ТЕЗИСЫ IV МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2016. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (26-27 МАЯ 2016 г., МОСКВА)
Карайланов М.Г., Русев И.Т., Прокин И.Г._
Организационные аспекты управления качеством медицинской помоши
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России, Санкт-Петербург
Основными задачами современного здравоохранения являются внедрение новых методов и методик лечебно-диагностического процесса и методов управления ими с целью повышения качества медицинской помощи, а также совершенствование системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации отрасли.
Государственная гарантия социальной зашиты, основой которой является ряд законодательных актов, должна быть реализована в интересах каждого конкретного гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993 г.), Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» любой гражданин России имеет право на получение медицинской помощи определенного качества. Одним из основных немаловажных вопросов является внедрение новых, современных методов и методик лечебно-диагностического процесса и методов управления ими с целью повышения качества медицинской помощи, совершенствования системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации отрасли, а совершенствование системы организации медицинской помощи также является основной задачей Концепции развития здравоохранения до 2020 г. Уровень качества медицинской помощи в медицинских учреждениях, по данным литературы, показывает, что он остается довольно низким, не отвечающим современным требованиям, особенно в амбулаторно-поликлиниче-ском звене. Продолжается рост количества дефектов в оказании медицинской помощи пациентам, что является одним из объективных показателей, характеризующих недостаточный уровень качества. Так, по данным литературы, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. количество дефектов увеличилось на 21,7%, причем 88,8% из них приходятся на догоспитальный период. Частыми дефектами на догоспитальном этапе являются невнимательное отношение к больным, несоблюдение правил врачебной этики и принципов медицинской деонтологии; на 2-м месте по количеству дефектов - недостаточная квалификация персонала медицинской службы; на 3-м - неполноценное обследование больных.
Слабые навыки врачей в информационно-аналитической работе, недостаточное владение статистическими методами изучения данных, полученных в повседневной деятельности, не позволяют использовать результаты анализа в процессе управления лечебно-диагностической работой. Наиболее распространенное определение качества медицинской помощи (КМП) сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): это свойство взаимодействия врача и пациента, обусловленное квалификацией профессионала, т.е. его способность выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать объективные условия удовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой (врачом, отделением, медицинским учреждением). Таким образом, для определения качества оказанной медицинской помощи рекомендовано учитывать 4 основных компонента: соблюдение медицинских технологий (выполнение врачебного процесса), оптимальность использования ресурсов, риск травм и заболеваний в результате медицинского вмешательства, удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.
В современных условиях управление КМП представляет совокупность управленческих структур и алгоритмов действий, направленных на обеспечение пациентов качественной медицинской помощью.
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2016
99
ПРИЛОЖЕНИЕ
Во многих зарубежных странах организационно оформлены, созданы и функционируют общегосударственные системы управления (обеспечения) КМП. В гражданском здравоохранении РФ в рамках медицинского страхования создана и постоянно совершенствуется аналогичная система, на федеральном уровне созданы отдельные структуры по управлению КМП: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Деятельность по улучшению КМП является фундаментом обеспечения непрерывного совершенствования ее оказания на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и учете потребностей каждого конкретного больного.
По данным ВОЗ, проблему улучшения КМП пытаются разрешить во всех странах мира. Связано это с тем, что медицинская помощь ненадлежащего качества является фактором, оказывающим негативное влияние как на показатели смертности, утраты трудоспособности и рождаемости, так и на эффективность применения бюджетных средств, выделяемых на развитие здравоохранения. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» определено, что решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в средне- и долгосрочной перспективе достигается в том числе путем развития систем управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения. Согласно федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и КМП являются основными принципами охраны здоровья граждан и достигаются применением порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Карайланов М.Г., Русев И.Т., Прокин И.Г._
Первичная медико-санитарная помошь в условиях мегаполиса
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России, Санкт-Петербург
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) осуществляет главную функцию и является центральным звеном всего здравоохранения. В Российской Федерации успешно реализован Национальный проект «Здоровье», целями которого являлись укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медицинской помощи, возрождение профилактического направления в здравоохранении, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
В Санкт-Петербурге в рамках реформы системы здравоохранения именно первичной медико-санитарной помощи отводится значительная роль и предполагается:
■ повысить заинтересованность амбулаторно-поликлинических учреждений в интенсификации своей деятельности;
■ совершенствовать структуру специализированной амбулаторной помощи и диагностических служб;
■ развивать стационарозамещающих технологий.
На примере Санкт-Петербурга амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие ПМСП, представлены поликлиниками для взрослого населения, детскими поликлиниками, женскими консультациями и специализированными диспансерами. Однако имеется различие в структуре здравоохранения в разных районах города. Необходимо отметить сохранение в ряде районов Санкт-Петербурга крупных амбулаторно-поликлинических учреждений, когда многие территориальные поликлиники для взрослого и детского населения, женские консультации, а в некоторых районах и диспансеры, были включены в состав территориальных медицинских объединений (ТМО). В даль-
100
Журнал для непрерывного медицинского образования