БИЗНЕС В РОССИИ
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в условиях кризиса
Ю.И. Проскуровская
Исследуются экономические, маркетинговые, технологические особенности малого бизнеса, отличающие его от сектора крупных фирм, его сильные и слабые стороны (близость к потребителю, предоставление индивидуализированных товаров и услуг, высокий уровень ответственности и др.). Показана роль франчайзинга и системы микрокредитования как инструментов поддержки малого предпринимательства. Раскрыты возможности малого бизнеса по обеспечению экономической и социальной стабильности в условиях кризиса (создание новых рабочих мест, гибкое приспособление к быстрым изменениям рыночной среды, способность к развитию при небольших стартовых вложениях, высокая выживаемость при повышенных рисках). Приведены данные о развитии данного сектора в России, о мерах по его поддержке и уровне их эффективности.
Ключевые слова: малое предпринимательство, микропредприятия, локальный рынок, непосредственная связь с потребителем, франчайзинг, микрокредитование, фрагментированная отрасль, дифференциация продукта, индивидуализированные товары и услуги, единство собственности и управления, упрощенная система налогообложения.
В условиях глобализирующегося мира процессы включения экономики России в мирохозяйственные связи активизируются. Среди множества возникающих в связи с этим проблем на первый план выдвигается выбор российских фигурантов и структур, способных эффективно и на равных взаимодействовать с зарубежными партнерами. Это, в свою очередь, порождает мало изученную пока проблему поиска оптимального сочетания в стране крупного, среднего и малого предпринимательства.
В России эта проблема возникла задолго до начала рыночных реформ. Так, в 1950-1960-х гг. прошлого столетия в СССР наметилась тенденция перехода от централизованного руководства крупными организациями к расширению прав и ответственности отдельных структурных подразделений. Последние наделялись определенной самостоятельностью в сферах организации и проведения научных исследований, финансового контроля, сбыта. Примерно в то же время получили распространение три варианта построения структур управления народным хозяйством, а именно:
□ производственные министерства и ведомства;
□ территориальные производственные структуры в форме совнархозов;
□ Комитет государственного имущества с его территориальными структурами.
Сегодня востребована структура управления народным хозяйством в форме крупных многоотраслевых корпораций. Прообразом их стали поя-
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса
89
вившиеся в России в 1990-х гг. так называемые финансово-промышленные группы, которые в определенном смысле стали претендовать на место государства, сокращающего свое присутствие в экономике.
Отношение отечественных ученых и специалистов к проблемам концентрации производства, его укрупнению неоднозначно. В экономической литературе прошлых лет, как, впрочем, и сейчас, можно встретить сугубо негативное отношение к этому явлению. Сторонники такого подхода рассматривают ее как форму монополизации производства, не допускающую и отторгающую иные способы организации производства.
При этом не стоит забывать, что длительное время лицо промышленности страны определяли именно мощные, высококонцентрированные предприятия. Да и в настоящее время, после нескольких волн приватизации, искусственного дробления масштабных производств на более мелкие, Россия по-прежнему остается страной крупного и среднего производства. Можно привести немало примеров, когда в результате разукрупнения появились слабые хозяйственные субъекты, формировалась мнимая конкурентная среда, результатом чего были колоссальные экономические потери.
Мировой опыт решения такого рода проблемы показывает, что условием эффективного развития современной экономики является симбиоз крупного производства с множеством мелких и средних предприятий, выполняющих свою функцию.
Необходимость широкого спектра товаров и услуг, ориентированных на самые разные социальные слои населения, создает условия для функционирования и развития малого предпринимательства, что, в свою очередь, ослабляет тенденцию к монополизации экономики, объективно ведущую к игнорированию потребительских предпочтений.
Малый бизнес играет важную роль в обеспечении эффективности рыночного механизма, ибо его субъекты способны гибко и быстро реагировать на изменения спроса. Такие предприятия, кроме присущих им возможностей оперативно и с минимальными затратами создавать новые рабочие места, производить широкий спектр товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса, способствовать демонополизации производства и развитию конкуренции, по своей природе более инновационны. Более того, их создание часто связывается с попыткой коммерческого использования какого-либо новшества.
Малое предпринимательство - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым старто-
90
Бизнес в России
вым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими жизнеспособность предприятий.
Небольшие организации наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в различных отраслях. В малых организациях отмечается более высокая эффективность труда. Они с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья), обеспечивая относительно более высокую занятость.
Крупные фирмы менее чувствительны и недостаточно быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике.
Каким же малый бизнес России подошел к началу кризиса?
Прежде всего, до кризиса в малом бизнесе не наблюдалось сдвигов в отраслевой структуре. Несмотря на попытки применения уже известных инструментов развития инновационных и производственных фирм (технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурное финансирование) как в докризисный, так и в кризисный периоды продолжают доминировать торговые фирмы. Следствием этого является то, что малые и средние предприятия ориентированы в основном на местные рынки.
Малые предприятия (далее - МП) играли в народном хозяйстве России значительно менее важную роль, чем в экономиках развитых стран. В 2006 г. в США насчитывалось свыше 22 млн малых организаций, в которых было занято 40% населения, а их вклад составлял 50-60% ВВП. В России в этот же период было зарегистрировано менее 1 млн малых организаций, предоставлявших работу 20% населения [4, с. 169].
Региональная динамика по основным показателям развития малого бизнеса - обороту, объему инвестиций в основной капитал, численности занятых прослеживается в табл. 1 и 2 [2].
Таблица 1
Количество зарегистрированных МП по федеральным округам РФ
Федеральный округ Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. * населения Прирост количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. * * населения
РФ 790,2 72,9
Центральный 996,9 56,5
Северо-Западный 1391,0 219,2
Южный 496,0 10,1
Приволжский 623,2 58,9
Уральский 661,3 43,2
Сибирский 659,3 97,5
Дальневосточный 791,7 124,4
Примечания. Исходя из численности населения на 1 января 2005 г. За период с 1 июля 2006 г. по 1 июля 2007 г.
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса
91
Объем выпускаемой этими организациями продукции оценивался в 1115% ВВП. Доля малых организаций в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляла около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал в малых организациях
Федеральный округ Объем инвестиций в январе-марте 2007 г.
млн руб. на душу населения, руб* в % к январю-марту 2006 г.**
РФ 36 444 254,0 128,1
Центральный 8 936 238,0 121,3
Северо-Западный 3 382 246,3 108,2
Южный 5 881 257,7 118,8
Приволжский 8 033 261,6 171,8
Уральский 2 923 238,0 100,0
Сибирский 5 879 297,0 131,4
Дальневосточный 1 409 213,8 151,6
Примечания. Исходя из численности населения на 1 января 2005 г. С учетом региональных ИПЦ.
Анализ динамики показателей развития малых организаций свидетельствует о том, что они обладают значительным финансовым потенциалом и отличаются высокой жизнеспособностью.
Вплоть до III квартала 2008 г. во всех регионах наблюдался рост оборота предприятий малого предпринимательства, который в IV квартале 2008 г. продолжился лишь в Сибирском, Приволжском и Центральном федеральных округах (в последнем положительную динамику создавали в основном крупнейшие агломерации - Москва и Московская область).
В I квартале 2009 г. во всех регионах наблюдался спад, выразившийся в абсолютном снижении оборотов малого бизнеса. Снижение инвестиций в основной капитал, будучи одним из наиболее чувствительных индикаторов экономической активности, началось по всем регионам России уже в IV квартале 2008 г. и продолжалось в I квартале 2009 г.1
Под воздействием кризиса существенных изменений в отраслевой структуре малых предприятий в целом по стране не произошло: основной отраслью, являющейся центром притяжения предприятий малого бизнеса, оставалась торговля (порядка 76% в I квартале 2009 г.).
Малый бизнес представлен в основном микропредприятиями, оказавшимися в «яме» административной нагрузки. Ведь львиная доля мер поддержки направлялась не на развитие малого бизнеса, который со временем
1 По данным Федеральной службы государственной статистики РФ.
92
Бизнес в России
мог перерасти в сильный средний или даже в крупный, а на приумножение микропредприятий.
К положительным тенденциям можно отнести появление признаков расширения класса предпринимателей. Так, в национальном отчете GEM (Global Entrepreneurship Monitor) за 2008 г. говорится, что около 70% населения отмечают высокий статус предпринимателя и считают, что предприниматель пользуется уважением в обществе, и 60% граждан рассматривают начало собственного дела как желаемый источник дохода [6].
По неисчерпаемому запасу идей, масштабам рынка, который предстоит освоить, малое предпринимательство призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионам граждан.
В связи с этим немалые надежды в деле преодоления кризисных явлений в России возлагаются именно на малый бизнес. С помощью малых предприятий предполагается решить проблемы занятости: на федеральном уровне поставлена задача по увеличению доли занятых в малом бизнесе и доведению ее до уровня промышленно развитых стран - 70% экономически активного населения. Малый бизнес рассматривается и как база внедрения инноваций, и как мотор диверсификации экономики.
По планам Минэкономразвития в России к 2020 г. должны появиться 6 млн малых и средних предприятий (против 1,1 млн малых и 2,7 млн ИП в 2008 г.) [5].
Для того чтобы малый бизнес стал прочной основой хозяйства страны, необходимо создать экономику малого предпринимательства и прежде всего выработать режим наибольшего благоприятствования. В настоящее время перед органами власти стоит задача по созданию на местном уровне хозяйственного климата, благоприятствующего развитию малых предприятий. От ее решения зависит будущее страны в целом и ее регионов. Для успешного функционирования малых предприятий необходимо создать в каждом регионе систему инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Она должна включать в себя специализированные институты, участвующие в разработке и реализации общенациональной политики в сфере малого предпринимательства. Такие институты должны создаваться и функционировать при государственном участии или по инициативе самих малых предприятий.
Как показывает анализ практики западных инвестиционных компаний, особую значимость при прогнозировании капиталовложений имеет система инфраструктурного обеспечения экономики страны, конкретного региона и, в частности, малого бизнеса.
Малое предпринимательство является важнейшим сектором народного хозяйства, оказывающим значительное влияние на социально-
экономическую ситуацию в стране. Именно в этом секторе экономики:
□ динамично создаются новые рабочие места;
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса
93
□ образуется разветвленная сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг;
□ создается и циркулирует основная масса национальной продукции, которая является питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Каждая форма юридического лица имеет свои особенности, поэтому перед учредителями малых предприятий возникает весьма нелегкая задача - выбрать именно ту форму своего предприятия, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.
Система инфраструктурного обеспечения малых предприятий может создаваться путем обеспечения комплексной и адресной поддержки предпринимательской деятельности в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научнотехническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании иных деловых услуг.
Элементы системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности малых предприятий могут быть объединены на федеральном и региональном уровнях в пять агрегированных направлений:
□ нормативно-правовое;
□ финансово-кредитная и инвестиционная поддержка;
□ повышение эффективности инфраструктуры и информационных систем;
□ научно-методическое и кадровое обеспечение;
□ производственная и организационная поддержка.
Предлагаемая система носит типовой характер, но в каждом регионе, исходя из его специфики, могут применяться свои, несколько отличные формы поддержки малого бизнеса. В частности, эффективным экономическим механизмом инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности малых предприятий может быть франчайзинг.
Система франчайзинга широко используется в странах с развитой экономикой. Она представляет собой инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнерских отношений. Франчайзинг наиболее эффективен в тех видах деятельности, где территориально удаленные одно от другого предприятия обслуживают небольшие локальные рынки. Без поддержки крупной компании малому предприятию трудно завоевать достойное место на рынке. Источники его капитала обычно ограничены, прогрессивные экономические технологии недоступны. Завоевание доверия потребителя - трудная задача, решение которой требует длительного времени, а риск разорения очень велик. Привычка потребителя к знакомой торговой марке позволяет использующим франчайзинг малым предприятиям утверждаться на рынках.
94
Бизнес в России
По данным администрации малого бизнеса США, в течение пяти лет более 65% малых предприятий по тем или иным причинам прекращают существование, в то время как для франчайзинговых предприятий аналогичный показатель составляет всего 14% [3, с. 124]. Вследствие этой особенности франчайзинг приобрел огромную популярность в экономически развитых странах.
В настоящее время в России развиты два основных направления франчайзинга: проникновение иностранных фирм в Россию, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей, и развитие франчайзинга российскими фирмами. В данном контексте наиболее перспективными видами бизнеса являются производство и реализация технически сложной потребительской продукции; оказание помощи в организации и ведении бизнеса; строительство и ремонт жилых и нежилых помещений; услуги, связанные с образованием, отдыхом и развлечениями; общественное питание; медицинские и косметические услуги; розничная торговля и др.
Одним из препятствий на пути широкого использования франчайзинга является нерешенность проблемы образования (слабая подготовка представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга, отсутствие возможности получения консультаций, отсутствие в учебных программах вузов самостоятельных блоков и учебных предметов по франчайзингу).
Все более важную роль в реализации финансовой поддержки наиболее незащищенных слоев малого предпринимательства и начинающих предпринимателей в России стали играть организации, развивающие одно из эффективных и признанных во всем мире направлений: микрофинансирование (микрокредитование) малого бизнеса.
Микрокредитование - это глобальная программа, работающая более чем в 50 странах мира через микрокредитные учреждения, целью которых является улучшение качества жизни малоимущих слоев населения и привлечение их к занятию предпринимательской деятельностью путем предоставления краткосрочных займов, а также кредитно-сберегательных и других финансовых услуг.
Приставка «микро-» в терминах «микрокредитование» или «микрофинансирование» означает размер и сроки предоставления заемных средств предпринимателю (например, по нормам Европейского банка реконструкции и развития в рамках микрокредитной программы предоставляются кредиты в размере до 30 тыс. долл. на срок до одного года), а из-за «микромасштабов» финансируемого бизнеса.
Следует отметить, что, являясь, по сути, альтернативой социальной политике государства в сфере поддержки экономически незащищенных слоев населения, большинство программ микрофинансирования в развивающихся странах разрастаются такими темпами, что имеют возможность выйти на общенациональный уровень.
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса
95
Существующая банковская система в России не адаптирована к работе с программами микрокредитования. Сейчас, когда доверие населения к банковской системе в стране подорвано, существует реальная возможность построить институт новых микрофинансовых организаций, которые будут не только оказывать финансовые услуги предпринимателям и следить за развитием их бизнеса, но и выполнять важнейшую социальную задачу борьбы с безработицей.
В развивающихся странах сектор микропредпринимательства обеспечивает рабочими местами 30-80% экономически активного населения и быстро реагирует на новые потребности, возникающие в период экономических реформ. Во многих случаях этот сектор является потребителем рабочей силы, высвободившейся в период реструктуризации экономики [1, с. 161].
По данным международной статистики, сейчас в мире официально зарегистрировано свыше 500 млн микропредприятий. Социальная значимость микропредпринимательства определяется массовостью этого явления, основанной на личной инициативе трудоспособного населения, которое по тем или иным причинам не смогло найти применения в других сферах деятельности.
По нормам Европейского союза (ЕС) микропредприятия имеют численность занятых до 9 чел., тогда как, например, в США и Японии к этой группе относятся предприятия с числом занятых до 4 чел. Во Франции законодательно выделяются фирмы, в которых работают члены одной семьи в количестве не более 4 чел., - это так называемые ремесленные предприятия.
В новом, вступившем в силу с 1 января 2008 г., Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» среди малых предприятий выделены микропредприятия с численностью до 15 чел.
Очевидно, что как в стране в целом, так и в регионах созревает объективная необходимость четкого правового определения микропредпринимательства и разработки мер по его государственной поддержке. Это позволит определить основные направления национальной и региональной экономической политики в отношении микропредпринимательства, объединяющего самую массовую и подвижную часть экономически активного населения страны.
К числу важнейших положительных качеств микропредпринимательства можно отнести:
□ возможность начала деятельности при минимальных ресурсных и организационных затратах, применение труда членов семьи или хорошо знакомых людей, что в значительной мере упрощает организацию работы и способствует успешной деятельности;
□ ориентацию на узкий круг конкретных потребителей;
□ узкую специализацию в производстве товаров и услуг;
□ способность к самообучению и самообразованию;
□ возможность применения уже имеющихся у значительной части населения трудовых навыков;
96
Бизнес в России
□ способность к быстрому созданию новых рабочих мест для временно безработных граждан (что особенно важно в районах с повышенной социальной напряженностью, вызванной закрытием или реструктуризацией действующих предприятий).
Однако указанные достоинства не могут в оптимальной степени компенсировать недостаток или полное отсутствие стартового капитала и оборотных средств. Для решения этой проблемы во многих странах и создаются институты микрофинансирования такого рода предприятий.
Мировой опыт микрофинансирования показал, что предпринимателям с низким уровнем доходов нужны не государственные субсидии, а оперативный и непрерывный доступ к микрозаймам. Большинство предпринимателей берут краткосрочные займы для обеспечения текущей потребности в оборотных средствах, и их доходы обычно достаточны для получения прибыли и уплаты процентов по займам.
Из анализа практики деятельности российских микрофинансовых организаций (МФО) был сделан вывод, что наибольшая эффективность микрофинансирования достигалась при оборачиваемости займов от двух недель до одного месяца. Процентная ставка по микрозаймам, как правило, существенно превышает уровень инфляции и процентные ставки по банковским кредитам (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительные данные по микрофинансовым услугам и альтернативным источникам финансирования развития малого бизнеса
Показатель Ростовщики Коммерческие банки МФО
1 2 4
Г одовая процентная ставка От 50 до 200% в руб. и от 24 до 60% в валюте От 12% для потребительских кредитов до 18-40% для кредитов на предпринимательскую деятельность От 40 до 70%
Размер займа Обычно до 5 тыс. долл. плюс ликвидное имущество в заклад (его стоимость должна как минимум в два раза превышать сумму займа) Обусловлен обеспечением (30-50% от размера обеспечения) или доходом поручителя (два-три поручителя должны иметь ежемесячный доход, 20% которого равны одной выплате по кредиту) До 4-5 тыс. долл. в рублевом эквиваленте
Срок займа Неопределенный, с возможностью внезапного возвращения Краткосрочные и среднесрочные займы Обычно от 1 до 3 мес., иногда до 6 мес. (для производства товаров / оказания услуг)
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса 97
1 2 3 4
Обеспечение Залог, заклад Для потребительских займов: два-три поручителя плюс гарантия работодателя (требуется по крайней мере 6 месяцев работы в фирме). Для займов на предпринимательскую деятельность: два-три поручителя, двух-трехкратный залог Солидарная гарантия, индивидуальные поручители, залог с коэффициентом от 1 до 3
Опыт работы МФО и программ микрокредитования показывает, что сравнительно высокие процентные ставки по микрозаймам компенсируются доступностью, простотой оформления и оперативностью предоставления займов. Следует также отметить, что микрофинансовые программы должны предусматривать возможность быстрого оформления документов и многократного доступа предпринимателей к микрозаймам [8, с 76].
В настоящее время институты микрофинансирования в основном представлены некоммерческими организациями и другими специализированными финансовыми посредниками. Большинство из них не имеют достаточных ресурсов для покрытия затрат по микрофинансированию и поэтому нуждаются в дополнительных субсидиях. Это обстоятельство диктует определенную стратегию развития рынка микрофинансирования, основанную на сотрудничестве всех действующих на этом рынке субъектов в целях создания нормативной, методической и финансовой базы и собственной ниши финансовых услуг.
Практика развитых стран показывает, что всемерная поддержка малого бизнеса - незыблемое условие постоянного развития конкуренции.
Конкурентоспособность малого предпринимательства в первую очередь объясняется значительным потенциалом, который заложен в малом бизнесе и обусловлен такими его качественными характеристиками, как персонифицированный характер отношений между предприятиями и клиентами, единство права собственности и непосредственного управления предприятием, а также ключевая роль руководителя в деятельности предприятия.
Характерная особенность отраслей, внутри которых наибольшей эффективности достигают малые предприятия, состоит в низком уровне концентрации или фрагментарности. Это важнейшее структурное условие означает, что ни одно из предприятий отрасли не имеет существенной доли рынка и не способно оказывать значительное влияние на итоговые результаты функционирования отрасли в целом. Как правило, отрасли с низким уровнем концентрации (фрагментированные) состоят из большого числа организаций мелкого и среднего размера, многие из которых находятся в руках частных владельцев. Важным моментом, обусловливающим уникальность условий конкуренции, является отсутствие лидеров рынка, обладающих значительной силой воздействия на конкурентную ситуацию.
98
Бизнес в России
Вытекающие отсюда качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать конкурентные преимущества (факторы конкурентоспособности) предприятий, работающих в данном секторе экономики. В специальной литературе содержатся различные классификации указанных факторов. А Томпсон и А. Стрикленд, авторы одной из наиболее обстоятельных классификаций, разграничивают обычные и ключевые факторы успеха и выделяют следующие типы ключевых факторов [7, с. 153-154]:
□ зависящие от технологии;
□ относящиеся к производству;
□ реализации продукции и маркетингу;
□ профессиональным навыкам;
□ связанные с организационными возможностями.
Таблица 4 содержит характеристику основных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия.
Таблица 4
Основные факторы конкурентоспособности малого бизнеса
№ п/п Факторы Характеристика
1. Зависящие от технологии Способность к инновациям, постоянному внедрению новшеств в производство
2. Относящиеся к производству Отсутствие экономии на масштабе или кривой обучения
3. Относящиеся к реализации продукции и маркетингу Способность овладевать ограниченными сегментами рынка, разнообразие рыночного спроса, персонифицированный подход к потребителю, высокий уровень дифференциации продукта, особенно если он основан на имидже
4. Относящиеся к профессиональным навыкам Высокий уровень ответственности за принимаемые решения, эффективный контроль, творческий характер труда
5. Связанные с организационными возможностями Способность к переменам и совершенствованию
Первый фактор конкурентного преимущества малого бизнеса в области технологий тесно связан со способностью малых предприятий к модернизации, постоянному внедрению в производство новшеств, потенциально востребованных рынком. Мелкие структуры характерны прежде всего для новых отраслей, внутри которых ни одна организация еще не выработала навыки и ресурсы, необходимые для обладания значительной долей рынка.
Предложение нового или усовершенствованного продукта в настоящее время становится решающим фактором, позволяющим привлечь покупателя, заинтересовать его, побудить к расширению или реструктуризации своей потребительской корзины.
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса
99
Следующий важнейший фактор конкурентоспособности малого бизнеса обусловлен спецификой производства. Большинство фрагментированных отраслей характеризуется отсутствием существенной экономии на масштабе во всех основных элементах бизнеса, будь то производство, сбыт, маркетинг или исследования и разработки, поскольку во многих из этих отраслей производственные процессы представляют собой простые операции обработки или сборки и имеют высокую трудоемкость. Эти операции, как правило, связаны с оказанием персональных услуг или по своему содержанию не поддаются механизации или стандартизации.
Причины отсутствия экономии на масштабе могут быть различными. Быстрые изменения продукта или моды требуют соответствующей реакции и интенсивной координации деятельности. Там, где частое обновление продукции или моды играет важную роль в конкуренции и требует короткого цикла разработки и освоения новых изделий, крупное предприятие, как правило, менее эффективно, чем малое (например, в производстве женской одежды и других отраслях, где мода является основным фактором конкуренции).
Одна из важных качественных характеристик малого бизнеса и одновременно третий фактор конкурентоспособности - способность овладевать ограниченными сегментами рынка. Небольшое предприятие обладает рядом преимуществ и в условиях производства широкого ассортимента продукции в совокупности с необходимостью учитывать запросы индивидуальных потребителей, что требует тесных контактов между производителем и потребителем при выпуске мелких партий продукта.
Немаловажной функцией мелких предприятий является насыщение рынка товарами, пользующимися повышенным спросом, которые в то же время не являются продуктом массового производства, а относятся к индивидуализированным товарам, ориентированным на достаточно узкие вкусовые предпочтения потенциальных потребителей. Запросы потребителей продукции целого ряда отраслей весьма неоднородны, наиболее требовательных покупателей не удовлетворяют стандартные образцы, и они предъявляют спрос на особые модификации продукта, хотят (и могут) платить за них более высокую цену. В результате спрос на отдельные модификации продукта остается небольшим, его объем недостаточен для поддержания производственных и сбытовых стратегий, способных принести преимущество крупному предприятию. В некоторых случаях многообразие запросов покупателей объясняется региональными или местными особенностями рынка.
Мелкие предприятия часто более эффективны и в тех случаях, когда решающим фактором бизнеса являются индивидуальные услуги. Они появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и использования незначительных источников сырья и материалов (в основном местных) в условиях ограниченного количества потребителей.
100
Бизнес в России
Таким образом, при удовлетворительном насыщении рынка малые предприятия находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве «мелочей» или товаров, технология изготовления которых требует преимущественно ручного труда и не подлежит механизации и автоматизации. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий и т.д.
Малое предпринимательство требует еще более высокого уровня самостоятельности и ответственности, чем крупный бизнес. Малому предпринимателю в сфере малого бизнеса рисковать приходится практически всем, поэтому и мотивация у него принципиально иная. Мотивационная составляющая в малом бизнесе всегда была составной частью конкурентоспособности фирм.
Высокий уровень ответственности в сфере малого бизнеса также можно считать четвертым фактором его конкурентоспособности, связанным с профессиональными навыками. Предприниматели малого бизнеса могут рассчитывать только на себя: они сами должны найти стартовый капитал, первоначальные инвестиции, выработать программу действий, обеспечивать себя необходимыми ресурсами, отвечать за последствия принимаемых решений. Они доминируют во всех сферах деятельности с высокой степенью риска получения нулевого результата, например, в отраслях с неустойчивым сбытом. В случае отсутствия гарантированно стабильного сбыта объем производства подвержен значительным колебаниям, что мешает созданию крупных капиталоемких производств и их планомерному функционированию. Небольшие, слабо специализированные производственные или торговые предприятия, как правило, способны быстрее адаптироваться к колебаниям, даже если их операционные издержки выше при стабильном уровне производства.
Высокий уровень дифференциации продукта, основанный на имидже, может ограничивать размеры предприятий и обеспечивать условия, позволяющие выживать менее эффективным. Крупные размеры часто несовместимы с имиджем эксклюзивности, желанием покупателя получить свой бренд.
Мелкие предприятия зачастую имеют преимущество и в тех случаях, когда успех зависит от тщательного наблюдения и скрупулезной проверки результатов всех операций на местах. Строгий личный контроль необходим в некоторых отраслях, прежде всего в сфере услуг. В сферах деятельности, отличающихся высокой концентрацией творческого труда, крупные организации, как правило, оказываются не в состоянии поддерживать должную атмосферу и обеспечивать эффективную работу персонала, хотя есть и исключения.
Современная рыночная среда динамична и зачастую непредсказуема. Непрерывно происходят изменения во вкусах и запросах потребителей, появляются новые технологии, управленческие методы. Все это открывает пер-
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса 101
спективы малому бизнесу, обеспечивает ему преимущества перед крупным предпринимательством. Способность самостоятельно и достаточно быстро принимать решения позволяет малым предприятиям приобретать выгоды от нестабильности внешней среды. Присущие им гибкость и динамичность способствуют тому, что фактически каждое малое предприятие постоянно втянуто в процесс совершенствования своей деятельности, что является пятым фактором конкурентоспособности малого бизнеса.
Таким образом, малые организации представляют собой самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, внутренними закономерностями развития. Гибкость малых организаций, их мобильность позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако они оказываются особенно чувствительными к колебаниям конъюнктуры рынка, изменениям условий функционирования, динамике социально-экономических условий.
Преимущество малых организаций состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными к периодически возникающим кризисам. Малые организации стали своеобразным индикатором общего состояния экономики. Не случайно в своей экономической политике правительства Г ермании, США и других развитых капиталистических стран отводят особое место оказанию помощи именно малому бизнесу.
Разрабатывая политику развития малого бизнеса, необходимо определить, каким должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых-экономистов придерживаются той точки зрения, что в нормально функционирующей рыночной экономике значительная часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. Кооперационные связи являются полезными как для малых организаций, так и для крупных, поскольку вторые используют рыночную и структурную гибкость малых организаций, их инновационные возможности. Малые организации компенсируют неповоротливость крупных компаний в разработке и реализации новых технологических решений, проникновении на новые рынки сбыта. В результате крупные организации получают возможность переложить часть своих рисков на малый бизнес. Кооперация малых организаций между собой и с крупными организациями способна компенсировать несовершенства государственной политики поддержки малого предпринимательства.
В марте 2009 г. была опубликована Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. Одним из приоритетных направлений по этой программе являлись поддержка и развитие МСП. Дополнительных ресурсов на данное направление было выделено более 50 млрд руб.: 6,2 млрд руб. на реализацию Минэкономразвития России государственной поддержки субъектов малого предпринимательства (всего 10,5 млрд руб.), и до 50 млрд руб. планиро-
102
Бизнес в России
валось потратить на увеличение кредитования через Внешэкономбанк. В сентябре 2009 г. Минэкономразвития сообщило о намерении влить еще 7,5 млрд руб. в МСП, которые было решено направить на поддержку региональных гарантийных фондов, фондов попечительства. Следует отметить более двадцати мер, прямо или косвенно затрагивающих поддержку МСП. Наиболее значимыми являются:
□ снижение платы, установление рассрочки оплаты за присоединение к электрическим сетям объектов малой мощности;
□ субсидирование процентных ставок по кредитам предприятий;
□ предоставление государственных гарантий по кредитам региональными фондами;
□ расширение кредитования Внешэкономбанком МСП;
□ распространение на муниципальные закупки требований по квотам для МП;
□ поддержка региональных программ по развитию МСП;
□ субъектам Федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для УСН в диапазоне 5-15%;
□ уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности для 13 видов деятельности;
□ ограничение количества проверок, не чаще трех раз в год, внепланово - только с санкции прокурора;
□ развитие системы небанковских микрофинансовых институтов.
Сейчас уже можно подвести некоторые промежуточные итоги реализации мер, сделать выводы относительно эффективности предложенных инструментов. Всего 48 субъектов РФ воспользовались правом снижения УСН, из них только 28 снизили ставку налога до 5% по некоторым видам деятельности. Выданы первые гранты по 300 тыс. руб. на создание малых предприятий: в Санкт-Петербурге - 23 гранта, Свердловской области - 6, Вологодской области - 64. Всего в РФ было выдано более 3 тыс. грантов. Система микрофинансирования охватила лишь половину субъектов РФ.
Основной вывод, который можно сделать относительно антикризисных мер развития предпринимательства, - реализуемые меры действительно стимулируют развитие данного сегмента экономики. Однако промежуточные результаты указывают на то, что основная часть мер является неоперативной. Самая оперативная мера - это снижение ставки УСН. Однако неравномерное применение ее в регионах ведет к еще большему дисбалансу развития предпринимательства как в региональном, так и в отраслевом разрезе. Кроме того, большинство мер, декларируемых с позиций поддержки малого и среднего предпринимательства, на самом деле в основном направлено на поддержку только малого (микро) бизнеса. Также важно отметить, что реализация данных мер ведет к определенному отходу от поддержки инновационных ма-
Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса 103
лых фирм (один из приоритетов развития предпринимательства в докризисный период) к поддержке малого бизнеса в целом. Кроме этого, анализ первых статистических данных кризисного периода указывает на то, что значимое влияние на результаты поддержки оказывают региональные факторы: специализация региона, уровень диверсификации экономики, уровень экономического развития [6].
Литература
1. Драбенко В.А., Хоминок А.Н. Перспективы развития микрокредитования малого бизнеса в России // Экономика и управление. - 2008. - № 1.
2. Источник: Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2007 г.: Ежеквартальный информационно-аналитический доклад / НИСИПП. URL: http://www.nisse.ru/work/projects/monitorings/small-business
3. Ковалева Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе // Экономика и управление. - 2008. - № 1.
4. Морозко М.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений // Экономика и управление. - 2008. - № 2.
5. Российская газета. - 2008. - 29 мая.
6. Ружанская Л., Щербинина А., Артемьева Е., Баландина М. Парусник малого предпринимательства в бушующем море кризиса. URL: http://www.econ.ugu.ru/ace_documents/patterns/Maloepredprinim.pdf
7. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Вильямс, 2006.
8. Уткин Э.А., Шабанов Д.С. Антикризисное управление в малом бизнесе: Учеб.-практ. пособие. - М.: Теис, 2004.