8. Semishev, M.V., Semisheva, V.M. Innovative approaches to teaching psychological and pedagogical disciplines / Actual problems of improvement of quality of specialists in University. Materials of international scientific-practical conference. 2005. P. 157-160.
УДК 338.984
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Prospects for the Development of the Economy of the Bryansk Region
Подобай H.B., к.э.н., доцент N. V. Podobai
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243345 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а
Bryansk State Agrarian University
Аннотация. В статье проводится анализ различных секторов экономики Брянской области. Обосновываются основные направления ее развития. Брянской области свойственны большинство параметров и особенностей российской экономики. При этом присутствуют и нюансы, обусловленные спецификой географического положения региона и его природными ресурсами. В связи с этим и реакция на изменения в макроэкономической ситуации отличается от реакции экономик большинства других регионов в пределах имеющихся объективных различий и нюансов.
Summary. The analysis of different economic sectors of the Bryansk region is given in the article. The main directions of its development are substantiated. The Bryansk region is characterized by most of the parameters and characteristics of the Russian economy. At the same time there are nuances, determined by the specific geographical position of the region and its natural resources. In this regard, the reaction to changes in the macroeconomic situation differs from the reactions of the economies of most other regions within the objective differences and nuances.
Ключевые слова: Брянская область, экономическая эффективность, производительность, уровень заработной платы, финансовое положение.
Key words: Bryansk region, economic efficiency, productivity, level of wages, the financial situation.
Брянской области свойственны большинство параметров и особенностей российской экономики. При этом присутствуют и нюансы, обусловленные спецификой географического положения региона и его природными ресурсами. В связи с этим и реакция на изменения в макроэкономической ситуации отличается от реакции экономик большинства других регионов в пределах имеющихся объективных различий и нюансов.
Как и в целом по России, заметный прирост характерен для сельского хозяйства. Область вышла на производство 1,3 млн. т. картофеля, растет производство зерна и мяса. В планах на ближайшие годы выйти на 1,5 млн. т. картофеля и 1,0 млн. т. зерна. При стабильном росте мирового потребления зерна и его экспорта увеличение производства в Брянской области может быть (до определенного уровня) экономически оправданным [2, с. 19-20; 10, с. 21-25].
Определить, какой объем производства считать приемлемым, возможно только после преодоления имеющей место экономической турбулентности и стабилизации основных макроэкономических и ценовых параметров и пропорций. Но ожидать чрезмерно больших перспектив не следует, поскольку потенциально себестоимость производства зерна в Брянской области на 10-15% выше, чем в черноземных областях [8, с. 33-34; 4, с. 127-131].
Негативным образом это обстоятельство отражается и на перспективах дальнейшего увеличения производства мяса, которое требует слишком больших объемов субсидирования со стороны государства. В противном случае, уже ощущаемый производителями кризис перепроизводства и усиливающаяся межрегиональная конкуренция не оставляют мясной отрасли АПК Брянской области шансов на успех в долгосрочной перспективе [12, с. 84-90; 9, с. 31-33].
Что касается увеличения производства картофеля, то его временное перепроизводство в России не должно служить препятствием для наращивания объемов производства в Брянской области. Это обусловлено тем, что условия региона позволяют получать стабильно высокие урожаи этой культуры при наименьшей по стране себестоимости производства [6, с. 383-385].
Наиболее отрицательно кризис отразился на транспорте и сфере его обслуживания. На протя-
жении последних лет область развивалась как транзитная территория между Россией, Украиной, Белоруссией и Евросоюзом. В результате кризиса, внешнеторговый оборот региона в 2015 году по сравнению с докризисным 2012 годом сократился на 38%. Но для транзитного региона не менее важно катастрофическое падение общероссийского импорта в рублях почти в 2 раза, а в долларовом исчислении в 3,8 раза за этот же период.
Сильнее всего пострадал железнодорожный транспорт. Так, на пограничной станции Суземка из трех составителей поездов два попадают под сокращение. Более того, в РЖД рассматриваются планы по демонтажу второй колеи на направлении Москва-Брянск-Киев, поскольку количество пассажирских поездов сократилось почти в 3 раза.
Аналогичная ситуация на грузовой станции Сельцо. Вследствие уменьшения объема грузоперевозок сотрудники вынуждены совмещать функции, что не всегда допустимо с точки зрения безопасности железнодорожного транспорта. Так, помощник машиниста вынужден выполнять и работу составителя, и обходчика, устанавливая под колесами вагонов тормозные башмаки и проверяя работу тормозной системы состава.
Не лучше ситуация и с автомобильным транзитом. В результате резкого уменьшения потока транзитных автомобилей существенно уменьшился оборот автозаправок, а также предприятий придорожной торговли и сервиса.
Специфика промышленности Брянской области заключается в том, что ее большая часть связана с обслуживанием железнодорожного транспорта и строительства. Поскольку именно эти отрасли экономики России наиболее пострадали в результате кризиса, а перспективы роста за счет импорто-замещения в этих секторах экономики исключены, многие промышленные предприятия Брянской области оказалась в трудном положении.
Реакция на кризис в промышленности не такая быстрая, как в сфере услуг и на транспорте. Тем не менее, негативные тенденции просматриваются и в этом секторе экономики региона. Так, специализирующийся на выпуске грузовых вагонов Брянский машиностроительный завод (БМЗ) теряет значительную часть рынка сбыта ввиду сокращения объема грузовых перевозок. Экономическими последствиями для корпорации «Трансмашхолдинг» (в состав которого входит БМЗ) резкого уменьшения спроса стала невозможность в полном объеме выполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами. В результате в начале 2015 года произведена реструктуризация долга перед банками, что не дает повода для оптимизма.
Трудности возникают и у предприятий, сориентированных на выпуск потребительских товаров. Так, вследствие девальвации рубля Брянский камвольный комбинат, прекратил импорт шерсти из Аргентины. Это существенно сужает ассортимент выпускаемой продукции и неизбежно отразится негативно на экономических перспективах предприятия.
Единственным крупным предприятием, потенциальная потребительская база которого имеет тенденцию к росту, является завод «Брянсксельмаш», который вышел на второе место в России по объему выпуска зерноуборочных комбайнов. Однако и здесь не все однозначно, поскольку предприятие является филиалом белорусской фирмы «Гомсельмаш» с ограниченной локализацией производства в Брянске. Результатом развития социально - экономических процессов в регионе стало прогрессирующее отставание в уровне заработной платы в Брянской области от среднего уровня по ЦФО, особенно от Москвы. За три года разрыв увеличился на 1,5%
Ухудшение материального положения населения является не только проблемой для торговли и сервиса, но и главным побудительным мотивом для миграции в другие регионы [13, с.41-52]. Причем, если раньше речь шла, по большей части, о представителях рабочих профессий, то в настоящее время усилился отток в Москву лишившихся работы преподавателей вузов. Эта негативная тенденция обеднения интеллектуального потенциала региона в дальнейшем может негативно отразиться на перспективах его развития.
Одной из функций экономического кризиса является побуждение к изменению структуры экономики. Отчасти это достигается путем банкротства и ликвидации бесперспективных предприятий, отчасти - путем расширения фирм, подтвердивших свою состоятельность и конкурентоспособность. Кроме того, могут возникнуть и новые предприятия и целые отрасли, деятельность которых в докризисный период была, по тем или иным причинам, не актуальна.
При выходе из кризиса все участники экономики движутся в одном направлении, однако имеют при этом разную мотивацию. Для частного инвестора регион может стать привлекательным в связи с резким снижением на его территории социальных стандартов для населения, уменьшением цены местной рабочей силы и арендной платы, облегчением доступа к ресурсам и т.п. Для региональной администрации главной целью посткризисного восстановления экономики становится стимулирова-
ние создания рабочих мест с уровнем оплаты труда не мотивирующим трудоспособное население на миграцию и расширяющим налоговую базу. Федеральный центр заинтересован в увеличении числа финансово достаточных регионов и снижении трансфертной нагрузки на федеральный бюджет. Проанализируем перспективы трансформации структуры экономики Брянской области с учетом возможности достижения устойчивого симбиоза разнонаправленных интересов ее субъектов.
Если оценивать перспективы Брянской области, то для формирования экономики рентного типа у нас слишком мало соответствующих природных ресурсов. Наличные лесные ресурсы достаточны только для функционирования местных деревообрабатывающих предприятий, которые не способны предложить рынку эксклюзивный продукт с высокой добавленной стоимостью. Более того, их техническое перевооружение обеспечивается за счет импорта технологий и оборудования. Таким образом, в лесном комплексе Брянской области реализуется «Китайский» вариант экономики, базирующийся на доступных ресурсах и низком уровне оплаты труда.
Аналогичная ситуация в промышленности и сельском хозяйстве. Эксклюзивная, инновационная продукция в номенклатуре изделий Брянских предприятий отсутствует, а попытки представить в качестве таковой продукцию Брянского машиностроительного завода (БМЗ) несостоятельны. Новые тепловозы БМЗ действительно снабжены более экономичными двигателями, но это не отечественные разработки, а выпуск продукции по лицензии зарубежных фирм вновь выводит нас на «Китайский» вариант трудозатратной и ресурсозатратной, а главное - малодоходной экономики.
В сельском хозяйстве также импортируются семена, пестициды, техника и прочие ресурсы, в связи с чем, функционирование производства напрямую зависит от поставок наукоемкой продукции транснациональными корпорациями типа «Джон Дир» или «Монсанто». Без импорта соответствующих пищевых добавок не сможет устойчиво функционировать мясное животноводство.
В связи с этим ориентация на приоритетное развитие АПК не решает главной социальной задачи региона - создания достаточного числа высокооплачиваемых рабочих мест. Об этом свидетельствуют как структура ВВП США (сельское хозяйство дает только 1,2% от ВВП США), [8, с. 33-34] так и сравнение между собой аграрных и индустриально развитых штатов этой страны.
Кроме того, уровень оплаты труда и его условия не способствуют созданию стабильных коллективов. В частности, молодые специалисты приходят в фирму на одни условия, а в процессе работы (в погоне за сверхприбылью) работодатели начинают их изменять в худшую сторону. Это заключается в чрезмерном совмещении обязанностей, ненормированном рабочем дне и многих других нюансах, побуждающих молодых людей покидать регион. Монопсония рынка сельского труда и полное отсутствие защиты работников, как со стороны несуществующих профсоюзов, так и со стороны государственных органов в ближайшее время может создать в АПК большой кадровый дефицит.
По мнению министра экономического развития РФ А. Улюкаева драйвером экономического роста должны стать инвестиции в инфраструктурные проекты. При этом не рассматривается проблема источников их окупаемости, ведь привлечение частных инвестиций с неизбежностью ставит вопрос о платном пользовании указанными объектами инфраструктуры. Между тем, пока это не удается эффективно реализовать даже в Подмосковье, где чрезмерно высокая оплата за пользование скоростной дорогой до Зеленограда так и не позволила пока разгрузить бесплатное Ленинградское шоссе. Чтобы принудительно «выдавить» автовладельцев на платную трассу, на старой магистрали даже выставили временные резко ограничивающие скорость движения знаки, обозначающие ведение ремонтных работ, которые фактически там не ведутся.
То есть, по сути, реальными «инвесторами» инфраструктурных проектов должно, в конечном итоге, стать наше малообеспеченное население, что неизбежно негативно отразится на его покупательной способности и внутреннем спросе на товары и услуги. В связи с этим представляется целесообразным осуществлять этот вариант стимулирования экономики посредством неинфляционного (по сути, принудительного) вовлечения в оборот «излишних» накоплений населения только после максимально возможной реализации проектов импортозамещения.
Альтернативой конфискации сбережений населения на нужды инфраструктурного строительства является внешнее заимствование, что, в конечном итоге, лишает страну значительной доли суверенитета, а ее население - потенциальных доходов и перспективы достижения приемлемого уровня жизни [1, с. 336-340].
В качестве одного из гипотетических вариантов развития для региона рассматривалось его участия в китайском проекте «Шелковый Путь», однако пока единственная реально строящаяся в рамках этого проекта автомагистраль пройдет в сторону портов Финского залива вдали от Брянской области через Уфу и Казань.
Следует отметить, что для построения экономики транзитного типа необходимо иметь эксклю-
зивные географические преимущества. Так, Сингапур расположен в узком проливе, через который ежегодно проходят десятки тысяч судов, которые необходимо обслуживать. Для сохранения монопольного транзитного статуса Сингапура Великобритания даже заключила соглашение с Таиландом о запрещении Китаю строительства канала через перешеек Кра, существенно сокращающего маршрут из Европы и Западной Азии на Дальний Восток и подрывающего финансовое благополучие города-государства Сингапур. К сожалению, варианты маршрута «Шелкового Пути» настолько многочисленны, что о перспективе транзитного статуса Брянской области в обозримом будущем речь не идет. Более того, казавшееся до кризиса преимущество области превратилось в существенный недостаток, ввиду «тупиковости» маршрутов ведущих в нее дорог из соседних российских регионов. В результате, новое предприятие по сборке автомобилей «Мерседес» будет открыто в Московской области (в «шаговой» доступности от большинства потенциальных потребителей), а не в логистически «тупиковой» Брянской области.
Рассчитывать на рекреационный или оффшорный тип экономики Брянская область не может по многим причинам. Если ориентироваться на лесные ландшафты, то велика конкуренция более близких к Москве областей, не подвергшихся радиоактивному загрязнению. Кроме того, вследствие отсутствия в регионе медицинского ВУЗа недостаточен научный потенциал для организации конкурентоспособного медицинского кластера межрегионального значения.
Получить статус «внутреннего оффшора» в сложившейся ситуации также нереально, поскольку внимание правящей элиты сконцентрировано на стимулировании опережающего развития Дальнего Востока. Более того, эти решения усиленно лоббируют как китайцы, так и японцы, жизненно заинтересованные в сохранении в России экономики рентного типа, способной и дальше обеспечивать рынки сбыта для их инновационноемкой продукции.
Библиографический список
1. Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Направления инновационного развития малого бизнеса в сфере услуг // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 (62). С. 336-340.
2. Дьяченко В.В., Дьяченко О.В. Возделывание суданской травы в Брянской области // Аграрная наука. 2013. № 12. С. 19-22.
3. Зелепугин Д.А., Тимошенко H.A., Рыбакова С.А. Организация производственного предпринимательства в России. Теория и практика / Брянск, 2014.
4. Казимирова Т.А., Лебедько Л.В., Подобай Н.В. Механизм кредитного регулирования развития АПК Брянской области. // Инновационные подходы к формированию концепции экономического роста региона: материалы научно-практической конференции. 2013. С. 127-131.
5. Лысенкова С.Н. Современные аспекты концентрации и специализации сельскохозяйственного производства Брянской области // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2. С. 89-92.
6. Мельгуй А.Э., Дворецкая Ю.А. Основные приоритеты государственной налоговой политики. // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 383-385.
7. Мишина М.Ю., Кузнецова О.Н., Ковалева H.H., Мельгуй А.Э. Влияние системы налогообложения в виде ЕСХН на развитие сельскохозяйственных организаций // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 6. С. 31-38.
8. Наумкин A.B. Совершенствование форм и методов господдержки развития сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 3. С. 33.
9. Наумкин А. Государственно-частное партнерство при проведении модернизации сельского хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2012. № 1. С. 31-33.
10. Оксанич Н.И., Наумкин A.B., Завгороднева О.В., Фетисов Д.Н. Механизм рационального размещения отраслей АПК при программно-целевом методе управления.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 1. С. 21-25.
11. Ожерельев В.Н., Ожерельева М.Н., Подобай Н.В. Пути повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей (обсуждение результатов научно-практической конференции) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 3. С. 32-35.
12. Ожерельев В.Н., Ожерельева М.В., Подобай Н.В. Найти резервы развития фермерства в Нечерноземье // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 10. С. 84-90.
13. Ожерельев В.Н., Ожерельева М.В., Подобай Н.В. Предпосылки к структурно-институциональным преобразованиям в АПК России и основные причины их непоследовательности.// Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. № 4 (2011). С. 41-52.
14. Подобай Н.В., Ожерельева М.Н. Пути повышения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств Брянской области // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 3. С. 44-52.
15. Подобай Н.В. Конкурентные позиции фермеров Брянской области на перспективных продовольственных рынках // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 1. С. 85-93.
16. Тимошенко Н.А. Кооперация сельхозпредприятий с хозяйствами населения как один из элементов оздоровления сельского хозяйства // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 32-35.
17. Храмченкова А.О. Комплексный подход к нормированию труда как элементу хозяйственного механизма // Научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. Курск. 2010. С. 69-72.
18. Храмченкова А.О., Соколов Н.А. Становление регионального рынка молока и молочных продуктов / Н.А. Соколов [и др.] // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 6 (2015). С. 53-59.
References
1. Gudkova O.V., Ermakova L.V., Mel'guj AJe. Napravlenija innovacionnogo razvitija malogo biznesa v sfere uslug // Gumanitarnye nauchnye issledovanija. 2016. № 10 (62). S. 336-340.
2. Djachenko V.V., Djachenko O.V. Vozdelyvanie sudanskoj travy v Brjanskoj oblasti // Agrarnaja nauka. 2013. № 12. S. 19-22.
3. Zelepugin D.A., Timoshenko N.A., Rybakova S.A. Organizacija proizvodstvennogo predprinimatel'stva v Rossii. Teorija ipraktika /Brjansk, 2014.
4. Kazimirova T.A., Lebed'ko L.V., Podobaj N.V. Mehanizm kreditnogo regulirovanija razvitija APK Brjanskoj oblasti. // Innovacionnye podhody k formirovaniju koncepcii jekonomicheskogo rosta regiona: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013. S. 127-131.
5. Lysenkova S.N. Sovremennye aspekty koncentracii i specializacii sel'skohozjajstvennogo proizvodstva Brjanskoj oblasti //Problemy prognozirovanija. 2015. № 2. S. 89-92.
6. Mel'guj A.Je., Dvoreckaja Ju.A. Osnovnye prioritety gosudarstvennoj nalogovoj politiki. //Nauchno-tehnicheskij progress: aktual'nye i perspektivnye napravlenija budushhego: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h tomah. 2016. S. 383-385.
7. Mishina M.Ju., Kuznecova O.N., Kovaleva N.N., Mel'guj A.Je. Vlijanie sistemy nalogooblozhenija v vide ESHNna razvitie sel'skohozjajstvennyh organizacij//Buhuchet v sel'skom hozjajstve. 2016. № 6. S. 31-38.
8. Naumkin A.V. Sovershenstvovanie form i metodov gospodderzhki razvitija sel'skogo hozjajstva v uslovijah vstuplenija v VTO //Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. 2013. № 3. S. 33.
9. Naumkin A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo pri provedenii modernizacii sel'skogo hozjajstva // Mezhdunarodnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal. 2012. № 1. S. 31-33.
10. Oksanich N.I., Naumkin A.V., Zavgorodneva O.V., Fetisov D.N. Mehanizm racional'nogo razmeshhenija otraslej APK pri programmno-celevom metode upravlenija.// Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. 2012. № 1. S. 21-25.
11. Ozherel'ev V.N., Ozherel'eva M.N., Podobaj N.V. Puti povyshenija dohodnosti sel'skohozjajstvennyh tovaroproizvoditelej (obsuzhdenie rezul'tatov nauchno-prakticheskoj konferencii) // Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. 2016. № 3. S. 32-35.
12. Ozherel'ev V.N., Ozherel'eva M.V., Podobaj N.V. Najti rezervy razvitija fermerstva v nechernozem'e // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2011. № 10. S. 84-90.
13. Ozherel'ev V.N., Ozherel'eva M.V., Podobaj N.V. Predposylki k strukturno-institucional'nym preobrazovanijam v APK Rossii i osnovnye prichiny ih neposledovatel'nosti.// Vestnik Brjanskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii. 2011. № 4 (2011). S. 41-52.
14. Podobaj N.V., Ozherel'eva M.N. Puti povyshenija jeffektivnosti funkcionirovanija krestjanskih (fermerskih) hozjajstv Brjanskoj oblasti // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2013. № 3. S. 44-52.
15. Podobaj N.V. Konkurentnye pozicii fermerov Brjanskoj oblasti na perspektivnyh prodovol'stvennyh rynkah // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2012. № 1. S. 85-93.
16. Timoshenko N.A. Kooperacija sel'hozpredprijatij s hozjajstvami naselenija kak odin iz jelementov ozdorovlenija sel'skogo hozjajstva //Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2011. № 5. S. 32-35.
17. Hramchenkova A.O. Kompleksnyj podhod k normirovaniju truda kak jelementu hozjajstvennogo mehanizma // Nauchnoe obespechenie agropromyshlennogo proizvodstva: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk. 2010. S. 69-72.
18. Hramchenkova A.O., Sokolov N.A. Stanovlenie regional'nogo rynka moloka i molochnyh produktov /N.A. Sokolov [i dr.] // Vestnik Brjanskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii. 2015. № 6 (2015). S. 53-59.