖАЛПЫ М1НДЕТТ1 СТАНДАРТТАРЫ-НЬЩ Б1Л1М БЕРУ ПРОЦЕС1НЕ ЕНГГЗУ1НЩ АЛРАШЦЫ ЦОРЫТЫНДЫЛАРЫ МЕН МЭСЕЛЕЛЕР1
Макалада жалпы 6miM беру мектеб^ч типшен, базалык дечгейден (Б¥Т) тэуелдi студенттердщ КИМА 6ip^i курсындары 6miM алуыныч тшмдшПыч талдауы бертген. ¥йымдастырылу тYрiнен (МжБбС-2003 жэне МЖББС-2006) тэуелдi б^м беру бардарламаныч игеру^ч тшмдшИыч салыстырмалы талдауы етюзтген. Медициналык ЖОО-ра тускенде химия мен физикадан бiлiмдердiч бакылауыныч енпзуМч жэне химиядан, медициналык биофизикадан, молекулярлык биология мен генетикадан бардарламалардыч опти-мизациясыныч кажеттiлiгi керсетiлген.