ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА
И ГОСТЕПРИИМСТВА
УДК 336.472 (572)
Ж.А. НАЗИКОВА, канд. экон. наук заведующий кафедрой «Менеджмент»1 E-mail: zanagul_73@mail.ru
Е.Е. ДЖОЛАНОВ
магистр в сфере услуг
старший преподаватель кафедры «Туризм и сервис»1 E-mail: Ermek_73@mail.ru
О.Ж. ДОСЫМОВА
магистр экономических наук
старший преподаватель кафедры «Туризм и сервис»1 1Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати, Республика Казахстан
E-mail: orazkul_77@mailru
Статья поступила 7 марта 2022 г.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье исследованы региональные особенности развития историко-культурного туризма Жамбылской области Республики Казахстан. Проведен анализ развития сферы туризма Жамбылского региона Республики Казахстан, ее влияние на экономику области. Определены основные конкурентные преимущества развития туризма Жамбылской области. Для определения сильных и слабых сторон развития туризма проведен SWOT-анализ туристического потенциала Жамбылской области Республики Казахстан. Была разработана анкета и проведен опрос жителей Республики Казахстан. Анкетирование проводилось в режиме онлайн. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что Жамбылская область имеет перспективы развития туристской отрасли благодаря отличному географическому положению и наличию богатого историко-культурного потенциала для развития туризма на Шелковом пути. Необходимо развивать туры по Шелковому пути, совершенствовать сферу услуг и развивать материально-техническую базу.
Ключевые слова: историко-культурный, туристский потенциал, туризм, регион, Казахстан.
NAZIKOVA Zh.A., PhD in Econ. Sc. Head of the Department of Management1
JOLANOV E.E.
Master's Degree in Services, Senior Lecturer of the Department of Tourism and Service1 DOSSYMOVA O.Zh.
Master of Economics, Senior Lecturer of the Department of Tourism and Service1 1M.H.Dulaty Taraz Regional University, Republic of Kazakhstan
ANALYSIS OF HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM DEVELOPMENT OF THE ZHAMBYL REGION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The article examines the regional features of the development of historical and cultural tourism of the Zhambyl region of the Republic of Kazakhstan. The analysis of the development of the tourism sector of the Zhambyl region of the Republic of Kazakhstan is carried out. The main competitive advantages of tourism development in Zhambyl region are determined. The analysis of tourism development and its impact on the economy of Zhambyl region is carried out. To determine the strengths and weaknesses of tourism development in the Zhambyl region, a swot analysis of the tourism potential of the Zhambyl region of the Republic of Kazakhstan has been compiled. To determine the priorities for the development of historical and cultural tourism in Zhambyl region, a questionnaire was developed and a questionnaire survey of residents of the Republic of Kazakhstan was conducted. The survey was conducted online. It is concluded that Zhambyl region has prospects for the development of the tourism industry, while having an excellent geographical location and rich historical and cultural potential for the development of tourism on the Silk Road. It is necessary to develop Silk Road tours, improve the service sector and develop the material and technical base.
Keywords: historical and cultural, tourism potential, tourism, region, Kazakhstan.
Введение. Актуальность статьи обусловлена, в первую очередь, огромным интересом к исследованию историко-культурного наследия Жамбылской области Республики Казахстан, а также ее практической значимостью для эффективного развития туризма в регионе и возможностью активного участия туристских фирм региона в ознакомлении с этими интересными достопримечательностями.
Опыт многих стран мира, в частности развитых, свидетельствует, что историко-культурные объекты могут быть определяющими в формировании спроса на туристские ресурсы и влиять на получение значительных доходов.
В работе изучены и использованы труды следующих исследователей: Кулибаева А., Квартальнова В. А., Сенина В. С, Мироненко Н.С., Колотовой Е.В., Иванова Д., Ердавле-това С. Р. и др.
Основная часть. Отрасль туризма - одна из многих сфер, которые сильнее всего пострадали из-за локдауна в связи с пандемией соу1^19. Закрытые гостиницы, неработающие рестораны, кафе и другие объекты соци-
альной сферы вынудили многих либо оставаться дома, либо отправиться с семьей на выходные поближе к природе, где нет большого скопления людей. Настоящее время считается периодом развития внутреннего туризма. Многие туристы вынуждены изучать внутренние маршруты для путешествий. Это приведет на локальный туристический рынок крупные суммы, но, вместе с тем, и заставит владельцев местных гостиниц и домов отдыха улучшить качество своих услуг, чтобы предложить таким клиентам достойный уровень сервиса.
Поэтому туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, увеличивающая благосостояние и воздействующая на качество и уровень жизни населения страны [1].
Масштабы финансовых поступлений в казну государства от туризма зависят от многих факторов, в том числе от экономического и социального положения потенциальных потребителей туристских услуг, совокупности природных богатств страны (региона), объектов культурно-исторического наследия, а также методов экономической деятельно-
сти, используемых для организации системы туризма. По мере перехода общества к постиндустриальной стадии развития значение услуг в целом, и прежде всего туристских, будет возрастать.
Повышение и рост уровня жизни, появление у населения свободного времени создают предпосылки для развития индустрии туризма. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.
Культурный потенциал Республики Казахстан - один из главных факторов развития туризма, так как знакомство с культурным наследием - это сильнейший побудительный туристский мотив. Объекты культурного наследия - это главный и важный актив современных городов, который приносит доход и ощутимо влияет на экономическое развитие региона. Этот потенциал имеет огромное значение в социальной сфере.
Благодаря культурному наследию, Республика Казахстан может заработать благоприятный имидж на туристическом рынке. Культурное наследие народа Республики Казахстан включает огромное количество культурных ценностей, имеющих государственное значение. Наследием являются многочисленные памятники истории и культуры, географические достопримечательности [2].
По количеству и многообразию памятников Казахстан не уступает таким странам, как Индия, Китай, государствам Средиземноморья и Ближнего Востока и является своеобразным музеем под открытым небом. Многие памятники признаны ЮНЕСКО памятниками всемирного значения.
Многообразие культурных ценностей Казахстана - это свыше 25 тысяч памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, более 2 млн 56 тысяч единиц культурных ценностей, находящихся в экспозициях и фондах 89 государственных музеев, 66 млн 840 тысяч томов книг, редких рукописей и изданий, хранящихся в 3495 государственных библиотеках.
На территории Жамбылской области находятся сотни артефактов историко-культурного наследия. В исторической науке имеется территориальное определение «Чу-Таласская долина», где находится значитель-
ная часть артефактов, имеющих для отечественной истории особенное значение.
Город Тараз насчитывает 2000-летнюю историю и имеет большое значение в Восточной, особенно в Центрально-Азиатской историографии. На земле Тараза находится наиболее значимое для тюркской цивилизации дворцовый комплекс «Акыртас», где, начиная с 2005 года, ведется комплексная работа по археологическому изучению и по реставрации. Уже восстановлена и изучена почти половина территории комплекса, построен современный визит-центр с соответствующими инфраструктурными составляющими:
1. Мемориально-культовый комплекс: мавзолеи Айша биби и Бабаджи Ха-тун.
2. Комплекс мавзолеев Карахана XI в. и Дауытбека XIII в.
3. Восточная баня Кали-Юнуса XIX
в.
4. Архитектурный комплекс Тектур-мас Х-Х1У вв. [3].
Все перечисленные выше памятники архитектуры доступны для посещения. Все они находятся вблизи трассы Алматы - Самара либо в черте города Тараза.
В самом городе историко-культурные и архитектурные памятники сосредоточены в основном в единой историко-культурной зоне, охватывающей исторически сложившуюся центральную часть. Сюда входят городище древнего Тараза, мавзолеи Карахана и Шамансур. В городе образован историко-археологический заповедник «Памятники древнего Тараза».
Нельзя не отметить также одно из самых загадочных и интересных сооружений на территории Жамбылской области - Дворцовый комплекс Акыртас УШ-1Х вв. История изучения и следования Акыртаса продолжает удивлять.
Последние данные, полученные в результате археологического исследования, позволяют отождествлять Акыртас со средневековым городом Касрибасом, находившимся на Великом Шелковом пути. Многие ученые считают, что Акыртас строился по приказу арабского полководца Кутейбы 1714-1715 гг. Различные варианты легенд объясняют назначения постройки и причины ее незавершенности [3].
Рынок туристских услуг Жамбылской области состоит из предприятий сферы обслуживания всех видов отдыха и туризма. Основную работу по формированию и обслуживанию туристских потоков выполняют туристские предприятия города.
Для оценки ситуации, связанной с развитием туристической отрасли в Жамбылской области, рассмотрим динамику основных показателей туризма (таблица 1).
За рассматриваемый период с 2015 по 2020 гг. наблюдается тенденция роста числа туристских фирм в Жамбылской области. В 2015 году в регионе функционировало 19 турфирм. В 2016 году их численность возросла до 24, а в 2017 году - до 27. В 2018 году их количество увеличилось до 28, в 2020 году этот показатель составил 41. Несмотря на то, что число турфирм в 2020 году по сравнению с 2020 годом возросло почти в два раза, удельный вес региона в общем количестве туристических фирм в стране остается низким - всего 2,21%. В целом, в Жам-былской области, как и во всем Казахстане, наблюдается тенденция роста количества туристских фирм.
Следует отметить, что основная часть туристских фирм Жамбылской области, в противовес необходимости развития въездного и внутреннего туризма, работает главным образом на развитие выездного туризма.
Таблица 1. - Показатели туристской деятельности в Жамбылской области
2020 г.
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. в % к 2015 г.
Количество туристских фирм в Республике Казахстан (единиц), в 1 350 1 715 1 994 2 189 1 777 1 850 137,03
том числе:
в Жамбылской области 19 24 27 28 30 41 215,78
Удельный вес региона, % 1,9 1,5 1,6 1,3 1,7 2,21 -
Обслужено туристов в Казахстане (человек), в 4 097 387 5 685 132 6 163 204 6 841 085 6 332 734 6 430 158 156,9
том числе
в Жамбылской области 56 349 66 828 75 333 86 428 97 376 98 386 174,6
Удельный вес региона, % 1,37 1,17 1,22 1,26 1,53 1,53 -
Человеко-дней
пребывания в 5 615 21 706 26 972 27 340 28 734 29 753 529,88
Жамбылской области
Темп изменения к предыдущему году в % - 386 124,2 101,3 105,09 103,5 -
Туристские фирмы Жамбылской области оказывают следующие услуги:
- прием и размещение туристов ближнего и дальнего зарубежья;
- шоп-туры и поездки в ОАЭ, Турцию, Китай, Германию и др.;
- визовые услуги и оформление отдельных документов;
- туры по историческим местам Казахстана;
- отдых и лечение в пансионатах Казахстана;
- продажа авиабилетов.
Для оценки ситуации, связанной с развитием туристической отрасли в Жамбылской области, рассмотрим динамику основных показателей развития туризма за 2015-2020 гг. (таблица 2).
За рассматриваемый период с 2015 по 2020 гг. наблюдается тенденция роста въездного туризма в Жамбылской области.
В целях увеличения въездного туризма ежеквартально отдел туризма и туристской отрасли области проводит совещание с представителями туристских фирм и Жамбылской Ассоциации туристской индустрии, где поднимаются вопросы по расширению туристских маршрутов, улучшению качества рекламных продукции и обслуживания.
Также для продвижения туристского продукта на международных рынках туристских услуг сотрудники отдела туризма и туристской отрасли принимают активное участие в республиканских и в международных ярмарках и выставках, представляя на своих экспозициях туристские возможности Жам-былской области.
Динамика количества посетителей по въездному туризму по Жамбылской области изображена на рисунке 1.
В 2016 году наблюдается тенденция роста данного показателя - в 2016г. количество туристов увеличилось на 32,2% по сравнению с 2020 г. Несмотря на рост количества туристских фирм в регионе, с 2016 года ди-
намика количества посетителей по въездному туризму имеет тенденцию снижения. Это связано с мировым экономическим кризисом, оказавшим негативное влияние на туристскую деятельность в регионе.
При этом можно отметить нестабильную динамику обслуживания туристов. В 2015 году 19 туристских фирм обслужили 1739 человек, в 2016 году - 24 турфирм обслужили 2299 человек, или на 32,2% больше предыдущего года, в 2017 году: 27 турфирм -обслужено 1 308 туристов - на 46,8% меньше 2016 года. В 2018 году 28 турфирм обслужило 1 290 человек, что на 1,4% меньше 2017 года.
Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2020 г. в % к 2015 г.
Количество
посетителей по
въездному туризму (не резиденты), 4 097 387 5 685 132 6 163 204 6 841 085 6 332 734 6 430 158 156,9
чел.,
в том числе
в Жамбылской области 1 739 2 299 1 308 1 290 1 905 1 984 114,08
Удельный вес региона, % 0,042 0,037 0,019 0,02 0,029 0,034 -
Количество
посетителей по
внутреннему туризму (резиденты), чел., 7 838 913 8 020 400 9 065 579 10 143 710 10 449 972 11 302 476 144,18
в том числе
в Жамбылской области 53 966 62 568 69 462 85 138 95 471 91 685 169,89
Удельный вес региона, % 0,68 0,78 0,76 8,39 0,91 0,81 -
Количество мест
размещения, ед., 1 485 1 642 1 526 1 678 2 056 2 338 157,44
в том числе
в Жамбылской области 42 47 53 67 88 126 300
Удельный вес региона, % 2,82 2,86 3,47 3,99 4,28 5,38 -
Примечание - Источник: составлено авторами на основании [5].
Таблица 2. - Динамика развития показателей туризма Казахстана
Рисунок 1. - Динамика количества посетителей по въездному туризму по Жамбылской области, чел.
Примечание - Источник: составлено авторами на основании [5].
В 2019 году количество туристов возросло на 47,6%, по сравнению с 2018 годом, и составило 1 905 посетителей по въездному туризму.
Доля Жамбылской области в общем числе обслуженных туристов в Казахстане составила в 2015 году всего 0,034% (в 2020 году -0,03%). Наибольший удельный вес области по количеству обслуженных туристов приходится на 2015 год - 0,037% (рисунок 1). Это свидетельствует о том, что доля региона в количестве обслуженных туристов в Казахстане очень мала.
Участие Жамбылской области в реализации туристического продукта «Великий Шелковый путь» предполагает, прежде всего, развитие въездного и в определенной степени внутреннего туризма [4]. Далее исследуем динамику количества посетителей по внут-
реннему туризму в Жамбылской области (рисунок 2).
В соответствии с рисунком 2, с 2015-2020 годы наблюдается рост числа туристов по внутреннему направлению. В 2016 году этот показатель увеличился на 2,3%. Показатель внутреннего туризма в 2017 году составил -70 372 человек в 2018 - 85 138, 2019 году -95 471, в 2020 году - 91 685 туристов по внутреннему направлению. Из этого следует, что в Жамбылской области преобладает количество туристов внутреннего направления. Положительной тенденцией является увеличение доли въездного туризма в структуре общего числа туристов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что эффективней все же развивается внутренний туризм, нежели выездной.
Рисунок 2. - Динамика количества посетителей по внутреннему туризму в Жамбышской области,
человек
Примечание - Источник: составлено авторами на основании [5].
Далее рассмотрим динамику изменения туристских потоков в Жамбылской области по типам туризма за 2020-2020 гг. (таблица
3).
За рассматриваемый период с 2015 по 2020 гг. отмечается разнонаправленная тенденция развития по типам туризма.
Показатель въездного туризма в 2015 году составлял лишь 1 739 человек, а в 2020 году показатель по въездному туризму равен 1 984 человек. Наибольшее количество туристов по въездному направлению приходится на 2016 год, когда было обслужено 2 299 туристов. В 2018 году показатель по въездному туризму составил 1 290 человек. В 2019 году, по сравнению с предыдущим годом, количество туристов увеличилось на 47,6%, или на 615 человек, и составило 1 905 туриста. В 2020 году этот показатель составил 1 984 человека. Показатели въездного туризма варьируются, что свидетельствует о нестабильности по данному типу туризма. Следует отметить, что в
2016 году этот показатель существенно возрос по сравнению с показателями предыдущих и последних лет.
Динамика выездного туризма имеет положительную тенденцию. По сравнению с предыдущим годом в 2016 г. количество выехавших туристов увеличилось на 304%, в
2017 г., по сравнению с 2016 г., - на 186,2%. В 2020 году показатель по выездному туризму увеличился на 59,4% по сравнению с предыдущим годом.
Внутренний туризм в 2015 г. составлял 53 966 человек. В 2016 году количество тури-
стов увеличилось на 15,9% и составило 62 568 человек. В 2017 г. этот показатель возрос на 12,4% и составил 70 372 туристов. С 2015 по 2020 год прослеживается динамика увеличения.
Таким образом, с 2015 по 2020 годы наблюдается рост выездного туризма и внутреннего туризма, что является положительной тенденцией. Увеличение потока туристов въездного и внутреннего направления в регион может оказать огромное влияние на развитие туризма Жамбылской области.
В соответствии с рисунком 3, наибольший удельный вес занимает посещение туристов с культурно-познавательными целями. В 2015 году доля туристов, посетивших Жам-былскую область с культурно-познавательными целями, составила 78%, в 2020 году увеличилась на 4,2% и составила 82,2%.
Таким образом, можно сделать вывод, что нашу область посещают в основном с культурно-познавательными целями. И это хорошие предпосылки для привлечения туристских потоков в регион.
Неповторимая и уникальная культура Жамбылской области, а также расположение региона на трассе Великого Шелкового пути обеспечивают привлекательность этого региона для туристов. По данным акимата Жам-былской области на государственном учете состоят 1 080 памятников, из них памятников археологии - 844, истории - 111, архитектуры - 97, монументального искусства - 28.
Показатель 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020 г. 2020 г.в % к 2015 г.
Въездной туризм 1 739 2299 1 308 1 290 1 905 1 984 114,08
Темп изменения к предыдущему году в % 128,5 132,2 56,8 98,6 147,6 104,1 -
Выездной туризм 644 1 961 3 653 4 340 4 860 7 754 12,04 раз
Темп изменения к предыдущему году в % 154,9 304,5 186,2 118,8 111,98 159,5 -
Внутренний туризм 53 966 62 568 70 372 85 138 95 471 91 685 169,89
Темп изменения к предыдущему году в % 105,3 115,9 112,4 120,8 112,1 100,2 -
Таблица 3. - Количество обслуженных туристов в Жамбылской области по типам туризма, чел.
Рисунок 3. - Цели посещения Жамбылской области туристами внутреннего направления, %
Примечание - Источник: составлено авторами на основании анкетного опроса
В регионе есть уникальные историко-культурные объекты на Шелковом пути. Представленные в таблице 4 маршруты авто-бусно-пешие, включают посещение исторических памятников Жамбылской области. Следует отметить, что стоимость маршрутов невысокая и зависит от количества человек в группе. Эти экскурсионные маршруты включают посещение исторических памятников
времен существования Шелкового пути. Продолжительность маршрутов - до одного дня.
Таким образом, проанализировав туристский потенциал региона, можно сделать вывод, что Жамбылская область обладает богатым историко-культурным наследием.
Однако требуется развитие материально-технической базы региона.
Наименование маршрута Описание маршрута Длительность Стоимость
«От древнегоТараза до наших дней» Автобусно-пеший маршрут. Ознакомление с мавзолеями Карахана и Даутбека, Тектурмас, баней Кали Юнуса, Аиша-биби и Бабаджа Хатун. Посещение областного историко-краеведческого музея, выставочного зала, обл. драмтеатра 1 день 5 000 тг
«Акыртас - Тектурмас-Кали Юнуса - музей «Города на Шелковом пути» - Мавзолеи Карахан и Дауытбека - Мавзолей Айша Биби» Автобусно-пеший маршрут 5-6 часов 4000 тг
Древнее городище Акыртас Автобусно-пеший маршрут 5-6 часов 8000 тг
Таблица 4. - Историко-познавательные туристские маршруты Жамбылской области
Жамбылская область, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на казахстанском рынке туристических услуг. На долю нашего региона приходится менее одного процента от общего объема таких услуг в Казахстане, в то время как туризм, учитывая расположение Жамбылской области на Шелковом пути, может и должен стать приоритетным направлением в экономике региона как сфера международного бизнеса.
Для оценки воздействия туризма на экономику Жамбылской области, кроме основных показателей, таких как число прибытий и поступления в область от туризма, необходимо рассмотреть более подробно такие экономические показатели, как доля туризма в ВРП (валовом региональном продукте), занятость населения, объем инвестиций в отрасль [7]. Рассмотрим, какой удельный вес приходится на валовой выпуск туристской деятельности в ВРП Жамбылской области (таблица 5).
Валовой выпуск в сфере туристической деятельности в 2015 году составил 446 400 млн тенге. В 2020 году - 1 014 500 млн тенге.
Таким образом, доля сферы туристической деятельности в ВРП в 2015 году составила 0,059 %, что на 0,007% меньше, чем в
2020 году. За последние три года наблюдается динамика роста данного показателя.
Таким образом, туризм оказывает значительное влияние на развитие экономики региона. Поскольку очень важным для развития туризма является въездной туризм, то необходимо создавать условия для притока иностранных туристов. Как было отмечено выше, все туристы въездного направления посещают Жамбылскую область исключительно с культурно-познавательными целями, а также большинство туристов внутреннего направления посещают область с этой же целью. Все это создает предпосылки развития историко-культурного туризма в регионе, тем более что в Жамбылской области в силу географических и исторических факторов имеются возможности для развития этого вида туризма.
На наш взгляд, историко-культурный туризм с акцентом на проект «Шелковый путь» обеспечит возможности привлечения туристов на относительно постоянной основе. Например, такие виды туризма, как деловой, научный, фестивальный, сафари-туры, и т.п. ориентированы только на определенный контингент туристов и имеют непостоянный характер, и соответственно потоки денежных поступлений от этих видов туризма будут иметь нестабильный характер.
Показатель 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2020 г. в % к 2015 г.
Валовой региональный продукт Жамбылской области, млн. тенге 446 400 634 300 763 900 864 000 982 000 1 014 500 227,26
Валовой выпуск туристской деятельности, млн. тенге, в том числе: 296,4 375,8 448,6 537,4 669,5 730,7 246,5
Стоимость проданных путевок, млн. тенге 59,2 160,8 189,6 191,6 197,5 199,3 336,65
Инвестиций в сферу туризма, , млн. тенге 65 116 131 177 265 288 350,7
Удельный вес туризма в ВРП, % 0,066 0,059 0,058 0,062 0,068 0,072 -
Таблица 5. - Валовой выпуск туристской деятельности в Жамбылской области
Бренд «Шелковый путь», бесспорно, является приоритетным и перспективным направлением развития туризма в Жам-былской области. Перспективы развития туристской отрасли в Казахстане связывают с ростом въездного и внутреннего туризма, который будет хорошим источником пополнения государственной казны и окажет воздействие на решение многих социально-экономических проблем, в том числе связанных с трудоустройством и занятостью населения.
Одной из наиболее важных задач является развитие въездного и внутреннего туризма. Утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма и позволивших снять ряд проблем, сдерживающих развитие отрасли.
Состояние развития туристической отрасли в Казахстане за последние годы характеризуется устойчивым развитием, и уже в ближайшие годы наша страна будет иметь статус одной из самых привлекательных в
мире. Для развития и процветания туристической индустрии государство создает благоприятные экономические, политические, правовые и другие условия.
Для определения приоритетов развития историко-культурного туризма в
Жамбылской области нами была разработана анкета и проведен анкетный опрос жителей Республики Казахстан. Анкетирование проводилось в режиме онлайн на сайте https://www.survio.com .
На 01.05.2020 был опрошен 51 респондент. Возраст ответивших на наши вопросы приведен на рисунке 4.
В анкетировании 60,8% составили респонденты в возрасте 18-25 лет, 23,5% - респонденты в возрасте 26-40 лет,13,7% - в возрасте 40-60 лет и 2% респондентов в возрасте 60 и выше. Активное участие в анкетировании принимали респонденты в возрасте 18-25 и 26- 40 лет.
Ваш воэдог?
• до 1В дет »18 Идет в 26-40 мт »40 40 дет • от ¿0 дет
Рисунок 4. - Возраст респондентов, принимавших участие в анкетировании
Примечание - Источник: составлено авторами на основании анкетного опроса
Семейное положение:
I.OS
* яп<лг/1М(/ж«и • тжпат/нг »нужт * друч ое
Рисунок 5. - Семейное положение респондентов
Примечание - Источник: составлено авторами на основании анкетного опроса
Из числа опрошенных 66,7% - люди свободные, которые еще не обзавелись семьей, и 31,4% - люди, которые имеют семьи.
Для определения узнаваемости Жамбылской области как туристического объекта был задан вопрос (рисунок 6).
Из числа опрошенных 45,1 % респондентов совершали поездку в регион по различным причинам, 54,9% респондентов никогда не были в Жамбылской области.
Так как город Тараз насчитывает более 2000-летнюю историю и был крупным звеном Великого Шелкового пути, политическим центром первых государств Западно-Тюркского каганата, карлуков, тюргешей, столицей государства Караханидов со своим
Совершали ли Вы какую-либо ими «у доловим, или по иным чктньи причинам
монетным двором, развитыми ремеслами, торговлей, науками и искусством, имеет большое значение в Восточной, особенно в Центрально-Азиатской историографии,
54,9% респондентов заинтересованы в проведении отдыха в Жамбылской области в будущем.
Предпочтение туристы отдают культурно-историческому туризм. Таблица 6 подтверждает, что Жамбылская область при разработке турпродукта для иностранных клиентов должна сосредоточить свои усилия на развитии культурно-исторического и природного туризма.
(поодии) с ночевкой ил отдых, по в Жамбылскую обплсгь (Казамстам)?
Рисунок 6. - Цели поездок в Жамбылскую область
Примечание - Источник: Составлено авторами на основании анкетного опроса
Таблица 6. - Какие виды туризма для Вас особенно интересны?
Виды туризма Да Может быть Нет
Пляжный туризм 26 30 44
Пешие и конные треки 42 28 30
Альпинизм 23 27 50
Пешие и конные треки 42 28 30
Альпинизм 23 27 50
Горнолыжный туризм 18 25 57
Оздоровительный туризм 17 43 40
Оздоровительный туризм 17 43 40
Охота и рыбалка 09 02 89
Культурно-исторический туризм 60 25 15
Археологический туризм (участие в раскопках) 14 16 70
Сельский туризм 37 32 31
Орнитологические туры 10 15 75
Спортивный туризм 11 12 5
Таким образом, проведенный анкетный опрос показал наиболее востребованные и привлекательные объекты области для туристов. Проведенные исследования свидетельствуют о возрастании интереса людей к культурно-историческим достопримечательностям региона, а также создают предпосылки для развития культурного туризма на Шелковом пути в Жамбылской области.
На наш взгляд, историко-культурный туризм с акцентом на проект «Шелковый путь» обеспечит возможности привлечения туристов на относительно постоянной основе. Бренд «Шелковый путь», бесспорно, является приоритетным и перспективным направлением развития туризма в Жамбылской области. Перспективы развития туристской отрасли в Казахстане связывают с ростом въездного и внутреннего туризма, который будет хорошим источником пополнения государственной казны и окажет воздействие на решение многих социально-экономических проблем, в том числе связанных с трудоустройством и занятостью населения.
Список литературы
1. Туризм Казахстана 2016-2020: статистический сборник. - Нур-Султан, 2021. - 102 с.
2. Туризм Жамбылской области: статистический сборник. - Тараз, 2020. - 80 с.
3. Ускорение диверсификации и повышение конкурентоспособности национальной экономики Казахстана на основе потенциальных возможностей: материалы международной научной конференции молодых ученых под эгидой Х Астанинского экономического форума, часть I . 15-16 июня 2017 г. / Астана. Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумилева, под. ред. С.Б. Макыш [и др.]. - СПб., 2017. - 340с.
4. Социально-экономическое развитие Жам-былской области : статистический сборник. - Тараз, 2020. - 63 с.
5. Оценка рекреационных ресурсов как основа устойчивого развития индустрии туризма РК: отчет по НИОКР (заключ.) / Ка-
захский государственный национальный университет имени Аль-Фараби; рук темы Ж.М. Асипова. - Алматы, 2020. - 50с. №0115РК00380.
References
1. Turizm Kazakhstana 2016-2020: statistich-eskii sbornik [Tourism of Kazakhstan 20162020: statistical compendium]. Nur-Sultan, 2021. 102 p. (In Russian)
2. Turizm Zhambylskoi oblasti: statisticheskii sbornik [Tourism of the Zhambyl region: statistical collection]. Taraz, 2020. 80 p. (In Russian)
3. Uskorenie diversifikatsii i povyshenie konku-rentosposobnosti natsionalnoi ekonomiki Kazakhstana na osnove potentsialnykh vozmozhnostei: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh pod egidoi Kh Astaninskogo ekonomich-eskogo foruma, chast 1. 15-16 iiunia 2017 g. [Accelerating diversification and increasing the competitiveness of the national economy of Kazakhstan based on potential opportunities: materials of the international scientific conference of young scientists under the auspices of the X Astana Economic Forum, part I. June 15-16, 2017]. Astana. Evraziiskii Natsionalnyi universitet im. L. N. Gumileva, pod. red. S.B. Makysh [i dr.]. SPb., 2017. 340 p. (In Russian)
4. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Zhambylskoi oblasti : statisticheskii sbornik [Socio-economic development of the Zhambyl region: statistical collection]. Taraz, 2020. 63 p. (In Russian)
5. Otsenka rekreatsionnykh resursov kak osnova ustoichivogo razvitiia industrii turizma RK: otchet po NIOKR (zakliuch.) [Assessment of recreational resources as the basis for sustainable development of the tourism industry of the Republic of Kazakhstan: report on R&D (concluding)]. Kazakhskii gosudar-stvennyi natsionalnyi universitet imeni Al-Farabi; ruk temy Zh.M. Asipova. Almaty, 2020. 50 p. No. 0115RK00380. (In Russian)
Received 7 March 2022