Научная статья на тему 'Первичная инвалидность вследствие дорожно-транспортных происшествий в Краснодарском крае'

Первичная инвалидность вследствие дорожно-транспортных происшествий в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / НАСЕЛЕНИЕ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА / DISABILITY / ROAD-TRAFFI C ACCIDENTS / PEOPLE OF WORKING AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сахаров А. В.

Проведено исследование первичной инвалидности населения Краснодарского края вследствие дорожно-транспортных происшествий за 2005-2008 гг. Выявлен высокий уровень и рост численности инвалидов трудоспособного возраста. Показатель инвалидности городского населения вдвое выше сельского. В структуре инвалидности больше инвалидов 2-й группы и лиц с повреждениями множественной локализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY DISABILITY IN CONSEQUENCE OF ROAD-TRAFFIC ACCIDENTS IN KRASNODAR REGION

Study of primary disability of the population Krasnodar region from road-traffi c accidents for the years 2005-2008. Found a high level and growth of the number of disabled people of working age. Disability rate of urban population twice that of rural. In the structure of disability the most persons with disabilities of 2 groups and persons with multiple injuries localization.

Текст научной работы на тему «Первичная инвалидность вследствие дорожно-транспортных происшествий в Краснодарском крае»

УДК 614.8:616-036.86 Кубанский научный медицинский вестник № 7 (112) 2009

А. В. САХАРОВ

ПЕРВИЧНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, КГМУ,

Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: [email protected]

Проведено исследование первичной инвалидности населения Краснодарского края вследствие дорожно-транспортных происшествий за 2005-2008 гг. Выявлен высокий уровень и рост численности инвалидов трудоспособного возраста. Показатель инвалидности городского населения вдвое выше сельского. В структуре инвалидности больше инвалидов 2-й группы и лиц с повреждениями множественной локализации.

Ключевые слова: инвалидность, дорожно-транспортные происшествия, население трудоспособного возраста.

A. V. SAKHAROV

PRIMARY DISABILITY IN CONSEQUENCE OF ROAD-TRAFFIC ACCIDENTS

IN KRASNODAR REGION

Department of public health and medical history, Kuban State Medical University, Krasnodar,

Russia, 350063, Krasnodar, Sedina st., 4. E-mail: [email protected]

Study of primary disability of the population Krasnodar region from road-traffic accidents for the years 2005-2008. Found a high level and growth of the number of disabled people of working age. Disability rate of urban population twice that of rural. In the structure of disability the most persons with disabilities of 2 groups and persons with multiple injuries localization.

Key words: disability, road-traffic accidents, people of working age.

Среди различных механизмов травм, послуживших причиной выхода на инвалидность, от 30 до 40% составляют дорожно-транспортные происшествия (ДТП) [5]. В официальной статистической отчетности отсутствуют сведения об инвалидности вследствие ДТП в Российской Федерации. Нами проведено специальное исследование, основными материалами для которого служили акты освидетельствования в бюро медикосоциальной экспертизы Краснодарского края. Глубина исследования - 4 года (2005-2008 гг.)

Анализ результатов исследования показал, что общее число впервые признанных инвалидами вследствие ДТП в Краснодарском крае за исследуемые годы составило 1311 человек, в т. ч. взрослого населения 1225 человек, детского - 86 человек. Доля лиц трудоспособного возраста в целом составила 70,7%. При этом удельный вес инвалидов по причине ДТП этого возраста остается не только высоким, но и имеет тенденцию к росту (в 2005 г. - 64,8%; в 2006 г. -65,9%; в 2007 г. - 71,1%; в 2008 г. - 72,2%). В целом по Российской Федерации этот показатель составил в 2005 г. 72,3% [5].

Число впервые признанных инвалидами вследствие ДТП по годам колебалось в пределах от 5,6 на 100 000 населения в 1995 г. до 4,5 в 2008 г., исключением является 2006 г., когда число инвалидов из численности взрослого населения составило 6,1.

В 2008 г. в расчете на 100 000 взрослого населения в связи с травмами, полученными в результате ДТП, зарегистрировано 4,5 случая первичного выхода на инвалидность. Как и следовало ожидать, инвалиди-зация мужчин достоверно выше (р<0,05), чем женщин (5,1 против 3,8 соответственно).

Возрастная структура первичной инвалидности существенно отличалась у мужчин и женщин. И у тех, и у других преобладали лица трудоспособного возраста, однако у мужчин их было больше (59,3%), а у женщин менее половины (42,1%). Доля лиц предпенсионного возраста у мужчин и женщин отличалась несущественно (р>0,05). Лица пенсионного возраста составили у женщин - 23,3%, а у мужчин - только 4,1%.

Таким образом, анализ показателей первичной инвалидности вследствие дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что наиболее высоки они и у мужчин, и у женщин в предпенсионном возрасте (рис. 1).

И если в трудоспособном возрасте показатели выхода на инвалидность выше у мужчин, то в возрасте старше трудоспособного - у женщин. Обращают на себя внимание значительно более выраженные различия показателей мужчин в предпенсионном и пенсионном возрасте, в то время как среди женщин эти различия практически отсутствуют.

У большинства лиц, впервые признанных инвалидами в связи с травмами, полученными в результате ДТП, причиной инвалидизации стали травмы, захватывающие несколько областей тела (52,3%), и травмы головы - 34,1% (рис. 2).

Незначительную долю среди впервые вышедших на инвалидность вследствие ДТП составили лица с травмами живота, нижней части спины и поясничного отдела позвоночника (4,1%), грудной клетки (4,1%) и травмами области тазобедренного сустава и бедра (3,9%).

Структура локализации травм, послуживших причиной выхода на инвалидность, как у мужчин, так и у женщин, была практически одинаковой. На первом месте

и у тех, и у других находились травмы, захватывающие несколько областей тела (48,2% и 54,7% соответственно), на втором - травмы головы (38,1% и 33,2%), на третьем - травмы живота, нижней части спины и поясничного отдела позвоночника (4,8% и 4,2%).

Уровень первичной инвалидности вследствие ДТП, при прочих равных обстоятельствах, напрямую зависит от уровня и тяжести травматизма на определенной территории. Между тем эти показатели весьма существенно различаются и, как правило, значительно выше в территориях и городах с развитой сетью автомобильных дорог и большим количеством автотранспорта, по сравнению с глубинными сельскими районами.

Географическое положение Краснодарского края, высокая плотность населения, протяженность дорог федерального (28,6%) и местного (71,4%) значения, большое количество автотранспорта (1 млн. 924 тыс. только автомобилей), интенсивность дорожного движения являются важными факторами интенсивности ДТП и их последствий.

Важно отметить, что количество ДТП, погибших, раненых и всех пострадавших на 100 км дорог федераль-

ного значения превышало в 2007 г. аналогичные показатели на дорогах краевого значения в 2,3 раза [3].

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что из 325 впервые признанных инвалидами вследствие ДТП в 2008 г., жители городской местности составили 76,3%, сельской - 23,7%. Примерно такое же соотношение жителей городской и сельской местности сохранялось на протяжении всех четырех лет исследования. Что касается этих различий по полу, среди мужчин они выражены больше, доля лиц городской местности среди них составила 83,2%, сельской - 16,8%. Среди женщин процентное соотношение впервые ставших инвалидами в городской и сельской местности было практически одинаковым (52,1% и 47,9% соответственно).

Показатели инвалидизации взрослого населения Краснодарского края от ДТП не имели выраженной тенденций к росту: 3,8 в 2005 г., 4,8 в 2006 г., 3,7 в 2007 г. и 4,5 в 2008 г. на 100 000 (табл. 1).

Показатели выхода на инвалидность вследствие ДТП из числа жителей городской местности вдвое выше, чем из сельской (5,4 против 2,7 соответственно).

Мужчины

7,1

У 6,2

4,8

2,9

до 40 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и

старше

Женщины

4,5- 4,1 4,3

>

4- ' И 3,6

3,5- /

з- /

2,5- /

2- г Ч

1,5- / " 1

1-

0,5- ; Ь

о-І Г т * 1 т * 1 "в1 «Г

до 40 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и

старше

Рис. 1. Уровень инвалидности мужчин и женщин различных возрастных групп (на 100 000 соответствующего возраста и пола)

52,3

34.1

4,1 4,1 3,9 1,5

Оба пола

Женщины

Мужчины

шшшш шшШШШ | ЕШ!

54,7 33,2 3,2 4,2 2,8

ЦІ

48,2 38,1 3,9 4,8 3,4

ШИШ шш

1.«

я Травмы нескольких областей тела Травмы головы п Травмы грудной клетки Травмы живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника -Травмы области тазобедренного сустава и бедра ■ Прочие

Рис. 2. Распределение лиц различного пола, впервые признанных инвалидами в результате дорожно-транспортных происшествий, по локализации травм (в %)

Кубанский научный медицинский вестник № 7 (112) 2009

Кубанский научный медицинский вестник № 7 (112) 2009

Таблица 1

Показатели первичной инвалидности вследствие ДТП среди городского и сельского населения Краснодарского края (абс. и на 100 000 взрослого населения)

Население 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Всего

о ю С 0 0 0 0 0 а Н с. ю С На 100 000 с. ю С 0 0 0 0 0 1 а Н с. ю С На 100 000 с. ю С 0 0 0 0 0 1 а Н

Городское 151 4,5 176 6,1 169 5,2 164 5,9 660 5,4

Сельское 75 2,8 64 3,2 60 2,1 77 3,0 276 2,7

г. Краснодар 101 4,2 91 5,1 99 3,9 84 4,1 375 4,3

Всего 327 3,8 331 4,8 328 3,7 325 4,5 1311 4,2

Таблица 2

Структура первичной инвалидности взрослого населения Краснодарского края вследствие ДТП в зависимости от тяжести инвалидности (в %).

Группа инвалидности Год

2005 2006 2007 2008

I 10,3 11,6 12,8 13,2

II 44,7 49,8 48,7 51,0

III 45,0 38,6 38,5 35,8

Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0

Наиболее высокими они были в 2006 г. (6,1 в городской и 3,2 в сельской местности).

Показатель первичной инвалидности в течение 20052008 гг. колебался в небольших пределах: 4,5 - в 2005 г., 6,1 - в 2006 г., 5,2 - в 2007 г. и 4,5 - в 2008 г. в городской местности; 2,8 - в 2005 г., 3,2 - в 2006 г., 2,1 - в 2007 г. и

3.0 - в 2008 г. в сельской местности. Краевой центр характеризуется более выраженной вариабельностью показателей инвалидности вследствие ДТП: 4,2 - в 2005 г.,

5.1 - в 2006 г., 3,9 - в 2007 г. и 4,1 - в 2008 г.

Основными причинами, приводящими к инвали-

дизации, наряду с тяжестью травм, получаемых в результате ДТП, являются недостатки в организации и проведении лечебно-реабилитационных мероприятий осуществляемых в лечебно-профилактических учреждениях.

Проведенный нами анализ первичного выхода на инвалидность показал, что в группе территорий, в центрах которых функционируют травматологические отделения, т.е. там, где достигнут максимальный охват не только стационарной, но и амбулаторной травматологической помощью (в основном крупные города края), уровень инвалидизации ниже - 2,8 на 100 000.

В группе сельских территорий, в которых лечение пострадавших в ДТП осуществляется преимущественно в хирургических отделениях и где не организована амбулаторная травматологическая помощь, первичный выход на инвалидность значительно выше - 3,4 на 100 000. При этом следует отметить, что уровень инвалидизации мог быть и выше, если бы часть сложных больных не направлялась сразу на лечение в трав-

матологические отделения краевой больницы, где им оказывалась высококвалифицированная специализированная помощь.

Наряду с перечисленными выше показателями важное социальное значение имеет степень утраты трудоспособности.

Немногочисленные работы, касающиеся инвалидности, связанной с ДТП, свидетельствуют о высокой степени утраты трудоспособности при этом виде травматизма. По данным С. С. Маметова с соавт. (2006), [4] инвалидами I группы из числа впервые освидетельствованных в г. Ростове-на-Дону по поводу ДТП в 2005 г. признаны 12,3% лиц, II группы - 49,6%, III группы - 38,1%.

По нашим данным, из всех впервые вышедших на инвалидность вследствие ДТП в 2008 г., инвалидами I группы признаны 41 человек (13,2%), II группы - 15 человек (51,0%), III группы - 108 человек (35,8%) из числа взрослого населения (табл. 2).

За исследуемый период отмечено увеличение числа лиц, признанных инвалидами I группы (с 10,3% в 2005 г. до 13,2% в 2008 г.) и более значительно II группы (44,7% в 2005 г. до 51,0% в 2008 г.), что является свидетельством утяжеления последствий ДТП. Это, как и обстоятельства, изложенные выше, диктуют необходимость организации специализированных отделений в крупных ЦРБ и городских больницах с целью приближения специализированной медицинской помощи к населению, а не только концентрации медицинских технологий в крупных учреждениях здравоохранения вышестоящих уровней.

Структура инвалидности вследствие ДТП по группам имеет свои особенности. Инвалиды I группы составляют 10,2%±1,3%, II - 48,8%±2,1%, III - 41,0%±2,0%, т. е. несколько преобладают инвалиды II группы. У мужчин доля инвалидов I группы более чем в два раза превышает таковую у женщин (13,3%±1,4% против 5,2%±1,2% соответственно). Доля инвалидов II группы у мужчин (49,0%±2,1%) и у женщин (48,4%±2,7%) практически одинакова. У женщин отмечается преобладание инвалидов III группы (46,4%±2,7%) по сравнению с мужчинами (37,7%±2,0%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И среди мужчин, и среди женщин наблюдается тенденция роста наиболее тяжелых групп инвалидности.

Среди инвалидов I группы основными причинами первичной инвалидности в 2008 г. являлись множественные травмы (42,8%), далее следуют травмы головы (39,2%) и позвоночника - 10,0%. В структуре II группы инвалидности в 2008 г. первое место занимают повреждения таза и бедра (58,3%), на втором - множественные травмы (22,5%), на третьем - травмы позвоночника (10,8%), на четвертом -травмы головы (8,4%). Среди причин инвалидности III группы в 2008 г. превалировали травмы тазобедренного сустава и бедра (38,7%) и травмы позвоночника (31,9%), на третьем месте находились травмы головы (21,1%), на четвертом - множественные травмы (8,3%).

Таким образом, анализ первичной инвалидности вследствие ДТП населения Краснодарского края свидетельствует о том, что, несмотря на отсутствие выраженной тенденции к росту инвалидности взрослого населения в целом, численность инвалидов трудоспособного возраста остается не только высокой, но и неуклонно возрастает. Уровень инвалидизации городского населения выше, чем сельского. В структу-

ре первичной инвалидизации больше инвалидов второй группы и более высокий уровень инвалидности вследствие повреждений множественной локализации. Уровень инвалидизации ниже в тех территориях края, где достигнут максимальный охват не только стационарной, но и амбулаторной травматологической помощью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Л. П., Лаврова. Инвалидность как многофакторная проблема // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». -М. 2006. - № 2. - С. 27-30.

2. Иксанов Х. В., Тимершин Р. Р., Мартынова С. С., Иксанов И. Я. Анализ состояния первичной инвалидности в результате последствий травм в Казани за 1999-2000 гг. // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». - М. 2003. - № 2. - С. 36-38.

3. КоломиецЛ. М. К вопросу профилактики дорожно-транспортного травматизма в Краснодарском крае. // Социально-экономические проблемы на рубеже веков. Материалы научно-практической конференции. - Краснодар, 2006. - С. 14-17.

4. Маметов С. С., Абазиева Н. Л., Медовник А. В. Социальногигиеническая характеристика инвалидности взрослого населения в Ростовской области // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». - М., 2006. - № 24. - С. 41-44.

5. Пузин С. Н., Лукьянов А. Н., Ковшарь Ю. А. Некоторые особенности социально-гигиенической характеристики первичной инвалидности // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». -М., 2004. - № 3. - С. 3-8.

6. Савченко В. В., Терещенко Е. М., Акимова Т. Н., Гусева А. В., Гладкова Е. В. Взаимосвязь уровня первичной инвалидности лиц с последствиями травм опорно-двигательного аппарата и качества оказания медицинской помощи // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». - М., 2005. - № 3. - С. 45-47.

Поступила 29.07.2009

Ю. Н. СМОЛЯКОВ

СПЕКТРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ ПРИ СТИМУЛЯЦИИ АКУПУНКТУРНЫХ ТОЧЕК

Кафедра медицинской физики и информатики, Читинская государственная медицинская академия, Россия, 672000, г. Чита, ул. Горького, 39а. E-mail: [email protected]

В данном исследовании сведены и проанализированы результаты регистрации электроэнцефалограмм (ЭЭГ) 38 испытуемых при стимуляции биологически активных точек стальной иглой с последующей электростимуляцией иглы низкочастотным импульсным током. Предложены критерии количественной оценки влияния исследуемых воздействий на биоэлектрическую активность головного мозга.

Ключевые слова: ЭЭГ, БАТ, акупунктура, рефлексотерапия.

Y. N. SMOLYAKOV

SPECTRAL INDEXES OF ELECTROENCEPHALOGRAM AT STIMULATION OF ACUPUNCTURE POINTS

Department of Physics and Informatics Chita State Medical Academy,

Russia, 672000, Chita, Gorkogo, 39a. E-mail: [email protected]

In this research the results of electroencephalogram (EEG) registration a 38 examinee at stimulation of bioactive points with a steel needle and the subsequent electro-stimulation of needle with a low-frequency impulse current are taken and analyzed. The criteria of quantitative estimation of the probed affecting brain bioelectric activity are offered.

Key words: EEG, acupuncture, acupuncture points, brain electric activity.

Кубанский научный медицинский вестник № 7 (112) 2009 УДК 615.814.1+612.822.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.