О необходимости уголовно-правовой охраны оборота допинга
© в. в. сараев *, 2008
Наряду с использованием возможностей Всемирного антидопингового кодекса, нормативных актов международных и российских спортивных федераций для предупреждения и установления ответственности за нарушения в области оборота допинга требуется уголовно-правовая охрана оборота допинга в россии. В связи с этим формулируются предложения о внесении изменений в Уголовный кодекс рФ.
Ключевые слова: оборот допинга, уголовно-правовая охрана, криминализация, незаконный оборот препаратов (субстанций), запрещенных к применению в спорте как допинг.
В последнее время мнения ученых 1 и специалистов в области спорта о необходимости введения более действенных запретов в борьбе с допингом приобретает распространенный и всеобъемлющий характер. Известный спортивный эксперт Алессандро Донати считает, что общее число употребляющих допинг в мире составляет 15,5 млн человек. По его оценкам, 35-37% тех, кто использует допинг, это профессиональные спортсмены 2.
По нашему мнению, использование инструментов и возможностей предыдущей и новой редакций Всемирного антидопингового кодекса (ВАДК) 3, локальных нормативных актов международных и российских федераций по видам спорта (например, в футболе, хоккее, тяжелой и легкой атлетике) для предупреждения и установления ответственности за нарушения в данной сфере все равно не минует принципиальной постановки вопроса о необходимости уголовно-правовой охраны оборота допинга в России.
При этом для более полного описания своей позиции, хочется дать некоторые предварительные пояснения:
1. К категории допинга относятся как официально зарегистрированные средства и методы, которые назначаются и применяются легально при медицинском лечении болезней и травм, так и нелегальные, запрещенные к применению согласно списку Всемирного антидопингового агентства (WADA).
2. Приобретение, хранение, перевозка или пересылка допинговых средств и (или) методов охватываются общим понятием «оборот».
3. К сожалению, наукой еще не разработано единого стандартизированного понятия допинга, в связи с этим в настоящей статье мы объединяем такие термины, как: а) «допинговые средства и (или) методы», б) «запрещенные допинговые препараты», в) «допинговые препараты (субстанции)», в общее понятие «препараты (субстанции), запрещенные в спорте как допинг».
4. Уголовно-правовая охрана оборота допинга рассматривается здесь только в части правового регулирования соответствующих общественных отношений и принятия решения о криминализации или не криминализации деяний, связанных с оборотом допинга.
Целью криминализации служит создание целостной системы уголовно-правового запрета 4, «возможность закона быстро реагировать на ситуацию в стране, не допустив роста преступности, обеспечив стабильность в обществе и спокойствие граждан» 5. Если такого результата законодатель не добивается, то криминализацию следует считать неправильной.
Криминализация в области спорта становится жизненно необходимой, так как деятельность и ситуационное поведение отдельных субъектов в этой сфере бывает настолько общественно опасным 6, что справедливо и эффективно воздействовать на него, например, мерами административного, гражданского или спортивного законов невозможно 7.
Мы разделяем мнение специалистов, считающих необходимым проведение криминализации отношений, так или иначе связанных с оборотом допинга, в частности в спорте 8.
* В нашем журнале опубликовал статью «Спортивное право как комплексная отрасль права» (2005. — № 2).
При внесении соответствующих дополнений в части борьбы с допингом, уголовное законодательство России вошло бы в правовое пространство стран — членов ЕС, которым, в соответствии с п. 3.6 Заключения Первой конференции Европейского Союза 1999 г., принятого в Олимпии (Греция) по вопросам спорта, предложено внести соответствующие изменения в уголовное законодательство 9. Ранее к подобному призывал и Совет Европы Конвенцией против применения допинга от 16 ноября 1989 г., принятой в Страсбурге, где в п. 1 ст. 4 Стороны Конвенции обязались в зависимости от каждого конкретного случая принимать законы, ограничивающие доступность допинга (в частности положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу) 10.
Глава Всемирного антидопингового агентства Ричард Паунд в марте 2007 г. сообщил, что WADA подписало соглашение с Интерполом о тесном сотрудничестве в области борьбы с сетями по распространению допинга и призывает все государства мира активно включаться в этот процесс.
«„Верхушка“, которая занимается распространением запрещенных препаратов на международном уровне — включая «челноков» и членов окружения спортсменов, должна также привлекаться к ответственности, — заявил Ричард Паунд. — Хорошо организованные группы с отличной организацией зарабатывают на использовании допинга, практически не рискуя собственным положением. В борьбе с допингом это необходимо учитывать, нам нужно выйти за привычные рамки тестов, научных исследований и образовательных программ. Необходимо сотрудничество между исполнительными органами и антидопинговыми агентствами, которое поможет перекрыть источники спроса и предложения запрещенных препаратов» 11.
Уголовно-правовая охрана отношений в сфере спорта, в том числе профессионального, через криминализацию позволит защитить «страдающие отношения...» 12.
Полагаем, следует определить возможные четыре пути криминализации:
1. Криминализация потребления спортсменами допинга.
2. Криминализация преступного склонения (принуждения) спортсменов к использованию допинга 13.
3. Криминализация незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки без цели сбыта допинга.
4. Криминализация незаконного оборота допинга в целях сбыта.
Рассмотрим некоторые аспекты вышеуказанных путей криминализации:
1. Криминализация потребления спортсменами допинга является нецелесообразной и не отвечает духу уголовного закона, так как законодатель не определяет уголовной ответственности даже за потребление наркотических средств или психотропных веществ.
2. Попытка обозначить проблему и криминализировать склонение (принуждение) спортсменов к использованию допинга порождает ряд обстоятельств:
— преступное склонение (принуждение) спортсменов к использованию допинга на практике не имеет распространенного характера и, следовательно, не требует криминализации;
— использование допинга спортсменами, за редким исключением, носит умышленный характер, и спортсмен по существу входит в предварительный сговор с лицом, склоняющим (принуждающим) его к потреблению допинга;
— склонение (принуждение) сопряжено с необходимостью определения способов психического или физического воздействия на спортсмена, характеризующих объективную сторону состава преступления (например, как в ст. 179 УК РФ);
— лицами, склоняющими (принуждающими) спортсмена к потреблению допинга, являются врачи, тренеры и другие лица, использующие свое служебное положение (специальные субъекты преступления) 14.
Существенное препятствие для применения нормы — это отсутствие в УК РФ понятий «врач», «тренер», «лица, использующие свое служебное положение» (например, ст. 285 УК РФ дает понятие должностного лица).
3. Криминализация незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки без цели сбыта допинга отвечает требованиям времени, но, возможно, будет иметь трудности в определении крупного и особо крупного размера (например, как того требует примечание к ст. 228 УК РФ).
4. Криминализация незаконного оборота допинга в целях сбыта является наиболее актуальной, так как:
— преступное склонение (принуждение) спортсменов к использованию допинга является одной из форм сбыта;
— сбыт представляет базовую форму для всех других разновидностей незаконного оборота допинга;
— последствие сбыта приводит к склонению (вовлечению) к потреблению допинга.
В силу изложенного более важным считаем введение в уголовное законодательство новой уголовно-правовой нормы по признанию преступлением незаконного оборота допинга.
Статья 2341 Незаконный оборот препаратов (субстанций), запрещенных к применению в спорте как допинг
1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт препаратов (субстанций), запрещенных к применению в спорте как допинг, —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
Кроме этого, предлагаем изменить ст. 188 УК РФ «Контрабанда», дополнив диспозицию ч. 2 словами «препаратов, запрещенных к применению в спорте как допинг»:
«2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, препаратов, запрещенных к применению в спорте как допинг, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут
быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.».
1 См., напр.: Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 021100 «Юриспруденция» и 022300 «Физическая культура и спорт» / под ред. проф. П. В. Крашенинникова. — М., 2005. — С. 479-558.
2 Об этом см.: Богданов В. Губит спортсменов не пиво, а допинг // Рос. газета. — 2007. — 25 июля.
3 См. подробнее: Челли Алессандро Л., Валлони Люсьен В., Пенцов Д. А. Санкции за нарушение антидопинговых правил в новой версии Всемирного антидопингового кодекса // Закон. — 2008. — № 8. — С. 235-249.
4 См.: Лопашенко Н. А. Основы уголовно-
правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. — СПб., 2004. — 339 с.
5 Епифанова Е. В. Криминализация и декриминализация деяний // Рос. юстиция. — 2006. — № 5. — С. 26-27.
6 А. В. Наумов определяет общественную опасность в способности деяния «причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам)» (см.: Наумов А. В. Российское уголовное право: (Общая часть). — М., 1997. — С. 118).
7 Об аналогичной аргументации см.: Лопашенко Н. А. Указ. соч.
8 См.: Хроника: (Общественная палата РФ предложила ужесточить ответственность за применение допинга вплоть до уголовной, как это принято в ряде европейских стран, например в Италии) // Спорт-экспресс. — 2008. — 19 нояб.; Епифанова Е. В. России необходима концепция уголовно-правовой политики // Рос. юстиция. — 2008. — № 4. — С. 26-31.
9 Об этом см.: Ефремов В. С. Роль Институтов Евросоюза в определении основных направлений регулирования сферы физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. — 2005. — № 1. — С. 27-30.
10 См.: Спорт: экономика, право, управление. — 2005. — № 1. — С. 36-44.
11 Ричард Паунд также уточнил, что Международная антидопинговая конвенция ЮНЕСКО, вступившая в силу 1 февраля 2007 г., дает странам практический инструмент для приведения внутренней
политики по борьбе с сетями распространения допинга. 29 декабря 2006 г. к ней присоединилась Россия (см.: WADA подписало соглашение с Интерполом для борьбы с распространителями допинга // Советский спорт. — 2007. — 13 марта).
12 Горелов А. П. Уголовно-правовая охрана отношений в сфере предпринимательства // Российский следователь. — 2004. — № 6. — С. 4-6.
13 Об этом см.: Спирев М. В. Уголовно-правовые меры пресечения преступлений среди спортсменов // Спорт: экономика, право, управление. — 2008. — № 1. — С. 10-15.
14 См. подробнее: Тарасова Ю. В. Специальный субъект преступления как элемент основных составов преступлений // Рос. следователь. — 2007. — № 5. — С. 21-24.