Научная статья на тему 'ОБЗОР ОБЪЕКТОВ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В Г. НОВОСИБИРСКЕ'

ОБЗОР ОБЪЕКТОВ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В Г. НОВОСИБИРСКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
514
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТ / МЕГАПОЛИС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нюренбергер Лариса Борисовна, Петренко Никита Евгеньевич, Рогалева Надежда Леонидовна

Нарастающая конкуренция между туристскими дестинациями не только порождает специфические сложности с привлечением и удержанием потребителей, но и является одним из факторов развития всех видов туризма. В статье представлен обзор наиболее значимых культурных объектов г. Новосибирска, являющихся местами туристского притяжения; даны характеристики отдельным объектам культурно-познавательного туризма; приведены результаты мониторинга имеющихся культурных ресурсов как основы для развития городского туризма. Выявлены основные причины, препятствующие вовлечению объектов культуры в деятельность туристских компаний по формированию городских экскурсионных маршрутов, в том числе инфраструктурного характера. Рассматривается одна из наиболее существенных проблем - транспортно-логистическая ограниченность города, оказывающая негативное влияние на комплексное развитие туристской инфраструктуры. Кроме того, авторами отмечен отсутствующий в Новосибирске системный подход к маркетинговому позиционированию и продвижению регионального туристского продукта и туристского бренда территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Нюренбергер Лариса Борисовна, Петренко Никита Евгеньевич, Рогалева Надежда Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RESOURCE BASE FOR THE DEVELOPMENT OF CULTURAL AND EDUCATIONAL TOURISM IN NOVOSIBIRSK

The growing competition between tourist destinations not only generates specific difficulties with attracting and retaining consumers, but is also one of the factors of the development of all types of tourism. The article presents an overview of the most significant cultural objects of Novosibirsk, which are places of tourist attraction; the characteristics of individual objects of cultural and educational tourism are given; the results of monitoring the available cultural resources as a basis for the development of urban tourism are presented. The main reasons preventing the involvement of cultural objects in the activities of tourist companies for the formation of urban sightseeing routes, including infrastructure, are identified. One of the most significant problems is considered - the transport and logistics limitations of the city, which has a negative impact on the complex development of tourist infrastructure. In addition, the authors noted the absence in Novosibirsk of a systematic approach to marketing positioning and promotion of a regional tourist product and a tourist brand of the territory.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ОБЪЕКТОВ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В Г. НОВОСИБИРСКЕ»

104

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 1(47)

УДК 332.142

ОБЗОР ОБЪЕКТОВ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В г. НОВОСИБИРСКЕ

Л.Б. Нюренбергер, Н.Е. Петренко, Н.Л. Рогалeва

Нарастающая конкуренция между туристскими дестинациями не только порождает специфические сложности с привлечением и удержанием потребителей, но и является одним из факторов развития всех видов туризма. В статье представлен обзор наиболее значимых культурных объектов г. Новосибирска, являющихся местами туристского притяжения; даны характеристики отдельным объектам культурно-познавательного туризма; приведены результаты мониторинга имеющихся культурных ресурсов как основы для развития городского туризма. Выявлены основные причины, препятствующие вовлечению объектов культуры в деятельность туристских компаний по формированию городских экскурсионных маршрутов, в том числе инфраструктурного характера. Рассматривается одна из наиболее существенных проблем - транспортно-логистиче-ская ограниченность города, оказывающая негативное влияние на комплексное развитие туристской инфраструктуры. Кроме того, авторами отмечен отсутствующий в Новосибирске системный подход к маркетинговому позиционированию и продвижению регионального туристского продукта и туристского бренда территории.

Ключевые слова: культурно-познавательный туризм; объекты культуры; культура; инфраструктура; турист; мегаполис.

L.B. Nuremberger, N.E. Petrenko, N.L. Rogaleva. ASSESSMENT OF THE RESOURCE BASE FOR THE DEVELOPMENT OF CULTURAL AND EDUCATIONAL TOURISM IN NOVOSIBIRSK

The growing competition between tourist destinations not only generates specific difficulties with attracting and retaining consumers, but is also one of the factors of the development of all types of tourism. The article presents an overview of the most significant cultural objects of Novosibirsk, which are places of tourist attraction; the characteristics of individual objects of cultural and educational tourism are given; the results of monitoring the available cultural resources as a basis for the development of urban tourism are presented. The main reasons preventing the involvement of cultural objects in the activities of tourist companies for the formation of urban sightseeing routes, including infrastructure, are identified. One of the most significant problems is considered - the transport and logistics limitations of the city, which has a negative impact on the complex development of tourist infrastructure. In addition, the authors noted the absence in Novosibirsk of a systematic approach to marketing positioning and promotion of a regional tourist product and a tourist brand of the territory.

Keywords: cultural tourism; destinations; culture; infrastructure; resource assessment; economy of the region.

Для развития культурного туризма на территории определенной дестинации необходимо наличие определенной ресурсной базы, на основе которой будет создаваться туристский продукт, формироваться туристские маршруты. Конкуренция заставляет расширять туристические программы и добавлять в них большое количество культурных компонентов. Причем конкуренция идет не только за количество туристов, но и за возрастание количества времени пребывания туристов в месте туристского показа. Чем больше достопримечательностей в городе, тем больше туристов он сможет заинтересовать и побудить совершить путешествие именно в этот географический объект. В свою очередь, туристские компании смогут соста-

вить более насыщенные туристские маршруты, что позволит показать различные объекты и получить большую прибыль.

Новосибирск является одним из крупнейших и динамично развивающихся мегаполисов с богатым выбором объектов культурно-познавательного туризма. В городе представлены достопримечательности для самых разных видов и форм культурного досуга, что дает возможности для дальнейшего развития туристской деятельности.

Визитными карточками Новосибирска общепризнанно являются Новосибирский государственный академический театр оперы и балета и Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Также пользуются

популярностью у горожан и гостей города Новосибирский музыкальный театр (неоднократный победитель в Национального театрального фестиваля «Золотая маска»); Новосибирский государственный академический Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр «Красный факел»; Новосибирский областной театр кукол (архитектурная достопримечательность города); Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева; Новосибирский драматический театр «Старый дом» [7].

Главной площадкой музыкальной жизни Новосибирска является Новосибирская государственная филармония - крупнейшая концертная организация России, состоящая из 19 творческих коллективов, участвующих более чем в 60 концертах в месяц на разных площадках города, в том числе во время массовых праздничных мероприятий, фестивалей, конкурсов. Для проведения собственных концертов у филармонии имеется два концертных зала в центре города: Государственный концертный зал имени А.М. Каца и Камерный зал филармонии, расположенный в историческом здании Дома Ленина 1925 г. постройки [9].

Концерты, спектакли и другие гастрольные выступления проходят в концертном комплексе им. В. Маяковского и во Дворце культуры Железнодорожников, которые оснащены еще и кинозалами.

Новосибирск позиционирует себя как культурная столица Сибири. Город обладает весомым потенциалом и продолжает развиваться благодаря притоку исполнителей и музыкальных коллективов. В Новосибирске есть профессиональные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов в области культуры.

Многочисленные Новосибирские кинотеатры в большинстве своем представляют собой современные арт-пространства с уникальным дизайном и техническим оснащением.

Так, к примеру, кинотеатр «Победа» находится в историческом здании, над реконструкцией которого трудилась интернациональная команда архитекторов и дизайнеров. Его главный фасад выполнен неоклассическим восьмиколонным портиком, увенчанным антаблементом с крупными модильонами под карнизом. В «Победе», кроме непосредственного показа фильмов, проводят фестивали, выставки, концерты, лекции, мастер-классы и другие куль-турно-досуговые мероприятия. Кинотеатр систематически организовывает фестивали иностранного кино, приглашает известных режиссеров, сценаристов, актеров из разных стран,

показывает фильмы ограниченного проката и авторские премьеры.

Кинотеатр «Синема» специализируется на клубных показах авторских фильмов и ретро-сеансах, проводит конференции с деятелями кинематографа. В Новосибирске действует филиал сети «Синема Парк», в котором проходят премьерные показы, тематические конференции и интервью с режиссерами, актерами, продюсерами. Организация автокинотеатров под открытым небом - пока недостаточно распространенное явление в Новосибирске, оно носит лишь разовый характер.

Известен Новосибирск и своими многочисленными музеями, некоторые из которых являются уникальными для России. К примеру, Музей мировой погребальной культуры является единственным в нашей стране музеем погребальной тематики.

Музей истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока и Историко-архитектур-ный музей под открытым небом в Академгородке - это достопримечательности для любителей истории и археологии [11].

Новосибирский государственный художественный музей является одним из важнейших ресурсов развития культурно-познавательного туризма в городе. Музей владеет одним из наиболее значительных собраний русского и зарубежного искусства XVI - начала XXI в. во всей Сибири [8].

Центральный Сибирский геологический музей Института геологии и минералогии СО РАН им В.С. Соболева целенаправленно популяризирует геологию и активно продвигает научный туризм [4]. В настоящее время экспозиции расположены в трех различных зданиях (исторический отдел, отдел природы и Дом-музей С.М. Кирова). Примечательно, что главное здание является историческим архитектурным памятником. В музее регулярно проводятся различные экспозиции, выставки и еженедельные концерты из музыкальной коллекции музея [10].

Единственный в России культурно-исторический центр Солнца ведет научно-исследовательскую работу по изучению, коллекционированию, обобщению и популяризации знаний о Солнце и Солнечной системе, русских солярных традициях и верованиях древних и современных народов мира, проводит выездные выставки и тематические досуговые мероприятия. Кроме исторических и археологических экспонатов, в Экспоцентре представлены работы мастеров декоративно-прикладного искусства на тему «Художественные образы Солнца», а также солнечная галерея современности [13].

В целом, музеи можно рассматривать как один из главных ресурсных компонентов для развития культурно-познавательного туризма в Новосибирске. Они необходимы городу для сохранения, изучения и распространения знаний о культурном и историческом наследии. Проведение музейных уроков и лекций - одно из перспективных направлений для вовлечения школьной и студенческой аудитории [12].

Кроме этого, в Новосибирске работает множество разнообразных выставочных площадок. Городской центр изобразительных искусств круглогодично организовывает выставочные проекты с участием как зарубежных, так и российских художников из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Красноярска, Барнаула.

«Сибирь-Хоккайдо» - муниципальный культурный центр туризма, который осуществляет культурное взаимодействие с Японией и Южной Кореей [4].

Планетарий Новосибирска и «Парк чудес Галилео» представляют собой популярные площадки для посещения детей и взрослых с научно-познавательными целями.

Сегодня в городе действуют 87 общедоступных библиотек (муниципальные, региональные, ведомственные) с библиотечным фондом около 5 млн экземпляров. Кроме того, в Новосибирске расположено одно из крупнейших книгохранилищ за Уралом с фондом порядка 14 млн экземпляров - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН [4].

Безусловная достопримечательность Новосибирска - Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило. Это уникальное место позволяет совмещать культурно-познавательный, рекреационный и экологический виды туризма.

В многочисленных домах культуры города ежегодно проводятся фестивали современных молодежных субкультур, а в Первомайском сквере - музыкальные фестивали, конкурсы и выступления молодых артистов, начинающих и известных музыкантов. В мае здесь проходят различные выставки по военной тематике, зимой - конкурсная выставка ледяных фигур.

Таким образом, приведенный выше обзор разноформатных объектов культуры позволяет констатировать, что Новосибирск можно позиционировать как мегаполис с определенным потенциалом для развития культурно-познавательного туризма. Город обладает объектами культурной среды, которые вполне можно рассматривать как потенциальные точки роста туристского интереса. Однако, как у любого крупного индустриального города, у Новоси-

бирска есть определенные проблемы, которые требуют решения и конструктивного реагирования для формирования комфортного городского пространства и позитивной культурной среды в контексте развития городского туризма и его культурно-познавательной составляющей.

В 2020 г. в Национальном рейтинге туристической привлекательности Новосибирская область заняла 15-е место. По словам исполнительного директора Новосибирской ассоциации туристских организаций С. Фоменко, «Новосибирск - место притяжения для жителей соседних областей, которые выбирают большей частью туры выходного дня» [2].

В Новосибирской области завершена реализация региональной программы «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 20152021 годы» [1], утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 № 126-п, цель которой - активное внедрение новых цифровых технологий в деятельность объектов культуры.

В 2016 г. в Новосибирске открылся Турист-ско-информационный центр (далее - ТИЦ), который предоставляет возможность туристам и жителям города обращаться за бесплатной информацией об объектах культуры, истории, туристских и природных достопримечательностях, туристских маршрутах Новосибирска и Новосибирской области. В рамках одного из проектов ТИЦ запущен Туристический портал Новосибирской области.

Как показывают проведенные в 20192021 гг. исследования, самыми популярными видами туризма в Новосибирске являются деловой и медицинский туризм. Культурно-познавательный туризм занимает далеко не лидирующее место. Рынок услуг, в том числе и туристских, развивается точечно, без комплексного охвата, что не дает использовать потенциальные возможности в полной мере, даже с учетом наличия широкого спектра туристских ресурсов. Именно поэтому многие объекты культурного туризма остаются неизвестными и непосещаемыми. Еще одна из причин подобного положения - недостаточное развитие инфраструктуры.

Острый недостаток прямых авиационных маршрутов как внутри России, так и с другими странами создает неудобства путешественникам, вынуждая совершать перелеты с неудобными пересадками, тратить дополнительные время и деньги (в условиях сокращения доходов населения это имеет принципиальное значение), что существенно сокращает количество прибывающих туристов.

Для туристов, предпочитающих передвигаться на автомобиле, существенна проблема отсутствия сервиса на автотрассах: не хватает средств размещения (придорожных мотелей и гостиниц) и пунктов общественного питания.

Хотя в последнее время проблема нехватки средств размещения внутри города находит решение (строятся и открываются новые хосте-лы, гостиницы, отели) качество туристского обслуживания до сих пор не соответствует современным критериям и мировым стандартам.

В городе остро стоит проблема транспортной доступности, а именно:

- Новосибирский метрополитен расположен в основном по центру города и не доходит до окраин, где проживает большая часть населения, в результате чего получается недозаг-рузка пассажирами метрополитена и перегрузка наземного общественного транспорта;

- отсутствие трамвайной и троллейбусной линий в северной части города;

- в отдаленные районы нерегулярно ходит транспорт, его не хватает особенно в вечернее время, вследствие чего появляется сложность с доступностью этих районов;

- интенсификация транспортной инфраструктуры не в полной мере соответствует стремительному расширению территории города и увеличению общего количества жителей;

- на пересечениях с железнодорожными путями построено недостаточно путепроводов;

- регулярно образуются пробки при въезде в город, в центре и на других важных магистралях;

- отсутствие велодорожек в большей части города.

Еще одна проблема - слабое информационное обеспечение и поддержка культурных событий города на мировом и федеральном рынках туристских услуг. О многих новосибирских достопримечательностях не знают даже местные жители, информация о большинстве объектах представлена в средствах массовой информации в ограниченном объеме, разбросана по сайтам или отсутствует совсем, нет четкой системы информирования туристов.

Представленные на данный момент городские туристские маршруты проходят либо по нескольким хорошо известным местам, либо выглядят как набор не связанных между собой посещений различных памятников архитектуры. Многие достопримечательности города никак не представляются туристам, даже если расположены рядом с популярными местами туристского притяжения.

Не способствует эффективной работе туристских фирм и организаций культуры отсутствие регулярного мониторинга спроса на

маршруты, результаты которого должны стать основой для создания городских туристских продуктов [6].

Успешное позиционирование и продвижение туристских продуктов на рынке невозможно без качественной рекламы объектов культуры и культурно-познавательных мероприятий. Поэтому важно сотрудничество организаторов с коммерческими предприятиями. Прежде всего, необходима работа по привлечению дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. В современных условиях предприятиям туристической индустрии следует активно использовать возможности для более эффективного продвижения и рекламы культурно-познавательных туристских продуктов.

Актуальным является применение современных информационных и интерактивных технологий для рекламы выставок, концертов, фестивалей и других культурных площадок, а также для развития музейных услуг. Далеко не во всех музеях и выставочных площадках города применяются современные 1Т-технологии, что влияет на количество посетителей [6].

Остро стоит проблема качества экскурсионного обслуживания. Во многих учреждениях, специализирующихся на культурно-туристической деятельности, ощущается нехватка квалифицированных кадров, вследствие этого методическая составляющая экскурсионных программ не соответствует запросам современных туристов.

По данным международной картографической компании «2ГИС», в 2020 г. Новосибирск стал единственным городом-миллионником, в котором было зафиксировано сокращение количества организаций внутреннего туризма. Общее число фирм, специализирующихся в данном направлении, уменьшилось на 7 %. Не помогло даже то, что внутренний туризм почти полностью заменил собой выездной из-за закрытия границ и ограничений в период пандемии.

Тем не менее, в Новосибирске существует достаточный выбор туристских компаний, специализирующихся на культурно-познавательных или исторических экскурсиях по г. Новосибирску.

Основными перспективными направлениями развития культурно-познавательного туризма в г. Новосибирске на сегодняшний день является формирование новых экспозиций в музеях, разработка более подробных легенд и путеводителей по историческим и археологическим памятникам Новосибирской области (с. Венгерово, с. Купино, г. Искитим) и строительство туристских объектов музейно-ту-

ристского комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор».

В целом, следует отметить, что г. Новосибирск, занимая выгодное географическое положение и располагая объектами культуры, имеет все предпосылки для развития культурно-познавательного туризма. Однако проблемы инфраструктурного характера, недостаточные маркетинговые усилия по продвижению туристского потенциала города, отсутствие системной работы по формированию спроса на внутренний туристский продукт, низкий уровень внедрения и использования современных IT-решений препятствуют динамичному развитию как сферы культуры, так и культурно-познавательного туризма в г. Новосибирске.

Список литературы

1. О государственной программе Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы»: постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 № 126-п (в ред. от 22.06.2021). URL: http://econom.nso.ru/page/699 (дата обращения: 12.10.2021).

2. Количество туристов-россиян в Новосибирской области выросло в два раза // РБК: интернет-сайт. 2018. URL: https://nsk.rbc.ru/nsk/09/1 1/2018/5be51daf9a7947a72840afcb (дата обращения: 14.12.2021).

3. Кузнецова Н.Ф. Производство сувениров как ресурс для повышения туристской привлекательности региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 143-148.

4. Культура: офиц. сайт города Новосибирска. URL: https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/social/ culture (дата обращения: 14.11.2021).

5. Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма (Ростуризм): учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 306 с.

6. Нестеров А.К. Продвижение и реклама музеев // Энциклопедия Нестеровых: интернет-сайт. URL: https://odiplom.ru/lab (дата обращения: 14.12.2021).

7. Новосибирск в цифрах: офиц. сайт города Новосибирска. URL: https://novo-sibirsk.ru/about/ numbers (дата обращения: 12.10.2021).

8. От истоков в будущее. От идей - к успеху // Правительство Новосиб. обл. Новосибирск: Вояж, 2017. 367 с.

9. Портнова Т.В. Специфика театральной экскурсии (на основе экспозиций театральных музеев) // Успехи современного естествознания. 2013. № 2. С. 115-118.

10. Самарин И.В. Новосибирский государственный краеведческий музей. 100 лет со дня образования // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области 2020: ГАУК НСО НГОНБ. 2019. C. 133-136.

11. Шелегина О.Н. Музейная сеть Сибирского региона: процессы формирования и адаптации // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 344. С.103-110.

12. Юлдашева М.Б. Музейный менеджмент и особенности его совершенствования в Узбекистане // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Междунар. электронной науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Казанского гос. ин-та культуры (24 мая 2019 г.). Казань, 2019. С.176-181.

13. 30 главных достопримечательностей Новосибирска. URL: https://susanintop.com/evropa/ rossija/novosibirskaja-oblast/novosibirsk (дата обращения: 15.11.2021).

References

1. O gosudarstvennoj programme Novosibirskoj oblasti «Stimulirovanie investitsionnoj i innovatsi-onnoj aktivnosti v Novosibirskoj oblasti na 20152021 gody» [About the state program of the Novosibirsk region «Stimulating investment and innovation activity in the Novosibirsk region for 2015-2021»]: postanovlenie Pravitelstva Novosibirskoj oblasti ot 01.04.2015 № 126-p (v red. ot 22.06.2021). URL: http://econom.nso.ru/page/699 (Accessed 12.10.2021).

2. Kolichestvo turistov-rossiyan v Novosibirskoj oblasti vyroslo v dva raza // RBK: internet-sajt. 2018. URL: https://nsk.rbc.ru/nsk/09/11/2018/5be51 daf9a7947a72840afcb (Accessed 14.12.2021).

3. Kuznetsova N.F. Proizvodstvo suvenirov kak resurs dlya povysheniya turistskoj privlekateFnosti regiona [Souvenir production as a resource to increase the tourist attractiveness of the region] // Azimut nauchnykh issledovanij: ekonomika i upravle-nie. 2018. T. 7. № 3 (24). S. 143-148.

4. Kultura: ofits. sajt goroda Novosibirska. URL: https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/social/cul-ture (Accessed 14.11.2021).

5. Morozov M.A., Morozova N.S., Karpova G.A., Khoreva L.V. Ekonomika turizma (Rosturizm) [Tourism Economy (Rostourism)]: uchebnik. M.: Federalnoe agentstvo po turizmu, 2014. 306 s.

6. Nesterov A.K. Prodvizhenie i reklama muzeev [Promotion and advertising of museums] // Entsik-lopediya Nesterovykh: internet-sajt. URL: https:// odiplom.ru/lab (Accessed 14.12.2021).

7. Novosibirsk v tsifrakh: ofits. sajt goroda Novosibirska. URL: https://novo-sibirsk.ru/about/num-bers (Accessed 12.10.2021).

8. Ot istokov v budushchee. Ot idej - k uspe-khu // Pravitelstvo Novosib. obl. Novosibirsk: Voy-azh, 2017. 367 s.

9. Portnova T.V. Spetsifika teatraFnoj ekskursii (na osnove ekspozitsij teatralnykh muzeev) [The specifics of the theater tour (based on the expositions of theater museums)] // Uspekhi sovremennogo es-testvoznaniya. 2013. № 2. S. 115-118.

10. Samarin I.V Novosibirskij gosudarstvennyj kraevedcheskij muzej. 100 let so dnya obrazovaniya [Novosibirsk State Museum of Local Lore. 100 years since its formation] // Kalendar znamenatelnykh i pamyatnykh dat po Novosibirskoj oblasti 2020: GAUK NSO NGONB. 2019. C. 133-136.

11. Shelegina O.N. Muzejnaya set' Sibirskogo regiona: protsessy formirovaniya i adaptatsii [Muse-

um network of the Siberian region: the processes of formation and adaptation] // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. 2011. № 344. S. 103-110.

12. Yuldasheva M.B. Muzejnyj menedzhment i osobennosti ego sovershenstvovaniya v Uzbeki-stane [Museum management and features of its improvement in Uzbekistan] // SotsiaFno-kulturnaya deyateFnosf: vektory issledovateFskikh i prak-ticheskikh perspektiv: materialy Mezhdunar. elek-tronnoj nauch.-prakt. konf., posvyashch. 50-letiyu Kazanskogo gos. in-ta kuFtury (24 maya 2019 g.). Kazan, 2019. S. 176-181.

13. 30 glavnykh dostoprimechateFnostej No-vosibirska. URL: https://susanintop.com/evropa/ rossija/novosibirskaja-oblast/novosibirsk (Accessed 15.11.2021).

НЮРЕНБЕРГЕР Лариса Борисовна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бизнеса в сфере услуг. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). Россия. Новосибирск. E-mail: [email protected].

ПЕТРЕНКО Никита Евгеньевич - аспирант. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). Россия. Новосибирск. E-mail: [email protected].

РОГАЛЕВА Надежда Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе. Камчатский филиал Российского университета кооперации. Россия. Петропавловск-Камчатский. E-mail: nadya.6425@mail. ru.

NYURENBERGER, Larisa Borisovna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Business in the Service Sector. Novosibirsk State University of Economics and Management (NINH). Russia. Novosibirsk. E-mail: [email protected].

PETRENKO, Nikita Evgenyevich - Postgraduate Student. Novosibirsk State University of Economics and Management (NINH). Russia. Novosibirsk. E-mail: [email protected].

ROGALEVA, Nadezhda Leonidovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Deputy Director for Scientific Work. Kamchatka branch of the Russian University of Cooperation. Russia. Pet-ropavlovsk-Kamchatsky. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.