16. Sokolov-Mikitov I.S. Op. cit. Pp. 130-131.
17. The archives of Moscow. F. 459. Sh. 3. File 7481. Sh. 176, 307.
18. Sokolov-Mikitov I.S. Op. cit. P. 130.
19. The archives of Moscow. F. 459. Sh. 3. File 7481. Sh. 237-237 turn; File 7889. Sh. 46.
20. Sokolov-Mikitov I.S. Op. cit. P. 133.
21. YUnye sily - Young forces. 1914, No. 1.
22. The archives of Moscow. F. 459. Sh. 3. File 7885. Sh. 78, 126, 164-164 turn, 173-173 turn.
23. Ibid. File 8174. Sh. 3, 14-15, 48, 61, 82.
24. Ibid. File 8174. Sh. 26-26 turn, 54, 56.
25. Goloshchapov B. R., Korjukova T. Y. Istoriya fizicheskoy kul'tury i sporta v Moskovskoy oblasti [History of physical culture and sport in Moscow region]. Moscow. 2014. P. 25.
26. The archives of Moscow. F. 459. Sh. 3. File 7889. Sh. 1-4.
27. Ibid. Sh. 24, 25, 46, 46 turn, 91, 91.
28. For more information, see: Prudkin M. I. ZHizn' - v KHudozhestvennom teatre [Life - at the Art theater]. Moscow. 2007.
29. Dolezhal N. A. U istokov rukotvornogo mira. Zapiski konstruktora [At the origins of the man-made world. Notes of the designer]. Moscow. 2010. Pp. 10-11; Volkov S. A. Vozle monastyrskikh sten [Near the monastery walls]. Moscow. 2000. P. 82; Sokolov-Mikitov I.S. Op. cit. P. 135.
30. Svobodnaya shkola - Free school. 1917, No. 5.
31. See: Dolezhal N. A. Op. cit.; Volkov S. A. Op. cit.; Prudkin M. I. Op. cit.; Sokolov-Mikitov I.S. Op. cit. P. 139.
УДК 373
А. М. Ермаков
Первая мировая война в российских школьных учебниках
зарубежной истории
В статье анализируется освещение истории Первой мировой войны в российских школьных учебниках зарубежной истории. Рассматриваются концепция войны, предлагавшаяся советским школьникам, и формирование в 1990-е гг. нового взгляда на первый всемирный вооруженный конфликт. Показаны утвердившиеся в современных учебниках трактовки характера, причин и последствий войны, ее итогов и исторического места. Выявлены представленные в учебной литературе основные события Первой мировой войны, персоналии. Проанализированы исторические понятия, которые используются авторами учебников. Изучены текстовые и визуальные источники, сопровождающие учебный макротекст. Сделаны выводы о соответствии учебного материала как современному состоянию научных знаний, так и ожиданиям власти и общества; о том, что войне 1914-1918 гг. отводится в школьных учебниках зарубежной истории значительно меньше места, нежели Второй мировой войне.
The article examines the coverage of the First World War history in Russian textbooks on General History. The concept of war proposed to the Soviet students is considered. The article deals with the formation of a new look on the first global conflict in the 1990s. Particular attention is paid to the entrenched interpretations of nature, causes and consequences of the war, its outcomes and historical significance given in modern textbooks. The major events and personalities of The First World War presented in the academic literature have been detected. The historical terms used by the textbook authors are analyzed. The article includes the research of textual and visual sources, accompanied by training makrotext. The author of the study comes to the conclusion that the material of examined textbooks is up-to-date in modern historical science and it corresponds to the expectations of the authorities and the society. Besides, the material about the War of 1914-1918 takes much less space in textbooks on General History than the one related to The Second World War.
Ключевые слова: Первая мировая война, Новая история, Новейшая история, школьный учебник истории, исторический нарратив.
Keywords: The First World War, Modern History, Contemporary history, school history textbook, historical narrative.
© Ермаков А. М., 2014 102
В начале 1990-х гг. история Первой мировой войны, не входившая в число приоритетных научных тем в советское время, привлекла внимание многих российских ученых. Предпринятые ими исследования пополнили научные знания по многим аспектам первого глобального вооруженного конфликта, позволили дать новые оценки фактам, событиям и историческим деятелям той эпохи. Однако война 1914-1918 гг. в нашей стране не вызывает такого интереса общества и власти, как Вторая мировая и Великая Отечественная войны. Эта ситуация находит отражение в школьных учебниках зарубежной истории, которые, с одной стороны, отражают современные научные взгляды на Первую мировую войну, а с другой -освещают ее историю гораздо более сжато, нежели события 1939-1945 гг. Один-два параграфа, отведенные в современных учебниках на изложение истории Первой мировой войны, как правило, занимают не более 10% от общего объема предназначенного для школьников материала.
Авторами современных учебников была проведена огромная работа по замене устаревшей советской интерпретации войны 1914-1918 гг. новой концепцией, соответствующей состоянию научных знаний и отвечающей запросам демократического общества и государства.
В Советском Союзе преподавание всеобщей истории осуществлялось по единым учебникам, не менявшимся в течение десятилетий. Например, учебник по Новой истории для 9-го класса под редакцией академика В. М. Хвостова впервые вышел в свет в 1962 г. и к 1983 г. выдержал уже 21 издание [1]. Новый учебник, изданный в годы перестройки, не только воспроизводил старую концепцию Первой мировой войны, но и заимствовал у своего предшественника большие фрагменты текста, часть визуального ряда и исторических документов [2]. Косметический характер изменений проявлялся в том, что половину источников по-прежнему составляли материалы социалистического и рабочего движения, а цитата из доклада Л. И. Брежнева «Пятьдесят лет великих побед социализма» [3] была заменена аналогичной по содержанию выдержкой из новой редакции Программы КПСС (1986 г.) [4].
Согласно официальному советскому взгляду, виновниками Первой мировой войны были империалисты всех стран, которые преследовали цели захвата чужих земель и использования законов военного времени «для решительного подавления рабочего и национально-освободительного движения». Война была «империалистической, захватнической, несправедливой» для всех стран-участниц, кроме Сербии, продолжавшей «многолетнюю борьбу за свою независимость и за освобождение южных славян от гнета Австро-Венгрии». Большевики во главе с В. И. Лениным «вели непримиримую борьбу» против социал-шовинистов, помогавших «империалистам натравливать трудящихся одной страны на трудящихся других стран», и социал-пацифистов, которые мешали перерастанию антивоенного движения в революционную борьбу. Первая мировая война стала «исходным пунктом общего кризиса капитализма», а Октябрьская революция ознаменовала коренной поворот в мировой истории, завершила эпоху Новой и открыла эпоху Новейшей истории человечества.
Над советскими школьными учебниками работали сильные авторские коллективы, в которые входили такие известные историки, как Л. И. Зубок, Л. Е. Кертман, И. М. Кривогуз, А. З. Манфред, А. А. Фурсенко. Стремясь сделать официальную концепцию убедительной, они тщательно отбирали фактический материал, понятия, персоналии, иллюстративный ряд, источники, продумывали вопросы к документам и авторскому нарративу. Первая мировая война представала перед школьниками в тесной связи с историей международного рабочего движения, деятельностью В. И. Ленина и российских большевиков. Событиям на фронтах и дипломатической истории отводилось не более половины учебного материала. Обезличивание истории военных действий и дипломатии 1914-1918 гг. компенсировалось множеством имен деятелей социалистического и национально-освободительного движения. В учебниках рассказывалось о К. Либкнехте, Р. Люксембург, Ю. Дебсе, Д. Благоеве, Г. Димитрове, Дж. Кон-ноли. С тех же позиций производился подбор текстовых и визуальных источников.
Принятый в 1992 г. закон Российской Федерации «Об образовании» провозгласил принципами государственной политики в области образования, в том числе, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, а также гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; свободу и плюрализм в образовании. С этих позиций подверглось переосмыслению и преподавание истории Первой мировой войны в школе.
Первую попытку по-новому представить школьникам историю войны 1914-1918 гг. предпринял А. А. Кредер, экспериментальный учебник которого был издан небольшим тиражом при поддержке фонда Сороса в 1994 г. [5] Вслед за ним вышли в свет учебники, подготовленные Л. Н. Алексашкиной [6], С. Н. Буриным [7], Н. В. Загладиным [8], а также авторскими коллективами под редакцией О. С. Сороко-Цюпы [9] и А. О. Чубарьяна [10]. Каждый из них выдержал по несколько изданий и использовался в течение ряда лет. Более того, авторы, продолжающие публиковать учебники и сейчас, включают в них значительные фрагменты текстов, впервые появившихся еще в 1990-е гг. Это позволяет утверждать, что постсоветская концепция преподавания истории Первой мировой войны в рамках школьного курса всеобщей истории в общих чертах сформировалась к началу XXI в.
Отказ от формационного подхода и замена его цивилизационным привели к новой трактовке исторического места войны 1914-1918 гг., ее характера, причин и последствий. Существенным изменениям подвергся предлагаемый школьникам исторический нарратив (события и факты, их интерпретации; персоналии), иным стал круг изучаемых исторических понятий, в учебники были включены новые текстовые и визуальные источники.
Пересмотр периодизации Новой и Новейшей истории привел к изменению трактовки исторического места Первой мировой войны. Только в учебнике А. Я. Юдовской, П. А. Баранова и Л. Н. Ванюшкиной, предназначенном для обучающихся по линейной системе, война 1914-1918 гг. была названа «рубежом, завершающим новую историю и открывающим новейшую». Авторы аргументировали свою позицию тем, что период с начала XIX в. до 1914 г. был временем утверждения и расцвета индустриальной цивилизации. Первая мировая война «явилась важной ступенью на пути перерастания капитализма свободной конкуренции в государственно-монополистический, ознаменовала переход к государственному регулированию экономики и социальных отношений» [11]. Незадолго до выхода в свет этого учебника в журнале «Новая и новейшая история» были проведены дискуссии о периодизации Новой и Новейшей истории и о новых подходах к изучению истории Первой мировой войны. Участники обсуждения не раз высказывали предложение считать рубежом эпох окончание Первой мировой войны. Зарубежные исследователи также датируют начало современной истории окончанием и реже - началом Великой войны [12], что находит отражение и в школьных учебниках, открывающих историю современной эпохи с 1914 [13] или 1918 г. [14]
В учебниках А. А. Кредера начало Новейшей истории датировано 1914 годом [15]. Однако преобладающим в российском школьном образовании стал другой подход, в соответствии с которым Новейшая история берет свое начало на рубеже XIX-XX вв. Его сторонники предлагают «определять грань между Новым и Новейшим временем не по дате одного события, а по совокупности явлений и процессов, свидетельствующих о качественных изменениях в разных сферах жизни общества». К ним относятся революция в науке, первый из мировых экономических кризисов, начало борьбы за передел мира и серия империалистических войн, а также первая волна освободительных революций [16]. Несмотря на то что все современные учебники Новейшей истории зарубежных стран хронологически охватывают весь XX в., во многих из них говорится, что именно Первая мировая война «завершила либеральную эпоху, начало которой восходит к Великой французской революции 1789 г.» [17], и открыла эпоху жесточайших войн, экономических потрясений и революций [18].
Отказавшись от советской трактовки характера Первой мировой войны, отечественные авторы не сразу выработали собственные оценки. Так, в экспериментальном учебнике А. А. Кредера не давалось оценок ни характеру войны, ни планам стран-участниц по послевоенному переустройству мира. Только в более поздние издания учебника была включена французская карикатура «Борьба вокруг восточного вопроса», позволявшая школьникам самостоятельно сделать вывод об экспансионистских намерениях России, Австро-Венгрии и Османской империи на Балканах [19]. Вскоре выяснилось, что оценка характера войны 1914-1918 гг. с точки зрения цивилизационного подхода весьма близка к советской классовой трактовке. Современные авторы единодушны в том, что Первая мировая война была империалистической, захватнической для всех стран-участниц [20], которые боролись за господство на европейском континенте, передел уже поделенного мира, перераспределение колоний, сфер влияния и вложения капиталов, за источники дешевого сырья и рынки сбыта своих товаров [21]. Главными виновниками войны «были империалистические круги всех стран, но непосредственными инициаторами являлись Австро-Венгрия и Германия» [22]. Эти оценки не распростра-
няются на Сербию и Бельгию, которые «вели войну прежде всего за восстановление своей независимости, хотя имели и некоторые другие интересы» [23]. Иногда как национально-освободительные трактуются и цели Люксембурга, оказавшегося одной из первых жертв «агрессии более сильного соседа» [24]. Высказывается также мнение о том, что «некоторые крупные по численности народы Европы, разделенные имперскими границами, надеялись своей борьбой в рядах союзников завоевать право на образование собственных национальных государств после окончания войны» [25]. Наконец, в учебниках встречаются формулировки, оставляющие открытым вопрос о характере войны со стороны некоторых малых стран Европы, «вынужденных логикой развития событий примкнуть к военно-политическим блокам (Сербия, Бельгия, Черногория, Болгария, Румыния, Греция)». Если «часть из них стремилась отстоять свою независимость и целостность (Сербия, Бельгия)», а «правительства других государств (Болгария, Румыния) преследовали цель использовать удобный момент для реализации планов увеличения территории и усиления влияния на ближайших соседей», то характер войны со стороны Черногории и Греции остается без какой-либо оценки [26].
Если в советских учебниках цитировалось высказывание В. И. Ленина о том, что рост вооружений и крайнее обострение борьбы за рынки в эпоху империалистической стадии развития капитализма «неизбежно должны были привести и привели» к войне [27], то современные российские авторы уверены, что Первой мировой войны можно было избежать. «Ни одна из сторон не желала такого исхода событий, - говорится в учебнике А. А. Кредера. -На каждом из этапов этого последовательного втягивания в войну ее можно было предотвратить. Но в представлении участников этой начавшейся драмы (Вильгельма II, Николая II, Франца Иосифа II. - А. Е.) величие его государства было большей ценностью, чем мир» [28].
Среди причин войны современные учебники называют появление вследствие неравномерности экономического развития «догоняющих» индустриальных стран, стремившихся к переделу мира и сфер влияния; гонку вооружений; германский милитаризм; военно-силовое мышление; амбиции монархов и государственных политиков; нарушение баланса сил в Европе; военные планы каждой из стран-участниц; обострение внутренних противоречий капиталистической системы [29]. Особое внимание при объяснении происхождения Первой мировой войны уделяется патриотизму. Констатируется, что «патриотический подъем, романтическое воодушевление войной, эмоциональное давление во всех странах в августе 1914 г. были беспрецедентными» [30], а «попытки пацифистов и некоторых социалистов высказаться против войны заглушались волной ура-патриотизма» [31]. Почти во всех учебниках приводятся подтверждающие факты, авторский текст нередко сопровождается воспоминаниями современников и фотоснимками патриотических демонстраций английских, немецких, французских добровольцев, спешащих на призывные участки, или новобранцев, с радостью направляющихся на фронт. Проявлениям национальных чувств часто дается положительная оценка, а понятие «национализм» приобретает сугубо позитивную коннотацию. Например, в учебнике А. А. Кредера говорится, что «большая часть воюющих государств были национальными, поэтому и патриотизм был окрашен в националистические тона. Начало войны вызвало мощный подъем патриотизма и национальных чувств, подчас принимавших необычные формы», такие как переименования российских городов с немецкими названиями и изменение фамилии британской королевской династии [32]. Гораздо реже встречаются суждения о том, что «национализм перерастал в шовинизм - стремление решить проблемы своей нации за счет других» [33].
Оценивая итоги Первой мировой войны, авторы российских учебников отмечают, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн стала великой катастрофой, величайшим бедствием в истории человечества. Она совершила переворот в сознании миллионов людей и потрясла основы старого миропорядка, вызвала к жизни массовое демократическое движение, но одновременно всколыхнула волну насилия, проявлениями которой стали революции, фашизм и нацизм. Война не разрешила глобальных противоречий, а породила новые катаклизмы [34].
Небольшое количество времени, отведенное на изучение Первой мировой войны, вынуждает авторов учебников тщательно отбирать события и факты, включаемые в учебный макротекст. В перечень основных событий входят Сараевское убийство, втягивание в войну главных стран-участниц, битва на Марне, разгром русских армий в Восточной Пруссии, немецкое наступление на Восточном фронте в 1915 г., битвы под Верденом и на Сомме, Бруси-
ловский прорыв, вступление в войну США, Брестский мир, вторая битва на Марне, Компьен-ское перемирие. В отличие от советских учебников, современные книги для школьников уделяют мало внимания отношению к войне европейских социалистических партий, распаду II Интернационала, позиции В. И. Ленина и его сторонников. Ни один современный учебник не обходится без данных о количестве стран-участниц войны и численности их населения, а также совокупных людских потерь всех стран. Как правило, приводятся сведения о потерях сторон в крупнейших сражениях, нередко сообщается о количестве мобилизованных странами Четверного союза и Антанты, о первой немецкой газовой атаке и первом применении англичанами танков. Гораздо большее разнообразие обнаруживается в тех разделах текстов, где речь идет о динамике настроений населения, социально-экономическом и политическом положении в воюющих странах.
Изучая историю Первой мировой войны, российский школьник сталкивается с целым рядом понятий. Их количество разнится от учебника к учебнику и может превышать полтора десятка. Особенно часто авторы учебников оперируют такими понятиями, как блицкриг (молниеносная война), сепаратный мир (сепаратный договор), тотальная война, национализм, милитаризм, пацифизм, государственное регулирование (военно-государственно-корпоративный капитализм).
В российских учебниках преодолен крен в сторону руководителей рабочего и социалистического движения, характерный для советской школьной литературы. Современные авторы знакомят учащихся с историческими деятелями, сыгравшими заметную роль в Первой мировой войне. К ним относятся Франц Фердинанд, А. фон Шлиффен, А. А. Брусилов, Ф. Фош, Г. Принцип, Вильгельм II, В. Вильсон и П. фон Гинденбург. Наряду с ними в учебных текстах довольно часто встречаются имена В. И. Ленина, Николая II, К. Либкнехта, Э. Людендорфа, А. В. Самсонова, П. К. Ренненкампфа, Р. Пуанкаре, Франца Иосифа II. Выбор остальных действующих лиц определяется логикой изложения, избранной автором того или иного учебника, и объемом, отведенным в нем на освещение истории войны. В учебных книгах можно встретить упоминания о примерно семидесяти монархах, государственных и партийных деятелях, военачальниках, ученых и деятелях искусства. Обычно параграф или глава о Первой мировой войне содержит 10-15 имен.
Учебный материал по истории войны 1914-1918 гг. характеризуется большим разнообразием текстовых источников. Особенно часто авторы используют выдержки из текста Компьенского перемирия, мемуаров Д. Ллойд Джорджа о войне на истощение и об отказе Англии и Франции помочь России во время немецкого наступления 1915 г., мемуаров Р. Пуанкаре о патриотическом подъеме первых дней войны, газовой атаке на Ипре, новых методах ведения войны. Среди визуальных источников также встречаются такие, которым отдается предпочтение. Почти во все учебники включены фотоснимки, сделанные в день Сараевского убийства, или рисунок, изображающий покушение Гаврилы Принципа. Часто встречаются фотографии германского императора Вильгельма II, генералов Ф. Фоша, П. фон Гинденбурга, Э. Людендорфа. Проиллюстрированы патриотический подъем августа 1914 г., окопная война и разрушительная сила новых видов вооружения, труд женщин в экономике, образцы новейших вооружений (танки, реже - корабли, подводные лодки и самолеты), антивоенные митинги в тылу и братания солдат на фронтах. Положительной оценки заслуживает использование авторами плакатов, как правило, британских и американских, а в отдельных случаях - и карикатур. К сожалению, отнюдь не все учебники содержат вопросы к визуальным источникам, и их полноценное использование зависит от квалификации учителя и любознательности учащегося.
Итак, в школьных учебниках постсоветской России сформировалась концепция истории Первой мировой войны, соответствующая принципам государственной политики в области образования. Смена мировоззренческих ориентиров повлекла за собой новые трактовки исторического места войны 1914-1918 гг., ее характера, причин и последствий как в науке, так и в школьном преподавании. В школьных учебниках Первая мировая война рассматривается либо как рубеж, обозначивший переход от Новой к Новейшей истории, либо как эпохальное событие новейшего времени, коренным образом изменившее мир. Замена формационного подхода цивилизационным не привела к изменению оценок характера войны - ее продолжают считать империалистической, захватнической, несправедливой. От прежней убежденности в неотвратимости войны современные авторы, напротив, решитель-
но отказались. В широком спектре причин мирового вооруженного конфликта большое значение придается национализму, охватившему как правящие круги, так и массы населения всех стран. Предлагаемый учащимся исторический нарратив охватывает основные события дипломатической истории, ход военных действий в 1914-1918 гг., изменения внутреннего положения в странах-участницах войны, динамику настроений в обществе. Наряду с образовательной учебный материал о Первой мировой войне выполняет и воспитательную функцию, формируя у школьников гуманистические убеждения, патриотизм, отрицательное отношение к войне как способу разрешения международных конфликтов.
Примечания
1. Новая история. Ч. II: учеб. для 9 кл. сред. шк. М., 1983.
2. Новая история, 1871-1917: учеб. для 10-го кл. сред. шк. М., 1989.
3. Новая история. Ч. II. С. 209.
4. Новая история, 1871-1917. С. 247.
5. Кредер А. А. Новейшая история: эксперимент. учеб. Ч. I. М., 1994.
6. Алексашкина Л. Н. Новейшая история. XX век: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учрежд. М., 1999.
7. Бурин С. Н. Новейшая история. XX век: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 2002.
8. Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: учеб. для школьников 9 кл. М., 2000.
9. Мир в XX веке: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. М., 1996.
10. Улунян А. А. Новейшая история зарубежных стран: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учрежд. М., 2000.
11. Юдовская А. Я. и др. Новая история, 1800-1918: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учрежд. М., 1998. С. 5, 302.
12. См.: Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М., 2004.
13. Geschichte und Geschehen. Geschichtliches Unterrichtswerk für die Sekundarstufe I. Thüringen. Leipzig, 1997.
14. Wir machen Geschichte. Bd. 4. Vom Ende des Ersten Weltkreiges bis zur Gegenwart. Frankfurt am Main, 1998.
15. Кредер А. А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997: учеб. для 9 кл. основной шк. М., 2003. С. 13.
16. Алексашкина Л. Н. Новейшая история: XX век - начало XXI века. 11 кл.: учеб. для общеобразо-ват. учрежд. М., 2005. С. 8.
17. Пленков О. Ю. Всеобщая история: 11 кл.: учеб. для общеобраз. учрежд. М., 2011. С. 52.
18. Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл: учеб. для общеобразоват. учрежд. М., 2011. С. 29; Волобуев О. В. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учрежд. М., 2012. С. 23.
19. Кредер А. А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997. С. 13.
20. Юдовская А. Я. и др. Указ. соч. С. 286.
21. Новейшая история зарубежных стран. XX век: пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразо-ват. учрежд. Ч. 1. М., 1998. С. 49.
22. Мир в XX веке. С. 71.
23. Алексашкина Л. Н. Новейшая история. XX век. С. 47.
24. Волобуев О. В. Указ. соч. С. 23.
25. Улунян А. А. Указ. соч. С. 58.
26. Сергеев Е. Ю. Указ. соч. С. 15.
27. Новая история. Ч. II. С. 187.
28. Кредер А. А. Новейшая история: эксперимент. учеб. С. 18.
29. Пленков О. Ю. Указ. соч. С. 28-29; Волобуев О. В. Указ. соч. С. 14; Сороко-Цюпа О. С. Мир в XX веке: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учрежд. М., 2004. С. 50, 57; Новейшая история зарубежных стран. XX век: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учеб. завед. М., 2000. С. 32; Шубин А. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. завед. М., 2000. С. 23.
30. Пленков О. Ю. Указ. соч. С. 29.
31. Алексашкина Л. Н. Новейшая история. XX век. С. 48.
32. Кредер А. А. Новейшая история: эксперимент. учеб. С. 29.
33. Шубин А. В. Указ. соч. С. 12.
34. Бурин С. Н. Указ. соч. С. 34; Мир в XX веке. С. 81; Улунян А. А. Указ. соч. С. 74; Пленков О. Ю. Указ. соч. С. 53-54.
Notes
1. Novaya istoriya - New history. Pt. II: textbook. for 9th grade of secondary school. Moscow. 1983.
2. Novaya istoriya - New history, 1871-1917: textbook. for the 10th grade of secondary school. Moscow.
1989.
3. Novaya istoriya - New story. Pt. II. P. 209.
4. Novaya istoriya - New story, 1871-1917. P. 247.
5. Kreder A. A. Noveyshaya istoriya: ehksperiment. ucheb. [Recent history: an experimentary textbook]. Pt. I. Moscow. 1994.
6. Aleksashkina L. N. Noveyshaya istoriya. XX vek: ucheb. dlya 9-go kl. obshcheobrazovat. uchrezhd [The latest history. XX century: textbook for the 9th grade of educational establishments]. Moscow. 1999.
7. Burin S. N. Noveyshaya istoriya. XX vek: ucheb. dlya 9 kl. obshcheobrazovat. ucheb. zavedeniy [The latest history. XX century: textbook for 9th grade of educational establishments]. Moscow. 2002.
8. Zagladin N. V. Noveyshaya istoriya zarubezhnykh stran. XX vek: ucheb. dlya shkol'nikov 9 kl. [The latest story history of foreign countries. XX century: textbook for students 9th grade of educational establishments] Moscow. 2000.
9. Mir v XX veke: ucheb. posobie dlya 10-11 kl. obshcheobrazovat. uchrezhd - World in the twentieth century: textbook for 10-11th grade of educational establishments. Moscow. 1996.
10. Ulunyan A. A. Noveyshaya istoriya zarubezhnykh stran: ucheb. dlya 11 kl. obshcheobrazovat uchrezhd [Contemporary history of foreign countries: textbook for 11th grade of educational establishments]. Moscow. 2000.
11. Yudowskaya A. Ya. and others. Novaya istoriya, 1800-1918: ucheb. dlya 8 kl. obshcheobrazovat. uchrezhd [New hisstory, 1800-1918: textbook for the 8th grade of educational establishments] Moscow. 1998. Pp. 5, 302.
12. See: Hobsbawm E. EHpokha kraynostey: Korotkiy dvadtsatyy vek (1914-1991) [The age of extremes: the Short twentieth century (1914-1991)]. Moscow. 2004.
13. Geschichte und Geschehen. Geschichtliches Unterrichtswerk für die Sekundarstufe I. Thüringen. Leipzig, 1997.
14. Wir machen Geschichte. Bd. 4. Vom Ende des Can Weltkreiges bis zur Gegenwart. Frankfurt am Main, 1998.
15. Kreder A. A. Noveyshaya istoriya zarubezhnykh stran. 1914-1997: ucheb. dlya 9 kl. osnovnoy shk [Contemporary history of foreign countries. 1914-1997: textbook for 9th grade of primary school]. Moscow. 2003. P. 13.
16. Aleksashkina L. N. . Noveyshaya istoriya: XX vek - nachalo XXI veka. 11 kl.: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhd. [Contemporary history: the twentieth century - the beginning of XXI century. 11th grade: textbook for educational establishments]. Moscow. 2005. P. 8.
17. Plenkov O. Y. Vseobshchaya istoriya: 11 kl.: ucheb. dlya obshcheobraz. uchrezhd [General history: 11th grade: textbook for educational establishments]. Moscow. 2011. P. 52.
18. Sergeev E. Y. Vseobshchaya istoriya. Noveyshaya istoriya. 9 kl: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhd. [General history. The latest history. 9th grade: textbook for educational establishments]. Moscow. 2011. P. 29; Volobuev O.V. [General history. The XX - beginning of XXI century. 11th grade. Basic level: textbook for educational establishments]. Moscow. 2012. P. 23.
19. Kreder A. A. Noveyshaya istoriya zarubezhnykh stran. 1914-1997 [Contemporary history of foreign countries. 1914-1997]. P. 13.
20. Yudowskaya A. Ya. and others. Op. cit. P. 286.
21. Noveyshaya istoriya zarubezhnykh stran. XX vek: posobie dlya uchashchikhsya 10-11 kl. obshcheobrazovat. uchrezhd - Contemporary history of foreign countries. XX century: a manual for students of 10-11th grade of educational establishments. Pt. 1. Moscow. 1998. P. 49.
22. Mir vXX veke - World in the twentieth century. P. 71.
23. Aleksashkina L. N. Noveyshaya istoriya. XX vek [The latest history. XX century]. P. 47.
24. Volobuev O. V. Op. cit. P. 23.
25. Ulunyan A. A. Op. cit. P. 58.
26. Sergeev, E. Y. Op. cit. P. 15.
27. New story. Pt. II. P. 187.
28. Kreder A. A. Noveyshaya istoriya: ehksperiment ucheb [The latest history: an experiment. textbook]. P. 18.
29. Plenkov O. Y. Op. cit. Pp. 28-29; Volobuev O.V. Op. cit. P. 14; Soroko-Cupa O. C. Mir v XX veke: ucheb. dlya 11 kl. obshcheobrazovat. uchrezhd [World in the twentieth century: textbook for 11th grade of educational establishments]. Moscow. 2004. Pp. 50, 57; Noveyshaya istoriya zarubezhnykh stran. XX vek: ucheb. dlya uchashchikhsya 11 kl. obshcheobrazovat. ucheb. zaved.- Contemporary history of foreign countries. XX century: textbook for students in 11th grade of educational establishments. Moscow. 2000. P. 32; Shubin A. V. Noveyshaya istoriya zarubezhnykh stran. XX vek: ucheb. dlya 9 kl. obshcheobrazovat. ucheb. zaved. [Contemporary history of foreign countries. XX century: textbook for 9th grade of educational establishments]. Moscow. 2000. P. 23.
30. Plenkov O. Y. Op. cit. P. 29.
31. Aleksashkina L. N. Noveyshaya istoriya. XX vek. [The latest history. XX century]. P. 48.
32. Kreder A. A. Noveyshaya istoriya: ehksperimen. ucheb. [The latest history: experimental textbook]. P. 29.
33. Shubin A. V. Op. cit. P. 12.
34. Burin S. N. Op. cit. P. 34; Mir v XX veke - World in the twentieth century. S. 81; Ulunyan A. A. Op. cit. P. 74; Plenkov O. Y. Op. cit. Pp. 53-54.