Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности'

Перспективы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
599
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY / CIVIL PARTICIPATION / CIVIL ACTIVITY / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / POLICE / PUBLIC ORDER PROTECTION / ENSURING PUBLIC SAFETY / COMBATING CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорев Вячеслав Юрьевич, Яковлев Олег Владимирович

В статье рассматриваются функциональные свойства и характеристики институтов гражданского общества, которые необходимо учитывать полиции при организации привлечения граждан к охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности. Предлагаются наиболее перспективные формы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кокорев Вячеслав Юрьевич, Яковлев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of interaction between the police and civil society institutions in the sphere of protection of public order, public security and combating crime

The functional properties and characteristics of civil society institutions, which should be taken into account by the police when organizing the involvement of citizens in the protection of public order, ensuring public safety and combating crime, are considered. The most perspective forms of interaction of police with institutes of a civil society.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности»

Кокорев Вячеслав Юрьевич Яковлев Олег Владимирович

Перспективы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности

В статье рассматриваются функциональные свойства и характеристики институтов гражданского общества, которые необходимо учитывать полиции при организации привлечения граждан к охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности. Предлагаются наиболее перспективные формы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Ключевые слова: институты гражданского общества, гражданское участие, гражданская активность, органы внутренних дел, полиция, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, противодействие преступности.

Prospects of interaction between the police and civil society institutions in the sphere of protection of public order, public security and combating crime

The functional properties and characteristics of civil society institutions, which should be taken into account by the police when organizing the involvement of citizens in the protection of public order, ensuring public safety and combating crime, are considered. The most perspective forms of interaction of police with institutes of a civil society.

Key words: institutions of civil society, civil participation, civil activity, bodies of internal affairs, police, public order protection, ensuring public safety, combating crime.

Взаимодействие территориальных органов МВД России с общественными организациями правозащитной и правоохранительной направленности осуществляется в форме совместной разработки и реализации программ и отдельных мероприятий по привлечению граждан к охране правопорядка [1]. В регионах уже накоплен значительный положительный опыт в создании и формировании народных дружин, проведении широкой просветительской работы, направленной на привлечение граждан к участию в мероприятиях по охране правопорядка [2; 3].

Так, народные дружинники привлекаются к совместному с сотрудниками полиции патрулированию улиц и общественных мест, обеспечению безопасности дорожного движения, проведению индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними лицами, допускающими правонарушения.

Представители казачества принимают участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

На постоянной основе территориальные органы МВД России осуществляют сотрудничество с добровольческими поисковыми отрядами, созданными в 70 субъектах Российской Федерации и объединяющими свыше 15 тысяч человек. Главным направлением этого сотрудничества является поиск пропавших лиц, в первую очередь несовершеннолетних. В целях повышения результативности совместной работы с ними регулярно проводятся совещания, учебно-методические сборы с привлечением сотрудников МЧС и Минздрава России.

В то же время потенциал институтов гражданского общества в реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности используется не в полной мере.

Гражданское общество как универсальная практика самоорганизации и реализации прав и свобод различными социальными субъектами является неотъемлемой частью современной социально-экономической и политической жизни. В процессе сложных преобразований, происходящих в России, данный институт по-

15

степенно переходит к устойчивой форме организации общественной жизни и совместной деятельности людей. Наблюдается рост гражданской активности россиян и значительное увеличение количества тех, кто вовлечен в различные общественные инициативы, добровольческую и благотворительную деятельность.

По данным Фонда «Общественное мнение», за прошедшие 10 лет уровень гражданской активности в России вырос на 10%. Две трети граждан участвуют в решении общих проблем или занимаются благотворительностью. Не проявляют интереса к социально-политическим процессам 36% россиян [4; 5]. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, респонденты назвали следующие причины их участия в волонтерской деятельности: «возможность интересно проводить время, жить активной жизнью, чувствовать себя полезным»; «реализация себя и своих инициатив»; «получение дополнительных знаний, навыков, квалификаций»; «возможность решить общие проблемы - свои и других людей» [6].

Проявляясь как совокупность действий индивидов и социальных групп, гражданская активность направлена на реальное изменение и улучшение условий общественной жизни, формирование правовой культуры, обмен информацией, координацию межличностного и межгруппового взаимодействия в социальных процессах.

Следует отметить, что в современной России деятельность институтов гражданского общества приобретает государственно-политический характер. Представители политических партий, общественных объединений, профсоюзов и др. транслируют актуальные инициативы государству, ориентируют властные структуры на разработку и реализацию публичной политики, направленной на установление баланса общественных интересов, решение социально значимых проблем, в частности в правоохранительной сфере. При этом они используют различные формы, способы и средства организации и осуществления гражданского участия: форумы, съезды, собрания, сходы граждан, публичные слуша-нья; подписание петиций, открытые обращения к политическим и государственным должностным лицам; публичные высказывания на площадках общественных обсуждений и гражданских онлайн-приложений в Интернете, публикации в СМИ; голосования по отзыву депутата, опросы, общественную экспертизу и контроль; разработку и обсуждение политических, социально-экономических, культурных программ и проектов; мероприятия по благо-

устройству места жительства, волонтерство, благотворительность, просветительскую деятельность; митинги, демонстрации, флешмо-бы, забастовки, пикеты, бойкоты и др.

Таким образом, гражданское участие направлено на конструктивно-реформационное изменение качества общественной жизни, поддержание социального порядка, сохранение стабильности в социально-экономическом развитии. Однако в нем могут проявляться и протестные свойства, отражающие конфликтные аспекты, противоречия, дисфункции и напряжения, складывающиеся в системе взаимоотношений «государство - гражданское общество», «орган(ы) государственной власти и управления - институт(ы) гражданского общества».

Гражданское участие населения реализуется внутри и посредством структур гражданского общества. Сегодня наблюдается глубокая внутренняя сегментация его институтов, обусловленная противоречием интересов и разнообразием несовпадающих целей у их представителей. В связи с этим характерной чертой представительства институтов гражданского общества является плюрализм взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения, поведения и деятельности. Неслучайно в публичном пространстве и государственном регулировании доминирует мнение о том, что гражданское общество - это конгломерат общественных объединений, саморегулируемых организаций, независимых политических партий и СМИ, бизнес-ассоциаций, профсоюзов, творческих союзов, религиозных и других организаций, задачей которых является защита интересов определенных социальных групп, выражение их консолидированной точки зрения и доведение ее до органов законодательной и исполнительной власти. При этом основой гражданского общества признается совокупность некоммерческих организаций (далее - НКО) -от крупных корпоративных и частных благотворительных фондов до небольших НКО социальной направленности, работающих на муниципальном уровне (например, садоводческие товарищества, туристические общества, клубы спортивных болельщиков, приходские общины и т. д.).

В 2015-2016 гг. общее количество НКО в России оставалось неизменным. По данным Минюста России, в конце 2015 г. в реестр НКО входило около 226 тыс. организаций, а в декабре 2016 г. - около 227 тыс. Однако в 2018 г. количество НКО сократилось почти на 8 тыс. (219,1 тыс.) [7].

Официальная государственная статистика не позволяет определить долю реально дей-

16

ствующих организаций, а также неприменима для анализа конкретных направлений деятельности, финансового состояния и числа работников НКО. По данным ряда независимых исследований, только 15-25% зарегистрированных НКО продолжают осуществлять деятельность на постоянной основе [8], значительная часть НКО представляет собой небольшие организации (до пяти человек в штате) [9].

Представляется, что эффективное существование институтов гражданского общества возможно лишь во взаимодействии с органами государственной власти и управления, которое имеет крайне противоречивый характер. Это обусловлено в первую очередь разнонаправ-ленностью в целеполагании различных институтов гражданского общества, а также низкой эффективностью используемых государством форм и методов привлечения и поддержания гражданской активности. Об этом свидетельствуют результаты исследования механизма взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в России [10; 11]. Более того, несовпадение векторов гражданской активности и направлений деятельности органов внутренних дел, малый эффект от гражданского участия в правоохранительной сфере не только дезорганизуют работу по обеспечению безопасности населения страны, но и усиливают индивидуалистические настроения в обществе [12].

Следовательно, при организации взаимодействия полиции с институтами гражданского общества необходимо учитывать специфику их деятельности (религиозная, экономическая, политическая, правовая, научная, просветительская, художественная, правозащитная и др.). Таким образом, актуализируется совокупность всех имеющихся в гражданском обществе возможностей, т. е. потенциал его представителей как на федеральном, так и региональном уровнях [13].

Можно выделить следующие потенциальные направления привлечения граждан к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности:

1. Привлечение человеческого и общественного капитала, который может быть использован полицией.

Институты гражданского общества следует рассматривать как мобильный, адаптируемый механизм внедрения гражданских инициатив в процессы гражданского и социального участия в охране общественного порядка. Они организуют людей в группы и сообщества, которые способны влиять на формирование и реали-

зацию государственной политики в правоохранительной сфере, осуществлять мониторинг нарушений прав и свобод, предоставляют гражданам и их объединениям возможность совершенствования образа жизни посредством контроля за выполнением возложенных на полицию задач и функций.

Главным условием эффективности этой деятельности является сеть коммуникаций между органами внутренних дел и общественностью, основанная на доверии, открытости, обмене информацией и сотрудничестве, публичности разработки, принятия и реализации совместных решений.

2. Снижение общественно-политической и криминогенной напряженности в обществе путем активизации гражданского участия в социальном управлении, в том числе в правоохранительной деятельности.

Участие граждан в различных структурах и институтах гражданского общества, объединение индивидов в разные группы для совместного решения сложных вопросов, достижение консенсуса как внутри сообщества, так и в процессе диалога с органами государственной власти и управления, приводит к депривации социальных групп и общественных организаций. Как следствие, снижается уровень социальной, политической, межнациональной, межконфессиональной конфликтогенности в обществе, что позитивно сказывается на криминальной ситуации как в отдельно взятом регионе, так и в стране в целом.

3. Разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы [14; 15] и организации взаимодействия полиции с представителями гражданского общества.

Общественные формирования, особенно организации правозащитной и правоохранительной направленности, выступая с инициативами по расширению предметной области взаимодействия с органами внутренних дел, выражая мнение и привлекая внимание широкой общественности к отдельным вопросам несовершенства нормативно-правового регулирования процессов построения партнерской модели сотрудничества [16], тем самым инициируют законотворчество, способствуя его оптимизации. Таким образом, значимые, с точки зрения общественности, аспекты взаимодействия с полицией, не урегулированные либо недостаточно четко регламентируемые, с помощью институтов гражданского общества попадают в поле зрения органов государственной и муниципальной власти. Все это в перспективе приводит к совершенствованию права.

4. Посредничество институтов гражданского общества между целевыми аудиториями госу-

17

дарственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности и полицией.

Их посреднический потенциал обусловлен в первую очередь возможностью включенного наблюдения за происходящими трансформациями во взаимодействии населения с органами государственной власти и управления (поддержка, одобрение, приверженность, недовольство, неприязнь, апатия). Благодаря этому появляется возможность прогнозировать наиболее вероятную реакцию общественности на решения, принимаемые государственными органами, в частности органами внутренних дел.

Посредничество институтов гражданского общества между МВД России и гражданами проявляется в улучшении качества предоставляемых населению ведомственных услуг. При взаимодействии с органами государственной власти население все чаще использует информационные технологии и информационно-телекоммуникационные сети, что способствует опережающему росту запросов граждан на услуги [17; 18] по сравнению с возможностями их адекватного удовлетворения. Значимость представителей гражданского общества в этом процессе заключается в отзывчивости на запросы общества, в независимой оценке потребностей, интересов и возможностей государства и общества, а также в гибкости, новаторском подходе к поиску рациональных способов удовлетворения государством общественных запросов.

5. Гражданская активность и общественное участие в профилактике правонарушений и преступлений.

Потенциальные возможности институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений и преступлений особенно важны. Профилактические меры социально-культурного, воспитательного, духовно-нравственного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение предпосылок, причин и условий совершения правонарушений и преступлений могут быть достигнуты путем реализации таких гражданских инициатив, как изменение факторов, которые предрасполагают к противоправным деяниям, формирование «нулевой терпимости» общества к правонарушениям, виктимо-логическое просвещение, социальная адаптация людей, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и рода занятий и др.

Отметим, что к наиболее перспективным формам взаимодействия полиции с институ-

тами гражданского общества по привлечению граждан к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности следует отнести:

участие представителей МВД России в работе федеральных и региональных гражданских форумов (например, Общероссийский гражданский форум, Форум «Сообщество», Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» и др.) в целях поддержания наиболее эффективных практик и консолидации гражданской активности в правоохранительной сфере, формирования единого видения общероссийской и региональных повесток взаимодействия институтов гражданского общества и органов внутренних дел;

разработку и реализацию программ профессионализации НКО в целях повышения качества гражданских правоохранительных проектов;

оказание методической помощи общественным организациям правоохранительной направленности в подготовке заявок в Фонд президентских грантов;

инициирование и организационно-методическое сопровождение проведения совместно с представителями общественных формирований правоохранительной направленности профилактических рейдов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, в целях создания в обществе атмосферы нетерпимости к противоправному поведению на дорогах, информирования Госавтоинспекции о грубых нарушениях, допущенных водителями;

мобилизация и привлечение молодежных общественных организаций к проведению антинаркотических акций, направленных на формирование у подрастающего поколения психологического иммунитета к потреблению наркотиков;

мониторинг интернет-ресурсов [19; 20; 21], созданных для консолидации гражданского участия и развития сотрудничества между НКО, экспертиза гражданских инициатив правоохранительной направленности, организационная и методическая поддержка реализации общественных инициатив, направленных на решение проблем в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности.

Вышеизложенное актуализирует поиск новых путей привлечения и использования гражданской активности в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, создания благоприятных усло-

18

вий для поддержания процесса устойчивого и поступательного развития взаимодействия полиции с институтами гражданского общества,

совершенствования системы контактов и информационного взаимообмена, двустороннего и многостороннего сотрудничества между ними.

1. Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон от 2 апр. 2014 г. № 44-ФЗ. URL: http://consultant.ru

2. Мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества и обеспечение деятельности общественных советов при территориальных органах МВД России за 2015 год. URL: https://мвд.рф/upload/ site1/document_file/Monitoring_2015.pdf (дата обращения: 26.01.2018).

3. Обзор о результатах взаимодействия полиции с институтами гражданского общества по итогам 2016 года. URL: https:// мвд.рф/upload/site1/folder_page/008/854/507/ 0BZ0R_o_rezultatakh_vzaimodeystviya2016.pdf (дата обращения: 26.01.2018).

4. Гражданское общество в России: основные тенденции развития. URL: http:// fom.ru/TSennosti/13640 (дата обращения: 12.02.2018).

5. Без корысти // Рос. газ. 2017. 4 сентября. URL: https://rg.ru/2017/09/04/ socopros-uroven-grazhdanskoj-aktivnosti-v-rf-vyros-na-10.html (дата обращения: 12.02.2018).

6. Что вдохновляет волонтеров? // Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2017. № 3455. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116375 (дата обращения: 12.02.2018).

7. Информационный портал Минюста России. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. URL: http:// unro.minjust.ru/nkos.aspx (дата обращения: 15.11.2018).

8. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год. М., 2016.

9. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год. М., 2017.

10. Васильев С.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами России в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.

11. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.

12. Половинкин В.А. Социальный механизм взаимодействия полиции и институтов

1. On the participation of citizens in the protection of public order: feder. law d.d. Apr. 2, 2014 № 44-FL. URL: http://consultant.ru

2. Monitoring the interaction of the police with civil society institutions and ensuring the activity of public councils at the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2015. URL: https: //mvd.rf/upload/site1/document_file/ Monitoring_2015.pdf (date of access: 26.01.2018).

3. Review of the results of the interaction of the police with civil society institutions in 2016. URL: https://mvd.rf/upload/site1/folder_ page/008/854/507/0BZ0R_o_rezultatakh_ vzaimodeystviya2016.pdf (date of access: 26.01.2018).

4. Civil society in Russia: the main development trends. URL: http://fom.ru/TSennosti/13640 (date of access: 12.02.2018).

5. Without self-interest // Rus. newsp. 2017. Sept. 4. URL: https://rg.ru/2017/09/04/ socopros-uroven-grazhdanskoj-aktivnosti-v-rf-vyros-na-10. html (date of access: 12.02.2018).

6. What inspires volunteers? // Press release VTslOM. 2017. № 3455. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116375 (date of access: 12.02.2018).

7. Information portal of the Ministry of Justice of Russia. Information on registered non-profit organizations. URL: http://unro.minjust.ru/nkos. aspx (date of access: 15.11.2018).

8. Report on the state of civil society in the Russian Federation in 2016. Moscow, 2016.

9. Report on the state of civil society in the Russian Federation in 2017. Moscow, 2017.

10. Vasiliev S.A. Constitutional and legal foundations of interaction of public associations with the law enforcement bodies of Russia in the field of the protection of human and civil rights and freedoms: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2013.

11. Grib V. V. The interaction of public authorities and civil society institutions in the Russian Federation: diss. ... Dr of Law. Moscow, 2011.

12. Polovinkin V.A. The social mechanism of interaction between the police and civil society institutions: diss. ... Dr of Sociology. St. Petersburg, 2014.

13. Regional civil society: the dynamics of development / sci. ed. by V.A. Ilyin. Vologda, 2015.

19

гражданского общества: дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2014.

13. Региональное гражданское общество: динамика развития / под науч. рук. В. А. Ильина. Вологда, 2015.

14. Архив публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов МВД России. URL: https://мвд.рф/mvd/documents/ public (дата обращения: 26.01.2018).

15. Аналитический обзор (доклад) по комментариям, полученным в ходе общественного обсуждения проекта федерального закона «О полиции». URL: http://zakonoproekt2012. ru/#doc/police/10 (дата обращения: 26.01.2018).

16. Кудрин А.Л., Алексеева Л.М. Открытость информации о деятельности органов внутренних дел. М., 2015. URL: https:// openpolice.ru/media/ files/laws/ (дата обращения: 29.01.2018).

17. Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник. М, 2017.

18. Сведения о результатах мониторин-гов предоставления государственных услуг МВД России. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/ statistics/(дата обращения: 26.01.2018).

19. Российская общественная инициатива. URL: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 29.01.2018).

20. Единая информационная система «Добровольцы России». URL: https.Y/добровольцы-россии.рф/(дата обращения: 16.01.2018).

21. Теплица социальных технологий. URL: https://te-st.ru/(дата обращения: 26.01.2018).

14. Archive of public discussion of draft regulatory legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://mvd.rf/mvd/ documents/ public (date of access: 26.01.2018).

15. Analytical review (report) on the comments received during the public discussion of the draft federal law «On Police». URL: http:// zakonoproekt2012.ru/#doc/police/10 (date of access: 26.01.2018).

16. Kudrin A.L., Alekseeva L.M. Openness of information about the activities of the internal affairs bodies. Moscow, 2015. URL: https:// openpolice.ru/media/files/laws/ (date of access: 29.01.2018).

17. Information Society in the Russian Federation: a statistical compilation. Moscow, 2017.

18. Information about the results of monitoring the provision of public services of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https:/mvd. rf/Deljatelnost/statistics/ (date of access: 26.01.2018).

19. Russian public initiative. URL: https://www. roi.ru/ (date of access: 26.01.2018).

20. Unified information system «Volunteers of Russia». URL: https: // volunteers Russia.rf/ (date of access: 16.01.2018).

21. Greenhouse social technology. URL: https:// te-st.ru/ (date of access: 26.01.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кокорев Вячеслав Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник 3 отдела научно-исследовательского центра № 1 ВНИИ МВД России; e-mail: yrich1@ yandex.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яковлев Олег Владимирович, кандидат социологических наук, начальник отдела 3 научно-исследователького центра № 1 ВНИИ МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

V.Yu. Kokorev, Candidate of Sociology, Associate Professor, Leading Researcher of the 3 Department of Scientific Research Center № 1 of All-Russian Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

O.V. Yakovlev, Candidate of Sociology, Deputy Head of the 3 Department of Scientific Research Center № 1 of All-Russian Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: dos-bee@ yandex.ru

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.