Научная статья на тему 'Перспективы развития российского нефтесервиса, возможности и инструменты для экспортной деятельности'

Перспективы развития российского нефтесервиса, возможности и инструменты для экспортной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕСЕРВИС / ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / КАПИТАЛОЕМКИЙ НЕФТЕСЕРВИС / ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ НЕФТЕСЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен К. А.

В данной статье рассматриваются текущее положение и пути развития нефтесервисных компаний России. Цель данного исследования является изучение перспектив развития российского нефтесервиса, а также возможности и инструменты для экспортной деятельности на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российского нефтесервиса, возможности и инструменты для экспортной деятельности»

управленческие и институциональные их решения;

- вектор стагнационного развития профессионализации руководителей органов государственной власти в сфере управления промышленностью.

Таким образом профессионализация руководителей органов государственной власти в сфере управления промышленностью, являясь структурным системным компонентом государственного управления в целом, должна в своем развитии быть ключевым направлением в повышении эффективности государственного управления промышленной сферой.

Список использованной литературы:

1. Адизис И. Стили менеджмента эффективные и неэффективные: пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 199 с.

2. Исаев А.П. Основы управления профессионализацией менеджеров промышленных предприятий / А.П. Исаев. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО УрФУ, 2010. - 308 с.

3. Обухова Л.А. Профессионализация как социальный процесс / Л.А. Обухова // Экономика и управление. - М., - 2017. - С. 61 - 68.

4. Подуваева В.Ю. Профессионализация деятельности государственных служащих // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. № 4. - С. 103 - 105.

© Любин И.В., 2018

УДК 338.1

Нгуен К.А.

Магистрант 2 курса кафедры «Экономика и управление На предприятии нефтяной и газовой промышленности» Уфимский государственный нефтяной технический университет

г. Уфа, Российская Федерация [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НЕФТЕСЕРВИСА, ВОЗМОЖНОСТИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются текущее положение и пути развития нефтесервисных компаний России. Цель данного исследования является изучение перспектив развития российского нефтесервиса, а также возможности и инструменты для экспортной деятельности на мировом рынке.

Ключевые слова:

нефтесервис, вертикально-интегрированные нефтяные компании, капиталоемкий нефтесервис, технологичный нефтесервис.

В настоящее время, главной проблемой на нефтесервисных рынке является то, что с уходом иностранных нефтесервисных компаний (НСК) ведущие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) начали диктовать свои правила игры. В одном случае, мелкие и средние НСК поглощаются ВИНКами и работают «на благо» периметра, в другом, более крупные независимые НСК диверсифицируют свой портфель клиентов, но одновременно с этим, им приходится работать на тех

~ 78 ~

условиях, которые навязывает заказчик.

Традиционным образом, сложилось так, что отечественные НСК в своей международной деятельности работают на рынках стран СНГ, в малой степени интересуясь дальним зарубежьем. В то время такие компании как: Schlumberger, Halliburton, GE / Baker Hughes, Weatherford успешно занимают позиции на мировом рынке и являются эталоном для всего нефтесервисного рынка. При этом, очень небольшое количество отечественных НСК работают за странами СНГ, но в основном, работы, которые они ведут являются точечными и эпизодическими, но есть и те, кто довольно успешно и последовательно осваивает зарубежные рынки. Анализ полученного опыта позволяет оценить возможности международного нефтесервисного рынка (НСР) для российских компаний, а также к изучить и понять факторы успеха для будущей международной деятельности.

В настоящее время, география российских НСК представлены в таких странах как: США, Канада, Венесуэла, Куба, Эквадор, Сербия, Румыния, Ирак, Иран, ОАЭ, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Ангола, Гана, Нигерия (всего порядка 32 стран). На рисунке 1 представлено распределение операционной активности российских НСК по регионам мира.

4% 3% 5%

ЯШ 14%

16% 1S% 19% 10% 23% 14% 21% 14% 22%

- - 31%

Все компании КНС ТНС

■ Ближний Восток ■ Северная Америка ■ Латинская Америка i ATP ■ Европа ■ Африка Рисунок 1 - Распределение операционной активности российских НСК по регионам мира

В рамках данной статье НСК поделены на два составляющих - это 1) капиталоемкий нефтесервис (КНС) и 2) технологический нефтесервис (ТНС).

КНС использует тяжелое, дорогостоящее оборудование (основные фонды), а также затратную производственно-сервисную инфраструктуру; к нему относятся: бурение, капитальный ремонт скважин (КРС), насосное оборудование/сервис и прочее.

Нефтесервисные компании, относящиеся к ТНС, оказывают услуги, содержащие высокую долю ноу-хау и не требующие наличия собственных тяжелых основных средств и производственной инфраструктуры.

Деятельность КНС в географическом плане следует за российскими нефтяными компаниями (Роснефть, Газпром, Лукойл и т.д.), которые реализуют свои добычные проекты в качестве операторов.

Деятельность ТНС отличаются по географии деятельности от компаний, предлагающих услуги КНС, включая не охваченные (в настоящее время) нефтяными компаниями рынки таких стран, как США, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и так далее.

Из рисунка 1 видно, что большая часть объемов по КНС и ТНС приходится на страны Ближнего

Востока - 36% и 31% от суммарного индекса операционной активности (ИОА).

В остальном же, география деятельности КНС и ТНС различается. Для КНС приоритетом являются страны Латинской Америки, для ТНС - Северная Америка и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

ИОА составляется путем учета всей операционной активности (текущей и за период начиная с 2010 года) российских НСК на зарубежных рынках.

В понятии операционная активность компаний взята за основу совокупность всех видов деятельности по развитию бизнеса и непосредственному оказанию услуг.

Каждому виду активности соответствовал балл, отражающий его «вес», который затем агрегировался для каждой страны и компании. Анализ охватывал 19 компаний, у которых была идентифицирована операционная деятельность на зарубежных рынках. Чем больше ИОА, тем больше активность НСК.

Совокупный ИОА по состоянию на сентябрь 2017 года оценен в 161 балл (2 балла эквивалентны наличию коммерческой деятельности для одной компании в одной стране в период 2014—2017 годов).

Для целей исследования под нефтесервисными компаниями подразумеваются все компании, у которых присутствует в линейке технологический сервис для разведки и добычи нефти и газа. На внешние рынки такие компании не всегда выходят с предложением по сервису — это могут быть и поставки основного оборудования, применяемого при сервисе (например, до лота или погружные насосы как основа долотного или насосного сервисов). Зарубежные рынки были ограничены так называемым дальним зарубежьем, то есть за пределами границ стран СНГ.

На сегодняшний день, среднее значение ИОА в расчете на одну страну составляет 4.0 балла - это означает, что уровень присутствия российских НСК за рубежом достаточно слаб. На рисунке 2 представлены средние значения ИОА по регионам мира.

15.0

ИОА

■ Северная Америка ■ Ближний Восток ■ Латинская Америка ■ Общий ИОА

■ АТР ■ Европа ■ Африка

Рисунок 2 - Средние значения ИОА по регионам мира

Для понимания потенциала зарубежных рынков необходимо провести анализ привлекательности осуществления экспортной деятельности для стран зарубежья, обладающими высокими уровнем добычи нефти и с благоприятными условиями для отечественных НСК. Анализ привлекательности можно провести, используя 2 параметра: 1) деловая привлекательность страны и 2) отраслевая привлекательность. На рисунке 3 приведено распределение операционной активности по группам стран с различными профилями деловой и отраслевой привлекательности (площадь круга равна суммарному ИОА для страны).

Высокая отраслевая при иле стельность

С • • * •• • • А • •• *

• • • D * •• В

Низкая отраслееая привлекательнее

Низкая деловая ПрИ BJie Ii JTCAh HÜCTb

Высокая делоьая привлекательность

Рисунок 3 - Распределение операционной активности по группам стран с различными профилями деловой и отраслевой привлекательности

В результате анализа сформировано четыре группы стран по соотношению деловой и отраслевой привлекательности:

1) Высокая деловая + высокая отраслевая привлекательность;

2) Высокая деловая + низкая отраслевая привлекательность;

3) Низкая деловая + высокая отраслевая привлекательность;

4) Низкая деловая + низкая отраслевая привлекательность.

Распределение стран по группам не показывает явных предпочтений у российских НСК, но это говорит о том, что при работе за рубежом отечественный нефтесервис пытается использовать лишь отдельные виды бизнеса, нежели чем можно было системно вырабатывать последовательную программу работ по развитию всего бизнеса.

Среди трех основных групп нет лидера в части активности российских НСК, хотя некоторое преимущество - у рынков, сочетающих высокую деловую привлекательность с пониженной отраслевой и имеющей 36% доли среди всех групп, в то время как у группы 1 немного меньше - 33%. Но в то же самое время, около 48% ИОА приходится на группу 1, безусловным лидером в ней являются США. На данном рынке российские НСК предоставляют широкий спектр услуг: технологический сервис, производство оборудования, НИОКР, офисное присутствие.

При этом, независимо от того, что масштабы деятельности российских компаний на территории США могут быть не такими высокими по сравнению с другими иностранными компаниями ключом, является то, что рынок США играет большую роль на пути к мировому развитию бизнеса.

Важное место по степени активности российских НСК в группе 1 также занимают ОАЭ и Канада. Слабая активность - в Китае и Саудовской Аравии, что связано со спецификой доступа на эти рынки.

К группе 2 наивысшим показателем ИОА является Оман (1/3 всей активности приходится на данную страну).

К группе 3 25% от общей активности относятся такие страны как: Венесуэла, Ирак и Иран - на их долю приходится 55% ИОА.

Практика деятельности российских нефтесервисных компаний на международных рынках демонстрирует использование целого спектра каналов и инструментов входа на рынок и развития бизнеса.

Одним из примеров для компаний из группы КТС является вход на рынок НСК вслед за российскими

нефтегазовыми компаниями и благодаря им. Примером использования такого канала входа служит деятельность компании Eriell в Ираке на месторождении Западная Курна 2 (оператор «ЛУКОЙЛ»), а также в Бангладеш (Gazprom International).

Список использованной литературы

1. Бердников, В.В. Использование аналитических приемов и методов в стратегическом контроллинге / В. В. Бердников // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 4. - С. 336-345.

2. Акатов, Н.Б.Бизнес-модели и их применение в управлении инновационным саморазвитием компании / Н.Б. Акатов; отв. ред.А.В. Молодчик. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 196 с.

3. Электронный ресурс удаленного доступа: Ананенко С., Кравец В., Рудницкий С. Мировое измерение российского нефтесервиса // Oil&Gas Journal URL: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/Oct17/38-43.pdf (дата обращения: 10.05.2018).

© Нгуен К.А., 2018

УДК 336

Е.В. Неустроева

магистрант ЯГСХА г. Якутск РС(Я), РФ

"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СХПСПК «БАЙАР» НЮРБИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА"

Аннотация

Важнейшими проблемами в молочном скотоводстве является повышение производительности труда, снижения себестоимости молока и повышение рентабельности производства. В данной статье описаны пути решения этих проблем: необходимость роста продуктивности животных на основе обеспечения их полноценными сбалансированными курсами и удешевления их стоимости, улучшение использования производственных фондов, повышение материальной заинтересованности работников животноводства в результате труда.

Актуальность темы. В связи с развитием угольной, газовой, нефтедобывающей и алмазодобывающей промышленности в Якутии, в частности в Нюрбинском районе, перед работниками АПК республики стоит большая задача: развитие животноводства и переработки продукции сельского хозяйства для обеспечения населения местной экологически чистой и свежей продукцией.

Цель: Описание опыта работы СХПСПК «Байар» Нюрбинского района Республики Саха".

Метод: Статистические материалы лаборатории, изучение спроса населения, исследование органолептических и физико-химических показателей сыра и молока, расчет экономической эффективности производства молочной продукции.

Результат, выводы: СХПСПК «Байар» реализует готовую продукцию по Нюрбинскому району. Качество выпускаемой продукции соответствует действующим стандартам.

Ключевые слова:

перерабатывающий кооператив, заготовка сельскохозяйственной продукции, ассортимент выпускаемой

продукции, химический состав.

Сельскохозяйственный потребительский сбытовой перерабатывающий кооператив «БАЙАР» является некоммерческой организацией и действует на основании Устава. Права и обязанности потребительской кооперации приобрело со дня его регистрации.

Основную часть товарной продукции кооператив реализует магазинам города Нюрба, часть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.