Секция учебно-методическая
УДК 658.512.2
А. В. Лучинин, Б. Н. Миронов
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Опыт многолетнего преподавания курса «Методы научно-технического творчества» (МНТТ) привел к необходимости реорганизации его содержания за счет увеличения акцента как на методологическую [1], так и на психологическую части учебной программы. В качестве основы методологического модуля нами принята так называемая законопознавательная методология, известная пока малому кругу ученых [2]. Она содержит в себе такую общую систему законов, из которой как частный случай выводятся многие законы техники. Кроме того, она распространяется и на психологию изобретательской деятельности.
Наряду с классическими подходами П. В. Симонова, А. Я. Пономарева и Г. Селье авторы попытались развить новый подход в объяснении теории творческого процесса на основе упомянутой выше законопознавательной методологии. В результате в программу курса были введены разделы «Энергоинформационная модель творческого процесса» и «Фазы развития творческого процесса», ориентированные именно на специфику изобретательской деятельности.
В качестве совершенствования учебно-лабораторной базы нового курса решено наряду с применением компьютерных изобретательских систем и традиционным тестированием психологических качеств творческой личности внедрить тренажерные системы по развитию необходимых для изобретателя качеств. В качестве таких тренажерных установок применены разработанные в ОКБ «Ритм» система тренировки стрессоустойчивости, установка тренировки необходимых качеств на основе использования биообратной связи, аппараты по определению функциональной асимметрии мозга: стабилоплат-форма и др.
Кроме лекционных и лабораторно-практических занятий, учебный план нашей дисциплины предусматривает выполнение домашнего творческого задания, состоящего в постановке и решении учебно-тренировочной изобретательской задачи. Работа выполняется как в домашних условиях, так и в компьютерной лаборатории с использованием изобретательских и исследовательских систем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Миронов Б. Н. О развитии философско-методологического блока учебного курса «Психолого-методологические основы изобретательской деятельности»//«Про-блемы высшей школы России на рубеже XXI века». Пенза, 1994.
2. Рыбкин И. М. Космическая математика Пушкина и циклы живого. Таганрог, 1957. (Рукопись).