УДК 796.5 DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-2-1-0
Омаркожаева А. Н.1, Ярдякова И. В.2, Жунусова А. А.3_
Перспективы развития сакрального туризма в Казахстане
1 Казахский университет технологии и бизнеса им. К. Кулажанова,
ул. Кайым Мухамедханова, д. 37а, г. Астана, Z05T5P3, Республика Казахстан;
asya_7510@mail. т
2 Казахский университет технологии и бизнеса им. К. Кулажанова,
ул. Кайым Мухамедханова, д. 37а, г. Астана, Z05T5P3, Республика Казахстан;
3 Казахский университет технологии и бизнеса им. К. Кулажанова,
ул. Кайым Мухамедханова, д. 37а, г. Астана, Z05T5P3, Республика Казахстан;
Аннотация. Туристская отрасль, помимо того что является одной из составляющих частей экономики и принадлежит к основным векторам развития страны, приобщает туристов к культурным, историческим, природным и иным ценностям. В этой связи развитие сакрального туризма Казахстана как приоритетного направления продвижения туристских услуг становится актуальным. Необходимость проведения исследования обусловлена наличием ряда прикладных научных вопросов, касающихся продвижения сакральных мест Казахстана, среди которых вопросы об уровне удовлетворенности туристов предлагаемыми услугами, о проблемах турагентств при продвижении услуг, об изучении ключевых предпосылок развития внутреннего сакрального туризма и методов оценки потенциала сакральных объектов Казахстана как вектора продвижения туристских услуг.
Ключевые слова: сакральный Казахстан; сакральная география Казахстана; туристская отрасль; туристские услуги; качество туристских услуг/продуктов; туристский потенциал
Для цитирования: Омаркожаева А.Н., Ярдякова И.В., Жунусова А.А. Перспективы развития сакрального туризма в Казахстане // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2024. Т. 10. № 2. С. 114-126. DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-2-1 -0
A. N. Omarkozhayeva1, I. V. Yardyakova2, A. A. Zhunusova3
Prospects for the development of sacred tourism in Kazakhstan
1K. Kulazhanov Kazakh University of Technology and Business, 37a Kayym Mukhamedkhanov St., Astana, Z05T5P3, Republic of Kazakhstan; [email protected]
2K. Kulazhanov Kazakh University of Technology and Business, 37a Kayym Mukhamedkhanov St., Astana, Z05T5P3, Republic of Kazakhstan; [email protected]
3K. Kulazhanov Kazakh University of Technology and Business,
37a Kayym Mukhamedkhanov St., Astana, Z05T5P3, Republic of Kazakhstan;
Abstract. The tourism industry, in addition to being one of the constituent parts of the economy and the main elements of the country, also carries a powerful potential for introducing tourists to the values of the country's natural and cultural heritage. In this regard, the development of sacred places in Kazakhstan as a priority area for the promotion of tourist services is becoming relevant. The need for research is due to the presence of a number of scientific issues related to the promotion of sacred sites in Kazakhstan, including the level of satisfaction of tourists with the services offered, the problems of travel agencies in promoting tourist services, the study of key prerequisites for the development of domestic sacred tourism and methods for assessing the potential of sacred sites in Kazakhstan as a vector for the promotion of tourist services.
Keywords: sacred Kazakhstan; sacred geography of Kazakhstan; tourism industry; tourist services; quality of tourist services/products; tourist potential
For citation: Omarkozhayeva A. N., Yardyakova I. V., Zhunusova A. A. (2024), "Prospects for the development of sacred tourism in Kazakhstan", Research Result. Social Studies and Humanities, 10 (2), 114-126, DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-2-1-0
Введение
Туризм, помимо его экономической составляющей, играет существенную роль в развитии и продвижении бренда территории, укреплении имиджа страны и сохранении и популяризации национального духовного наследия. В этой связи развитие сакрального туризма Казахстана как приоритетного направления продвижения туристских услуг становится всё более актуальным.
Сакральный туризм является одним из видов современного туризма. По определению А.П. Забияко, «сакральное - мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. <...> ...Онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности» (Забияко, 2010). Недостаточная известность духовной и сакральной культуры Казахстана спо-двигла соавторов к данному исследованию.
Тема сакральности изучена многими науками, такими как религиоведение, культурология, туризимология, история, политология и др. Однако исследования сакрального туризма Казахстана в межнаучном и междисциплинарном контексте встречаются очень редко.
На основе данного исследования авторы намерены выработать практические рекомендации для продвижения сакрального туризма Казахстана.
Материалы и методы исследования
В статье использовались общепринятые и современные методы исследования:
- системный метод исследования предполагает установление взаимосвязанности и взаимозависимости отечественного и мирового туризма в целом и сакрального туризма как их подсистемы, а также позволяет определить особенности связи сакрального туризма со всеми компонентами территориальной организации общества и экономики;
- компаративный метод подразумевает сравнительный анализ, который позво-
ляет изучить востребованность сакрального туризма в различных временных периодах; выявить предпочтения потребителей различных туристских услуг (какой туризм наиболее привлекателен);
- социологические методы исследования, позволяющие провести опрос, интервьюирование, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Актуализация исследований сакральной географии Казахстана началась сравнительно недавно и связана с программной статьей Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева перед народом Казахстана. Ранее в стране была реализована «Концепция об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан», одобренная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2013 г. № 408 (см.: Постановление Правительства.. .у.
Сакральная география рассматривается в трудах таких ученых, как А. Дугин (Дугин, 2022), Ю.Ю. Завгородний (Завго-родний, 2011), Л.В. Атаман (Атаман, 2015) и др., однако при этом можно отметить, что данный феномен является новым для нашей культуры и восприятия, а понятие «сакральный туризм» является хотя и востребованным, но не изученным.
В Казахстане проблемам продвижения туристских услуг посвящено большое количество разнообразных трудов, в которых рассматриваются кластерный подход в управлении туризмом, организация и формирование ресурсного потенциала туризма и другие аспекты. В некоторых исследованиях туризм раскрывается с позиций культуры, экономики и взаимодействия. В иных изучаются особенности агротуризма,
1 Постановление Правительства Республики Казах-
стан от 29 апреля 2013 года № 408 «О Концепции об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=31381886 (дата обращения: 19.04.2024).
эвент-туризма, делового туризма, лечебно-оздоровительного и других направлений. При этом исследований в области сакрального туризма Казахстана не так много, и носят они в основном описательный характер. Можно отметить ряд последние работ последних лет (Уайсова и др., 2020; Усубали-ева и др., 2020; Енгилисова, 2023; Муса-баев, 2019; Атикеева, 2019).
В целях реализации проекта «Сакральная география Казахстана» в 2017 году был образован центр «Сакральный Казахстан» при Национальном музее Республики Казахстан. В рамках данного проекта были представлены учебно-методические пособия для обучающихся школ, колледжей, университетов, а также для экскурсоводов и туристов. Было издано методическое руководство для участников экспедиций, изучающих сакральный Казахстан; информация о более 60 объектов общенационального значения преобразована в формат 3D. Разработана и представлена к изучению полевая этнографическая программа сакральных территорий Казахстана. В рамках проекта была разработана виртуальная карта qazmaps.kz, в которой полностью визуализированы сакральные объекты Казахстана. Созданы археологические, фольклорные и этнографические маршруты по южной, северной и западной областям республики (см.: ^азакстанныц жалпыулт-ты; касиетп нысандары..., 2017; ^азакстан-ныц ещрлш касиетп нысандары..., 2017; Сакральный Казахстан, 2017; Медеуова и др., 2017).
Однако представленные виртуальные проекты, как отмечают СМИ2, наплыва туристов вживую на эти объекты не обеспечили. Отчасти это можно списать на пандемию коронавируса, из-за которой туристическая отрасль по всему миру в данный
2 См., например: Васильев, Е. Заработать на «Сакральном Казахстане» не получится // ИАЦ МГУ (Ia-Centr.ru) [Электронный ресурс]. URL: https://ia-centr.ru/experts/egor-vasilev/zarabotat-na-sakralnom-kazakhstane-ne-poluchitsya/ (дата обращения: 19.04.2024).
период просела на 20 %. Тем не менее, внутренний туризм во многих странах улучшил свои результаты как раз на фоне ограничений выезда за рубеж.
По статистическим данным, количество въездных и внутренних посетителей в
Казахстане в 2022 году составило 9 800 133 человек, что на 2 737 364 человека больше в сравнении с 2018 годом. Можно отметить, что отрасль туризма восстановила доковидные темпы роста (рис. 1).
63%
7 062 769 8 081 504 4 7
Количестов туристов
Темп роста
2018
2019
2020
2021
2022
Рис. 1. Количество обслуженных въездных и внутренних посетителей Республики Казахстан (человек) (источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее - БНС РК)) 3 Fig. 1. Number of incoming and internal visitors of the Republic of Kazakhstan served (according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning and Reform of the Republic of Kazakhstan)
Необходимо отметить, что показатель роста иностранных туристов имеет тенденцию к увеличению и, по прогнозам Министерства туризма, к концу 2024 г. его значение превысит 1,5 миллиона иностранных туристов. Согласно данным Национального банка, средний расход одного иностранного туриста из дальнего зарубежья составляет 1,5 тыс. долл. США.
Данные статистики въездного туризма за 2021 год показали, что наибольшее количество посетителей наблюдается из России и Узбекистана - 38,3 % и 29,8 %
соответственно, наименьшее количество посетителей - 0,2 % и 0,1 % - составили гости из Армении и Туркменистана (рис. 2).
Из стран, не входящих в СНГ, основными гостями в 2022 году были посетители из Турции (80 771 человек), Германии (19 527 человек), Грузии (12 334 человек). Меньше всего Казахстан посетили туристы из Монако, Мадагаскара, Ямайки (по 1 человеку). Есть территории, граждане которых в 2022 году не посещали нашу страну, к ним относятся: Лаос, Лесото, Остров Рождества.
3 Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL:
https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-tourism/spreadsheets/ (дата обращения: 19.04.2024).
Рис. 2. Показатели въездного туризма из стран СНГ (источник: БНС РК)4 Fig. 2. Indicators of inbound tourism from the CIS countries(according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning and Reform of the Republic of Kazakhstan)
45,00 40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00
38,32
1,77
0,22
18,34
<b
0,09
У
эо°
* У
29,78
1 17 2 62
0,13
4*
Исходя из количества посещений иностранными туристами, можно сделать вывод, что для иностранных туристов сакральный туризм малоизвестен и данное направление необходимо развивать в рамках внутреннего туризма. Анализируя количество въездных и внутренних посетителей в 2022 году по областям Республики Казахстан, можно отметить, что основная часть посетила город Алматы и Алматин-скую область (17,16 % и 17,08 % соответственно), а областями с наименьшим количеством посещений стали Атырауская и Западно-Казахстанская области (0,66 % и 1,11 % соответственно) (рис. 3).
Анализ посетителей сакральных объектов Казахстана затруднен нехваткой статистических данных. В этой связи нами было проведено анкетирование жителей Казахстана на предмет популярности, известности сакральных мест Казахстана. Анкетирование проходило в двух направлениях: исследовались внутренние туристы и отдельно туристские агентства Казахстана.
Среди казахстанцев в анкетировании приняло участие 350 человек, основную часть опрошенных составили люди в возрасте от 35 до 44 лет, меньше всего оказалось граждан до 18 лет (рис. 4).
4 Там же (ibid.).
001 002 001
002
002
i Акмолинская i Актюьинская i Алматинская i Атырауская i Западно-Казахстанская i Жамбыльская i Карагандинская i Костанайская Кызылординская i Мангистауская i Павлодарская
i Северо-казахстанскаяК,азак,стан i ТYркистанская i Восточно-Казахстанская i Г.Астана i г.Алматы i г. Шымкент
Рис. 3. Количество въездных и внутренних посетителей в 2022 году по областям
Республики Казахстан (источник: БНС РК)5 Fig. 3. The number of inbound and domestic visitors in 2022 by regions of the Republic of Kazakhstan (according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning
and Reform of the Republic of Kazakhstan)
30 25 20 15 10 5 0
28,4
24,5
19,5
1/,6 ■
5,7
■
До 18 лет От 19 до 24 лет От 25 до 34 лет От 35 до 44 лет От 45 до 54 лет Свыше 55 лет (включительно)
Рис. 4. Ранжирование респондентов по возрастному признаку (граждане РК)6 Fig. 4. Ranking of respondents by age (citizens of the Republic of Kazakhstan)
Там же (ibid.).
Составлено авторами (compiled by the authors).
41,3 % опрошенных были мужчины, 58,7 % - женщины, основная часть женаты. Наиболее распространенные регионы проживания респондентов - г. Астана, г. Ал-маты, г. Караганда, Акмолинская область. Большая часть опрошенных являются менеджерами среднего звена, обучающимися и частными предпринимателями. Опрос показал, что большая часть опрошенных
(73,5 %) посещает другие регионы Казахстана. Однако при этом респонденты недостаточно знакомы с сакральными объектами Казахстана (рис. 5).
Основные источники, посредством которых респонденты узнают о сакральных местах Казахстана - это телевидение, социальные сети и знакомые, родственники, которые посещали те или иные сакральные объекты (рис. 6).
■ да
■ нет
■ затрудняюсь ответить
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Знакомы ли Вы с сакральными объектами
Казахстана?» (БНС РК)7 Fig. 5. Respondents' answers to the question: "Are you familiar with the sacred objects of Kazakhstan?" (according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning and Reform of the Republic of Kazakhstan)
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
и др.
Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы узнали о сакральных местах Казахстана?»8 Fig. 6. Respondents' answers to the question: "How did you learn about the sacred places
of Kazakhstan?"
Основной
Основной
Телевидение, Периодические Научная Социальные радио издания литература сети
Основной
Основной
■ I
Выставки, От знакомых, музеи родных, друзей
7 Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-tour-ism/
spreadsheets/ (дата обращения: 19.04.2024).
8 Составлено авторами (compiled by the authors).
Основными причинами, по которым сакральный туризм не имеет должного развития, по мнению респондентов, являются: недостаточная осведомленность о сакраль-
ном туризме в Казахстане, отсутствие инфраструктуры и недостаточное количество предложений от туристических агентств (рис. 7).
Мало предложений от турагентств Основной
Сакральный туризм не вызывает интереса Основной
Отсутствие квалифицированных гидов -проводников
Недостаточная осведомленность о сакральном туризме в Казахстане
Отсутствие инфраструктуры (условий проживания, придорожного сервиса и т.д.)
Экономическая составляющая поездки (высокая стоимость проезда, проживания,
Сложность транспортной логистики Основной
Основнойсновнойсновнойсновнойсновнойсновнойсновной
Основной
Основной
Основной
Основной
Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: Что, по Вашему мнению, в настоящее время, препятствует развитию сакрального туризма в Казахстане?9 Fig. 7. Respondents' answers to the question: "What, in your opinion, currently hinders the development of sacred tourism in Kazakhstan?"9
Для современного отечественного туриста наиболее важным в путешествии являются: соотношение цены и качества туристского продукта, качество питания, погода, природа.
Положительным моментом является то, что большинство респондентов заинтересованы в посещении сакральных мест Казахстана при должном уровне туристских услуг и при приемлемой цене. Как отметили респонденты, знания о сакральных местах Казахстана ограничиваются только своим регионом, многие опрошенные недостаточно информированы о духовных объектах страны в других регионах.
Помимо анкетирования казахстанцев, нами был проведен опрос сотрудников туристских агентств с целью выявления основных факторов, влияющих на развитие
сакрального туризма в Казахстане. В опросе приняли участие агентства г. Астаны и г. Алматы. Большая часть из них работают на рынке Казахстана более пяти лет. Основная часть анкетируемых организаций предоставляют услуги как внутреннего, так и внешнего выездного туризма, но при этом меньшая часть (8,1 %) имеют специальные программы по сакральным местам Казахстана. В ходе исследования было выявлено, что незначительная часть клиентов заказывают сакральный туризм (рис. 8).
По мнению специалистов туристских агентств, в Казахстане более перспективными являются лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный и активный виды туризма (рис. 9).
9 Составлено авторами (compiled by the authors).
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Основной
Основной Основной
Основной
Основной
Основной
очень часто
иногда
редко очень редко никогда
Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос: «Как часто клиенты интересуются сакральными объектами Казахстана (заказывают туры)?»10 Fig. 8. Respondents' answers to the question: "How often are customers interested in (booking tours) on the sacred sites of Kazakhstan?"
часто
6% ■ активный
9% 24% ■ лечебно-оздоровительный
5% ■ событийный ■ познавательный
16°% Щ ■ экологический
26% ■ морской
14% ■ сакральный
Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос: «Какие виды туризма предпочитают клиенты турагенств Казахстана?»11 Fig. 9. Respondents' answers to the question: " What types of tourism do clients of travel agencies in Kazakhstan prefer??"
К сожалению, сакральный туризм, по мнению туристских агентств, не является привлекательным для современного туриста. Как отмечают сотрудники компаний, имеются клиенты, у которых возникает за-
прос на сакральные места, только тогда, когда им рассказывают о Казахстане, его природе, сервисе, оздоровительном туризме. По их мнению, необходимо развивать сферу внутреннего туризма.
10 Составлено авторами (compiled by the authors).
11 Составлено авторами (compiled by the authors).
3,40%
плохие дороги
7,60% 10,30% ■ слабая инфраструктура
9,40%% ограниченность авиа, ж/д
сообщения
низкая подготовка гидов,
1 экскурсоводов
15,40% не соответсвие цены и качества
38,10%
слабая иформационная
поддержка
7,30% низкий маркетинг туристических
услуг
9,50% недостаточность туристких
событий
Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос: «Какие факторы препятствуют развитию сакрального туризма?»12 Fig. 10. Respondents' answers to the question: "What factors hinder the development
of sacred tourism?"
По мнению сотрудников туристских агентств, основная причина, по которой сакральный туризм не развивается в Казахстане - это слабая социальная инфраструктура в туристических местах, слабые маркетинг и брендинг, недостаточная информационная поддержка.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что за последние годы в Казахстане прослеживается четкая тенденция превалирования выездного туризма над въездным.
Повышение привлекательности
въездного туризма можно достигнуть путем предоставления широкого спектра услуг, включающих знакомство с культурным наследием страны, гармонично сочетающим культуры различных народов Казахстана, историческими памятниками, оздо-
ровительно-рекреационными возможностями страны и исключительным ландшафтом.
Значимость развития сакрального туризма Казахстана состоит в том, чтобы открыть новые возможности:
- расширение коммуникационного пространства (в том числе знания о туристских, культурных ресурсах страны и возможностях их использования на международном туристском рынке);
- привлечение финансовых вложений в туристскую отрасль и создание дополнительных рабочих мест;
- создание туристского имиджа страны, основанного на территориальной индивидуальности, национальном самосознании и культурно-исторических особенностях;
- повышение значимости культурного наследия для младших поколений.
12 Составлено авторами (compiled by the authors).
К числу основных задач развития и продвижения сакрального казахстанского туризма относится узнаваемость туристского бренда Казахстана.
Для любого направления туризма -культурного, экологического лечебного, спортивного, горного и т. д. - является важным, чтобы турист имел желание поделиться впечатлениями о стране посещения со своими соотечественниками. И сегодня, используя различные социальные сети (Instagram13, Facebook, Twitter14, ВК, Одноклассники и др.), туристы размещают свои отзывы и впечатления о поездках, что нередко играет ключевую роль в решении о посещении той или иной страны.
Привлекая различные способы коммуникаций, турист расширяет каналы распространения информации, а следовательно, и число потенциальных посетителей. Оно может как увеличиваться, так и уменьшаться, поскольку и положительные, и отрицательные впечатления служат рекламой страны, влияя на ее имидж.
В настоящий момент существенным недостатком отечественного туризма является его размытость и шаблонность в восприятии международных потребителей. Кроме того, недостаточная информированность самих граждан Казахстана об имеющихся туристских ресурсах и уникальных туристских направлениях отрицательно сказывается на стимулировании туристских потоков, как внутренних, так и внешних.
Одним из условий формирования туристского предложения, по нашему мнению, должна стать эксклюзивность и идентичность туристско-культурного Казахстана. При этом конечной целью должно стать продвижение казахстанской национальной культуры.
Для достижения данной цели ключевая роль в формировании стратегии развития, а также продвижении национального
13 Социальная сеть признана экстремистской и запре-
щена на территории Российской Федерации.
имиджа должна отводиться туристским администрациям и национальным туристским компаниям, поскольку они определяют единую стратегию развития в соответствии с экономическими, политическими и социальными интересами всей страны и ее регионов. Неоспорим тот факт, что единство стратегий развития и продвижения туризма в стране должно обеспечиваться посредством эффективных коммуникационных каналов.
Литература
Атаман, Л.В. Исследование сакрального пространства региона: методология и принципы // Псковский регионологический журнал. 2015.№ 23.С. 107-117.
Атикеева, С.Н., Каражанова, М.Х., Ба-кербекова, А.Т., Мусина, Ж.А. Культурно-исторические и природные объекты Северо-Ка-захстанской области, как перспектива использования в туристской и экскурсионной деятельности // Colloquium-journal: Geographical sciences. 2019. 1 (25). С. 17-19.
Дугин, А. (2022) От сакральной географии к геополитике // Геополитика.гц [Электронный ресурс]. URL: https://www.geopolitika.ru/article/ot-sakralnoy-geografii-k-geopolitike (дата обращения: 12.05.2022).
Енглисова, Г.Е., Мухамадеева, И.А. Сакральный Казахстан - возвращение к истокам // Наука и реальность. 2023.№ 1 (13). С. 113-116.
Забияко, А.П. Сакральное // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphi-lenc/docu-
ment/HASH014eb75cb66ca9ba266dbd4e (дата обращения: 19.04.2024).
Завгородний, Ю.Ю. Сакральная география и феномен паломничества: тайное или явное (взгляд из постсоветской периферии) // Ми-стико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма: Сб. мат-лов IV междунар. науч. конф. (2-4 декабря 2010 г., Днепропетровск) / под ред. С.В. Пахомова. СПб.: РХГА, 2011. С. 26-46.
14 Социальная сеть заблокирована на территории Российской Федерации.
Медеуова, К.А., Сандыбаева, У.М., Наурызбаева, З.Ж., Толгамбаева, Д.Т. и др. Практики и места памяти в Казахстане. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2017. 320 с.
Мусабаев, Т.Т., Иманжанова, К.К. Сакральные объекты Казахстана как фактор развития национального духовного сознания // Вестник науки и образования. 2019. № 23 (77). Ч. 1. C. 15-20.
Сакральный Казахстан: Энциклопедия. Т. 1: Астана, Алматы, Акмолинская область, Алматинская область. Алматы: Арыс, 2017. 480 с.
Уайсова, А., Усубалиева, С.Д., Ракымжа-нова, С.С. Сакральный туризм в индустрии гостеприимства Казахстана // Central Asian Economic Review. 2020. № 3 (132). С. 152-164.
Усубалиева, С.Д., Уайсова, А.Г., Айтба-ева, Д., Ракымжанова, С.С., Борибай, Э.С. Оценка потенциала сакрального туризма Казахстана // Хабаршы. География сериясы. 2020. № 3 (58). С. 34-44.
DOI: https://doi.org/10.26577/JGEM.2020.v58.i3. 04
Каза^станньщ жалпыулттьщ ^асиетп ны-сандары = Сакральные объекты Казахстана общенационального значения = The Kazakhstan sacred objects of whole national importance. Астана: Foliant, 2017. 496 с.
Каза^станныц ещрлш ^асиетп нысан-дары = Региональные сакральные объекты Казахстана. Астана: Foliant, 2017. 504 с.
References
Ataman, L. V. (2015), "Research of the sacred space of the region: methodology and principles", Pskov Journal of Regional Studies, 23, 107-117 (in Russ.).
Atikeeva, S. N., Karazhanova, M. H., Bakerbekova, A. T. and Musina, Zh. A. (2019), "Cultural, historical and natural objects of the North Kazakhstan region, as a prospect for use in tourism and excursion activities", Colloquium-journal: Geographical sciences, 1 (25), 17-19 (in Russ).
Dugin, A. (2022) "From sacred geography to geopolitics", Geoполитика.ru, 21.01.2022 [Online], available at: https://www.geopoli-tika.ru/article/ot-sakralnoy-geografii-k-geopolitike (Accessed 12 May 2022) (in Russ.).
Englisova, G. E. (2023), "Sacred Kazakhstan - a return to origins", SCIENCE & REALITY, 1 (13), 113-116 (in Russ.).
Kazakstannyn onirlik kasyetti nysandary (2017), [Regional sacred objects of Kazakhstan], Foliant, Astana, Kazakhstan (in Kaz., in Russ.).
Medeuova, K. A., Sandybaeva, U. M., Nau-ryzbaeva, Z. Zh. and al. (2017), Praktiki i mesta pamyati v Kazakhstane [Practices and places of memory in Kazakhstan], L. N. Gumilyov Eurasian National University Publishing House, Astana, Kazakhstan (in Russ.).
Musabaev, T. T. and Imanzhanova, K. K. (2019), "Sacred objects of Kazakhstan as a factor in the development of national spiritual consciousness", Bulletin of Science and Education Development, 23, part 1, 15-20 (in Russ.).
Sakralny Kazakhstan: Entsiklopediya. T. 1: Astana, Almaty, Akmolinskaya oblast', Almatinskaya oblast' (2017), [Sacred Kazakhstan. Vol. 1: Astana, Almaty, Akmola region, Almaty region], Arys, Almaty, Kazakhstan (in Russ.).
The Kazakhstan sacred objects of whole national importance (2017), Foliant, Astana, Kazakhstan (in Kaz., in Russ., in Eng.).
Uaisova, A., Ussubaliyeva, S. D. and Rakymzhanova, S. S. (2020), "Sacred tourism in the hospitality industry of Kazakhstan", Central Asian Economic Review, 3, 152-164 (in Russ.).
Usubalieva, S. Dzh., Uaisova, A., Ajt-baeva, G. D. and al. (2020), "Assessment of the potential of sacred tourism in Kazakhstan", Al-Farabi Kazakh National University Journal of Geography and Environmental Management, 3 (58), 34-44 (in Russ).
DOI: https://doi.org/10.26577/JGEM.2020.v58.i3. 04
Zabiyako, A. P. (2010), "Sacred", Novaya filosofskaya entsiklopediya: V 4 t. T. 3 [New philosophical encyclopedia: In 4 vol. Vol. 3] [Online], available at: https://iphlib.ru/library/collec-tion/newphilenc/docu-
ment/HASH014eb75cb66ca9ba266dbd4e (Accessed 19 April 2024) (in Russ.).
Zavgorodniy, Yu. Yu (2011), "Sacred geography and the phenomenon of pilgrimage: secret or obvious (a view from the post-Soviet periphery)", Mistiko-ezotericheskie dvizheniya v teorii i prak-tike. "Taynoe i yavnoe": mnogoobrazie re-prezentatsiy ezoterizma i mistitsizma [Mystical-esoteric movements in theory and practice. "The secret and obvious": diversity of representations of esotericism and mysticism], Publishing House of the Russian Christian Humanitarian Academy, St. Petersburg, Russia, 26-46 (in Russ.).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для деклараций.
Conflict of Interests: the authors have no conflict of interests to declare.
ОБ АВТОРАХ:
Омаркожаева Асем Нурбергеновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Туризм и сервис», Казахский университет технологии и бизнеса им. К. Кулажанова, ул. Кайым Мухамедханова, д. 37а, г. Астана, Z05T5P3, Республика Казахстан;
Ярдякова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Туризм и сервис», Казахский университет технологии и бизнеса им. К. Кулажанова, ул. Кайым Мухамедханова, д. 37а, г. Астана, Z05T5P3, Республика Казахстан; [email protected]
Жунусова Алия Анархановна, PhD, доктор по профилю, заведующая кафедрой «Туризм и сервис», Казахский университет технологии и бизнеса им. К. Кулажанова, ул. Кайым
Мухамедханова, д. 37а, г. Астана, Z05T5P3, Республика Казахстан; aliya.zhunus-ova1983@mail. ru
ABOUT THE AUTHORS: Asem N. Omarkozhayeva, PhD, Associate Professor of the Department of Tourism and Service, K. Kulazhanov Kazakh University of Technology and Business, 37а Kayym Mukha-medkhanov St., Astana, Z05T5P3, Republic of Kazakhstan; [email protected]
Irina V. Yardyakova, PhD, Associate Professor of the Department of Tourism and Service, K. Kulazhanov Kazakh University of Technology and Business, 37а Kayym Mukhamedkhanov St., Astana, Z05T5P3, Republic of Kazakhstan; [email protected]
Aliya A. Zhunusova, PhD, Head of the Department of Tourism and Service, K. Kulazhanov Kazakh University of Technology and Business, 37а Kayym Mukhamedkhanov St., Astana, Z05T5P3, Republic of Kazakhstan; [email protected]