ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
20 (53) - 2009
перспективы развития государственной гражданской службы в министерстве обороны российской федерации
В целях исполнения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» директивой министра обороны РФ от 31.07.2008 № Д-56 в составе центрального аппарата Министерства обороны РФ 01.08.2008 сформирован Департамент государственной гражданской службы Министерства обороны РФ. Что собой представляет эта новая структура силового ведомства? Какие задачи ей предстоит решать? На эти и другие вопросы в ходе интернет-интервью ответил заместитель руководителя Департамента государственной гражданской службы МО РФ Константин Николаевич ЩУКИН.
— Константин Николаевич, какие основные задачи поставлены перед вашим департаментом?
— Наш департамент является центральным органом военного управления Министерства обороны и предназначен для организации поступления, прохождения и прекращения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ. Основными задачами департамента являются: 1) организация поступления на гражданскую службу, ее прохождения и прекращения; 2) организация правовой и социальной защиты федеральных гражданских служащих в Министерстве обороны; 3) осуществление нормативных правовых и правовых актов по вопросам гражданской службы.
Президентом Российской Федерации принят Указ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009— 2013 годы)», в соответствии с которым повышается эффективность государственной службы Российской Федерации и результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Также с принятием нового федерального закона о военной службе будет создана комплексная нормативно-правовая база государственной службы в целом. Предполагается разработать и внедрить современные кадровые, информацион-
2 -
ные и образовательные технологии. Предстоит упорядочить прохождение гражданской службы на основе служебных контрактов, замещение должностей на конкурсной основе. Должны быть системно урегулированы вопросы формирования кадрового резерва, денежного содержания гражданских служащих на всех уровнях. Необходимо провести работу, связанную с введением должностных регламентов, учитывающих показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
—Скажите, пожалуйста, что уже сделано вашими подчиненными и в чем Вы видите перспективы развития государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ как таковой?
— В соответствии с приказом министра обороны РФ от 02.09.2008 № 465 решение вопросов в сфере гражданской службы в Министерстве обороны РФ возложено на Департамент государственной гражданской службы Министерства обороны РФ. Департаментом организована и осуществляется работа по поступлению, прохождению и прекращению гражданской службы в Министерстве обороны РФ, обеспечению правовой и социальной защиты государственных гражданских служащих Минобороны России, подготовке нормативных правовых и правовых актов ведомства по вопросам гражданской службы. Указанная работа осуществляется на основании действующего законодательства Российской Федерации и совершенствуется по мере его развития. На сегодняшний день сформирована и ведется ведомственная база нормативно-правовых актов Российской Федерации и Минобороны России, регламентирующих вопросы прохождения гражданской службы и кадровой политики. Подготовлены и изданы соответствующие приказы министра обороны РФ, указания статс-секретаря — заместителя министра обороны РФ, осуществляющего функции представителя нанимателя.
В настоящее время издано около сорока ведомственных нормативных и нормативных правовых актов Министерства обороны РФ по вопросам прохождения государственной гражданской службы в плане реализации законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. Сейчас, как вы знаете, принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне в развитие Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме этого, идет принятие соответствующих указов Президента Российской Федерации, связанных с реализацией Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008. Принят пакет указов Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность государственных органов по реализации антикоррупционных норм. И здесь Министерство обороны, как государственный орган, не может стоять в стороне. Потому что любая норма должна быть реализована в строгом соответствии с федеральным законодательством, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, а также нормативными и нормативно-правовыми актами Минобороны России.
— Какими нормативно-правовыми актами, прежде всего, вы руководствуетесь в своей деятельности? И несколько слов о тех, которые находятся в стадии разработки.
— Еще раз вернусь к Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Им установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Этот закон содержит ряд принципиально важных правовых норм, носящих инновационный характер для российской управленческой практики. Его положения получили развитие в более чем 50 нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства РФ.
Кроме этого, Департамент в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации; федеральными конституционными законами (например, Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации»); федеральными законами (например, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»); актами Президента Российской Федерации (на-
пример, Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»); актами Правительства Российской Федерации, здесь назову постановление правительства от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»; международными договорами Российской Федерации.
—У нас есть закон, который регулирует государственную гражданскую службу, который так и называется «О государственной гражданской службе РФ». Расскажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, в наибольшей мере на данный момент мешает эффективной реализации данного федерального закона?
— Государственная служба Российской Федерации — важнейший инструмент проводимых в государстве преобразований в области экономики, социальной сферы, национальной безопасности, формирования институтов гражданского общества. Развитие государственной службы рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства. И конечно, основные достижения проведенной административной реформы связаны со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Те правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы, закрепленные данным федеральным законом, регламентируют общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией конституционных прав граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении. Также эти положения определяют порядок формирования и осуществления гражданской службы, особенности ее финансирования и социально-экономического развития, а также обеспечения профессиональной служебной деятельности гражданских служащих: материально-технического обеспечения, материального и нематериального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Вместе с тем сегодня все еще остается ряд положений, по которым предстоит принять необходимые законодательные и нормативные правовые акты. Например, требуется принятие федеральных законов по определению медицинского страхования, обязательного социального страхования гражданских служащих, определения им размера выплат по обязательному социальному страхованию, не определен порядок соотношения классных чинов
- 3
федеральной гражданской службы, воинских и специальных званий, дипломатических рангов, не принято на федеральном уровне положение о кадровом резерве на гражданской службе... В 2004 г. был дан мощный толчок, или отправная точка построения государственной гражданской службы в целом в Российской Федерации. Сейчас мы проходим этап ее развития и совершенствования, будут вноситься соответствующие изменения и дополнения, выбранный курс будет реализован.
— Существуют ли в Министерстве обороны РФ специальные должностные регламенты государственных гражданских служащих и каким образом с такими регламентами можно ознакомиться?
— В соответствии со статьей 47 Федерального закона № 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя. Должностные регламенты являются документами, призванными содействовать правильному подбору и расстановке гражданских служащих, повышению их профессиональной квалификации, используются при приеме граждан на государственную гражданскую службу, оценке служебной деятельности гражданского служащего, проведении аттестации и квалификационного экзамена, а также при планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Такие должностные регламенты разработаны, в том числе и в Министерстве обороны РФ, под каждую соответствующую должность федеральной государственной гражданской службы, подлежащую замещению гражданским служащим, подписывается руководителем структурного подразделения государственного органа и утверждается представителем нанимателя. Проекты должностных регламентов представляются для утверждения представителю нанимателя руководителем кадрового подразделения. Копия должностного регламента выдается на руки гражданскому служащему и используется им при исполнении должностных обязанностей с учетом требований к работе с документами, содержащими служебные или секретные сведения. И этим должностным регламентом руководствуется каждый федеральный государственный гражданский служащий при реализации своих полномочий. Должностной регламент является приложением к служебному контракту гражданского служащего о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Как правило, должностной регламент разрабатывается должностными лицами, которым непосредственно
4 -
подчинен гражданский служащий, замещающий данную должность гражданской службы.
Основные требования к структуре и содержанию должностного регламента установлены статьей 47 Федерального закона № 79-ФЗ. В должностной регламент включаются, в частности:
• первое: квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
• второе: должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями структурного подразделения органа военного управления и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
• третье: перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
• четвертое: перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
• пятое: сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.
Кроме этого в должностной регламент включается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с должностными лицами того же государственного органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; и, наконец, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
— Видимо, соискателям на ту или иную должность полезно будет узнать, что их ожидает в будущем?
— Мы готовы поработать с каждым кандидатом и ознакомить его с должностным регламентом в случае, если он победит в конкурсе и будет работать на этой должности.
— Константин Николаевич, мы знаем, что есть Федеральная целевая программа реформирования и
развития системы государственной службы РФ, рассчитанная на 2009-2013 гг., которая разрабатывалась непосредственно с участием Министерства обороны РФ. Расскажите, пожалуйста, как сейчас идет ее реализация?
— Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 г. Первая федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» была утверждена Указом Президента Российской Федерации 19.11.2002 № 1336. Итогом данной программы явилось то, что были созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования. Вместе с тем ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным. Поэтому по поручению Президента Российской Федерации была разработана федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261. Реализация настоящей Программы должна позволить завершить качественное преобразование системы государственной службы, ориентированной на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия института гражданского общества и государственной службы, противодействие коррупции на государственной службе, повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих. Во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации министром обороны РФ 14.04.2009 подписан приказ № 167 «О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013)», в соответствии с которым функции государственного заказчика мероприятий программы и управления мероприятиями по ее реализации возложены на статс-секретаря — заместителя министра обороны РФ. В настоящее время Министерство обороны РФ в рамках своей компетенции участвует в подготовке предложений по первоочередным мероприятиям указанной программы с обоснованием их финансирования. Контроль за реализацией выполнения мероприятий будет осуществляться как по линии соответствующих контрольно-ревизионных органов Минобороны России, так и по линии координато-
ра программы — Администрации Президента РФ, а по вопросам целевого использования денежных средств — Счетной палатой РФ.
— Вы справедливо считаете одной из приоритетных задач, поставленных Президентом РФ, работу по противодействию коррупции. Какие меры в сфере гражданской службы, направленные на профилактику этого негативного явления, предпринимаются непосредственно Министерством обороны РФ?
— Министерство обороны РФ является государственным органом, в котором наравне с военной службой предусматривается государственная гражданская служба. Министерство принимает активное участие в реализации тех норм, которыми оно наделено законодательством, нормативно-правовыми актами РФ по противодействию коррупции. Так, в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, принятого Президентом Российской Федерации в июле 2008 г., министром обороны РФ 27.09.2008 подписан приказ № 503 «О мероприятиях противодействия коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации», которым утвержден ведомственный План противодействия коррупции, предусматривающий, в том числе, выполнение антикоррупционных мероприятий при организации прохождения федеральной государственной гражданской службы.
Нашим департаментом во исполнение принятых решений разработан и утвержден План мероприятий по противодействию коррупции по основным направлениям деятельности структурного подразделения, а также подготовлены нормативные правовые акты Минобороны России по вопросам обеспечения прохождения государственной гражданской службы, поддержания служебной дисциплины и иным вопросам. Во взаимодействии с центральными органами военного управления Минобороны России и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации департаментом проводится изучение кандидатов при приеме на государственную гражданскую службу и назначении на вышестоящую должность в порядке должностного роста посредством проведения проверки достоверности предоставляемых гражданином РФ персональных данных и иных сведений, а также проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. С целью осуществления контроля соблюдения ограничений и запретов, выполнения обязательств и требований к служебному поведению в должностные регламенты гражданских служащих включены соответствующие положения действующего законодательства.
- 5
Департаментом организуется получение государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования, в том числе, по учебным программам, составляющим разделом которых являются вопросы соблюдения требований к служебному поведению, урегулирования конфликта интересов, профилактики коррупции. Также по мере необходимости проводятся инструк-торско-методические занятия с уполномоченными представителями центральных органов военного управления по вопросам прохождения государственной гражданской службы в Минобороны России. В рамках осуществления межведомственного взаимодействия департамент принимает участие в работе совещаний по актуальным вопросам реализации законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и противодействии коррупции, обеспечивает рассмотрение и согласование соответствующих проектов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, федеральных законов.
В связи с подписанием Президентом Российской Федерации в декабре 2008 г. федеральных законов о противодействии коррупции и о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации департаментом подготовлены предложения по реализации принятых нормативных правовых актов, направленные на совершенствование дальнейшей деятельности структурных подразделений в сфере противодействия коррупции, снижение рисков ее проявлений и профилактики коррупционных правонарушений. Начата подготовка предложений по реализации Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих суп -руги (супруга) и несовершеннолетних детей». Поэтому нам нужно создавать свою нормативную правовую базу и организовывать работу. Мы проводим профилактическую работу, чтобы гражданские служащие понимали свою ответственность, и что произойдет в случае выявления коррупционных действий, для чего мы разместили на официальном сайте Министерства обороны РФ (www. mil. га) целевую памятку об ограничениях в деятельности гражданских служащих, чтобы каждый наш работник мог с ней ознакомиться, узнать свои права и обязанности в этой важной сфере свой ответственности.
— Скажите, пожалуйста, какие меры предпринимает ваш департамент для обеспечения открытости гражданской службы и доступа к деятельности Министерства обороны РФ?
— В соответствии с федеральным законодательством одним из принципов гражданской службы является равный доступ граждан к поступлению на гражданскую службу. Доступность информации о гражданской службе как принцип осуществления государственно-служебной деятельности вытекает из конституционного положения, часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. Федеральный закон № 79-ФЗ впервые закрепляет ряд мер, направленных на реализацию принципа информационной открытости гражданской службы. Так, в соответствии со статьями 19 и 22 этого закона в состав комиссий Минобороны России по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, а также в состав конкурсной комиссии и аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов по вопросам гражданской службы включены представители научных и образовательных учреждений и организаций. Деятельность этих комиссий имеет важное значение для кадровой политики в сфере гражданской службы. Составы указанных комиссий утверждены соответствующими приказами министра обороны РФ. Кроме того, департаментом осуществляется работа по размещению справочной информации о деятельности департамента, порядке поступления и прохождения гражданской службы в Министерстве обороны РФ на официальном сайте Минобороны России в сети Интернет и в ведомственных печатных изданиях.
Вместе с тем статьей 14 Федерального закона № 79-ФЗ закреплены и определенные рамки этого принципа, устанавливая обязанность гражданского служащего хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому гражданская служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности. Хочу еще раз обратить внимание, что Министерство обороны как государственный орган является очень специфической и разноплановой организацией. Наш департамент по возможности делает все для того, чтобы информация по вопросам организа-
ции и прохождения государственной гражданской службы была как можно более открытой. У нас есть соответствующая страничка на сайте Министерства обороны, где можно посмотреть, чем он занимается, его историю, кто является руководителем, какими нормативно-правовыми актами мы руководствуемся. Свидетельством открытости нашего департамента является и нынешнее интернет-интервью. С развитием государственной гражданской службы мы будем информировать граждан о том, что мы делаем и каковы наши успехи в том или ином плане.
— Расскажите о процедуре поступления на службу. Каким образом можно попасть в кадровый резерв Министерства обороны РФ?
— Включение гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона № 79-ФЗ, а также Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Есть у нас и своя Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, утвержденная приказом министра обороны от 03.08.2007 № 309. Порядок работы конкурсной комиссии Министерства обороны РФ, а также сроки проведения конкурсных процедур утверждены приказом министра обороны от 08.09.2008 № 480. Включение гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв государственного органа осуществляется правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего. Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу.
— Планируется ли внедрение системы мотивации карьерного роста государственных гражданских служащих в Министерстве обороны РФ?
— Создание государственной службы нового типа неразрывно связано с совершенствованием ее кадрового состава. Поэтому первоочередной задачей является обеспечение для гражданских служа-
щих условий для мотивации — административных, организационно-экономических, социально-психологических, которые будут дисциплинировать, стимулировать, способствовать профессиональной и творческой реализации, воспитывать нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что, соответственно, позволит повысить ответственность и результативность российской государственной службы.
В настоящее время Министерство обороны РФ в рамках своей компетенции принимает участие в подготовке предложений по реализации предусмотренных мероприятий. Мотивация карьерного роста, по-моему, всегда существует у нормального человека, потому что элемент мотивации — участие в конкурсе. Мотивация заключается в том, что гражданин сам подает документы, участвует в конкурсной процедуре, побеждает претендентов, поступает на государственную гражданскую службу. Мотивация предусматривает также получение соответствующей премии: ежемесячной, ежеквартальной, ежегодной.
Гражданин лично подает заявление для сдачи квалификационного экзамена для присвоения классного чина, первого или очередного. Это — мотивация карьерного роста. И когда освобождается какая-то вакантная вышестоящая должность, сотрудник подает соответствующие документы для участия в конкурсе для ее замещения. Поэтому нормы, заложенные в федеральном законе о гражданской службе, реализация Минобороны России этих норм в конечном итоге мотивируют карьерный рост наших государственных гражданских служащих.
— Вашим департаментом проводится работа по обеспечению правовой и социальной защиты государственных гражданских служащих Минобороны России. Расскажите поподробнее, в чем она заключается и какими нормативно-правовыми актами предусмотрена?
— В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 79-ФЗ для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных федеральным законодательством, для гражданских служащих предусмотрены специальные гарантии. Хочу отметить, что в соответствии с Положением о департаменте, утвержденным приказом министра обороны РФ от 02.09.2008 № 465, департамент, в том числе,
- 7
организует правовую и социальную защиту гражданских служащих в Министерстве обороны РФ посредством обеспечения предусмотренных законодательством государственных гарантий, а именно: оплаты труда (равные условия оплаты труда и своевременное получение денежного содержания); создания условий прохождения гражданской службы, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; установления нормальной продолжительности служебного времени; предоставления основного и дополнительных отпусков; медицинского страхования; обязательного государственного социального страхования; возмещения расходов, связанных со служебными командировками или с переездом гражданского служащего к новому месту службы; государственного пенсионного обеспечения; организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих; транспортного обслуживания; а также предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. В департаменте создан отдел, который реализует специальные гарантии наших государственных гражданских служащих.
— Как будет формироваться государственный заказ на подготовку кадров для государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ? Будут ли созданы государственные стандарты, регламенты по подготовке кадров?
— В Министерстве обороны РФ государственный заказ на подготовку кадров для государственной службы формируется на основе требований Федерального закона от № 79-ФЗ. Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и государственную аккредитацию. В связи с чем создавать какие-либо новые государственные стандарты и регламенты нет необходимости.
— Расскажите, пожалуйста, об актуальных положениях плана дополнительного профессионального образования гражданских служащих в 2009 году, который был сформирован вашим департаментом.
— В соответствии со статьей 60 Федерального закона № 79-ФЗ приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы является профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с програм-
8 -
мами профессионального развития гражданских служащих. С этой целью департаментом ежегодно формируется план повышения квалификации государственных гражданских служащих Министерства обороны РФ на очередной год, который утверждается статс-секретарем — заместителем министра обороны. План формируется на основе требований вышеназванного закона, Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» и поступивших заявок от органов военного управления Министерства обороны РФ о направлении на повышение квалификации и профессиональную переподготовку ряда государственных гражданских служащих, проходящих в них службу.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Ежегодно направляется не менее 30 % таких служащих. Впервые поступившие на государственную службу направляются на изучение основ государственной службы Российской Федерации, а остальные на изучение тем в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития гражданского служащего, который разрабатывается гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом. Наиболее востребованными являются темы, связанные с изучением документоведения и документационного обеспечения управления, управления персоналом и кадровым менеджментом, основ работы на персональном компьютере и использованием различных программ в профессиональной деятельности, государственной службы и технологий эффективного общения, правовой культуры, государственного и муниципального управления, экономики, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции, организации и проведения торгов на закупку продукции для государственных нужд и ряда других. Учебное заведение проводит, как правило, двухнедельное повышение квалификации с той или иной целевой группой государственных гражданских служащих Министерства обороны РФ, а в конце уже наши специалисты того или иного направления выступают перед государственными гражданскими служащими, говоря о специфике того или иного направления деятельности непосредственно в Министерстве обороны РФ.
— Расскажите о том, каков срок проведения проверки персональных данных для лиц, желающих поступить на государственную гражданскую службу в структуру Минобороны РФ, а также какие сведения о себе необходимо представлять кандидату при приеме на гражданскую службу. И какие сведения о кандидате могут стать препятствием при поступлении?
— В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 79-ФЗ кадровая работа включает в себя, в том числе, организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу. Согласно статье 42 названного Федерального закона персональные данные о гражданском служащем следует получать лично у него, однако при этом сохраняется вероятность представления недостоверных сведений. Поэтому кадровые службы наделены правом организации проверки достоверности предоставляемых гражданином при поступлении на гражданскую службу персональных данных и иных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в различные организации. Порядок проведения таких проверок установлен Указом Президента Российской Федерации от 01.06.1998 № 641. Пунктом 1 названного указа установлено, что кадровые службы федеральных государственных органов организуют проверку: достоверности сведений, сообщенных гражданином о себе при назначении на государственную должность Российской Федерации или при поступлении на федеральную государственную службу; соблюдения лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений, установленных Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральным законом № 79-ФЗ. Проверка названных сведений осуществляется в месячный срок. При этом срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению лица, давшего поручение о ее проведении. В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя: заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исклю-
чением случаев, когда служебная или трудовая деятельность осуществляется впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании; сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статьей 16 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства, представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Здесь имеются в виду родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением,
- 9
за исключением вышеназванных, устанавливаются федеральными законами.
— Российским законодательством регламентирован режим служебного времени и времени отпуска для гражданских служащих. Однако ни для кого не секрет, что это положение не реализуется на практике и служащие, как правило, проводят на службе значительно больше времени, чем предусмотрено законом. Как решаются вопросы переработки положенного рабочего времени сотрудниками Министерства обороны РФ?
— В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 79-ФЗ служебное время определяется как время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени. Приказом министра обороны Российской Федерации от 31.01.2007 № 45 утвержден Служебный распорядок Министерства обороны РФ для гражданских служащих. В соответствии с пунктом 11 Служебного распорядка привлечение гражданских служащих к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса РФ на основании приказов представителя министра обороны РФ, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации. Согласно пункту 12 Служебного распорядка ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Ненормированный служебный день для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, устанавливается представителем министра обороны РФ, осуществляющим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации. Установление гражданским служащим ненормированного служебного дня предусмотрено соответствующими служебными контрактами. Пунктом 14 Служебного распорядка предусмотрено, что гражданским служащим, которым в служебном контракте установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью четыре календарных дня. Дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется гражданскому служащему независимо от продолжительности гражданской службы в условиях ненормированного служебного дня. С учетом фактически отработанного граждан-
10 -
ским служащим времени в условиях ненормированного служебного дня представитель министра обороны РФ, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, имеет право увеличить продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день до пяти календарных дней. Учет времени, фактически отработанного каждым гражданским служащим в условиях ненормированного служебного дня, ведется в соответствующем органе военного управления и структурном подразделении центрального аппарата Минобороны России. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.
Должен сказать, что мониторинг, который мы провели, позволяет нам с уверенностью сказать, что все государственные гражданские служащие исполняют свои должностные обязанности в рамках установленного служебным контрактом служебного времени.
— Возьмем конкретный пример. Что нужно для поступления на работу в Министерство обороны РФ, если молодой человек хочет сделать это после окончания университета?
— В соответствии со статьями 21 -22 Федерального закона № 79-ФЗ определен порядок поступления на гражданскую службу, в соответствии с которым на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным Федеральным законом. В соответствии со статьей 12 устанавливаются общие квалификационные требования к должностям гражданской службы, а именно: к уровню профессионального образования (с учетом категории и группы должностей гражданской службы); стажу (опыту) работы по специальности; профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Конкретизация квалификационных требований к соответствующим должностям гражданской службы, учрежденным в конкретных государственных органах, находит свое отражение в должностных регламентах. Без опыта работы — должности старшей группы должностей, главный специалист-эксперт и ниже (Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по
специальности для федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями, утвержденными Указом Президента РФ от 26.07.2008 № 1127). Согласно статье 22 Федерального закона № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112. Приказом министра обороны РФ от 03.08.2007 № 309 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, а также сроки и порядок работы конкурсной комиссии Министерства обороны РФ. Приказом министра обороны РФ от 08.09.2008 № 480 утвержден состав конкурсной комиссии.
— Офицер запаса получает пенсию от Министерства обороны РФ, устраивается на государственную гражданскую службу на должность специалиста, сохранится ли за ним пенсия Министерства обороны РФ либо при устройстве на гражданскую государственную службу военной пенсии его лишат?
— Пенсия за выслугу лет, назначенная военнослужащим, при поступлении и прохождении федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ сохраняется.
— Расскажите, пожалуйста, о порядке получения гражданским служащим единовременной субсидии
на приобретение жилого помещения. Насколько это будет реально и доступно? Планируются ли какие-либо изменения в области материального обеспечения госслужащих в рамках проводимой реформы?
— В соответствии со статьей 53 Федерального закона № 79-ФЗ важной социально выраженной государственной гарантией, предусмотренной в качестве дополнительной, имеющей существенное значение для обеспечения благосостояния гражданского служащего, выступает возможность воспользоваться правом получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» утверждены Правила предоставления гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и определен порядок и условия постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2009 № 143н «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» в Минобороны России будет создана комиссия по данному вопросу, уполномоченная рассматривать документы на предоставление единовременной субсидии в соответствии с требованиями, предусмотренными вышеуказанными нормативными правовыми актами, что позволит практически реализовать предоставленное гражданским служащим право.
Интервью подготовлено по материалам Информационного агентства «Гарант»
7-8 декабря 2009 г. в Мэрии Москвы (ул. Новый Арбат, дом 36) состоится ежегодный
Конгресс бухгалтеров и аудиторов России «Роль бухгалтеров и аудиторов в условиях финансового кризиса», организованный Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБ) России. Информационный партнёр - Издательский дом "ФИНАНСЫ и КРЕДИТ".
В рамках Конгресса будет проходить «День Российского бухгалтера» с подведением итогов Всероссийского конкурса на звание «Лучший бухгалтер России - 2009» и специализированная выставка «Всё для бухгалтера».
Подробности на сайте: www.ipbr.org