СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
УДК 37.01
Опыт реализации служб школьной медиации в России: проблемы, противоречия, риски
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: [email protected]
В статье выявлены проблемы, противоречия, риски создания служб школьной медиации в России и Подмосковье.
Ключевые слова: службы школьной медиации.
Одно из актуальных и востребованных направлений в современном образовательном процессе - создание и реализация сетевых моделей служб школьной медиации. Некоторые специалисты заявляют о том, что одной из востребованных в будущем (в некоторых случаях уже сейчас) в гуманитарной области станет профессия медиатора. Почему данное направление так значимо и быстро развивается? Проблема повышения конфликтогенности (агрессии, насилия) свойственна современному миру в целом, а следовательно, и России как неотъемлемой части этого мира. Причем в разных сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной. В РФ существуют к тому же специфические особенности поликультурного пространства и ментального характера. Подтверждение данному выводу нам приносят СМИ (включая виртуальное пространство) ежедневно.
Следовательно, интерес к теме нашего разговора актуален и является не столько теоретическим, сколько практическим.
В РФ правовыми основами деятельности служб школьной медиации являются:
- Указ президента РФ от 1 июня 2012 г № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.»;
- ФЗ от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273;
- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации» от 27.07.2010 г. № 193;
- ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 194;
- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12. 2010 г. № 436; ФЗ «Об информации, информационных тех-
нологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149;
- ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152;
- Закон РФ «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 г. № 2300-1;
- ФЗ «О дополнительных механизмах противодействия деятельности, направленной на склонение детей к суициду», который подписал президент РФ 07.06.2017 г.
Несмотря на серьезную нормативно-правовую базу, в образовательном пространстве РФ выявлены противоречия, не позволяющие создать не только сеть служб школьной медиации, но и отдельные школьные службы медиации. В чем же эти проблемы, противоречия, риски?
1. В настоящее время развитие медиации в любом государстве, в том числе и в РФ, осуществляется по трем основным направлениям: законодательство, теория, практика. Именно практика находится на начальном этапе своего развития. Более того, существует мнение, что обучать медиаторов должны высшие учебные заведения, именно юридические вузы, так как в них работает опытный профессорско-преподавательский состав, и что наличие юридических знаний в программе подготовки медиатора обязательно (Пришенникова А. «Медиативные процедуры: российские проблемы)». Однако в школе эти медиаторы не могут работать, так как не имеют психолого-педагогической подготовки и высшего педагогического образования. Следовательно, для сети школьной медиации кадры должны готовиться в педагогических вузах.
2. Несмотря на то что около 30 организаций в 17 субъектах РФ ведут сегодня работу по обучению медиаторов, причем 15 образовательных центров действуют при вузах и количество обученных медиаторов на сегодня превысило 4 тыс. человек, нельзя сказать о том, что школы обеспечены дипломированными специалистами в данной области. В лучшем случае педагоги, школьные психологи и другие работники сферы образования проходят курсы переподготовки по программам (в большинстве случаев
несертифицированным) повышения квалификации. Худшие случаи - создание школьной службы медиации формально.
3. Многие родители не дают согласия на проведение медиации с участием своего ребенка. Особенно явно эта тенденция прослеживается в небольших городах, поселках, деревнях, где практически все знают друг друга и где не принято выносить сор из избы.
4. Во многих образовательных организациях нет школьной службы медиации, так как этому сопротивляется администрация школы или муниципалитета.
5. В то же время есть еще один нюанс сопротивления администрации школы созданию школьной службы медиации, несмотря на то что директор школы по несколько раз в день занимается разрешением конфликтных случаев, особенно с родителями. Директор опасается «законности» создания подобной службы на бюджетной основе, а на внебюджетной еще больше.
6. Нет в штатном расписании школы медиатора. Такой профессии тоже нет. Из создавшегося положения при соответствующей мотивации и заинтересованности каждый директор индивидуально ищет решение.
7. Даже если у него (директора) есть средства для обучения медиатора (в Москве, например, Научно-методический центр медиации и права) у него нет уверенности в том, что получивший сертификат медиатора работник не уйдет в другую образовательную организацию, если там ему предложат более высокую зарплату.
8. Следует согласиться с мнением о том, что широкое распространение медиации и совершенствование нормативной базы возможны только в том случае, если будут учтены такие факторы, как менталитет наших граждан, уровень их правовой культуры и правосознания. Решение данной проблемы возможно при активной просветительской работе органов государственной власти всех уровней, в том числе местного самоуправления, средств массовой информации, образовательных организаций и самих медиаторов.
4■2017
История и педагогика естествознания
15
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Нами названы далеко не все трудности, проблемы, риски, противоречия. Выявлены они в том числе в ходе обработки нижеследующей анкеты (была использована в ходе вебинара в сентябре 2017 года).
Создание службы медиации в образовательной организации
1. Существует ли в Вашей образовательной организации (далее ОО) служба школьной медиации?
Да.
Нет.
Создается.
2. Известны ли Вам нормативно-правовые документы для создания службы школьной медиации?
Да.
Нет.
3. Действует ли в Вашей ОО служба школьной медиации в виде восстановительных программ, применяемых в службе примирения?
Да.
Нет.
Иная форма (пояснить).
4. Какие трудности Вы встретили при создании службы школьной медиации?
Организационные.
Административные.
Кадровые.
Коммуникативные.
Иные (указать, какие именно).
5. Созданы ли условия в ОО для службы школьной медиации?
Соответствие стандартам.
Добровольность создания.
Учет результатов.
Профессиональная коммуникация.
6. Кем поддерживается Ваша служба школьной медиации?
Администрацией ОО.
Муниципальными службами.
Сетевой системой служб школьной медиации.
АСОУ (научно-методический центр педагогической рискологии).
7. Где прошли (или проходят) обучение педагогические работники Вашей службы школьной медиации?
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
Общественный центр «Судебно-правовая реформа».
Иные учебные организации.
8. В какой форме проводилось обучение? Нужное подчеркнуть.
Очная курсовая подготовка в объеме:
18 час.
24 час.
36 час. и более.
Дистанционное обучение;
Тренинг
Иное.
9. Довольны ли Вы качеством подготовки педагогических кадров для службы школьной медиации?
Да.
Нет.
Иное (пояснить).
В дополнение к анкете нами проводится мониторинг академических экспериментальных площадок, используются иные исследовательские методы: обследование организации образования, собеседование с руководящими кадрами, проведение научных, научно-методических семинаров, семинаров-практику-
мов разных уровней, межрегиональных форумов служб школьной медиации.
Это позволило нам прийти к более четкому пониманию самого термина «медиация» в более широком контексте, который сформулирован А.Г. Асмоловым: «...развития медиации не только как правового явления, но и развития медиации в более широком культурном контексте. речь идет об умении мирно жить с непохожими на тебя людьми. что является важным локомотивом на пути к становлению гражданского общества». На мой взгляд, следует согласиться с мнением академика в том, что метод школьной медиации, который внедряется сейчас в российских школах, не столь однозначен. Прежде всего в силу уже вышеназванных причин и рисков, но еще и потому, что не всегда медиация рассматривается в школе как метод для разрешения споров (не конфликтов, а споров) как диалогического процесса. И если в образовательной организации будет применяться метод школьной медиации так же, как другие дидактические методы, мы сможем уйти от конфликта как «механизма эволюции культуры» и придем к пониманию «эволюции как процесса, движущей силой которого является взаимопомощь» (А.Г Асмолов), согласие, поддержка, умение жить мирно, дружно, в ладу в малом и большом социуме. А это, на мой взгляд, и есть один из механизмов формирования гражданского общества, так как с его помощью воспитывается личность способная к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Медиация и сила слабых связей // Медиация и право. 2016. № 3 (41). С. 44-48.
2. Коновалов А. Школьные службы примирения. URL: http://www.8-926-145-87-01.ru/ (дата обращения 15.09.2017).
3. Зернова Г.П. Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике // История и педагогика естествознания. 2017. № 1. С. 25-32.
4. Ралько В.В. Медиация. Сущность и технология // Нотариальный вестник. 2009, № 1. С. 26.
EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF SCHOOL MEDIATION SERVICES IN RUSSIA: PROBLEMS, CONTRADICTIONS, RISKS
ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher.
Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: [email protected] ABSTRACT
The article reveals problems, contradictions, risks of creating school mediation services in Russia and the suburbs. Keywords: service school mediation.
REFERENCES
1. Asmolov A.G. Mediation and the power of weak ties. Mediatsiya ipravo, 2016, no. 3 (41), pp. 44-48 (In Russian).
2. Konovalov A. Shkol'nyye sluzhbyprimireniya (School services of reconciliation) Available at: http://www.8-926-145-87-01.ru/ (accessed 15 September 2017).
3. Zernova G.P. Analysis of existing approaches to the organization of school mediation services in the domestic theory and practice. Istoriya i pedagogikayestestvoznaniya, 2017, no. 1, pp. 25-32 (In Russian).
4. V.V. Ral'ko. Mediation. Essence and technology. Notarial'nyy vestnik, 2009, no. 1, p. 26 (In Russian).
[26
История и педагогика естествознания
4■2017