УДК 94 (430)
С. Г. Иконникова
Освещение истории нацистской Германии в российских школьных учебниках
Статья посвящена исследованию освещения истории Третьего рейха в современных российских школьных учебниках. Несмотря на все многообразие школьных учебников, в них представлен весьма сходный фактический материал. Начиная изложение с понятия «фашизм», авторы учебников отказываются от его марксистского определения, ограничиваются лишь этимологией слова. Напротив, довольно подробно раскрывается понятие тоталитаризма. При этом авторы избегают проводить параллели между гитлеровским и сталинским тоталитаризмом. В современных российских учебниках приводятся, главным образом, основные события политической истории Третьего рейха, причем акцент сделан на периоде становления режима гитлеровской диктатуры. Экономической и социальной истории Германии в 1933-1939 гг. уделяется меньше внимания. В отличие от немецких учебников, сконцентрированных на истории нацистского антисемитизма и Холокоста, в российском школьном курсе преследованию и уничтожению национал-социалистами европейских евреев не отводится значительного места. Круг персоналий, с которыми российские авторы знакомят школьников, весьма широк, хотя не всегда отличается продуманностью. Среди включенных в учебники визуальных источников преобладают портретные снимки, в то время как сюжетные фотографии, плакаты и карикатуры, имеющие больший образовательный потенциал, применяются авторами реже. Вопросы, которые ставятся перед учениками, ориентируют, в основном, на воспроизведение авторского нарратива, а не на развитие критического мышления.
Ключевые слова: фашизм, тоталитаризм, нацистская Германия, школьный учебник истории.
S. G. Ikonnikova
The treatment of the history of Nazi Germany in the Russian schoolbooks
This article is concerned with researching of treatment of history of the Third Reich in the modern Russian schoolbooks. The factual material represented in these textbooks is rather similar despite of all the variety of the schoolbooks. Beginning with expound of conception «fascism» the authors of the textbooks refuse its Marxist definition and confine themselves to the word etymology. On the contrary the concept of totalitarianism is articulated quite detailed. At that, the authors avoid to draw parallels between Hitler's and Stalin's totalitarianism. In the modern Russian schoolbooks principal developments of the political history of the Third Reich are chiefly described and the stress laid on the infancy of political regime of Hitler's dictatorship. Less attention is given to economical and social history of Germany in 1933-1939. In contradistinction from the German textbooks, which are focused on the history of Nazi anti-Semitism and the Holocaust, persecution and destruction of European Jewry by national socialists doesn't take a lot of place in the Russian schoolbooks. The circle of persons with whom Russian authors acquaint the schoolchildren is rather broad but at the same time it doesn't seem thought-out. Among the visual sources included in textbooks portrait photos are prevailed, while the scene photos, posters and caricatures possessing with huge educational potential rarely are used by the authors. Questions that pupils can be asked sensitize to the reproduction of the authors' narrative mainly but not to the development of critical thinking.
Key words: fascism, totalitarianism, Nazi Germany, history schoolbook.
Обучение истории, являющееся частью гражданского воспитания и образования, вызывает интерес российской общественности и привлекает пристальное внимание властей. Как правило, предметом дискуссий государства, общества и сообщества историков-профессионалов становятся проблемы прошлого нашего Отечества. Однако время от времени вызывают интерес и отдельные сюжеты зарубежной истории, к числу которых относится нацистское господство в Германии. День Победы Советского Союза над фашизмом за последнее десятилетие превратился в главный праздник современной России. В формировании представлений граждан РФ, особенно подрастающего поколения, о гитлеровском Рейхе
большую роль играют школьные учебники, отражающие социальный заказ власти, общества и современный уровень научных знаний.
В советской школьной литературе господствовала концепция фашизма, выдвинутая международным коммунистическим движением. Фашизм определялся как открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала [16, с. 41]. О гитлеровской Германии в учебниках давались скупые сведения в соответствии с официальным определением фашизма. Указывалось, что фашизм - это террор и насилие, идеология звериного шовинизма и расизма. Советские авто-
© Иконникова С. Г., 2014
ры видели главную причину прихода фашистов к власти в том, что германский рабочий класс был расколот идейно и организационно и не смог выступить организатором антифашистского фронта. К тому же огромную поддержку гитлеровцам оказала вся международная реакция. Империалисты США и других капиталистических государств видели в германском фашизме силу, способную сокрушить Советский Союз [12, с. 5863]. В действительности же, как указывают авторы учебников, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия не была ни национальной, ни социалистической, ни рабочей. Главари нацистов называли себя «национальными социалистами», чтобы облегчить насаждение антикоммунистических идей, национализма и шовинизма среди той части трудящихся и средних слоев, которая была разочарована в буржуазной демократии [13, с. 77-78].
В эпоху перестройки специалистам-историкам было предложено пересмотреть содержание образования с учетом гуманизации преподавания, ликвидации так называемых «белых пятен» в истории, отказа от классового подхода в освещении изучаемого материала. Модернизация школьного исторического образования в постсоветской России была связана с образовательной реформой 1990-1992 гг., основные положения которой нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В первое десятилетие новой российской государственности вопрос о целях школьного исторического образования почти не привлекал к себе внимания политического руководства. В государственных инстанциях преобладало мнение, что определение целей исторического образования должно осуществляться силами сообщества профессионалов без участия власти [4, с. 48]. Это позволило педагогам проявить творческую свободу, создало возможность выбора форм обучения, учебных пособий и образовательных программ. Одновременно в 1990-е гг. возросло и количество учебников.
В настоящее время приоритетами государственной образовательной политики являются восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования. Система образования должна быть направлена на формирование патриотичной, толерантной, мыслящей личности [8, с. 4-7].
В 1994 г. первую попытку предложить школьникам картину новейшей истории, основанную на новых методологических позициях,
предпринял А. А. Кредер. Его экспериментальный учебник новейшей истории охватывал период с 1914 г. до начала 1990-х гг. и предназначался для учащихся 9-10 классов [9, с. 2]. Позднее этот учебник в незначительно переработанном виде не раз переиздавался под названием «Новейшая история. XX век» и использовался в школьном преподавании полтора десятка лет. В позднейших вариантах учебника А. А. Кредера история гитлеровской Германии освещалась в параграфе «Мировой экономический кризис и фашизм» [10, с. 96].
Авторские учебники, выходившие из печати вслед за книгами А. А. Кредера, при всем их многообразии во многом воспроизводили тот же самый взгляд на историю нацистской Германии.
Объем, отведенный на Германию 1920-1930-х гг. в школьных учебниках истории, невелик. Как правило, он составляет от трех до одиннадцати страниц или 1-3 % от общего объема учебника. Это связано с тем, что одни авторы рассматривают гитлеровскую Германию вместе с фашистской Италией [1, с. 64-68], Испанией [19, с. 103-120] и милитаристской Японией [7, с. 131-144], другие - в контексте социально-политического и экономического развития ведущих государств мира 1920-30-х гг. [18, с. 49-65], а третьи выносят данный материал в отдельный параграф [21, с. 62-68]. При этом необходимо отметить, что ряд авторов, чьи учебники неоднократно переиздавались, материал по нацистской Германии могут как помесить в отдельный параграф, так и рассматривать совместно с другими странами.
Авторы многих учебников для 9-х классов начинают изложение материала с объяснения термина «фашизм», имеющего итальянское происхождение и означающего «пучок», «связка» [6, с. 46]. Школьникам сообщается, что итальянский диктатор Бенито Муссолини понимал под фашизмом как сплоченность своего политического движения, так и сплоченность всей нации. Например, А. А. Кредер дает следующее определение фашизму: «Фашизм - европейское по преимуществу политическое движение XX в. и особая специфическая форма государственного правления» [10, с. 89]. По сути дела авторы учебников избегают давать определение фашизма, хотя в 1995 г. А. А. Галкин рассмотрел несколько гипотез определения фашизма и представил его обобщенную характеристику, отражающую его идеологические и практически-политические установки [5, с. 6-16]. В 1997 г. стала широко доступной российским читателям
книга немецкого историка Э. Нольте, в которой он рассматривает германский национал-социализм как разновидность фашизма и видит причины его появления и развития в Германии в слабости либеральной традиции, в популярности и националистических, и социалистических ценностей одновременно [14].
Рассматривая идеологические основы тоталитаризма, предпосылки роста национализма, авторы отмечают, во-первых, что идеология национализма сама по себе не является тоталитарной, а во-вторых, что немецкий вариант фашизма отличали откровенный расизм и национализм [10, с. 90]. А. А. Кредер говорит о том, что национализм в Европе не был в новинку, он всегда был характерен для консервативных, правых политических сил. Но фашизм как политическое движение XX в. впитал в себя ряд новых черт, отличающих его от старого консерватизма. Фашисты выдвинули и попытались провести в жизнь не просто идею сильного государства, но государства тоталитарного, поглощающего общество. Отличало фашистов от старых консерваторов и преклонение перед насилием как средством решения любых проблем. На насилии они хотели построить будущий миропорядок, через него они шли к власти [9, с. 83].
Ряд авторов с различной степенью подробности приводят школьникам основные признаки тоталитаризма, выявленные Ханной Арендт [2] и не получившие в советское время доступа ни в науку, ни в образование. В современных учебниках указывается, что государство становится инструментом господства тоталитарной партии, структура партии и государства сливаются воедино. Численность государственного аппарата возрастает за счет партийных функционеров, из рядовых членов партии формируется механизм контроля над повседневной жизнью граждан. Идеология тоталитарной партии становится государственной, насаждается в обществе с помощью контроля над средствами массовой информации, жесткой цензуры. Правовые нормы корректируются с учетом текущих политических и идеологических задач. Всякая политическая оппозиция уничтожается, общественные организации, иные структуры гражданского общества либо распускаются, либо ставятся под контроль государства. Основные ресурсы, материальные, человеческие, интеллектуальные, направляются на достижение одной главной цели, считающейся высшей ценностью, характер которой определяется идеологией. Роль личности в условиях тота-
литаризма не сводится к соблюдению определенных правил поведения, повиновению режиму, от человека требуется постоянное служение высшей цели, вплоть до готовности к самопожертвованию во имя ее достижения. Особая роль отводится лидерам (вождям), поскольку считается, что в обществе существует лишь одна верная идеология, имеющая одного носителя (партию), ее лидер неизбежно обожествляется, становится воплощением высшей идеи, символом нации, прогресса [15, с. 74-75].
Предпосылки роста национализма в Германии авторы школьных учебников связывают с проигранной Первой мировой войной, тяжелыми условиями Версальского мирного договора, выплатами репараций и возникшим вследствие этих факторов тяжелым экономическим кризисом [19, с. 107-108].
Успехи нацистской партии на выборах 19301932 гг. объясняются в российских школьных учебниках углублением экономического кризиса, реваншистскими настроениями в обществе, поддержкой со стороны крупных предпринимателей, активностью самой партии, в том числе ораторскими способностями Адольфа Гитлера и эффективной пропагандой Йозефа Геббельса. Авторы учебников указывают и на социально-психологические особенности немецкого электората: вину за бедствия в стране немцы возлагали на республиканский режим и представлявшие его политические силы. Главными соперниками НСДАП были коммунисты и социал-демократы. Однако политика нацистов была более дальновидна, они обещали немцам избавление от бед и восстановление былого величия государства. При этом как коммунисты, так и социал-демократы недооценивали фашистскую опасность. Кроме того, обе партии со времен Ноябрьской революции были враждебно настроены друг к другу и не смогли выступить единым фронтом против НСДАП. Если в советских учебниках вина за раскол рабочего движения возлагалась на социал-демократов [12, с. 58], то современные авторы избегают рассмотрения этой сложной проблемы.
Современные российские учебники весьма сходны в плане подбора фактического материала, персоналий, терминов и ключевых проблем. Среди событий 1933-1939 гг. авторы учебников предпочитают с различной степенью подробности рассказывать о поджоге рейхстага, создании «штурмовых отрядов» (СА), охранных отрядов (СС), тайной политической полиции (гестапо), появлении концлагерей, антисемитской политике, назна-
чении А. Гитлера канцлером 30 января 1933 г., а после смерти президента Гинденбурга в 1934 г. и вождем нации - фюрером. Кроме того, учащиеся узнают об основных социально-экономических мероприятиях национал-социалистов: сокращении безработицы, снижении налогов, принятии четырехлетнего плана экономического развития; ликвидации профсоюзов и создании вместо них Германского трудового фронта. При этом в учебниках не приводятся факты, показывающие массовую поддержку мероприятий нацистского режима населением. Это формирует у школьников впечатление, что гитлеровское господство держалось только на терроре. В российских учебниках не рассказывается об антифашистском Сопротивлении, в то время как советским школьникам рассказывали о том, что подпольную борьбу с фашизмом возглавляла Коммунистическая партия Германии [13, с. 84-85].
Современные учебники отличает довольно большое количество упомянутых персоналий. Ни один учебник не обходится без имен фюрера и рейхсканцлера Гитлера, министра народного просвещения и пропаганды Геббельса, президента фон Гинденбурга. В зависимости от авторского замысла к ним могут добавляться премьер-министр Пруссии, создатель гестапо, уполномоченный по четырехлетнему плану и главнокомандующий ВВС Геринг [7, с. 140], рейхсфюрер СС Гиммлер [21, с. 64], глава нацистских штурмовых отрядов Рем [17, с. 181], генерал Люден-дорф [3, с. 66]. Ряд авторов дают краткую характеристику Адольфу Гитлеру [1, с. 67]. Ближайшие же соратники «фюрера» упоминаются лишь в связи с отдельными событиями или как главы тех или иных ведомств.
Информация о нацистском антисемитизме в одних учебниках сводится лишь к упоминанию Нюрнбергских законов 1935 г. и событий «Имперской хрустальной ночи» [7, с. 139]. Другие указывают на антисемитскую пропаганду с момента возникновения гитлеровской партии, Апрельский антисемитский бойкот 1933 г. и его последствия: увольнение евреев с государственной службы, запрет на профессию для врачей, преподавателей, офицеров, работников радио и печати, деятелей театра и кино, сельских хозяев [15, с. 78].
Визуальный ряд составляют, главным образом, фотодокументы, среди которых преобладают портретные снимки. В разных изданиях учебника А. А. Кредера находятся фотографии президента Гинденбурга и канцлера Гитлера, мальчика из гетто [10, с. 95]. Другие авторы тоже ограничи-
ваются двумя-тремя визуальными источниками [18, с. 57-58]. Наиболее распространенными являются портрет Гитлера, фотография «Президент Гинденбург и канцлер Гитлер. 1933 г.», горящий рейхстаг. Реже встречаются снимки, запечатлевшие вступление немецких войск в рейнскую демилитаризованную зону, Гитлера в окружении немецких монополистов, канцлера Гитлера и президента Гинденбурга на церемонии в Берлине в 1933 г., руководителей СДПГ в концлагере Ораниенбург, нацистский военный парад в день рождения Гитлера, военный парад в Нюрнберге, безработных начала 1930-х гг. [19, с. 110], факельное шествие нацистов через Бранденбург-ские ворота в Берлине 30 января 1933 г., сожжение запрещенных книг 1933 г., участники организации Гитлерюгенд [1, с. 79, 81-82], выступде-ние Гитлера на одном из митингов, его встречу со штурмовиками, марш Гитлерюгенда [21, с. 6364, 66], штурмовиков, призывающих к бойкоту еврейских магазинов [3, с. 70]. В учебник под редакцией А. М. Родригеса помещен портрет руководителя штурмовиков Э. Рема и шефа партийной канцелярии М. Бормана, хотя в тексте о нем даже не упоминается [17, с. 170]. Пренебрежение сюжетными фотографиями, плакатами и карикатурами снижает информативную ценность визуальных источников и сокращает возможности развития у учащихся аналитических навыков, поскольку к портретным снимкам вопросы в учебниках не ставятся.
Заслуживают отдельного рассмотрения вопросы, которые ставят перед учениками авторы учебников. По традиции среди них преобладают те, что ориентированы на запоминание и репродукцию. Среди немногочисленных развивающих вопросов встречаются следующие: Можно ли считать НСДАП социалистической партией? Почему Гитлера, в отличие от коммунистов, принято считать крайне правым, а не крайне левым политиком? [20, с. 46] На поддержку каких групп населения были рассчитаны социально-политические пункты нацистской партийной программы? [1, с. 67] Дает ли гарантию от варварства развитие образования и культуры? [15, с. 74]
Таким образом, несмотря на все многообразие школьных учебников, в них представлен весьма сходный фактический материал. Начиная изложение с понятия «фашизм», авторы учебников отказываются от его марксистского определения, ограничиваются лишь этимологией слова. Напротив, довольно подробно раскрывается понятие тоталитаризма. При этом авторы избегают
проводить параллели между гитлеровским и сталинским тоталитаризмом. В современных российских учебниках приводятся, главным образом, основные события политической истории Третьего рейха, причем акцент сделан на периоде становления режима гитлеровской диктатуры. Экономической и социальной истории Германии в 1933-1939 гг. уделяется меньше внимания. В отличие от немецких учебников, сконцентрированных на истории нацистского антисемитизма и Холокоста, в российском школьном курсе преследование и уничтожение национал-социалистами европейских евреев не занимает большого места. Круг персоналий, с которыми российские авторы знакомят школьников, весьма широк, хотя не всегда отличается продуманностью. Среди включенных в учебники визуальных источников преобладают портретные снимки, в то время как сюжетные фотографии, плакаты и карикатуры, имеющие больший образовательный потенциал, применяются авторами реже. Вопросы, которые ставятся перед учениками, ориентируют, в основном, на воспроизведение авторского нарратива, а не на развитие критического мышления.
Библиографический список
1. Алексашкина, Л. Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 9 класс [Текст] : учеб. для общеобразо-ват. учреждений / Л. Н. Алексашкина. - 12 изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2012. - 295 с.
2. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма [Текст] / пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д. Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А., Л. А. Седова ; послесл. Ю. Н. Давыдова ; под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. - М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.
3. Волобуев, О. В. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 223 с.
4. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Материалы курса «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика». Лекции 1-4 [Текст]. - М.: Первое сентября, 2006. - 84 с.
5. Галкин, А. А. О фашизме - его сущности, корнях, признаках и формах проявления [Текст] // Полис (Политические исследования). - 1995. - № 2. - С. 6-16.
6. Загладин, Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век [Текст] : учебник для школьников 9 класса. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 1999. - 352 с.
7. Загладин, Н. В. История России и мира в XX в. 11 класс. [Текст]. - 5-е изд. - М.: Русское слово, 2006. -480 с.
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] // Академия образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
9. Кредер, А. А. Новейшая история. Экспериментальный учебник. Ч. I [Текст]. - М.: Интерпракс, 1994. - 208 с.
10. Кредер, А. А. Новейшая история XX в. [Текст] : учебник для основной школы. - 2-е изд., переработ. и доп. / А. А. Кредер. - М.: ЦГО, 1996. - 320 с.
11. Кредер, А. А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997 [Текст] : учебник для 9 класса основной школы. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: ЦГО, 2003. -432 с.
12. Кузьмичев, П. М. Новейшая история (19171939 гг.) [Текст] : учебник для девятого класса средней школы ; под ред. профессора В. К. Фураева. Издание пятнадцатое. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
13. Манусевич, А. Я. Новейшая история 1917-1939 [Текст] : учеб. для 10 кл. сред. шк. ; под ред. В. К. Фу-раева. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
14. Нольте, Э. Фашизм в его эпохе [Текст]. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 560 с.
15. Пленков, О. Ю. Всеобщая история : 11 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О. Ю. Пленков, Т. П. Андреевская, С. В. Шевченко ; под общ. ред. Академика РАН В. С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 336 с.
16. Резолюции VII Всемирного конгресса Коминтерна [Текст] / VII Всемирный конгресс Ком. Интернационала [Симферополь]: Гос. изд-во Крым, АССР, 1935. - 68 с.
17. Родригес, А. М. Новейшая история зарубежных стран. XX век [Текст] : пособие для учащихся 1011 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. А. М. Родригеса: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - Ч. 1 (1900-1945). - 448 с.
18. Сергеев, Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Ю. Сергеев ; под ред. А. О. Чубарья-на. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 239 с.
19. Сороко-Цюпа, О. С. Новейшая история зарубежных стран, XX- начало XXI века [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 304 с.
20. Хейфец, В. Л. Всеобщая история : 9 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Л. Хейфец, Д. С. Хейфец, К. М. Севе-ринов ; под общ. ред. Академика РАН В. С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 304 с.
21. Шубин, А. В. Новейшая история 9 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ОАО «Московские учебники», 2010. - 251 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Aleksashkina, L. N. Vseobshhaja istorija. XX - na-chalo XXI veka. 9 klass [Tekst] : ucheb. dlja obshheobra-zovat. uchrezhdenij / L. N. Aleksashkina. - 12 izd., ispr. i dop. - M.: Mnemozina, 2012. - 295 s.
2. Arendt, H. Istoki totalitarizma [Tekst] / per. s angl. I. V. Borisovoj, Ju. A. Kimeleva, A. D. Kovaleva, Ju. B. Mishkenene, L. A., L. A. Sedova ; poslesl. Ju. N. Davydova ; pod red. M. S. Kovalevoj, D. M. Nos-ova. - M.: CentrKom, 1996. - 672 s.
3. Volobuev, O. V. Vseobshhaja istorija. XX - nachalo XXI veka. 11 klass. Bazovyj uroven' [Tekst] : ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij / O. V. Volobuev, M. V. Ponomarev, V. A. Rogozhkin. - 2-e izd., stereotip. -M.: Drofa, 2012. - 223 s.
4. Vjazemskij, E. E., Strelova, O. Ju. Materialy kursa «Kak prepodavat' istoriju v sovremennoj shkole: teorija i metodika». Lekcii 1-4 [Tekst]. - M.: Pervoe sentjabrja, 2006. - 84 s.
5. Galkin, A. A. O fashizme - ego sushhnosti, kornjah, priznakah i formah projavlenija [Tekst] // Polis (Politiches-kie issledovanija). - 1995. - № 2. - S. 6-16.
6. Zagladin, N. V. Novejshaja istorija zarubezhnyh stran. XX vek [Tekst] : uchebnik dlja shkol'nikov 9 klas-sa. - M.: OOO «Torgovo-izdatel'skij dom «Russkoe slo-vo - PC», 1999. - 352 s.
7. Zagladin, N. V. Istorija Rossii i mira v XX v. 11 klass. [Tekst]. - 5-e izd. - M.: Russkoe slovo, 2006. - 480 s.
8. Koncepcija federal'nyh gosudarstvennyh obra-zovatel'nyh standartov obshhego obrazovanija: proekt [Tekst] // Akademija obrazovanija ; pod red. A. M. Konda-kova, A. A. Kuznecova. - M.: Prosveshhenie, 2008. - 39 s.
9. Kreder, A. A. Novejshaja istorija. Jeksperimental'nyj uchebnik. Ch. I [Tekst]. - M.: Interpraks, 1994. - 208 s.
10. Kreder, A. A. Novejshaja istorija XX v. [Tekst] : uchebnik dlja osnovnoj shkoly. - 2-e izd., pererabot. i dop. / A. A. Kreder. - M.: CGO, 1996. - 320 s.
11. Kreder, A. A. Novejshaja istorija zarubezhnyh stran. 1914-1997 [Tekst] : uchebnik dlja 9 klassa osnovnoj shkoly. - 2-e izd., dop. i isprav. - M.: CGO, 2003. - 432 s.
12. Kuz'michev, P. M. Novejshaja istorija (1917-1939 gg.) [Tekst] : uchebnik dlja devjatogo klassa srednej shkoly ; pod red. professora V. K. Furaeva. Izdanie pjatnadca-toe. - M.: Prosveshhenie, 1985. - 128 s.
13. Manusevich, A. Ja. Novejshaja istorija 1917-1939 [Tekst] : ucheb. dlja 10 kl. sred. shk. ; pod red. V. K. Furaeva. - 3-e izd., pererab. i dop.. - M.: Prosveshhenie, 1991. - 143 s.
14. Nol'te, Je. Fashizm v ego jepohe [Tekst]. - Novosibirsk: Sibirskij hronograf, 2001. - 560 s.
15. Plenkov, O. Ju. Vseobshhaja istorija : 11 klass [Tekst] : uchebnik dlja uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / O. Ju. Plenkov, T. P. Andreevskaja, S. V. Shevchenko ; pod obshh. red. Akademika RAN V. S. Mjasnikova. - M.: Ventana-Graf, 2011. - 336 s.
16. Rezoljucii VII Vsemirnogo kongressa Kominterna [Tekst] / VII Vsemirnyj kongress Kom. Internacionala [Simferopol']: Gos. izd-vo Krym, ASSR, 1935. - 68 s.
17. Rodriges, A. M. Novejshaja istorija zarubezhnyh stran. XX vek [Tekst] : posobie dlja uchashhihsja 10-11 kl. obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. A. M. Rod-rigesa: v 2 ch. - M.: Gumanit. Izd. Centr VLADOS, 1998. - Ch. 1 (1900-1945). - 448 s.
18. Sergeev, E. Ju. Vseobshhaja istorija. Novejshaja istorija. 9 klass [Tekst] : ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij / E. Ju. Sergeev ; pod red. A. O. Chubar'jana. -4-e izd., dorab. - M.: Prosveshhenie, 2011. - 239 s.
19. Soroko-Cjupa, O. S. Novejshaja istorija zarubezhnyh stran, XX - nachalo XXI veka [Tekst] : ucheb. dlja 9 kl. obshheobrazovat. uchrezhdenij / O. S. Soroko-Cjupa, A. O. Soroko-Cjupa. - 7-e izd. - M.: Prosveshhenie, 2005. - 304 s.
20. Hejfec, V. L. Vseobshhaja istorija : 9 klass [Tekst] : uchebnik dlja uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / V. L. Hejfec, D. S. Hejfec, K. M. Severi-nov ; pod obshh. red. Akademika RAN V. S. Mjasnikova. -M.: Ventana-Graf, 2013. - 304 s.
21. Shubin, A. V. Novejshaja istorija 9 klass [Tekst] : ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij. - M.: OAO «Moskovskie uchebniki», 2010. - 251 s.