УДК 316.74
DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.15
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ИННОВАТИЗАЦИЯ ПРАКТИК БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ УЧАСТИИ РОССИЙСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
PROSPECTS OF DEVELOPMENT AND INNOVATIZATION OF THE PRACTICE OF CHARITABLE ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH WITH PARTICIPATION OF RUSSIAN NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Шарков Илья Геннадиевич
Старший преподаватель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты, г. Шахты, Россия, e-mail: [email protected]
Цель статьи заключается в анализе перспектив развития благотворительной деятельности Русской православной церкви (Московский патриархат), а также опыта социального партнёрства Церкви и российских некоммерческих организаций в благотворительности. Исследуются генезис церковной благотворительности в России и
Ilya G. Sharkov
Senior Lecturer, Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of the Don State Technical University in Shakhty, Shakhty, Russia e-mail: [email protected]
The purpose of the article is to analyze the prospects for the development of the charitable activities of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate), as well as the experience of the social partnership of the Church and Russian non-profit organizations in charity. The genesis of church charity in Russia and the modern innovation of its practices are
современная инноватизация её практик. Анализируется участие российских некоммерческих организаций в благотворительной деятельности, рассматриваются перспективы развития сотрудничества Церкви и НКО.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного и структурно-функционального анализа. В заключение делается вывод, что расширение и инноватизация практик церковной благотворительности при участии патриотически ориентированных некоммерческих организаций объективно будут способствовать гармонизации социальных отношений и развитию гражданского общества в России.
Ключевые слова: благотворительность; инноватизация практик; Русская православная церковь; гражданское общество; государство; некоммерческие организации; социальное партнёрство; социальное взаимодействие; консолидация; развитие.
studied. The participation of Russian nonprofit organizations in charitable activities is analyzed, and prospects for the development of cooperation between the Church and nonprofit organizations are considered. The theoretical and methodological basis of the study consists of the principles of systemic and structural-functional analysis. In conclusion, the author shows that the expansion and innovation of church charity practices with the participation of patriotically oriented nonprofit organizations will objectively contribute to the harmonization of social relations and the development of civil society in Russia.
Keywords: charity; innovative practices; Russian Orthodox Church; civil society; state; non-profit organizations; social partnership; social interaction; consolidation; development.
Введение
Русская православная церковь исторически способствует сохранению традиционных нравственных ценностей, национальной идентичности, противодействует многим негативным тенденциям в жизни социума, выступает модератором социальной интеграции российского общества. Церковь объективно участвует в развитии интеграционных процессов как в постсоветском пространстве, так и в христианском мире. Для того чтобы Церковь могла быть активным и эффективным участником жизни современного социума, её общественная деятельность должна содержательно и методологически коррелироваться с насущными потребностями общества. При этом следует помнить, что Церковь, прежде всего, является сакральным духовным институтом, основная цель которого - спасение людских душ, а не улучшение условий земной жизни граждан. Для Православной церкви чужд и неприемлем взгляд немецкого лютеранского мыслителя Д. Бонхеффера о построении безрелигиозного и безбожного христианства, ориентированного на земное бытие человека, занимающегося сиюминутным, земным устроением жизни по принципам моральной ответственности за других.
Ряд модернизационных процессов в обществе, новые социально-политические условия жизнедеятельности побудили Русскую православную церковь в качестве ответа на эти вызовы времени сформулировать свою официальную позицию в «Основах социальной концепции РПЦ». Отражённый в этом документе православный взгляд на взаимоотношения Церкви как части гражданского общества с государством является уникальным, подобной основательной и теологически обоснованной концепции нет у других поместных православных церквей, а также у других религиозных конфессий России. Согласно православному взгляду христианская «церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Её целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» (Основы социальной концепции ... , 2018. С. 6). Другим документом, в котором декларируется необходимость создания православных общественных ассоциаций с целью социальной и правозащитной деятельности, являются «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Но социальная роль Церкви определяется не только признанием со стороны государства её общественной востребованности, но и самообеспеченностью, социальной функциональностью и высокой степенью самостоятельности. Сегодня Русская православная церковь в своих социально-благотворительных проектах активно взаимодействует с представителями гражданского общества и рядом некоммерческих организаций, эта сторона церковной общественной деятельности представляет научный интерес и пока ещё недостаточно исследована.
Православная церковь в своих социальных доктринальных документах утверждает мысль о несовершенном характере любого государства, нуждающегося в корректировке своей политики институтами гражданского общества. Благотворительная деятельность, в том числе и церковная, является не только передачей материальных средств от состоятельного человека неимущему, это целая система этических, социальных и экономических отношений. Это «явление универсальное, по-своему проявляющееся в жизни самых разных народов, представителей разных культур и религиозных конфессий» (Потенциал и пути развития филантропии ... , 2010. С. 36).
Сегодня для гармоничного социального развития необходима государственная поддержка благотворительной деятельности через создание разнообразных механизмов морального и материального поощрения потенциальных благотворителей. Современной важной задачей
социально-политического развития России признаётся необходимость интегрирования третьего сектора экономики, традиционных религиозных и патриотических общественных объединений в область государственной социальной политики, построения эффективной государственной политики в отношении общественных благотворительных формирований.
Генезис церковной благотворительности в России и современная инноватизация её практик
Благотворительная помощь неимущим в России исторически прочно утвердилась в отечественных духовной и культурной традициях в форме практики раздачи милостыни Православной церковью и частными лицами. В имперскую эпоху благотворительность становится важной функцией государства, а к концу XIX - началу XX столетия вместе с государственной формой организации общественного призрения активно развивается муниципальная благотворительность. Особенно интенсивно к началу XX в. в Российской империи была развита достаточно эффективная частная благотворительность. К этому времени вышеназванным трём составляющим отечественной благотворительности и общественного призрения удалось достичь баланса интересов. Благодаря такой гармонии в России до революционных потрясений 1917 г. «сложилась обширная и действенная система социального призрения неимущих, содержавшая наряду с государственными органами муниципальные, общественные и частные учреждения, которые по числу призреваемых не только не уступали государственным, но нередко занимали первенствующие позиции в своих областях» (Потенциал и пути развития филантропии ... , 2010. С. 110).
Благотворительная деятельность в современном обществе охватывает широкий круг субъектов, она включает в свою орбиту широкий спектр ресурсов, что, естественно, вызывает усложнение её институциональной инфраструктуры. Сегодня наблюдаются процессы функциональной специализации различных социальных институтов. Благотворительной деятельностью занимаются организации-доноры (различные благотворительные церковные и светские фонды); сетевые организации доноров и институциональных получателей благотворительной помощи; организации, обеспечивающие рациональное распределение благотворительных средств и ресурсов; разные некоммерческие просветительские и образовательные организации, мотивирующие людей на филантропическую деятельность и способствующие повышению её эффективности. Развитию благотворительности спо-
собствуют организации, занимающиеся проектным аудитом в благотворительной сфере, компании, специализирующиеся на управлении целевыми капиталами и ресурсами некоммерческих благотворительных организаций. К современным успешно развивающимся и эффективным инновационным практикам церковной благотворительности можно отнести волонтёрскую деятельность. Русская православная церковь в своей социально ориентированной деятельности всё чаще обращается к разным формам фандрайзинга, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Новые технологии в развитии организованной церковью благотворительности позволяют аккумулировать разрозненные индивидуальные микропожертвования для реализации крупных социальных проектов.
В ряде современных социологических исследований отечественных филантропического поведения и благотворительной деятельности отмечается, что их развитие в России определяется двумя группами факторов. К первой группе можно отнести мотивы вовлеченности людей в различные практики благотворительности, а также формирование в обществе восприятия филантропического поведения как нормы повседневной деятельности. Ко второй группе - совокупность условий институционального характера: особенности инфраструктуры и степень развитости благотворительной деятельности (механизмы, технологии мобилизации и использования филантропических ресурсов), а также рамочные условия, задаваемые государственной политикой и практическими действиями властей, от которых зависит правовое обеспечение деятельности всех субъектов благотворительности. Огромная часть отечественной благотворительности приходится на Русскую православную церковь.
В научной литературе отмечается «многообразие подходов и моделей христианской диаконии, называются несколько её уровней, в частности "макродименциональное" служение, "микродименциональ-ное" служение, терапевтическое и профилактическое человеколюбие» (Papaderos, 2000. S. 33). Православная церковь в своих благотворительных практиках «целенаправленно и последовательно осуществляет деятельность, призванную ограничить микродименциональные потребности, то есть избавить от конкретной нужды, облегчить конкретное человеческое страдание, а также предвидеть мир, свободный от бед, мир торжества любви и справедливости, и решительно участвовать в воплощении этого предвидения» (An Orthodox Approach ... , 1980. Р. 12).
В целом реализовать потенциал филантропической деятельности позволят комплексные усилия Церкви, общественных организаций и государственных структур, направленные на формирование общественной атмосферы филантропической деятельности в нашей стране. Для реализации церковных и общественных инициатив необходимы создание достаточного уровня доверия к донорам и благотворительным организациям, развитие инфраструктуры, механизмов и технологий мобилизации благотворительных ресурсов, создание благоприятных для благотворительности внешних условий, задаваемых государственной политикой в сфере филантропической деятельности. Требуется и совершенствование церковных благотворительных практик с учётом современных российских социальных реалий.
Участие российских некоммерческих организаций в благотворительной деятельности: значение этого сотрудничества и перспективы развития
Актуальной задачей социального развития страны является построение эффективной государственной политики в отношении религиозных и общественных благотворительных организаций. В этой связи представляется необходимым интегрирование так называемого третьего сектора экономики в область государственной социальной политики. Благотворительная деятельность, в том числе и церковная, является особым институтом гражданского общества, обеспечивающим гармонизацию интересов различных социальных и этнических групп. Активно функционирующий и эффективно развивающийся институт благотворительности способен оказать существенное влияние на развитие человеческого потенциала и на укрепление в стране гражданского общества.
Ныне действующее российское законодательство подразделяет некоммерческие организации на «социально ориентированные» и «иные», в числе которых - научные, правозащитные и аналитические организации, а также садоводческие и гаражные кооперативы. Социально ориентированным НКО декларируется государственная поддержка в виде грантов, налоговых послаблений, организационной помощи и разнообразного содействия.
Русскую православную церковь как традиционную религиозную организацию в России можно считать социально ориентированной НКО, так как в ней создана организованная многоступенчатая система церковной благотворительности и социального служения, многие монастыри и приходы по собственной инициативе, движимые чувством
религиозного долга, помогают больным, малоимущим, престарелым и другим категориям нуждающихся.
Православные социально ориентированные НКО сложно типоло-гизировать по характеру решаемых задач, так как многие из них решают многие или все социальные задачи одновременно. Наиболее объективным критерием для типологизации социально ориентированных НКО, сотрудничающих с РПЦ, является их степень близости к РПЦ. Отдельно выделяются НКО, созданные Церковью и находящиеся при монастырях, приходских храмах и епархиальных отделах. Далее по мере организационной удалённости следуют НКО, позиционирующие себя как православные, созданные по инициативе мирян, они не находятся в административном подчинении у каких-либо структур РПЦ.
Другим критерием для типологизации социально ориентированных НКО является направленность благотворительной деятельности и диаконии: на духовно-нравственное воспитание индивида или духовное усовершенствование общества. В развитых странах признание благотворительности как значимого и общественно полезного явления подразумевает предоставление государством льготного налогового режима для субъектов благотворительной деятельности, что способствует развитию благотворительности и активному вовлечению в неё некоммерческих организаций.
Заключение
Основой церковных благотворительности и социального служения являются христианские добродетели жертвенной любви и милосердия, представляющие собой традиционные ценности культуры нашей страны. Поэтому расширение и инноватизация практик церковной благотворительности при участии патриотически ориентированных некоммерческих организаций объективно будут способствовать развитию гражданского общества в России. Перспективы развития благотворительности в современной России «вполне благоприятны. Эти предпосылки можно заметить в формировании позитивного общероссийского нравственно-психологического климата, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, и в стабилизирующемся социальном статусе класса отечественных предпринимателей» (Шарков, 2019. С. 99). Русская православная церковь и впредь будет развивать свою благотворительную деятельность, «будет трудиться над нравственным возрождением общества вне зависимости от того, будет ли она в этой своей деятельности получать поддержку
со стороны государства. Однако опыт показывает, что, когда государство настроено на сотрудничество и партнерство с Церковью, социо-политическая релевантность Церкви и ее эффективность в решении общественных проблем многократно возрастают» (Илларион (Алфе-ев), 2005). Результатом подобного взаимодействия должно стать комплексное решение многих социальных проблем общества. Традиционное участие Русской православной церкви в социальной жизни общества сегодня приняло новые формы паритетного сотрудничества с государством и обществом, основанные на принципах доверия, равноправия и взаимного невмешательства.
Литература
Илларион (Алфеев), митрополит. Русская православная церковь и её социальная позиция // Право и безопасность. 2005. № 2 (15). Режим доступа: http:// dpr.ru/pravo/ pravo_15_ogl.htm.
Основы социальной концепции Русской православной церкви. Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М. : Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2018.
Потенциал и пути развития филантропии в России / под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона. М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 419 с.
Шарков И.Г., Томилина Л.Б., Воденко К.В. Социальное служение и благотворительная деятельность Русской православной церкви: истоки и современность. М. : РУСАЙНС, 2019.
An Orthodox Approach to Diakonia, from the Consultation on Church and Service, Orthodox Academy of Crete, November 20-25, 1978. Публикация Всемирного совета церквей, 1980.
Papaderos A. Zur diakonischen Theorie und Praxis der Orthodoxen Kirche // Diakonie an der Schwelle zum neuen Jahrtausend: ökumenische Beiträge zur weltweiten und interdisziplinären Verständigung / hrsg. von Th. Strohm. Heidelberg, 2000.
Поступила в редакцию
References
Hilarion (Alfeyev), Metropolitan (2005). Russian Orthodox Church and its social position. Law and Security, 2 (15). Available at: http://dpr.ru/pravo/pravo_15_ogl.htm (in Russian).
Fundamentals of the social concept of The Russian Orthodox Church. Fundamentals of the doctrine of the Russian Orthodox Church on dignity, freedom and human rights (2018). M.: Izd-vo Moskovskoy patriarkhii Russkoy pravoslavnoy tserkvi.
Potential and ways of development of philanthropy in Russia (2010). I.V. Mersiyanova, L.I. Yakobson (Eds.). M.: Ed. house Gos. Un-t. Higher school of Economics.
Sharkov, I.G., Tomilina, L.B., Vodenko, K.V. (2019). Social service and charitable activities of the Russian Orthodox Church: origins and the present. M.: RUSAINS.
An Orthodox Approach to Diakonia, from the Consultation on Church and Service, Orthodox Academy of Crete, November 20-25, 1978. Publication of the World Council of Churches, 1980.
Papaderos, A. (2000). For diaconal theory and practice of the Orthodox Church. Diako-nia at the threshold of the new Millennium: Ecumenical contributions to a global and interdisciplinary understanding / ed. by Th. Strohm. Heidelberg.
13 мая 2019 г.