ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
УДК334.012.65:658.14(536.2) JEL O53 L26 DOI 10.26425/1816-4277-2018-2-131-136
Даббус Т. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МИКРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОАЭ
Аннотация. В статье проведена оценка действующей системы финансового обеспечения субъектов микропредпринимательства в Объединенных Арабских Эмиратах (далее - ОАЭ). Рассмотрены источники формирования финансовых ресурсов для развития микропредпринимательства в ОАЭ. Установлено, что в ОАЭ доступны несколько источников формирования финансовых ресурсов для развития микропредпринимательства, в том числе государственные фонды, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, коммерческие банки, кредитные агентства, краудфандинг. Правительство ОАЭ стремится обеспечить условия, способствующие эффективному развитию микропредпринимательства. Ключевые слова: микропредпринимательство, финансовые ресурсы, источники формирования финансовых ресурсов, Фонд развития малого и среднего бизнеса им. Мухаммеда бин Рашида, Фонд Халифа.
Dаbbous Tamim CURRENT SYSTEM OF FINANCIAL SUPPORT SUBJECTS
MICRO-ENTREPRENEURSHIP IN THE UAE
Abstract. The article assesses the current system of financial support of subjects of micro-enterprises in the Unated Arab Emirates (UAE). The sources of funding of financial resources for the development of micro-enterprises are considered. It is established that in the UAE several sources of formation of financial resources are available to micro-enterprises development, including public foundations, the agencies of support of small and medium business, commercial banks, credit agencies, crowd funding. The government of the UAE seeks to provide the conditions contributing to effective development of micro-enterprises.
Keywords: micro-entrepreneurship, financial resources, sources formation of financial resources, SME Development Fund Muhammad bin Rashid, KhGlifG Fund.
Основной целью финансового обеспечения субъектов микропредпринимательства является обеспечение предпринимателей средствами для саморазвития и в дальнейшем развитии собственной бизнес-идеи для снижения уровня бедности населения и повышения экономического развития страны.
С Х1Х в. Объединенные Арабские Эмираты (далее - ОАЭ) находились под британским протекторатом. Н. Стариков отмечает: «Продолжали жить арабы бедно в пустыне, пока эксплуатацией природных богатств занимались англичане. Однако с обретением независимости правительство ОАЭ забрало добычу нефти и стало одной богатейших стран в мире» [2].
Объединенные Арабские Эмираты входят в рейтинг стран с очень высоким индексом человеческого развития и согласно Отчету ООН «О человеческом развитии» 2015 г. занимают 41 место с показателем 0,835 [7]. ОАЭ также заняли 26 место в 2016 г. среди стран в мире с наилучшими условиями для ведения бизнеса основе экономики страны, нормативно-правовой базы и имеют довольно высокие показатели интегрального индекса легкости ведения бизнеса [4].
Целью статьи является исследование особенностей финансового обеспечения субъектов микропредпринимательства в ОАЭ.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание и выявить особенности формирования финансовых ресурсов субъектов микропредпринимательства в ОАЭ;
- провести анализ структуры источников финансирования развития субъектов микропредпринимательства в ОАЭ.
© Даббус Т., 2018
Согласно данным Международной финансовой корпорации (IFC, International Finance Corporation), микропредприятия в ОАЭ составляют 72 % всех предприятий (рис. 1).
— 18%
1 - микропредприятия; 2 - средние предприятия; 3 - малые предприятия Источник: [6]
Рис. 1. Структура предприятий в ОАЭ, 2016 г.
Согласно Dubаi SME, агентству развитию предпринимательства, созданному при Департаменте экономического развития Дубая, в ОАЭ к субъектам микропредпринимательства относят предприятия с числом занятых 9 чел. в торговле и 20 чел. в производстве и сфере услуг (табл. 1).
Для сравнения: в России к субъектам микропредпринимательства относят предприятия в составе малого предпринимательства с числом занятых 15 чел. и предельными значениями выручки реализации без учета НДС 60 млн. руб. [1].
Таблица 1
Классификация предприятий, принятая в ОАЭ
Вид предприятия Кол-во сторудников, чел.
Торговля Услуги Производство
Микропредприятие < 9 < 20 < 20
Малое предприятие < 35 < 100 < 100
Среднее предприятие < 75 < 250 < 250
Источник: [6]
Вклад микропредприятий в валовой внутренний продукт ОАЭ составил в 2016 г. 9 % (рис. 2).
1, 2, 3 - большие, средние и малые предприятия, соответственно; 4 - микропредприятия Источник: [6]
Рис. 2. Вклад предприятий в ВВП ОАЭ, 2016 г. 132
В ОАЭ сектор микропредпринимательства обеспечивает рабочими местами 15 % экономически активного населения (рис. 3).
2 1
17%
1, 2, 3 - большие, средние и малые предприятия, соответственно; 4 - микропредприятия Источник: [6]
Рис. 3. Обеспечение предприятий рабочими местами в ОАЭ, 2016 г.
Очевидным является факт, что микропредпринимательство отличается среднего и крупного только меньшими объемами деятельности, и структурой управления и функционирования, в том числе особенностями финансирования своей деятельности.
В июне 2014 г. Федеральный Национальный Совет ОАЭ утвердил Федеральный закон №2 2 «О малых и средних предприятиях». Согласно Закону, федеральные ведомства обязаны приобретать менее 10 % товаров и услуг у микропредприятий. Помимо этого, компании, у которых 25 % капитала и активов принадлежит государству, обязаны приобретать менее 5 % товаров и услуг у микропредприятий [5]. мнению экспертов, данный закон способствует микропредприятиям в ОАЭ как начинать свой бизнес, так и развивать собственные компании в условиях высококонкурентного международного бизнеса.
В ОАЭ доступны несколько источников формирования финансовых ресурсов для развития микропредпринимательства (табл. 2), в том числе государственные фонды, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, коммерческие банки, кредитные агентства, народное финансирование (краудфандинг). Государственные фонды, как правило, предоставляет финансирование ранних стадиях и включает Фонд Халифа Fund) и Фонд
развития малого и среднего бизнеса им. Мухаммеда бин Рашида (Mohаmmаd Bin Rаshid Estаblishment for SME Development).
В отличие ОАЭ, в России реализуется программный подход, в частности, федерального бюджета финансируются программы государственной финансовой поддержки в субъектах РФ. Например, в 2016 г. государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан составила 596,18 млн руб. [3].
Таблица 2
Источники формирования финансовых ресурсов для развития микропредпринимательства в ОАЭ
Федеральные органы Министерство экономики Центральный Банк
Государственные фонды Khalifa Fund, Mohammad Bin Rashid Establishment for SME Development
Агентства поддержки малого и среднего бизнеса Dubai SME Ruwad Establishment Saud Bin Rashid Mualla Program for Youth Projects Support Saud Bin Saqr Program for Young Business Leaders
Департаменты экономического развития Аbu Dhabi DED АDСED Dubai DED Sharjah DED Ajman DED Fujairah DED Umm Quwain DED Ras Khaimah DED
Окончание таблицы 2
Федеральные органы Министерство экономики Центральный Банк
Торгово-промышленные палаты AD Chamber Dubai Chamber Sharjah Chamber Ajman Chamber Fujairah Chamber Umm Quwain Chamber Ras Khaimah Chamber
Коммерческие банки Noor Islamic Bank, Commercial Bank, Islamic Bank, NBAD, RAK Bank, Standard Chartered, HSBC, Mashreq Bank, First Gulf Bank, National Bank Fujairah, Union National Bank, Citi Bank, Doha Bank, Commercial Bank International, Bank Baroda, Emirates NBD
Кредитные агентства EmCredit, Central Bank Risk Bureau
Источник: [10]
Фонд Халифа предлагает следующие программы предоставлению микрофинансовых займов:
1) КЪШдаа: программа микрофинансирования, предоставляющая займы 250 тыс. дирхамов ОАЭ для поддержки развития микропредпринимательства;
2) Bedаyа: программа микрофинансирования, предоставляющая кредиты для стартапов 3 млн дирхамов ОАЭ;
3) Zeyаdа: программа микрокредитования для развития существующих микропредприятий, предоставляющая кредиты 5 млн дирхамов ОАЭ;
4) Tаsneа: программа микрофинансирования, предоставляющая займы субъектам микропредпринимательства 10 млн дирхамов ОАЭ [10].
Альтернативными небанковскому финансированию микропредприятий в ОАЭ источниками формирования финансовых ресурсов для развития микропредпринимательства являются инструменты банковских финансово-кредитных учреждений.
Следует признать, что высокая концентрация банковского капитала (табл. 3) в рамках национальной экономики ОАЭ является положительным явлением, которое отвечает требованиям высококонцентрированной национальной экономики.
Таблица 3
Концентрация банковского капитала в государствах Совета сотрудничества стран
Персидского залива в 2016 г.
Банки (концентрация капитала в % к банковским активам страны)
Страна Три крупных банков страны Пять самых крупных банков страны
Бахрейн 40,5 49,5
Кувейт 63,0 81,0
Оман 65,6 81,1
Катар 67,4 79,7
Саудовская Аравия 45,5 66,0
ОАЭ 31,8 47,6
Источник: [8]
Микропредприятия нуждаются в кредитах и широком спектре банковских услуг, которые могут предоставить лишь крупные кредитные организации, которые стали своеобразными финансовыми супермаркетами, имеющими широкие финансово-технологические возможности. В свою очередь, это обусловливает адекватное увеличение размеров собственного капитала банков для обеспечения его достаточности с учетом взятых себя кредитных рисков.
Народное финансирование в ОАЭ находится в зарождающейся форме и обеспечивают финансирование стар-тапов ранних стадиях.
Управление регулированию и надзору в сфере финансовых услуг Дубая (DFSA), вводит в действие нормативную базу, регулирующую краудлендинговые и краудинвестинговые платформы. Это первая нормативная база такого рода в государствах Совета сотрудничества стран Персидского залива. Краудфандинг становится все более популярным способом получения финансирования субъектов микропредпринимательства, это и стало главным обусловливающим фактором разработки новой нормативной базы.
По данным Фонда Кхалифа, примерно 60 % всех микропредприятий получили отказ в финансировании обычных банков, а общая сумма займов, выданных микропредприятиям, составляет всего 4 % всех предоставленных банками кредитов в ОАЭ, что значительно ниже среднего показателя странам региона Ближнего Востока и Северной Африки, составляющего 9,3 % [9].
Правительство ОАЭ стремится обеспечить условия, способствующие развитию микропредпринимательства. В этих целях были созданы Фонд развития малого и среднего бизнеса им. Мухаммеда бин Рашида (Mohаmmаd Bin Rаshid Estаblishment for SME Development) и Фонд Халифа. С учетом значительной роли, которую играют микропредприятия в экономической жизни ОАЭ, ожидается, что важность краундфандинга в ОАЭ будет продолжать расти, так как в настоящее время предприниматели ищут альтернативные источники финансирования.
В ОАЭ доступны несколько источников формирования финансовых ресурсов для развития микропредпринимательства, в том числе государственные фонды, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, коммерческие банки, кредитные агентства, народное финансирование (краудфандинг). Правительство ОАЭ стремится обеспечить условия, способствующие развитию микропредпринимательства. В этих целях были созданы Фонд развития малого и среднего бизнеса им. Мухаммеда бин Рашида и Фонд Халифа.
Библиографический список
1. Федеральный закон от24.07.2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144 (дата обращения: 25.01.2018).
2. Стариков Н. Шерше нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится ТАМ? - Санкт-Петербург: Питер, 2009. -С. 126.
3. Траченко М. Б. Анализ финансирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: региональный аспект / Сборник материалов 7-ой Международной научно-практической конференции «Аналитика в управлении финансами: актуальные вопросы теории и практики»: - М.: ГУУ. - 2017. - 37 с.
4. Doing Business 2017. Eqml Opportunity for А11 / А World Bаnk Group. - 14th Edition. - Wаshington: World Bmk Publ^^ns, 2016. - P. 346.
5. Federal Lаw I. 2 2014 сonсerning Smа11 аМ Medium Enterprises. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilo. org/dyn/nаt1ex/nаt1ex4.detаi1?p_1аng=&p_isn=98721&p_с1аssifiсаtion=01.0 (дата обращения: 25.01.2018).
6. IF0, Intemаtionа1 Finаnсe Сorporаtion, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ifc.org (дата обращения: 25.01.2018).
7. Humаn Development Report United №tions Development Programme 2015. Work for Humаn Development / United №tions Development Programme (UNDP). - New York: PBM Graphks, 2015. - P. 272.
8. Is1аmiс Finаnсe Outlook 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sprаtings.сom/doсuments/20184/0/Is1а miс+Finаnсe+Out1ook+2017/5аbbe572-с826-4622-bd13-1аbа725281fс (дата обращения: 25.01.2018).
9. КЪаЖа Fund. Miсrofinаnсe Reseаrсh Projeсt. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.khа1ifаfund.аe/ SiteAssets/KF/Doсuments/Miсrofinаnсe.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
10. SME Finаnсing the United АиЬ Emirates. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.khа1ifаfund.аe/SiteAssets/ KF/Doсuments/SME_Finаnсing.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
References
1. Federal'nyy zakon 24.07.2007 № 209-FZ (poslednyaya redaktsiya) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii» [On the development small and medium enterprises the Russian Federation, Federal Law
BecmuuK yuueepcumema № 2, 2018
dated 24.07.2007№ 209-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (accessed: 25.12.2017).
2. Starikov N. Shershe lja neft'. Pochemu nash Stabilizatsionnyy fond nakhoditsya TAM? [Why our Stabilization fund THERE?] -St. Petersburg: Piter, 2009. - P. 126.
3. Trachenko M. B. Analiz finansirovaniya gosudarstvennoy podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva: regional'nyy aspekt / Sbornik materialov 7-oy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Analitika v upravlenii finansami: aktual'nye voprosy teorii i praktiki» [Analysis financing the state support subjects small and average business: regional aspect / The collection materials the 7th International scientific and practical conference «Analytics managementfinance: topical issues the theory and practice»]. M.: GUU, 2017. 37 p.
4. Doing Business 2017. Equal Opportunity for All / A World Bank Group. - 14th Edition. - Washington: World Bank Publications, 2016. - P. 346.
5. Federal Law № 2 2014 concerning Small and Medium Enterprises. Available at: http://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_ lang=&p_isn=98721&p_classification=01.0 (accessed: 25.12.2017).
6. IFC, International Finance Corporation, 2016. Available at: https://www.ifc.org (accessed: 25.12.2017).
7. Human Development Report United Nations Development Programme 2015. Work for Human Development / United Nations Development Programme (UNDP). New York: PBM Graphics, 2015, p. 272.
8. Islamic Finance Outlook 2017. Available at: https://www.spratings.com/documents/20184/0/Islamic+Finance+0utlook+2017/ 5abbe572-c826-4622-bd13-1aba725281fc (accessed: 25.12.2017).
9. Khalifa Fund. Microfinance Research Project. Available at: https://www.khalifafund.ae/SiteAssets/KF/Documents/Microfinance. pdf (accessed: 25.12.2017).
10. SME Financing the United Arab Emirates. Available at: https://www.khalifafund.ae/SiteAssets/KF/Documents/SME_Financing. pdf (accessed: 25.12.2017).