Научная статья на тему 'Первая в Российской Империи'

Первая в Российской Империи Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
175
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая в Российской Империи»

3. НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

Т. В. ЛОСЕВА ПЕРВАЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» г. Горки, Могилевская обл., Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 16.01.2012)

В 1844 г. при Горыгорецкой земледельческой школе была организована учебная ферма. Цель учебной фермы как низшего сельскохозяйственного учебного заведения состояла в подготовке учащихся для ведения своего хозяйства и для поступления в Горыгорецкую земледельческую школу. Срок обучения в Горыгорецкой учебной ферме составлял 4 года. Решение об открытии первой в Российской Империи учебной фермы при Горыгорецкой земледельческой школе приняло Министерство государственных имуществ (МГИ). После были открыты такие фермы в Вологодской и Екатерино-славской губерниях. Учебной ферме было передано почти все хозяйство Горыгорецкой земледельческой школы - полеводство, луговодство, скотоводство и другие отрасли, к ферме была причислена школа овчаров, в которую ежегодно зачислялись 2-4 ученика-фермера. В состав учебной фермы вошли фольварки Горки (271 га) и Иваново (442 га). В 1845 г. в учебную ферму было принято первых 43 ученика из семей казенных крестьян и один из крепостных. В среднем ежегодный прием для обучения на ферме в 1845-1864 гг. составлял около 40 человек, одновременно на ферме обучалось около 120 детей крестьян [1—7].

Скотный двор учебной фермы был построен по проекту А. Кампиони (рис. 1). План и фасад скотного двора были присланы в Министерство 3 января 1843 г. Это было крупное здание, корпуса которого формировали в плане П-образную структуру с квадратным внутренним двором. Животные размещались в боковых корпусах и частично в помещениях по главному фасаду.

А центр главного фасада занимал граненый выступ двухэтажного объема с главным входом и с аудиториями, что и превращало это строение из обычной хозяйственной постройки В НОВЫЙ ТИП зданий - учебные. ^ : Скотный двор учебной фермы

Эта часть скотного двора отапливалась печами, что позволяло круглогодично проводить здесь аудиторные занятия. Стены возводили из кирпича на каменном фундаменте и кирпичном цоколе, крыша была покрыта гонтом. Здание благодаря найденным пропорциям и выразительным архитектурным деталям имело представительный вид. Мощные квадры по углам, пилястры вдоль стен, разнообразные формы оконных проемов, арочные ниши на первом этаже аудиторной части придавали сооружению впечатление основательности и торжественности.

В 1844 г. при учебной ферме был основан конный завод. Его назначение заключалось в улучшении местной породы лошадей. Для этого осуществлялась бесплатная случка помещичьих и крестьянских лошадей с заводскими производителями. Например, в 1882-1886 гг. было покрыто заводскими производителями 610 маток.

Влияние конного завода на коневодство в окрестностях Горок было значительным. К концу XIX в. здесь было очень много лошадей, похожих на норвежских лошадей завода. С 1849 г. конным заводом заведовал ветеринарный врач и профессор Горыгорецкого института П. А. Раздольский, который в 1853 г. организовал здесь первую в Беларуси ветеринарную клинику. На Горыгорецкой учебной ферме он проводил экспериментальные исследования по установлению оптимальных рационов питания овец и продолжительности их суягности, одним из первых начал изучать эффективность вакцинации (прививок) животных против чумы.

В 1844-1860 гг. управляющим Горыгорецкой учебной фермой работал известный агроном и педагог Б. А. Михельсон (рис. 2). Под его руководством учебная ферма стала образцовым хозяйством.

Для развития животноводства и кормопроизводства в Российской Империи большое значение имели опыты на Горыгорецкой учебной ферме под руководством профессора В. И. Краузе по эффективности применения различных кормов в рационах питания животных, в том числе и разных видов силоса для определения их питательности (рис. 3).

Для силосования применяли различные подсобные корма, высушенные листья березы, липы, картофельную ботву, сено клевера второго укоса и т.д. Изучались также вопросы применения различных подкормок для бычков, включаемых в их рационы питания, норм кормления крупного рогатого скота.

На учебной ферме разводились и изучались различные породы крупного рогатого скота. В стаде коров были местные и отечественные (холмогорская, украинская и др.) породы, прибалтийские (литовская, ютландская, фрисландская, фохтландская) и западноевропейские (айширская, голландская, дургамская, галловейская). Во второй половине XIX века в породном стаде преобладали коровы альгауской породы, которые в 1896 г. были заменены на приобретенных за границей швицких коров. В стаде проводился целенаправленный племенной отбор, и швицкие коровы показывали высокую продуктивность: среднегодовые надои по молочному стаду в расчете на 1 голову достигали 3640 кг (1915 г.), а в среднем за трехлетие (1915-1917 гг.) этот показатель составил 3127 кг. С другой стороны, опыт учебной фермы показывал, что в перспективе развития скотоводства в крестьянских хозяйствах «местная порода может быть значительно улучшена в самой себе», и ее разведение для крестьян более экономически выгодно по сравнению с приобретением дорогостоящих иностранных пород. В. И. Краузе было составлено «Предложение для содержания и кормления институтского рогатого скота», которое в 1855 г. было утверждено Ученым комитетом МГИ и явилось первым положением и программой экспериментальных исследований опытной зоотехнической станции. В соответствии с программой опыты «должны распространяться на все способы пользования скотом», изучение систем содержания, племенную работу, выращивание молодняка крупного рогатого скота, организацию кормления взрослых животных с учетом их потребности в уровне питания и его эффективности для повышения продуктивности, молочное и мясное скотоводство, использование скота для выполнения различных работ и др. Под руководством В. И. Краузе на учебной ферме проводились опыты по выведению цыплят и кормлению птицы.

После перевода в 1864 г. Горыгорецкого земледельческого института в Петербург в Горках оставались средние сельскохозяйственные учебные заведения, в состав которых входила учебная ферма. В трудах Вольного экономического общества в 1868 г. была опубликована статья В. Неручева «Полеводство и батраки на Горыгорецкой учебной ферме», в которой приведен анализ деятельности учебной фермы. В 1867 г. школа фермеров в Горках была закрыта, а в 1876 г. Горыгорецкая учебная ферма была преобразована в сельскохозяйственную.

Важнейшей задачей сельскохозяйственной фермы являлось обеспечение практической подготовки учащихся земледельческого (сельскохозяйственного) училища по специальным сельскохозяйственным дисциплинам.

Практические занятия и сельскохозяйственные работы на ферме выполнялись учениками следующим образом. Так как при земледельческом училище имелись учебно-вспомогательные учреждения (практическое поле и огород, плодовый питомник и сад, ботанический питомник, пасека, учебный птичник), то ученики проходили предварительную практику в упомянутых учреждениях, а затем переходили в последних классах для работ и практики на ферму. Так, например, под руководством учителя животноводства ученики выполняли практику на ферме по скотоводству и молочному хозяйству, с учителем счетоводства практически знакомились с бухгалтерией фермы.

В качестве же самостоятельных работников ученики проводили почти все сельскохозяйственные работы по полеводству в течение весны и лета, с половины апреля до половины августа, начиная с обработки почвы под посев яровых и кончая уборкой озимых и посевом их. Работы, производимые

Рис. 2. Михельсон Борис Андреевич

Р и с. 3. Сююсная башня виснонскжюго типа

под руководством управляющего фермой и по нарядам, позволяли приобретать не только умения и навыки, но и на практике знакомили учеников с техническими приемами и условиями работы, например: состояние погоды и почвы, характер работы и производительность машин и орудий и т.п. В промежутках между работами ученики детально знакомились с конструкциями машин и орудий, существовавших тогда на ферме.

В 1919 г. после восстановления в Горках высшего сельскохозяйственного учебного заведения оставшиеся фермы послужили основой для создания учебно-опытного хозяйства института (рис. 4, 5). Учебные фермы академии являлись основной базой для производственного обучения студентов. В ней сочетались все отрасли сельского хозяйства. В 1925-1930 гг. ферма состояла из трех отделений: центрального - в Горках, а также в Иванове и Дрибине. Началу работ на ферме предшествовало знакомство учеников с основами организации хозяйства и его экономическими результатами.

Рис. 4. Конюшня Рис. 5. Свинарник

На центральном отделении общая земельная площадь составляла 212 га, из них пахотные земли -133 га. Направление хозяйства - животноводческо-зерновое. Представлены все основные виды животноводства: скотоводство, коневодство, свиноводство, овцеводство.

До 1926 г. на ферме разводились главным образом коровы швицкой породы. Но они оказались больными туберкулезом. Поэтому был завезен скот местного белорусского происхождения и помеси с ангельнами. В небольшом количестве были представлены другие породы - симментальская, ярославская и горбатовская.

Удои коров к тому времени были сравнительно высокие. В среднем от каждой в 1925 г. получено 1650, а в 1927 г. - 2700 кг молока. Кроме необходимого количества рабочих лошадей, на ферме существовал конный завод, производивший молодняк норвежской породы. Он широко внедрялся в крестьянские и общественные хозяйства республики. Для улучшения породного состава местных свиней разводилась крупная белая порода. Каждый год свиноферма отпускала хозяйствам большое количество породистого молодняка, овцеферма - молодняк оксфорширдаусской породы.

В 1936 г. Наркомземом СССР было разработано «Положение об учебно-опытном хозяйстве вузов и техникумов». Директором учхоза в 1936 г. был назначен А. С. Магазинщиков, который руководил им до начала Великой Отечественной войны, организовал эвакуацию работников учхоза, скота и других материально-технических ценностей.

После освобождения Горецкого района от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г. вся территория учхоза была изрыта окопами, траншеями и бункерами, поля заросли бурьяном, плодовый сад пришел в упадок, парниковое хозяйство было полностью разрушено, скот угнан в Германию или уничтожен. Но уже к 1947 г. территория учхоза была приведена в порядок (рис. 6).

Рис. 6. Панорама учхоза. Фото середины 50-х годов XX века ( в настоящее время на этой территории располагаются учебные корпуса № 9 и 10)

10 июня 1950 г. принято Постановление Совета Министров СССР «О мерах помощи в восстановлении учебно-производственной базы Белорусской сельскохозяйственной академии». В 1950 г. был выбран участок для строительства хозяйственного центра учхоза. К началу 60-х годов животноводческие помещения и другие постройки учхоза, размещавшиеся в центре академического городка, были вынесены за его пределы. На их месте методом народной стройки к лету 1965 г. была создана новая живописная зеленая зона из скверов, аллей и декоративных лужаек, построен учебный корпус № 10 (рис. 7).

ЛИТЕРАТУРА

1. Белорусская сельскохозяйственная академия: 150 лет: краткий очерк истории и деятельности; под. ред. С. И. Назарова [и др.]. - Минск: Ураджай, 1990. - 279 с.

2. Белорусская сельскохозяйственная академия: 125 лет: юбилейный сборник / Труды Белорусской сельскохозяйственной академии. - Т. 36. - Минск: Ураджай, 1965. - 256 с.

3. Краткий указатель Горы-Горецких учебных заведений. - СПб., 1858. - 16 с.

4. Отчет о состоянии и действиях Горыгорецкой учебной фермы за 1852 год // Записки Горыгорецкого земледельческого института. - 1854. - Кн. 3. - Отд. 1. - 338 с.

5. Сергачев, С. А. Жемчужина в Горках. Архитектурный ансамбль сельскохозяйственной академии / С. А. Сергачев. -Минск: Изд-во В. Хурсик, 2010. - 212 с.

6. Цитович, С. Г. Горыгорецкий земледельческий институт - первая в России высшая сельскохозяйственная школа (1836-64) / С. Г. Цитович. - Горки: Белорус, гос. с.-х. акад., 1960. - 274 с.

Кроме указанной литературы при написании статьи были использованы материалы и фотодокументы фондов музея истории УО «БГСХА».

Рис. 7. Учебный корпус № 10 б настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.