Введение
После распада СССР новым суверенным центрально-азиатским республикам необходимо было укрепить свое новое положение, привлекать активно в свою страну инвестиции и повышать благосостояние каждой из республик. Южная Корея признала независимость всех пяти республик и установила с каждой дипломатические отношения в период с 1991 года. Узбекистан и Казахстан стали проводить прагматичную, миролюбивую, внеблоковую политику, искать новых партнеров в лице стран АТР, тем самым продвигая свои национальные интересы на мировой арене. Республика Корея активно зашла на богатый и широкий центральноазиатский рынок с 1990-х гг., реализовывая совместные инвестиционные, инфраструктурные, торговые, политические и культурные проекты в ЦА [1].
Цель данного исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать публичную дипломатию Республики Корея в странах Центральной Азии, определить ее особенности и перспективы. В данной работе были использованы общенаучные методы, а также был проведен контент-анализ.
Результаты исследования
Корейская публичная дипломатия выступает эффективным инструментом продвижения своего национального имиджа в данном регионе. Этому успеху сопутствуют определенные особенности стратегии публичной дипломатии и двусторонних отношений между странами в Центральной Азии. Традиционно Узбекистан и Казахстан являются приоритетными партнерами в регионе для корейского бизнеса [2]. Эти государства обладают богатыми природными ресурсами, рабочей силой, гибкой внешней политикой, благоприятной средой для бизнеса, а также культурными сходствами между РК с Узбекистаном и Казахстаном.
Развитие инструментов публичной дипломатии может находиться под влиянием различных факторов. На сегодняшний день существует множество рисков, связанных с экономическими издержками, санкциями на партнеров и геополитическими перестановками в мире, что может негативно сказаться на бюджете РК. Но в целом говоря о перспективе развития инструментов публичной дипломатии отметим важную роль «Базового плана публичной дипломатии с 2022-2027 гг.», который отражает основные цели и задачи для РК, в рамках публичной дипломатии, в том числе и в регионе Центральной Азии [3].
В перспективе, правительство РК видит необходимость в наращивании бюджета на культурную и научную дипломатию, продвижение «Халлю» за рубежом. Второй план отражает стремление Кореи стать центром научно-технического центра в Азии; продвижение идей мира на Корейском полуострове; укрепление международных связей с ветеранами и их потомками в Корейской войне; приглашать страны на участие в международных многосторонних саммитах; продвигать идеи демократизации; разрабатывать цифровой контент образования, курсов по корейскому языку, а также материал для более глубокого понимания Кореи в мире; укреплять сети для многостороннего интерактивного культурного обмена; внедрять корейский язык в качестве второго или третьего языка в школах и университета в других странах, а также расширять глобальные бизнес сети и продвигать отечественную экосистему стартапов [4].
Знакомство и распространение корейской культуры включает в себя такие мероприятия, как Дни корейской культуры, Неделя Кореи, Корейский фестиваль, а также создание «Евразийской молодежной академии» для молодежи в Центральной Азии и др. На современном этапе развития взаимоотношений Республика Корея рассматривается странами Центральной Азии как надежный, ответственный и выгодный партнер в рамках политико-экономического сотрудничеств. Корейская публичная дипломатия является многосторонней, и ее культурная экспансия не представляет собой угрозы для местного населения, так как одной из особенности культурно-гуманитарного сотрудничества РК с ЦА является корейская диаспора и миролюбивая политика в регионе. Формируя свой положительный имидж, центрально-азиатские страны добровольно выбирают сотрудничество с Республикой Корея, так как видят в этом большую выгоду.
Республика Корея за последние 30 лет наибольшие инвестиции вкладывала в Казахстан и Узбекистан [5]. Данные действия имеют определенные причины. Первая причина – наибольшее количество этнических корейцев в этих странах. Вторая – Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан менее стабильны во внутренней политике, более подвержены политическим потрясениям, конфликтам и террористическим атакам, что отталкивает желание инвесторов развивать эти республики. Но в целом, Республика Корея поддерживает диалог и сотрудничество со всеми пяти странами, как в двустороннем, так и многостороннем форматах. В целях формирования положительного имиджа, Сеул, придерживаясь статуса «средней державы», использует экономические, политические, гуманитарные и «мягкие» инструменты своего влияния на регион.
В 2005 году РК разработала первую стратегию «Всеобъемлющая Центрально-азиатская инициатива», нацеленную на Центральную Азию, а именно на налаживание экономических и энергетических отношений с Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Национальные цели РК в рамах данной инициативы были следующие: создать плацдарм для продвижения своих товаров вглубь Евразийского континента; обеспечить бесперебойные поставки энергетических ресурсов; исследовать рынок сбыта и увеличить экспорт до 10 млрд. долларов к 2015 году [6].
Для реализации поставленной цели – увеличить количество поставок на центрально-азиатский рынок, продвигать корейский бренд, наладить тесные культурные и дипломатические связи Республика Корея решила вовлечь все пять республик вместе и создать одну диалоговую площадку. Таким событием многостороннего формата сотрудничества стало создание Форума Республика Корея – Центральная Азия в 2007 году. Цель данного Форума состояла в том, чтобы путем многостороннего сотрудничества укрепить и расширить экономический потенциал партнеров, развивать сотрудничество по ИКТ, обсудить инфраструктурные и инвестиционные проекты, а также посредством культуры, науки и образования повышать качество специалистов и доверие между сторонами.
В продолжение наращивания многостороннего сотрудничества, в 2013 году Пан Кын Хе выдвинула идею «Евразийская инициатива», которая подразумевала только сотрудничество РК – Центральная Азия, а именно усиление инвестиционного, экономического и культурного влияния на Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, а также создание «Мирного и Единого континента», который преследовал цель интегрировать все страны данного региона в совместное экономическое евразийское пространство. Планировалось объединить все страны транспортными, энергетическими, торговыми, культурными и гуманитарными связями, тем самым повысив благосостояние каждой из республик. Эта идея носила мирный характер поступательного развития отношений между центрально-азиатскими странами и Южной Кореей.
Далее в 2017 году в Сеуле был создан Секретариат Форума Республика Корея – Центральная Азия, где представители государственных компаний, бизнеса, культуры проводят периодические встречи по ключевым вопросам сотрудничества, а также в этот период продвигалась «Новая северная политика» Мун Чжэ Ином. Одним из примеров такого плодотворного сотрудничества в рамках многостороннего Форума Республика Корея – Центральная Азия является прошедшая в 2021 году бизнес встреча в формате «5+1» в Душанбе, где был подписан План действий на 2022 год по реализации среднесрочных и долгосрочных проектов по развитию транспорта и логистики, энергетики, промышленности, защите окружающей среды, образованию, культуре и туризму [7].
Абсолютно все республики в ЦА заинтересованы в тесном экономическом сотрудничестве с Кореей на современном этапе в участии «Новой северной политики», а также и в развитии транспортных путей «Север-Юг», ТРАСЕКА, Центральная Азия – Россия и др. Такой дружелюбный климат удалось сформировать РК благодаря использованию инструментов публичной дипломатии таких как культура, образование, наука на начальных первых этапах знакомства с данным регионом [8].
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование – контент-анализ. За основу был взят материал заявлений лидеров правительств ежегодного Форума сотрудничества Республика Корея-Центральная Азия. Категории были разбиты на две колонки с названиями «Приоритетные направления с 2007 по 2015 гг.» и «Приоритетные направления с 2016 по 2022 гг.». Такой выбор был обусловлен прежде всего тем, что именно данный Форум сотрудничества РК и ЦА является единой дискуссионной и деловой площадкой со всеми странами ЦА.
Данный форум, а далее Секретариат Форума сотрудничества РК и ЦА был создан с целью привлечения государственных и негосударственных представителей для развития партнерских отношений между Республикой Корея и пятью республиками. Инициатором такого многостороннего сотрудничества стала именно Республика Корея и данный Форум можно отнести к инструментам публичной дипломатии [9].
Так можно заметить, что градация единиц анализа проходила по принципу прямых экономических интересов и косвенных через инструменты публичной дипломатии. По результатам анализа, можно определить следующее, что с 2007 по 2015 год и РК, и ЦА были нацелены на укрепление экономических связей по добыче ресурсов, развитию ИКТ, энергетическо-промышленных комплексов, транспорта. Образование и культура занимали высокие позиции. Это свидетельствует о том, что эти две сферы тесно взаимосвязаны не только друг с другом, но и также привязаны к экономическим потребностям (обучение квалицированных работников, расширение гуманитарного присутствия, языка и другое).
Период с 2016 по 2022 показывает, что большее внимание стало уделяться вопросам безопасности, информационным технологий, сотрудничеству с Корейским агентством международного сотрудничества, а также традиционно культурно-образовательной сфере и добывающей промышленности [10]. Стоит отметить, что именно в этот период продвигались идеи «Евразийской инициативы», а также «Новой Северной политики», стратегическая цель которых являлась углубление экономических связей в рамках «5+1», продвижение денуклеаризации Корейского полуострова и попытки создания стабильности и безопасности в ЦАР. Тем самым стоит отметить, что за все время работы Форума внимание вопросам публичной дипломатии уделялось не меньше, а наравне с экономикой, инвестициями и др [11].
Выводы
В ходе исследования была достигнута цель, которая состояла в том, чтобы охарактеризовать публичную дипломатию Республики Корея в странах Центральной Азии, определить ее особенности и перспективы. Корейская публичная дипломатия стала активным проводником внешней политики Республики Корея. Культурно-гуманитарное сотрудничество повышает уровень доверия партнеров, помогает выходить на новый уровень двустороннего и многостороннего формата взаимоотношений. С каждым годом бюджет РК увеличивается на публичную дипломатию. Исходя из исследования, Республика Корея планирует прикладывать такими же темпами больше усилий в сохранении и повышении уровня отношений с Центральной Азией, если не произойдет каких-либо резких внешнеполитических потрясений в мировой экономике.
Таблица 1
Итоговый бланк анализа
Категории Упоминаемость: Форум сотрудничества РК и ЦА с 2007 по 2022 гг. итоговые заявления
Максимальные значения Минимальные значения
Приоритетные направления с 2007 по 2015 Ресурсы, энергетика, технологии, транспорт, образование, культура промышленность Безопасность, логистика, ИКТ, строительство, туризм, гуманитарные связи, побратимы, Корейское агентство
Приоритетные направления с 2016 по 2022 Ресурсы, энергетика, технологии, безопасность, логистика, транспорт, образование, культура, Корейское агенство, ИКТ Строительство, туризм, гуманитарные связи, побратимы
Список литературы
1. 년 외교부 주요업무 추진계획 / 외교부. – 서울, 2019. – 2 쪽 (План основных мероприятий МИД Республики Корея на 2019 г. – Сеул, 2018. – С17.) URL: http://www.mofa.go.kr/www/brd/m_4080/view.do?seq=369060 (дата обращения: 01.08.2023).
2. 한국의 공공 외교 기본 계획 (Базовый план о публичной дипломатии 2017-2021, 2022-2027). – URL: https://www.mofa.go.kr/www/wpge/m_22716/contents.do (дата обращения: 01.08.2023).
3. 우리나라 공공외교의 추진체계 현황과 개선과제 (Состояние системы продвижения публичной дипломатии в Корее). – 2022. – URL: https://www.nars.go.kr/report/list.do?cmsCode=CM0156 (дата обращения: 01.08.2023).
4. Kim, Minsung. The Growth of South Korean Soft Power and Its Geopolitical Implications / Journal of Indo-Pacific Affairs. – 2022. – URL:https://www.airuniversity.af.edu/JIPA/Display/Article/3212634/the-growth-of-south-korean-soft-power-and-its-geopolitical-implications/ (дата обращения: 01.08.2023).
5. Ким, Г. Перспективы сотрудничества Южной Кореи со странами Центральной Азии / Текст: электронный. – Koreans.kz. – URL: https://koreans.kz/news/perspektivy-sotrudnichestva-yuzhnoy-korei-so-stranami-centralnoy-azii.html (дата обращения: 01.08.2023).
6. Янг, Джин Ким. 30-летие установления дипломатических отношений между Кореей и Центральной Азией: Оценка экономического сотрудничества и четыре основные задачи сотрудничества / Экономическое развитие, финансовое сотрудничество. – 2021. Текст: электронный. – URL: https://www.kiep.go.kr/gallery.es?mid=a20306000000&bid=0001&tag=&b_list=10&act=view&list_no=10024&nPage=9&vlist_no_npage=0&keyField=&keyWord=&orderby= (дата обращения: 01.08.2023).
7. Country Partnership Strategy / ODA Korea. URL: http://www.odakorea.go.kr/eng.policy.CountryPartnershipStrategy.do (дата обращения: 01.08.2023).
8. Kosimov, A. Soft power of the Republic of Korea to the countries of Central Asia / Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2022. – URL: https://geniusjournals.org/index.php/ejhss/article/download/1362/1204/1379 (дата обращения: 01.08.2023).
9. Choi, Kwang-jin. The Republic of Korea’s Public Diplomacy Strategy: History and Current Status. – URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/The%20Republic%20of%20Korea%27s%20Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf (дата обращения: 01.08.2023).
10. Участники форума «Центральная Азия – Республика Корея» приняли план работы на следующий год. – Рамблер. – URL: https://news.rambler.ru/politics/47679020-uchastniki-foruma-tsentralnaya-aziya-respublika-koreya-prinyali-plan-raboty-na-sleduyuschiy-god/ (дата обращения: 01.08.2023).
11. 한국의 중장기 통상전략의 정치경제와 소프트파워 통상전략 (Средне – и долгосрочная торговая стратегия Кореи Политическая экономия и торговая стратегия «мягкой силы»). – 2023. – URL: https://www.kiep.go.kr/ (дата обращения: 01.08.2023).
References
1. 년 외교부 주요업무 추진계획 / 외교부. – 서울, 2019. – 2 쪽 (Plan osnovnyh meroprijatij MID Respubliki Koreja na 2019 g. – Seul, 2018. – S17.) URL: http://www.mofa.go.kr/www/brd/m_4080/view.do?seq=369060 (data obrashhenija: 01.08.2023).
2. 한국의 공공 외교 기본 계획 (Bazovyj plan o publichnoj diplomatii 2017-2021, 2022-2027). – URL: https://www.mofa.go.kr/www/wpge/m_22716/contents.do (data obrashhenija: 01.08.2023).
3. 우리나라 공공외교의 추진체계 현황과 개선과제 (Sostojanie sistemy prodvizhenija publichnoj diplomatii v Koree). – 2022. – URL: https://www.nars.go.kr/report/list.do?cmsCode=CM0156 (data obrashhenija: 01.08.2023).
4. Kim, Minsung. The Growth of South Korean Soft Power and Its Geopolitical Implications / Journal of Indo-Pacific Affairs. – 2022. – URL:https://www.airuniversity.af.edu/JIPA/Display/Article/3212634/the-growth-of-south-korean-soft-power-and-its-geopolitical-implications/ (data obrashhenija: 01.08.2023).
5. Kim, G. Perspektivy sotrudnichestva Juzhnoj Korei so stranami Central'noj Azii / Tekst: jelektronnyj. – Koreans.kz. – URL: https://koreans.kz/news/perspektivy-sotrudnichestva-yuzhnoy-korei-so-stranami-centralnoy-azii.html (data obrashhenija: 01.08.2023).
6. Jang, Dzhin Kim. 30-letie ustanovlenija diplomaticheskih otnoshenij mezhdu Koreej i Central'noj Aziej: Ocenka jekonomicheskogo sotrudnichestva i chetyre osnovnye zadachi sotrudnichestva / Jekonomicheskoe razvitie, finansovoe sotrudnichestvo. – 2021. Tekst: jelektronnyj. – URL: https://www.kiep.go.kr/gallery.es?mid=a20306000000&bid=0001&tag=&b_list=10&act=view&list_no=10024&nPage=9&vlist_no_npage=0&keyField=&keyWord=&orderby= (data obrashhenija: 01.08.2023).
7. Country Partnership Strategy / ODA Korea. URL: http://www.odakorea.go.kr/eng.policy.CountryPartnershipStrategy.do (data obrashhenija: 01.08.2023).
8. Kosimov, A. Soft power of the Republic of Korea to the countries of Central Asia / Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2022. – URL: https://geniusjournals.org/index.php/ejhss/article/download/1362/1204/1379 (data obrashhenija: 01.08.2023).
9. Choi, Kwang-jin. The Republic of Korea’s Public Diplomacy Strategy: History and Current Status. – URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/The%20Republic%20of%20Korea%27s%20Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf (data obrashhenija: 01.08.2023).
10. Uchastniki foruma «Central'naja Azija – Respublika Koreja» prinjali plan raboty na sledujushhij god. – Rambler. – URL: https://news.rambler.ru/politics/47679020-uchastniki-foruma-tsentralnaya-aziya-respublika-koreya-prinyali-plan-raboty-na-sleduyuschiy-god/ (data obrashhenija: 01.08.2023).
11. 한국의 중장기 통상전략의 정치경제와 소프트파워 통상전략 (Sredne – i dolgosrochnaja torgovaja strategija Korei Politicheskaja jekonomija i torgovaja strategija «mjagkoj sily»). – 2023. – URL: https://www.kiep.go.kr/ (data obrashhenija: 01.08.2023).