Научная статья на тему 'Перспективы сохранения народного зодчества рт на примере создания этнографической деревни в Заказанье'

Перспективы сохранения народного зодчества рт на примере создания этнографической деревни в Заказанье Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ / ТАТАРСКАЯ УСАДЬБА / CULTURAL LANDSCAPE / RURAL TOURISM / ETHNOGRAPHIC VILLAGE / THE TATAR MANOR

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маркова М. И.

Тема, рассматриваемая в данной статье, посвящена проблеме сохранения архитектурно-культурного наследия Татарстана. Рассматриваются районы РТ, расположенные вблизи Казани, именуемые Заказаньем (тат. Казан арты), как наиболее привлекательные для создания и развития маршрутов сельского туризма. Предлагаются способы сохранения архитектурно-культурного наследия в виде создания этнографической деревни татарского народа под открытым небом. Рассматриваются несколько вариантов организации подобных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ARCHITECTURE OF R

The theme considered in given article is devoted to a preservation problem of architectural-cultural heritage of Tatarstan. Areas of republic of Tatarstan located near Kazan called Zakazanja considered as the most attractive to creation and development of routes of rural tourism. Ways of preservation of architectural-cultural heritage in the form of creation of a ethnographic village of the Tatar people in the open air are offered. Several variants of the organization of similar objects are considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы сохранения народного зодчества рт на примере создания этнографической деревни в Заказанье»

УДК 711.168

Маркова М.И. - аспирант

E-mail: mariamus@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА РТ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕРЕВНИ В ЗАКАЗАНЬЕ АННОТАЦИЯ

Тема, рассматриваемая в данной статье, посвящена проблеме сохранения архитектурнокультурного наследия Татарстана. Рассматриваются районы РТ, расположенные вблизи Казани, именуемые Заказаньем (тат. Казан арты), как наиболее привлекательные для создания и развития маршрутов сельского туризма. Предлагаются способы сохранения архитектурнокультурного наследия в виде создания этнографической деревни татарского народа под открытым небом. Рассматриваются несколько вариантов организации подобных объектов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурный ландшафт, сельский туризм, этнографическая деревня, татарская усадьба.

Markova M.I. - post-graduate student

Kazan State University of Architecture and Engineering NATIONAL ARCHITECTURE OF RТ PRESERVATION PROSPECTS ON THE EXAMPLE OF CREATION OF ETHNOGRAPHIC VILLAGE AREA OF KAZAN ABSTRACT

The theme considered in given article is devoted to a preservation problem of architectural-cultural heritage of Tatarstan. Areas of republic of Tatarstan located near Kazan called Zakazanja considered as the most attractive to creation and development of routes of rural tourism. Ways of preservation of architectural-cultural heritage in the form of creation of a ethnographic village of the Tatar people in the open air are offered. Several variants of the organization of similar objects are considered.

KEYWORDS: cultural landscape, rural tourism, ethnographic village, the Tatar manor.

Актуальность проблемы. Одной из составляющих историко-культурного наследия Среднего Поволжья являются старинные села и деревни. Их вклад в систему отношений с ландшафтами на протяжении XVIII-XX вв. ив формирование современного ландшафта, безусловно, значителен, но до сих пор всесторонне не исследован. В настоящее время деревянная архитектура Татарстана, как и в более широком смысле традиционная культура татарского народа, преимущественно крестьянская, находится на грани полного исчезновения. Поэтому возникает острая необходимость сохранить память о том, что уже исчезло. Иными словами, если не удается сберечь само культурное наследие, то нужно попытаться сохранить хотя бы память о нём. Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Прогрессирующе идет утрата национальных корней, которые в определенной степени являются духовным стержнем нации. «В современную жизнь внедряются такие идеи, как единая общечеловеческая культура, и это приводит к утрате национальных корней. Элементы национальной культуры уходят из повседневной жизни человека в музейно-фольклорную форму.

Также в значительной степени изменению историко-культурной среды способствуют пожары и целенаправленные разрушения: уничтожение построек для освобождения места под новое строительство - заводов, новых городов и т.д.» [1].

Цель данной работы определяется в освещении проблемы сохранения своеобразия исторических поселений Заказанья и предложении эффективного и перспективного использования данных территорий.

Исходя из вышеизложенного, задачи данной работы заключаются в выявлении туристско-рекреационного потенциала Заказанья РТ с указанием предложений по

эффективному использованию и сохранению этих территорий в виде организации этнографической деревни татарского народа Татарстана.

Проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов остаются актуальными на протяжении многих лет. С начала 1990-х годов в мире особое внимание уделяется культурным ландшафтам как особому типу наследия. Так, в Конвенции об охране всемирного и культурного наследия акцентируется внимание на том, что территория, обладающая, наряду с исключительными природными особенностями, памятниками архитектуры, истории и культуры, достойна включения в Список всемирного наследия как наиболее ценный для познавательных и образовательных целей объект.

Особенностью внешнего облика малых сел и деревень Татарстана, их силуэта и панорам является доминирующая роль многовековых деревьев и лесов, придающих им очарование и узнаваемые черты. Надо сказать, что при выборе места под строительство особое значение отводилось ландшафту местности. Архитектурные формы исторических сел и деревень являются неотъемлемой частью сельской местности. Соразмерные с элементами естественного ландшафта, ставшие привычными для многих поколений, они, в свою очередь, определяют индивидуальные и национальные черты конкретной местности. Наличие мечетей в структуре татарских деревень является важным фактором в системе сельского расселения, ставшим планировочной и объемно-пространственной доминантой композиции всего села. Однако в период урбанизации в сельском ландшафте начинают доминировать крупные горизонтальные и вертикальные объемы сельскохозяйственных зданий и сооружений. Эти изменения колоссально деформировали привычную органическую связь ландшафта и архитектуры и исказили привычный традиционный облик исторических татарских поселений. Типовые проекты застройки сел ни в коей мере не учитывали особенностей визуальных связей с культурным ландшафтом местности панорам и живописных видов поселений. «Таким образом, архитектура малых сел - это органичная архитектура, выражающаяся в слиянии природы и архитектурных форм. Поэтому все малые села должны рассматриваться как уникальные архитектурно-ландшафтные памятники национальной культуры, а проблема их сохранения должна заключаться в сохранении их основных черт» [2]. Архитектура сельского дома, безусловно, также изменилась в соответствии с современными потребностями человека.

Татарские усадьбы в свое время сформировали удивительный пласт культуры, который получил яркое отражение в национальном наследии. Например, байские дома в Заказанье: дома Г. Даутова (рис. 1) и Вали бая (рис. 2) в селе Большая Атня, а также дом Валиуллы Бакирова в селе Большие Менгеры Атнинского района РТ. Халитов Н.Х. описывает их так: «В основе композиции байских сельских домов лежит классицистический тип жилого дома с мезонином, трансформированный под влиянием местных традиций. Как считают некоторые исследователи, дома такого типа встречались только в Заказанье. Планировка заказанских домов отличалась от планировки казанских и опиралась на местные традиции крестьянского жилища, где излюбленным типом планировки был шестистенник с холодными сенями в центре» [3].

Рис. 1. Дом Г. Даутова в селе Большая Атня, Атнинский р-н РТ

Рис. 2. Дом Вали бая в селе Большая Атня, Атнинский р-н РТ

Безусловно, каждое поселение уникально и неповторимо. Описанные выше памятники архитектуры являются лишь небольшой иллюстрацией к раскрытию идеи богатого культурного наследия Заказанья. Изучением архитектурно-художественного наследия данных территорий занимались такие известные ученые, как Халитов Н.Х. [3], Валеев Ф.Х. [4, 5, 6], Айдаров С.С. [7], Худяков М.Г. [8], Валеева-Сулейманова Г.Ф., Айдарова Г.Н. [9], Надырова Х.Г. [10], Нугманова Г.С. [11], Аитов Р.Р., Бикчентаев А.Г., Червонная С.М., Дульский П.М. [12], Краснобаев И.В. и др. В данной работе не будем останавливаться на этом подробно.

В связи с этим важным сегодня является сохранение традиционных форм природопользования в исторически сложившихся границах, а также уклада и быта коренного населения как объектов культурного наследия народов Татарстана.

На базе некоторых сохранившихся объектов были созданы музеи-усадьбы. Однако подавляющее большинство старинных усадеб уже утрачено, либо находится в аварийном состоянии из-за невнимания к этим архитектурным и ландшафтным памятникам. Поэтому необходимо интенсивное развитие сети музеев-заповедников с использованием значительного разнообразия типов и категорий охраняемых историко-культурных территорий.

К сожалению, сложилось так, что подавляющее большинство памятников истории и культуры Татарстана прежних столетий нуждается в реставрации и действенной охране со стороны властей и общественности. Следует сказать, что в последние годы в этом направлении произошел ощутимый прогресс. Проблемы сохранения историко-культурного наследия в республике стали рассматриваться как один из важных факторов национальной политики и экономического прогресса. Конституцией Республики Татарстан определено, что историко-культурные ценности народов республики являются общенародным достоянием, их охрана - долг граждан, порча и уничтожение памятников истории и культуры преследуются по закону. В связи с этим 2 октября 1996 года был принят чрезвычайно важный закон РТ «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей». Благодаря этому была заложена прочная законодательная и нормативная правовая основа охраны использования историко-культурного наследия.

Наблюдения за состоянием наследия в регионах РТ показывают, что немузеефицированные и незащищенные статусом музеев-заповедников объекты историкокультурного наследия в большей степени подвержены разрушению в результате неблагоприятных природных воздействий, антропогенных факторов и неорганизованного их посещения. Важно понять, что хаотичное развитие туризма наносит вред материальным памятникам культуры. Так, например, в деревне Чиршы Высокогорского района РТ сохранилась уникальная деревянная ветряная мельница, которая не занесена в реестр

памятников РТ (рис. 3). Этот уникальный образец народного инженерного зодчества сейчас находится в аварийном состоянии и требует неотложных мер по восстановлению и консервации. Автором данной статьи в рамках дипломного проекта под руководством Персовой С.Г. были выполнены: фотофиксация и натурные зарисовки; подробные обмеры сооружения и мельничного механизма; а также разработан проект реставрации мельницы.

Рис. 3. Деревянная ветряная мельница в д. Чиршы, Высокогорский р-н РТ

Таких объектов, которые нуждаются в действенной охране, консервации и реставрации, в регионах Татарстана достаточно много. Важно также не только сохранить, но и создать условия для существования памятников старины. Поэтому музеефикация - основной и наиболее эффективный путь сохранения. На сегодняшний день выявлены и поставлены на охрану государством многие памятники архитектуры и объекты археологии РТ. Однако большое количество существующих объектов сегодня не включены в реестр памятников. По данным на 2010 год, на территории РТ насчитывается 5026 объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране. Из них:

— в Арском районе 22 памятника археологии, 13 памятников истории, 44 памятника архитектуры - всего 77 объектов;

— в Атнинском районе 11 памятников археологии, 12 памятников архитектуры - всего 27 объектов;

— в Балтасинском районе 11 памятников археологии, 5 памятников истории, 8 памятников архитектуры - всего 27 объектов;

— в Высокогорском районе 49 памятников археологии, 35 памятников архитектуры -всего 84 объекта [13].

Республика Татарстан, несомненно, обладает богатым историко-культурным потенциалом и историей культурного развития. На ее территории сейчас успешно функционируют 4 музея-заповедника: Болгарский и Билярский археологические музеи-заповедники, Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и музей-заповедник «Казанский кремль». Стоит отметить, что в последние годы ведется активная работа по благоустройству музея Г. Тукая в деревне Новый Кырлай. Также на территории Булгар в августе 2010 г. принят к реализации проект музея хлеба, соавтором которого в составе творческой группы является автор данной статьи. Структура комплекса музея построена по нескольким направлениям: познавательное, развлекательное и образовательное. Музей хлеба -один из видов экспонирования объектов под открытым небом.

Однако, несмотря на это разнообразие, в Татарстане фактически нет таких этнографических музеев -заповедников, которые ставили бы своей целью сохранение и представление традиционной культуры малочисленных народов или этнографических групп непосредственно в местах их проживания. Совершенно отсутствует музеефикация таких объектов, как исторические пути и дороги, хотя к этому имеются предпосылки (например, Сибирский тракт).

В связи с этим большую популярность приобретают музеи этнографии и народного зодчества, а также этнографические деревни. Родоначальником данного вида музейного дела является шведский старейший музей этнографии под открытым небом «Скансен» в Стокгольме, образованный в 1891 году. Опыт создания таких музеев хорошо представлен во многих городах и регионах России:

—Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник (РТ);

—Ибресинский этнографический музей под открытым небом (Республика Чувашия);

—Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» (Республика Удмуртия);

—Российский этнографический музей (Санкт-Петербург);

—Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала» (Ленинградская область);

—Музей народного деревянного зодчества Витославлицы (Нижегородская область);

— Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область);

—Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (Краснодарский край);

— Ненецкий краеведческий музей (Ненецкий автономный округ);

а также в ближнем и дальнем зарубежье:

—Эстонский государственный парк-музей под открытым небом Рокка-аль-Маре;

— Латвийский этнографический музей под открытым небом;

— Этнографический музей под открытым небом «Пирогово» (Украина, г. Киев);

—Музей украинской архитектуры «Мамаева слобода» (Украина, г. Киев) (рис. 4);

—Музей народной архитектуры и быта Украины (рис. 5);

—Музей старинных народных промыслов и технологий «Дудутки» (Белоруссия, Минская область);

— Музей под открытым небом Скансен (Стокгольм, Швеция);

—Архитектурно-этнографический комплекс «Этыр» (г. Габрово, Болгария);

— Музей деревни Орава в Словакии;

— Этнографическая деревня Станишики (Босния и Герцеговина);

— Швейцарская историческая деревня Балленберг и др.

Рис. 4. Музейный комплекс Мамаева слобода, Украина

ПЛАН музею народної архітектури

Рис. 5. Музей народной архитектуры и быта Украины

Надо сказать, что под термином музей под открытым небом архитектурноэтнографического профиля мы понимаем «музейный комплекс под открытым небом, ретроспективно фрагментарно реконструирующий в хронологическом отрезке историческую среду музеефицируемой территории» [1].

Исходя из целей, поставленных в рамках доклада, среди многообразия музейных форм следует выделить:

—«Музеи-резерваты, формируемые на основе реконструируемой исторической среды на историческом месте;

—Музеи транслоцированного типа (трансляторы), фрагментарно реконструирующие историческую среду на новом месте с использованием: памятников-оригиналов истории и архитектуры;

—Музеи - реконструкции (этнопарки) - музейные комплексы, моделирующие историческую среду полностью за счет новоделов на историческом месте или: на ином месте, не связанном с моделируемой исторической средой» [1].

Итак, музеи не могут существовать без активного привлечения туристов. Поэтому очень важно место расположения музея на туристических маршрутах данной тематики. Вот уже несколько лет актуально звучат идеи создания туристических маршрутов с этнографической направленностью. Надо сказать, что на основании постановления Кабинета министров № 995 от 31 декабря 2008 года в рамках Программы развития туризма был разработан туристический маршрут по всему Татарстану. Он включает в себя исторические поселения, которые в наибольшей степени сохранили самобытность, а также памятники архитектурного и историкокультурного наследия по всей Республике Татарстан. Однако узел Заказанья на данной схеме остался развитым не до конца. Автором доклада в рамках дипломного проекта был разработан туристический маршрут по районам Заказанья. Рассматриваемая территория Заказанья обладает большим потенциалом для развития туристического бизнеса.

Феномен сельской архитектуры Заказанья заключается в том, что казанские татары, как вынужденные переселенцы, привнесли в сельскую архитектуру элементы городской усадьбы, городского уклада жизни. Уникальные образцы татарских усадеб сохранились в деревнях района Заказанья РТ. Располагается Заказанье в северной части современного Татарстана. Ныне эти территории представляют Высокогорский, Балтасинский, Атнинский и Арский административные районы РТ. Близость к Казани и развитая инфраструктура послужили толчком к успешному развитию и процветанию поселений Заказанья. Здесь пролегают железная дорога и знаменитый Сибирский тракт, связывающие районы между собой и с Казанью, что, несомненно, является важным преимуществом при разработке современных туристических маршрутов с целью привлечения туристов. Наличие уникальных объектов позволяет расширить тематику познавательных маршрутов и привлечь, таким образом, различные контингенты посетителей. Но, в первую очередь, это позволит сохранить наследие для будущих поколений, а также достичь повышения экономического благополучия региона. Итак, подводя итоги, следует отметить, что:

—Архитектура исторических сел - это органичная архитектура, выражающаяся в слиянии природы и архитектурных форм. Потому деревни и малые села должны рассматриваться как уникальные архитектурно-ландшафтные памятники национальной культуры, а проблема их сохранения должна заключаться в сохранении их основных черт. Важно понять, что сельская архитектура неразрывно связана с окружающим ландшафтом и немыслима без него;

— Территория Заказанья богата историко-культурными памятниками и имеет большой потенциал для развития туристско-рекреационной деятельности;

— Сохранение памятников архитектуры народного зодчества в рамках создания современной этнографической деревни края заключается не только в фиксации материальных ценностей, но и в воспроизведении архитектурно-эстетического воздействия объектов на эмоциональное восприятие человека.

— На сегодняшний день, по мнению автора, существуют два объективных пути проектирования этнографической деревни. Первый путь - создание этнографической деревни на привлекательной для развития туризма территории рассматриваемого региона. В качестве экспонатов использовать собранные со всего региона сохранившиеся объекты народного зодчества, исходя из степени сохранности объектов. Второй путь - выявить уникальные исторические поселения, расположенные на рассматриваемой территории, и принять меры по сохранению и воссозданию утраченных памятников архитектуры народного зодчества в данном поселении, с целью музеефикации села в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тихонов В.В. Особенности музеефикации архитектурно-этнографических комплексов Предбайкалья: Дис. канд. культурологических наук: 24.00.03. - Кемерово, 2004. - 197 с.

2. Ауров В.В. Архитектура Российского села. Региональный аспект. - М.: Изд-во Архитектура-С, 2005.

3. Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани ХУП-начала XIX в. - М.: Изд-во Стройиздат, 1991. -191 с.

4. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарии. - Казань: Изд-во Татарское книжное издательство, 1987. - 204 с.

5. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань, 1969. - 204 с.

6. Валеев Ф.Х. Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельское жилище. -Йошкар-Ола, 1975. - 95 с.

7. Айдаров С.С., Халиков А.Х., Юсупов Н.З. Память поколений. Научно-популярные очерки о памятниках истории культуры Татарии. - Казань, 1980. - 104 с.

8. Худяков М.Г. Деревянное зодчество казанских татар. - Казань, 1929. - 6 с.

9. Айдарова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья: морфология и традиции // электронный журнал ИИАНТ 1997 (16). ИКЬ: http://www.kcn.ru/tat ги/роМс8/рап/1^ех^р (дата обращения 24.01.2011).

10. Надырова Х.Г. Особенности архитектурно-пространственной организации селений поволжских татар конца XVII-начала XX веков (на примере селений северо-западной зоны Татарии) // автореф. дис. канд. архитектуры. - М.: МАРХИ, 1990.

11. Нугманова Г.Г. Татарская городская усадьба Казани середины XIX-начала XX века // автореф. дис. канд. ист. наук. - М.: ГИИ, 2000.

12. Дульский П.М. Классицизм в казанском зодчестве // Известия Общества Истории, Археологии и Этнографии. Т. 30, в. 4. - Казань, 1920. - 20 с.

13. Нестеренко И.М. Изучение, охрана, реставрация и использование недвижимых памятников истории и культуры в республике Татарстан. // Информационный сборник. Вып. 2-3. Памятники истории и культуры. Историко-культурные территории. Исторические города. -Казань: Изд-во Карпол, 2001. - 335 с.

14. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия АН. Серия географическая, 2001, № 1. - С. 7-14.

15. Воробьев Н.И. Жилища и поселения казанских татар Арского кантона ТССР // Вестник научного общества татароведения. В. 4. - Казань, 1926. - С. 10-49.

16. Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем.

- Казань, 1957.

17. Гайнутдинов И.Г. Национальные черты жилища казанских татар середины ХК в. // Архитектурное наследство, 1975, № 23.

18. Гайнутдинов И.Г. Народные традиции в планировке селений казанских татар середины ХК

в. // Архитектурное наследство, 1975, № 31.

19. Гайнутдинов И.Г. Сельская усадьба казанских татар середины ХК в. // Архитектурное наследство, 1975, № 31.

20. Егерев В.В. Самобытное расселение народностей Казанского края. // Вестник Научного Общества татароведения, 1928, № 8. - С. 55-100.

21. Зенько М. А. Тезисы доклада на заседании Комиссии по культурной географии 14.12.2005 // Информационный портал РГО URL: http://www.rgo.ru/rgo/ (дата обращения 10.12.2010).

22. Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование. - М.: Изд-во Академия, 2008. - 336 с.

23. Колбовский Е.Ю. Ландшафт в зеркале культурологи // статья Туристическая библиотека. URL: http://www.biz.kr.ua/info/articles/ekoturism.html. (дата обращения 20.01.2011).

24. Кусков А.С. География и туризм: Сборник научных трудов. - Пермь: ПГУ, 2006. - С. 115-134.

25. Кусков А.С, Арсеньева Е.И. Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии // Сборник материалов международной научно-практической конференции. -Улан-Удэ: Изд-во БИП, 2005. - С. 15-25.

26. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная География. - М.: Изд-во Флинта, 2005. - 496 с.

27. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. - Т. I. - Административные районы: Научное издание / Под ред. Р.А. Айнутдинова. - Казань: Изд-во Мастер-лайн, 1999. - 460 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Tikhonov W.V. Singularity of culture preserve architecturally-ethnographic complexes of Predbajkalja: cand. dis. Culturological sciences: 24.00.03 - Kemerovo, 2004. - 197 p.

2. Аurov V.V. Architecture of the russian village. Regional aspect. - М.: Architecture-C, 2005.

3. Khalitov N.K. Monument of architecture of Kazan XVII - the beginnings of XIX century - М.: Stroyizdat, 1991. - 191 p.

4. Valeev F.H. Ancient art of Tataria - Kazan: Publishers Tatar book publishing house, 1987 - 204 p.

5. Valeev F.H. Ornament of the Kazan Tatars. - Kazan, 1969. - 204 p.

6. Valeev F.H. Architectural-art of the Kazan Tatars. Rural dwelling. - Ioshkar-Ola, 1975. - 95 p.

7. Ajdarov S.S., Halikov A.H., Jusupov N.Z. Memory of generations Popular scientific sketches about monuments of cultural history of Tataria. - Kazan, 1980. - 104 p.

8. Khudyakov M.G. Wooden architecture of the Kazan Tatars. - Kazan, 1929. - 6 p.

9. Ajdarova G.N. Architectural culture of the Average Volga region: morphology and traditions // electronic magazine IIANT 1997 (16). URL: http:// www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan/index.php (date of the reference of 1/24/2011).

10. Nadyrova H.G. Feature of the architecturally-spatial organization of settlements of Volga region Tatars of the end XVII-has begun the XX-th centuries (on an example of settlements of a northwest zone of Tataria) // The master's thesis author's abstract on competition of degree of a Cand. Arch. Sci. - М: МАRKHI, 1990.

11. Nugmanova G. S. The Tatar city manor of Kazan of the middle XIX-the XX-th century beginnings // The master's thesis author's abstract on competition of degree of a Cand. Hist. Sci. -М: ГИИ, 2000.

12. Dulsky P.M. Classicism in Kazan architecture // News of the Society of History, Archeology and Ethnography. - Kazan, 1920. - Т. 30, b. 4. - 20 p.

13. Nesterenko I.M. Studying, protection, restoration and use of immovable monuments of history and culture in the Republic of Tatarstan. The information collection. Out. 2-3. History and culture monuments. Historical and cultural territories. Historical cities - Kazan: Publishers Karpol, 2001. - 335 p.

14. Vedenin J.A., Kuleshov M.E. Cultural landscape as the object of a cultural and natural heritage // News of АS. Geographical seria. 2001, № 1. - P. 7-14.

15. Vorobjev N.I. Dwelling's sparrows and settlement of the Kazan Tatars of Arsky canton TSSR// Bulletin of tatar manor scientific organization. - Kazan, 1926. Century 4. - P. 10-49.

16. Vorobjev N.I., Busygin E.P. Art crafts of Tataria in the Past and Present. - Kazan, 1957.

17. Gainutdinov I.G. National line of dwelling of the Kazan Tatars of middle ХК century // Architectural inheritance. - Kazan, 1975, № 23.

18. Gainutdinov I.G. National tradition in a lay-out of settlements of the Kazan Tatars of middle ХК century // The Architectural inheritance. - Kazan, 1975, № 31.

19. Gainutdinov I.G. Rural manor of the Kazan Tatars of middle ХК century // Architectural inheritance. - Kazan, 1975, № 31.

20. Egerev W.W. Century of Century Original moving of nationalities of the Kazan edge // Bulletin of tatar manor Scientific organization. - Kazan, 1928, № 8. - P. 55-100.

21. Zenko M.A. Report theses at session of the Commission on cultural geography of 12/14/2005//Information portal РГО URL: http:// www.rgo.ru/rgo/ (date of the reference of 12/10/2010).

22. Kolbovsky E.J. Landscape planning. - М: Publishers Academia, 2008. - 336 p.

23. Kolbovsky E.J. Landscape in a mirror of culturology // Article Tourist library. URL: http:// www.biz.kr.ua/info/articles/ekoturism.html. (Date of the reference of 1/20/2011).

24. Kuskov A.S. Geography and tourism: Collection of proceedings - Perm: PSU, 2006. - P. 115-134.

25. Kuskov А.С, Arsenyeva E.I. Sustainable development of tourism: directions, tendencies, technologies // The collection of materials of the international scientifically-practical conference -Ulan-Ude: Publishers PIP. 2005. - P. 15-25.

26. Kuskov A.S., Golubeva V. L, Odintsova T.N. Recreational Geography - М.: Publishers Flinta, 2005. - 496 p.

27. The of monuments of history and culture of Republic Tatarstan. I. - Administrative areas: the Scientific edition / Under the editorship of R.A. Ajnutdinova - Kazan: Publishers Master Line, 1999. - 460 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.