Научная статья на тему 'Перспективы социально-экономического сотрудничества стран — членов ШОС в условиях глобализации'

Перспективы социально-экономического сотрудничества стран — членов ШОС в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SOCIAL AND ECONOMIC COOPERATION / GLOBALIZATION / THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулев Алишер Файзиевич

В статье рассматриваются основные направления социально-экономического сотрудничества стран — членов ШОС в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также транспортно-коммуникационного потенциала региона. На примере Республики Узбекистан рассмотрены приоритеты социально-экономического развития, такие как модернизация промышленности, повышение конкурентоспособности, увеличение объемов инвестиций, развитие транспортной системы, а также реализация проекта создания свободной индустриальной экономической зоны в контексте сотрудничества стран — членов ШОС. Автор показывает, что равноправное и взаимовыгодное партнерство в рамках ШОС по различным направлениям экономической кооперации должно развиваться, что на деле подтвердит ожидания, связанные с ее ролью в качестве ключевого элемента системы укрепления экономической безопасности и стабильности, гармонизации интеграционных процессов в регионе. Также в статье рассматриваются законодательные основы сотрудничества в рамках ШОС, например, Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, который закрепляет принципы государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ стран ШОС, мирного разрешения разногласий и споров, а также взаимного уважения к выбору пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом национальных особенностей каждого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of the social and economic cooperation among the SCO member states in condition of globalization

The paper discusses the main directions of the social and economic cooperation among SCO member states in trade, economic and investment spheres, and transport-communication potential of the region. On the example of The Republic of Uzbekistan, it is discussed the priorities of the social and economic development, such as the modernization of industry and competitiveness, the increase of investment, the development of the transport system, as well as the project of a free industrial economic zone in the context of the SCO member states. The author shows that the equal and mutually beneficial cooperation in the SCO framework in various areas of economic cooperation has to be developed, which in fact confirms the expectations of its role as a key element of strengthening of the economic security and stability, and the harmonization of the integration processes in the region. Also, the article examines the legal framework of cooperation in the SCO framework, such as the Treaty on the long-term friendship and cooperation of the Shanghai Cooperation Organization, which establishes the principles of sovereignty, territorial integrity and inviolability of the borders of the SCO countries, peaceful resolution of differences and disputes, as well as mutual respect for the choice of the path of political, economic, social and cultural development, according to national circumstances of each state.

Текст научной работы на тему «Перспективы социально-экономического сотрудничества стран — членов ШОС в условиях глобализации»

Участники конференции выявили, что членам ШОС также целесообразно обмениваться опытом регионального развития.

Таким образом, круглый стол, собравший представителей научного сообщества разных стран и предметных областей, позволил выработать междисциплинарный подход к анализу деятельности ШОС. Конференция выявила необходимость научно-образовательного обмена между странами Организации, выработки бизнесменами этих стран языковой и межкультур-ной компетенции. Научное сообщество признает, что ШОС помогает выработать решения по спорным межгосударственным вопросам

— социального, экономического, политичес-

кого характера. Странам ШОС выгодно обмениваться опытом управления экономикой. Важное место в становлении ШОС как интеграционного объединения занимает обустройство инфраструктуры. Вместе с тем ШОС во многом декларативна, и эта декларативность объясняется отсутствием четкой цели.

В сборнике представлены наиболее интересные работы наших коллег из стран — членов и наблюдателей ШОС, которые в полной мере отражают междисциплинарный характер дискуссии и весь спектр точек зрения на проблемы социального и экономического сотрудничества наших стран.

УДК 339.9

А. Ф. Расулев

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН - ЧЛЕНОВ ШОС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются основные направления социально-экономического сотрудничества стран — членов ШОС в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также транспортно-коммуникационного потенциала региона. На примере Республики Узбекистан рассмотрены приоритеты социально-экономического развития, такие как модернизация промышленности, повышение конкурентоспособности, увеличение объемов инвестиций, развитие транспортной системы, а также реализация проекта создания свободной индустриальной экономической зоны в контексте сотрудничества стран — членов ШОС. Автор показывает, что равноправное и взаимовыгодное партнерство в рамках ШОС по различным направлениям экономической кооперации должно развиваться, что на деле подтвердит ожидания, связанные с ее ролью в качестве ключевого элемента системы укрепления экономической безопасности и стабильности, гармонизации интеграционных процессов в регионе.

Также в статье рассматриваются законодательные основы сотрудничества в рамках ШОС, например, Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, который закрепляет принципы государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ стран ШОС, мирного разрешения разногласий и споров, а также взаимного уважения к выбору пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом национальных особенностей каждого государства.

Ключевые слова: социально-экономическое сотрудничество, глобализация, Шанхайская организация сотрудничества

Социально-экономическое сотрудничество признается странами — членами ШОС важным и перспективным направлением. Уже на первой встрече 14 сентября 2001 г. в г. Алма-Ата был

подписан Меморандум между правительствами государств — членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию

благоприятных условий в области торговли и инвестиций. В соответствии с меморандумом, был запущен механизм регулярных встреч министров государств — членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

Важным направлением деятельности ШОС является развитие сотрудничества в торговоэкономических и инвестиционных сферах, а также транспортно-коммуникационного потенциала региона. Меры по развитию кооперации в этих сферах отражены в Плане мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС, утвержденной 30 октября 2008 г. Советом глав правительств государств — членов ШОС. Он включает в себя 85 проектов и мероприятий. В частности, им предусмотрена реализация проектов по торговле и инвестициям, финансовоналоговой сфере, природопользование и охрана окружающей среды, таможенные процедуры, транспорт, наука и новые технологии, агропромышленный комплекс, информационные и телекоммуникационные технологии. В Плане отражены предложения в области применения технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия и др.

В рамках Организации сформированы правовые основы и организационные механизмы для развития экономического сотрудничества, о чем свидетельствуют свыше 30 крупных соглашений по сотрудничеству в экономике и инвестициях, подписанных к настоящему времени.

Узбекистан выступает за более активное использование и вовлечение ресурсов и рынков стран — наблюдателей ШОС во взаимовыгодное сотрудничество, которое будет способствовать обеспечению поступательного и устойчивого социально-экономического прогресса, решению вопросов занятости населения, роста уровня его жизни во всех государствах-членах. В этих целях республика принимает активное участие в дальнейшем развитии экономического сотрудничества в рамках ШОС. На сегодня на государства — члены ШОС приходится более 40% товарооборота Узбекистана.

В связи с необходимостью эффективного противостояния мировому финансово-экономическому кризису актуальной задачей становится повышение устойчивости стран ШОС к возникающим угрозам и рискам, а также усиление экономической составляющей деятельности

Организации. 14 октября 2009 г. Советом глав правительств государств — членов ШОС принята Совместная инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик государств

— членов ШОС.

Достижение конкурентоспособности и выход на мировые рынки могут быть обеспечены за счет последовательного углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, обеспечения опережающего развития новых высокотехнологичных производств, ускорения процессов модернизации и технического обновления действующих мощностей.

С этой целью в Узбекистане реализуется Программа «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011-2015 гг.», которая предусматривает реализацию свыше 500 крупных инвестиционных проектов в промышленности общей стоимостью около 50 млрд долл. США.

Ставится задача увеличить темпы роста объемов производства промышленной продукции не менее чем на 60%. Опережающее развитие получат такие отрасли, как машиностроение и автомобилестроение, химическая, пищевая, фармацевтическая промышленность, промышленность строительных материалов и др.

Важнейшими приоритетами для республики продолжают оставаться модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, ускоренное обновление ведущих отраслей экономики.

В соответствии с принятой Программой первоочередных мер по расширению производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции предусматривается реализовать за 2012-2016 гг. 270 инвестиционных проектов общей стоимостью 6,2 млрд долл. США, а также отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения производства.

В Узбекистане для инвесторов создан во многом беспрецедентно благоприятный инвестиционный климат, система льгот и преференций. Убедительным свидетельством этого является рост от года к году иностранных инвестиций в экономику республики. За счет прямых иностранных инвестиций намечено реализовать свыше 70 инвестиционных проектов во многих

отраслях экономики. Это, прежде всего, проекты по освоению месторождений Кандымской группы со строительством современного газоперерабатывающего завода, освоению месторождений Хаузак и Шады, проведению геолого-раз-ведочных работ на перспективных месторождениях углеводородного сырья, строительству комплекса по производству аммиака и карбамида в Навоийской области, строительству цементного завода в Республике Каракалпакстан, организации производства готовых тканей и швейных изделий в Ташкентской области, расширению системы коммуникаций, организации производства по выпуску готовых лекарственных препаратов.

Инвестиционное сотрудничество в рамках ШОС в основном осуществляется в рамках двусторонних договоренностей. В Узбекистане в настоящее время в республике функционируют 1273 предприятия с участием инвесторов из стран-участников, в том числе 246 предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. При МВЭСИТ Республики Узбекистан аккредитованы представительства 214 фирм и компаний государств — членов ШОС. В то же время на территории государств — членов ШОС созданы 519 предприятий при участии резидентов Узбекистана.

В дальнейшем развитии инвестиционного взаимодействия важную роль будут играть создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, проведение мероприятий по обучению, подготовке и повышению квалификации специалистов по вопросам торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, регулярное предоставление информации об изменениях нормативно-правовой базы в области инвестиций и др.

Вместе с тем, на наш взгляд, ШОС должна предпринимать больше усилий и практически вовлекать своих участников в совместную работу по реализации тех или иных экономических проектов, выступая единым целым, не подменяя участие в ней развитием только двусторонних связей. Экономические механизмы многостороннего сотрудничества, которые позволили бы формировать единое геостратегическое пространство региона, задействованы не в полную силу, в результате реальный экономический потенциал участников организации задействован не достаточно эффективно. В связи с этим актуальным представляется вопрос о страховании инвестиционных вложений. Эта система

должна строиться на комплексном взаимодействии страховых компаний, банков и государств ШОС. Покрытие коммерческих и имущественных рисков обеспечивают страховые компании и государство — в лице уполномоченных государственных банков. При росте региональных инвестиций актуальным станет образование единого агентства ШОС по защите инвестиций с участием уполномоченных государственных структур, банков и страховых компаний. Для координации и взаимодействия реализации инвестиционных проектов необходимо создать единую информационную систему по привлечению инвестиций в региональные инвестиционные проекты.

Для стран Центральной Азии особенно важно использование экономического потенциала ШОС для реализации проектов в транспортном секторе, поскольку данный регион благодаря благоприятному геополитическому расположению может стать связующим мостом между Европой и Восточной Азией. Это позволит не только увеличить доходы от роста объемов транзита через их территорию, но и органично интегрировать транспортный комплекс Центральной Азии в мировую транспортную систему. Несомненно, это приведет к снижению транспортной составляющей в стоимости продукции и услуг местных производителей и тем самым повысит их конкурентоспособность. Кроме того, реализация проектов в данной сфере позволит создать дополнительных рабочие места в системе транспорта и смежных с нею отраслях.

В настоящее время в Узбекистане реализуется Программа «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах» с общим объемом планируемых инвестиций 6935 млн долл. США. В соответствии с прогнозными параметрами планируется направить:

— на развитие автотранспортной системы — 3394 млн долл. США;

— железнодорожной транспортной системы

— 1594 млн долл. США;

— воздушного транспорта — 658,8 млн долл. США;

— системы телекоммуникаций и инженернокоммуникационной инфраструктуры — 1263 млн долл. США.

В рамках программы до 2016 г. намечается осуществить, в частности, строительство и ре-

конструкцию участков автомобильных дорог, входящих в состав узбекской национальной автомагистрали (2306 км), модернизацию железнодорожного пути (1030 км). Источниками ее финансирования планируются собственные средства предприятий, участвующих в проектах программы — 1304 млн сум, кредиты Фонда реконструкции и развития Узбекистана — 461,1 млн сум, иностранных инвестиций и кредитов — 3235 млн долл. США, госбюджета и целевых государственных фондов — 1934 млн долл. США.

Целями программы являются обеспечение опережающего роста отраслей производственной, транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры в тесной увязке с реализуемыми программами перспективного развития отраслей экономики и территорий страны и создание на этой основе новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения.

Документом определены основные приоритеты развития инфраструктуры и транспортного и коммуникационного строительства на ближайшую пятилетку:

— комплексное и опережающее развитие и строительство транспортных коммуникаций, современных телекоммуникационных систем и объектов инженерной инфраструктуры, на основе расширения объемов привлекаемых внешних и внутренних источников финансирования, современных технологий, обновления строительного и индустриального производственных комплексов;

— ускорение реализации проектов по созданию единой национальной автомобильной транспортной системы, надежно соединяющей все регионы страны, расширение строительства и реконструкции участков четырехполосных дорог в составе Узбекской национальной автомагистрали с обеспечением их современным покрытием, отвечающим международным стандартам;

— ускоренное развитие и модернизация железнодорожного транспорта, реконструкция железнодорожных путей, обустройство и запуск высокоскоростной железнодорожной линии Ташкент — Самарканд, электрификация участков дороги до Бухары и Карши, обновление подвижного состава современными высокопроизводительными локомотивами, грузовыми и пассажирскими вагонами;

— развитие и укрепление материально-технической базы авиационных перевозок за счет

кардинального обновления парка воздушных судов современными комфортабельными и экономичными самолетами ведущих производителей, организация их сервисного обслуживания, строительство и реконструкция аэропортов Ташкента и областных центров и на этой основе увеличение объемов грузовых перевозок, включая транзитные;

— модернизация и ускоренное развитие современных телекоммуникационных сетей и сооружений;

— совершенствование системы организации и управления транспортными перевозками, создание современной эффективной многоцелевой транспортно-транзитной инфраструктуры, отвечающей международным требованиям и стандартам, обеспечение сопряженности в оказании транспортных услуг разными видами транспорта — автомобильным, железнодорожным и авиационным;

— формирование новых транспортных коридоров, обеспечивающих кратчайшие выходы к международным транспортным коммуникациям и увеличение транзитных перевозок, расширение доступа к региональным и мировым рынкам, повышение эффективности использования экспортного потенциала и расширение рынков сбыта отечественной продукции;

— строительство и реконструкция объектов придорожной инфраструктуры и сервиса вдоль национальной автомагистрали и железнодорожных путей, создание для участников движения по автомобильным и железнодорожным магистралям условий, отвечающих международным стандартам;

— обеспечение своевременной закупки дополнительной современной дорожно-строительной техники для реконструкции и развития национальной автомагистрали, внедрение в дорожном строительстве современных строительных технологий, оборудования и качественных материалов.

Узбекистан практически полностью выполнил взятые на себя обязательства по реконструкции дороги Е-40 на своей территории. Кроме того, создаваемая Свободная индустриальная экономическая зона (СИЭЗ) в Навои находится в центре маршрута Е-40, имеет огромное значение как катализатор экономического роста не только для Узбекистана, но и для всего региона. Благодаря созданию СИЭЗ «Навои» многочисленные предприятия получат доступ к перво-

классному транспортному узлу и возможность стать поставщиками и потребителями продукции, производимой в СИЭЗ.

Интересной особенностью СИЭЗ в г. Навои является то, что она будет создаваться и развиваться одновременно в двух направлениях (в области грузовых перевозок и производстве), которые будут взаимно подкреплять и усиливать друг друга. Навоийская область располагает для развития обоих направлений исключительно благоприятными возможностями. Значение транспортного узла в СИЭЗ «Навои» для всех стран ШОС будет возрастать по мере осуществления новых инфраструктурных и транспортных проектов в регионе Центральной Азии. В свою очередь, ШОС может внести свой вклад в его развитие.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Узбекистан является сторонником реализации на пространстве ШОС инвестиционных программ строительства и модернизации автомобильных, железнодорожных и воздушных коммуникаций как внутригосударственного, так и трансграничного значения, а также создания современных логистических центров и хабов. Их осуществление будет способствовать развитию торгово-экономических отношений государств — членов ШОС со странами Евросоюза, Южной и Юго-Восточной Азии.

В целом равноправное и взаимовыгодное партнерство в рамках ШОС по различным на-

правлениям экономической кооперации должно развиваться, что на деле подтвердит ожидания, связанные с ее ролью в качестве ключевого элемента системы укрепления экономической безопасности и стабильности, гармонизации интеграционных процессов в регионе.

В сентябре 2012 г. Президент Узбекистана И. А. Каримов подписал закон «О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов Шанхайской организации сотрудничества». Договор предусматривает правовое оформление сложившихся в рамках ШОС отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права. По оценкам экспертов, данный документ отвечает национальным интересам народов государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, способствует делу мира и стабильности на пространстве ШОС, а также создает правовые основы объединения усилий для эффективного противостояния современным вызовам и угрозам безопасности. Договор также закрепляет принципы государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ стран ШОС, мирного разрешения разногласий и споров, а также взаимного уважения на выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом национальных особенностей каждого государства.

Список источников

1. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, 15.06.2001, г. Шанхай [Электронный документ]. URL: http://www.bc-sco.org/?level=26&lng=ru (дата обращения 23.11.12).

2. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 16.08.2007, г. Бишкек. [Электронный документ]. URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=04336&all=all (дата обращения 23.11.12).

3. Меморандум между правительствами государств — участников Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций от 14.09.2001. [Электронный документ]. URL: http://www.bestpravo.ru/ rossijskoje/er-praktika/f4n.htm (дата обращения 23.11.12).

4. Программа «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011-2015 гг.» от 15.12.2010 № ПП-1442 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2010. — № 50. — Ст. 472; — 2011. — № 50. — Ст. 512.

5. Программа «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах» от 21.12.2010 г. № ПП-1446 (Узбекистан) [Электронный документ]. URL: http://base.uzlaw.uz/show_doc. fwx?rgn=14782 Дата обращения 23.11.12

6. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС, от 30.10.2008 [Электронный документ]. URL: http://www.russia.org.cn/rus/2893/31292152.html Дата обращения 23.11.12

7. Хартия ШОС от 07.06.2002, г. Санкт-Петербург [Электронный документ]. URL: http://www.pavlodar.com/ zakon/?dok=02119&all=all Дата обращения 23.11.12

Информация об авторе

Расулев Алишер Файзиевич (Ташкент, Узбекистан) — доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики Республики Узбекистан (700060, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Боровая, 5; тел. (998-71)233-77-20; факс (998-71)233-14-78; e-mail: econ@usci.net).

A.F. Rasulev

Perspectives of the social and economic cooperation among the SCO member states in condition of

globalization

The paper discusses the main directions of the social and economic cooperation among SCO member states in trade, economic and investment spheres, and transport-communication potential of the region. On the example of The Republic of Uzbekistan, it is discussed the priorities of the social and economic development, such as the modernization of industry and competitiveness, the increase of investment, the development of the transport system, as well as the project of a free industrial economic zone in the context of the SCO member states. The author shows that the equal and mutually beneficial cooperation in the SCO framework in various areas of economic cooperation has to be developed, which in fact confirms the expectations of its role as a key element of strengthening of the economic security and stability, and the harmonization of the integration processes in the region.

Also, the article examines the legal framework of cooperation in the SCO framework, such as the Treaty on the long-term friendship and cooperation of the Shanghai Cooperation Organization, which establishes the principles of sovereignty, territorial integrity and inviolability of the borders of the SCO countries, peaceful resolution of differences and disputes, as well as mutual respect for the choice of the path of political, economic, social and cultural development, according to national circumstances of each state.

Keywords: social and economic cooperation, globalization, the Shanghai Cooperation Organization

References

1. Deklaratsiya o sozdanii Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva, 15.06.2001, g. Shankhay [Declaration on the Establishment of the Shanghai Cooperation Organization, June 15, 2001, Shanghai city]. Available at: http://www.bc-sco.org/?level=26&lng=ru (date of access: 23.11.12).

2. Dogovor o dolgosrochnom dobrososedstve, druzhbeisotrudnichestvegosudarstv-chlenovShankhayskoyorganizat-siiot16.08.2007, g. Bishkek [Treaty on Long-Term Good-Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Member States of the Shanghai Cooperation Organization, August 16, 2007, Bishkek city]. Available at:http://www.pavlodar.com/ zakon/?dok=04336&all=all (date of access: 23.11.12).

3. Memorandum mezhdu pravitelstvami gosudarstv — uchastnikov Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva ob osnovnykh tselyakh i napravleniyakh regionalnogo ekonomicheskogo sotrudnichestva i zapuske protsessa po sozdaniyu blagopriyatnykh us-loviy v oblasti torgovli i investitsiy ot 14.09.2001 [The Memorandum on the Main Objectives and Trends of the Regional Economic Cooperation and on the Creation of Favorable Conditions in the Commercial and Investment Spheres, September 14, 2001]. Available at: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/er-praktika/f4n.htm (date of access: 23.11.12).

4. Programma «O prioritetakh razvitiya promyshlennosti Uzbekistana v 2011-2015 gg.» ot 15.12.2010 № PP-1442 [Program «On the priorities of industrial development of the Republic of Uzbekistan in 2011-2015»]. (2010). Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan [Law collection of the Republic of Uzbekistan], 50, 472; 50, 512.

5. Programma «Ob uskorenii razvitiya infrastruktury, transportnogo i kommunikatsionnogo stroitelstva v 2011-2015 godakh»ot 21.12.2010 g. № PP-1446 (Uzbekistan) [The Program «On the acceleration of the development of infrastructure, transport and communications construction in 2011-2015», № PP-1446 form, December 21, 2010. Uzbekistan]. Available at: http://base. uzlaw.uz/show_doc.fwx?rgn=14782(date of access: 23.11.12).

6. Programma mnogostoronnego torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva ShOS, ot 30.10.2008 [Program of multilateral trade and economic cooperation of SCO, October 30, 2008].Available at: http://www.russia.org.cn/rus/2893/31292152.html(date of access: 23.11.12).

7. Khartiya ShOS ot 07.06.2002, g. Sankt Peterburg [Charter of the Shanghai Cooperation Organization, June 7, 2002, Saint Petersburg]. Available at: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=02119&all=all(date of access: 23.11.12).

Information about the author

Rasulev Alisher Fayzievich (Tashkent, Uzbekistan) — Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics of the Republic of Uzbekistan (700060, Republic of Uzbekistan, Tashkent, Borovayast., 5, tel: (998-71) 233-77-20, fax: (998-71) 233-14-78; e-mail: econ@usci.net).

УДК: 339.542.2

А. В. Харлов, Д. Ю. Ноженко

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье авторы подводят основные итоги двухлетнего функционирования Таможенного союза на территории Беларуси, Казахстана и России, которые сложно назвать впечатляющими в связи с последствиями мирового финансового кризиса и экономической нестабильности в Беларуси. Однако авторы подчеркнули, что пока рано делать поспешные заключения об эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.