УДК 008
А. Е. Тандыянова Музейный туризм в Республике Алтай
В связи с активным развитием туризма в Республике Алтай особенно остро актуализируется процесс внедрения музеев в туристский бизнес. Музей как главный социокультурный институт, специализирующийся на изучении, выявлении, хранении наследия региона, должен стать связующим звеном между наследием и туризмом, который, с одной стороны, обеспечит сохранность и популяризацию памятников историко-культурного значения, а с другой — дополнит туристическую привлекательность республики. В статье рассматривается процесс эволюции и развития музейного туризма в Республике Алтай. Автор подробно анализирует музейную деятельность региона, выявляет особенности работы музея и проводимых им мероприятий по развитию музейного туризма в регионе. Музейный туризм может способствовать решению задач эффективного взаимодействия «орбит» наследия, музея и туризма для устойчивого социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: музей, наследие, туризм, памятник, турист, экспозиция, культура, коллекция.
A. E. Tandyyanova. Museum tourism in the republic of Altai
In connection with the active development of tourism in the country, the process of introducing the Museum into the touristic system of the region is particularly acute. The Museum, as the main socio-cultural Institute specializing in the study, identification, preservation of the heritage of the region, should become a link between heritage and tourism, which on the one hand, will ensure the safety and promotion of monuments of historical and cultural significance, on the other hand, will complement the tourist attractiveness of the Republic. The evolution and development processes of the Museum tourism in the Republic of Altai are considered in this article. The author analyzes in detail the Museum activity of the region, reveals the peculiarities of the Museum and its activities on
© Тандыянова А. Е., 2018
the development of Museum tourism in the Altai Republic. Museum tourism can contribute to the solvation of problems of the effective interaction between the orbits of the Heritage, Museum and Tourism for the purpose of the Region's social and economical sustainable development.
Keywords: Museum, heritage, tourism, monument, tourist, exposition, culture, collection.
Сегодня музейный туризм становится одним из основных направлений деятельности музеев, которому уделяется все больше внимания. Для Республики Алтай как туристического региона с богатым природным и историко-культурным наследием вопрос о музейном туризме особенно актуален. Грамотное внедрение объектов наследия в индустрию туризма является одним из основных факторов его развития. Рассмотрим как проходила трансформация музейного туризма в Республике Алтай, его основные проблемы, тенденции и перспективы развития.
Музейный туризм в Республике Алтай зародился с открытием первого музея в регионе, который теперь является главным и старейшим государственным музеем республики — Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина. Так, первый музей республики был открыт в 1918 году, а первые культурно-познавательные, именно этнографические, экскурсии были организованы в 1922— 1923 годы руководителем музея А. В. Анохиным. Поскольку музей в это время находился в с. Чемал, то отправной точкой культурно-познавательных экскурсий стало это село. В ходе таких экскурсий экскурсанты знакомились с бытом и культурой местного населения, с его обычаями, нравами, традициями и верованиями. За первое время работы музея было проведено пять подобных экскурсий, в результате которых было зарисовано «800 акварельных рисунков, имеющих в своем составе 180 экземпляров по материальной культуре и шаманскому культу алтайцев». Также познавательные экскурсии по Алтаю организовывались Сибирским Бюро ВЦСПС, «19 совш-колой» г. Новосибирска и томскими рабфаковцами [3] .
Началом самого туристического движения в регионе можно считать организованный Западно-Сибирским крайисполкомом летом 1927 года турпоход для группы туристов из восьми человек из Новосибирска и Ленинграда. Туриндустрия региона состоя-
ла из пяти турбаз — «Алтай», «Катунь», «Золотое озеро», «Юность», «Медвежонок», гостиницы «Турист» и двух приютов — «Озеро Куреево» и «Чолушман». «Воротами Алтая» была главная турбаза «Алтай» в городе Бийске, от нее начинались три всесоюзных и семь местных маршрутов. Маршрут № 77 был самым сложным плановым маршрутом в СССР. За год через турбазу «Алтай» проходило более 50 тыс. туристов. Активно развивался детский туризм, для которого был создан отдельный турсервис. Он был представлен главной детской турбазой «Рассвет» и турбазами «Медвежонок» и «Юность». В регионе действовало семь детских маршрутов [9].
Долгие годы основным фактором прихода посетителей в музей была их учебная, научная или профессиональная деятельность или же празднование какого-либо юбилея, важного события региона, страны. Например, музей был одним из главных организаторов праздника «Десятилетие Ойротии», прошедшим в 1932 году. Музеем была организована выставка «Быт Ойротии» и живая экспозиция, состоящая из трех видов национальных жилищ коренного населения Алтая со всем соответствующим убранством [2] . В сферу досуга и свободного времяпровождения граждан музеи республики начали входить гораздо позже, исключения составляли лишь привилегированная часть населения и гости республики.
Наряду с плановым туризмом в регионе развивался и самодеятельный туризм. Что важно, первым видом туризма был именно познавательный туризм. Такие первые экскурсии проводились томским реальным училищем. По рекреационной ценности, по мнению Ю. А. Штюрмера, Алтай в 1920-е годы в СССР занимал третье место, уступая Крыму и Северному Кавказу. В республике широкое развитие получил активный туризм, а именно альпинизм. Алтай стал истоком альпинизма всей страны, алтайские команды неоднократно становились призерами чемпионатов СССР в классике высотных восхождений. Главным притягательным фактором альпинистов была гора Белуха, где в 1935 году была проведена первая Сибирская альпиниада. В 1977 году для курирования самодеятельного туризма на Алтае была создана Федерация туризма. В 1960-е годы статистика туризма насчитывала более 60 тысяч человек [9], что стало фактором развития и музейного туризма — музей в это время, согласно плану, принимал до 60 % туристов региона [3] .
Однако характер сотрудничества музея и туризма совершенно отличался от современного. Во времена СССР при плановом хозяйстве главным распределителем путевок и куратором отдыха как взрослых граждан, так и детей был профсоюз. Поэтому «график посещения музея», «география и категория посетителей» определялись заранее, согласно плановым установкам. По заключенным договорам между музеем и экскурсионным бюро специально для посещения музея сформированная «по плану» туристическая группа снабжалась транспортом, также оплачивались соответствующие расходы. Таким образом музей целенаправленно «обеспечивался» стабильной музейной аудиторией [7] . В 1927—1928 гг. музей посетили 13165 человек, было проведено 39 экскурсий, в 1941 году — 9644 человек, из них школьников — 1457, проведено 13 экскурсий, прочитано 10 лекций [2].
Отправной точкой трансформации музейного туризма в Республике Алтай, как и во всей стране, стали изменения политического строя в стране, переход на «рыночные рельсы» экономики и организации общества, что кардинально изменило методику и специфику работы музейных и туристических организаций. Как и все музеи России, музеи Республики Алтай потеряли «стабильную» аудиторию, музейные залы опустели, перешли на «остаточный» принцип финансирования, государственная туристическая система и вовсе рухнула. Музеи и туристические организации стали искать новые пути развития и самофинансирования, что потребовало «модернизации» и расширения методики работы, поиска новых путей и форм музейно-туристического сотрудничества.
В условиях рыночной экономики приходится работать по законам рынка, главными составляющими которого являются спрос, предложение, товар, покупатель, цена, реклама, менеджмент, маркетинг и т. д. Это требует формирования новой музейной парадигмы, обновления музейного инструментария, приобщения к менеджменту и маркетингу, модернизации музейной деятельности, внедрения новых технологий, высокого сервиса и обслуживания. Если туристические организации полностью перешли на частную систему организации своей деятельности, то музеи стали работать как с частной, так и с государственной формой устройства. Государственные музеи, в свою очередь, переформатировали свою концепцию, вне-
дрив в свою деятельность многие методы и инструменты рыночной экономики.
«Перестройка» национального музея им. А. В. Анохина началась с основ, с реконструкции и модернизации самого здания музея. В 2003—2004 годах учреждением был защищен проект реконструкции здания музея. Проект был разработан архитектурной мастерской Евгения Тоскина. В это время за год музей региона принимал около 22—25 тысяч человек [2]. Строительство началось в 2008 году, и 26 сентября 2012 года в торжественной обстановке обновлённый музей открыл свои двери.
Само новое усовершенствованное здание уже является значительным аттрактивным фактором музея. Обновление здания позволило значительно расширить и представить большое число коллекций и выставок. В музее каждому отделу культуры выделен отдельный блок здания, что позволяет упорядоченно и детально презентовать наследие региона. На сегодняшний день музей состоит из шести отделов: культурно-образовательного отдела, отдела природы, художественного отдела, научной библиотеки, отдела фондов.
Большое значение имеет то, как построена и организована экскурсия в музее, и качество обслуживания гидов-экскурсоводов. Экскурсия в национальном музее начинается с природного отдела, для формирования общего представления о республике, и заканчивается самым главным и уникальным экспонатом национального музея, которым является мумия алтайской принцессы Укок, для которой был построен специальный мавзолей с соответствующими условиями хранения. Художественному искусству в музее выделен целый этаж, который посетители могут посещать по желанию совместно или отдельно от основной экскурсии. У посетителей есть выбор вида экскурсий по продолжительности, также при желании они могут воспользоваться услугами экскурсовода или аудиогида.
Важное значение в работе музея имеет форма презентации экспонатов: наглядность, объемность, красочность, значимость объектов и т. д. Так, однотипные экспозиции в отделе советской истории Национального музея, состоящие из старинных бумаг, менее привлекательны для туристов, нежели наглядные, объемные экспонаты в соседнем отделе древней истории.
Наряду с научно-исследовательской, выставочной работой музей проводит культурно-ознакомительные мероприятия. Популярными стали проведение мастер-классов на различные темы, культурно-развлекательных мероприятий, а также продажа сувенирной продукции. Среди успешных массовых мероприятий, проводимых музеем, можно отметить всероссийскую акцию «Ночь искусств», в программу которой помимо посещения основной экспозиции музея и знакомства с проводимыми выставками входят мастер-классы, демонстрация документальных видеофильмов и т. д. Большой интерес посетителей музея вызвал мастер-класс «Из глины своими руками», где изготавливались различные фигурки животных, ангелов, героев мультфильмов, которые затем украшались пластиком.
Среди празднично-развлекательных мероприятий, проводимых музеем, можно выделить Масленицу, Жылгайак, Наурыз, Джурук-байрам, Чага-Байрам. Например, программа Чага-байрама включает национальные игры, викторины, загадки. В 2014 году на празднике проводился конкурс «Янар кожон», где могли принять участие все желающие.
Успешной практикой интеграции форм работы музея и туризма является интерактивная и популярная акция «Музейная ночь», предлагающая активное участие посетителей, театрализованные представления, игры. «Музейная ночь» 2015 была посвящена Великой Победе — Улу Енуге учурлай. Во время акции был оформлен фотоуголок в стиле ретро интерьерной фотостудией Allure. Также были предоставлены для фотосъемки различная военная атрибутика, символизирующая период Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.]. Также был предоставлен сервис по фотообработке, что позволило получить всем желающим качественные фотографии военных лет. На акцию «Музейная ночь» приходят более тысячи человек разных возрастов [4].
Среди мероприятий, проводимых музеем совместно с туристическими организациями, познавательно и ярко прошел фестиваль кукольного искусства в галерее «АртАй», выставленная на площадке туркомплекса «Царская охота». Главным экспонатом фестиваля была реконструированная одежда «Принцессы Укок». Вместе с элементами одежды были представлены предметы быта и вооружения скифского периода (I тысячелетие до н. э]. Галерея АртАй привлекла
большой интерес туристов, за время выставки ее посетило несколько тысяч человек [18].
Отмечены самые яркие мероприятия, проводимые музеем, остальные носят информационно-просветительский, традиционный характер, приурочены к какому-либо событию — День пожилого человека, день птиц, день гор, юбилей значимой для музея личности и т. д. Данные мероприятия являются информативными, они не собирают большую аудиторию и не являются столь впечатляющими.
Как показал практический опыт работы с туристическими группами, основной мотив посетить музей им. А. В Анохина — это посмотреть новое здание музея и коллекции. Как правило, посещение музея носит у туристов «остаточный» принцип — «если время останется, то зайдем». Так, за 2017 год Национальный музей посетили всего более 42550 человек, в то время как в республике за год побывали 2,05 млн туристов [14]. Немногим известно, что по сравнению с другими музеями региона в данном музее собраны самые уникальные и ценные коллекции и экспонаты региона и развит самый высокий и современный сервис обслуживания.
Как следует из вышесказанного, даже современный сервис, богатство и уникальность музейных коллекций не могут обеспечить полную загруженность музея туристами. Здесь сказывается влияние важного фактора переформатирования музейного туризма — трансформации мотиваций туриста, что является одной из главных причин такой низкой посещаемости музея.
Современный турист — это не просто путешественник, воспринимающий все на веру, главная цель которого только отдых. Современный турист — это высокообразованный, независимый, информированный, избалованный яркими эмоциями и событиями гражданин. Он более внимателен и требователен к предлагаемым услугам. Для современного туриста мало просто знакомство с новой культурой, ему нужны эмоции, впечатления, «познание нового себя». Современный турист уже ищет не столько новые знания, сколько способы самореализации.
Поэтому для продвижения музея в туриндустрии необходимо расширение музейной деятельности, внедрение новых методов работы с посетителями. Выполнения только научно-исследовательских и экспозиционно-выставочных работ уже недостаточно. Необходима
живая работа с посетителями, проведение более ярких, зрелищных мероприятий, способных не только познакомить посетителя с наследием данного региона, но и оставить яркие эмоции у туриста, подарить удовольствие и познание самого себя в новых культурных, исторических и т. д. условиях.
Подобную живую ролевую программу в республике среди государственных учреждений проводит музей-заповедник им. Н. К. и Е. И. Рерихов. Музей представляет возможность посетителям познакомиться со старообрядческой культурой. Туристов встречают в старообрядческой одежде, готовят национальную кухню, знакомят со старообрядческими традициями, играми. Туристы могут отправиться собирать лекарственные травы, прокатиться на телеге, изготавливать различные обереги и талисманы, принимать участие в тырло — вечерних посиделках у костра.
Актуальной проблемой музейного туризма в регионе является однотипность музеев. Так, музейный мир республики представлен музеями коллекционного типа, специализирующихся на собирании, коллекционировании и формировании фондов экспонатов наследия республики. Среди тематических музеев, популярных среди туристов, можно выделить только «Музей камня» Майминского района. «Музей камня» был создан в 1986 году А. К. Захаровым на основании геологической экспедиции. Особый интерес у туристов вызывают экспонаты с загадочной или таинственной семантикой. Например, такие каменные экспозиции, как «камень-лекарь» или «камень-талисман».
Если государственные музеи развиваются в статичном порядке, то в частной музейной сфере наблюдается настоящий «музейный бум». Можно сказать, что частные музеи растут как грибы после дождя, распространены как сезонные музеи (на лето), так и музеи с круглогодичным обслуживанием. Как показывают наблюдения, в 2006 году в республике действовало три частных музея: минералогический музей Макарочкиной в г. Горно-Алтайске, музей-усадьба Тозыяковых в с. Узнезя Чемальского района, музей археологических предметов у Омина Сотый Мелеевича в с. Беш-Озек Шебалинского района [3]. В 2017 году в республике уже действует целая сеть частных музеев. Музеи открывают как частные лица, так и организации.
Рассмотрим общепризнанные и самые популярные среди туристов частные музеи, так как многие из частных музеев музея-
ми назвать сложно. Национальный колорит хорошо представлен в Алтайском центре А. К. Бардина в селе Чемал. Стилизованность и контрастность представления экспозиций — отличительная черта данного музея. Музей сам представлен четырьмя юртами, выполненными в разных стилях. Каждая юрта раскрывает отдельную сторону культуры Алтая. В первой юрте туристы могут получить общее представление о культуре и быте коренного населения Алтая. Во второй юрте освещается культ правителей родов Алтая — зайсанов. Зайсанат является одной из древнейших систем управления, известных еще с тюркских времен. Современные верования народов Алтая — православие, буддизм, мусульманство и белая вера — представлены в третьей юрте. Такая контрастная постановка экспозиций позволяет привлечь больше туристов и дольше удержать их внимание.
Новую форму презентации национального колорита представили жители деревни Аскат, среди туристов ее прозвали Деревней мастеров. Местные мастера выражают особенности национальных богатств через художественную призму искусства керамики, дерева, металла. В деревне действуют три выставки: сувенирная лавка «Бай-Терек», галерея «Каури» и выставка семьи Головань.
Самой большой популярностью среди туристов пользуется Музей русской куклы — «Десятиручка», который находится при въезде в с. Чепош. С «Десятиручкой» сотрудничают практически все туристические организации республики и стараются включить ее практически в каждый свой разрабатываемый турпродукт. Это объясняется прежде всего практической направленностью работы музея. Она состоит из различных активных познавательных программ и мастер-классов. Так, в этом сезоне очень успешно прошла программа «Шаманские мистерии в русской традиции». «Десятиручка» предоставляет туристам живые эмоции, участие, а не только длинные скучные лекции.
Среди сезонных музеев можно рассмотреть этномузей «Солоны-Алтай», организуемый ООПТ Национальным парком «Сайлюгемский». Музей расположен близко к Чуйскому тракту, напротив памятника им. В. Я. Шишкова. Такое месторасположение позволяет увеличить поток туристов, так как памятник является излюбленной «туристической точкой», где останавливаются 85 % всех проезжающих мимо туристов. Этномузей «Солоны-Алтай» развернул свою экспо-
зицию в национальной кочевнической юрте коренного населения Алтая, изготовленной из войлока. Культурно-просветительская программа этномузея предусматривает: экспресс-экскурсию продолжительностью 10 минут; развернутую экскурсию продолжительностью 30 минут; экскурсию к археологическому памятнику «Чултуков лог»; фото в национальных костюмах; мастер-класс по валянию войлока и по изготовлению талкана; выставку книг, журналов, брошюр по истории и культуре Республики Алтай. После экскурсии посетители могут приобрести сувенирную продукцию, изготовленную народными мастерами. За турсезон 2016 года музей посетило 1647 человек. Основной контингент посетителей — туристы в возрасте от 30 до 60 лет. Из 100 % посетивших этномузей «Солоны-Алтай» туристов 20 % — туристы из-за рубежа, 35 % — туристы из западной части России, 40 % — из близлежащих регионов (Алтайский, Красноярский края, Новосибирская, Омская, Томская, Иркутская, Тюменская области) и 5 % — местные туристы [15].
Развитие частной музейной сети в регионе идет неравномерно и достаточно стихийно. Частные музеи серьезную конкуренцию государственному музею не составляют. Основная масса частных музеев республики — это небольшие локальные музеи, создаваемые в селах местными жителями, как правило в виде национальных жилищ. Характерной чертой всех частных музеев является их коллекционный характер, сопровождающийся рядом музейно-выставочных экспозиций с дегустацией национальной кухни и продажей сувениров. Политика частного музея ориентирована в основном на работу с посетителем и на получение коммерческой прибыли. Научной работы здесь не наблюдается. Возможно, проведение обучающих музейных курсов и ведение реестра частных музеев поспособствовало бы упорядочиванию частной музейной деятельности.
Еще одним тормозящим фактором развития музейного туризма в регионе является отсутствие путеводителей и информационных буклетов как частных, так и государственных музеев. Это также влияет на посещаемость музея туристами. Частные предприниматели не обладают необходимым уровнем информированности о современной деятельности музеев, поэтому разработчики туров часто ограничиваются тем, что включают в туристические маршруты посещение музея на уровне ознакомления.
Для успешного позиционирования себя как региона с высоким уровнем развития музейного туризма всем участникам музейного туризма необходимо сотрудничать в тесном тандеме. Музейно-туристическое сообщество должно исходить из региональной идентичности, ориентироваться на региональные цели и интересы, чтобы формировать единый имидж региона. Региональные власти, в свою очередь, должны учитывать и ориентироваться на формирующийся коллективный опыт соответствующих организаций региона, поскольку их разрабатываемые индивидуальные стратегии и предпринимаемые действия, как правило, самые практичные и результативные. И на основе их уже разрабатывать программы развития музейного туризма.
В общей сложности в республике действуют 75 государственных и 9 частных музеев. Из них 65 музеев [13] работают при средних и высших общеобразовательных учебных заведениях, пять муниципальных музеев и национальный музей с четырьмя филиалами.
С каждым годом посещаемость музеев в регионе растет, в 2004 г. государственные музеи посетили 19 783 человек, муниципальные музеи — 6,5 тысяч, в 2005 г. государственные музеи посетили 24 790, муниципальные — около 7 тысяч туристов. В 2005 г. проведено около 1000 экскурсий [3], в 2017 — году более 42550 посещений только главного музея республики. Это прежде всего связанно с активным развитием туризма в регионе.
Так, согласно официальной статистике, наблюдается увеличение количества туристских посещений: в 2008 году по отношению к 2007 году — на 25 % — до 1 млн посещений; в 2009 году по отношению к 2008 году — на 5 % — до 1,05 млн посещений; в 2010 году по отношению к 2009 году — на 14,3 % — до 1,2 млн посещений; в 2016 году посещаемость составила 1986,3 тыс. человек. Ежегодный прирост туристского потока составляет 9,5 % [5]. Бурное развитие туризма в регионе сподвигло и развитие музейного туризма. Музейный туризм является неотъемлемой частью культурно-познавательного туризма, который выделился из активного туризма в отдельный вид и является вторым видом туризма в республике по развитию после активного туризма. Туриндустрия региона остро нуждается в развитии и диверсификации музейного туризма. Сегодня же музейный ту-
ризм в республике проявляется в форме включения посещения музея в турмаршруты на уровне ознакомления.
Таким образом, на сегодняшний день векторы развития музейного туризма в республике распределились следующим образом: с одной стороны это преобладание в республике классических коллекционных музеев с сохранением и соблюдением традиционных музейных алгоритмов — официальности, дистанцированности, упорядоченности, строгой дисциплины; с другой — внедрение и освоение новых методологий как приспособление музея в туристских условиях. Процесс адаптации музеев республики к туриндустрии находится только на начальной стадии. Поэтому для активного развития музейного туризма необходима грамотная взаимная интеграция данных сфер. Поскольку одним из главных факторов развития туризма, в том числе и музейного, является мотивация туриста, то музею нужно уделять больше внимания именно этому аспекту. Туризм — это самый простой, легкий способ знакомства с историко-культурным наследием, потому что позволяет непринудительно совмещать процесс познания с отдыхом, объединять профессиональную сферу с досуго-вой. Главным связующим звеном между туристом и наследием должен стать музей.
Работа выполнена под руководством Труевцевой Ольги Николаевны, заведующей кафедрой историко-культурного наследия и туризма Алтайского государственного педагогического университета, доктора исторических наук, профессора.
* * *
1. Белекова Э. А. Историография и источники по истории музейного дела в Республике Алтай (1918—2008 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2009. С. 12.
2. Белекова Э. А. Из истории Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина // Анохинские чтения: материалы научной конференции. Горно-Алтайск, 2008. С. 6 —27.
3. Белекова Э. А. Место музеев Горного Алтая в развитии регионального туризма // Оносские встречи—2006: материалы научно-практической конференции в с. Анос Чемальского района. Горно-Алтайск, 2007. С. 145—151.
4. В «Ночь искусств» Национальный музей им. А. В. Анохина посетили более тысячи человек URL: http://musey-anohina.ru/index.php/novosti/
item/604 (дата обращения: 15.12.2017).
5. Динамика развития туризма Республики Алтай по годам (в цифрах) URL: http:// http://altai-republic.ru/tourism/development (дата обращения: 10.11.2017).
6. Еркинова Р. М. Концепция создания Музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района Республики Алтай — филиала Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина // Оносские встречи—2006: материалы научно-практической конференции, 27—29 июля 2006 г. Горно-Алтайск, 2006. С. 6—10.
7. Именнова Л. С. Культурный туризм и музей как формы организации досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2 (40) март-апрель 2011. С. 133—138.
8. Ляшко А. В. Музейный туризм в России. Эволюция формата // Вестник СПбГУ Сер. 6. 2012. Вып. 3. С. 21—26.
9. Маркин М. М., Колчевников М. Ю., Еременко В. Н. Туристические тропы Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд., 1984. С. 33—58.
10. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (ред. От 28 декабря 2017 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW (дата обращения: 15. 01.2018).
11. Ойротская художественная школа. URL: http://musey-anohina.ru/ index.php/novosti/item/93 (дата обращения: 20.12.2017).
12. Потапов Л. П. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области, Горно-Алтайск, 1973. С.112.
13. Реестр музеев образовательных организаций Республики Алтай на декабрь 2016 года.
14. Республику Алтай за 2017 год посетило рекордное число туристов. URL: http:// /news.rambler.ru/travel/39012601 (дата обращения: 18.01. 2018).
15. Тандыянова А. Е. Этномузей «Солоны-Алтай» в развитии культурно-познавательного туризма Республики Алтай // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (29). С. 115.
16. Тишкина Т. В. Деятельность краеведческих организаций Алтая в 1918—1931 гг.: монография / науч. ред. Ю. Ф. Кирюшин. Барнаул, 2004. С. 10.
17. Труевцева О. Н. Музейный туризм в Алтайском крае: опыт и перспективы развития // Вестник КемГУКИ. 2018. № 42. С. 175—180.
18. Фестиваль кукольного искусства в Горном Алтае. URL: http://www. http://musey-anohina.ru/index.php/novosti/item/574 (дата обращения: 17.02. 2018).