УДК 349
Перспективы юридической ответственности за незаконный оборот допинга
© В. В. Сараев *, 2009
Рассматриваются вопросы ответственности за незаконные действия по обороту средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг. Сформулированы выводы, в соответствии с которыми предлагается внесение комплекса изменений в КоАП РФ и УК РФ (установление административной ответственности за незаконные приобретения, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта, потребление без назначения врача, пропаганду либо незаконную рекламу указанных средств и методов, а также за нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для их изготовления). Незаконное приобретение, хранение, перевозку, пересылку, изготовление, переработку в целях сбыта, сбыт и контрабанду данных средств и методов автор относит к уголовно наказуемым деяниям.
Ключевые слова: допинговые средства, допинговые методы, спортивная дисквалификация, уголовная ответственность, административная ответственность.
О распространенности проблем с допингом в российском профессиональном спорте или с российскими спортсменами говорят известные скандалы, связанные с футболистом Е. Титовым, гимнастками А. Кабаевой и И. Чащиной, лыжницами
Н. Барановой-Масалкиной, Л. Лазутиной и О. Даниловой, хоккеистом С. Зиновьевым, лыжником С. Ширяевым *, легкоатлетками С. Черкасовой, Ю. Фоменко, Е. Соболевой, Т. Томашевой, О. Егоровой и др. 2, биатлонистами Д. Ярошенко, Е. Юрьевой, А. Ахатовой и др. 3 В свете скандала с биатлонистами Президент Международного союза биатлонистов (1Ви) А. Бессе-берг категорично заявил, что допинг является «системной проблемой российского спорта» 4.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 5 (далее — Федеральный закон о спорте) за использование запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов (далее — допинговые средства и (или) методы) применяется спортивная дисквалификация спортсмена. Статьей 26 данного Закона спортивная дисквалификация спортсмена отнесена к одному из видов спортивных санкций, применяемых Общероссийской спортивной федерацией в отношении спортсменов, использующих допинговые средства и (или) методы, и лиц, принуждающих спортсменов использовать эти средства и (или) методы 6. На основании ст. 27 Федерального закона о спорте сведения о спортив-
* Постоянный автор нашего журнала.
ной дисквалификации вносятся в спортивный паспорт 7. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 348.11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) («Дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом») спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев является дополнительным основанием прекращения трудового договора со спортсменом помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами 8.
В части срока и последствий спортивной дисквалификации интересна позиция Международного союза биатлонистов (1Ви) и Всемирного антидопингового агентства (ШАЭА) в том, что наказание спортсмену может быть смягчено, если спортсмен окажет «помощь в выявлении источника поступления допинга» 9.
Полагаем, что использование инструментов и возможностей Федерального закона о спорте, ТК РФ, новой редакции Всемирного антидопингового кодекса (ВАДК-2009) 10, локальных нормативных актов международных и российских федераций по видам спорта 11 для предупреждения и установления ответственности за нарушения в данной сфере 12 все равно не минует принципиальной постановки вопроса о необходимости административно- и (или) уголовно-правовой охраны оборота допинга в России 13. Административная и уголовная ответственность может быть введена законодателем одновре-
менно с учетом особенностей отраслевого соотношения.
Г. Н. Борзенков отмечает, что решение вопроса о соотношении уголовной и административной ответственности основывается на установлении различий между преступлением и административным проступком и выделяет два основных взгляда на эту проблему в юридической науке: 1) преступление отличается от административного правонарушения наличием признака общественной опасности; 2) преступление отличается от административного правонарушения степенью общественной опасности 14. Степень общественной опасности некоторые авторы относят к критериям 15 или к существенным отличиям 16. Подчеркивая сложность разграничения преступлений и административных правонарушений по материальному признаку, Г. Н. Борзенков допускает при правоприменении приоритетность формального подхода, который состоит в указании на противоправность деяния и его наказуемость, установленные соответствующим законом 17.
Автор предлагает введение ответственности как за допинг-проступок, так и за допинг-преступление с отличием по предмету и объективной стороне административного правонарушения и преступления, а именно отсутствия или наличия цели сбыта ««средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг» 18. Сбыт будет уголовно наказуемым деянием, т. е. преступлением, и это связано с его большей степенью общественной опасности.
Сходство составов допинг-проступка и допинг-преступления не представляет собой основания для отказа законодателя от придания данным деяниям характера правонарушений и противоправности и заключается в следующем:
— объект — здоровье населения;
— объективная сторона — незаконный оборот средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг;
— субъект — гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства и иностранный гражданин, достигший 16-летнего возраста;
— субъективная сторона — прямой умысел.
В силу изложенного предлагаем:
1) дополнить диспозицию ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ 19) и изложить ее в следующей редакции:
«Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркоти-
ческих средств, психотропных веществ или их аналогов, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, —
влекут наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, средства (субстанции) и (или) методы, запрещенные к применению в спорте как допинг, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение»;
2) дополнить главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) 20 статьей 2341 «Незаконный оборот средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг» в следующей редакции:
«Статья 2341. Незаконный оборот средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг
1. Незаконное приобретение, хранение, перевозка или пересылка, изготовление, переработка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт 21 средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, -
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет»;
3) дополнить диспозицию ст. 6.9 КоАП РФ, изложив ее таким образом:
«Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, без назначения врача
Потребление наркотических средств или психотропных веществ, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ»;
4) дополнить диспозицию ст. 6.13 КоАП РФ, изменив ее редакцию:
«Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг
Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудова-
ния, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой.
Примечание. Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг»;
5) дополнить диспозицию ст. 6.15 КоАП РФ, изложив ее в следующем виде:
Статья 6.15. Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг
Нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, или без таковой»;
6) изменить ст. 188 УК РФ «Контрабанда», дополнив диспозицию ч. 2 и изложив ее таким образом:
«2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ,
средств (субстанций), запрещенных к применению в спорте как допинг, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной
военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием...» 22.
1 См.: Ширяев дисквалифицирован на два года // Спорт-экспресс. — 2007. — 7 марта.
2 См.: IAAF будет просить для россиянок четыре года дисквалификации // Там же. — 2008. — 28 нояб.
3 См.: «Комсомолка» назвала имена наших биатлонистов, подозреваемых в приеме допинга // NEWSru.com. — 2009. — 4 февр.
4 Президент Международного союза биатлонистов (1Ви) Андерс Бессеберг: Допинг — системная проблема российского спорта // Советский спорт. — 2009. — 2 марта.
5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 50. — Ст. 6242.
6 Там же.
7 Там же.
8 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. I). — Ст. 3.
9 Президент Международного союза биатлонистов (1Ви) Андерс Бессеберг: Допинг — системная проблема российского спорта // Советский спорт.
10 См. подробнее: Челли Алессандро Л., Валлони Люсьен В., Пенцов Д. А. Санкции за нарушение антидопинговых правил в новой версии Всемирного антидопингового кодекса // Закон. — 2008. — № 8. — С. 235-249.
11 Например, в футболе, биатлоне, конькобежном спорте, тяжелой и легкой атлетике. Континентальная хоккейная лига в свой первый хоккейный сезон уже в ноябре 2008 г. создала Медицинский центр и заключила договор о сотрудничестве в борьбе с допингом с РУСАДА (ЯШАПА).
12 См., напр.: Позиция УЕФА по 10-ти аспектам политики Европейского союза//Индустрия футбола. — 2006. — № 4. — С. 3.
13 См. об этом: Сараев В. В. О необходимости уголовноправовой охраны оборота допинга // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2008. — № 4.
14 См.: Борзенков Г. Н. Административная и уголовная ответственность: проблемы соотношения // Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф., посвященной 250-летию образования Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова и состоявшейся на юрид. факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 27-28 мая 2004 г. — М.: ЛексЭст, 2005. — С. 74-78.
15 См., напр.: Тяжкова И. М. Критерии разграничения уголовной и административной ответственности // Там же. — С. 594-597; Грачева Ю. В. Критерии отграничения преступлений от административных правонарушений // Там же. — С. 138-141.
16 См.: Иванов А. А., Иванов В. П. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и порядок, 2006. — С. 45.
17 См.: Борзенков Г. Н. Указ. соч.
18 Определение «средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг» может приниматься как предварительное и является предметом отдельной научной дискуссии.
19 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. I). — Ст. 1.
20 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Там же. — 1996. — № 25. — Ст. 2955.
21 При определении понятия «незаконный сбыт» средств (субстанций) и (или) методов, запрещенных к применению в спорте как допинг, может быть использован подход, предусмотренный разъяснением по сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (см.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2006. — № 8).
22 Все указанные предложения по законопроектам 24 декабря 2008 г. и 16 марта 2009 г. направлены автором в Комиссию по спортивному праву Ассоциации юристов России, рассмотрены и включены в состав юридического заключения к законопроектам для Государственной Думы Российской Федерации.