УДК 37.01
Перспективы развития сетевой региональной модели служб школьной медиации
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с. Л.В. НОЖИЧКИНА, н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]
В статье выявлены проблемы, противоречия, предпосылки создания сетевой региональной модели службы школьной медиации в Подмосковье.
Ключевые слова: медиативный подход, метод школьной медиации, служба школьной медиации, сетевая региональная модель.
В Распоряжении правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» (далее - Концепция) говорится о том, что в современном обществе продолжают развиваться неблагоприятные тенденции общественной жизни, усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают социальные лифты, размывается система нравственных ценностей и ориентиров, так как рынок успешно заменяет ее чисто потребительскими ценностями, деградирует культура. Культ насилия, агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, замена на общение исключительно в социальных сетях) и многое другое являются приметами современного общества, оказывающими крайне негативное влияние прежде всего на детей и подростков. Все это никак не способствует формированию благоприятной, гуманной и безопасной среды для их развития и социализации. Кроме того, в школах непрерывно усложняются программы, растет нагрузка, а с ней и стрессы. В связи с усиливающимися миграционными процессами обостряются межнациональные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка существования в многоликом пространстве разнообразных культур.
Действие всех этих неблагоприятных факторов приводит к росту показателей детской и подростковой преступности, правонарушений, самоубийств, асоциальных проявлений.
Нравственная картина общества определяется его отношением к детям,
а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированной в 1990 году Российской Федерацией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.
Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают первые шаги.
Восстановительное правосудие предполагает активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты событием и (или) асоциальными или противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством применения медиации и восстановительной практики.
Восстановительный подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка им совершенного, недопущение изменения социального статуса правонарушителя (навешивания ярлыков), минимизацию последствий правонарушения и наказания, способных негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия.
Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация сохраняет за сторонами спора всю полноту власти и влияния на процесс выработки и принятия решения по спору, а также
на содержание этого решения. Медиация альтернативна судебному разбирательству, в котором решение принимает судья, а не стороны спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовые принципы - равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта.
Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности, в первую очередь представителям социально ориентированных профессий.
Продвижение идей восстановительного правосудия и восстановительного, подхода в работе с детьми и подростками идет в настоящее время стихийно и фрагментарно. Чаще всего такие усилия предпринимаются отдельными негосударственными организациями. В некоторых регионах существуют региональные программы. Однако недостаточная координация деятельности различных органов и организаций, работающих с детьми, отсутствие необходимой подготовки кадров (обученности их современным технологиям работы) позволяют говорить пока лишь об отдельных успехах.
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. Различные неправительственные организации предла-
гают самые разнообразные меры - на наш взгляд, от полезных и важных до опасных.
Более того, значение задачи внедрения медиации и восстановительного правосудия в защиту прав детей выходит далеко за пределы первичного контура ребенок - семья - школа (специальное учреждение). Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сферу защиты прав и интересов детей, он будет быстрее распространен и на все общество.
Таким образом, сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, эти социальные инновации - медиация и восстановительный подход, несомненно, актуальны и востребованы обществом. С другой стороны, сложившаяся практика проведения реформ исключительно сверху, слабость институтов гражданского общества, отсутствие системной финансовой поддержки этих инноваций замедляют их становление и развитие.
Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы создает на федеральном уровне принципиально новые условия для развития медиации и восстановительного подхода, развертывания широкомасштабной профилактической и коррекционной работы с целью реализации восстановительного правосудия. Фактически это государственный заказ на развитие и практическое внедрение медиации и восстановительного подхода на дальнейший период.
Одной из задач реализации Концепции является интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка.
Службы медиации на региональном и местном уровнях осуществляют следующие функции:
- практическая работа с детьми, семьями, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, судами, исправительными учреждениями и иными организациями, практическая работа по защите прав и интересов детей, профилактике конфликтов и правонарушений, участие в ситуациях, где есть конфликт или правонарушение;
- адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и местной специфики;
- подготовка работников различных организаций по дополнительным
профессиональным программам - программам повышения квалификации.
Возможны несколько вариантов создания региональных служб медиации, их организационно-правовых форм, способов вхождения в систему сети служб медиации, форм и механизмов координации и финансирования их работы, но приоритетным вариантом является создание в качестве структурного подразделения уже существующей государственной организации субъекта Российской Федерации (например, центра социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, института повышения квалификации педагогических работников). Вместе с тем создание нового структурного подразделения должно происходить без увеличения штатной численности работников и бюджетного финансирования государственной организации субъекта Российской Федерации.
Проектирование сетевой модели служб школьной медиации Московской области стало одним из основных направлений деятельности научно-методического центра педагогической рисколо-гии ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Разработка модели осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе был проведен обширный теоретический анализ научных и правовых основ использования медиации в социальной практике и системе образования, а также анализ процессов внедрения медиации в деятельность образовательных организаций. Проведен мониторинг отношения педагогической общественности к интеграции медиативного подхода в образовательную среду.
В исследовании приняли участие педагогические работники, которые были назначены руководителями образовательных организаций Московской области координаторами служб школьной медиации:
- руководители и заместители руководителей образовательных организаций;
- педагоги-психологи;
- социальные педагоги;
- учителя-предметники;
- учителя начальных классов;
- уполномоченные по защите прав ребенка.
98% респондентов имеют высшее образование, 85% - высшее педагогическое образование.
Анализ должностного состава выявил, что руководители образовательных организаций имеют разные предпочтения к выбору должности сотрудника, призванного осуществлять координацию деятельности службы школьной медиации (рис. 1).
Однако следует заметить, что большинство руководителей выбрали педагогических работников, которые так или иначе принимают активное участие в процессе воспитания и социализации обучающихся, выполняют обязанности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, обеспечению безопасности.
Мы предложили респондентам высказать свою точку зрения на причины конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном социуме.
Из предложенных вариантов ответов педагоги выбрали:
1) кризис ценностей в обществе;
2) сложности взаимодействия с родителями;
3) психологическая усталость;
4) социальное расслоение, агрессия в обществе;
5) недостаточная конфликтологическая компетентность участников межличностного взаимодействия;
6) отсутствие социальной и психолого-педагогической поддержки участников образовательного пространства (рис. 2).
Таким образом, мы видим, что педагоги имеют достаточно конкретное
Должность
Методист Воспитатель ГПД Учитель начальных классов ■
Директор и
Рис. 1. Анализ предпочтений к выбору должности сотрудника, призванного осуществлять координацию деятельности службы школьной медиации
Рис. 2. Причины конфликтов в образовательной организации
представление о причинах возникновения конфликтных ситуаций, но им сложно справляться с имеющейся ситуацией, так как существует психологическая усталость и недостаточная конфликтологическая компетентность как участников образовательного пространства, так и родительской общественности.
Возникающие конфликты, по мнению респондентов, всегда имеют ценностные основания.
Конфликты «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель-родитель», «учитель-учитель» являются самыми сложными. Они всегда связаны с цен-
ностно-смысловой сферой личности, формирующейся (или уже сформировавшейся) на основе социокультурных, социально-психологических условий среды, в которой формируется и развивается личность.
Исследование основных затруднений в создании службы школьной медиации показало, что педагогические работники считают, что главными затруднениями в создании службы школьной медиации являются: отсутствие штатной единицы медиатора в школе, отсутствие заинтересованности руководства образовательных органи-
■ Низкая мотивация педагогического коллектива к инновациям
■ Отсутствие штатной единицы медиатора
■ Отсутствие заинтересованности руководства
заций и низкая мотивация педагогического коллектива к инновациям (рис. 3).
Данные результаты объяснимы, так как любая инновация во все времена сложно интегрируется в образовательный социум в силу консервативного характера социального института школы. Успех инновационного процесса напрямую зависит от заинтересованности руководства и мотивации педагогической общественности. Когда сфера профессиональных компетенций расширяется, в нее вводятся новые понятия и смыслы, это вызывает дискомфорт и желание отстраниться, выделить новое знание в отдельную структуру. Большие бюрократические перегрузки, которые приходится сегодня преодолевать педагогическим коллективам, существенно осложняют процесс профессионально-личностного развития учителей. Они считают, что любое нововведение будет непременно сопровождаться еще одной волной бюрократических процедур и отчетов.
По мнению большинства респондентов, инициатором создания службы школьной медиации в образовательной организации должна стать администрация. И это вполне объяснимо. Именно управленческий аппарат способен создать условия для учреждения и развития служб школьной медиации на местах (рис. 4).
Несмотря на то что респонденты отмечают наличие психологической усталости, низкую мотивацию педагогического коллектива к инновациям, многие из них проявили профессиональный интерес к участию в проекте интеграции медиативного подхода в образовательную среду. Педагоги заинтересованы в создании психологически комфортного климата в школе, повышении личной и профессиональной компетентности в вопросах преодоления рисков, связанных с деструктивной функцией конфликтов, а также в создании эффективной системы, нацеленной на результат (рис. 5).
73% респондентов высказали заинтересованность в получении дополнительного образования в области интеграции медиативного подхода в образовательную среду.
На основании теоретического анализа и результатов опроса педагогического сообщества нами были определены основные риски создания сетевой модели служб школьной медиации Московской области.
1. Отсутствие единой концепции создания службы школьной медиации отвечающей международным стандартам. Риск дезорганизации медиативной деятельности.
Рис. 3. Затруднения в создании службы школьной медиации
Рис. 4. Кто должен быть инициатором?
Избегание конфликтов Результат
Любовь к людям Важно понять! Создание эффективной системы :
Рис. 5. Личная мотивация участия в проекте
Медиацией, по международным стандартам, принято называть технологию разрешения конфликта с участием нейтральной стороны. Сложность обеспечения принципа нейтральности в образовательной среде очевидна, поэтому при разработке модели было принято решение о создании сетевого взаимодействия через развитие ресурсных центров на базе образовательных организаций, центров медико-психолого-педагогической и социальной поддержки и др.
2. Отсутствие системы подготовки кадров для внутренней и особенно внешней медиации. Риск девальвации социальной значимости медиативной деятельности.
Качество подготовки кадров для реализации модели является основополагающим условием успеха.
Сотрудниками научно-методического центра педагогической рискологии разработана трехступенчатая система дополнительного профессионального образования. Программы рассчитаны на разные категории слушателей: руководители, педагогические работники, координаторы служб школьной медиации. Все программы имеют практическую направленность и проводятся в форме тренинговых занятий. Целью реализации данных программ является: формирование профессиональных компетенций педагогических работников системы образования в области управления проектами внедрения медиативного подхода в образовательную среду, управление педагогическими рисками, связанными с данным процессом на основе медиативного подхода в профессиональной деятельности, овладение практическими навыками проведения медиативных переговоров между субъектами образовательного пространства.
3. Низкая мотивация педагогического сообщества к решению данной проблемы. Риск недооценки социальной значимости медиативной деятельности.
Преодоление данного риска связано с необходимостью расширения информационного поля. Создание и расширение информационного поля возможно, если:
• осуществление научно-методической поддержки производится через трансляцию опыта интеграции медиативного подхода в образовательную среду: проведение форумов, семинаров, круглых столов, вебинаров и т. д.;
• создание интернет-ресурсов в социальных сетях, освещающих теоретические, правовые, практические проблемы развития медиации в России и мире. В данный момент существует страница «Служба школьной медиации в Московской области»;
• трансляция передового педагогического опыта внедрения медиативного подхода в образовательный социум, создания служб школьной медиации через региональные территориальные центры медиации;
• консультативная деятельность -создание и развитие школы медиации в Московской области на базе научно-методического центра педагогической ри-скологии.
Повышение мотивации возможно при использовании системы стимулирования педагогических работников руководством школ, а также создании условий для обучения медиативному подходу в очной форме обучения.
4. Преобладание формального бумажного подхода к организации медиативной практики. Риск имитации и дальнейшей формализации медиативной деятельности.
Риск формализма является существенной преградой на пути реализации сетевой модели. К сожалению, проявления формализма сегодня повсеместны и имеют под собой ряд существенных и объективных причин. Однако риск формализма преодолим, если построена система мониторинга, направленная не на количество, а на качество показателей.
На втором этапе проектирования модели были определены основные принципы, на основании которых будет построена модель. В основу принципов проектирования модели легли общие принципы медиации: конфиденциальность, добровольность, равноправие и равенство сторон, открытость и прозрачность, нейтральность и беспристрастность, ответственность сторон, сотрудничество.
В основу разработки модели, имеющей сетевой характер, то есть предполагающей взаимодействие между регионами в области информирования и обучения, помимо основных принципов медиации (нейтральность, равноправие, конфиденциальность) были положены следующие принципы:
• добровольность участия в сетевом объединении;
• независимость, автономность участников объединения, предполагающие гарантию невмешательства в работу служб и отсутствие любого давления извне;
• профессионализм участников сетевого объединения, соблюдающих в своей работе основные принципы медиации, работающих в рамках независимого от участников образовательного процесса структурных подразделениях (независимых территориальных ресурсных центров);
• информированность участников сетевого объединения о содержании деятельности, о практике реализации медиативного подхода в образовательных организациях, равный доступ к информационным ресурсам;
• регулярность и отлаженность процесса сбора и обработки получаемой информации, анализа и подготовки аналитических справок и рекомендаций.
На основании вышеперечисленных принципов нами были сформулированы условия успешной реализации модели.
Первое условие связано с тем, что модель не может быть эффективно реализована без управленческой поддержки в лице руководства Московской области, Министерства образования региона и областной комиссии по делам несовершеннолетних. Данное условие является необходимым, так как реализация проекта невозможна без создания нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование модели и материальные затраты на ее реализацию.
Второе условие внедрения и реализации сетевой модели предполагает системное взаимодействие между ее элементами и входящими в нее социальными институтами: только при ус-
Рис. 6. Сетевая модель служб школьной медиации Московской области
ловии постоянного взаимодействия и коррекции взаимных усилий возможно эффективное функционирование механизма медиации, нацеленного на оздоровление ситуации не только в отдель-
ных образовательных организациях, но и в регионе в целом.
Третье условие реализации сетевой модели предполагает качественное ресурсное обеспечение процесса
внедрения инновации: только целенаправленные усилия всех региональных структур позволят обеспечить необходимый количественный и качественный состав специалистов в сфере медиации (медиаторы-юристы, медиаторы-тренеры, руководители служб школьной медиации, консультанты и др.), наладить информационное обеспечение служб -участников сетевого объединения, обучение новых кадров и т. п.
Таким образом, была спроектирована сетевая модель служб школьной медиации, состоящая из четырех основных блоков:
1) управленческий;
2) научно-методический;
3) реализующий и координирующий;
4) внедренческий.
Задачи блоков скоординированы между собой, это позволяет осуществлять слаженное взаимодействие, прогнозировать и минимизировать неизбежные педагогические риски реализации модели, предупреждая негативные последствия (рис. 6).
Успех в реализации предлагаемой модели возможен, на наш взгляд, при соблюдении вышеприведенных условий, а также при заинтересованности широкой педагогической общественности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Медиация и сила слабых связей // Медиация и право. 2016. № 3 (41). С . 44-48.
2. Коновалов А. Школьные службы примирения. URL: http://www.8-926-145-87-01.ru/ (дата обращения 15.09.2017).
3. Зернова Г.П. Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике // История и педагогика естествознания. 2017. № 1. С. 25-32.
4. Ралько В.В. Медиация. Сущность и технология // Нотариальный вестник. 2009. № 1. С. 26.
5. Реализация потенциала педагогической рискологии в сети школьной медиации Московской области: науч.-метод. пособ. / под ред. И.Ю. Синельникова, Л.В. Ножичкиной. М.: АСОУ, 2017. 72 с.
DEVELOPMENT PROSPECTS OF REGIONAL NETWORK MODEL OF SCHOOL MEDIATION SERVICES
ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof., Leading Researcher NOZHICHKINA L.V., Researcher
Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article reveals the problems, the controversies, background to the establishment of a regional network model of school mediation service in Moscow suburbs.
Keywords: mediative approach, method, school mediation, school mediation service, the regional network model. REFERENCES
1. Asmolov A.G. Mediation and the power of weak ties. Mediatsiya ipravo, 2016, no. 3 (41), pp. 44-48 (In Russian).
2. Konovalov A. Shkol'nyyesluzhbyprimireniya (School services of reconciliation). Available at: http://www.8-926-145-87-01.ru/ (accessed 15 September 2017).
3. Zernova G.P. Analysis of existing approaches of the organization of school mediation services in the domestic theory and practice. Istoriya ipedagogi-kayestestvoznaniya, 2017, no. 1, pp. 25-32 (In Russian).
4. Ral'ko V.V. Mediation. Essence and Technology. Notarial'nyy vestnik, 2009, no. 1, p. 26 (In Russian).
5. Realizatsiya potentsiala pedagogicheskoy riskologii v setishkol'noy mediatsii Moskovskoy oblasti [Realization of the potential of pedagogical risk in the network of school mediation of Moscow region]. Moscow, ASOU Publ., 2017. 72 p.