ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
ЧУКАНОВА КРИСТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КУДРОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена политика импортозамещения как формы протекционизма, реализуемой за счет внутренних ресурсов. Представлены перспективы развития одного из аграрно-промышленных регионов - Тамбовской области в условиях реализуемой государством политики импортозамещения. Сделан вывод о достаточной ресурсной базе товарной продукции агропромышленного сектора экономики Тамбовской области, который характеризуется потенциальными конкурентными преимуществами как на внутреннем, так и на внешнем рынках по отдельным категориям продовольствия. Выявлено, что в современных условиях агропромышленный комплекс Тамбовской области не в полной мере обеспечивает собственную продовольственную безопасность; при этом потенциал АПК реализован далеко не полностью, по отдельным видам продовольствия сохраняется высокий уровень зависимости от импорта. Сделан вывод о возможностях аграрного сектора Тамбовской области производства шести групп продовольственных товаров (хлеб и хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые культуры, мясо и мясные продукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и другие жиры) для личного потребления населения и для удовлетворения потребностей населения других территорий России. Представлены ограничения производства указанных групп товаров. Предложены стратегические задачи развития агропромышленного комплекса Тамбовской области, решение которых будет способствовать реализации стратегических приоритетов продовольственной безопасности региона. Обосновано, что одним из необходимых условий успешной реализации политики импортозаме-щения на территории Тамбовской области является углубление производственной специализации территорий региона. Сделан вывод о том, что реализация предложенных в работе мер будет способствовать достижению важных социальных и экономических результатов Тамбовской области в условиях политики импотрозамещения: обеспечению населения региона качественными продуктами питания в объемах, соответствующим рациональным нормам потребления; снижению зависимости от импорта продовольствия; повышению потенциала аграрного сектора региона и его ориентация на импортозамещающую модель развития.
Ключевые слова: регион, импортозамещение, продовольственная безопасность
Общепринято, что политика импортозамещения выступает в качестве формы протекционизма, когда отдельные отрасли национального хозяйства «ограждаются» от иностранных конкурентов и в их отношении реализуется политика государственной защиты. Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении о том, что политика импортозамещения должна по большей части осуществляется за счет внутренних ресурсов. Однако разнообразие и качество этих ресурсов может не поспособствовать обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции производителей. В связи с этим, целесообразным
становится исследование перспектив развития экономики отдельных регионов с позиции возможностей экономического роста за счет ориентации на импортозамещение по ключевым направлениям.
В условиях продуктового эмбарго, введенного Россией в конце 2014 г., большинство регионов оказались в двузначной ситуации: с одной стороны, возникли проблемы с обеспечением сырьем ряда перерабатывающих предприятий и продуктами питания населения, а с другой - появились новые стимулы для развития собственного производства, прежде всего, сельскохозяйственной продук-
ции. В этих условиях аграрно-промышленные регионы получили дополнительные возможности для повышения национальной и региональной конкурентоспособности [1].
Рассмотрим перспективы развития одного из аграрно-промышленных регионов - Тамбовской области в условиях реализуемой нашим государством политики импортозамещения. Мощной ресурсной базой товарной продукции сегодня обладает агропромышленный сектор (АПК) Тамбовской области, который характеризуется потенциальными конкурентными преимуществами как на внутреннем, так и на внешнем рынках по отдельным категориям продовольствия. В то же время, нельзя не сказать и о том, что с каждым обостря-
Данные таблицы 1 показывают, что Тамбовская область имеет незначительный объем импорта по картофелю, по остальным продуктам питания наблюдается высокая степень импортозависимо-сти. За последние два года улучшилась ситуация с импортозамещением по овощным и бахчевым культурам, мясу и мясным продуктам и молочным продуктам. При этом в области наблюдается устойчивый рост импортозависимости по яйцам.
В современных условиях агропромышленный комплекс Тамбовской области не в полной мере обеспечивает собственную продовольственную безопасность. Потенциал АПК реализован далеко
ется ряд проблем развития данного сектора. Это связано, в частности, с тем, что со временем изнашивается его материально-техническая база, ухудшается сохранность продукции сельского хозяйства и продуктов переработки, снижается почвенное плодородие и семеноводства и животноводства.
В условиях расширения экономических санкций со стороны США и ЕС в 2014 г. на первый план выходят вопросы продовольственной безопасности страны. Тем более что Россия, к сожалению, еще очень сильно зависит от импорта продовольствия, объем которого составляет более 42 млрд (табл. 1).
не полностью, по отдельным видам продовольствия сохраняется высокий уровень зависимости от импорта.
Тамбовская область имеет возможность за пределы региона шесть групп продовольственных товаров (хлеб и хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые культуры, мясо и мясные продукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и другие жиры), по которым имеются возможности не только для личного потребления населения, но и для удовлетворения потребностей населения других территорий России [1]. Это наглядно демонстрирует таблица 2.
Основные продукты питания Рациональные нормы питания кг на человека в год Фактическое по-требле-ние Объем необходимых ресурсов по рациональным нормам потребления (тыс. т) Объем необходимых ресурсов по сложившимся объемам потребления (тыс. т) Фактический объем производства в 2013 г. (тыс. т) Уровень соотношения фактического производства и потребления по нормам Уровень соотношения фактического производства и потребления
Хлеб и хлебные продукты 100 91,8 106,89 98,13 327,9 306,75 334,15
Картофель 97,5 73,1 104,22 78,14 652 625,59 834,41
Овощи и бахчевые 130 77,7 138,96 83,06 140,2 100,89 168,80
Фрукты и ягоды 95 53,9 101,55 57,62 39,1 38,50 67,86
Мясо и мясные продукты 72,5 71 77,50 75,89 192,1 247,88 253,12
Таблица 1
Доля импорта в товарных ресурсах по некоторым продуктам питания в Тамбовской области (%) [2]
Основные продукты питания 2009 2010 2011 2012 2013
Картофель 0,3 6,5 8,2 1,3 1,4
Овощи и бахчевые 16,8 18,6 18,6 14,6 13,6
Фрукты и ягоды 42,5 51,4 50,2 54,4 51,6
Мясо и мясные продукты 31,1 29,8 30,9 22,9 15,2
Молоко и молочные продукты 27,8 33,1 32,5 29,1 26,4
Яйца, штук 20,9 21,9 23,5 33,4 39,4
Таблица 2
Уровень самообеспеченности основной сельскохозяйственной продукцией Тамбовской области [3]
Основные продукты питания Рациональные нормы питания кг на человека в год Фактическое потребление Объем необходимых ресурсов по рациональным нормам потребления (тыс. т) Объем необходимых ресурсов по сложившимся объемам потребления (тыс. т) Фактический объем производства в 2013 г. (тыс. т) Уровень соотношения фактического производства и потребления по нормам Уровень соотношения фактического производства и потребления
Молоко и молочные продукты 330 224,4 352,75 239,87 221,6 62,82 92,38
Яйца, штук 260 185 277,92 197,75 187,6 67,50 94,87
Рыба и рыбные продукты 20 17,8 21,38 19,03 0,4147 1,94 2,18
Сахар и кондитерские изделия 26 27,3 27,79 29,18 581,8 2093,39 1993,70
Масло растительное и другие жиры 11 7,9 11,76 8,44 74,4 632,75 881,04
В тоже время не удовлетворены потребности населения по производству фруктов и ягод, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы и рыбных продуктов. В животноводстве можно выделить два агропромышленных подкомплекса, включающих в себя всю технологическую цепочку: заготовку кормов, выращивание скота и птицы на репродукцию и откорм, производство сопутствующей продукции (молока, мяса, яиц, шерсти), первичную (убой скота, мытье шерсти) и вторичную (производство различной молочной и мясной продукции) переработку: молочный и мясной [1].
Мясной подкомплекс базируется на развитии скотоводства, свиноводства, птицеводства и овцеводства. Сужение сырьевой базы, разрушение оптимальных связей между производителем и потребителем сельскохозяйственной продукции привело к сокращению производства продукции на перерабатывающих предприятиях.
Другой причиной, влияющей на уменьшение производства, является вывоз сырья в соседние регионы из-за низких закупочных цен на него у предприятий - переработчиков молочной и мясной промышленности. Все эти факторы обусловливают то, что для ряда крупных и средних предприятий из-за крайне низкой загруженности среднегодовых мощностей грозит угроза закрытия. В частности, в среднем по области мощности по выпуску майонеза и сыра сычужного были загружены лишь на треть, по производству колбасных изделий - на 17,1 %. Наиболее низкий уровень использования характерен для мощностей по производству масла животного - 10 и менее процентов.
Из-за вывоза сырья в другие регионы (г. Москву) производство мясной и молочной продукции из собственного сырья не позволяет полностью удовлетворить потребности населения области в ней. При коэффициенте самообеспечения мясом и мясопродуктами 92,8 %, а молочной про-
дукцией в пересчете на молоко 102,1 %, в области сложилась не рациональная структура ввоза - вывоза: вывоз - сырье, ввоз формирует готовая продукция перерабатывающих предприятий. Из-за дефицита сырья коэффициент использования существующих мощностей по переработке животноводческой продукции крайне низок.
В послании Президента РФ была поставлена задача в течение ближайших 4-5 лет полностью обеспечить страну отечественным продовольствием, по крайней мере, по основным продуктам питания. Сегодня эта тема приобрела особое звучание, потому что продовольственная безопасность - это некий индикатор независимости. При этом приоритетной задачей аграрной политики России является не только обеспечение населения основными продуктами питания, но и восстановление утраченных позиций в составе ведущих экспортеров продовольствия.
Стратегические приоритеты в обеспечении политики импортозамещения включают в себя решение четырех аспектов:
- стимулирование агротоваропроизводите-лей с целью обеспечения достаточности продуктов питания;
- обеспечение физической доступности продуктов питания для всех категорий населения;
- обеспечение экономической доступности продовольствия;
- обеспечение безопасности питания [4].
Для реализации данных приоритетов в Тамбовской области необходимо решить следующие стратегические задачи развития агропромышленного комплекса:
1. Формирование необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, а также повышение ее качества: увеличение объема производства основных, рентабельных видов продукции сельского хозяйства преимущественно за счет роста уро-
жайности соответствующих культур, увеличение продуктивности птицы и скота; снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции, увеличение ее рентабельности до необходимого для обеспечения устойчивого развития данного сектора уровня; проведение мероприятий, направленных на повышение качества производимой продукции; предоставление соответствующих гарантий по эффективной реализации сельскохозяйственной продукции, продажа зерна государству на интервенционных условиях; осуществление взаимовыгодных расчетов сдатчиков и заготовителей за реализованную сельскохозяйственную продукцию.
2. Достижение условий для устойчивого развития сельских территорий области, повышения качества и уровня жизни их населения: снижение дифференциации в условиях жизни и деятельности городского и сельского населения касательно величины реальных доходов, уровня обеспеченности жильем и социальными услугами инфраструктуры образования, культуры, здравоохранения и т. п.; повышение уровня и качества жизни сельского населения по следующим основным направлениям: увеличение уровня развития социальной инфраструктуры, а также инженерного обустройства сельской местности; осуществление всесторонней поддержки благоустройства и комплексной застройки села; выделение финансовых ресурсов на проведение мероприятий по строительству дорог, электролиний, объектов соцкуль-тбыта и жилых помещений, водоснабжению, газификации, из средств местного, регионального и бюджетов, а также внебюджетных источников; увеличение уровня оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, обеспечение роста величины социальных выплат нуждающимся категориям занятых.
3. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства. Поддержание почвенного плодородия, развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации: поддержания почвенного плодородия земель; обеспечения консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов сельского хозяйства; развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.
4. Реализация комплексных мероприятий по совершенствованию наиболее приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса: поддержка племенного и мясного животноводства, осуществление противоэпизоотических мероприятий, развитие растениеводства, осуществление поддержки элитного семеноводства, увели-
чение производства таких культур, как сахарная свекла, зерно всех видов, семена подсолнечника, а также осуществление поддержки закладки и уходи за многолетними насаждениями.
5. Обеспечение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса региона, в частности, повышение доступности кредитных ресурсов, технологическая и техническая отрасли сельского хозяйства Тамбовской области [5].
Одним из необходимых условий успешной реализации политики импортозамещения на территории Тамбовской области является углубление производственной специализации территорий региона. Сам по себе процесс углубления специализации является характерным для всех отраслей народного хозяйства. В то же время вектора развития специализации, а также формы ее проявления в агропромышленном секторе существенно различаются от других отраслей нашей экономики.
В частности, например, в промышленности разделение труда приводит к достаточно узкой специализации. Однако в условиях агропромышленного комплекса узкая специализация не всегда является рациональной и представляет собой неоспоримое преимущество. Это связано, в частности, с тем, что земля выступает здесь главным и естественным фактором производства. В сфере промышленности земельные ресурсы применяются лишь как плацдарм для возведения объектов отрасли. Производство в сельском хозяйстве осуществляется на обширных территориях, что предопределяет использование техники и машин с иными характеристиками, чем в промышленном производстве. Кроме того, рабочий период в большинстве отраслей значительно менее продолжительный, чем в сельском хозяйстве. Всем этим предопределяется технология, иная система машин, другие методы и формы использования и организации труда по сравнению с большинством отраслей промышленности [6]. Адам Смит в связи с этим отмечал: «...земледелие по самой природе своей, не допуская ни такого многообразия разделения труда, ни столь полного отделения друг от друга различных работ, как это возможно в мануфактуре. Невозможно вполне отделить занятие скотоводством от хлебопашца...» [7]. В связи с этим, специализация в области агропромышленного производства происходит через развитие, чаще всего, ограниченного числа ведущих подотраслей вместе с иными, которые их дополняют. Иными словами, для обеспечения эффективного развития региона является необходимым присутствие не одной, а двух-трех отраслей, которые рационально между собой переплетаются.
Таким образом, реализация предложенных мер будет способствовать достижению важных социальных и экономических результатов Тамбовской области в условиях политики импотроза-мещения: обеспечению населения региона качественными продуктами питания в объемах, соответствующих рациональным нормам потребления; снижение зависимости от импорта продовольствия; повышение потенциала аграрного сектора региона и его ориентация на импортозамещающую модель развития.
Литература
1. Виноградова А. А., Кудрова Н. А., Меркулова Е. Ю. Типологизация точек роста экономики аграрно-промышленных регионов с учетом производственной специализации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 2. С. 17-26.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
3. Статистический ежегодник, 2014: стат. сборник. Тамбов, 2014.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120. URL: http://www.garant.ru.
5. О результатах и основных направлениях деятельности управления сельского хозяйства на 20132015 гг.: доклад начальника Управления сельского хозяйства Тамбовской области. Тамбов, 2013.
6. Кузьменкова В. Д. Роль территориально -отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 5. С. 145-149.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. IV. М.: ЭКСМО, 2007.
References
1. Vinogradova А. А., Kudrova N. А., Merkulova E. Yu. Tipologizatsiya tochek rosta ekonomiki agrarno-promyshlennykh regionov s uchetom proizvodstvennoj spetsializatsii [Typologization of points of growth of economy of agrarian and industrial regions taking into account production specialization] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. T. 10. № 2. S. 17-26.
2. Ofitsial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstven-noj statistiki [Official site of Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru.
3. Statisticheskij ezhegodnik [Statistical annual], 2014: Stat. sbornik. Tambov, 2014.
4. Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti Ros-sijskoj Federatsii [Doctrine of food security of the Russian Federation]: ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 № 120. URL: http://www.garant.ru.
5. O rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti upravleniya sel'skogo khozyajstva na 20132015 gg. [About results and main activities of Department of Agriculture on 2013-2015] Doklad nachal'nika Upravleniya sel'skogo khozyajstva Tambovskoj oblasti. Tambov, 2013.
6. Kuz'menkova V. D. Rol' territorial'no-otraslevogo razdeleniya truda v agropromyshlennom proizvodstve [Role of territorial and branch division of labor in agro-industrial production] // Vestnik Аltajskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta. 2013. № 5. S. 145-149.
7. Smit А. Issledovaniye o prirode i prichinakh bo-gatstva narodov [Research about the nature and the reasons of wealth of the people]. Kn. IV. M.: EKSMO, 2007.
* * *
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE TAMBOV REGION IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION
CHUKANOVA KRISTINA VYACHESLAVOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KUDROVA NADEZHDA ANATOLYEVNA Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article considered the policy of import substitution as the form of protectionism realized at the expense of internal resources, presented prospects of development of one of agrarian and industrial regions - the Tambov region in the conditions of the policy of import substitution realized by the state. Authors made the conclusion on sufficient resource base of products of agro-industrial sector of economy of the Tambov region which characterized by potential competitive advantages both on internal, and on external markets on separate categories of the food. The article revealed that in modern conditions the agro-industrial complex of the Tambov region doesn't fully ensure own food security; thus the capacity of agrarian and industrial complex doesn't realize far completely, by separate types of the food the high level of dependence on import remains. Authors also made the conclusion on opportunities of agrarian sector of the Tambov region of production of six groups of foodstuff (bread and grain products, potatoes, vegetables and melon cultures, meat and meat products, sugar and confectionery, vegetable oil
and other fats) for personal consumption of the population and for satisfaction of requirements of the population of other territories of Russia. The article presented restrictions of production of the specified groups of goods, offered strategic problems of development of agro-industrial complex of the Tambov region which decision will promote realization of strategic priorities of food security of the region. Authors proved that one of necessary conditions of successful realization of policy of import substitution in the territory of the Tambov region is deepening of production specialization of territories of the region. They made the conclusion that realization of the measures offered in work will promote achievement of important social and economic results of the Tambov region in the conditions of import substitution policy: to providing the population of the region with qualitative food in volumes, to the meeting rational standards of consumption; to decrease in dependence on import of the food; to increase of potential of agrarian sector of the region and its orientation to import-substituting model of development.
Key words: region, import substitution, food security