ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)
ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.07; 159.99
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ТГГПУ И ЕЕ СОДЕЙСТВИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
© Т.Н.Кедрова, Д.Р.Нугманова, М.Р.Хайрутдинова
Статья посвящена психологической службе ВУЗа. В ней рассматривается, каким образом психологическая служба может содействовать становлению личности педагога. Рассматриваются различные направления деятельности и дальнейшие пути развития отдела психолого-педагогического сопровождения; приводятся результаты исследований актуальных проблем в студенческой среде ТГГПУ.
Ключевые слова: психологическая служба ВУЗа, психологическое сопровождение, психологическое здоровье, толерантность, развитие, направления развития психологической службы, тестирование, анкетирование, профилактика, личность педагога
Поступление в ВУЗ, отрыв от дома, от родных и близких, а также проблемы, связанные с обучением, являются огромной психологической нагрузкой для части студентов. Ощущение психологического дискомфорта, негативно влияет на психическое состояние человека и способствует блокировке развития, как в личностном, так и профессиональном аспектах. Не случайно в университетах развитых стран уже длительное время существуют психологические службы. Психологическая служба в ТГГПУ появилась в 2003 году, эту функцию выполняет отдел психолого-педаго-гического сопровождения, ранее социально-психологический центр "Второе дыхание".
Актуальность такой службы в педагогическом ВУЗе обусловлена еще и тем, что на сегодняшний день современное общество стало предъявлять новые требования к формированию широкого круга компетентностей и способностей будущего выпускника. Подготовка будущих учителей в высших педагогических учебных заведениях в последнее время претерпевает существенные изменения, которые обусловлены поиском эффективных факторов профессионального становления личности педагога, разработкой критериев оценки его формирования, конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Получив высшее образование, выпускник педагогического вуза далеко не всегда оказывается в состоянии выполнять те задачи, которые ставит перед ним общеобразовательная школа.
Современной школе требуется учитель, способный успешно решать задачи обучения и воспитания, достигать желаемых результатов в развитии личности учащихся и реализующий принципы гуманизации образования. Здесь необходима максимальная самореализация педагога,
осознание перспектив своего личностного и профессионального развития, открытость для профессионального обучения и педагогического творчества, психологическая грамотность и компетентность. Важным качеством для будущего учителя является толерантность, способность к диалогу и открытому взаимодействию. Профессиональное развитие студентов ТГГПУ будет более эффективным и конструктивным, если в рамках деятельности психологической службы ВУЗа будет реализована часть программ по развитию профессиональных качеств будущего педагога. Это развитие коммуникативной компетентности, развитие эмоциональной гибкости и навыков саморегуляции своего эмоционального состояния, умение работать с профессиональной мотивацией и отношением к себе и другим людям. Примером такого подхода может служить деятельность психологической службы в рамках программы "Воспитание культуры толерантности у студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета" (2006-2007 гг.).
Сотрудники психологической службы (А.Ф.Корниенко, Д.Р.Нугманова, Е.М.Демидо-вич, Е.В.Тимофеева) взяли на себя функцию выявления проблемных областей и констатации исходного состояния атмосферы в ВУЗе, степени компетентности членов коллектива (студентов и преподавателей) в понимании сущности проблемы толерантности. Выборка проведенных исследований составила более двух тысяч человек. Было обнаружено, что интолерантность в мыслях, поступках, делах - явление не столь редкое как в студенческой, так и преподавательской среде. Результаты исследований позволили разработать программу психологических тренингов
"Развитие толерантности". Целью этой коррекционной программы являлось развитие навыков и способностей к толерантным отношениям. Программа прошла на 11 факультетах ТГГПУ. В группах, где проводились занятия, вырос интерес к проблеме толерантности на 40%, а осознанность понятия толерантность на 50%. У студентов появилось желание изменить свои позиции, сделать шаг вперед не только в развитии своих представлений по поводу рассматриваемой проблемы, но и в развитии своих личностных характеристик. Улучшилась способность к диалоговому общению, вырос интерес к культуре общения и улучшились взаимоотношения в группе. В дальнейшем развитие толерантных качеств у будущих педагогов продолжила своей программой
О.С.Батурина (2007-2008 гг.).
Следующим этапом в развития личных и профессиональных качеств педагога явилось исследование и программа по формированию чувства патриотизма и гражданской позиции (2008 г.) Для проведения социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей сформированности чувства патриотизма и гражданской позиции студентов старших курсов, была разработана анкета "Патриотизм и гражданственность" (А.Ф.Корниенко, Н.В.Ах-
метзянова, О.С.Батурина). Социально-психологическое исследование проводилось в течение февраля - апреля 2008 года на факультетах Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и позволило выявить сформированность и глубину понятия "патриот", а также наметить программу по формированию этой важной характеристики у студентов.
Такое сочетание разработки и применения методик выявления проблемы, планирования воспитательных мероприятий и оценки их эффективности обеспечивает комплексный подход к развитию личности будущего педагога. Особенностью психологической службы ВУЗа является то, что педагог-психолог устанавливает горизонтальные, партнерские отношения со студентами в ходе психологической профилактической работы. Поэтому на данный момент для ТГГПУ важен опыт привлечения на факультеты волонтеров из числа студентов психологов в рамках психологического присутствия, как психологически компетентных и в тоже время равных по общению товарищей, через которых транслируется ценность психологического здоровья и психологической помощи в студенческой среде. Присутствие таких студентов помогает и такому важному процессу, как адаптация первокурсников. Это участие студентов психологов в адаптационных мероприятиях на факуль-
тетах и выездные учебные программы студенческого актива среди первокурсников "Начни с нами". Сотрудники отдела психолого-педагогичес-кого сопровождения не могут охватить все группы на факультетах, поэтому на помощь целесообразно привлекать студентов психологов, которые прошли подготовку в школе волонтеров.
Важным направлением работы отдела психо-лого-педагогического сопровождения ТГГПУ является психологическая поддержка студентов. Для этого работает телефон экстренной психологической помощи (89033051487), где можно получить психологическую помощь в любое время суток. Помимо этого сотрудники отдела проводят психологические консультации для студентов, организуют работу психологической службы в общежитиях ТГГПУ. Каждую неделю во всех Домах студентов проводятся тренинги и консультации. Организована работа на факультетах ТГГПУ, а также психологическая поддержка различных студенческих проектов, таких как студенческое самоуправление, школа вожатых, школа волонтеров и т.д.
Отдельной темой является профилактика девиантных форм поведения в студенческой среде, в частности профилактика наркозависимости и суицидальных намерений. Здесь важным является предупреждение условий возникновения этих проблем в студенческой среде и своевременная ориентация студентов на ценности здорового образа жизни. Для этого отделом психолого-педа-гогического сопровождения разработана схема выявления студентов группы риска по обоим направлениям, путем анкетирования и наблюдения, включая и помощь отдела в организации профилактического наркологического медосмотра в ВУЗе. Разработана и реализуется тренинговая программа, в рамках которой проводятся профилактические занятия - это тренинг "Управление эмоциональным состоянием", "Навыки ассертив-ного поведения", "Управление конфликтными ситуациями", "Тренинг уверенности", "Я и мое право на жизнь", дискуссии-лекции по темам "Стресс. Пути решения проблемы" и "Здоровый образ жизни - это модно".
На данный момент основными направлениями работы отдела являются:
1. проведение социологических и психологических исследований для выявления существенных и актуальных проблем в студенческой среде;
2. разработка и реализация различных социально-психологических программ, тренингов для содействия решению выявленных проблем;
3. решение проблем социально-психологической адаптации студентов к требованиям учебновоспитательного процесса в ВУЗе;
4. содействие и развитие профессионального самосознания и личностного роста студентов, аспирантов и преподавателей ТГГПУ;
5. консультативная деятельность с целью психологической помощи и поддержки в критической ситуации, в том числе и экстренная психологическая помощь по телефону в любое время суток;
6. просветительская деятельность с целью формирования здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ и девиантного поведения;
7. разработка и внедрение эффективных средств и методов диагностики и оценки качества образовательного и воспитательного процессов на факультетах.
Для изучения интересов, целей, актуальных проблем и потребностей, психологического климата в студенческой среде, а также отношения к психологической службе в феврале - марте 2009 года сотрудники отдела психолого-педагогичес-кого сопровождения (Д.Р.Нугманова, Т.И.Кедрова, М.Р.Хайрутдинова) разработали анкеты и провели исследования среди студентов ТГГПУ. Анкета содержала 15 незаконченных предложений, которые студентам предлагалось заполнить в произвольной форме. На первом этапе в исследовании приняло участие 364 студента в возрасте от 18 до 20 лет. Были задействованы такие факультеты, как факультет татарской филологии, естественно-географический факультет, факультет иностранных языков, факультет русской филологии, факультет восточных языков. Результаты анкетирования студентов были представлены в следующих единицах:
1. Сфера интересов. Наиболее значимыми интересами для студентов ТГГПУ выступили -учебная деятельность в ВУЗе и профессиональные интересы, далее потребность познавать новое, знакомиться и общаться с новыми людьми, жить и радоваться жизни, проводить время с близкими, стремление к самосовершенствованию и творчеству.
2. Студентов волнует, в первую очередь, уровень собственных знаний, учебная деятельность, успешное завершение сессии, далее по значимости выступают: собственное будущее, взаимоотношения в семье, трудоустройство, здоровье и здоровье членов их семьи, наркомания и алкоголизация молодежи, и завершают список финансовый кризис, социальная стипендия, экология, внешний вид.
3. Во взаимоотношениях с окружающими студентам достаточно, в первую очередь, взаимопонимания, внимания, хорошего обращения, уважения и поддержки. И лишь небольшой части
студентов достаточно общения, интереса, любви, добра, тепла, восхищения и доверия. В свою очередь большая часть студентов испытывает недостаток во внимании, в том, что нет родителей рядом, в уверенности в себе, во времени, в материальных ресурсах, любви. Часть студентов испытывает недостаток в отдыхе, сне, заботе, силе воли, спокойствии, свободе, в преодолении страхов.
4. В своей группе студенты ощущают себя следующим образом: интересен каждый студент как личность, комфортно, нравится находиться, приятно строить общение, испытывают недостаток чего-то, интерес к отдельным членам группы.
5. Со стороны преподавателей студенты отмечают в среднем "нормальное" отношение, "хорошее" отношение, благосклонность; благожелательность; понимание и уважение. Иногда встречается недифференцированное отношение (как ко всем) и разное отношение, в зависимости от личности преподавателя.
6. Студенты доверяют, в первую очередь, родителям (маме), только себе и своему выбору, близким друзьям и родным, проверенным людям, тем, кто не подводит, меньшее доверие испытывают к своим одногруппникам, только часть студентов в своих ответах указывают о доверии ко всем либо ни к кому, а также к Богу.
7. Каких целей стремятся достичь. В первую очередь, успехов в специальности, получить диплом, личного счастья, семейного благополучия, материнства, хорошего положения в обществе, далее всего необходимого, профессионализма, работы, карьеры, стать востребованным и гармонии с собой и окружающими.
8. Профессиональные интересы студенты связывают со своим бизнесом, с менеджментом, с умением ладить с детьми, с учительской деятельностью, а также с другими специальностями, не связанными с преподавательской деятельностью.
9. Сфера ценностей. Наиболее значимой ценностью для студентов является понимание со стороны окружающих, затем здоровье, счастье, благополучие родных, близких, родителей. Также для студентов является ценным советы и поддержка родных, родителей, друзей, учебная деятельность (получение высшего образования). Наименее значимыми для студентов выступили такие ценности, как уважение, преданность, понимание, искренность, любовь, честность, порядочность, доверие и личная жизнь.
10. Отношение к общественной жизни ВУЗа. Студенты отмечают в среднем положительное отношение (но без участия), безразличие, интерес, роль наблюдателя, иногда встречается отрицательное отношение.
11. Сфера жизненных трудностей. Большинству студентов не хватает гибкости в отношениях, трудность вызывает также общение с определенной категорией людей, процессы адаптации и непонимание со стороны близких (родителей). Вторую группу трудностей составляют профессиональные затруднения, саморегуляция и иногда бытовые трудности.
12. Отношение студентов к психологической помощи. В своих ответах студенты выделяют то, что психологическая помощь нужна в тяжелых, стрессовых ситуациях. Часть студентов справляются сами, хотя испытывают необходимость в помощи и поддержке психолога, некоторым помогает беседа с близким человеком (мамой, подругой).
Обобщая результаты исследования необходимо отметить, что в студенческой среде, в первую очередь, преобладают учебные и профессиональные интересы, а трудности касаются, прежде всего, сферы отношений, поведенческой гибкости и адаптации. Таким образом, выявлена необходимость развивать коммуникативную компетентность будущих педагогов параллельно с учебным процессом. В среднем большинство студентов в студенческой среде ощущают себя комфортно и со стороны преподавателей чувствуют нормаль-
ное отношение. Вместе с тем многие испытывают дискомфорт от недостатка внимания и отсутствия родителей рядом. Доверяют, в первую очередь, родителям, а уже потом остальным. Главной ценностью у большинства студентов названо понимание со стороны окружающих. Это указывает на то, что потребность в эмоциональном комфорте и принятии является необходимым фактором для успешного обучения, а также демонстрирует необходимость психологической поддержки для тех студентов, которые уехали из дома. Отношение студентов к психологической службе вскрывает необходимость просветительской работы в этом направлении - это использование психологической службы не только в режиме экстренной психологической помощи, но и как помощи в личностном развитии, сопровождающим учебный процесс. Для этого у отдела имеются все необходимые программы.
К сожалению, не все студенты связывают свои профессиональные интересы с преподаванием. Отсюда следует необходимость тщательно продумывать профориентационные программы, нацеленные на формирования значимости роли педагога, показывать будущим выпускникам реальную картину потребности общества в этой профессии.
PROSPECT OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SERVICE IN TATAR STATE UNIVERSITY OF HUMANITIES AND EDUCATION AND ITS INFLUENCE ON THE PERSONAL FORMATION OF A TEACHER
T.N.Kedrova, D.R.Nugmanova, M.R.Khairutdinova
The article is dedicated to the development of psychological service at the university. The authors discuss the role of this service in the formation of a teacher's personality. Different directions and perspectives of psychological service activity and its development are presented in the article. The authors also present the results of investigation of some relevant problems in the students' society of Tatar State University of Humanities and Education.
Key words: psychological service at the university, psychological support, psychological health, tolerance, development, directions of development of psychological service, testing, questioning, preventive maintenance, a teacher's personality
Кедрова Татьяна Ивановна - старший преподаватель кафедры психологии Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения ТГГПУ
E-mail: [email protected]
Нугманова Джамиля Ренатовна - старший преподаватель кафедры психологии Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения ТГГПУ
E-mail: [email protected]
Хайрутдинова Миляуша Ренатовна - ассистент кафедры психологии Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения ТГГПУ
E-mail: [email protected]