Научная статья на тему 'Использование принудительного труда военнопленных, заключенных, спецконтингента и строительных колонн на строительстве газопровода «Саратов Москва»'

Использование принудительного труда военнопленных, заключенных, спецконтингента и строительных колонн на строительстве газопровода «Саратов Москва» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОПРОВОД "САРАТОВ МОСКВА" / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / МОБИЛИЗАЦИЯ / "SARATOV MOSCOW" PIPELINE / FORCED LABOR / HUMAN RESOURCES / CONSTRUCTION / MOBILIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демидова Елена Игоревна, Быков Виктор Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы мобилизационной деятельности всех уровней власти по организации и привлечению населения на строительство газопровода «Саратов Москва». Сооружение первого в стране дальнего магистрального газопровода осуществлялось в тяжелейших условиях военного и послевоенного времени, в годы восстановления народного хозяйства страны. Практически полностью отсутствовали необходимые техника и машины, механизация труда. Все это определило роль человеческого фактора, специфику организации труда на данной стройке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING FORCED LABOR OF WAR PRISONERS, CONVICTS, SPECIAL CONTINGENT AND CONSTRUCTION BUILDER''S COLUMNS FOR BUILDING THE “SARATOV MOSCOW” PIPELINE

The paper discusses the mobilization activities of all levels of government to organize and attract workers to the construction of the “Saratov Moscow” pipeline. The construction of Russia's first long-distance gas pipeline was carried out under the most difficult conditions of war and post-war period, during the recovery of the national economy. There was an almost complete lack of the necessary machinery, equipment and mechanization of labor. All those facts determined special role of the human factor and the specifics of organizing work on this construction site.

Текст научной работы на тему «Использование принудительного труда военнопленных, заключенных, спецконтингента и строительных колонн на строительстве газопровода «Саратов Москва»»

В 1930 - 1932 гг. Бирман учился в Академии снабжения им. Сталина, на курсе по снабжению плодовоовощ-ного хозяйства [5]. Впоследствии он продолжал работу с иностранцами на посту управляющего треста «Рудме-талторга», созданного при участии иностранцев. С середины 1930-х гг. занимался организацией детских дошкольных учреждений.

В конце 1930-х гг. Бирману чудом удалось не стать жертвой репрессий. В 1938 г. при помощи друзей его перевели из Москвы на работу в Тбилиси. В мае 1941 г. он вновь оказался на Саратовской земле, пять лет проработал директором совхоза в Ртищево. Но все же наибольшее значение имела его работа по оказанию помощи голодающим, потому что нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь.

1. Агриков П.А., Башкиров А.С., Лычев И.А. Война с голодом // История СССР. 1963. № 1.

2. Бондаренко Т.Ю. Деятельность иностранных организаций помощи голодающим в Саратовской губернии в 1920-х годах глазами русского эмигранта (из воспоминаний А.В. Бабина) // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51). С. 120 - 124.

3. Бухман К. Голод 1921 года и деятельность иностранных организаций // Вестник статистики. 1923. № 4 - 6.

4. Государственный архив Саратовской области (ГАСО).

5. Интервью с В.С. Бирманом (из личного архива автора).

6. Коган А.Н. Антисоветские действия американской администрации помощи (АРА) в Советской России в 1921 - 1922 гг. // Исторические записки. 1949. Т. 29. С. 3 - 22.

7. Кристкалн А.М. Голод 1921 г. в Поволжье: опыт современного изучения проблемы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997.

8. Кублицкий Г.Ф. Нансен. Его жизнь и необыкновенные приключения. М., 1967.

9. Мейер М. Другой Интернационал. 1921 - 1991: 70-летие начала великого голода // Век ХХ и мир. 1991. № 2.

10. Мичев Д. Межрабпом - организация пролетарской солидарности 1921 - 1935. М., 1975.

11. Мстиславский С. Голод // Большая советская энциклопедия. Т. 17. М., 1930.

12. Нансен-Хейер Лив. Книга об отце. Л., 1973.

13. Народное хозяйство России за 1921 - 1922 гг.: стат.-экон. ежегод. М., 1923.

14. Население России в XX веке: исторические очерки. Т. 1. 1900 - 1939. М., 2000.

15. Отчетный доклад Народного комиссариата здравоохранения III сессии ВЦИК Х созыва. М., 1923. С. 1 - 7.

16. Поддубный М. Экспедиция в трагедию // Родина. 1998. № 1.

17. Поляков В.А. Голод в Поволжье, 1919 - 1925 гг.: происхождение, особенности, последствия: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2010.

18. Поляков Ю.А. 1921-й: победа над голодом. М., 1975.

19. Правда. 1921. 6 авг.

20. Пять лет советской медицины. М., 1923.

21. Рубинштейн Н.Л. Советская Россия и капиталистические государства в годы перехода от войны к миру (1921 - 1922). М., 1948.

22. Саратовские известия 1922. 26 янв.

23. Саратовский областной музей краеведения.

24. Советская деревня. 1922. 26 фев. (№ 99).

25. Экономическая жизнь. 1922. 2 апр.

26. A Russian Civil War Diary. Alexis Babine in Saratov, 1917 - 1922. Duke University Press, 1988.

Елена Игоревна Демидова,

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой экономической и политической истории России, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

student.viktorfayandex.ru Виктор Юрьевич Быков,

студент 5-го курса, факультет социально-политического менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 94(470.44) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Q> [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ВОЕННОПЛЕННЫХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ, СПЕЦКОНТИНГЕНТА

И СТРОИТЕЛЬНЫХ КОЛОНН

НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПРОВОДА «САРАТОВ - МОСКВА»

В статье рассматриваются вопросы мобилизационной деятельности всех уровней власти по организации и привлечению населения на строительство газопровода «Саратов - Москва». Сооружение первого в стране дальнего магистрального газопровода осуществлялось в тяжелейших условиях военного и послевоенного времени, в годы восстановления народного хозяйства страны. Практически полностью отсутствовали необходимые техника и машины, механизация труда. Все это определило роль человеческого фактора, специфику организации труда на данной стройке.

Ключевые слова: газопровод «Саратов - Москва», принудительный труд, человеческие ресурсы, строительство, мобилизация.

Ye.l. Demidova, V.Yu. Bykov

USING FORCED LABOR OF WAR PRISONERS, CONVICTS, SPECIAL CONTINGENT AND CONSTRUCTION BUILDER S COLUMNS FOR BUILDING THE "SARATOV - MOSCOW" PIPELINE

The paper discusses the mobilization activities of all levels of government to organize and attract workers to the construction of the "Saratov - Moscow" pipeline. The construction of Russia's first long-distance gas pipeline was carried out under the most difficult conditions of war and post-war period, during the recovery of the national economy. There was an almost complete lack of the necessary machinery, equipment and mechanization of labor. All those facts determined special role of the human factor and the specifics of organizing work on this construction site.

Keywords:"Saratov - Moscow" pipeline, forced labor, human resources, construction, mobilization.

2014 год - юбилейный для Саратовского управления магистральных газопроводов: в этом году оно отмечает свое 50-летие. На протяжении всего ХХ века Саратовская область стремительно набирала вес как центр газовой промышленности всероссийского значения. Наш регион не раз выступал в качестве экспериментальной площадки, предлагая смелые, прорывные для своего времени технологии газодобычи и производства газовой техники.

Поворотным моментом в развитии газовой промышленности региона и России следует считать строительство газопровода «Саратов - Москва» в 1944 - 1947 годах. Это была одна из самых первых послевоенных строек страны, и осуществлялась она в тяжелейших условиях, при практически полном отсутствии необходимых механизмов и машин.

На объекте ежесуточно работало около 30 тыс. человек, сам масштаб стройки был поистине беспрецедентен. От Саратова до Москвы строители вручную проложили 840 километров газопровода, преодолев 487 естественных и искусственных препятствий, включая 84 перехода через реки и каналы и 250 - через железнодорожные пути. Строители магистрали «Саратов - Москва» кроме 843-километрового трубопровода должны были для повышения давления газа создать несколько мощных компрессорных станций, каждая из которых представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение, оснащенное многочисленными механизмами, сложной аппаратурой и точными автоматическими приборами. Технологический процесс работы этих станций требовал обеспечения их энергетическими базами и обильным водоснабжением. Для будущих работников эксплуатации газопровода нужно было построить благоустроенные жилые поселки. На трубопроводе предстояло провести большие линейно-монтажные работы. Наконец, нормальная эксплуатация газопровода такой протяженности была немыслима без постоянно действующей телеграфной или телефонной связи, которая могла обеспечить непрерывный контроль и наблюдение за всей трассой - от Саратова до Москвы. В ходе этого строительства было возведено шесть поршневых компрессорных станций и вынуто более 3,5 млн кубов грунта. Если бы вся эта земля была уложена в виде столба с основанием в 350 квадратных метров (величина площади, занимаемой средним городским домом), то в высоту такой столб поднялся бы на 10 километров.

Новый, крайне нужный стране газопровод протянулся по территориям Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей. Газопровод должен был пересечь 79 больших и малых рек, в том числе три широких, судоходных - Москву-реку, Оку и Цну. На протяжении 60 километров его трубы должны были пролегать под водой, в поймах рек и в болотах, 120 километров пройти через лесные массивы, через десятки больших и сотню малых оврагов. Общая протяженность таких участков, где помимо обычной укладки труб необходимо было прибегнуть к различным, более или менее сложным техническим приемам, достигала около 200 километров. Всего было составлено около 15 тыс. отдельных чертежей [10, с. 27].

Стройка завершилась в небывало короткие сроки. В июле 1946 г. саратовский природный газ уже горел в московских квартирах, заменив каждодневный расход миллиона кубов дров, 650 тыс. тонн угля, 150 тыс. тонн керосина и 100 тыс. тонн топочного мазута. В постоянную эксплуатацию первая дальняя газовая магистраль в стране была введена в марте 1947 г. [9, с. 23].

В многочисленных публикациях, посвященных истории газопровода «Саратов - Москва», очень сложно найти ответ на вопрос: как удалось вручную выполнить громадный объем строительно-монтажных работ? В свое время в брошюре «Промышленность природных газов в СССР» начальник Управления эксплуатации газопровода «Саратов - Москва», инженер Юлий Боксерман подчеркнул, что в его создании «принимали участие партийные и советские организации Московской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской и Пензенской областей» [3, с. 8]. Автор не упомянул какие-либо строительные организации, задействованные в проекте, а также не привел никаких имен руководителей или передовиков производства. С течением времени это умолчание в различных публикациях заполнилось всякого рода легковесными утверждениями. И кто только, по мнению досужих сочинителей, не были строителями газопровода! Например, корреспондент «Известий» Михаил Дичев пишет: «Армии подрядчиков, готовых взяться за прокладку и постройку, в то время не существовало. Зато была своя армия, и солдаты тыловых частей отложили ППШ, взяли в руки лопаты, ломы, кайла, сварочные аппараты» [5]. Или вот журналистка «Комсомольской правды» Майя Благушина восклицает: «Стройка была

объявлена ударной, всенародной. Лучшие мастера приехали сюда с Урала, Кавказа, Сахалина и даже острова Диксон. Нельзя без волнения читать архивные документы тех времен. На строительство газопровода, как в бой, шли солдаты, сменившие автоматы на лопаты» [1]. В том же ключе были выдержаны и многие другие материалы в российских средствах массовой информации.

В действительности же, конечно, провести такой объем работ вручную описываемыми средствами было невозможно. Тем более что количество вынутой из траншей земли поражает - 3,5 млн кубометров. Историку-архивисту Андрею Костенецкому удалось обнаружить в Государственном архиве Российской Федерации данные по численности и структуре лиц, работавших на сооружении этого объекта. Всего здесь было занято: вольнонаемных НКВД - 14,2 тыс. человек, заключенных - 8,8 тыс. человек, спецконтингента - 3,8 тыс. человек, рабочих стройколонн - 47,7 тыс. человек, привлеченного местного населения - 1,4 тыс. человек [7, с. 68].

Анализ состава участников строительства позволяет сделать определенные выводы о степени использования принудительного труда. Стоит отметить, что доля вольнонаемных НКВД в общем количестве строителей составляла всего 18,7%. В их число входили квалифицированные рабочие и служащие: инженеры и техники, водители, трактористы, сварщики, монтажники, слесари и т.д. Местного населения было привлечено около 2%. Таким образом, оставшиеся 79,3% рабочей силы составляли заключенные (11,5%), спецконтингент (5%) и рабочие загадочных строительных колонн (62,8%), которые не относились ни к вольнонаемным, ни к узникам ГУЛАГа и проверочно-фильтрационных лагерей (ПФЛ) [8, с. 116]. Следует также подчеркнуть, что численность аттестованных сотрудников ГУАС (офицеры и сержанты), а также конвойных войск и оперативных служб Наркомата внутренних дел, обеспечивающих контроль за деятельностью заключённых, спецконтингента и трудармей-цев, в различного рода отчетах и докладных записках о строительстве газопровода по понятным причинам никогда не фигурировала.

В ряде документов упоминается, что привлекался спецконтингент из ПФЛ № 0321 (с. Елшанка, Саратовская область) и № 0174 (г. Подольск, Московская область) [8, с. 117]. В Государственном архиве новейшей истории Саратовской области часто встречаются документы с информацией о строительстве специальных лагерей вблизи участков строительства газопровода. Так, например, начальник первого района строительства газопровода «Саратов - Москва» в докладной записке «О ходе подготовительных работ по строительству газопровода "Саратов - Москва"» уже 27 января 1945 г. сообщал секретарю обкома ВКП(б) А.П. Колесник: «...Собраны и установлены восемь щитовых домов и пять палаток в Елшанке для приема спецконтингента в количестве 800 человек.» [4. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4425. Л. 1]. Уже 20 марта 1945 г. все тот же товарищ Шифрис докладывал: «В связи с указанием центра о подготовке к приему спецконтингента в количестве 1500 человек нами принято решение создать в первом районе два лагеря для расселения по 1000 человек в каждом. Один лагерь расположен в Елшанке по строительству газопромыслового хозяйства, и другой намечается на станции Кологривов-ка по строительству компрессорной. В настоящее время

строительство лагеря в Елшанке заканчивается, а строительство лагеря в Кологривовке не начато, в связи с отсутствием рабочей силы и строительных материалов.» [4. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4425. Л. 22].

14 марта 1945 г. в докладной записке «О ходе работ в первом строительном районе» начальник управления первого строительного района сообщал секретарю обкома ВКП(б) А.П. Колесник о том, что к 1 марта 1945 г. практически закончены работы по строительству лагеря для спецконтингента. Сданы в эксплуатацию четыре сборно-щитовых дома на 500 человек, девять палаток по 54 квадратных метра каждая, огорожена забором с колючей проволокой зона лагеря длиной 600 метров, сооружены четыре смотровые вышки и один штраф-изолятор [4. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4425. Л. 34].

Заместитель заведующего отделом нефтяной и газовой промышленности обкома ВКП(б) Б.Б. Вахтин 19 марта 1945 г. писал: «.Вследствие несвоевременности приготовления жилых помещений, не использованы возможности привлечения к работам военнопленных, которых можно было получить в Саратовской области. Необходимо принять меры к быстрейшему окончанию строительства лагеря для спецконтингента на тысячу человек на станции Кологривовка.» [4. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4425. Л. 52].

А начальник второго строительного района еще 4 февраля 1945 г. обращался в обком ВКП(б) с вопросом о «.немедленном создании лагерной зоны на 500 -700 человек, типа палаточного городка, для размещения спецконтингента.» [4. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4425. Л. 10]. А также сообщал о том, что в г. Ртищево, в д. Таптулино и д. Сосновке подготовлены для приема и размещения строительной колонны жилые помещения общей площадью 615 квадратных метра на 520 человек [4. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4425. Л. 11].

В служебной документации Наркомата внутренних дел СССР, относящейся к концу 1940-х гг., контингент ПФЛ делился на три учетные группы:

1) бывшие военнопленные немецких лагерей;

2) рядовые полицейские, деревенские старосты и другие гражданские лица, подозреваемые в пособничестве оккупантам;

3) мужчины призывных возрастов, проживавшие на советской территории, ранее занятой противником.

Затем к ним добавились интернированные польские граждане, участники движения сопротивления «Армия Крайнова». Спецконтингент размещался отдельно от заключенных ГУЛАГа, в специально созданных для них лагерных пунктах, а зачастую в вырытых бараках-землянках. Внутри бараков для сна оборудовались двух- и трехъярусные деревянные нары. Тяжелые условия труда, плохое питание, неудовлетворительное вещевое снабжение и отсутствие элементарных жилищно-быто-вых условий, по сути, ставили эту категорию строителей газопровода на грань выживания.

На сегодняшний день проблема определения точной структуры и численности строительных колонн, в которые входили военнопленные, трудармейцы и трудмоби-лизованные, представляется в значительной степени затруднительной. Пока мы можем опираться только на весьма неполные, зачастую отрывочные данные. Крайне сложно проследить динамику перемещения (в зависимости от производственной необходимости) тех, кто за

весь период сооружения газопровода там трудился. Историк-архивист А.В. Костенецкий в своей работе приводит воспоминания Д.Г. Иванова, одного из вольнонаемных НКВД, об участии военнопленных немцев и венгров в сооружении газопровода и компрессорных станций [6, с. 42]. Весьма вероятно, они были направлены из лагеря военнопленных № 178/454, находившегося в тот период под Рязанью.

Достаточно непросто анализировать и роль труд-армейских отрядов и бригад из числа советских граждан немецкой национальности. Начало процессу создания этих рабочих формирований положило постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 августа 1941 г. «О немцах, проживающих на территории Украинской ССР». Затем, в течение военного периода, подобные решения принимались уже Государственным Комитетом Обороны, одно из них - № 2383 от 7 октября 1942 г. «О дополнительной мобилизации немцев для народного хозяйства СССР» [8, с. 116]. В последние годы войны трудармей-ские отряды и бригады пополнялись в основном за счет немцев - советских граждан, «найденных» на освобожденных от оккупации территориях СССР, а также репатриированных из стран Восточной Европы и Германии. Именно эта категория преобладала на строительстве газопровода. Они размещались отдельно от заключенных и спецконтингента ПФЛ, в особых лагерных пунктах, однако с непременным наличием военизированной охраны, проживанием за ограждением, т.е. с сохранением всех атрибутов ГУЛАГа, включая тяжелейшие условия быта, неудовлетворительное питание и отсутствие надлежащего медицинского обслуживания.

Поскольку не сохранилось полных статистических данных, трудно точно определить количество заключен-

ных ГУЛАГа, спецконтингента, военнопленных и труд-армейцев, умерших во время сверхинтенсивного строительства газопровода. Но даже имеющиеся отрывочные сведения позволяют говорить о довольно высоком уровне их смертности. Так, историк Игорь Блинушов в статье «Дешевое топливо» так пишет о людских потерях на строительстве: «Каждое утро набиралось две-три машины трупов. Хоронили их тайно, в полосе отвода газопровода... » [2, с. 3].

В последнее время активисты общества «Мемориал» предпринимают попытки найти захоронения узников ГУЛАГа вдоль трассы уже выведенного в 1997 г. из эксплуатации газопровода «Саратов - Москва». Пока ими определены два вероятных места их расположения -между населенными пунктами Елшанкой и Сторожевкой в Саратовской области и недалеко от с. Баграмово в Рязанской области.

1. Благушина М. Пионер газовой индустрии // Комсомольская правда. 2011. 29 июля.

2. Блинушкин И. Дешевое топливо // Карта: независимый исторический журнал. 1993. № 1.

3. Боксерман Ю.И. Промышленность природных газов в СССР. М., 1948.

4. ГАНИСО.

5. Дичев М. Первому газопроводу в нашей стране исполнилось 60 лет // Известия. 2006. 31 авг.

6. Костенецкий А.В. Саратов - Москва // Родина. 2009. № 10.

7. Костенецкий А.В. Стальная артерия Сталина // Газовый бизнес. 2008. № 1.

8. Матвейчук А.С. Тайны газопровода имени товарища Сталина // Нефть России. 2012. № 3.

9. Пачкин В.А. Саратовский газ Москве. М., 1945.

10. Пачкин В.А., Романовский И.С. Первенец газовой индустрии. М., 1947.

^ййр [email protected] Елена Александровна Ефимова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической и политической истории России, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

[email protected] Александр Викторович Захаров,

^^ доктор исторических наук,

профессор кафедры экономической и политической истории России, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 94 ''19/20'' ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ПРАВИЛА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ: СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ (на материалах Первой мировой войны)

В статье рассматриваются социально-нравственные аспекты, связанные с правилами и методами ведения войны. В качестве примера анализируются события Первой мировой войны. Во время боевых действий противники России - Германия и Австро-Венгрия - не всегда соблюдали принципы гуманизма и гуманности, открыто игнорировали нормы и правила подписанных ими же международных конвенций. Военные этих стран применяли запрещенные разрывные пули, убивали мирных жителей, бесчеловечно относились к военнопленным, уничтожали памятники культуры и искусства. Россия, напротив, старалась всегда выполнять взятые на себя обязательства. Ав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.