Перспективы развития европейского газового рынка в условиях законодательного реформирования и имплементации Целевой модели рынка природного газа Европейского Союза
сч со £
Б
ей
2 ©
Киселева Анастасия Игоревна
магистрант кафедры «Международного энергетического бизнеса», Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, anastasiiakiseleva@list.ru
В статье рассматриваются текущие изменения, происходящие на Европейском рынке природного газа, проанализированы ключевые перспективные направления развития рынка газа Европейского Союза. Приведены мероприятия, направленные на имплементацию норм Третьего энергетического пакета и Целевой модели рынка газа ЕС. Проанализирована текущая стадия развития европейских газовых хабов, уровень насыщенности Европейского Союза газотранспортной инфраструктурой, а также планы по строительству интерконнекторов для соединения рыночных зон ЕС. Оценена роль Энергетического Союза ЕС в преобразовании европейской энергетической системы. Проведен анализ статистической информации, характеризующей корреляцию газовых цен на европейских спотовых площадках, структуру поставок газа в Европу по регионам и типам ценообразования. Сделаны выводы о продвижении ЕС к достижению разработанной Целевой модели рынка природного газа и норм, предусмотренных Третьим энергетическим пакетом. Ключевые слова: природный газ; европейский рынок природного газа; газовые хабы; ликвидность; Целевая модель рынка газа ЕС; Третий энергетический пакет.
Третий энергетический пакет и Сетевые кодексы создают правовые рамки функционирования единого внутреннего рынка природного газа Европейского Союза (ЕС). Результатом полной имплементации норм данных законодательных инициатив должен стать прозрачный и недискриминационный внутренний газовый рынок, обеспечивающий свободный и равный доступ к газотранспортным мощностям, а также формирование рыночных цен на газ под действием рыночных законов спроса и предложения. В перспективе европейский газовый рынок должен быть организован таким образом, чтобы создавать избыточное предложение газа, которое, в свою очередь, будет сглаживать ценовые колебания в странах ЕС и снижать риск возникновения дефицита в любой стране ЕС благодаря возможности оперативной переброски дополнительных объемов газа в зону его дефицита по созданным газопроводам-интерконнекторам.
Таким образом, Европейский Союз стремится организовать абсолютно свободный, либеральный по своей сути рынок, в котором «обезличенный» газ может свободно перемещаться в зону с высоким спросом на него с использованием развитой инфраструктуры транспорта и хранения газа и распределяться среди потребителей путем его реализации на спотовых торговых площадках (хабах) и через биржи. На настоящий момент Европейский Союз активно продвигается к достижению намеченного плана будущего устройства внутреннего газового рынка. В частности, европейские регуляторы совместно с национальными органами стран Европейского Союза разрабатывают проекты по объединению стран в рыночные зоны, в которых присутствуют как национальные, так и региональные торговые площадки. Например, во Франции с 2009 года идет процесс консолидации внутринационального рынка газа с несколькими рыночными площадками в единый национальный рынок. Так после расчета объема требуемых инвестиций на строительство необходимой газотранспортной инфраструктуры, окончательное слияние внутринациональных рынков с газовыми хабами Peg Nord и Peg Sub в единую рыночную зону должно произойти в 2018 году [10, с. 13]. Также запланировано создание специальной рыночной зоны между тремя частями австрийского рынка и немецкой областью рынка с газовым хабом NCG, что обусловлено развитостью инфраструктурных связей западной части Австрии и Германии при одновременном практически полном отсутствии физических связей с восточной частью страны. В середине 2014 года был подготовлен проект по слиянию газовых рынков Испании и Португалии с региональным хабом MIBGAS, который в настоящий момент реализуется. Кроме того, разрабатывается проект по созданию новой зоны входа-выхода, которая будет связана интерконнектором между Великобританией и Бельгией. Подобные процессы происходят и в Центральной Европе, в частности, проект объединения Чехии, Словакии, Венгрии, Польши в одну рыночную зону, в которой будут функционировать два региональных хаба - V4 и CEETR, совместно с национальными. Как следствие слияния нескольких национальных рынков в единую рыночную зону, будет формироваться единая цена на газ на оптовом рынке во всех странах, участвующих в проектах, тем самым укрупняя зоны и повышая ликвидность газовых хабов [12, с. 3; 66, с. 47 - 51].
Более того, Европейский Союз активно развивает спотовые площадки (хабы) для торговли природным газом, формирует критерии, исходя из которых хаб может считаться успешным и посылать правильные ценовые сигналы рынку и поставщикам газа. Сегодня в Европе уже функционирует 19 газовых хабов (национальных и региональных), цены на которых сближаются и коррелируют между собой, а объемы торгов устойчиво возрастают. Однако газовые хабы развиты неравномерно, наиболее ликвидные из них располагаются в Северо-Западной части Европы, так как там развита газовая инфраструктура, имеется 3 и более поставщиков, в отличие от Центральной,
Рис. 1 Оценка европейских газовых хабов по методологии EFET за 2014 - 2017 гг. Источник: составлено автором по данным [8]
Рис. 2 Динамика цен на природный газ в Европейском регионе в 2013 - 2017 гг. Источник: составлено автором по данным [15, 16, 17]
Л1141 ?01 / ДНК ЛИЧ *\ИП Л].Ч Jпм ШЛ /ПМ JKlh
Рис. 3 Заявленные планы по строительству объектов газовой инфраструктуры в ЕС в 2017 - 2026 гг. Источник: составлено автором по данным [13, с. 123, 127]
Восточной и Южной Европы. Наиболее репрезентативные цены на газ складываются только на двух северо-западных газовых хабах - NBP (Великобритания) и TTF (Нидерланды), главным образом, за счет больших объемов торгов и высокой ликвидности. Также данные хабы расположены в рыночной зоне, на которую приходится около 60% всего потребления газа в ЕС, часть которого покрывается собственной добычей. Газотранспортная инфраструктура в Северо-Западной Европе развита хорошо, к ней обеспечивается прозрачный доступ, кроме того, существует возможность реализации не только трубопроводного газа, но и СПГ [2, с. 87]. Что касается остальных европейских газовых хабов, то можно сказать, что они находятся на начальной стадии своего формирования, так как на них торгуются пока незначительные объемы природного газа, а показатель Churn Rate не
превышает 5, что говорит о низком уровне их ликвидности.
Не менее важным является тот факт, что Европейская Федерация энергетических трейдеров EFET (European Federation of Energy Traders), целью которой является содействие свободной и чистой конкуренции между всеми производителями и потребителями энергии на газовом рынке, в секторе электроэнергии и рынке выбросов парниковых газов, оценивает каждый газовый хаб по ряду критериев и выделяет наиболее развитые, надежные хабы (рис. 1). К числу таких критериев относят развитость консультационного механизма, развитость системы «вход-выход», доступность хаба для нефизической торговли, возможность урегулирования структурных проблем рынка, доступность достоверной информации о ценах, их надежность и использование в качестве бенчмарка [8].
Что касается самих цен на природный газ, формируемых на хабах, то они отражают остаточный сегмент спроса, удовлетворяемый за счет поставленных объемов газа, но не потребленных. Соответственно, хабовые цены - это цена газа в конкретной рыночной зоне. Тем не менее, связь между ценами хабов ЕС возрастает, хотя различные непредвиденные события могут привести к независимому друг от друга движению цен. Размер и частота этих движений связаны со степенью интеграции рынков, развитостью газотранспортной инфраструктуры и хранилищ газа [6, с. 36]. Сравнительная динамика цен на природный газ представлена на рис. 2.
Для обеспечения прозрачности рынка и свободного перетока объемов газа в Европе должен быть решен вопрос с уровнем насыщенности газотранспортной инфраструктурой региона, соединяющей рыночные зоны друг с другом. Именно уровень насыщенности газотранспортной инфраструктурой во многом определяет различия в уровнях цен на природный газ в разных частях Европейского Союза. Так, на внутренних рынках газа стран Северо-Западной Европы, конкуренция поставщиков развита достаточно высоко. Что касается газовых рынков стран Центральной и Восточной Европы, то ликвидность на них крайне низка, спотовой торговли газом нет из-за отсутствия конкуренции между поставщиками. Одна из причин отсутствия конкуренции на рынках газа в странах Центральной и Восточной Европы - высокая зависимость от поставок газа из России, которая в большинстве стран варьируется от 50% до 100%.
Российский газ поставляется в страны Центральной и Восточной Европы, главным образом, по долгосрочным контрактам [3, с. 20 - 21; 41]. На настоящий момент в Европейском Союзе реализуется программа по строительству интерконнекторов, соединяющих страны и рыночные зоны между собой, особенно в странах Южной, Восточной, Центральной Европы и Балтии. С 2011 года Европейская сеть операторов систем передачи газа (ЕМЗСЮ) разрабатывает десятилетние планы развития инфраструктуры для природного газа в Европе. Согласно подобному плану, разработанному в 2017 году, общее количество проектов, которое запланировано для строительства вплоть до 2026 года, составляет 234, что на 19% меньше по сравнению с редакцией 2015 года, когда была запланирована реализация 279 объектов (рис. 3).
О
3
ю
5
г
3
см со £
Б
а
2 о
Так, в 2018 году должно быть реализовано 38 проектов из 234 запланированных. Большую часть запланированных объектов составляют газопроводы-интерконнекторы (79%), так как именно они смогут обеспечить бесперебойный и свободный переток газа между рыночными зонами. Следует сказать, что около 60% всех запланированных проектов приходится на страны Центральной и Юго-Восточной Европы, а также на страны Балтии. Общие инвестиции в реализацию инфраструктурных объектов за 10 лет должны составить около 130 млрд. евро, 60% которых будет реализована уже в 2018 - 2020 гг. [13, с. 129].
Что касается условий самих контрактов, то сроки поставок газа в них сокращаются, также меняется формула определения цены газа посредством включения в нее спотовой составляющей. По данным Международного Газового Союза, на начало 2017 года на долю ценообразования по принципу «газ-газ» приходится более 65%, хотя в зависимости от региона роль спотового ценообразования меняется (рис. 4).
Так, в странах, где более развита инфраструктура и спотовая торговля (Северо-Западная Европа) доминирует рыночное ценообразование на природный газ. В Центральной Европе почти 60% поставок газа привязаны к ценам хабов, а 28% - к нефти и нефтепродуктам. Что касается Юго-Восточной Европы, то в данном регионе доминируют поставки по регулируемым ценам и с нефтяной индексацией, что объясняется ограниченной инфраструктурой и малым количеством поставщиков. В целом, ситуация на начало 2017 года такова, что практически все долгосрочные контракты на поставку газа европейским поставщикам включают в себя определенный (больший или меньший) уровень привязки к спотовым ценам, формируемым на европейских газовых хабах.
Не менее важным является такой факт, что 13 марта 2017 года стало известно о соглашении ПАО «Газпром» отменить все ограничения на реэкспорт российского газа в ЕС, главным образом в Центральной и Восточной Европе, отменить оговорки о пунктах соглашения, ввести конкурентное ценообразование в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше, привязанное к западноевропейским газовым хабам, и отказаться от нерыночных преимуществ, полученных за счет контроля над газотранспортной и газораспределительной инфраструктурой [4]. Данное событие является важным шагом для до-
Юго-В о сточная Европа 32%
Средиземноморжне европейские стрты
Северо-Западная Европа 9%
68% 32%
28% 58% 14%
9% 91%
О% 10% 40% Ь0% 80% 100% нефтяная индексация Испот ■ регулируемые цены
Рис. 4 Структура поставок газа в Европу по регионам и типам ценообразования на начало 2017 года Источник: составлено автором по данным [5, с. 12]
стижения Целевой модели рынка газа в Европе, а также имплементации норм Третьего энергетического пакета. Отмена запрета реэкспорта газа означает, что природный газ сможет свободно и беспрепятственно перетекать между рыночными зонами, клиенты смогут свободно перепродавать газ через границы ЕС.
Следует сказать, что 25 февраля 2015 года Европейская Комиссия утвердила стратегию создания Энергетического Союза ЕС, который является необходимой мерой для завершения преобразования энергетической системы ЕС [1]. Об этом ЕС начал задумываться еще в 2014 году во время российско-украинского кризиса и его последствий для газовой безопасности региона [7, с. 2]. Более того, ранее в 2009 году, когда между Россией и Украиной возник спор о цене на природный газ, транзит российского газа через данную страну в ЕС впервые был приостановлен, что привело к серьезным перебоям в газообеспечении европейских потребителей. Именно в этот период ЕС стал искать способы обеспечить безопасность и бесперебойность поставок.
Стратегия развития Энергетического Союза ЕС - это комплексный проект, который обеспечивает «совместный подход» к энергетической и климатической политике ЕС [7, с. 3]. К факторам, которые послужили главными причинами разработки и реализации данного проекта, можно отнести следующие положения:
1. Укрепление энергобезопасности и снижение импортозависимости.
2. Российский фактор. Российская Федерация - самый крупный поставщик природного газа в Европу, поэтому ЕС стремится снизить риск роста цен на энергоносители, риск перебоя транзит-
ных поставок. Европейский Союз должен иметь возможность немедленного переключения на другие каналы поставок газа в случае каких-либо осложнений в сотрудничестве с Россией [11, с. 5 - 6].
3. Замедление изменения климата и охрана окружающей среды посредством снижения выбросов парниковых газов.
4. Замедление роста спроса на источники энергии и их потребления. Политика энергоэффективности.
5. Возможность предоставления оптимальных цен за энергию для конечных европейских потребителей.
6. Необходимость строительства связывающих газопроводов и электростанций для обеспечения свободного перетока газа и электроэнергии между странами-членами ЕС [9, с. 2].
Согласно предложениям Европейской Комиссии и решениям саммита ЕС, Энергетический союз должен развиваться по следующим направлениям:
1. Энергетическая безопасность, солидарность и доверие. Данное направление заключается в снижении импортной зависимости от одного поставщика природного газа и диверсификации источников поставок, что будет достигаться за счет либерализации европейского газового рынка, развития «Южного газового коридора», увеличения импорта СПГ относительно трубопроводного газа.
2. Внутренний энергетический рынок. Развитие либерального рынка с газовыми хабами в каждой рыночной зоне, а также строительство газопроводов-интерконнекторов между европейскими странами для создания условий бесперебойного перетока газа.
3. Энергоэффективность. Данное направление подразумевает снижение
спроса на энергоресурсы и развитие энергоэффективных и энергосберегающих технологий.
4. Декарбонизация экономики. Сокращение выбросов парниковых газов, стимулирование использования «зеленой энергии», развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
5. Исследования, инновации и конкурентоспособность. Данное направление включает в себя комплекс мероприятий по стимулирование НИОКР, прежде всего, в области умных сетей, умных домов, чистого транспорта, «чистого ископаемого топлива» и «самой безопасной в мире атомной энергетики».
Европейские энергетические регуляторы, такие как: Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) и Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики (aCeR), - рассматривают идею Энергетического Союза как жизненно важный этап для завершения преобразования энергетической системы Европы, чтобы внутренние потребители могли пользоваться надежной, устойчивой, конкурентоспособной по цене и доступной энергией [14]. В феврале 2016 года ЕК приняла пакет мер по обеспечению энергетической безопасности, который призван минимизировать перебои в удовлетворении спроса на энергию. В число данных мер входит «Принцип солидарности», подразумевающий, что в случае дефицита газа страна-поставщик должна отдать приоритет потребительскому сектору и медицинским учреждениям соседних стран-участниц ЕС, а не собственным промышленным потребителям. Такой механизм активируется, когда одно из государств ЕС заявляет о необходимости трансграничных интервенций для предотвращения масштабного кризиса. Более того, на строительство энергетической инфраструктуры, пересекающей границы стран ЕС, в целях создания свободного энергетического потока на внутреннем рынке, конкуренции и снижения цен для потребителей, в 2016 году было выделено 800 млн. евро. Всего за период реализации данной программы (2014 - 2020 гг.) планируется выделить около 5, 35 млрд евро [9, с. 3-4].
Таким образом, Европейский Союз постепенно продвигается к достижению разработанной Целевой модели рынка природного газа ЕС и норм, предусмотренных Третьим энергетическим пакетом. На настоящий момент ЕС реализует программы по строительству газовой инфраструктуры, развитию хабов и спото-вой торговли газом. Более того, Евро-
пейский Союз оказывает давление на поставщиков газа, вынуждающее их соответствовать нормам принятого законодательства. Огромного продвижения ЕС достиг в отношениях с российской стороной в лице ПАО «Газпром», который отменил запрет реэкспорта российского газа, включил спотовую составляющую в формулу цены на газ. Следует сказать, что реформа, проводимая ЕС в отношении внутреннего газового рынка, способствует сближению хабовых цен, созданию условий для перетока «обезличенного» газа. Тем не менее, разный уровень развитости регионов Европы, ограниченность поставщиков являются барьерами для достижения желаемого функционирования Европейского газового рынка. В регионе все еще не существует реально конкурентного рынка, который бы способствовал снижению цен. Это свидетельствует о большом значении, которое ЕС придает развитию газовых хабов для создания конкурентных рынков, которые, в свою очередь, должны обеспечить более низкие оптовые цены.
Литература
1. Еврокомиссия утвердила стратегию создания Энергетического Союза ЕС // Нефть России. - 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://neftrossii.ru/conten1/ evrokomissiya-utverdila-strategiyu-sozdaniya-energeticheskogo-soyuza-es (дата обращения: 20.02.2019)
2. Еремин С.В. Станет ли природный газ товаром мировой биржевой торговли? // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - том 60 №1. -с. 82 - 92
3. Орлова Е.С. Новая архитектура рынка газа ЕС: долгосрочные контракты VC спот // Oil and gas journal Russia. -ноябрь 2015. - с. 16 - 21
4. Петлевой В. «Газпром» согласился изменить условия контрактов для Европы // Ведомости. - 13.03.2017. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2017/ 03/13/680952-gazprom-soglasilsya (дата обращения: 01.03.2019)
5. Хизер П. Развитие газовых хабов и их роль в формировании бенчмарков для физических контрактов на поставку природного газа // Аналитический центр Сколково. - июль 2017. - 49 с.
6. Annual Report on the Results of Monitoring the Internal Electricity and Gas Markets in 2016 // ACER. - October 2017. - p. 65. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acer.europa.eu/ Official_documents/ Acts_of_the_Agency/
Publication/ACER%20Ma rket%20Monit oring%20Report%20201 6%20-%20ELECTRICITY %20AND%20GAR %20RETAIL%20MARKETS. pdf (дата обращения: 26.02.2019)
7. David Buchan, Malcolm Keay. Europe's 'Energy Union' plan: a reasonable start to a long journey // The Oxford Institute of Energy Studies. - March 2015. - 5 p. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/ uploads/2015/03/Europes-Energy-Union-plan-a-reasonable-start-to-a-long-journey.pdf (дата обращения: 26.02.2019)
8. EFET Gas Hub Review 2017. - [Электронный ресурс]. URL: http:// www.efet.org/Files/Documents/ Internal%20Energy%20Market / European%20Gas%20Hub%20Study/EFET-Gas-Hub-Review-2017.pdf (дата обращения: 25.02.2019)
9. Energy Union and Climate Change // European Commission. - February 2017. - 4 p. [Электронный ресурс]. URL: https:/ /publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/cd6f7e79-094c-11e7-8a35-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-search (дата обращения: 20.12.2018)
10. European Gas Infrastructure Operators. What impact of the current market changes on their business model? The management perspective // E-cube Strategy Consultants. - January 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://e-cube.com/fr/ wp-content/uploads/2017/01/1701_E3-Gas-Infrastructures-Europe.pdf (дата обращения: 01.03.2019)
11. Juncker J.?C. A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change. Political Guidelines for the next European Commission. Opening Statement in the European Parliament Plenary Session. Strasbourg, 15 July 2014. - 37 р. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eesc.europa.eu/resources/docs/jean-claude-juncker--political-guidelines.pdf (дата обращения: 20.12.2018)
12. Patrick Heather, Beatrice Petrovich. European traded gas hubs: an updated analysis on liquidity, maturity and barriers to market integration // Oxford Institute for Energy Studies. -May 2017. - p. 29. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/ uploads/2017/05/European-traded-gas-hubs-an-updated-analysis-on-liquidity-maturity-and-barriers-to-market-integration-OIES-Energy-Insight.pdf (дата обращения: 25.02.2019)
13. Ten - Year Network Development
О
3
Ю
s
r
3
Plan 2017 // ENTSOG. - 2017. - p. 258. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.entsog.eu/public/uploads/files/ publications/TYN DP/201 6/ entsog_tyndp_2017_main_report_web.pdf (дата обращения: 01.03.2019)
14. Walter Boltz. Energy Union Concept // 27th Madrid Forum CEER. - 20 - 21 April 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ceer.eu/public_hearing// document_library_display/0Yct38aFmBGl/ view_file/3718207 (дата обращения: 20.12.2018)
15. Elexys Market Information. [Электронный ресурс]. URL: https://my.elexys.be/ Marketlnformation/SpotTtf.aspx (дата обращения: 20.12.2018)
16.The Modern Financial Data Research Platform. [Электронный ресурс]. URL: https://ycharts.com/indicators/ germany_natural_gas_border_price (дата обращения: 20.12.2018)
17. Gas in Focus. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gasinfocus.com/en/ indicator/evolution-of-the-prices-of-natural-gas-in-the-main-market-zones/ (дата обращения: 20.12.2018)
Prospects of the European gas market development in terms of legislative reform and implementation of the European Gas Target model Kiseleva A.I.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas
(National Research University) The article examines current changes of European natural gas market, analyzed key promising directions of the European Union gas market development. The measures of implementation of the norms of the Third Energy Package and the European Gas Target Model are given. Analyzed the current stage of development of the European gas hubs, the level of European Union saturation with gas transportation infrastructure, as well as plans of the interconnectors construction in order to connect the EU market zones. Role of the EU Energy Union in transforming the European energy system is estimated. The analysis of statistical information characterizing the price correlation between European gas hubs prices, as well as the structure of gas
supplies to Europe by region and types of pricing. Conclusions about the EU advancement towards the achievement of the developed European Gas Target Model and the norms envisaged by the Third Energy Package. Key Words: natural gas; European natural gas market; gas hubs; liquidity; European Gas Target Model; The Third Energy package. References
1. The European Commission approved the strategy
of creating the EU Energy Union // Oil of Russia. - 2015. [Electronic resource]. URL: https://neftrossii.ru/content/evrokomissiya-utverdila-strategiyu-sozdaniya-energeticheskogo-soyuza-es (Date of the adress: 20.02.2019)
2. Eremin S.V. Will natural gas become a global
exchange trade?// World Economy and International Relationships. - 2016. - v. 60 №1. - p. 82 - 92
3. Orlova E.S. New EU gas market architecture:
long-term contracts VC spot // Oil and gas journal Russia. - November 2015. - p. 16 -21
4. Petlevoy V. Gazprom has agreed to change the
terms of contracts for Europe // Vedomosty. - 13.03.2017. [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/ 2017/03/13/680952-gazprom-soglasilsya (Date of the adress: 01.03.2019)
5. Heather P. The development of gas hubs and
their role in the formation of benchmarks for physical contracts for the supply of natural gas // Skolkovo Analytical Center. - July 2017. -49 p.
6. Annual Report on the Results of Monitoring the
Internal Electricity and Gas Markets in 2016 / / ACER. - October 2017. - p. 65. [Electronic resource]. URL: https://www.acer.europa.eu/ Official_documents/ Acts_of_the_Agency/ Publication/ACER%20Market%2 0Monitoring %20Report%202016%20-%20ELEC TRICITY%20AND %20GAR %20RETAIL %20M ARKETS. pdf (Date of the adress: 26.02.2019)
7. David Buchan, Malcolm Keay. Europe's 'Energy
Union' plan: a reasonable start to a long journey // The Oxford Institute of Energy Studies. - March 2015. - 5 p. [Electronic resource]. URL: https://
www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/ uploads/2015/03/Europes-Energy-Union-plan-a-reasonable-start-to-a-long-journey.pdf (Date of the adress: 26.02.2019)
8. EFET Gas Hub Review 2017. - [Electronic
resource]. URL: http://www.efet.org/Files/ Documents/Internal%20Energy%20Market / European%20Gas%20Hub%20Study/EFET-Gas-Hub-Review-2017.pdf (Date of the adress: 25.02.2019)
9. Energy Union and Climate Change // European
Commission. - February 2017. - 4 p.
[Electronic resource]. URL: https:// publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/cd6f7e79-094c-11e7-8a35-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/ source-search (Date of the adress: 20.12.2018)
10. European Gas Infrastructure Operators. What impact of the current market changes on their business model? The management perspective // E-cube Strategy Consultants. - January 2017. [Electronic resource]. URL: http://e-cube.com/fr/wp-content/uploads/2017/01/ 1701_E3-Gas-Infrastructures-Europe.pdf (Date of the adress: 01.03.2019)
11. Juncker J.?C. A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change. Political Guidelines for the next European Commission. Opening Statement in the European Parliament Plenary Session. Strasbourg, 15 July 2014. - 37 p. [Electronic resource]. URL: http:// www.eesc.europa.eu/resources/docs/jean-claude-juncker-political-guidelines.pdf (Date of the adress: 20.12.2018)
12. Patrick Heather, Beatrice Petrovich. European traded gas hubs: an updated analysis on liquidity, maturity and barriers to market integration // Oxford Institute for Energy Studies. -May 2017. - p. 29. [Electronic resource]. URL: https:// www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/ uploads/2017/05/European-traded-gas-hubs-an-updated-analysis-on-liquidity-maturity-and-barriers-to-market-integration-OIES-Energy-Insight.pdf (Date of the adress: 25.02.2019)
13. Ten - Year Network Development Plan 2017 / / ENTSOG. - 2017. - p. 258. [Electronic resource]. URL: https://www.entsog.eu/public/ uploads/files/publications/TYNDP/2016/ entsog_tyndp_2017_main_report_web.pdf (Date of the adress: 01.03.2019)
14. Walter Boltz. Energy Union Concept // 27th Madrid Forum CEER. - 20 - 21 April 2015. [Electronic resource]. URL: https:// www.ceer.eu/public_hearing// document_library_display/0Yct38aFmBGl/ view_file/3718207 (Date of the adress: 20.12.2018)
15. Elexys Market Information. [Electronic resource].
URL: https://my.elexys.be/MarketInformation/ SpotTtf.aspx (Date of the adress: 20.12.2018)
16.The Modern Financial Data Research Platform. [Electronic resource]. URL: https:// ycharts.com/indicators/ germany_natural_gas_border_price (Date of the adress: 20.12.2018)
17. Gas in Focus. [Electronic resource]. URL: http:/ /www.gasinfocus.com/en/indicator/evolution-of-the-prices-of-natural-gas-in-the-main-market-zones/ (Date of the adress: 20.12.2018)
&
6 a
2 о