ПРИЛОЖЕНИЕ
Во многих зарубежных странах организационно оформлены, созданы и функционируют общегосударственные системы управления (обеспечения) КМП. В гражданском здравоохранении РФ в рамках медицинского страхования создана и постоянно совершенствуется аналогичная система, на федеральном уровне созданы отдельные структуры по управлению КМП: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Деятельность по улучшению КМП является фундаментом обеспечения непрерывного совершенствования ее оказания на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и учете потребностей каждого конкретного больного.
По данным ВОЗ, проблему улучшения КМП пытаются разрешить во всех странах мира. Связано это с тем, что медицинская помощь ненадлежащего качества является фактором, оказывающим негативное влияние как на показатели смертности, утраты трудоспособности и рождаемости, так и на эффективность применения бюджетных средств, выделяемых на развитие здравоохранения. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» определено, что решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в средне- и долгосрочной перспективе достигается в том числе путем развития систем управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения. Согласно федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и КМП являются основными принципами охраны здоровья граждан и достигаются применением порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Карайланов М.Г., Русев И.Т., Прокин И.Г._
Первичная медико-санитарная помошь в условиях мегаполиса
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России, Санкт-Петербург
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) осуществляет главную функцию и является центральным звеном всего здравоохранения. В Российской Федерации успешно реализован Национальный проект «Здоровье», целями которого являлись укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медицинской помощи, возрождение профилактического направления в здравоохранении, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
В Санкт-Петербурге в рамках реформы системы здравоохранения именно первичной медико-санитарной помощи отводится значительная роль и предполагается:
■ повысить заинтересованность амбулаторно-поликлинических учреждений в интенсификации своей деятельности;
■ совершенствовать структуру специализированной амбулаторной помощи и диагностических служб;
■ развивать стационарозамещающих технологий.
На примере Санкт-Петербурга амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие ПМСП, представлены поликлиниками для взрослого населения, детскими поликлиниками, женскими консультациями и специализированными диспансерами. Однако имеется различие в структуре здравоохранения в разных районах города. Необходимо отметить сохранение в ряде районов Санкт-Петербурга крупных амбулаторно-поликлинических учреждений, когда многие территориальные поликлиники для взрослого и детского населения, женские консультации, а в некоторых районах и диспансеры, были включены в состав территориальных медицинских объединений (ТМО). В даль-
100
Журнал для непрерывного медицинского образования
ТЕЗИСЫ IV МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2016. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (26-27 МАЯ 2016 г., МОСКВА)
нейшем ТМО как тип учреждения здравоохранения были исключены из Единой номенклатуры учреждений здравоохранения из-за несоответствия действующим правовым нормам. Но, тем не менее, длительный период функционирования ТМО подтвердил целесообразность укрупнения амбулаторных учреждений, в результате чего многие ТМО, сохранив свою организационно-штатную структуру, стали крупными поликлиниками, включающими в свой состав поликлинические отделения для взрослого и детского населения, а также женские консультации.
При организации ПМСП в амбулаторных условиях особое значение имеет оценка уровня обеспеченности населения тем или иным видом медицинской помощи. Уровень обеспеченности населения ПМСП в амбулаторных условиях традиционно принято оценивать по следующим показателям: число посещений в год на одного жителя; число врачей разных специальностей, работающих в амбула-торно-поликлинических учреждениях, в расчете на 10 тыс. населения. Необходимо отметить, что в крупных городах, например в Санкт-Петербурге и в Москве, в последние годы идет прирост населения, требующий увеличения суммарной мощности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях необходимо планировать на уровне каждого района города с учетом специфики и тенденций демографических процессов, перспектив социально-экономического развития, а также имеющейся сети учреждений здравоохранения и их мощности.
Объемы амбулаторной помощи определяются из расчета количества посещений на одного человека в год с учетом нормативов. Однако во втором полугодии каждого года требуется перераспределять средства обязательного медицинского страхования между медицинскими организациями исходя из различной мощности и результатов анализа деятельности амбулаторных учреждений в разных районах города. При проведении реорганизации сети медицинских организаций, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях по участковому принципу, необходимо обеспечить максимальную приближенность этих учреждений к месту проживания обслуживаемого населения. В связи с этим необходимо строительство территориальных поликлиник для взрослых и детей в районах с интенсивной жилой застройкой, а до ввода в эксплуатацию этих учреждений целесообразно размещение офисов врачей общей практики на первых этажах уже построенных зданий. После ввода в эксплуатацию новых поликлиник данные помещения могут быть переоборудованы под жилье для медицинских работников, что будет способствовать решению кадровых проблем.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время реорганизация амбулаторной сети в таком крупном городе, как Санкт-Петербург, является одной из самых сложных задач управления здравоохранением. Это связано с многими факторами, прежде всего определяющими потребность населения в ПМСП: разнообразием организационных форм оказания амбулаторной помощи, интенсивно меняющейся жилой застройкой города, необходимостью обеспечения эффективного взаимодействия с другими социальными учреждениями.
Карайланов М.Г., Русев И.Т., Прокин И.Г._
Первичная медико-санитарная помошь - основа современной системы здравоохранения
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России, Санкт-Петербург
Оказание первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению является одной из важнейших задач системы здравоохранения. Она позволяет в полной мере осуществлять профилактическую работу, направленную на раннее выявление факторов риска самых серьезных заболеваний,
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2016
101