втом
Первая Летняя школа ВЦИОМ
С 9 по 21 июня ВЦИОМ провел первую Летнюю школу для сотрудников региональных отделений. Организация этого мероприятия стала возможной благодаря фонду Джона и Кэтрин Мак-Артуров, обеспечившему материальную поддержку школы. Пользуясь случаем, мы хотим еще раз выразить фонду свою благодарность.
В работе школы принимали участие более 50 человек из всех регионов России — от Калининграда до Владивостока. Параллельно читались два курса: качественные и количественные методы в социологии. Учебный процесс был организован так, чтобы за короткое время у слушателей школы была возможность "пробежаться" по всей цепочке проблем, связанных с организацией и проведением социологических исследований: выбором адекватных методов исследования, разработкой инструментария, планированием выборки, проведением полевых работ, обработкой данных, интерпретацией результатов.
Преподавателями школы были в основном сотрудники ВЦИОМ. Занятия по качественным методам продолжались две недели. Их вели сотрудники отдела качественных методов ВЦИОМ под руководством А.Г.Левинсона. В цикле количественных методов были прочитаны следующие лекции:
Медиа-исследования (С.В.Белокопытов)
Специфика проведения маркетинговых исследований (М.А.Полякова)
Маркетинговые исследования ВЦИОМ (Ю.А.Полетаев)
Принципы построения выборок (Майкл Свафорд)
Качество выборок, ошибки выборок (Е.В.Козаренко)
Методика организации и проведения полевых работ (Л.А.Дюк)
Подготовка интервьюеров, контроль за качеством собранных данных (Л.А.Дюк)
Обзор статистических методов обработки данных (А.О.Крыштановский)
Методика и техника интервьюирования (О.Н.Маслова)
Социально-экономические исследования ВЦИОМ (Л.А.Хахулина)
Исследования уровня жизни (М.Д.Красильникова)
Динамика общественного мнения в России — результаты исследований ВЦИОМ (Ю.А.Левада)
Теоретические аспекты интерпретации данных ВЦИОМ (Л.Д.Гудков)
В работе школы приняли участие и выступили с лекциями академик Т.И.Заславская, академик А.С.Аганбегян, профессор Теодор Шанин. Среди гостей школы, принимавших участие в дискуссии по обсуждаемым проблемам, были известные экономисты Альбина и Игорь Бирманы.
Мы полагаем, что слушатели летней школы смогут не только улучшить качество самостоятельных работ, но и провести серию семинаров по результатам обучения. Организация подобной школы, собирающейся регулярно (раз в два— три года) сможет стать необходимым звеном в становлении исследовательской инфраструктуры в России.
Лариса Косова