Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг'

Концептуальные основы развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СФЕРА УСЛУГ / АВТОСЕРВИС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONCEPT OF THE DEVELOPMENT / SMALL AND AVERAGE ENTERPRISES / SPHERE OF THE SERVICES / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сущенко Д. И., Елисеева Т. П.

В статье рассмотрены основные направления развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг, концептуальные особенности формирования и функционирования рынка услуг технического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual basis for the development of business activity small and medium-sized forms in the services

In article are considered main trends of the development small and average forms of business activity in sphere of the services, conceptual particularities of the shaping and operation market services of the technical service.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗБИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Б СФЕРЕ УСЛУГ

СУЩЕНКО Д.И.,

аспирант,

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты,

e-mail: [email protected];

ЕЛИСЕЕВА Т.П.,

доктор экономических наук, профессор, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты,

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные направления развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг, концептуальные особенности формирования и функционирования рынка услуг технического сервиса.

Ключевые слова: концепция развития; малые и средние предприятия; сфера услуг; автосервис; предпринимательская деятельность.

In article are considered main trends of the development small and average forms of business activity in sphere of the services, conceptual particularities of the shaping and operation market services of the technical service.

Keywords: concept of the development; small and average enterprises; sphere of the services; business activity.

Коды классификатора JEL: L26, L84.

Переход России к рыночной экономике обозначил импульс в развитии предпринимательства. Существенно продвинулись знания о тенденциях развития, сущности и формах предпринимательской деятельности. Сфера услуг представляет собой совокупность отраслей, которые оказывают существенное влияние на формирование качественных характеристик совокупного работника, на уровень его образования, культуры, на состояние здоровья, способствуют расширению возможностей дальнейшего повышения деловой активности человека, развитию всех его творческих способностей. В то же время процессы изменения совершаются непосредственно в сфере услуг на основе многоукладности, создания новых организационно-экономических хозяйствующих единиц.

Сфера услуг функционально разнородна и включает широкий спектр отраслей - от услуг бытовых, торговли, образования, до финансовых, информационных, логистических и др. Однако, они объединяются как формой конечного продукта, так и рядом общих черт и закономерностей. Ускоренное развитие этого сектора экономики обусловлено инновациями, активизацией международных связей, интенсификацией рыночных процессов, усилением роли человеческого капитала как фактора повышения конкурентоспособности экономики страны. Расширяется отраслевой состав сферы услуг за счет принципиально новых видов сервиса, растут объемы такой деятельности, которая не может быть строго отнесена к тому или иному сектору экономики.

Рассмотрим особенности формирования и функционирования малых и средних форм предпринимательской деятельности на рынке услуг. В таблице систематизированы данные о количестве предприятий и численности работников в сфере услуг по субъектам Российской Федерации за 2008-2010 гг.

Число малых форм предпринимательской деятельности в 2010 г. в стране составило 195,1 тыс. предприятий, что на 32,5 тыс. больше в сравнении с 2008 г.; число средних предприятий на начало 2011 г. также увеличилось до 5,3 тыс. единиц. Однако удельный вес этих форм предпринимательской деятельности от общего числа предприятий соответствующего типа в целом по экономике за анализируемые три года несколько снизился. Численность работников за анализируемый период на указанных предприятиях также возросла.

Концептуальные основы развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг рассмотрим на примере предприятий автосервиса. Современные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств - это многофункциональные предприятия, которые в зависимости от мощности и назначе-

© Д.И. Сущенко, Т.П. Елисеева, 2012

ния производят: техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации; диагностирование узлов и агрегатов, антикоррозийную защиту кузова, капитальный ремонт агрегатов; подготовку автомобилей к техническому осмотру; предпродажную подготовку автомобилей; продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и другие.

Таблица 1

Число малых и средних форм предпринимательской деятельности и численность работников

в сфере услуг Российской Федерации

Предприятие 2008 2009 2010

Ед. % Ед. % Ед. %

Малые предприятия 161622 12,0 177262 11,1 195123 10,5

Средние предприятия 4281 24,6 5276 29,3 5342 28,3

Численность работников

Тыс.чел. % Тыс.чел. % Тыс.чел. %

Малые предприятия 5540,7 48,6 5542,9 48,6 5543,9 48,8

Средние предприятия 620,6 27,3 568,2 27,5 632,1 28,9

Рост парка автомобилей предъявляет повышенные требования к функционированию и развитию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Формирование внутренней среды предприятия автосервиса заключается в оптимизации производственной мощности и производственной структуры, организации современных производственных и технологических процессов. Организация внутренней экономической среды охватывает широкий круг планово-экономических и организационно-технических работ, в том числе разработку научно обоснованных, перспективных, текущих и оперативных планов работы, выбор оптимальных путей их реализации, контроля за их выполнением.

Развитие системы автосервиса непосредственно связано с количеством автомобилей, эксплуатируемых в стране и в конкретных регионах. За период эксплуатации автомобиля затраты на техническое обслуживание и ремонт в ряде случаев превышают его первоначальную стоимость. Часто на поддержание работоспособности автомобиля и восстановление изношенных деталей требуется больше затрат ресурсов и объема работ, чем на его производство. В связи с ростом количества автомобилей увеличивается спрос на услуги, оказываемые предприятиями технического автосервиса (ПТС).

В последние годы большинство предприятий технического сервиса претерпело значительные изменения. Это связано с появлением малых и средних частных предприятий. Последнее время для технической эксплуатации автотранспортных средств охарактеризовалось принципиальным переходом от комплексного функционирования автотранспортных предприятий (АТП) с производственной базой, обеспечивающей не только ТО и ремонт автомобилей, но также реставрацию и даже изготовление деталей, к расширению реальной кооперации с предприятиями автосервиса, отказу от создания или сворачивания имеющейся собственной производственной базы.

Предприятия автосервиса при выборе стратегии своего развития в значительной степени зависят от технической политики потенциальных клиентов в области эксплуатации своих транспортных средств. С другой стороны, такие клиенты в своих решениях ориентируются на рынок предлагаемых автосервисом услуг: качество, стоимость и продолжительность обслуживания. Степень согласованности интересов автосервиса и владельцев транспортных средств одинаково важна для успешной деятельности предприятия, причем успех работы автосервиса в значительной степени определяется тем, насколько полно учтены законодательная и нормативная базы.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в России создаются программы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также осуществляют разработку и реализацию региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Предусматривается выделение на эти цели средств в соответствующих бюджетах. Достигнутый уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частно-предпринимательской инициативы у значительного большинства экономически активной части населения, а вследствие этого, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Рассмотрим основные факторы, тормозящие создание и функционирование предприятий малого бизнеса: нестабильность бюджетного финансирования программ поддержки малого предпринимательства; невозможность изыскания внутренних ресурсов для инвестирования в малый бизнес; несовершенство системы налогообложения;

организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами; отсутствие механизмов финансово-кредитного обеспечения работы малых предприятий; административные барьеры на пути развития малого предпринимательства; социальная незащищенность и отсутствие личной безопасности предпринимателей.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

52

Д.И. СУЩЕНКО, Т.П. ЕЛИСЕЕВА

К основным направлениям по преодолению проблем в развитии малого бизнеса можно отнести: устранение административных барьеров, внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, поиск приоритетных направлений развития малого предпринимательства и поддержка перспективных сфер малого бизнеса, создание благоприятных условий предпринимателям для увеличения числа новых рабочих мест. Необходимо также создать условия для экономического роста малого бизнеса, обеспечив его гибкими формами кредитования, государственными заказами, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержкой.

Требуются концентрация ресурсов и оптимизация их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическое содействие со стороны государства созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства; укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимателей. Действия в данных направлениях должны осуществляться в комплексе.

Для предприятий автосервиса характерно различное сочетание функций ТО и ремонта с продажей запасных частей автомобилей, с заправкой их топливом, хранением и т.д. Специализированные малые СТО и мастерские осуществляют такие услуги как шиномонтаж, окрасочные работы, сервисные работы по двигателю, отдельным агрегатам и системам автомобиля. Ориентация на небольшие предприятия автосервиса характерна и для экономически развитых стран мира. В ближайшей перспективе такое развитие предприятий автосервиса сохранится. В деятельности малых предприятий технического автосервиса возникают те же проблемы, что и у малых предприятий других отраслей экономики.

В регионах России местные органы власти уделяют существенное внимание развитию технического автосервиса. Особое внимание эта сфера обслуживания получила в виду того, что улучшение качества технического обслуживания и ремонта позволят повысить уровень безопасности движения, усовершенствовать в ряде случаев экологическую ситуацию и экономичность автотранспортных средств, а также создать дополнительные рабочие места на предприятиях технического сервиса и в смежных системах и обеспечить их высококвалифицированными кадрами.

В сложившейся ситуации актуальной является разработка концепции развития технического автосервиса в регионах страны с учетом их специфики. В концепции должны найти отражение вопросы совершенствования инфраструктуры сервисных предприятий, соответствующих потребностям региона, на основе научного прогноза развития парков, анализа существующих ПТС, учета зарубежного опыта, определения потребностей в ПТС, их оборудовании, специализации с учетом развития инфраструктуры смежных систем.

Должна быть разработана схема размещения предприятий технического сервиса в каждом конкретном регионе на основе анализа территориальных возможностей, существующего расположения и с учетом перспективных потребностей в автосервисных услугах. Необходима единая государственная политика, направленная на повышение качества услуг в автотранспортном комплексе, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей лицензирование и сертификацию технического сервиса; внедрение элементов систем качества для предприятий разных типов и улучшение оценочной деятельности. Необходима разработка комплекса мероприятий по обеспечению экономической, санитарной и пожарной безопасности предприятий технического сервиса и координации деятельности городских структур в данных направлениях; модернизации и расширению производственно-технической базы, развитию и внедрению новых технологий технического обслуживания и ремонта, средств технического диагностирования. Необходимы более полный учет требований к качеству и расширение контроля по оборудованию ПТС и комплектующим автотранспортных средств; поиск новых источников ресурсного обеспечения для расширения и совершенствования системы технического сервиса автотранспортных средств; развитие системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий технического сервиса и обеспечивающей их инфраструктуры.

Актуальна задача разработки типовых проектов строительства, реконструкции и технического оснащения предприятий автосервиса с использованием системы ранжирования этих предприятий; создания условий для формирования конкурентной среды на рынке услуг технического сервиса автотранспортных средств, развития фундаментальных и прикладных научных исследований для обеспечения функционирования ПТС.

При разработке концепции развития технического сервиса автотранспортных средств необходимо руководствоваться принципом, рассматривающим технический сервис как единый комплекс предприятий, обеспечивающий, решение ключевых социально-экономических и экологических задач и требующий единого государственного подхода к контролю и регулированию основных направлений его деятельности. Основа концепции должна базироваться на современных научных разработках и исследованиях в области технического и организационного уровней технического сервиса автомобилей, а также на детальном технико-экономическом анализе состояния и тенденциях развития парка автотранспортных средств, с учетом особенностей каждого региона России. Основными направлениями развития технического автосервиса в стране являются:

♦ совершенствование и реконструкцию производственно-технической базы существующих предприятий технического сервиса автомототранспортных средств с использованием современного технологического оборудования и экологических требований;

♦ строительство новых предприятий технического сервиса АМТС с учетом компенсации недостающих видов услуг и оптимального удобства размещения для потребителя;

♦ организацию комплексного контроля за соблюдением правил технической эксплуатации автотранспортных средств, лицензировании и сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту; сертификации и инспекционному контролю за использованием запчастей и гаражного оборудования, внедрением элементов систем качества для предприятий разных типов;

♦ создание сети предприятий технического сервиса, предоставляющих более широкий спектр услуг для потребителей, включая техническое диагностирование автомобиля при прохождении государственного техосмотра;

♦ разработку предложений по совершенствованию конструкций, повышению качества, надежности и ремонтопригодности подвижного состава, присуждению квалификационных категорий ПТС;

♦ организацию подготовки и переподготовку кадров различного уровня для ПТС и организаций смежной инфраструктуры, включая специалистов по сертификации и оценке, разработку программ и методик обучения, развитие научных исследований в вузах и научных центрах.

Разработка концепции развития малых и средних предприятий технического сервиса и ее реализация предопределяет решение следующих задач: удовлетворить растущий спрос на сервисные услуги в соответствии с ростом парка

автомобилей и повышением его технического уровня. Модернизировать объекты автосервиса, контролировать качество сервисных услуг в соответствии с экологическими требованиями; сохранить существующую сеть предприятий автосервиса, организовать контроль за соблюдением правил технической эксплуатации автотранспортных средств, лицензировании и сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию для обеспечения роста качества жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеева Т.П. Разработка инвестиционного проекта услуг автосервиса // Экономика и анализ деятельности предприятия: Учебное пособие / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.

2. Елисеева Т.П., Сущенко Д.И. Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг автосервиса / Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе». Пенза, 2012.

3. Основы предпринимательства: Учебное пособие / Под ред. А.С. Пелиха. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

4. Скляренко, В.К. Экономика предприятия // В.К. Скляренко, В.Н. Прудников. М.: Инфра-М, 2007.

5. Управление организацией: Учебное пособие / Под ред А.А. Огаркова. М.: Эксмо, 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.