С.И. Самыгин
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация
В статье проводится анализ основных направлений развития человеческого потенциала Ростовской области и его роли в экономическом развитии региона на период до 2020-го года.
Annotation
The main trends in the problem of the human potential development in Rostov region and the role of the potential in economic development of the region in the period up to 2020 are investigated in the article.
Ключевые слова
концепция человеческого потенциала, социально-экономическое развитие региона, демографическая политика, кадровая политика, рынок труда Ростовской области, кадровый потенциал региона, численность трудовых ресурсов.
Key words
Human potential concept, socio-economic development of the region, demographic policy, staffing policy, labour market of Rostov region, staffing potential of the region, number of human resources.
На современном этапе развития российской экономики регионы приобретают все большую самостоятельность, определяя приоритеты своего развития и стремясь обеспечить самодостаточность региональной экономики. Значительную роль в обеспечении инновационного развития региональной экономики играет именно человеческий потенциал, способствующий обеспечению качественных параметров экономического роста.
Значительный вклад в определение понятия человеческого потенциала и его роли в развитии экономической системы был внесен концепцией «человеческого развития», получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки
зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными». В соответствии с выводами А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.
В России проблемы развития человеческого потенциала активно разра-
батывается Институтом человека (до 2004) и Институтом философии РАН. Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретикометодологическом и прикладном плане.
Развитию концепции человеческого потенциала во многом способствовало то, что начиная с 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) издаёт ежегодные всемирные «Доклады о человеческом развитии». Обоснованный в рамках этой концепции комплексный подход к человеку и к человеческому обществу во многих странах был признан настолько конструктивным и перспективным, что начиная с 1995 г. издаются национальные доклады о человеческом развитии - в том числе во всех государствах Европейского региона ПРООН и в том числе и в России.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономи-
ческого развития Российской Федерации на период до 2020-го года развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов:
-направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
-улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации
здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.
Создание комфортной и безопасной социальной среды также связано со значительным снижением уровня преступности, повышением эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая принятие не-
обходимых технических регламентов в этой сфере, а также развитие системы страхования гражданской ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов.
Согласно указанной Концепции, стратегической целью в перспективе до 2020-го г. является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни и надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан. В понимании авторов Концепции необходимый уровень комфортности и социального благополучия может быть обеспечен при достижении следующих целевых ориентиров: снижения уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007-го г. до 6 - 7% в 2020-м г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения, с 22% в 2007-м г. до 15% в 2020-м г., увеличения среднего класса к 2020-му г. до более половины населения; дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных), которая снизится с 16,8 раза в 2007-м г. до 12 раз в 2020-м г.; адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающих реально нуждающимся семьям), которая достигнет к 2012-му г. в среднем по стране 70
- 80% (в 2007-м г., по экспертным оценкам, - 40 - 50%), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020-му г. - 100% (в
2007 г., по экспертным оценкам, - 60%).
Важную роль в реализации федеральной стратегии развития человеческого потенциала играет региональный уровень ее реализации.
На примере Ростовской области можно рассмотреть, основные приоритеты развития человеческого потенциала и его роли в экономическом развитии региона.
Так, в соответствии с Проектом стратегии социально-экономического
развития Ростовской области на период до 2020-го года стратегическими целями демографической политики являются стабилизация численности населения к 2016 году и создание условий для ее роста к 2020-му, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2016-му -до 71,1 года, к 2020-му - до 72 лет.
Достижение целей демографической политики Ростовской области в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития,
включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-
эпидемиологической обстановки.
В основу демографической политики Ростовской области положены следующие принципы:
- комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
- концентрация на приоритетах -выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
- своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
- координация действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Важнейшей составляющей развития региональной экономики является устойчивость и сбалансированность
рынка труда, обеспечивающие конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в регионе. Вместе с тем рынок труда развивается и трансформируется под действием экономических, социальных и демографических факторов.
Численность трудовых ресурсов Ростовской области в 2010-м году составила 2 699,6 тыс. человек, или 63,1% от общей численности населения (с учетом предварительных итогов ВПН -2010). Основной составляющей трудовых ресурсов является население трудоспособного возраста - 93,5%. В общей численности трудовых ресурсов доля занятого экономической деятельностью населения в 2010 году по оценке составила 69,9%, или 1 886,5 тыс. человек. Динамика трудовых ресурсов находится в прямой зависимости от происходящих демографических процессов. В рассматриваемом периоде начиная с 2004 года по 2007 год наблюдался рост численности трудовых ресурсов на 1,2%, или в абсолютном выражении - на 32,6 тыс. человек. Начиная с 2008 года в Ростовской области наметилась тенденция снижения количественных характеристик трудового потенциала, в результате чего по итогам 2010 года к уровню 2007-го численность трудовых ресурсов в регионе снизилась на 0,3%, или на 8,6 тыс. человек. Указанная тенденция сохранится в средне- и долгосрочной перспективе в связи с тем, что формирование трудовых ресурсов будет проходить в декомпенсационных условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не восполняется вхождением в эту возрастную группу новых контингентов, вследствие малочисленности граждан, рожденных в начале 90 годов. По прогнозу Федеральной службы государственной статистики в Ростовской области в 2014 году численность трудоспособного населения составит 2 468,4 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2010 годом на 56 тыс. человек
или 2,2%. Соответственно, будет происходить и сокращение трудовых ресурсов, которые по прогнозу в 2014 году составят 2 663,8 тыс. человек, что на 35,8 тыс. человек, или 1,3% меньше в сравнении с 2010-м.
В разрезе видов экономической деятельности рынок труда имеет следующую структуру. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по полному кругу предприятий и организаций в 2010 году (январь-декабрь) составила 1 170 325 человек, из которой более 92% приходится на следующие виды деятельности: обрабатывающие производства - 16,8%; образование - 12,6, оптовая и розничная торговля (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) - 11,2; здравоохранение и предоставление социальных услуг - 10,2;
транспорт и связь - 9,0%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 8,6; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование - 8,0; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6,1; строительство -5,2; производство и распределение электроэнергии газа и воды - 4,4% (рис. 6.1). В 2010 году (январь-декабрь) произошло сокращение среднесписочной численности работников на 2,8% к уровню 2009 года. В наибольшей степени негативная динамика в анализируемом периоде связана с сокращением на 4,5% среднесписочной численности работников обрабатывающих производств. В частности, наиболее существенное снижение показателя в обрабатывающем секторе наблюдается в «Производстве машин и оборудования», «Производстве прочих неметаллических минеральных продуктов», «Производстве транспортных средств и оборудования» и «Металлургическом производстве и производстве готовых металли-
ческих изделий». В то же время необходимо отметить положительную динамику роста среднесписочной численности работников в «Производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака», а также «Производстве резиновых и пластмассовых изделий». В разрезе остальных базовых видов деятельности сохраняется негативная динамика снижения показателя за исключением сектора «государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования», «производства и распределения электроэнергии, газа и воды» и «рыболовства и рыбоводства».
Одной из важных составляющих кадрового потенциала региона и одновременно одним из ресурсов решения проблемы кадрового дефицита являются безработные граждане, зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения. При этом необходимо отметить качество свободной рабочей силы Ростовской области, отражающее высокий образовательный уровень населения. Так, более половины официально зарегистрированных безработных граждан имеют высшее и среднее профессиональное образование, при этом за последние три года (с 2008 по 2010) доля безработных граждан, имеющих высшее образование, выросла с 22,0 до 27,3%. Кроме того, в составе безработных сохраняется значительная доля молодежи в возрасте от 18 до 29 лет (27,0-30,0%), которая отличается более высокой мобильностью и гибкостью к повышению профессиональных компетенций и требованиям рынка труда.
К 2014-му году ожидается снижение численности трудоспособного населения, не занятого трудовой деятельностью и учебой на 3,9% по сравнению с 2010-м (с 608,1 тыс. чел. в 2010 до 584,1 тыс. человек в 2014-м году), в том числе благодаря реализации в Ростовской области мероприятий, направленных на снижение напряженности на региональ-
ном рынке труда. При этом рост занятости будет происходить на фоне ежегодного сокращения числа трудовых ресурсов.
Одним из источников компенсации сокращения предложений на рынке труда должно стать привлечение иностранной рабочей силы. Привлечение иностранных работников может компенсировать нехватку как высококвалифицированных специалистов, так и неквалифицированных рабочих.
Таким образом, в качестве основного долгосрочного социальноэкономического тренда на рынке труда Ростовской области следует ожидать рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости. Уже сейчас рынок труда Ростовской области динамично развивается и трансформируется в силу создания новых производств на территории региона, модернизации старых предприятий, формирования рынка услуг, развития новых форматов торговли и т. д. Именно поэтому в регионе на протяжении последних лет отличаются показатели зарегистрированной безработицы ниже, чем в среднем по России. Дальнейшее развитие рынка труда региона при неутешительных демографических трендах приведет к усилению кадрового дефицита. При этом даже в случае восстановления и сохранения миграционного потенциала территории в силу тенденции старения населения миграционный приток не будет компенсировать естественную убыль. Эти тренды на рынке труда будут развиваться на фоне медленного сокращения численности населения области, роста нагрузки содержания неработающих пенсионеров на бюджет и социальную сферу.
Ключевой проблемой на рынке труда, сдерживающей долгосрочное устойчивое социально-экономическое
развитие Ростовской области, является профессионально-квалификационный и
территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
1. Кадровый дефицит на рынке
труда. Спрос на трудовые ресурсы в регионе постоянно растет, и на рынке труда уже ощутим дефицит квалифицированных рабочих и работников инженерных специальностей. Это подтверждается как низкими показателями регистрируемой безработицы - 1,3% (в Российской Федерации - 2,1%), так и высокой долей вакансий по рабочим профессиям в составе потребности, заявленной в органы службы занятости населения (более 70%). Данный процесс в связи с демографическими тенденциями (превышением показателей смертности населения над показателями рождаемости и снижением миграционного притока в область) будет усиливаться. Наиболее проблемными с точки зрения поиска и привлечения персонала уже являются (и в перспективе эта тенденция сохранится) традиционные производства (некоторые обрабатывающие производства, сельское хозяйство,
транспорт), которые характеризуются не самыми благоприятными условиями труда и невысокой заработной платой. Как правило, данные виды деятельности уже характеризуются высоким средним возрастом работающих. Серьезный кадровый дефицит будет испытывать основная зона экономического развития региона - Ростовская агломерация. Кадровый вопрос будет актуальным для монопрофильных городов Гуково и Зверево при реализации комплексных инвестиционных планов модернизации.
2. Квалификационный дисбаланс является одним из факторов, сдерживающих реализацию трудового потенциала Ростовской области в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов. Наиболее остро квалификационный дисбаланс выражается в нехватке рабочих кадров. Так, из общего количества вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы
занятости, более 70% приходится на рабочие профессии, что не соответствует структуре предложения рабочей силы. Наибольшее число заявок поступило от предприятий оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, транспорта и связи, сельского хозяйства, строительства. Наиболее востребованными профессиями являются: продавец, повар, оператор швейного оборудования, слесарь-ремонтник, электрик, фрезеровщик, токарь, электрогазосварщик, монтажник, бетонщик, слесарь механосборочных работ, сверловщик, заливщик металла, токарь, водитель, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, животновод, овощевод и др. При сохранении сложившейся ситуации в перспективе ожидается обострение квалификационного дисбаланса на региональном рынке труда. Так по предварительным оценкам в ближайшие четыре года экономика области будет нуждаться более чем в 100 тыс. специалистах по 350 рабочим профессиям.
Указанная диспропорция на рынке труда во многом объясняется, с одной стороны, несоответствием спроса на образовательные услуги в разрезе специальностей потребностям рынка труда, обусловленного как экономическими причинами (уровень оплаты труда, социальные гарантии), так и социальными (престижность профессии, социальный статус). В свою очередь, высшее образование, реагируя на социальный запрос со стороны учащихся и не имея точных квалификационных требований, характеризующих новые рабочие места, формирует неадекватную региональной экономике структуру специальностей, по которым ведется подготовка кадров. После окончания вузов выпускники вынуждены работать не по специальности, либо уезжать из региона, либо работать на должностях, не требующих высшего образования. С другой стороны, система образования оказывается инертной по
отношению к рынку труда, в результате чего возникает существенный временной лаг в перестройке структуры и состава предлагаемых специальностей.
3. Территориальный дисбаланс главным образом обусловлен недостаточной трудовой мобильностью населения и высоким уровнем дифференциации социально-экономического развития различных муниципальных образований. Так, в 2009 году по показателю напряженности на рынке труда разрыв между минимальным значением в Новочеркасске - 0,8 человек на одну вакансию, и максимальным в Обливском районе - 38,5, составлял 48 раз. Также значительная (почти двукратная) дифференциация наблюдается между уровнем зарегистрированной безработицы в городских округах и муниципальных районах. В разрезе муниципальных образований самая высокая потребность заявлена работодателями в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Каменске-Шахтинском, Волгодонске, Новошах-тинске и в Белокалитвинском, Красно-сулинском, Сальском, Усть-Донецком, Морозовском, Миллеровском районах.
Стратегической целью кадровой политики в Ростовской области является повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение уровня общей безработицы, обеспечение экономики Ростовской области высококвалифицированными кадрами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- снизить уровень общей безработицы за счет создания новых производств;
- организовать профессиональную подготовку и переподготовку, повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
- усилить ответственность участников социально-трудовых отношений;
- повысить социальную и профессиональную мобильность населения Ростовской области;
- регулировать приток иностранной рабочей силы на территорию области с учетом потребностей рынка труда;
- улучшить условия и охрану труда работающих, предупредить производственный травматизм.
Основой устойчивого социальноэкономического развития региона являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения, позволяющие преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы. Это, в свою очередь, предполагает:
- развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной безработицы;
- создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к прие-
му на работу граждан, имеющих ограничения по трудовой деятельности;
- развитие трудовой мобильности.
Библиографический список
1.Сен А. Об этике и экономике. -М.: Наука, 1996.
2.Сен А. Развитие как свобода. -М.: Новое издательство, 2004.- С.63.
3.Распоряжение правительства РФ от
17.11.2008 №1662-р (ред. От 08.08.2009) №О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-го года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020-го года» // Собрание законодательства РФ .2008. №47. Ст.5489.
4. Постановление Законодательного соб-
рания Ростовской области от 30 октября 2007-го года № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития Ростовской области на период до 2020-го года» // Наше время.2007.15 декабря.
5. Постановление Законодательного соб-
рания Ростовской области № 1752 от 24 ноября 2011-го г «О внесении изменения в постановление Законодательного собрания Ростовской области « Об утверждении стратегии социально-
экономического развития Ростовской области на период до 2020-го года» Наше время. 2011.29 декабря
Bibliographic list
1.Sen, A. About ethics and economics, Moscow, Nauka, 1996.
2.Sen, A. Development of freedom, Moscow, Novoe izdatelstvo, 2004.
3.Decree of the Government of the Russian Federation from 11/17/2008 № 1662-p (red. 08/08/2009) «About the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation up to 2020» (with the «Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation up
to 2020» // Sobranije zakonodatelstva RF, 2008, № 47, art. 5489.
4.Resolution of legislative association of Rostov region from 30/10/2007 № 2067 «About confirmation of the strategy of socio-economic development of Rostov region up to 2020» // Nashe vremya, 15/12/2007.
5.Resolution of legislative association of Rostov region № 1752 from 24/11/2011 «About the changes in resolution of legislative association of Rostov region «About confirmation of the strategy of socioeconomic development of Rostov region up to 2020» // Nashe vremya, 29/12/2011