экономические науки
Яновская Ольга Рудольфовна, Булатов Анвар Булатович ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ ...
УДК 338.28
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РОССИИ
© 2018
Яновская Ольга Рудольфовна, доцент кафедры «Экономика и бизнес» Булатов Анвар Булатович, студент кафедры «Экономика и бизнес» Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (105005, Россия, Москва улица 2-я Бауманская д. 5 стр.1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрено активно развивающееся в современной экономике направление по созданию технопарков, которые являются одним из способов ускоренного внедрения разработок высоких технологий. Кратко представлена история появления технопарков, и их эволюция за рубежом и особенности их создания в разных странах. Отмечается положительное влияния технопарков на экономику региона. Тем не менее создание технопарка требует существенных усилий всех заинтересованных сторон, прежде всего государства и местных властей. Технопарки в России начали появляться в 90-е гг прошлого века и в настоящее время в России их насчитывается около 200. Процесс их создания идет с переменным успехом, что обусловлено с одной стороны недостаточно развитым в этой сфере законодательством, а с другой объективными трудностями финансирования и местными особенностями. Важно, что этому уделяет большое внимание правительство России, так как необходимость таких структур, особенно в контексте импортозамещения, не вызывает сомнений. Это позволит поддерживать конкурентоспособность государства в различных новых отраслях промышленности, ускорит процесс внедрения инновационных разработок, придаст импульс развитию региона, создавая новые рабочие места.
Ключевые слова: технопарк, технополис, инновации, экономика региона, управляющая компания, резидент технопарка, инфраструктура, развитие, выравнивание диспропорций, государственная политика, риски вложений, финансирование, координатор, бизнес, местный бюджет, ресурсы, импортозамещение.
PROSPECTS OF TECHNOPARK DEVELOPMENT IN RUSSIA
© 2018
Yanovskaya Olga Rudolfovna, assistant professor of the chair of economics and business Bulatov Anvar Bulatovich, student of the chair of economics and business Bauman Moscow State Technical University (105005, Russia, Moscow, 2-ya Baumanskaya street, 5, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the actively developing trend in the modern economy to create technoparks, which are one of the ways to accelerate the introduction of high technology development. The history of the appearance of technoparks, their evolution abroad and peculiarities of their creation in different countries is briefly presented. There is a positive impact of technology parks on the economy of the region. Nevertheless, the creation of an industrial park requires significant efforts of all stakeholders, primarily the state and local authorities. Technoparks in Russia began to appear in the 90s of the last century and currently there are about 200 of them in Russia. The process of their creation is proceeding with varying success, which is due, on the one hand, to the insufficiently developed legislation in this area, and on the other, objective difficulties in financing and local features. It is important that the government of Russia pays much attention to this, since the necessity of such structures, especially in the context of import substitution, is unquestionable. This will help to maintain the state's competitiveness in various new industries, accelerate the implementation of innovative developments, give impetus to the development of the region, creating new jobs.
Keywords: technopark, technopolis, innovation, regional economy, management company, technopark resident, infrastructure, development, equalization of disproportions, public policy, investment risks, financing, coordinator, business, local budget, resources, import replacement
Технопарк - научно-технологическое объединение, задача которого состоит в развитии различных отраслей экономики на уровне современных технологий. Является объектом инфраструктуры для технологических компаний, оказывающим резидентам технопарка различные услуги, обеспечивающие снижение издержек и устойчивый рост ключевых показателей. Технопарк представляет собой структурированный научно-производственный имущественно-территориальный комплекс, который может сдаваться в аренду согласно требованиям конкретных инновационных предприятий, и включает в себя различные службы, предоставляющие сложный и простой сервис.
Согласно российскому ГОСТ Р56425-2015 «технопарк - это управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению его резидентов» [1]. Крупные технологические площадки, которые могут обеспечить реализацию масштабных проектов среднего и крупного бизнеса, называют технополисами.
При создании технопарков ставятся задачи поддержки, развития и выпуска фирм высоких технологий; превращения инновационных научно-технических разработок в товарную продукцию; развития новых производств, экономической структурной перестройки регионов; усиления роли науки и образования; создания новых рабочих мест; поиск и привлечение специалистов и инвестиций. В результате создания технопарка ожидается увеличение доходов местного бюджета; улучшение
экономической ситуации в регионе; повышение устойчивости местной экономики; развитие компаний малого и среднего бизнеса.
В технопарке компании резиденты могут рассчитывать на получение в аренду помещений или оборудования, земли под строительство, получение грантов или льготных кредитов, других финансовых субсидий, на маркетинговые или консалтинговые услуги. Кроме того, технопарк обеспечивает доступ к исследовательским и производственным структурам, осуществляет поиск заказчиков и заключение контрактов, организует информационное обеспечение, предоставляет доступ к средствам связи и вычислительной технике, занимается подготовкой кадров, а также решает социально-бытовые вопросы.
Как показывает опыт, для успешного функционирования технопарка в регионе желательно иметь достаточно крупный учебный или научный центр, должен быть также спрос на инновационную продукцию технопарка, требуется наличие в регионе благоприятного предпринимательского климата и предпринимателей в инновационной области, а также желание местных властей совместно с технопарком решать социально-экономические проблемы региона; в технопарке должны быть квалифицированные специалисты и достаточные финансовые и материальные ресурсы для поддержки предпринимателей.
Мировой опыт развития технопарков независимо от конкретного государства в обобщенном виде сводится к трем моделям - американской (характерной для
36Т
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
Yanovskaya Olga Rudolfovna, Bulatov Anvar Bulatovich PROSPECTS OF TECHNOPARK DEVELOPMENT ...
economic sceinces
Северной и Южной Америки), японской (Япония), и смешанной (страны Западной Европы, Скандинавия). Рассмотрим особенности каждой из этих моделей.
Американская модель появилась первой и является самой простой по своей структуре. Образование технопарков происходило вскоре после окончания Второй мировой войны, когда неиспользуемые ресурсы университетов стали арендовать коммерческие организации. Отношения строились естественным путем, исходя из потребностей и интересов компаний.
Первым технопарком называют всемирно известную «Кремниевую долину». Он был организован в Стэнфордского Университета в конце 40-х гг. и может считаться одним из самых крупных технопарков в мире. В 1981 году технопарк был объявлен заполненным, включающим в себя 80 компаний и 26 тысяч сотрудников. Формирование структуры технопарка потребовало около 30 лет. Это говорит, что такие проекты являются долгосрочными, организационно сложными и постоянно развивающимися [2].
Технопарки в Европе появились только в 1980-е годы. Перед ними была поставлена задача ускоренного внедрения научных разработок в производство. Европейские технопарки чаще всего создаются на базе крупных университетов или научно-исследовательских центров, которые реализуют научную поддержку парка, региональная администрация предоставляет землю и инфраструктуру, а агентство по развитию территории или другая уполномоченная организация обеспечивает финансирование.
Технопарки в разных странах Европы могут иметь свои особенности, например, технопарк во Франции часто реализует концепцию «технопола», которая предполагает проведение научных разработок в недостаточно развитых районах страны. «Технопол» чаще всего связан с каким-то городом и предполагает научное и техническое сотрудничество между образовательными и научными учреждениями и фирмами. Примером может назвать технопарк Франции "София Антиполис".
В Японии создание технопарков предполагает создание совершенно новых городов, которые должны включать в свою структуру исследовательские университеты, наукоемкий бизнес, жилые массивы и учреждения культуры. Япония идею технопарков развила до нового уровня технополисов. Идея технополиса предполагает максимальную интеграцию технопарковой и городской системы.
Технопарки создавались с целью выравнивания диспропорций в уровне социально-экономического развития регионов страны, диверсификации региональной экономики, улучшения качества жизни населения в депрессивных регионах, обеспечения инновационных компаний необходимой инфраструктурой, венчурным капиталом, научными кадрами. В большинстве индустриально развитых стран технопарки стали одним из ключевых инструментов развития промышленности, человеческого капитала и реализации предпринимательской инициативы.
В настоящее время в мире насчитывается около 2500 технопарков, из которых в США функционируют около 300, в Европейском Союзе - более 600, в Японии - около 100, в Китае - более 80 [3].
Однако создание технологических парков не всегда является успешным и эффективным. Причины трудностей могут быть разными, но чаще всего отсутствие четких представлений о цели развития, необходимость иметь достаточно развитую инфраструктуру, невозможность привлечь предпринимателей к сотрудничеству, а кроме того достаточно медленный выход на окупаемость вложенных средств - «Кремниевой долине» потребовалось для этого около 35 лет.
Можно сказать, что в СССР прообразом технопарка, или скорее технополиса был первый Академгородок, созданный в 30 км от города Новосибирска в 1957 году.
Основоположником Сибирского отделения Академии наук был академик М.А. Лаврентьев. Почти одновременно с созданием Академгородка появился и Новосибирский Государственный Университет. Лаврентьев предложил также проводить Всесибирские олимпиады школьников. В результате развития этой идеи появилась физико-математическая школа-интернат (ФМШ) для победителей олимпиад. Университет стал составной частью Академгородка. Именно поэтому в университете почти все преподаватели были активными учеными более 20 академических институтов. НГУ до сих пор остается вузом с высоким рейтингом. А многие его выпускники продолжили свою деятельность уже в технопарках США, Западной Европы, Японии. Кроме того, научные центры были созданы в Иркутске, Красноярске, Томске, Якутске, Тюмени. В 1960 годах по образцу Академгородка были созданы несколько наукоградов вокруг Москвы (Фрязино, Черноголовка, Обнинск, Дубна, Пущино, Зеленоград), которые оказались вполне успешными в определенных областях деятельности. Однако они были ориентированы в основном на создание продукции оборонной промышленности.
Во всем мире технопарки предназначены для ускорения получения новых технологий на основе научных разработок, получения новых образцов продукции, создания новых компаний, предназначенных для коммерциализации новационных проектов, способных дать толчок развитию различных отраслей промышленности. Без этих услуг сейчас не обходится ни одна технологическая компания, претендующая на долю рынка. Особенно такая инфраструктура важна в контексте импортозаме-щения, поскольку оно предполагает значительные затраты бизнеса на НИОКР.
Томский научно-технологический парк в 1990 г. был первым технопарком России. Далее последовал бурный рост числа технопарков: если в 1990 году их было 2, то в 1993 - уже 43. В середине 90-х рост продолжился, технопарки стали создаваться на базе научных центров, в академгородках, наукоградах. Но в начале нулевых последовал значительный количественный регресс технопарков в связи с тем, что государство не имело понятной стратегии в области их создания и развития, и в связи со слабой материальной и финансовой базой технопарков.
Проблемой была также зависимость от ВУЗов: большая часть технопарков являлись структурными подразделениями университетов и не были способны на внедрение результатов научно-технических разработок в производство. Поэтому к 2006 году первая волна технопарков резко сократилась, остались только 4, связанные с крупными ВУЗами.
Второй этап масштабного создания и развития технопарков в России (с 2006 г. по н.в.) связан с реализацией целенаправленной государственной политики по формированию национальной инновационной системы. На федеральном уровне началась реализация адресных программ по созданию технопарков в Российской Федерации. Для ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации и обеспечения устойчивого экономического роста страны распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-Р была утверждена программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [4].
С 2007 года координатором программы являлось Федеральное агентство по информационным технологиям. В 2009-2011 годах функция координатора перешли в ведение Минкомсвязи России [2]. Действие этой программы, которая включала финансовую поддержку строительству технопарков из федерального бюджета, завершилось в 2014 году, в результате чего было создано 12 технопарков в сфере высоких технологий, создавших в совокупности десятки тысяч рабочих мест.
Несмотря на очевидные успехи развития технопар-
экономические науки
Яновская Ольга Рудольфовна, Булатов Анвар Булатович ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ ...
ков в начале 2010-х годов, большинство ошибок, допущенных в рамках первого этапа развития технопарков, не были учтены при создании законов, определяющих цели, задачи, принципы функционирования и роль технопарков в национальной инновационной политике. Развитие технопарков было непоследовательным, носило эпизодический характер, с точками роста и угасания.
В 2013 году Президент поручил Правительству РФ оказать содействие в развитии сети технопарков в России, создать эффективную инновационную экосистему для развития предпринимательства (поручение Президента РФ В.В.Путина от 27 декабря 2013 года № Пр-3086 по реализации Послания Федеральному Собранию). В результате в 2014 году Министерство финансов РФ разработало механизм возмещения субъектам Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (постановление Правительства РФ от 30.10.2014 г. № 1119) [5].
Развитие в России технопарков и большое число заинтересованных в них сторон потребовали установления единых требований к их элементам, включая территорию, инфраструктуру, деятельность управляющей компании, основополагающие документы. В 2014 году единый российский экспертный центр в сфере развития технопарков - Ассоциация кластеров и технопарков -разработал национальный стандарт (ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования [1]), актуализированная редакция которого была утверждена Росстандартом и вступила в силу в начале 2017 года.
Современные российские технопарки по их специализации можно распределить следующим образом: многоотраслевые технопарки (31%), информационные технологии (29%), медицина и биотехника (16%), приборостроение и машиностроение (15%), научные разработки и исследования (8%). Минимальная доля технопарков в России связана с сельским хозяйством (1%) [2].
Уровень финансирования российских технопарков, что определяет возможности реализации проекта, задают собственники технопарков, которыми чаще всего является представители региональной администрации, которые определяют 39% процесса финансирования технопарков. На втором месте находятся администрации вузов, которые поддерживают 26% российских технопарков. На третьем месте частные лица или компании с 22%. Меньше всего приходится на муниципальные администрации (13% технопарков) [2].
В настоящее время в Российской Федерации можно насчитать около 200 технопарков. Согласно ГОСТ Р56425-2015 «Технопарки. Требования» в Российской Федерации определены два типа технопарков: технопарки в сфере высоких технологий и промышленные технопарки.
Согласно постановлению Правительства РФ от 11 августа 2015 г. № 831 российским управляющим компаниям технопарков предоставляется возможность получения субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях [6].
13 сентября 2017 года на заседании Государственной Думы был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», предусматривающий законодательное закрепление понятия «промышленный технопарк», а также правовой основы деятельности промышленных технопарков. Законопроект был разработан с целью исполнения поручения Президента РФ В.В.Путина от 22 сентября 2015 г. № Пр-1918 и был поддержан Правительством Российской Федерации. Законопроект разрабатывался при участии Ассоциации кластеров и технопарков и дополнил действующий закон понятиями «промышленный технопарк» и «технологическая инфраструктура». Уточнение понятий «промышленный технопарк» и «технологическая инфраструктура» имеет ключевое значение для дальнейшего развития норма-
тивной базы деятельности промышленных технопарков и их резидентов. По итогам принятия законопроекта в 2018 году Минпромторг России разработает требования к промышленным технопаркам с целью применения к ним и их управляющим компаниям мер государственной поддержки.
За решение различных проблема создания и развития технопарков отвечают несколько министерств. Однако отсутствует единый ответственный орган на уровне Правительства Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности федерального центра и субъектов Российской Федерации. Пока еще существует ряд проблем российских технопарков, основные из которых будут рассмотрени ниже.
Важной задачей сегодня является уточнение понятия технопарка, что косвенно подтверждают данные по их общему количеству в России, которые могут существенно различаться. Это говорит об отсутствии четких критериев определения технопарков в официальной государственной статистики. Существует также несколько требований, которые должны соблюдаться при создании технопарков. Эти требования предопределяют успешную работу любых технопарков, независимо от их типов и размеров. Прежде всего при создании технопарка важно наличие крупных профильных ВУЗов или исследовательских учреждений, что обеспечивает высокий научно-технический потенциал; также требуется наличие развитой инфраструктуры производства, сбыта и проведения научно-исследовательских работ, т.е. существование лабораторий и базы опытного производства, требуются свободные площади для размещения научных сотрудников и технического персонала. Современная жизнь невозможна без развитой транспортной системы, также необходимо иметь надежную связь и доступ в Интернет. Сотрудники технопарка должны иметь все возможности, которые обеспечивают эффективную работу при проведении научно-технических разработок и исследований, и реализуют достойный уровень жизни.
Высокие риски долгосрочных вложений делают технопарки пока малопривлекательными для инвесторов, так как инновации требуют, обычно, значительного финансирования и не гарантируют быстрый возврат средств. Поэтому поддержка государства в плане налоговых и таможенных льгот может сделать инвестирование в технопарки более привлекательным. Управляющая компания технопарка должна обеспечить поиск и привлечение инвесторов, либо самостоятельно финансировать инновационные проекты.
Одной из проблем является развитие спроса на инновационную продукцию. Местные власти часто не уделяют достаточного внимания резидентам технопарков, которые требуют поддержки с целью расширения круга возможных контрагентов и заказчиков. Недостаток информации о требующих решения проблемах часто является причиной неэффективности использования средств, которые распыляются на несущественные повседневные задачи. Частично преодолеть эти трудности можно с помощью организации каких-либо мероприятий, которые позволяют резидентам технопарка встретиться с заинтересованными потребителями создаваемых разработок, и знакомство российских компаний с потенциальными возможностями сотрудничества с резидентами технопарков. Кроме того, для выхода на глобальные рынки резиденты должны иметь соответствующие возможности, которые должны обеспечивать технопарковые структуры.
Еще ряд проблем касается инфраструктуры отечественных технопарков, ее доступности и ее неравномерной загрузки, которые связана с различными потребностями резидентов, дефицитом или избытком оборудования, лабораторных и производственных площадей. Решение этой проблемы требует создания и использования специальной базы данных о возможностях инфраструктуры. Это позволит резидентам получать необхо-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
363
Yanovskaya Olga Rudolfovna, Bulatov Anvar Bulatovich PROSPECTS OF TECHNOPARK DEVELOPMENT ...
economic sceinces
димое оборудование или площади по мере необходимости и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Первостепенное значение имеет, конечно, снятие проблем технопарков с государственной поддержкой и повышение инвестиционной привлекательности технопарков. Очевидно, что эти проблемы взаимосвязаны, о чем говорит в том числе зарубежный опыт. Гарантии государства, льготы по налогообложению и таможенному оформлению позволяют привлечь дополнительные инвестиции и снизить риски реализации проекта. В экономически развитых странах с большим опытом создания технопарков государство всегда было основным инвестором. Это служит гарантией стабильности финансирования технопарков, которые служат главным звеном в цепи коммерческой реализации инноваций, что делает государство конкурентоспособным на мировом рынке. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГОСТ Р56425-2015 Технопарки. Требования (с Изменением N1). Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] // URL http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200121795
2. Хайкина Е.М., Сизова Ю.С. Развитие технопарков в Российской Федерации //Молодойученый. — 2016.-№14. - сс. 409-412. URL: https://moluch.ru/archive/118/32679/
3. Соколов А.В. Технопарки в сфере высоких технологий [Электронный ресурс] //Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 27 апреля 2018 URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/445/
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006г. № 328-р // Собрание законодательства РФ. — М.: Юридическая литература, 13 марта 2006. — № 11. — Ст. 1226.
5. Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 N1119 (ред. от 15.12.2016) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий», // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановления Правительства РФ от 11 августа 2015 г. № 831 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013 — 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков»
7. Баринова В.А., Мухлисова А. Р., Рыбалкин В.Е., Коцюбинский В.А. Технопарки стран мира. Организация деятельности и сравнение // Инновационная экономика: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
8. Иванова О.Е. Критический анализ зарубежного опыта создания технопарковых структур технопарков Вестник НГИЭИ. 2018. № 2 (81). С. 97-110
9. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Книга II. Региональная характеристика мира. М.: Дрофа, 2009.
10. Злобин А. О технопарках в России [Электронный ресурс] // «Умное производство» Выпуск 27 от 19.11.2014 URL:http://www. umpro.ru/index.php
11. Бухарова М.М., Голубкин И.В., Лабудин М.А., Миронова Д.С., Рахманкулова И.В., Сачкова О.Л. Третий ежегодный обзор «Технопарки России — 2017» [Электронный ресурс] //Ассоциация кластеров и технопарков. — М.: АКИТ, 2017. — 198 с.
12. Данина Е.А., Некипелова А.Д. Основные проблемы российских бизнес-инкубаторов и технопарков и пути их решения //Молодой ученый. - 2016, №9, с. 544-546, URL: https://moluch.ru/archive/113/29373/.
13. Конова О.Ю., Резникова Е.А. Назначение и роль технопарков в развитии малого инновационного предпринимательства [Электронный ресурс] // «Проблемы региональной экономики» Выпуск № 42 16.09.2017 URL: http://www.lerc.ru/
14. Костюнина Г.М., Баронов В. И. Технопарки в зарубежной и российской практике [Электронный ресурс] // «Вестник МГИМО-университета» №:3(24)2012 URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/ default/files/pdf/12ekonomika_kostyunina_baronov.pdf
15. Максимов Р.С., Угрушева К.Д., Кенич О. Мировой опыт архитектурной организации технопарков [Электронный ресурс] // «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов»Выпуск от 05.04.2016г. URL: http://jurnal.org/articles/2016/archi2.html
16. Рыков К.Н. Особенности архитектурной организации структур технопарков [Электронный ресурс] // «Архитектон: известия вузов» № 31 Сентябрь 2010 URL: http://archvuz.ru/2010_3/4
17. Румянцев А.А. Технопарк-пространство высоких технологий [Электронный ресурс] //«Архитектон: известия вузов» № 10 Июль 2005 URL: http://archvuz.ru/2005_2/3/.
18. Сироткина А.В. Технопарки как основа инновационной деятельности отечественного предпринимательства [Электронный ресурс] // «Автомобильная промышленность» 2008, №3 URL: https://
niiat.ru/publications/files/tehnopark.doc
19. Соколов А.В. Технопарки в сфере высоких технологий [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 27 апреля 2018 URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/445/
Статья поступила в редакцию 01.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018