Научная статья на тему 'Налоговый механизм стимулирования развития субъектов малого предпринимательства: практика применения и пути его совершенствования (по материалам Республики Дагестан)'

Налоговый механизм стимулирования развития субъектов малого предпринимательства: практика применения и пути его совершенствования (по материалам Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1071
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / СТАВКИ / МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИИ / ПОДДЕРЖКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М.

В статье уделено внимание проблемам и направлениям совершенствования действующей системы и механизма налогообложения субъектов малого бизнеса на современном этапе развития экономики России. Предложен комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию специальных налоговых режимов на региональном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизма взимания и уплаты налога на добавленную стоимость субъектами малого предпринимательства. Выявлены дополнительные меры позволяющие, предотвратить уклонение от уплаты налогов субъектами малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый механизм стимулирования развития субъектов малого предпринимательства: практика применения и пути его совершенствования (по материалам Республики Дагестан)»

УДК 336.22

налоговый механизм стимулирования развития субъектов малого

предприни МАТЕЛЬСТВА:

практика применения и пути его совершенствования (по материалам республики дагестан)

Х. М. МУСАЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и денежного обращения E-mail: Xaibat27@rambler. ru

м. м. иманшапиева,

аспирант кафедры налогов и денежного обращения E-mail: Mazika21@rambler. ru дагестанский государственный университет

В статье уделено внимание проблемам и направлениям совершенствования действующей системы и механизма налогообложения субъектов малого бизнеса на современном этапе развития экономики России. Предложен комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию специальных налоговых режимов на региональном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизма взимания и уплаты налога на добавленную стоимость субъектами малого предпринимательства. Выявлены дополнительные меры, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов субъектами малого бизнеса.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, стимулирование, налоги, специальные режимы, ставки, механизм, инновации, поддержка, модернизация.

Масштабы развития малого предпринимательства в России и вклад данной сферы в оздоровление экономики в настоящее время явно недостаточны. Они все еще не соответствуют мощному природно-ресурсному, научно-техническому и человеческому

потенциалу нашей страны. В целом по РФ вклад малого бизнеса в ВВП составляет лишь 17,3 % [3].

Правительством Российской Федерации на период до 2015 г. разработаны стратегические планы по введению инноваций в различные сегменты экономики. На взгляд авторов, необходимо не просто вводить уже имеющиеся инновации, а стимулировать активную разработку новых решений.

В регионах страны следует:

— сформировать институты по развитию инноваций;

— разработать систему защиты интеллектуальной собственности и авторских прав.

Помимо принятия законодательных актов на уровне государства, настало время принимать законы регионального уровня, помогающие изобретателям. Исследования, проведенные Общероссийской общественной организацией поддержки малого и среднего бизнеса «Опора России» совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в регионах РФ, показывают, что региональные власти не уделяют

должного внимания развитию малого бизнеса. Это является одной из основных причин его отставания в России по сравнению с развитыми странами [1].

Для нашей страны в условиях модернизации экономики стимулирование развития сектора малого предпринимательства (в частности за счет повышения эффективности бюджетных механизмов его поддержки) должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей:

— устранение кризисных явлений в экономике;

— формирование высокоразвитой рыночной экономики.

Малый бизнес как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, зависимая от колебаний рынка, особенно нуждается в налоговой поддержке. Необходимо отметить, что на пути экономического развития малого бизнеса в России имеется множество проблем. Важнейшие из них:

— недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;

— трудности с получением банковских кредитов;

— сложности с получением помещений и высокая арендная ставка;

— давление со стороны чиновников;

— нехватка квалифицированных кадров — менеджеров, бухгалтеров, рабочей силы;

— высокое налоговое бремя и т. д.

Необходимость сохранения и развития потенциала малого бизнеса обуславливает целесообразность создания для предпринимательства максимально благоприятной среды. Несмотря на реализуемые в условиях РФ меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства, в их развитии имеются серьезные трудности. Так, в 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в РФ уменьшилось по сравнению с 2009 г. на 3,6 %, среднесписочная численность занятых снизилась на 2,9 %, объем инвестиций в основной капитал — на 5,8 %.

При этом доля налогов с субъектов малого предпринимательства в доходах консолидированного бюджета РФ снизилась с 3,5 до 3,1 % [8].

Введение специальных налоговых режимов, в частности упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, — основное направление совершенствования механизма налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Главной целью специальных налоговых режимов было снижение административной нагрузки на малый бизнес путем упрощения налогообложения. Это повлекло за собой:

— развитие производства;

— расширение инвестиционной деятельности;

— увеличение занятости населения;

— повышение эффективности налогового администрирования в тех сферах деятельности (в первую очередь — розничная торговля), где была велика вероятность уклонения от налогообложения и сложности с определением реальной выручки.

Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса.

Специальные налоговые режимы с научной и практической точек зрения имеют большое экономическое и социальное значение. Они являются действенным экономическим инструментом государства по регулированию отдельных видов экономической деятельности в рамках налоговой политики.

К числу наиболее важных налоговых инструментов, которые были реализованы государством в рамках налогового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, относятся меры по корректировке:

— порядка сбора налога на прибыль организаций (например, предоставление права уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 %);

— действия упрощенной системы налогообложения (например, предоставление возможности устанавливать дифференцированные ставки по упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на сумму расходов» субъектам РФ в размере с 5 до 15 %);

— порядка сбора налога на доходы физических лиц (например, увеличение размера имущественных налоговых вычетов) и др.

По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые можно получить патент. Им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 чел. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении

которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента.

По системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2010 г. был уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых она может применяться. Отменено право налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму единого налога в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.

С 01.01.2012 в Налоговом кодексе РФ должна была появиться новая глава — 26.5 «Патентная система налогообложения». Однако ее принятие было отложено до 2014 г. Данная глава заменит ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ («Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента»), которая ныне не пользуется спросом у представителей малого бизнеса, поскольку патент могут получить только предприниматели без сотрудников.

В соответствии с новой главой Налогового кодекса РФ в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, им не придется платить налог на имущество и подоходный налог, а также НДС (кроме НДС на импорт).

Под патентное налогообложение подпадет 47 видов деятельности:

— химчистка,

— услуги по прокату и перевозке пассажиров,

— проведение экскурсий,

— торговля и общепит при площади зала менее 10 м2 и др.

Размер возможного годового дохода по каждому из видов деятельности, подпадающих под патент, составит от 100 до 500 тыс. руб. Увеличится лимит на количество наемных работников: с 5 до 15 по решению регионов. Срок действия патента составит от 1 до 12 мес. (по выбору предпринимателя). Но в случае если доход предпринимателя превысит 60 млн руб., он будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения [6].

На взгляд авторов, решение о возможности применения патента должно быть принято не законами субъектов РФ, а на федеральном уровне, поскольку это является сдерживающим механизмом широкого распространения «патента» по России. Следовательно, надо лишить регионы права разрешать или

запрещать индивидуальным предпринимателям переходить на патент, но переход должен быть добровольным. У предпринимателей должно быть безусловное право, закрепленное на федеральном уровне, самому принимать решение. Это даст возможность наладить реальную конкуренцию налоговых систем, определить, какая система реально удобна, приемлема и выгодна.

Помимо этого отметим, что после принятия новой главы Налогового кодекса РФ «Патентная система налогообложения» возможность применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) останется лишь у компаний, численность работников которых составляет не более 15 чел. (сейчас этой возможностью пользуются организации со средней численностью до 100 чел.). В то же время существенно сократятся виды деятельности, подпадающие под ЕНВД. Воспользоваться вмененным налогом не смогут:

— владельцы магазинов и предприятий общественного питания с залами площадью до 150 м2;

— арендодатели помещений и земли под торговые объекты;

— предприниматели, оказывающие бытовые, ветеринарные и автотранспортные услуги;

— хозяева мини-гостиниц.

В настоящее время в разных муниципалитетах ситуация складывается различным образом. Примерно в половине регионов и муниципалитетов, где власти уделяют значительное внимание развитию малого бизнеса, предприниматели не испытывают проблем с применением ЕНВД. В остальных муниципальных образованиях устанавливаются максимальные коэффициенты К2, что делает применение данного режима по отдельным видам деятельности для предпринимателей обременительным (табл. 1).

Отмена единого налога на вмененный доход с 2014 г., на взгляд авторов, является преждевременной мерой, поскольку в целом он считается достаточно эффективным налогом. Об этом свидетельствует то, что в настоящее время ЕНВД применяют около 2,7 млн налогоплательщиков. Также он удобен в расчете и администрировании (согласно данным УФНС РФ по Республике Дагестан, налоговые поступления по ЕНВД в 2010 г. составили 290,7 млн руб., что на 35 % больше, чем в 2009 г. При этом отметим, что в 2009 г. поступило 214,5 млн руб., что на 10,3 % больше, чем в 2008 г., т. е. наблюдается тенденция увеличения налоговых поступлений) (табл. 2) [10].

Таблица 1

Объемы и структура налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения (УСН и ЕНВД) субъектов малого предпринимательства Республики Дагестан в 2008—2010 гг., млн руб.

откло- откло-

2008 2009 2010 нения в нения в

Показатель 2008—2009 2009—2010

Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % Сумма Сумма

Налоги, всего 457,8 100,0 521,8 100,0 917,7 100,0 64,0 396,0

УСН 263,5 57,6 307,2 60,6 626,9 68,3 43,7 319,7

В том числе по объектам:

— «доходы» 164,8 62,5 200,1 64,4 327,6 52,3 35,3 127,1

— «доходы минус 98,7 37,5 107,1 35,6 299,3 47,7 8,4 192,6

расходы»

ЕНВД 194,3 42,4 214,5 39,4 290,8 31,7 20,2 76,3

Примечание. УСН — упрощенная система налогообложения.

Однако при этом реальная практика сделала ЕНВД не очень удобным для предпринимателя, что в основном связано с позицией региональных и муниципальных органов власти (в большинстве субъектов не учитывается сезонность работы, продолжительность и количество дней, т. е. устанавливаются максимальные коэффициенты).

Учитывая данные обстоятельства, на взгляд авторов, необходимо отказаться от обязательного использования ЕНВД. Но замена ЕНВД на патенты способна оказать большую нагрузку на бизнес, так как стоимость патента можно установить по-разному. Она может стать такой, что не будет отличаться ни от ЕНВД, ни от общей системы.

Поэтому отмена ЕНВД, по мнению авторов, будет неправильным шагом. У предпринимателей должен быть выбор: ЕНВД, упрощенка или патент. Это позволит им самим выбирать наиболее удобную систему налогообложения.

Несмотря на то, что планируемые изменения в Налоговом кодексе РФ направлены на увеличение перечня видов деятельности, подпадающих под патент, с 69 до 92, данная мера не сможет кардинальным образом изменить ситуацию. Ведь в перечень не вошли самые распространенные в настоящее время виды предпринимательской деятельности по ЕНВД (розничная торговля, общественное питание). Это приведет к тому, что для значительной части субъектов малого и среднего предпринимательства будет увеличена налоговая нагрузка, и они вынужденно перейдут на общую систему налогообложения или в «тень».

В связи с этим, на взгляд авторов, необходимо расширить перечень видов предпринимательской деятельности, при ведении которых индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, сделав их более широкими и емкими. В том числе,

Таблица 2

Сравнительный анализ поступлений налогов по УСН и ЕНВД в консолидированные бюджеты Российской Федерации, Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и Республики Дагестан в 2008—2009 гг., млн руб. [10, 11]

Субъект УСН ЕНВД отклонения в 2008—2009 Темп роста 2009 к 2008, во сколько раз отклонения в 2008—2009 Темп роста 2009 к 2008, во сколько раз

2008 2009 2008 2009 УСН ЕНВД

РФ 102 418,9 92 115,2 56 670,8 57 512,1 —10,3 0,89 841,3 1,0

СКФО 2 322,9 2 167,5 1 322,2 1 477,7 —155,4 0,93 155,5 1,1

Республика Дагестан 263,5 307,3 194,3 214,5 43,8 1,17 20,2 1,1

включив в перечень все бытовые услуги, их группы, подгруппы, виды, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Помимо этого, как считают авторы, необходимо предоставлять патенты не только для индивидуальных предпринимателей, но и для самозанятых «единичных» граждан, которые шьют, торгуют пирожками, репетиторствуют, ведут домашнее хозяйство по найму. Необходимо легализовать этих работников.

Как было отмечено, следует и дальше совершенствовать налогообложение субъектов малого предпринимательства (МП). В частности, на взгляд авторов, в числе мер государственной поддержки малых предприятий также требуется изменение статусной классификации субъектов МП, а также уточнение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут применяться.

Для формирования более совершенного порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо изменение самой концепции институционализации малого предпринимательства. Использование таких налоговых режимов должно стать возможным исключительно для представителей малого предпринимательства.

Безусловно, введение специальных режимов налогообложения значительно облегчило и упростило порядок налогообложения малого бизнеса. Вместе с тем практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения. Однако в рамках традиционной системы налогообложения налоговая нагрузка для малых организаций и индивидуальных предпринимателей остается достаточной высокой. Для них практически не существует специальных стимулирующих предпринимательскую активность налоговых освобождений.

Повышение инвестиционной активности предприятий является важной задачей финансовой политики государства. Значительная изношенность основных фондов, которая в российской экономике составляет более 50 %, свидетельствует о необходимости использования более эффективных инс-

трументов для повышения стимулов предприятий к инвестированию. Одним из главных источников инвестиционных ресурсов предприятий является прибыль, увеличение которой возможно прежде всего за счет ее льготного налогообложения. По данным статистических опросов, среди факторов, сдерживающих инвестиционную активность промышленных предприятий, почти 60 % руководителей назвали именно недостаток собственных средств [5].

Доля добавленной стоимости в цене — важный критерий для решения вопроса — оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную систему налогообложения. Он имеет принципиальное значение, когда большую часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями — плательщиками НДС. Как известно, чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше финансовые потери в форме не принятого к возмещению НДС у фирмы, которая покупает товар у неплательщика НДС.

Малые предприятия не могут возмещать НДС, входящий в стоимость купленных ими материалов и комплектующих изделий, а также не показывают НДС в стоимости своей продукции: предприятиям — плательщикам НДС такую продукцию покупать у «упрощенцев» невыгодно, так как НДС ими возмещен быть не может. Малые предприятия — производители продукции, не платящие НДС, теряют конкурентоспособность.

После перехода на УСН организация не будет предъявлять НДС покупателям. Существующая формулировка освобождения предприятий малого бизнеса от уплаты НДС концептуально отличается от 0 % ставки налога для предприятий, работающих в условиях специального налогового режима, где объект налогообложения отсутствует, а налоговое законодательство по НДС не действует. Это материализуется, в том числе и в отсутствие налоговых вычетов «входного» НДС. Если ведется производственная деятельность, то на небольших предприятиях такие налоговые вычеты в разы больше собственных налоговых обязательств.

Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе с предприятиями—плательщиками НДС, достаточно снизить цену на величину НДС. Но это возможно далеко не всегда. К примеру, это может не разрешить сделать предприятие-поставщик, которое заботится о едином уровне цены на свои товары.

Таким образом, организация, перешедшая на УСН, не сможет установить более низкую цену ввиду отсутствия обязанности предъявлять НДС. Как следствие, покупателям будет невыгодно работать с такой организацией: цена та же, а «входного» НДС нет (исключение составляет ситуация, когда покупатели также освобождаются от НДС или товары реализуются населению). «Входной» НДС увеличивает себестоимость приобретаемых товаров, тогда как до перехода на УСН он включался в состав налоговых вычетов. В результате снижение цены не в полной мере компенсирует покупателю отсутствие «входного» НДС [9].

В связи с чем, на взгляд авторов, в рамках упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства необходимо дать возможность малым предприятиям самостоятельно решать вопрос о возможности уплаты НДС с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога, а также доработать вопрос, связанный с перечнем затрат при его расчете.

В частности, по мнению авторов, в целях обеспечения равенства в налогообложении следует предусмотреть возможность добровольного выбора: уплачивать малым предприятиям НДС по ставке 18 % при уплате налогов по УСН по более низкой ставке или платить налоги в рамках УСН по стандартной ставке, не уплачивая НДС (подобной опыт применяется в зарубежной практике).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том случае, если сейчас налогоплательщик выбирает объект налогообложения «доход», то он должен, как известно, заплатить с него налоги по ставке 6 %. А если налогоплательщик выбирает объект «доходы минус расходы», то он должен заплатить налоги по ставке от 5 % до 15 % (в Республике Дагестан с 2009 г. в этом случае ставка — 10 %).

Авторы предлагают установить ставки 4 и 12 % соответственно, плюс уплата НДС.

Таким образом, если у налогоплательщика доля добавленной стоимости в доходе (выручке) невысока, то ему выгоднее НДС уплачивать. Для определения размера (доли) этой добавленной стоимости составим следующие расчеты.

1. В случае если объектом налогообложения по УСН является «доход», который облагается в регионе по ставке 6 %, то предлагается понизить ставку до 4 %, но при этом обязать налогоплательщиков уплачивать НДС (по ставке 18 %). Тогда зависимость дохода от добавленной стоимости будет выглядеть следующим образом:

Д • 6 % = Д • 4 % + ДС • 18 %;

Д • 0,06 = Д • 0,04 + ДС • 0,18;

ДС = 100 % / 6;

ЛЛ уд 5

ДС = 11,1 %,

уд

где Д — доход;

ДС — добавленная стоимость;

ДСуд — доля добавленной стоимости.

Следовательно, если у налогоплательщика объектом налогообложения является «доход» и доля добавленной стоимости меньше 11,1 %, то ему выгоднее быть плательщиком НДС и УСН по сниженной ставке 4 %.

2. Если объектом налогообложения является «доходы минус расходы», который облагается в регионе по ставке 15 %, то предлагается понизить ставку до 12 %, но при этом обязать налогоплательщиков уплачивать НДС (по ставке 18 %). В этом случае зависимость дохода от добавленной стоимости будет выглядеть следующим образом:

Д • 15 % = Д • 12 % +ДС • 18 %;

Д • 0,15 = Д • 0,12 +ДС • 0,18;

ДС = 100 % / 6;

уд

ДС = 16,7 %.

уд

Следовательно, если у налогоплательщика объектом налогообложения является «доход минус расходы» и доля добавленной стоимости меньше 16,7 %, то ему выгоднее быть плательщиком НДС и УСН по сниженной ставке 12 %. При этом напомним, что сумма налога при объекте «доходы минус расходы» должна быть не менее 1 % от дохода налогоплательщика.

Таким образом, по предлагаемой методике налогообложения малых предприятий в рамках УСН налогоплательщики будут стремиться снизить долю добавленной стоимости в производственных затратах (чтобы уплачивать УСН по более низкой ставке):

— используя новые технологии (инновации);

— обновляя основные фонды на более энергоэкономные и эффективные.

Это особенно важно в условиях модернизации экономики. Что благоприятно скажется на развитии малого бизнеса, ведь в нашей стране приоритетным выбран инновационный путь развития экономики.

Налогово-бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов обеспечения роста и развития экономики РФ. Сохранение целостности страны, стабильность и управляемость социально-экономической сферы,

устранение последствий мирового экономического кризиса во многом зависят от решения проблем оптимального соотношения федерального бюджета, региональных и местных бюджетов [2, 5].

Проблема разграничения полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами власти является определяющей при становлении бюджетно-налогового федерализма. Россия относится к асимметричным Федерациям. Асимметричность Федерации не означает отступления от принципов федерализма. Когда такая асимметричность вызвана объективной необходимостью, это обязательное условие для сбалансированности интересов ее субъектов, а значит и для сохранения единства федеративного государства.

Оптимальное распределение налоговых поступлений от специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в бюджеты различных уровней стало одним из условий создания эффективного механизма налогового регулирования на современном этапе развития экономики РФ.

Распределение налогов, поступающих от субъектов малого предпринимательства по видам бюджетов, остается одной из наиболее острых проблем в их взаимоотношениях с государством [3]. В 2008—2009 гг. пропорции распределения поступлений средств от специальных налоговых режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства выглядели следующим образом:

— УСН — 90 % в бюджет субъектов Федерации;

— ЕНВД — 90 % в местные бюджеты, 10 % — в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ с 01.01.2010 изменились нормативы распределения поступлений от специальных режимов налогообложения по уровням бюджетной системы. Это было связано с отменой ЕСН, от которого освобождались налогоплательщики специальных режимов (уплачивали 10 % в государственные внебюджетные фонды). В настоящее время пропорции распределения поступлений от специальных режимов налогообложения от субъектов малого предпринимательства по уровням бюджетной системы выглядят следующим образом:

— УСН — 100 % в бюджет субъектов Федерации;

— ЕНВД — 100 % в местный бюджет (в бюджет муниципальных районов).

Согласно законодательству Республики Дагестан нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Дагестан, установлены в размере 100 %.

Авторы согласны, что основная часть налогов должна поступать в региональные и местные бюджеты, так как малое предпринимательство направлено в первую очередь на удовлетворение потребностей регионов. Однако, на взгляд авторов, необходимо часть поступлений от специальных режимов налогообложения от субъектов малого предпринимательства перечислять в федеральный бюджет (например 10 %), так как в рамках специальных режимов малые предприятия освобождаются от ряда федеральных налогов. А ведь именно из федерального бюджета в настоящее время выделяются огромные средства для поддержки малого бизнеса в виде дотаций и субсидий.

Также, на взгляд авторов, поступления от УСН необходимо зачислять и в бюджеты поселений (например 45 %). Предлагаемая схема распределения налоговых поступлений в результате применения специальных режимов представлена в табл. 3.

По мнению авторов, целесообразна передача в местные бюджеты значительной или даже большей части поступлений доходов от продажи патентов. Стимулирующие и мотивирующие факторы для развития локальной экономики появляются и у органов власти, и у предпринимателей. Местная власть заинтересована в пополнении муниципального бюджета. Налицо стимул — суммы поступлений от патентов.

Передача доходов от патента на уровень местных бюджетов будет способствовать повышению заинтересованности органов местной власти в следующих мерах:

— усиление заботы о развитии малого бизнеса;

— своевременное и широкое информирование индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования, о введении и преимуществах патента.

Это позволит выявлять проблемы правоприменительной практики.

Увеличение местных бюджетов за счет передачи им налоговых доходов от применения патентов также поможет органам местного самоуправления

Таблица 3

Нормативы отчислений в бюджеты разных уровней по налоговым поступлениям от УСН и ЕНВД до и после 01.01.2011, %

Вид бюджета До 01.01.2011 С 01.01.2011 Предлагаемая схема

УСН ЕНВД УСН ЕНВД УСН УСН, патент ЕНВД

Федеральный бюджет — — — — 10 10 10

Бюджеты субъектов Федерации 60 — 100 — 45 - —

Местные муниципальные бюджеты — 60 — 100 — 90 90

Бюджеты поселений 30 30 — — 45 — —

Внебюджетные фонды 10 10 — — — — —

расширить сферу финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, что является немаловажным в период устранения последствий финансово-экономического кризиса.

России необходимо избрать ту степень самостоятельности региональных и местных властей, которая отвечает условиям целостности государства. Однако в ходе преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса и реализации налогового федерализма самостоятельность местных бюджетов должна быть реальной, а не декларативной. При этом расширение реальной налоговой самостоятельности субъектов Федерации обязано сопровождаться одновременным повышением их ответственности за:

— эффективное использование налогового потенциала;

— обеспечение единства налогового пространства;

— соблюдение федерального законодательства.

Предлагаемые меры не меняют действующей в

России системы налогообложения, а дают возможность использовать внутренний финансовый потенциал малого бизнеса для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики.

Проведенное исследование показывает, что на современном этапе развития экономики нашей страны необходимо введение налоговых льгот как инструмента финансового регулирования с целью стимулирования предпринимательской деятельности (в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития) в условиях дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации.

На взгляд авторов, следует разработать на федеральном и региональном уровнях специальные законодательные меры, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов. К законодательным

ограничениям можно отнести введение специальных «штрафных» налогов, широко применяемых в зарубежных странах к налогоплательщику в специально установленных случаях [7].

Штрафные налоги следует устанавливать для налогоплательщиков:

— использующих специальные налоговые режимы и при этом совершающих налоговые нарушения;

— применяющих налоговые схемы исключительно для того, чтобы не уплачивать или уплачивать в меньших объемах единый налог и другие налоги.

При этом полномочия по установлению штрафных налогов можно было бы передать субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне пора сформировать базу данных налогоплательщиков, злостно уклоняющихся от уплаты налогов (подобно банковскому «черному списку»). Такую базу могут использовать государственные органы в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками (например, установив как меру предупреждения запрет выезда за границу, лишение водительских прав, отказ в оказании услуг связи и т. д.).

Таким образом, для того чтобы предприятия малого бизнеса смогли занять подобающее им место в экономике РФ, существенно увеличить долю объемов производства в ВВП, необходимы:

— комплексный социально-экономический подход,

— консолидация усилий по поддержке его развития органов государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1. Алиев Б. Х., Мусаева Х. М., Иманшапие-ва М. М. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики РФ // Финансы и кредит. 2010. № 37.

2. Алиев Б. Х., Мусаева Х.М. К вопросу о развитии налогового федерализма в РФ: проблемы и перспективы // Финансы и кредит 2009. № 36.

3. Бюджетная система России / под ред. Б. Г. Поляка. М.: ЮНИТИ-ЛАНФ. 2012.

4. Борисов С. Ситуация с развитием малого бизнеса в стране по-прежнему остается сложной. URL: http://www. opora. ru.

5. Малый и средний бизнес в условиях кризиса. Данные регулярного мониторинга. М.: НИ-СИПП. 2010.

6. Махлин М. Малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, окажется в 2012 году в очень тяжелом положении // Российская газета. 2010. № 34.

7. Мельник А. М. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. М. 2007.

8. Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Система налогообложения как фактор стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства в условиях инновационного развития // Финансовая аналитика. 2012. № 16.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

10. URL: http://www. r05.nalog. ru/.

11. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/ statistic/budjet/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.