УДК 328
А.С. ПРЫГУНКОВА
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Прыгункова Анна Сергеевна, эксперт, Центр общественной дипломатии ВолГУ, Волгоградский государственный университет E-mail: annaprygunckova@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается позитивный опыт Республики Корея в реализации проектов публичной дипломатии. Несмотря на то, что данный вид дипломатии стали активно развивать лишь с конца 1990-х-начала 2000-х гг., на современном этапе правительство Республики Корея уделяет большое внимание проектам в области публичной дипломатии.
Деятельность корейского правительства в данной сфере можно разделить по трем основным направлениям: культурному, научному и политическому. Культурный аспект включает в себя продвижение проектов в рамках «корейской волны» или «халлю», а именно проведение фестивалей корейской культуры, популяризацию корейской кухни, музыкальной индустрии, а также знаменитых корейских брендов. Проекты в научно-образовательной отрасли направлены на продвижение корейского языка, обеспечение достоверных данных о стране в иностранных источниках. Политический вектор в рамках публичной дипломатии нацелен на межгосударственное сотрудничество Республики Корея с другими государствами в рамках форумов публичной дипломатии, а также международных саммитов. С каждым годом бюджет на реализацию проектов публичной дипломатии растет, за счет чего у Республики Корея появляется еще больше возможностей повысить свой международный рейтинг.
Ключевые слова и фразы: Республика Корея, публичная дипломатия, проекты в области культуры, научно-образовательные проекты, саммит «Корея-Меконг».
нннннннннннннннннннннннннннннннш
Для цитирования: Прыгункова А.С. Публичная дипломатия Республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 3. С. 116-121.
нннннннннннннннннннннннннннннннш
A.S. PRYGUNKOVA
Volgograd State University, Volgograd, Russia
PUBLIC DIPLOMACY OF THE REPUBLIC OF KOREA
Anna S. Prygunkova, expert, Center of Public Diplomacy VolSU, Volgograd State University E-mail: annaprygunckova@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the positive experience of the Republic of Korea in the implementation of public diplomacy projects. Despite the fact that this type of diplomacy began to actively develop only in the late 1990s and early 2000s, at the present stage the government of the Republic of Korea pays great attention to projects in the field of public diplomacy.
The activities of the Korean government in this area can be divided into three main areas: cultural, knowledge-oriented and political. The cultural aspect includes the promotion of projects within the framework of the "Korean wave" or "hallyu", namely the holding of festivals of Korean culture, the popularization of Korean cuisine, the music industry, as well as famous Korean brands. Projects in the scientific and educational industry are aimed at promoting the Korean language, providing reliable data about the country in foreign sources. The political vector in the framework of public diplomacy is aimed at interstate cooperation of the Republic of Korea with other states in the framework of public diplomacy forums, as well as international summits. Every year the budget for the implementation of public diplomacy projects is growing, due to which the Republic of Korea has even more opportunities to improve its international rating.
Keywords and phrases: Republic of Korea, public diplomacy, cultural projects, scientific and educational projects, the Korea-Mekong summit.
For citation: Prygunkova A.S. Public diplomacy of Republic of Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2. № 3. P. 116-121.
Введение
Республика Корея - страна с древней историей, но на сегодняшний день она пока не обладает столь большим опытом в реализации проектов публичной дипломатии как, к примеру, США или Европейский союз. Однако первый случай корейской публичной дипломатии был отмечен еще в V веке, когда, по некоторым источникам, кореец Ван Ин по просьбе японского короля стал преподавать японцам литературу и философию. Сегодня для широкой общественности понятие «публичная дипломатия» является довольно расплывчатым и ассоциируется в большей степени с культурной сферой или с активным развитием крупных корейских брендов.
Этапы развития и виды публичной дипломатии в Республике Корея -«культурная дипломатия»
Публичная дипломатия в Южной Корее начала развиваться с середины 1990-х гг., когда появилась и стала набирать обороты, так называемая, Корейская волна или «Халлю». На государственном уровне это понятие было впервые упомянуто президентом Ким Дэ Чжуном в 2001 году во вступительной речи на конференции по развитию туризма. С тех пор концепция «Халлю» стала рассматриваться как один из экономических ресурсов, способствующих повышению уровня привлекательности Кореи и привлечению больших потоков туристов.
С тех пор корейское правительство предприняло всесторонние усилия по поддержанию фондов общественной дипломатии, утвердив в августе 2017 года Закон «О публичной дипломатии». В законе было сформулировано и определение публичной дипломатии, в связи с которым она подразумевает «дипломатическую деятельность, посредством которой государство увеличивает понимание Республики Корея и доверие иностранных граждан к ней напрямую или совместно с местными органами власти посредством распространения корейской культуры, знаний, политики и т. д.». В соответствии с этим законом была принята «Первая стратегия публичной ди-
пломатии на период 2017-2021», а также утвержден комплексный план по реализации публичной дипломатии на 2018 год.
Министерство иностранных дел Южной Кореи выделяет три направления публичной дипломатии. Во-первых, это так называемая «культурная дипломатия». Действительно, культурный аспект сильно превалирует в процессе коммуникации Южной Кореи со всем остальным миром. В целом, в развитии «культурной дипломатии» эксперты выделяют 3 этапа. Первый этап - середина 1990-х, когда широкая общественность стала все чаще говорить о «Корейской волне». Второй этап - конец 1990-х, который характеризуется более активным развитием K-Wave за счет популяризации корейской музыки. Наконец, третий этап охватывает период с начала 2000-х годов по настоящее время, когда наблюдается активное и уверенное распространение национальных культурных ценностей по всему миру.
С этой целью были созданы институциональные структуры, которые совместно с МИД реализуют целый комплекс проектов. Одними из ключевых проектов в рамках культурного вектора публичной дипломатии Южной Кореи являются выставки в зарубежных представительствах, которые способствуют формированию и продвижению позитивного национального имиджа, предоставляя посетителям возможность познакомиться с искусством и культурой страны. Кроме того, реализуется стратегическая программа содействия культурному обмену, проводятся мероприятия, посвященные установлению дипломатических связей и важным дипломатическим событиям с акцентом на культурный аспект. Министерство иностранных дел Кореи проводит Неделю Кореи, комплексное мероприятие, которое способствует продвижению положительного имиджа Кореи в мире.
К этому же разделу публичной дипломатии МИД Южной Кореи относит спортивную дипломатию, уделяя большое внимание повышению имиджа национального бренда с помощью спорта. Министерство иностранных дел также делает все возможное, чтобы продвигать тхэквондо,
которое популярно в 205 странах с более чем 80 миллионами учеников. В этой области финансирование осуществляется по различным статьям расходов: выступления и обучающие поездки мастеров и обслуживающего персонала за рубеж, поддержание товаров для тхэквондо в сотрудничестве с соответствующими организациями, торговыми предприятиями и т.п.
Здесь же стоит сказать о существовании сообщества «народной дипломатии», которая, несмотря на это, являются частью культурного аспекта. Специальное сообщество было создано в 2013 году Министерством иностранных дел Республики Корея совместно с Корейским фондом. Проект существует в формате онлайн-плат-формы для обмена информацией и общения с аналогичными структурами. Это особенно актуально в ситуации мировой пандемии и отсутствия возможности личных контактов, что создает дефицит взаимопонимания на уровне межгосударственного диалога.
В контексте «культурной дипломатии» важно отметить и вклад корейской музыкальной индустрии (K-pop) в формирование позитивного имиджа страны в мире. Государственные дипломатические ведомства уделяют большое внимание этому аспекту, что доказывается проведением ежегодного K-pop фестиваля K-Pop World Festival, который проводится с 2011 года Министерством иностранных дел совместно с Министерством культуры, спорта и туризма. Ежегодно отборочные туры фестиваля K-Pop World Festival проводят почти 100 посольств и консульств Кореи по всему миру. В рамках двустороннего развития культурного сотрудничества между странами был создан Совместный комитет по культуре и составлено соответствующе соглашение. Оно предписывает общие положения, касающиеся культурных отношений и развития сотрудничества между двумя странами.
Наконец, поистине большое значение корейское правительство придает продвижению продовольственной продукции за рубежом, считая это частью корейской «мягкой силы». В связи с этим, в 2009 году был образован Корейский Институт по Продвижению Корейской еды, который с помощью активного ведение YouTube канала способствовал широкой популяризации особенностей национальной кухни. По данным Министерства экономики и финансов Республики Корея планируется увеличение бюджета
на производство объемов пищевой продукции к 2030 году до 24,9 триллиона вон, что в два раза больше по сравнению с 2018 годом. В статьи расходов включено и проведение фестивалей корейской культуры, что также будет способствовать продвижению имиджа страны.
На продвижение культурного вектора публичной дипломатии по данным Министерства экономики и финансов Республики Корея было выделено 696,1 миллиарда вон (584,8 миллиона долларов США) в бюджете на 2021 г., что на 42,7% больше, чем в бюджете прошлого года. Поскольку после пандемии Covid-19 тенденция культуры распространяется бесконтактно, правительство планирует продвигать корейскую культуру, строя онлайн-концертный зал. Представители Министерства также заявили, что правительство Республики Корея собирается потратить 29 миллиардов вон, чтобы способствовать проведению онлайн-концертов К-рор групп.
«Научная дипломатия»
Еще одним важным направлением публичной дипломатии Южной Кореи, помимо культурного вектора, по мнению МИД, является «научная дипломатия». Информационно-ориентированный блок также включает в себя комплекс проектов, нацеленных на повышение уровня привлекательности Кореи. Сюда, в первую очередь, входит международный квиз - конкурс викторин на знания Кореи для иностранцев, целью которого является формирование международного интереса к Корее. Предварительные раунды проводятся в дипломатических представительствах республики по всему миру, и победитель из каждой участвующей страны приглашается в Корею, чтобы познакомиться с традиционной корейской культурой и принять участие в финальном раунде. Кроме этого, Министерство иностранных дел Республики Корея осуществляет поддержку корееведения и продвижения корейского языка за рубежом, в том числе в России. Министерство иностранных дел сотрудничает с Министерством образования и другими различными учебными заведениями в целях поддержания международных обменов.
Корейский язык также является неотъемлемой частью современной «Халлю». На 2012 год в более чем в 40 странах были открыты центры по изучению корейского языка. К 2013 году уже более миллиона человек приняли участие в сдаче
международного экзамена по корейскому языку (ТОР1К), и данная цифра продолжает расти. ТОР1К был впервые проведен в 1997 году. С тех пор масштабы продолжали расти как по количеству его участников, так и по частоте: в 2019 году во всем мире было проведено шесть тестов, а общее число человек составило 375 871 тыс. человек. По мере того, как корейская «Халлю» набирала популярность, количество людей, изучающих корейский язык, также увеличивалось. Из-за пандемии СОУГО-19 второй тест, запланированный на 2020 год, был отменен. В связи с этим, в 2020 году на сдачу тест ТОР1К заявления подали 36 тысяч человек.
Министерство иностранных дел Республики Корея также осуществляет большую работу над выявлением и исправлением некорректных данных о Корее в иностранных учебниках совместно с Министерством образования. Также ведется работа над созданием аудиогида на корейском языке по основным зарубежным туристическим объектам, чтобы помочь корейским гражданам лучше насладиться культурным опытом зарубежных стран.
Политическая составляющая публичной дипломатии
Третьим блоком публичной дипломатии Южной Кореи является политический раздел. Важную роль здесь играет ежегодный форум общественной дипломатии, проводимый с 2013 года, который является эффективным каналом для межгосударственного диалога. Кроме того, проводится активная информационная политика через зарубежные миссии. Различные программы, такие как семинары, ток-шоу, круглые столы, конференции и конкурсы по вопросам, связанным с Кореей, организовываются зарубежными миссиями Кореи для взаимодействия с иностранной общественностью на разных уровнях.
С приходом к власти правительства Мун Чжэ Ина в 2017 г. было объявлено о 100 приоритетах политики Республики Корея. План новой региональной стратегии был представлен Комитетом по внешней политике и национальной безопасности и состоял из трех основных направлений: Платформы мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии, Новой северной политики и Новой южной политики. В рамках Новой
южной политики Республика Корея взяла курс на тесное сотрудничество со странами Меконга.
Благодаря совместным усилиям правительства Южной Кореи и стран Меконга в ноябре 2019 года в Пусане прошел первый саммит «Корея-Меконг». Это была возможность для лидеров шести стран подтвердить глубокие связи и обсудить различные меры сотрудничества для достижения общего процветания. В 2020 году, в надежде на дальнейшее укрепление дружбы и доверия между Кореей и странами Меконга, Министерство иностранных дел Республики Корея провело конкурс на создание эмблемы и лозунга, которые лучше всего отражают дух сотрудничества Меконга и Республики Корея. Приз победителю составил 3 000 000 корейских вон (примерно 2,500 долларов США).
Заключение
Таким образом, публичная дипломатия Республики Корея нацелена на три основных направления: культурное, образовательное и политическое. В их рамках Министерство иностранных дел страны совместно с другими учрежденными органами и институтами реализует широкий спектр проектов, направленных на формирование и продвижение позитивного имиджа государства за рубежом. К ним относятся просветительские проекты, фестивали культуры, программы по поддержанию корейского спорта и языка за рубежом, а также международные саммиты и форумы по публичной дипломатии. С 2017 г. начала формироваться и законодательная база, что помогает развивать корейский потенциал в сфере публичной дипломатии. Это также дает возможность Республике Корея повысить свой международный рейтинг. В результате пандемии Covid-19 количественные показатели многих проектов снизились. Несмотря на это, правительство Республики Корея продолжает способствовать развитию публичной дипломатии. Согласно данным Министерства экономики и финансов в бюджете на 2021 г. выделено 1,68 триллионов вон на реализацию проектов публичной дипломатии, а также на развитие ее культурного вектора. В связи с этим, сегодня правительство Республики Корея нацелено на развитие новых практик и форматов публичной дипломатии, которые будут приспособлены к условию пандемии.
Список литературы
1. Ким, Е. У. Роль культурной дипломатии в «мягкой силе» Республики Корея / Е. У Ким, Е. С. Постникова. -2018. URL: http://www.ifes-ras.ru/publications/online/2347-2018-07-23-09-55-35 (дата обращения: 12.02.2021). -Текст: электронный.
2. Эпова, М. А. Цифровая дипломатия в странах Азии / М. А. Эпова // Политика, государство и право. -2015. - № 1. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2289 (дата обращения: 11.02.2021). - Текст: электронный.
3. 2021 Budget Drawn Up to Speed Up Turn Around and Prepare for the Future // Ministry of Economy and Finance - 2020. URL: file:///C:^sers/annaAppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/ TempState/Dowrioads/_MOEF%20Press%20Release_%202021%20budget°/o20proposal%20(1).pdf (дата обращения: 16.02.2021). - Текст: электронный.
4. Article 2 of the Public Diplomacy Act // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea - 2016. URL: file:///C:/ Users/kafedra/Downloads/Public_Diplomacy_Act.pdf (дата обращения: 10.02.2021). - Текст: электронный.
5. Government To Accelerate Innovation In Industries. 5th Ministerial Meeting on Innovation-driven Growth // Ministry of Economy and Finance - 2019. URL: https://english.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl. do?boardCd=N0001&seq=4797 (дата обращения: 11.02.2021). - Текст: электронный.
6. Kim, T. Y. Cultural Policy in the Korean Wave: An Analysis of Cultural Diplomacy Embedded in Presidential Speeches / T. Y. Kim // International Journal of Communication. - 2016. - №10. - P. 52. URL: http://ijoc.org/index.php/ ijoc/article/viewFile/5128/1838 (дата обращения: 15.02.2021). - Текст: электронный.
7. Korea to hike 2021 promotional budget for «Korean Wave» (Korean culture) - 2020. URL: https://www.habkorea. net/korea-to-hike-2021-promotional-budget-for-korean-wave-korean-culture/ (дата обращения: 15.02.2021). - Текст: электронный.
8. Korean language in numbers 2010 // The National Institute of the Korean Language. URL: http://news.korean. go.kr/online/Klnumber/index.html (дата обращения: 12.02.2021). - Текст: электронный.
9. Choi, Kwang-jin. The Republic of Korea's Public Diplomacy Strategy: History and Current Status / Kwang-jin Choi - 2019. - p.5. URL: file:///C:/Users/anna/Pictures/Saved%20Pictures/The%20Republic%20of%20Korea's%20 Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf (дата обращения: 12.02.2021). - Текст: электронный.
10. Northeast Asia Plus Community of Responsibility Program // National Policy Priorities. Korean Presidential Office. https://www1.president.go.kr/government-projects - 2017. URL: https://www.imemo.ru/files/File/en/ news/2017/14122017_Ignatiev_Program.pdf (дата обращения: 15.02.2021). - Текст: электронный.
11. Public Diplomacy News // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea - 2020. URL: https://www.mofa. go.kr/eng/brd/m_22723/view.do?seq=319620 (дата обращения: 15.02.2021). - Текст: электронный.
12. Public Diplomacy on Policy // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea - 2020. URL: http://search.mofa. go.kr/search/search_en.do (дата обращения: 11.02.2021). - Текст: электронный.
13. Yoon, J. S. Number of Test of Proficiency in Korean (TOPIK) applicants from 1997 to 2020 / J. S. Yoon. -2020. URL: https://www.statista.com/statistics/1125130/south-korea-topik-annual-applicants/ (дата обращения: 11.02.2021). - Текст: электронный.
References
1. Kim, E. U. Rol' kul'turnoj diplomatii v «mjagkoj sile» Respubliki Koreja / E. U. Kim, E. S. Postni-kova. - 2018. URL: http://www.ifes-ras.ru/publications/online/2347-2018-07-23-09-55-35 (data obrashhenija: 12.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
2. Jepova, M. A. Cifrovaja diplomatija v stranah Azii / M. A. Jepova // Politika, gosudarstvo i pravo. - 2015. -№ 1. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2289 (data obrashhenija: 11.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
3. 2021 Budget Drawn Up to Speed Up Turn Around and Prepare for the Future // Ministry of Economy and Finance -2020. URL: file:///C:/Users/anna/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/ Downloads/_M0EF%20Press%20Release_%202021%20budget%20proposal%20(1).pdf (data obrashhenija: 16.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
4. Article 2 of the Public Diplomacy Act // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea - 2016. URL: file:///C:/ Users/kafedra/Downloads/Public_Diplomacy_Act.pdf (data obrashhenija: 10.02.2021). - Tekst: jelektron-nyj.
5. Government To Accelerate Innovation In Industries. 5th Ministerial Meeting on Innovation-driven Growth // Ministry of Economy and Finance - 2019. URL: https://english.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl. do?boardCd=N0001&seq=4797 (data obrashhenija: 11.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
6. Kim, T. Y. Cultural Policy in the Korean Wave: An Analysis of Cultural Diplomacy Embedded in Presiden-tial Speeches / T. Y. Kim // International Journal of Communication. - 2016. - №10. - P. 52. URL: http://ijoc.org/index.php/ ijoc/article/viewFile/5128/1838 (data obrashhenija: 15.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
7. Korea to hike 2021 promotional budget for «Korean Wave» (Korean culture) - 2020. URL: https://www.habkorea. net/korea-to-hike-2021-promotional-budget-for-korean-wave-korean-culture/ (data obrashhe-nija: 15.02.2021). -Tekst: jelektronnyj.
8. Korean language in numbers 2010 // The National Institute of the Korean Language. URL: http://news.korean. go.kr/online/Klnumber/index.html (data obrashhenija: 12.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
9. Choi, Kwang-jin. The Republic of Korea's Public Diplomacy Strategy: History and Current Status / Kwang-jin Choi - 2019. - p.5. URL: file:///C:/Users/anna/Pictures/Saved%20Pictures/The%20Republic%20of%20Korea's%20 Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf (data obrashhenija: 12.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
10. Northeast Asia Plus Community of Responsibility Program // National Policy Priorities. Korean Presidential Office. https://www1.president.go.kr/government-projects - 2017. URL: https://www.imemo.ru/files/File/en/ news/2017/14122017_Ignatiev_Program.pdf (data obrashhenija: 15.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
11. Public Diplomacy News // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea - 2020. URL: https://www.mofa.go.kr/ eng/brd/m_22723/view.do?seq=319620 (data obrashhenija: 15.02.2021). - Tekst: jelektron-nyj.
12. Public Diplomacy on Policy // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea - 2020. URL: http://search.mofa. go.kr/search/search_en.do (data obrashhenija: 11.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
13. Yoon, J. S. Number of Test of Proficiency in Korean (TOPIK) applicants from 1997 to 2020 / J. S. Yoon. -2020. URL: https://www.statista.com/statistics/1125130/south-korea-topik-annual-applicants/ (data obrashhenija: 11.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
Дата поступления / Received 16.03.2021 Дата принятия в печать /Accepted 19.04.2021
© Прыгункова А.С., 2021 © Prygunkova A.S., 2021