В.С. Романюк,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления ОВД КЮИ МВД России
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ МВД РФ В СВЕТЕ БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ
Рассмотрение перспектив реализации лишь некоторых принципов Болонского процесса в образовательных учреждениях МВД РФ позволяет автору статьи утверждать о необходимости проведения большого объема изменений в учебной работе и законодательном регулировании последующей профессиональной деятельности выпускников вузов, готовящих на своих факультетах дипломированных специалистов с высшим образованием для работы в органах внутренних дел.
Современная Европа неуклонна в своем стремлении к все большему объединению. Уже реальностью для стран Евросоюза стало принятие Европейской конституции, отсутствие границ и единая валюта - евро. Наряду с целесообразностью этих, безусловно, важных для Европы шагов Европейское сообщество поставило перед собой цель усиления интеллектуальной, культурной, социальной базы континента, с тем, чтобы Европа стала и объединенной Европой знаний. В большей степени осуществление этих задач возложено на университеты.
Впервые о намерении создания Зоны европейского образования было заявлено в совместной Декларации «О гармонизации архитектуры Европейской системы высшего образования» в Сорбонне 25 мая 1998 г. министрами образования Великобритании, Германии, Франции и Италии.
Окончательно идея создания
«Объединенной Европы знаний» была сформулирована в совместном заявлении европейских министров образования и науки 19 июня 1999 г. в городе Болонья -«Зона европейского высшего образования» в так называемой Болонской конвенции.
Соответственно, все дальнейшие
действия европейских государств -подписантов Конвенции в ходе реализации принципов Болонской конвенции стали именовать Болонским процессом.
18 сентября 2003 г. на конференции в Берлине министры образования и науки
европейских стран проголосовали за присоединение России к Болонскому процессу, число участников которого в настоящее время достигло 47 европейских государств [1].
Причины перехода к объединенной Европе знаний достаточно очевидны: за прошедшее время в Европе были созданы и политические, и экономические предпосылки объединения. Хоть сегодня мы и видим последствия всемирного экономического кризиса, но для стран -участниц Евросоюза перестали существовать таможни, пограничный контроль и разные национальные валюты. Все это способствовало
беспрепятственному перемещению
граждан стран Евросоюза, в том числе и специалистов с университетским образованием. Для свободного трудоустройства стало необходимым, чтобы и дипломы о высшем образовании были признаваемы во всех этих государствах.
Второй причиной создания единого образовательного пространства следует назвать то, что Европа сегодня пытается создать образовательную систему, способную конкурировать с американской. Затраты образовательного рынка США - 18 млрд. долларов в год, в Европе - 5 млрд. долларов [2]. Отсюда и стремление к унификации европейского высшего образования для противостояния американской образовательной среде, отбирающей лучшие умы по всему миру.
Объединенная Европа, легко
проголосовав за присоединение России к Болонскому процессу, обязала тем самым вузы нашей страны перестроиться в организации учебного процесса по европейски к 2010 г. Европа чрезвычайно заинтересована в наших высококлассных специалистах. Одну из главных причин этого назвал ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничий: «По
оценкам демографов, через 25 лет недостаток трудоспособного населения в Европе может превысить 160 млн. человек».
Для осуществления целей Болонской конвенции в нашей стране началась реформа всей системы образования. В частности, уже с 2008 г. российскому выпускнику вуза обязательно выдавать приложение к диплому, напечатанное на одном из широко распространенных европейских языков.
Реформа образования должна пройти во всех высших учебных заведениях России, включая и образовательные учреждения МВД РФ - вузы, готовящие на своих факультетах дипломированных
специалистов с высшим образованием для работы в органах внутренних дел.
Работа по переходу к системе обучения, основанной на принципах Болонского процесса, в нашей системе только начинается. На методическом сборе Московского университета МВД России в феврале 2005 г. вопрос о реформировании системы обучения был снят с повестки дня как неактуальный. Однако через год на аналогичном совещании с высокой
трибуны была обозначена необходимость
изменения ведомственной системы образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу.
А теперь позвольте высказать наше субъективное видение вероятных
последствий реализации некоторых принципов Болонской конвенции
применительно к ведомственной системе высшего образования МВД России.
Один из принципов Болонского процесса - это уже упомянутое нами приложение к диплому. Например, для Московского университета МВД РФ - это
не новация, это уже применяется, и при желании каждый работодатель,
принимающий выпускника на работу, имеет возможность ознакомиться с объемом и результатами изучения дисциплин. Новое приложение должно, однако, отвечать европейским
требованиям, в частности, перечень дисциплин необходимо измерять в
единицах трудоемкости, а не в часах, как это существует сегодня. Вопрос с выбором иностранного языка для выполнения приложения пока законодательно не решен. Вполне вероятно, что им может стать или английский, или французский язык.
Следующий принцип -
многоступенчатая система образования. Согласно Болонской конвенции, образование в вузе должно иметь три
уровня: бакалавр (три года обучения), затем магистр (два года), далее доктор философии (Ph.D.) (три года обучения). Российской Федерации удалось добиться приравнивания нашей ученой степени кандидата наук к существующей в Европе степени доктора философии.
Итак, после трех лет обучения в университете наш курсант выпускается с дипломом бакалавра и, как этого требует Болонская конвенция, идет работать в органы внутренних дел. Через некоторое время желающие учиться дальше (по оценкам российских экспертов, это 40 процентов бакалавров) [3] вновь приходят на учебу для получения диплома магистра. Проучившись еще два года, магистры имеют три альтернативные возможности: первая - поступить в аспирантуру для реализации своих научных идей, вторая -закончить годичную программу
подготовки преподавателей и самим обучать курсантов, третья - пойти работать. Это в теории. Теперь позвольте смоделировать этот процесс в практической плоскости на примере выпускника, возмем, к примеру, следователя. Итак, выпускник-бакалавр, закончив три курса, должен работать следователем. Следователь, в соответствии с уголовно-процессуальным законом, - это должностное лицо, наделенное большими
полномочиями. А реализация таких полномочий требует, соответственно,
больших знаний. Ответ на вопрос, сможет ли следователь-бакалавр в должной мере осуществлять свои полномочия, очевиден: не сможет, так как общий уровень профессиональной подготовленности следователей будет объективно снижен. Также возникает вопрос о том, как будет называться должность выпускника-
бакалавра, пришедшего в следственный отдел, так как наряду с ним там уже работают следователи с «классическим» высшим образованием. Соответственно, необходимо перерабатывать
ведомственные нормативные акты и вносить изменения в УПК РФ. Отработав положенное время, следователь с
дипломом бакалавра при желании вновь садится на студенческую скамью, специализируется и через два года получает степень магистра. Здесь возникают два вопроса: каков стимул
получения степени "магистр" для нашего выпускника и останется ли выпускник-магистр на работе в органах внутренних дел? Ответ на эти вопросы может быть дан только через создание экономической основы для реализации принципов Болонского процесса. Если разница в оплате труда бакалавров и магистров будет существенной, то у наших курсантов будет и стимул к дальнейшей учебе.
Принцип системы переноса и накопления зачетных единиц по типу European Credit Transfer System (ECTS) -европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные единицы трудоемкости могут быть получены и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными
университетами.
Предполагается, что система ECTS делает учебные программы легкими для прочтения, понимания и сравнения для всех студентов: и национальных, и
зарубежных, способствует мобильности и академическому признанию дипломов,
помогает университетам организовывать и пересматривать свои учебные программы
[4].
Для получения квалификации студент должен набрать нужное количество зачетных единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах. Наряду с традиционными пятибалльными
отметками за прослушанный курс студентам выставляют и европейские
зачетные единицы. Это более жесткая система контроля изученного. Каждая зачетная единица соответствует 25 астрономическим часам. Согласно
Болонской конвенции, каждый учебный год «весит» 60 зачетных единиц. Поэтому первому диплому соответствует 180 зачетных единиц, а второму - еще 120. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных
понятий, связей между понятиями,
наработанные навыки. В 25 астрономических часов общей
трудоемкости включается самостоятельная работа студентов и сдача ими промежуточных и итоговых испытаний, все другие виды учебной работы. Каждая дисциплина должна «весить» 4-6 зачетных единиц. Две трети зачетных единиц составляют обязательные дисциплины, остальные студент
формирует самостоятельно.
На первый взгляд, все это очень похоже на то, что есть у нас, и нам не составит большого труда при желании перейти от нашей единицы измерения -академического часа - к европейской зачетной единице и тем самым обеспечить общеевропейскую сопоставимость
содержания приложений к дипломам.
Но на самом деле это далеко не так. Во-первых, в нашей системе образования академический час включает не общую работу, а только аудиторную, если брать не стандарт, а реальные учебные планы. Во-вторых, за каждой зачетной единицей стоят на самом деле не только физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее - компетенции. И определение объема этих компетенций в расчете на зачетную единицу - предстоящая большая кропотливая методическая работа, которая
должна проводиться по единым технологиям со всеми университетами, для того чтобы «вес» каждой зачетной единицы был хотя бы примерно одинаковым. Также возникает вопрос, каким образом наш ведомственный вуз сможет принять на обучение студента, получившего зачетные единицы в другом университете. И смогут ли курсанты вузов МВД РФ перемещаться по другим вузам с нашими зачетными единицами?
Принцип содействия мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения студентов и преподавателей состоит в том, что европейские студенты всех ступеней обучения должны поощряться к проведению хотя бы одного учебного семестра в университете вне собственной страны. В то же время все больше преподавателей университетов должны работать в европейских странах за пределами своей собственной. Так гласит Болонская конвенция.
Указанная пространственная
мобильность и студентов, и преподавателей проистекает от
формирования единого рынка труда
высшей квалификации в единой Европе. Россия, к сожалению, вряд ли в обозримом будущем станет частью единого европейского экономического
пространства. Соответственно, этот
принцип останется для нас декларативным. Теоретически можно допустить учебу наших курсантов в европейских университетах по сходным специальностям. Но кто из курсантов сможет оплатить такую учебу? Кроме того, учебные программы нашего
ведомственного образования достаточно специфичны, поэтому и круг потенциально изучаемых в Европе дисциплин достаточно узок. Следующий важный вопрос при подобной учебе - это свободное владение курсантами иностранным языком избранного
европейского вуза. Это в равной мере относится и к преподавателям, которые соберутся преподавать в европейском вузе. Также требует серьезной проработки
вопрос оплаты труда наших преподавателей в Европе.
Рассмотрение перспектив реализации лишь некоторых принципов Болонского процесса в образовательных учреждениях МВД РФ позволяет утверждать о необходимости проведения большого объема изменений в учебной работе и законодательном регулировании
последующей профессиональной
деятельности наших выпускников.
Россия как страна европейская не может игнорировать объединительные процессы, проходящие в Европе. Тем более в таком важном вопросе, как законодательство, регламентирующее получение высшего образования. Однако, на наш взгляд, для полной реализации Болонских принципов в вузах Росси, в том числе и в образовательных учреждениях МВД РФ, должна быть подготовлена надежная экономическая основа. При реализации Болонских принципов наше ведомственное образование не должно утратить то позитивное, что было накоплено в предыдущие годы, а именно -
фундаментальность и академичность в подготовке курсантов и слушателей и интеграцию науки в образование. В противном случае ведомственное
образование рискует превратиться в
традиционную для западных, в том числе и европейских, стран полицейскую школу с узким и специфичным набором изучаемых дисциплин. Так, например, подготовка офицеров полиции в Австрийской Республике проводится в Академии безопасности. Условие поступления в Академию безопасности (СИАК) в Австрии - наличие аттестата о среднем образовании и законченное начальное полицейское образование: первичная
полицейская подготовка и практическая работа или курс повышения квалификации для служащих.
Специальное офицерское образование в Академии безопасности Австрии продолжается 21 месяц. За это время необходимо окончить курс установленных учебным планом дисциплин, время, отводимое на каждую из них, различно. Например, на курс истории полиции
отводится от 8 до 10 лекционных часов. Продолжительность лекционного часа равняется 50 минутам. Содержание курса может быть изменено самим преподавателем. Практические занятия в виде привычных семинаров и практикумов отсутствуют, существуют, правда, выездные занятия для ознакомления с практической работой различных полицейских подразделений. Список учебных дисциплин Академии
безопасности Австрии в сопоставлении с российскими аналогами сведен нами для наглядности в таблицу (см. таблицу).
Успешная учеба в Академии безопасности и сдача квалификационного экзамена являются обязательным условием получения специального звания - «офицер полиции» и дальнейшего карьерного роста на службе в полиции.
Окончание Академии дает право только на работу в полиции и некоторых иных правоохранительных органах. Степень «магистра права» выпускникам Академии безопасности не присваивается [5]. Таким образом, по окончании такой Академии выпускники получают только
профессиональное, а не высшее образование. К примеру, надо сказать, что аналогичная система подготовки полицейских существует и в Турецкой республике, о чем свидетельствует отчет о посещении Академии полиции Турции (ТНАП) руководством нашего института в мае 2010 года.
Академия с 2003 года работает в рамках Болонского процесса по системе кредитов, имеется бакалавриат, магистратура, докторантура. В академии учатся студенты из балканских стран. Дипломы академии признают в ОБСЕ и ООН. Студенты живут в академическом кампусе. Академия находится за пределами Анкары. Быт и развлечения студентов характеризуются участием в различных кружках, спортивных секциях, в театральных представлениях.
Бакалавриат - 4 года, возраст
поступления в академию 18-19 лет. Обучение бесплатное. Обучение иностранных студентов оплачивается правительством Турции. Обучается 1600
студентов, заканчивая обучение, получают диплом юриста и звание помощника комиссара полиции. Выпускники служат в полиции, работают в судах и других правоохранительных органах ТР.
Обучение в магистратуре и докторантуре по специальности юриспруденция, борьба с преступностью. Основные научные направления: терроризм, наркотрафик, разведка.
Кадры:
академические специалисты - 81, полицейские специалисты - 145.
В том числе:
Профессоров - 17, доцентов - 8, ассистентов - 18.
14 кафедр, 48 кандидатов наук ^ d). Преподают в академии и практики из полиции.
Практическая направленность обучения выражается в месячной стажировке в полицейских участках.
Основные учебные дисциплины: конституционное право, административное право, правовая защита, специальные дисциплины.
Социально-гуманитарный блок в образовательной программе академии составляют предметы: философия,
социология, политология, этика и др. науки.
В системе подготовки кадров 2 полицейских колледжа. Выпускники колледжей поступают в академию без вступительного экзамена.
После 8 лет учебы в общеобразовательной школе мальчики 2 года учатся в колледже по программе средней школы.
Психологический отбор реализуется в форме тестов в ходе поступления в колледж и после обучения на последнем 4 курсе академии. Тестирование проводят психологи и специальные сотрудники. Если возникает необходимость, дополнительные исследования проводятся на базе стационарных лечебных учреждений. Отсев незначительный.
Конкурс в колледжи большой: 350
человек отбирают из 80000 заявлений по результатам ЕГЭ и после вступительного
экзамена (математика и физика, физкультура) и собеседование.
В академию поступают не только после колледжей, но и после учебы в других заведениях.
Из выступления директора полицейского колледжа Анкары
Цель учебы в колледже - подготовка для поступления в академию.
Учиться в колледже престижно. Полицейский колледж занимает 6 место среди колледжей Турции. Учеба бесплатная. Она обеспечивает выбор стабильной и хорошо оплачиваемой работы (в среднем офицер полиции после учебы в академии получает около 1500 долларов в месяц).
Завершение учебы в колледже позволяет выбирать и другие профессии.
Учеба в колледже одного ученика обходится в 10000 долларов.
Учеба организована по стандартам среднего образования. Полицейские дисциплины даются факультативно. 425 курсантов колледжа занимаются спортом по 17 видам.
При поступлении в колледж придается большое значение собеседованию. Запрашивается медицинская справка из учреждения здравоохранения. Кандидаты с явными физическими и психическими дефектами сразу отсеиваются. В колледже учатся курсанты из разных уголков Турции. Примерно 30% курсантов - из семей полицейских.
Английский - обязательный предмет, даются и развиваются навыки общения, разговорной речи на английском. По выбору французский или немецкий.
95% выпускников колледжа поступают в академию без экзаменов. Курсант, поступивший в Академию и выбравший после ее окончания не полицейскую службу, а другую профессию, обязан оплатить учебу. В 2009 году было подано 200000 заявлений в полицейский колледж по итогам ЕГЭ. В результате многоступенчатого отбора на
собеседование пригласили 7000 абитуриентов и отобрали 325 курсантов.
В колледже все бесплатно и даже выдаются деньги курсантам на карманные
расходы в зависимости от успеваемости: 30 лир (25 долларов) в месяц тем, у кого есть тройки, 35 лир - у кого их нет, 40-45 лир получают отличники.
Письменный экзамен при поступлении проводится в форме теста.
Полицейские______школы. Обучение
двухгодичное. Поступление в школу после 10 лет обучения в средней школе. Образование среднее специальное или незаконченное высшее.
Научные исследования.
Из выступлений руководителя антитеррористи ческого исследовательского центра (институт безопасности) (образован в 2008 году):
Центр ведет исследования в области противодействия терроризму, его сотрудники участвуют в образовательной деятельности. Направление -
противодействие терроризму и
предупреждение преступности. В декабре 2010 г. запланирована международная конференция по борьбе с терроризмом.
Один из проектов центра посвящен проблемам «злоупотреблений в области религии» и религиозного экстремизма.
По итогам реализации проекта рассматриваются три вида терроризма: левый, сепаратисты и правый.
В результате успешной
антитеррористической работы полиции удалось раздобыть архив из 7000 анкет членов турецкой экстремистской
организации «Хезбола».
Использовались экспертные интервью с работниками тюрем, полиции,
преподавателями, а также фокус-группы по проблемам терроризма, опросы руководителей религиозных организаций. Для террористов специальным
антитеррористическим законодательством Турции предусмотрено пожизненное заключение, за финансирование
террористов - до 15 лет в специальных тюрьмах (FE). В турецких тюрьмах 120000 заключенных (рассчитаны они на 75000).
Основные_________итоги_______обработки
эмпирических данных:
60% террористов вовлечены в террор родственниками;
40% другими агентами.
Среди экстремистов 26% верующие.
В основном молодежь, в том числе:
42% от 14 до 17 лет,
22% от 18 до 21 года,
13% от 22 до 25 лет.
50% имеют школьное образование,
23% неполное (8-летнеее),
57% безработные.
В структуре Министерства внутренних дел Турции, турецкой национальной полиции существует специальный
департамент - TADOC турецкая международная академия антинаркотизма и организованной преступности.
В ней ведется обучение на 3 языках (турецкий, английский, русский). В
тренингах участвуют представители 63 стран (3319 участников).
В системе специального образования
полицейских существует академия
разведки (ISAK), основанная в 1951 году. Академия проводит тренинги по
повышению квалификации полицейских,
работающих в разведке (основная
программа, программы специализации,
программа персональных навыков);
международные тренинги, публикует
учебные материалы.
Основные учебные пакеты:
1. Курс разведки «Внутренняя безопасность», продолжительность 2 недели.
2. Курс «Основные понятия разведки и пешего-мобильного преследования», 2 недели.
3. Курс «Разведки по борьбе с терроризмом», 2 недели.
4. Курс «Разведки с организованной преступностью», 2 недели.
5. Электронно-технический курс разведки, 1 неделя.
Опубликовано 111 книг по проблемам противодействия организованной
преступности и терроризму.
Академия имеет гостевой дом на 100 человек.
Есть мнения, что введение аналогичной системы обучения в системе МВД может отрицательно сказаться на общем образовательном уровне сотрудников органов внутренних дел, что, в свою очередь, может привести к росту преступности в Российской Федерации. И здесь следует отметить, что необходима большая работа всей системы подготовки кадров для правоохранительных органов по выработке новой образовательной концепции профессионального
образования. В самое ближайшее время.
Таблица
N Курс в Академии безопасности Австрии Курс вузов МВД РФ
1. Verfassung Конституция Конституционное право
2. B ehoerdenorganisati on Организация органов власти Конституционное право
3. Еи-recht Право Евросоюза -
4. Verwaltungsverfahren Административный процесс Административное право
5. Dienst- und besoldungsrecht Служебное право и порядок выплаты денежного содержания
6. Disziplinarrecht Дисциплинарное право Трудовое право
7. Materielles poli-zeiverwaltungsrecht Материальное право полицейского управления Основы управления в ОВД
8. Grundzuege des Haushalts Основы жилищного права Жилищное право
9. Finanz und zollrechtes Финансовое и таможенное право Финансовое право Таможенное право
10. Strafrecht und Strafverfahrensrecht Уголовное и уголовнопроцессуальное право Уголовное право Уголовный процесс
11 Privatrecht und zivilprozessrecht Частное право и гражданско-процессуальное право Гражданский процесс
12. Voelkerrecht Международное право Международное право
13. Vollzugsdienst Исполнительная служба Уголовно-исполнит. право
14. Einsatzbearbeitung Проведение специальных операций Тактико-специальная подготовка
15. Kriminalistik und kriminaltechnik Криминалистика и криминалистическая техника Криминалистика
16. Kriminaltaktik Криминалистическая тактика Криминалистика
17. Erscheinungslehre Габитология Криминалистика
18. Fahndungswesen Основы розыска ОРД
19. Beweislehre Учение о доказательствах Уголовный процесс
20. Vernehmungstaktik und vernehmungslehre Тактика допроса и учение о допросе Криминалистика
21. Staatspolizeilicherdienst Государственная полицейская служба -
22. Tatortpraxis Практика работы на месте преступления Уголовный процесс Криминалистика
23. Kriminalpsychologie Криминальная психология Психология
24. Gerichtsmedizin Судебная медицина Судебная медицина
25. Gerichtspsychiatri e Судебная психиатрия Судебная психиатрия
26. Verkehrsdienst Дорожная служба -
27. Taktik und Ordnungsdienst Служба по охране правопорядка Тактико-специальная подготовка
28. Ausbildung in Einheiten Учение о взаимодействии -
29. Karten- und Gelaendekunde Картография рекогносцировка Тактико-специальная подготовка
30. Flugbeobachtungsausbildung Подготовка по наблюдению за самолетами Тактико-специальная подготовка
31. Waffen- und Geraetekunde Оружие и специальная техника Специальная техника
32. Schiess- und Sprengmittelwesen Боеприпасы и взрывчатые вещества Тактико-специальная подготовка
33. Fernmeldewesen Средства связи Специальная техника
34. Strahlenschutz Радиационная защита Тактико-специальная подготовка
35. Schriftverkehr Служебная переписка -
36. Psychologie Психология Психология
37. Soziologie Социология Социология
38. Wirtschaftspolitik Экономическая политика Экономика
39. Paedagogik Педагогика Педагогика
40. Politische bildung Политическое образование Политология
41. Fuehrungsausbildung Обучение руководителя Основы управления в ОВД
42. Projekt management Управление проектами Основы управления в
ОВД
43. Netzplantechnik Техника сетевого планирования Основы управления в ОВД
44. Rhetorik Риторика Риторика
45. Medienverhalten Связь с общественностью -
46. Personalmanegement Управление персоналом Основы управления в ОВД
47. Englich; franzoesisch Английский, французский Иностранный язык
48. Oesterr zeitgeschichte Новейшая история Австрии История Отечества
49. Geschichte des sicherheitswesens История учения о безопасности История государства и права
50. Leibesubung und Физическая подготовка и Физическая
selbstverteidigung самооборона подготовка
51. Einfuehrung іп die empirische sozialfor-schung und wissen-schaftliche arbeit Введение в практические социологические исследования и научную работу Социология
ЛИТЕРАТУРА
1.Основные документы по Болонскому процессу размещены на сайте Санкт-Петербургского государственного университета. http://www.bologna.spbu.ru
2.Кузнецов Д.И., Иванов А.В. От Болонской декларации к университетскому книгоизданию России, или Некоторые размышления о будущем высшего образования // Университетская книга.-2004. -N 2.
З.Зенькович О. Откуда берутся волшебники-недоучки // Парламентская газета.- 2005. -10 марта.
4.Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левен / Лувен-Ла-Нев, 28-29 апреля 2009.
5. G. Bogl, H. Seyrl. Die Wiener Polizei. Edition "S". - Wien, 2003. - S. 390-395.