УДК 284.1
О. С. Позняк
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖЕНСКОГО ПАСТОРСТВА В ИСЛАНДИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИСЛАНДСКОЙ ПРЕССЫ)
В статье рассматривается первое десятилетие существования «женского пасторства» в государственной Церкви Исландии. Основные источники автора — материалы исландских газет и журналов (1974-1984). Преп. Эйдур Эйр Вильхьяльмсдоттир на протяжении семи лет оставалась единственной женщиной-пастором в Церкви, лишь в 1981 г. в стране появилась вторая женщина-пастор. Всего же к 1984 г. в Исландии насчитывалось 6 женщин-пасторов, что было существенно меньше пасторов-мужчин. Как правило, приходы нанимали женщин в качестве пасторов лишь в условиях отсутствия альтернативы со стороны мужчин.
Ключевые слова: Церковь Исландии, лютеранство, женское пасторство.
O. S. Pozniak
FIRST YEARS OF A WOMAN PASTORATE IN ICELAND (BY MATERIALS OF ICELANDIC PRESS)
The article presents first decide of existence of a woman pastorate in the state Church of Iceland. The primery author's sources are the materials of Icelandic newspapers and journals (1974-1984). Pastor AuSur Eir Vilhjalmsdottir has been a only woman pastor of a National Church for 7 years, the second women pastor made her appearance in the country in 1981 year alone. The women pastors numbered 6 women in Iceland by 1984 year, this number was far less the number of man pastors. Generally, parishes took on women as the pastors only in the absence of the men's alternative.
Keywords: Church of Iceland, Lutheranism, woman pastorate.
В 1974 г. рукоположение в Исландии первой женщины-пастора Эйдур Эйр Вильхьяльмсдоттир прошло относительно спокойно, став результатом консенсуса в Церкви Исландии. Вместе с тем, одной из основных причин ординации женщины в 1974 г. стало наличие свободной вакансии приходского пастора, на которую никто из пасторов-мужчин не соглашался.
* Позняк Ольга Сергеевна, аспирант, кафедра социологии и религиоведения, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; [email protected]
204
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 1
Как ей работалось в это время, как ее принимали прихожане и священнослужители в первые годы ее работы? Служила ли она на равных с мужчинами-пасторами? Не возникла ли ситуация, схожая с ситуацией в Церкви Швеции, когда противники ординации требовали чистых епархий без «женского священства» и получили право отказываться от совместной работы с женщиной в приходе? [1, с. 41-42]
В течение семи лет после рукоположения в 1974 г. преп. Эйдур Эйр оставалась единственной женщиной-пастором в Исландии. Она начала исполнять свои обязанности приходского пастора Сюдюрейри 1 октября 1974 г., и реакция на ее деятельность последовала очень скоро. В заметке «С Сюдюрейри», напечатанной в «У18т> 23 ноября [13], отмечалось, что прихожане, по словам председателя прихода, довольны работой преп. Эйдур Эйр. В письме от одной прихожанки в газету «Dagblaбiб» также говорится, что прихожане увидели, что женщина может работать наравне с мужчинами в духовенстве [27].
Летом 1975 г. состоялось ежегодное собрание Синода Церкви Исландии. На нем епископ Исландии, защищая свое решение посвятить женщину в сан пастора, сказал, что сделал это, т. к. убедился в отсутствии каких-либо богословских причин не рукополагать женщину в сан пастора, а также поскольку нет реальной опасности раскола Государственной церкви Исландии из-за рукоположения женщин [11, р. 216]. Это было первое собрание Синода Церкви в Исландии, в котором принимала участие женщина. В интервью Эйдур Эйр заметила, что встретила очень дружелюбный прием как в церкви в Сюдюрейри, так и в Синоде [32]. Отвечая на вопрос, много ли говорили о правах женщин, она ответила, что немного, т. к. об этом уже было сказано тысячу раз.
В целом при изучении исландской прессы нами не обнаружено статей и заметок, в которых содержались бы сведения о скандалах и спорах по поводу рукоположения преп. Эйдур Эйр и ее присутствия на собрании Синода. В статье, посвященной анализу собрания Синода, подчеркивалось, что у Церкви Исландии нет правомерного основания не согласиться с епископом Исландии по поводу рукоположения преп. Эйдур Эйр и не принять ее в свои ряды [31]. В интервью в ежегоднике «19. |йш» ей задали вопрос о том, как относятся к ней коллеги, и она ответила, что пасторы-мужчины относятся к ней хорошо (хотя были и исключения, но она не собиралась называть имена тех пасторов, кто был недоволен ее рукоположением) и готовы были к сотрудничеству [6, Бк. 4].
В конце 1975 г. преп. Эйдур Эйр завершила свою работу приходским пастором в Сюдюрейри, пожелав перебраться поближе к Рейкьявику. В январе 1976 г. она решила принять участие в февральских выборах пастора в Мосфеллспрестакалл наряду с тремя пасторами-мужчинами. На выборах проголосовали 694 человека, преп. Эйдур Эйр получила 95 голосов, т. е. 13,7% [25]. И вряд ли причиной того, что ей не удалось выиграть эти выборы, стала ее гендерная принадлежность (хотя она тоже могла сыграть роль), поскольку один из претендентов-мужчин набрал голосов еще меньше — всего 15 голосов.
Осенью 1976 г. преп. Эйдур Эйр решила вновь участвовать в выборах пастора, которые проходили 10 октября в приходе Хатейгспрестакалл в Рейкьявике [4]. На этот раз вместе с ней в выборах участвовали только двое мужчин, что повышало ее шансы на победу [19]. Пресса проявила внимание к этому
событию, т. к. в случае победы преп. Эйдур Эйр стала бы первой женщиной, работающей приходским священником в Рейкьявике. Однако результаты голосования были не в ее пользу: на выборах она заняла 2-е место, получив 30,6% голосов [2].
Тем не менее она решила попытать счастья еще раз — на выборах в приходе в Хафнафьёрдюре, и начала избирательную компанию в конце января 1977 г. [15]. В этот раз помимо нее был лишь один кандидат [28]. Эйдур Эйр набрала 38,5% голосов [16], превысив свой предыдущий результат.
Почему же преп. Эйдур Эйр терпела одну за другой неудачи на выборах? В интервью ежегоднику «19. |йш» на вопрос, почему она до сих пор не избрана в пасторы [6, Б1в. 5], она ответила, что не все готовы принять женщину-священника, дать ей крестить своего ребенка или похоронить родственника, хотя у нее были и сторонники — главным образом работающие женщины, хотя были и мужчины, так, двое пасторов публично выразили ей поддержку. В этом же интервью она призналась, что на выборах многие вспоминали историю, произошедшую в 1967 г. в организации «Армия Спасения», где тогда работала Эйдур Эйр. Осенью 1967 г. в школе для девушек, основанной Армией спасения, одна девушка покончила с собой, а работавшие там женщины обвинялись в избиении девушек и в накачивании их наркотиками. Так что, возможно, причины того, что преп. Эйдур Эйр проиграла выборы, стоит искать не только в ее гендерной принадлежности, но и в небезупречной репутации.
В следующий раз преп. Эйдур Эйр приняла участие в выборах в декабре 1978 г., когда было объявлено о выборах в приходе в селении Тиккибайр [21]. В этот раз она была единственным кандидатом и нуждалась как минимум в половине голосов прихожан. В итоге за нее проголосовали 176 человек из 220, а выборы были признаны состоявшимися [18]. Работать в приходе в Тиккибайр она начала уже в конце 1978 г., несмотря на то, что еще не была введена в должность [8]. Преп. Эйдур Эйр участвовала в адвентских и рождественских богослужениях и была хорошо принята прихожанами.
Однако не стоит думать, что все те три года, которые преп. Эйдур Эйр оставалась без собственного прихода, она не служила как пастор и не участвовала в богослужениях. Подобно другим священнослужителям, она проповедовала и участвовала в богослужениях не только в том приходе, в котором работала, также принимала участие в работе на радио.
В первые годы работы преп. Эйдур Эйр никаких скандалов, связанных с ее деятельностью, не происходило, ей никто не угрожал, ее не унижали и не присылали в ее адрес гневных писем. Пасторы-мужчины в Исландии не отказывались с ней служить, да и не было закона, позволяющего им отказываться.
Единственный случай произошел в апреле 1979 г.: газета «БадЫаб1б» опубликовала 4 апреля телефонный разговор с женщиной, позвонившей в редакцию и выразившей возмущение тем, что на передаче о воскресной мессе на радио преп. Эйдур Эйр представили без подобающего ее персоне пресвитера обращения «преподобная» [34]. Слушательница задавалась вопросом, было это намеренное оскорбление или ошибка? Разве преп. Эйдур Эйр не получила посвящение в сан или она не равна коллегам? В другом номере газеты было напечатано сообщение о том, что диктор радио Йоханнес Арасон раскаивался
в случившимся и уверял, что это печальное недоразумение, ошибка в сценарии передачи, который он не проверил должным образом [24], вряд ли кто-то намеренно стремился оскорбить преп. Эйдур Эйр. В 1980 г. в статье в той же газете «DagЫaбiб» неизвестный автор даже возлагал надежды на избрание преп. Эйдур Эйр епископом Государственной Церкви Исландии [20]. Автор уверял, что после избрания женщины президентом Исландии пора избрать женщину епископом и предлагал во имя этой цели объединиться остальным пасторам. По всей видимости, это письмо не было даже воспринято всерьез, во всяком случае, ответа на него не последовало.
Первые 7 лет своего служения преп. Эйдур Эйр оставалась единственной женщиной-пастором в Государственной Церкви Исландии. Но уже 1978 г. из интервью с преп. Эйдур Эйр стало известно, что ее старшая дочь Далла учится на теолога в университете Исландии [7]. Судьба преп. Эйдур Эйр действительно удивительна — она стала не только первой женщиной-пастором в Исландии, но и матерью второй такой женщины. И хотя у пасторов в Исландии существовало ограничение по возрасту: пастор не должен был быть моложе 25 лет, преп. Далла имела разрешение от президента на посвящение в сан раньше положенного возраста [23]. Нужно отметить, что преп. Далла не была избрана на должность пастора. В приход, в котором она собиралась служить, не было больше желающих, а сроки подачи заявок подошли к концу. В итоге преп. Далла была рукоположена в сан пресвитера 30 мая 1981 г. в Кафедральном соборе Рейкьявика [35]. Внимание к ее церемонии ординации уже не было столь большим, как к ординации ее матери, хотя несколько интервью с ней были опубликованы. Официально она вступила в должность 1 июня, став пастором в приходе Бил-дудалспрестакалл [37]. Так она стала второй женщиной-пастором в Исландии.
Осенью того же года в СМИ Исландии появились известия о том, что количество женщин-пасторов увеличилось вдвое. Ханна Мария Пьетурсдоттирр собиралась стать приходским пастором в Скафтафтунге [20]. В отличие от нее, Агнес Маргрет Сигурдардоттир не была приглашена на работу приходским пастором, а получила рукоположение благодаря назначению на должность уполномоченного (представителя) Церкви по работе с молодежью [12]. Преп. Ханна Мария и преп. Агнес Маргрет были рукоположены 20 сентября 1981 г. [22].
В конце 1981 г. в Церкви Исландии стало еще одной рукоположенной женщиной больше: Мияко Тордасон была призвана Ассоциацией глухих для служения людям с нарушениями слуха [33]. Она была рукоположена 13 декабря. В газете «Тттп» отметили, что в 1981 г. было рукоположено 12 новых пасторов, из них 4 — женщины [5]. Таким образом, мы видим, что треть всех рукоположений в 1981 г. пришлась на долю женщин. Процент женщин от общего числа священнослужителей составлял 4%, что было очень мало.
В июне 1983 г. была рукоположена шестая женщина-пастор, ею стала Сол-вейг Лара Гудмунсдоттир [36]. Исходя из информации в прессе, она не была выбрана, а получила должность, причем даже не пастора, а помощника пастора, в приходе Бустадапрестакалл [38]. Таким образом, к 1984 г. в Государственной церкви Исландии было шесть женщин-пасторов.
Каково же было отношение к женскому священству в конце его первого десятилетия в Исландии в обществе и в самой Церкви? Помочь прояснить
этот вопрос могли бы результаты опроса общественного мнения, однако мы располагаем лишь небольшой статистикой (результаты опроса шести человек), приведенной в августе 1981 г. в газете «DagЫaбiб» [26]. В нем двоих мужчин и четырех женщин спросили, предпочли бы они иметь женщину-пастора (священника)? Три женщины и один мужчина ответили да, остальные — нет. Видимо, противники «женского пасторства», причем обоего пола, были в меньшинстве. К девушкам, изучающим богословие, отношение переменилось — когда у преп. Агнес Маргрет спросили, как люди относятся к девушкам, изучающим теологию, она ответила, что так же, как и к мужчинам [30]. В 1981-1984 гг. мы не обнаруживаем сведений о скандалах, связанных с напряженными взаимоотношениями недовольных прихожан и женщин-пасторов, или писем в газеты от прихожан, протестующих против «женского пасторства».
Нам известно только об одном случае, напоминающем произошедший в 1979 г. с преп. Эйдур Эйр. 11 июня 1981 г. в «Morgunb1aбiб» было напечатано письмо от неизвестного слушателя радио, который пожаловался на то, что диктор произнес «Далла Тоурдардоттир» без подобающего ей обращения «преподобная», что возмутительно. По мнению автора письма, она недавно была рукоположена и имела полное право именоваться преподобной [29]. Вряд ли это была злонамеренная попытка со стороны диктора унизить женщину-пастора или высказать свою точку зрения на «женское пасторство», вероятно, как и в случае с преп. Эйдур Эйр, диктор допустил банальную ошибку.
В 1981-1984 гг. мы не находим в интервью с рукоположенными женщинами вопросов об отношении прихожан к женщинам-пасторам, также нет сведений о дискриминации в работе в отношении женщин-пасторов со стороны их коллег-мужчин. При этом им было с чем сравнивать — в исландских газетах встречаются сведения о существовании организованной оппозиции женскому пасторству в Церквях стран Северной Европы, особенно в Швеции. Так, в статье посвященной десятилетию женского пасторства, отмечалось, что в Швеции один из епископов наотрез отказывается посвящать женщин в сан пресвитера и созданы специальные религиозные организации, протестующие против оказания услуг женщинами-пасторами [9]. Существовала ли в Исландии организованная церковная оппозиция? Нет. В той же статье женщин-пасторов в Исландии спросили, как к ним относятся их коллеги-мужчины, и они ответили, что не заметили оппозиции со стороны мужчин-пасторов, только доверие и поддержку.
Женщины-пасторы принимали участие во многих важных мероприятиях Церкви Исландии наравне с мужчинами, пользуясь их уважением. Например, когда в 1982 г. проходил конгресс Всемирного Совета Церквей в Канаде, в качестве официальных представителей Евангелическо-Лютеранской Церкви Исландии его посетили епископ Исландии и преп. Далла [17]. Очевидно, преп. Пьетур Сигюргейрсон, так же как и его предшественник, был лояльно настроен к женщинам-пасторам. Были и семейные пары пасторов и богословов. В 1984 г. репортеры заинтересовались рукоположением Сигурдура Арни Тордассона, постоянно подчеркивая, что он женат на преп. Ханне Марии и они будут первой парой рукоположенных священников [14]. Между тем, недовольные пасторы-мужчины были, однако они не высказывали своего недовольства
публично в СМИ. В 1981 г. преп. Эйдур Эйр в интервью отметила, что слышала о недовольстве со стороны некоторых пасторов-мужчин, но не будет называть никаких имен [3].
Таким образом, к концу первого десятилетия существования «женского пасторства» число женщин-пасторов в Исландии составляло шесть человек, что было значительно меньше количества пасторов-мужчин. Тем не менее интерес женщин к пасторскому служению после ординации преп. Эйдур Эйр и первых лет ее служения все-таки пробудился, что и привело к увеличению женщин-пасторов. Вероятно, приходы нанимали женщин в качестве пасторов из-за отсутствия альтернативы со стороны мужчин, т. к. ни одна из пяти новых рукоположенных дам не пришла к ординации благодаря выборам. Организованной оппозиции «женскому пасторству» со стороны прихожан и церковных служителей не было, хотя и не все они были довольны данным явлением. Государству также не приходилось вмешиваться в дела, связанные с женщинами-пасторами, единственное вмешательство — разрешение президента Исландии занять должность женщине-пастору моложе 25 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чернышева О. В., Комаров Ю. Д. Церковь в скандинавских странах. — М: Наука, 1988.
2. ARH. Sera Tomas og sera Hjalti med flest atkvsdi // Al^ydubladid. — 1976. — N 215. — Bls. 1.
3. Arngrimsson G. Stundum er eq vondur prestur — og stundum ekki // Helgarposturinn. — 1981. — N 29. — Bls. 14.
4. Au6ur Eir messar i Hateigskirkju // Timinn. — 1976. — N 216. — Bls. 27.
5. Biskup Islands, herra Petur Sigurgeirsson vig6i £>rja nyja presta a sunnudaginn...// Timinn. — 1981. — N 280. — Bls. 6.
6. BjE. Sera Au6ur Eir // 19. Juni. — 1977. — N 27. — Bls. 3-7.
7. EA. Eg retladi ad verda oskukari — Spjollad vid Audi Eir Vilhjalmsdottur fyrstu konuna sem kosin er prestur a Islandi // Visir. — 1978. —N 308. — Bls. 10.
8. Eg retladi ad verda oskukari — Spjollad vid Audi Eir Vilhjalmsdottur fyrstu konuna sem kosin er prestur a Islandi // Visir. — 1978. — N 308. Bls. — 10.
9. Einarsdottir H. Konur i prestsemb^ttum // Morgunbladid. — 1984. — N B. — Bls. 2.
10. ELA. Nyr kvenprestur 20. september: Hlakka til ad takastavid prestsstarfid // Dagbladid. —1981. — N 195. — Bls. 22.
11. Eriksson A-L., Gunner G. Exploring a Heritage: Evangelical Lutheran Churches in the North. — Eugune: Wipf and Stock Publishers, 2012, p.
12. Fjorir prestar vigdir a sunnudag: Islenskum kvenprestum fjolgar um helming // Morgunbladid. — 1981. — N 208. — Bls. 7.
13. Fra Sudureyri // Visir. — 1974. — N 235. — Bls. 4.
14. Fyrstu prestvigdu hjon i kirkjusogunni // Morgunbladid. — 1984. — N 91. — Bls. 2.
15. G. S. Hafnarfjardarprestakall ad losna: Sr. Audur s^kir um // Dagbladid. — 1977. — N 25. — Bls. 6.
16. Hafnarfjordur: Hlutu prestskosningu // Morgunbladid. — 1977. — N 69. — Bls. 8.
17. Heims^ing AlkirkjuráSsins: if tarríktivon" — sagSi biskup // DagblaSiS Visir. — 1983. — N 186. — Bls. 32.
18. IHH. Jafnrettikynja nsr nú upp í predikunarstóla. // DagblaSiS. — 1978. — N 238. — Bls. 6.
19. KosiS í Háteigs og Dómkirkjuprestakalli í dag // MorgunblaSiS. — 1976. — N 235. — Bls. 2.
20. Kristinn. Kona í biskupsemb^ttiS // DagblaSiS. — 1980. — N 149. — Bls. 3.
21. KS. Fyrsti kvenpresturinn kjorinn: «Konur £>urfa aS starfa meir innan kirkjunnar» — segir AuSur Eir Vilhjálmsdóttir. // Vísir. — 1978. — N 300. — Bls. 3.
22. Kt. Fiórlr prestar vigSir á morgun // Vísir. — 1981. — N 212. — Bls. 35.
23. Lát engan líta smaum augum á ssku £>ína // MorgunblaSiS. — 1981. — N 120. — Bls.
19.
24. Mistok í dagskrárvinnslu —séra AuSur skal titluS séra eins ogaSrirprestar // DagblaSiS. —1979. — N 84. — Bls. 2.
25. Mosfellsprestakall: séra Sveinbjorn fékk flest atv^Si // DagblaSiS. — 1976. — N 42. — Bls. 1.
26. Myndir ^ú leita til kvenprests? (Spurt á Hrufnistu) // DagblaSiS. — 1981. — N 192. — Bls. 3.
27. Pálsdóttir K. Fyrsti kvenpresturinn á Islandi: fólki leizt misjanflega á — en eftir ógteto frammistoSu AuSar Eir er enginn vafi um réttmreti kvenpresta. // DagblaSiS. — 1976. — N 21. — Bls. 2.
28. Sera AuSur Eir messar i HafnarfirSi // Timinn. — 1977. — N 48. — Bls. 28.
29. Séra Dalla tórSardóttir // MorgunblaSiS. — 1981. — N 128. — Bls. 44.
30. SV Eg hékk í hempufaldl pabba fpá pví ég gat slaSíS // Vísir. — 1981. — N 213. — Bls. 2.
31. Svipmyndir frá sogulegri prestastefnu // Vísir. — 1975. — N 155. — Bls. 8.
32. Til skrafs og ráSagerSa um breytta starfsh^tti. SpjallaS viS klerka // MorgunblaSiS. — 1975. — N 155. — Bls. 8.
33. Tveir „brauSlausir" // Al^ySublaSiS. — 1981. — N 146. — Bls. 14.
34. taS er ekki sama séra Heimir og séra AuSur — eSa hvaS? // DagblaSiS. — 1979. — N 80. — Bls. 3.
35. trír kandidatar vígSir til prestsstarfa // MorgunblaSiS. — 1981. — N 121. — Bls. 42.
36. trír nyir prestar vígSir // MorgunblaSiS. — 1983. — N 128. — Bls. 12.
37. trír nyir prestar vígSir á morgun // DagblaSiS. — 1981. — N 120. — Bls. 6.
38. trír prestar vígSir // MorgunblaSiS. — 1983. — N 132. — Bls. 46.