УДК 338.48 - 6: 656.34 JEL L83, O29, 030, R58 DOI 10.26425/1816-4277-2023-3-50-59
Перспективы ретро-трамвая в туризме
Мальцева Мария Валерьевна
Канд. экон. наук, доц. каф. управления в международном бизнесе и индустрии туризма ORCID: 0000-0003-3966-7921, e-mail: [email protected]
Замятина Наталья Александровна
Канд. филол. наук, доц. каф. управления в международном бизнесе и индустрии туризма ORCID: 0000-0001-8184-6304, e-mail: [email protected]
Збарская Анна Владимировна
Ст. преп. каф. управления в международном бизнесе и индустрии туризма ORCID: 0000-0001-7380-2977, e-mail: e-mail: [email protected]
Государственный университет управления, г. Москва, Россия
Аннотация
Актуализация культурного наследия на основе ностальгии по старым добрым временам является одним из перспективных направлений развития туризма в кризисную эпоху. Противостояние ощущению быстротечности времени особенно востребовано в условиях всеобщей информатизации и растущей напряженности в мире. В данной работе выявлены факторы управления восприятием времени, дана характеристика концепции стиля ретро и оценка возможностей ретро-трамвая для туризма на базе отечественного и зарубежного опыта. В результате исследования концепция туристического ретро-трамвая получила теоретическое обоснование с точки зрения физиологии восприятия человека и культурологии, а результаты перекрестного анализа проектов обобщены в виде матрицы соответствующих управленческих рекомендаций с целью полномасштабного включения этого вида транспорта в деятельность туристической отрасли.
Ключевые слова
Инновации в туризме, стратегии развития туризма, идентичность туристического направления, эффективное использование городской территории, освоение культурного наследия, ретро стиль в туризме, экскурсионный ретро-трамвай, медленное путешествие
Для цитирования: Мальцева М.В., Замятина Н.А., Збарская А.В. Перспективы ретро-трамвая в туризме// Вестник университета. 2023. № 3. С. 50—59.
© Мальцева М.В., Замятина Н.А., Збарская А.В., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Perspectives on retro-tram in tourism
Mariya V. Maltseva
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Department of Management in International Business and Tourism Industry ORCID: 0000-0003-3966-7921, e-mail: [email protected]
Natalya A. Zamyatina
Cand. Sci. (Phil.), Assoc. Prof. at the Department of Management in International Business and Tourism Industry ORCID: 0000-0001-8184-6304, e-mail: [email protected]
Anna V. Zbarskaya
Senior Lecturer at the Department of Management in International Business and Tourism Industry ORCID: 0000-0001-7380-2977, e-mail: e-mail: [email protected]
State University of Management, Moscow, Russia
Abstract
Actualization of cultural heritage based on the nostalgic feeling of the good old days is one of the prospective trends in tourism development in times of crisis. Slowing down the pace of life and time perception are in strong demand due to the overall informatization, growing constraints and risk of uncertainty in the world. The study reveals the factors to manage time perception, describes the concept of the retro style and gives assessment to retro-tram in tourism basing on local and international practices. As a result of the research, the study suggests the concept of the sightseeing retro-tram from the perspectives of the human physiological perception and cultural studies while the results of the cross-case study analysis are summarized as a matrix of managerial recommendations so that to involve it in the tourism industry activities.
Keywords
Innovations in tourism, tourism development strategies, tourist destination identity, efficient use of urban area, development of cultural heritage, retro style in tourism, sightseeing retro-tram, slow travel
For citation: Maltseva M.V., Zamyatina N.A., Zbarskaya A.V (2023) Perspectives on retro-tram in tourism. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 50—59.
© Maltseva M.V., Zamyatina N.A., Zbarskaya A.V., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Смена стереотипов поведения в цифровую эпоху, потребность всегда находиться на связи и быть в курсе событий, повышенная мобильность при условии доступности информации и возможностей инфраструктуры — все это черты нового потребителя, которые требуют внимания участников туристской отрасли. При этом насыщенность информацией и событиями приводит к ускорению темпа жизни и повышенной тревожности, особенно в связи с общей ситуацией в мире, напряженность которой будет только нарастать. Актуализация культурного наследия на основе чувства ностальгии является одним из перспективных направлений развития туризма в кризисную эпоху. Настоящая статья посвящена практике применения стиля ретро в туризме на примере ретро-трамвая. Ретро-трамвай используется для привлечения туристов и отдыхающих в городах по всему миру, где он стал символом места и доступным объектом культурного наследия.
В задачи исследования входит выявление факторов управления восприятием времени, характеристика концепции стиля ретро и рассмотрение возможностей ретро-трамвая для туризма. В статье приводятся результаты перекрестного ситуационного исследования проектов, связанных с использованием ретро-трамвая в отечественной и зарубежной практике, с целью выявления критических управленческих факторов для полномасштабного включения этого вида транспорта в туристическую деятельность. Методология исследования включает метод кейсов и метод перекрестного анализа кейсов, с помощью которых изучены открытые данные по 60 проектам, предварительно описанным с использованием двух исследовательских стратегий — дескриптивного каркаса и теоретико-методологических установок по сбору и анализу информации. Ожидаемый практический результат исследования включает общую характеристику концепции и набор управленческих решений для включения ретро-трамвая в туристскую деятельность.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ВОСПРИЯТИЕ ТЕМПА ЖИЗНИ И ВРЕМЕНИ
Два фактора оказывают значительное влияние на возрастающее напряжение в человеческом обществе — ускорение темпа жизни и ощущение быстротечности времени.
Ускорение темпа жизни связано с увеличением количества происходящих событий, ситуаций и сопровождающего их потока информации, предполагающего активное участие мозговой деятельности для фильтрации, дифференциации, формирования эмоционального отклика и, при необходимости, принятия решений. Согласно количественному анализу в рамках математической теории информации Д. Робертсона (1990 г.), по объему производимой информации цивилизации письменной культуры и книжной культуры отличаются от информационной емкости отдельного индивидуума каменного века и первобытной общины в 10 раз [1]. Однако только в информационном обществе с электронной обработкой данных и мобильным доступом в сеть «Интернет» (далее — Интернет) индивидуум получил практически неограниченный доступ к огромному массиву информации. Таким образом, информатизация является главным фактором ускорения темпа жизни [2].
Ощущение быстротечности времени обусловлено несколькими факторами, среди которых: ограничение времени на выполнение поставленной задачи, по ресурсной теории Д. Канемана (1973 г.), повышенная эмоциональная насыщенность момента и, по данным последних нейрофизиологических исследований М. Хаяши и Р. Иври (2020 г.), снижение c возрастом нейронной активности надкраевой извилины теменной доли мозга (при воздействии повторяющихся раздражителей чувствительные к времени нейроны этой зоны, реагирующие на каждый сигнал, изнашиваются и работают медленнее, в то время как нервные клетки других областей продолжают нормально функционировать, из-за чего создается дисбаланс и восприятие времени искажается) [3—5].
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЯ РЕТРО
Стиль ретро (лат. retro — назад в прошлое) предполагает воспроизведение в новых вещах форм недавнего исторического прошлого, созданных после свершившегося перехода к машинному производству. Его синонимом является стиль историзм, обычно применимый к эпохе романтизма, когда переживают возрождение элементы культуры любой предшествующей эпохи. Частью стиля ретро является винтаж —
использование оригинальных раритетных или популярных стилевых форм культуры, отражающих модные тенденции прошлых эпох не старше 50 лет и не моложе 15 лет. Термин «винтаж» (от англ. vintage — вина определённого года) произошел из сферы виноделия, где применялся для обозначения эксклюзивности высококачественного вина длительной выдержки. Спрос на винтажные предметы проявился еще в 1950-х гг., однако винтажный стиль прочно вошел в массовую культуру в эпоху окончания «холодной войны» в начале 1990-х гг. В настоящее время к винтажу относятся предметы, созданные не ранее 1960-х гг., которые обычно классифицируются по десятилетиям (например, винтаж 1970-х гг.); более старые вещи относятся к ретро и антиквариату, а более молодые — к современному стилю [6].
Концептуальное обоснование стиля ретро было предложено философом и культурологом, исследователем постмодернизма Жаном Бодрийаром (1976 г.): в основе мировосприятия современной эпохи постмодернизма лежит логика бинарного мышления, которая является движущей силой бесконечного процесса дифференциации и диалектических эффектов разрыва с традицией, на деле быстро переходящего в фазу смешения и реутилизации. В целом для постмодернизма характерны амбивалентность и комбинаторика всех культурных ценностей, при этом прежние идеи подвергаются критическому анализу и демифилогизации — происходит рефлексия прошлого в сочетании с ностальгией и иронией. Это явление получило специальное обозначение — «несентиментальная ностальгия» — для нее характерно присутствие доли цинизма и отстраненности [7; 8].
Помимо бинарности мышления, в основе концепции стиля ретро лежит такое явление массовой культуры, как ностальгия, чаще всего вызываемая конфликтом восприятия окружающей действительности во взрослой жизни по сравнению со светлыми детскими воспоминаниями. Цикл ностальгии составляет 20—30 лет: с такой периодичностью в обществе проявляется тоска по «старым добрым временам», и происходит субъективное переосмысление прошлого опыта, обычно относящегося к двум десятилетиям, отстающим от настоящего на 20—30 лет [9].
Таким образом, цель стиля ретро — вызвать ощущение ностальгии, а причина актуализации концепции стиля ретро кроется в неизбежности постоянной дифференциации из-за бинарности мышления и в циклах ностальгии из-за неудовлетворенности настоящим. Сфера применения стиля ретро не ограничена — от личных вещей до образа жизни, в связи с чем данная концепция обладает большим потенциалом для привлечения аудитории.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНЦЕПЦИЯ «РЕТРО-ТРАМВАЙ В ТУРИЗМЕ»
Трамвай как вид транспорта после организации пассажирских перевозок конно-железной дорогой (конкой) с 1807 г. и триумфального появления электрического трамвая в 1890-х гг. в итоге был вынужден уступить автобусному сообщению и индивидуальному автомобильному транспорту во второй половине XX в. Это повлекло за собой проблемы ухудшения экологической и транспортной обстановки в городах и необходимости выделения городских территорий под парковочные места. С конца 1970-х гг. роль трамвая в обслуживании и оформлении города подвергается переосмыслению, и трамвай возвращается на улицы городов, при этом применяются две основные стратегии: 1) обновление парка за счет современных скоростных моделей с футуристическим дизайном, чтобы сломать стереотипное восприятие этого вида транспорта как архаичного явления у потребителей (например, трамвай в Страсбурге); 2) сохранение аутентичного старинного трамвая в исторической части города как части историко-культурной среды (например, в Праге, Стамбуле). С 2010-х гг. в связи с отказом от экономики потребления и переориентацией на ответственное ведение бизнеса и экологичность, трамвай прочно занимает свое место в структуре города, в числе положительных эффектов — снижение интенсивности автомобильного движения, сокращение количества парковок и организация рекреационных зон для отдыха и общения. В отличие от метро, требующего крупных инвестиций и расходов на эксплуатацию, а также ограниченного геологическими условиями и присутствием археологических памятников, трамвай может быть эффективным средством общественного транспорта для городов с небольшим пассажиропотоком и в центральной части крупных городов для улучшения транспортной и экологической обстановки. Ретро-трамвай обладает большим потенциалом для использования в исторических районах города: с позиции культурологии, трамвайные вагоны разных эпох сами по себе являются культурным наследием.
Это отвечает современной тенденции на актуализацию освоения культурного наследия и эффективности использования городской среды [10].
В основу концепции «Ретро-трамвай в туризме» легли результаты сравнительного анализа более 20 проектов ретро-трамвая в разных странах в сочетании с рассмотренными концепциями физиологического восприятия времени и стиля ретро (табл. 1).
Таблица 1
Концепция «Ретро-трамвай в туризме»
Проблема — Ощущение быстротечности времени; ностальгия по старым добрым временам
Аудитория — Старшее поколение с физиологическим ощущением ускоряющегося темпа жизни и течения времени; молодое поколение, склонное к романтике
Идея — Представить совершенно иной взгляд на город, соединенный со звуковыми и визуальными эффектами стиля ретро и эффектом замедления времени
Бизнес-модель — Маршрут общественного транспорта; туристический ретро-трамвай; аренда музейного объекта для туристических целей
Возможности — Средство замедления темпа жизни (небольшое замкнутое пространство, комфортная прохладная температура, отсутствие необходимости принимать решения, насыщенность легко запоминающейся информацией); путешествие в стиль определенной эпохи; необычный ракурс города; ощущения романтики (уникальный характерный сигнал и стук колес самого романтичного вида городского транспорта); узнаваемая визитная карточка города; доступность широким слоям населения (для городского маршрута)
Составлено авторами по материалам исследования
КРАТКИЙ ОБЗОР РЕТРО-ТРАМВАЕВ В МИРЕ
Анализ более 20 проектов выявил несколько разновидностей ретро-трамвая в туризме.
Предшественник трамвая — конка (сокр. от «конно-железная городская дорога») — запряжённый упряжкой лошадей экипаж, двигавшийся по рельсам вдоль улиц. В настоящее время функционирует как вид городского транспорта исключительно в Дугласе, столице британского острова Мэн, а также без услуги катания пассажиров регулярно принимает участие в «Параде ретро- транспорта» в Москве [11].
Исторический трамвай на линейном городском маршруте со стандартной оплатой проезда может иметь собственный веб-сайт как в португальском Порто, Мюнхене и Варшаве [12—14]. Интересный опыт использования трамвая для проезда вдоль морского побережья между городами представляет собой проект «Kusttram — Coastal Tram» в Бельгии: протяженность трассы в 2020 г. была увеличена до 68 км, чтобы люди в условиях ограничений из-за пандемии могли из окон трамвая любоваться морскими видами, но в 2021 г. винтажные трамваи было решено полностью заменить на современные высокоскоростные низкопольные модели [15]. На экскурсионных маршрутах может применяться система оплаты Hop-on/ Hop-off с неограниченным числом входов/выходов в течение времени действия билета как в Амстердаме, Гааге, Гонконге, Крайстчерч, Праге [16-21]. Пример коммерческого использования музейных экспонатов представлен в проектах Музея городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге. А образцом коллаборации с организацией общественного транспорта выступают проекты «Музейный трамвай» от музея «Фридландские ворота» (г. Калининград) для сборных экскурсионных групп и «Vintage Talking Tram» в австралийском городе Бендиго [22-24]. Большим выбором заказных тематических экскурсий отличается «Экскурсионный трамвайчик» (г. Екатеринбург) [25].
Эксклюзивными являются проекты мобильного трамвая-ресторана: финалист конкурса «Маршрут года — 2021» — «Romantic Tram Cafe» (г. Пермь); трамвай-трактир «Аннушка», c 1989-2020 гг. (с 2021 г. доступен только для корпоративного заказа), швейцарский ресторан «Dante Schuggi» (г. Базель, с 1985 г.) в аутентичном антикварном трамвае 1914 г.; экскурсионный трамвай-кафе «Тюбетейка» (г. Казань, с 2015 г. на базе бывшего трамвая-трактира «Пятерочка» 2002 г.) [26-29].
Вопрос использования исторического трамвая на видовых маршрутах по-разному решается организаторами: в силу технических особенностей антикварный трамвай редко встречается на городских улицах (г. Базель, г. Гонконг), чаще используется винтажный и ностальгический трамвай с переоборудованным
историческим вагоном (города Европы), иногда реплика (г. Санкт-Петербург, г. Стамбул), современный трамвай в стиле ретро (г. Нижний Новгород).
Применением новейших технологий отличаются «Трамвай времени» (г. Калининград) с использованием искусственного интеллекта — очков виртуальной реальности, а также работающий от солнечной энергии, и потому бесплатный в центральной зоне городской маршрут «35 City Circle (Free Tourist Tram)» (г. Мельбурн) [30-31].
Экскурсионные маршруты, как правило, имеют отдельный веб-сайт, или страницу на сайте перевозчика, или национальном туристическом портале. С точки зрения полноты информационного сопровождения проекта ретро-трамвая выделяется «Tourist Tram — Circuit Line 42» в Праге [20].
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕТРО-ТРАМВАЕМ В ТУРИЗМЕ
На основе перекрестного анализа кейсов более 20 проектов использования ретро-трамвая и дополнительной литературы составлена матрица управленческих рекомендаций (табл. 2) [32].
Таблица 2
Организация управления ретро-трамваем в туризме
Маршрут Городской Экскурсионный
Участники поездки пассажиры — сборная группа аренда
Тип поездки городские пассажирские транспортные перевозки — сборная групповая экскурсия — заказная групповая экскурсия заказная групповая экскурсия
Сезонность круглый год лето / круглый год круглый год
Расписание ежедневно выходные и праздничные дни любой день
Транспортное средство исторический трамвай, стилизованный трамвай исторический трамвай, стилизованный трамвай, трамвай-кафе в стиле ретро
Оборудование/дизайн:
— исторический трамвай — аутентичный антикварный трамвай 1900-1940-х гг. — аутентичный винтажный трамвай 1950-1990-х гг. — «ностальгический» трамвай (переоборудованный)
— стилизованный трамвай — реплика исторического трамвая — современный трамвай в стиле ретро
- трамвай-кафе в стиле ретро столики / напитки / выпечка / меню / караоке
Сопровождающий персонал - / кондуктор гид / (гид-)кондуктор / (гид-)вагоновожатый
Звуковое сопровождение аудиогид гид / аудиотрансляция / аудиогид на нескольких языках / монитор для видеотрансляции
Доступ к аудиогиду QR-код / мобильное приложение / аудиосистема и наушники
Информационное сопровождение расписание / карта маршрутов / список достопримечательностей / краткая история города и трамвая / перечень тематических экскурсий
Интерактивные программы театрализованные экскурсии / детские экскурсионные программы / дополнительное посещение депо, музея, концерта или мастер-класса
Вариативность тематики экскурсионных программ — обзорная экскурсия: история города и трамвая, обзор достопримечательностей по маршруту — тематическая экскурсия: история определенного периода или отдельной социальной группы и/или исторических лиц; литературная экскурсия и др.
Маршрут — утвержденный маршрут: круговой или линейный
Вариативность маршрута согласно графику один/несколько вариантов на выбор
Продолжительность ограничена маршрутом 0,5-2 часа не ограничена
Посадка одна поездка / «Hop-on-Hop-ofß> начальная точка маршрута / «Hop-on-Hop-off» начальная точка маршрута
Высадка на остановках на остановках согласно путевому листу
Окончание табл. 2
Маршрут Городской Экскурсионный
Бронирование билетов - предварительная покупка билета предоплата
Тарифы тарифы общественного транспорта / специальные тарифы специальные тарифы за 1 машино-час
Льготы дети 0-2 / дети 2-12 / взрослые 65+ -
Оплата наличными / бесконтактной картой в салоне, в киосках продажи билетов / туристических инфо-центрах онлайн-покупка на официальном сайте и сайтах авторизованных дилеров, наличными / бесконтактной картой в туристических ин-фо-центрах по договору, банковским переводом / наличными в кассу предприятия (при наличии)
Возврат билетов - за 3 суток до даты поездки — 100 % возврат денежных средств согласно договору
Безопасность:
— дети младше 15 лет - допускаются в салон строго в сопровождении лица старше 18 лет
- Covid-19 и пр. согласно требованию Роспо-требнадзора проветривание и санитарная обработка салона после каждого рейса; раздельный вход/выход; ношение маски/перчаток; недопущение в салон граждан с признаками инфекции
Маркетинг:
— брендинг имидж бренда / методики продвижения бренда
— PR и SMM вебсайт / страница, канал в социальных сетях / страница на национальном туристическом портале и др.
— коллаборации туроператоры / индивидуальные гиды-экскурсоводы / представители творческих индустрий / клубы исторической реконструкции / театральные сообщества / музеи / концертные залы / иные организации
— туристическая информационная документация рекламного характера — Карта: схема движения с указанием туристических объектов (достопримечательностей и предприятий общественного питания) — Буклет/листовка: справочная информация по транспортному средству, указанным объектам, экскурсионным программам и сувенирной продукции, расписанию и контактной информации — Меню (для трамвая-кафе)
Риски — аудиотрансляция мешает и надоедает пассажирам — помехи функционированию общественного транспорта из-за меньшей скорости движения исторического экскурсионного трамвая — несоответствие качества экскурсионного обслуживания ожиданиям клиента
Предупреждение рисков — аудиогид через спецоборудование или мобильное приложение — отсутствие / ограниченное количество остановок — выходные и праздничные дни, а также в часы увеличенных временных интервалов городских маршрутов — обратная связь для контроля качества — обучение персонала основам образцового клиентского сервиса
Составлено авторами по материалам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что стиль ретро является высокоэффективным средством как для эмоциональной перезагрузки, так и для уравновешивания динамики разрушения, связанной с ускоренным развитием
технологий и сменой поколений; создает акцент на историческом культурном наследии в виде дополнительных точек притяжения внимания всех социальных групп и подчеркивает уникальность туристического направления. В статье идея туристического ретро-трамвая получила теоретическое обоснование с точки зрения физиологии восприятия человека и культурологии, а результаты сравнительного анализа ретро-трамвая в разных странах обобщены в виде матрицы соответствующих управленческих рекомендаций.
Библиографический список
1. Robertson D.S. The Information Revolution. Communication Research. 1990;17(2):235-254 с. https://doi. org/10.1177/009365090017002005
2. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология: учебник. МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Академия; 2007. Т. 2. 416 с.
3. Kahneman D. Attention and Effort. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; 1973. С. 253.
4. Солодкова А.В. Исследования восприятия времени в современной психологии. Современная зарубежная психология. 2017; 6(3):77—85 с.
5. Hayashi M.J. & Ivry R.B. Duration selectivity in right parietal cortex reflects the subjective experience of time. Journal of Neuroscience. 2020;40(40):7749-7758 с. https://doi.org/10.1523/JNEUR0SCI.0078-20.2020
6. Sarial-Abi G., Vohs K.D., Hamilton R., Ulqinaku A. Stitching time: Vintage consumption connects the past, present, and future. Journal of Consumer Psychology. 2017;27(2):182-194 с. https://doi.org/10.1016Zj.jcps.2016.06.004
7. Бодрийяр Ж. Мода, или Феерия кода. В кн.: Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть (L'échange symbolique et la mort). Ориг. изд. 1976, пер. с фр. М.: Добросвет; 2000. Глава III. С. 167-190 c.
8. Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция (Simulacres et simulation). Ориг. изд. 1981, пер. с фр. А. Качалова. М.: Рипол-классик; 2015. 240 с.
9. Абрамов Р.Н. Время и пространство ностальгии. Социологический журнал. 2012; 4:5-23 c.
10. Горелова Ю.Р. Актуализация культурного наследия как значимая задача культурной политики. Журнал Института Наследия. 2016;4(7): 1-7 c. http://nasledie-journal.ru/ru/journals/104.html (дата обращения: 08.01.2023).
11. Isle of Man Guide. Horse drawn trams. https://www.iomguide.com/horsetram.php (дата обращения: 10.01.2023).
12. STCP. Porto Tram City Tour. https://www.stcp.pt/en/tourism/porto-tram-city-tour/ (дата обращения: 08.01.2023).
13. Muenchen.de. Streetcar 19. https://www.muenchen.de/int/en/sights/tram-19-the-sightseeing-line.html (дата обращения: 11.01.2023).
14. WTP-WAW, Warsaw. Tram Tourist Line «T». https://www.wtp.waw.pl/en/warsaw-tourist-lines/tram-tourist-line-t/ (дата обращения: 13.01.2023).
15. De Lijn. Coastal Tram. https://www.dekusttram.be/en/ (дата обращения: 15.01.2023).
16. Netherlands. Sightseeing with Tram 2. https://wwwholland.com/global/tourism/destinations/amsterdam/sightsee-ing-with-tram-2.htm (дата обращения: 10.01.2023).
17. Tourist Tram, The Hague. A unique sightseeing experience in The Hague. http://www.touristtram.nl (дата обращения: 10.01.2023).
18. HKTramways, Hong Kong. Tram OramicTour. https://www.hktramways.com/en/tramoramic (дата обращения: 11.01.2023).
19. GONEWZEALAND. Christchurch Tram City Tour. https://www.newzealand.com.au/tours/christchurch-tram/ (дата обращения: 09.01.2023).
20. Tourist Tram «Circuit Line 42», Prague. The Official Tourist Websitefor Prague. https://www.prague.eu/en/object/places/3870/ tourist-tram-circuit-line-42?back=1 (дата обращения: 12.01.2023).
21. Wien Info, Vienna. Vienna Ring Tram. https://www.wien.info/en/sightseeing/sights/vienna-ring-tram-363692 (дата обращения: 11.01.2023).
22. Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Первый туристический T1. https://www.getmuseum. ru/T1 (дата обращения: 13.01.2023).
23. Музей «Фридландские ворота», Калининград. Музейный трамвай. https://www.fvmuseum.ru/ekskursionnyy-tramvay/ (дата обращения: 13.01.2023).
24. Bendigo Tramways. Vintage Talking Tram. https://www.bendigotramways.com/ (дата обращения: 12.01.2023).
25. Королевство путешествий, Екатеринбург. Экскурсионный трамвайчик. http://wwwkingtur.ru/katalog-turov-1 /shkolnyie-i-molodyozhnyie-turyi/ekskursii-po-ekaterinburgu/skazochnyiy-tramvaychik (дата обращения: 13.01.2023).
26. Трамвай-кафе «Romantic Tram Café», Пермь. https://www.rtcafe.ru/ (дата обращения: 13.01.2023).
27. Трамвай-трактир «Аннушка», Москва. https://www.tramvay-annushka.ru/ (дата обращения: 13.01.2023).
28. Транспортный сайт города Казани. Экскурсионный ретро-трамвай «Тюбетейка». https://www.kazantransport.ru/electric_ transport/excursion_retro_tram/ (дата обращения: 14.01.2023).
29. Tram-Oldtimer Basel. Wir begrussen Sie in der Tramstadt Basel [We welcomeyou to the tram city of Basel]. http://www.tramoldtim-er-basel.ch (дата обращения: 15.01.2023).
30. Бюро путешествий, Калининград. Трамвай времени. https://www.buro39.ru/tours/4162 (дата обращения: 14.01.2023).
31. Yarra Trams, Melbourne. City Circle Tram 35. https://wwwyarratrams.com.au/city-circle-tram (дата обращения: 15.01.2023).
32. Harris R., Masberg B. Factors critical to the success of implementing vintage trolley operations. Journal of Travel Research. 1997; 35(3): 41-45 с. https://doi.org/10.1177/004728759703500306
References
1. Robertson D.S. The Information Revolution. Communication Research. 1990;17(2):235-254 pp. https://doi. org/10.1177/009365090017002005
2. Gusev A.N. Sensation and perception, General psychology: textbook. Lomonosov Moscow State University. M.: Academia. 2007. Vol. 2. (in Russian).
3. Kahneman D. Attention and Effort. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; 1973.
4. Solodkova A.V Study of time perception in modern psychology. Journal of Modern Foreign Psychology. 2017; 6(3):77-85 pp. http://doi.org/10.17759/jmfp.2017060309
5. Hayashi M.J., Ivry R.B. Duration selectivity in right parietal cortex reflects the subjective experience of time. Journal of Neuroscience. 2020;40(40):7749-7758 pp. https://doi.org/10.1523/JNEUR0SCI.0078-20.2020
6. Sarial-Abi G., Vohs K.D., Hamilton R., Ulqinaku A. Stitching time: Vintage consumption connects the past, present, and future. Journal of Consumer Psychology. 2017;27(2):182-194 pp. https://doi.org/10.1016Zj.jcps.2016.06.004
7. Bodriiar Zh. Fashion, or the Fairy of the Code. In: Bodriiar Zh. Symbolic exchange and death. Orig. ed. 1976, trans. from Fr. M.: Dobrosvet; 2000. Chapter III. (In Russian).
8. Bodriiar Zh. Simulacra and Simulations. Orig. ed. 1981, trans. from Fr. Kachalova A. M.: Ripol Classic; 2015. (In Russian).
9. Abramov R.N. Time and space of nostalgy. Journal of Sociology. 2012; 4:5-23 pp.
10. Gorelova Yu.P. Actualisation of Cultural Heritage as a challenge of cultural policy. The Heritage Institute Journal. 2016;4(7): 1-7pp. http://nasledie-journal.ru/ru/journals/104.html (accessed 08.01.2023).
11. Isle of Man Guide. Horse drawn trams. https://www.iomguide.com/horsetram.php (accessed 10.01.2023).
12. STCP. Porto Tram City Tour. https://www.stcp.pt/en/tourism/porto-tram-city-tour/ (accessed 08.01.2023).
13. Muenchen.de. Streetcar 19. https://wwwmuenchen.de/int/en/sights/tram-19-the-sightseeing-line.html (accessed 11.01.2023).
14. WTP-WAW, Warsaw Tram Tourist Line «T». https://wwwwtp.waw.pl/en/warsaw-tourist-lines/tram-tourist-line-t/ (accessed 13.01.2023).
15. De Lijn. Coastal Tram. https://www.dekusttram.be/en/ (accessed 15.01.2023).
16. Netherlands. Sightseeing Tram 2. https://wwwholland.com/global/tourism/destinations/amsterdam/sightseeing-with-tram-2. htm (accessed: 10.01.2023).
17. Tourist Tram, The Hague. A unique sightseeing experience in The Hague. http://www.touristtram.nl (accessed 10.01.2023).
18. HK Tramways, Hong Kong. Tram Oramic Tour. https://www.hktramways.com/en/tramoramic (accessed 11.01.2023).
19. GONEWZEALAND. Christchurch Tram City Tour. https://www.newzealand.com.au/tours/christchurch-tram/ (accessed 09.01.2023).
20. Tourist Tram «Circuit Line 42», Prague. The Official Tourist Websitefor Prague. https://wwwprague.eu/en/object/places/3870/ tourist-tram-circuit-line-42?back=1 (accessed 12.01.2023).
21. Wien Info, Vienna. Vienna Ring Tram. https://www.wien.info/en/sightseeing/sights/vienna-ring-tram-363692 (accessed 11.01.2023).
22. Museum of Urban Electrical Transport, Saint-Petersburg. Tourist Sightseeing Tram (T1). https://www.getmuseum.ru/T1 (accessed 13.01.2023).
23. Friedland Gates Museum, Kaliningrad. Museum Tram. https://wwwfvmuseum.ru/ekskursionnyy-tramvay/ (accessed 13.01.2023).
24. Bendigo Tramways. Vintage Talking Tram. https://www.bendigotramways.com/ (accessed 12.01.2023).
25. Kingdom of Travel, Ekaterinburg. Sightseeing Tram. http://wwwkingtur.ru/katalog-turov-1/shkolnyie-i-molodyozhnyie-turyi/ ekskursii-po-ekaterinburgu/skazochnyiy-tramvaychik (accessed 13.01.2023).
26. Tram-café «Romantic Tram Cafe», Perm. https://www.rtcafe.ru/ (accessed 13.01.2023).
27. Tram-café «Annushka», Moscow. https://www.tramvay-annushka.ru/ (accessed 13.01.2023).
28. Kazan transport. Sightseeing Retro-Tram «Tyubetejka». https://www.kazantransport.ru/electric_transport/excursion_retro_ tram/ (accessed 14.01.2023).
29. Tram-Oldtimer, Basel. We welcome you to the tram city of Basel [Wir begrüssen Sie in der Tramstadt Basel]. http://www.tramoldtim-er-basel.ch (accessed 15.01.2023). (In German).
30. Travel Bureau, Kaliningrad. Time Tram. https://www.buro39.ru/tours/4162 (accessed 14.01.2023).
31. Yarra Trams, Melbourne. City Circle Tram 35. https://wwwyarratrams.com.au/city-circle-tram (accessed 15.01.2023).
32. Harris R., Masberg B. Factors critical to the success of implementing vintage trolley operations. Journal of Travel Research. 1997; 35(3): 41-45 pp. https://doi.org/10.1177/004728759703500306