УДК 622.279
ПЕРВЫЕ ГАЗОПРОВОДЫ
В РОССИИ «ГАЗОПРОВОДНАЯ АРТЕРИЯ»
СТАЛИНА
А.Д. СЕДЫХ, к.т.н., почетный работник газовой промышленности, лауреат Государственной премии СССР E-mail: [email protected]
Рассмотрено развитие газодобывающей промышленности в России. Представлена история сооружения первых газопроводов. Подробно описано строительство и ввод в эксплуатацию первого магистрального газопровода Саратов-Москва.
Ключевые слова: газопровод.
месторождение, использование газа, транспорт газа, магистральный
Самые первые попытки промышленного использования газа в России относятся к 1859 г., когда в Сураханах (Баку) был построен небольшой нефтеперегонный завод, на котором в качестве топлива использовался природный газ. Развитие отечественной газодобывающей промышленности началось в 1902 г., с получения в Сураханах первого газового фонтана. Дебит этой скважины составил около 33 тыс. м3 газа в сутки при давлении 15 кг/см2. Она обратила на себя внимание многочисленных частных фирм, разрабатывающих бакинские нефтяные месторождения, и многие промышленники стали бурить скважины на газ. От них потянулись многочисленные газопроводы к нефтеперерабатывающим заводам.
В 1906 г. добыча природного газа началась в Дагестане вблизи г. Дербента. Впоследствии это месторождение получило название «Дагестанские Огни». В том же году в Саратовской губернии купец Мельников при бурении артезианской скважины вышел на природный газ и начал использовать его в качестве топлива на своих стекольном и кирпичном заводах. В 1910 г. в Ставрополе при бурении артезианской скважины на воду произошло то же самое, что и у купца Мельникова: на глубине 185 м был обнаружен природный газ, который стал использоваться в качестве топлива на местном заводе. По мере роста добычи нефти вместе с ней стал извлекаться и попутный нефтяной газ, который применялся в качестве топлива в промысловых котельных установках.
Транспортировка газа в России началась с перевозки светильного газа. В середине Х1Х в. в Москве в необычных каретах с установленными на них причудливыми железными цилиндрами развозили светильный газ с небольших частных заводов по магазинам, использующим его для освещения витрин.
Первые газопроводы были построены на месторождениях Баку и Грозного в 1902-1906 гг., где добывался природный газ или утилизировался попутный нефтяной газ. Они строились диаметром 80-100 мм, и их протяженность составляла 2-4 км. Опыт их строительства стал накапливаться с тех пор, как в 1878 г. впервые в нашей стране был проложен трубопровод местного значения для перекачки нефти с Сураханских промыслов в
Баку. Его протяженность составляла 7,6 км, диаметр -76 мм, пропускная способность - 1,3 тыс. т в сутки. Но уже в 1906 г. был проложен уникальный по тем временам нефтепровод Баку-Батуми протяженностью 760 км, диаметром 203 мм с 16 перекачивающими станциями. Трубопровод был изолирован суриковой краской, хол-стовым покрытием и соединялся в сплошную нитку с помощью фланцев. Для того времени это было грандиозное сооружение, не имеющее себе равных во всей Европе.
Развитие добычи газа в России начинается в 19241925 гг. в крупном нефтяном центре страны - г. Грозном. Здесь одновременно со значительной добычей нефти резко повысилась добыча попутного нефтяного газа (за четыре года - в три раза). Еще более быстрыми темпами увеличился объем его переработки. Одними из первых организаторов газового хозяйства на грозненских нефтяных промыслах были И.Н. Стрижов и И.И. Титаренко.
Зарождение газодобывающей промышленности Краснодарского края относится к 1925 г., когда впервые были осуществлены работы по герметизации скважин для отбора затрубного газа. В 1930-1931 гг. уже был газифицирован рабочий поселок Нефтегорск и пущен в эксплуатацию первый в СССР сажевый завод.
Заметим, что добыча естественного газа в США в 1900 г. составляла 1,0 млрд м3 (90% всей мировой добычи), а в 1930 г. - 50,0 млрд м3. Доля добычи газа в США в объеме 90% от общего мирового уровня сохранялась вплоть до начала 50-х гг. прошлого столетия, до того времени, пока Советский Союз не отошел от политики производства искусственных газов к политике мощного наращивания добычи природного газа.
Удручающее положение в Российской Федерации с добычей природного газа в 30-х гг. прошлого столетия связано прежде всего с отставанием геолого-поисковых работ в этой области. Стране не хватало геологов-ученых, так как многие из них попали в опалу и проводили свою работу в лагерных условиях. В этот период нужны были доступные для освоения месторождения природного газа в пределах европейской части страны с учетом уровня экономического потенциала, которым располагало народное хозяйство в тот период. Таких
I Группа комсомольцев - строителей газопровода Саратов-Москва, победителей соцоревнования. Московская область, февраль 1946 г. Фото Д. Чернова
месторождений было всего несколько с общим запасом газа около 15,0 млрд м3.
В 1932 г. начались геолого-разведочные работы в верховьях реки Ижмы (в 90 км на юго-восток от г. Ухты). В результате в 1935 г. в Коми было открыто первое на Крайнем Севере Седьиольское газовое месторождение, непригодное к крупномасштабной разработке.
В годы Великой Отечественной войны нефтедобывающая промышленность претерпела существенные изменения. В результате оккупации вражескими войсками некоторых нефтедобывающих районов (Западная Украина, Краснодарский край и частично Чечено-Ингушская АССР) добыча нефти в стране резко сократилась. Благодаря проведению геолого-поисковых работ в это время были открыты богатейшие залежи нефти и газа между Волгой и Уралом.
В 1941 г. природный газ в промышленных масштабах был обнаружен вблизи д. Елшанка в Саратовской области. Месторождения природного газа в Нижнем Поволжье были известны и раньше: в районе д. Дерчаги, на озере Сакрыль, несколько южнее Новоуленска (в 185,5 км от бывшего хутора Мельникова) и на Армянской площади около Астрахани.
В 1942 г. было введено в разработку Елшано-Курдюмское месторождение, позволившее перевести на газ промышленные предприятия Саратова, где ощущалась острая нехватка топлива. Для этого в октябре 1942 г. за 20 дней был построен газопровод Елшанка-Саратов.
Развитие газодобывающей промышленности в Куйбышевской области начинается в октябре 1943 г. с пуска в эксплуатацию магистрального газопровода Бугуруслан-Куйбышев, по которому пошел газ четырех месторождений: Калиновского и Аманакского (Куйбышевская область), Новостепновского и Бугурусланского (Оренбургская область). В этом же году в Ухтинском районе было открыто Войвожское газовое месторождение, а в 1945 г. - Нибельское, которое в то время являлось одним из наиболее крупных месторождений газа в Советском Союзе.
Разработка чисто газовых месторождений велась сначала только в Дагестанской АССР Здесь в промышленных масштабах газ добывался на месторождении
«Дагестанские Огни», находившемся в 11 км к северо-западу от г. Дербента и в 4 км от берега Каспийского моря.
В декабре 1930 - январе 1931 г. было организовано Бюро газовых месторождений. Его основной задачей была организация геолого-разведочных работ для изыскания и изучения газовых месторождений. За год этой организацией было окончательно исследовано и сдано в эксплуатацию Мельниковское месторождение, которое стало давать около 100 млн м3 газа в год.
В целом по этим двум месторождениям добыча природного газа в 30-х гг. прошлого века составляла не более 300 млн м3 в год, или примерно 10% от общей добычи попутного нефтяного газа.
Как отмечалось выше, в годы Великой Отечественной войны нефтедобывающая промышленность претерпевает существенные изменения. Оккупация вражескими войсками нефтедобывающих районов в Западной Украине, в Краснодарском крае и частично в Чечено-Ингушской АССР, пересечение линией фронта железнодорожной транспортировки нефти и нефтепродуктов из Баку - все это ослабляло оборонную мощь страны и возможности ведения успешной «войны моторов».
Именно на этот период приходится поворот руководства страны, Государственного комитета обороны (ГКО) на использование природного газа открытых к тому времени месторождений в Саратовской, Куйбышевской и Оренбургской областях и в Коми АССР
Управлением развития добычи газа начинает заниматься непосредственно ГКО. По его распоряжению
Лучший сварщик 1-го района строительства газопровода Саратов-Москва Н.А. Байдин. Саратовская область, май 1945 г. Фото А. Головачева
в сентябре-октябре 1942 г. от только что введенного в разработку Елшано-Курдюмского месторождения строится за полтора месяца при ручном производстве всех работ газопровод Елшанка-Саратов протяженностью 18 км из труб диаметром 326 мм. Природный газ подается оборонным заводам и Саратовской электростанции.
В сентябре 1943 г. завершается строительство газопровода Бугуруслан-Куйбышев. Оборонные предприятия (в основном авиационные заводы), эвакуированные с оккупированной территории страны, начинают получать природный газ.
В 1944 г. завершается строительство газопровода Войвож-Ухта протяженностью 127 км. По этому газопроводу, существующему и поныне, природный газ подавался на завод по производству сажи, крайне необходимой при производстве резины для военной техники.
В этом же году заместителем наркома нефтяной промышленности Н.К. Байбаковым и заместителем начальника Главгазтоппрома Ю.И. Боксерманом вносится предложение о строительстве газопровода Саратов-Москва, подача газа в который должна обеспечиваться из Елшанского месторождения.
Но с самого начала многие были против такого строительства. Одни утверждали, что запасы газа недостаточны для сооружения газопровода длиной более 800 км, и поэтому сначала следует разведать новые месторождения и иметь запасы газа хотя бы на 20 лет, а тогда и думать о газопроводе. Другие говорили, что пока идет война, затевать такое строительство не время.
Председатель Госплана СССР И.А. Вознесенский назначил экспертную комиссию, которую возглавили члены-корреспонденты Академии наук СССР А.С. Ильичев и А.Б. Чернышев. В ее состав вошли академики Ф.П. Саваренский и С.Г. Струмилин, член-корреспондент Н.С. Шатский, доктора наук В.М. Келдыш, В.М. Сенюков и Ф.А. Требин - крупный ученый в области нефти и газа, профессор И.И. Брод - участник открытия газа в Дагестане и вблизи Сталинграда, а также первооткрыватель саратовского газа профессор Б.А. Можаровский. В комиссию вошли также кандидат технических наук К.С. Зарембо, главный инженер топливно-энергетического хозяйства Москвы М.Н. Шамардин и его заместитель инженер И.В. Смекалкин.
В начале 40-х гг. столица пользовалась газом, получаемым в результате заводской переработки угля. Газа этого было мало, да и качество его не отвечало необходимым стандартам.
В январе 1944 г. в самый разгар работы экспертной комиссии управляющий Нижневолжским геолого-разведочным трестом А.И. Кутуков прислал в Наркомат нефтяной промышленности телеграмму, в которой сообщалось, что на площади Курдюм, расположенной рядом с Елшанской, получен мощный фонтан газа с дебитом около 1 млн м3/сут.
Исчерпывающим и четким было заключение членов экспертной комиссии академика С.Г. Струмилина и доктора экономических наук А.Е. Пробста. Изучая различные возможности обеспечения Москвы топливом, они пришли к выводу, что капитальные затраты на добычу природного газа будут значительно ниже капитальных затрат на добычу местного топлива - подмосковного угля или торфа с их последующей газификацией.
Пусконаладочные работы на одной из газораспределительных станций газопровода Саратов-Москва. Февраль 1946 г. Фото Д. Чернова
Экспертная комиссия вынесла решение считать реальным использование ресурсов газа саратовского района для газоснабжения Саратова и Москвы. Было рекомендовано приступить к изысканию трассы и проектированию газопровода Саратов-Москва с одновременной разведкой в Елшанке, Курдюме и на новых площадях.
В сентябре 1944 г. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве газопровода Саратов-Москва и поручил его специализированным организациям Главного управления аэродромного строительства
I
Центровка труб на одном из участков строительства газопровода Саратов-Москва. 1945 г. Фото А. Головачева
(ГУАС) НКВД СССР, которое в те годы возглавлял воспитанник С. Орджоникидзе Л.Б. Сафразьян. Приказом НКВД от 20 сентября 1944 г. № 0198 в составе ГУАС было организовано Управление строительства газопровода Саратов-Москва, начальником которого был назначен (по совместительству) заместитель начальника ГУАСа генерал-майор инженерно-технической службы В.А. Пачкин.
На строительстве было занято 75 тыс. человек, в том числе: вольнонаемные рабочие - 14,2 тыс., стройко-лонны - 47,7 тыс., заключенные - 8,8 тыс., спецконтингент - 3,8 тыс., трудовое население - 1,4 тыс. В дальнейшем пополнение недостающей рабочей силы производилось в основном за счет спецконтингента и военнопленных.
Срок строительства газопровода установили очень короткий - два года. Требовалось развернуть работы сразу по всей трассе. Ее разбили на семь строительных районов. Квалифицированных рабочих не хватало, и московские партийные организации направили сварщиков, слесарей, монтажников с заводов и строек города. Предприятия не только Москвы, но и ряда областей -Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской - посылали на стройку людей, инструменты, оборудование и материалы.
Не только сварка труб, но и их изоляция, а также защита от коррозии беспокоили строителей: надо было предохранить трубы от воздействия почвенных вод, вызывающих коррозию металла, по всей трассе приходилось исследовать грунты и определять, где применять ту или иную изоляцию. Вся площадь битумной изоляции, нанесенной на трубы, составляла 5 млн м2. Одна эта цифра дает представление о том, какой огромный объем работ был выполнен в кратчайшие сроки. Маршрут газопровода пересекал 80 рек и ручьев, 85 оврагов, 22 населенных пункта, 16 железных и 12 шоссейных дорог, 15 км болот и заболоченных участков, 43 км пойм, 68 км участков, заросших лесом и кустарником. На трассе газопровода было уложено 50 тыс. т труб, сварено тройным швом 100 тыс. стыков труб, выполнено 7,5 млн м3 земляных работ, построена линия селекторной связи и создан мощный промысел в Елшанке.
Вся страна помогала стройке. На Челябинском трубопрокатном заводе изготовляли трубы повышенной прочности для переходов через реки (для этого осваивали новую марку стали). Машиностроительные заводы выполняли заказы на изготовление механизмов и оборудования.
На строительство газопровода надо было доставить 50 тыс. т грузов. На помощь пришли железнодорожники, речники и автомобилисты.
Столица готовилась принять саратовский газ. Рабочие заканчивали кольцо высокого давления, от которого протянули газопроводы к Арбату, Замоскворечью, Красной Пресне. Электростанции и промышленные предприятия ждали, когда смогут перейти на газовое топливо. В квартирах москвичей появились газовые плиты и колонки для ванных.
Чтобы ускорить дело, москвичи по призыву горкома партии и Моссовета вышли на улицы - рыли траншеи, засыпали готовые участки городской газовой сети.
Недалеко от столицы, в поселке Карачарово, поднялось в небо несколько газгольдеров - в них саратовский газ накапливался ночью, чтобы днем, в часы максимального расхода, бесперебойно поступать к потребителям.
11 июля 1946 г. саратовский газ по трубопроводу длиной 800 км пришел в столицу. На следующий день строители газопровода и москвичи собрались на электростанции Мосэнерго, расположенной рядом с Кремлем, чтобы первыми принять голубое топливо.
Эту станцию выбрали неслучайно: она сжигала сернистый мазут, и черный едкий дым загрязнял атмосферу, часто приходилось ремонтировать крыши кремлевских зданий. И вот в топке котла вспыхнуло яркое пламя. Магистраль Саратов-Москва начала снабжать столицу газом.
А на трассе продолжалось строительство компрессорных станций, эксплуатационники осваивали сложные сооружения газопровода, от которых зависела бесперебойная подача газа в Москву.
В освоение первого крупного отечественного газопровода много сил вложили инженеры П.Л. Кузнецов, К .М. Сульженко, Д .А. Сидоров, С.А. Джобадзе, В.А. Кеменев, М.А. Розин, М.Д. Джафаров, В.С. Меншутин, А.Г. Бронштейн, Р.П. Полянский, О.А. Бутаев.
Уже в январе 1946 г. в Москву поступало 800 тыс. м3 газа в сутки.
Правительственная комиссия, которую возглавлял опытный строитель И.В. Бахтин, тщательно проверив качество всех сооружений газопровода, 7 марта 1947 г. подписала акт о приемке газопровода в эксплуатацию. Это стало важным событием в жизни строителей и эксплуатационников. Наступил день, когда можно было рапортовать об освоении газопровода Саратов-Москва на полную мощность. Снабжение столицы газом увеличилось в пять раз.
Руководство страны поздравило строителей, монтажников и эксплуатационников газопровода Саратов-Москва с производственной победой - завершением строительства и освоением первой в стране дальней газовой магистрали.
THE FIRST PIPELINES IN RUSSIA
SEDYKH A.D., Cand. Sci. (Tech.), Honorary Worker of the Gas Industry, Laureate of the State prize of the USSR E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Examine the development of gas industry in Russia. Presents the history of the construction of the first gas. Described in detail the construction and commissioning of the first gas pipeline Saratov-Moscow. Keywords: field, the use of gas, gas transport, cross-country gas pipeline